Россия научная план урока 10 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

ГлавнаяМетодическое пространствоМетодические материалыМатериалы для организации дистанционного обучения. История (10–11 классы)

Материалы для организации дистанционного обучения. История (10–11 классы)

Класс

Название урока

Ссылка на учебные материалы

Причины Первой мировой войны

Первая мировая война 1914–1916 гг.

Первая мировая война 1916–1918 гг.

Итоги Первой мировой войны

Революции и распад империй

Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.

Страны Запада в 1920-е гг.

Авторитарные режимы в Европе. Фашизм

Мировой экономический кризис и Великая депрессия

Новый курс Ф. Рузвельта в США

Великобритания в 1930-е гг.

Китай в первой трети XX в.

Национально-освободительное движение в Индии

Страны Латинской Америки в первой трети XX в.

Нарастание агрессии в мире. Германский нацизм

Гражданская война в Испании

Наука в первой трети XX века

Культура первой трети XX века. Архитектура и искусство

Причины и начало Второй мировой войны

Вторая мировая война: боевые действия в 1939–1942 гг.

Вторая мировая война: боевые действия в 1942–1945 гг.

Итоги Второй мировой войны

Россия и мир накануне Первой мировой войны

Россия в Первой мировой войне

Великая российская революция 1917 г. Свержение монархии

Великая российская революция 1917 г. От февраля к октябрю

Великая российская революция 1917 г. Приход к власти большевиков

Первые революционные преобразования большевиков

Причины и начало Гражданской войны

Гражданская война 1918–1922 гг.

Итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков

Национальная политика в 1920-е гг.

Политическое развитие в 1920-е гг.

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

Коллективизация сельского хозяйства

Политическая система СССР в 1930-е гг.

Репрессии 1930-х гг.

Советская культура в 1930-е гг.

СССР и мировое сообщество в 1929–1939 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 г. – ноябрь 1942 г.)

Поражения и победы 1942 г.

Человек и война: единство фронта и тыла

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 г. – 1943 г.)

Народы СССР в борьбе с фашизмом

Третий период Великой Отечественной войны. Окончание Второй мировой войны

Итоги и последствия Великой Отечественной войны

Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны

Начало холодной войны. Международные отношения в 1945–первой половине 1950-х гг.

Международные отношения в 1950–1960-е гг.

Международные отношения в 1960–1980-е гг.

Окончание холодной войны и международные отношения в 1990-е гг.

Кризисы 1970–980-х гг. Становление информационного общества

Экономическая и социальная политика стран Запада: неоконсервативный поворот

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие цели: охарактеризовать президентские выборы 2000 г.; объяснить обучающимся сущность курса на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и поли­тическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

Дополнительные цели: охарактеризовать расстановку по­литических сил в парламентских и президентских выборах 1999-2000 гг. и установить динамику ее перемен; определить значение установления государственной символики для новой России; сравнить итоги выборов 2003 г. с результатами выборов в Государственную Думу предыдущих лет.

Основные понятия и термины: государственная символи­ка, вертикаль власти, миграционные потоки.

Основные даты и события:

Август 1999 г. - на пост премьер-министра назначен В. В. Пу­тин.

2000 г. - избрание В. В. Путина Президентом Российской Федерации.

2000 г. - принятие государственной символики страны.

2000 г. - разделение территории России на семь федераль­ных округов с полномочными представителями Президента в них.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

Назовите причины военного конфликта в Чечне.

Расскажите о результатах президентских выборов 1996 г. Какое они оказали влияние на политическую жизнь страны?

II. Изучение нового материала.

Вторая чеченская война.

Парламентские и президентские выборы 1999-2000 гг.

Россия на пути реформ и стабилизации.

Власть и общество: новая модель отношений.

1. Вторая чеченская война.

Задание обучающимся: сравнить характер действий федеральных сил в Чечне во время первой и второй чеченских войн.

2. Парламентские и президентские выборы 1999-2000 гг.

Задание: обучающимся рекомендуется с опорой на текст § 46 (с. 438—439) охарактеризовать расстановку политиче­ских сил на парламентских и президентских выборах 1999-2000 гг., определить динамику ее перемен.

Новые тенденции начали проявляться вскоре после отставки первого Президента РФ Б. Н. Ельцина. 31 декабря 1999 г. обязан­ности Президента РФ стал исполнять премьер-министр В. В. Пу­тин.

Выборы 26 марта 2000 г. принесли В. В. Путину победу, он стал законным Президентом РФ.

За В. В. Путина проголосовало 52,9 % россиян, пришедших на выборы.

За Г. Зюганова - 29,1 %.

За Г. Явлинского - 5, 8 %.

Перед Президентом В. В. Путиным предстал целый ком­плекс внутренних и внешнеполитических проблем:

укрепление вертикали власти;

упорядочение комплекса федеративных отношений;

экономическое преобразование страны;

преодоление социально-экономического кризиса и т. д.

Победа В. В. Путина на президентских выборах в марте 2000 г. привела к восстановлению контроля над государственным аппа­ратом, который был ослаблен в период второго срока правления Б. Н. Ельцина.

3. Россия на пути реформ и стабилизации.

I вариант
изучения данного вопроса

В. В. Путин продолжил курс модернизации, охвативший все основные направления внутриполитической жизни РФ.

Вариативные задания обучающимся:

Вариант А - назовите основные направления политиче­ского курса В. В. Путина.

Вариант Б - с какой целью проведены реформы по уси­лению роли федерального центра?

Вариант В - какое значение для новой России имело ус­тановление ее государственной символики?

Вариант Г - насколько эффективны оказались реформы армии и судебной системы?

Вариант Е - с какой целью принимались меры по реор­ганизации силовых ведомств?

По завершении работы организуется обмен ответами, их об­суждение.

4. Власть и общество: новая модель отношений.
Задание: самостоятельная работа с текстом § 46 (с. 445-

Класс обучающихся рекомендуется разделить на две группы. Обучающиеся заполняют таблицу.

В итоге работы обучающиеся высказывают свое отношение к социально-экономическому развитию современной России.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

Насколько вы чувствуете позитивные изменения в соци­ально-экономической сфере непосредственно в своей повседнев­ной жизни?

С какими проблемами приходится сталкиваться?

Далее обучающиеся знакомятся с информацией о парламент­ских выборах 2003 г.

Задание: сравнить результаты выборов в Государствен­ную Думу 2003 г. с результатами предыдущих лет. Прокоммен­тируйте произошедшие изменения.

III. Закрепление нового материала.

- Назовите основные тенденции социально-экономического
развития современной России (начало 2000 г.).

Домашнее задание: § 45. Знать новые понятия, даты, события. Письменно выполнить задания № 2, 7.

Проанализируйте итоги парламентских выборов 1999 г.

Охарактеризуйте расстановку политических сил. Объясни­те ее причины.

Проанализируйте итоги парламентских выборов 2003 г.

Сравните их с результатами выборов в Государственную Думу предыдущих лет.


XX век – один из самых сложных периодов в истории России. Урок даёт краткую характеристику российской истории с начала XX века и до начала 2019 года.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Введение"

В XX веке Россия столкнулась с суровыми испытаниями, проблемами во всех общественных областях и многочисленными людскими потерями.

За неполные сто лет в многонациональном государстве дважды (в 1917 и 1991 годах) вызревал сильнейший кризис, который под влиянием внешних факторов приводил к его краху. Это, безусловно, влияло и на положение России в мировом сообществе. На протяжении столетия её роль и место на международной арене кардинально изменялись.

События и процессы, происходившие в Российском государстве с 1917 по 1991 год, в такой степени повлияли на общемировое развитие, что они признаны одними из важнейших в XX веке.


Система российской власти на протяжении XX века прошла сложный путь от абсолютного самодержавия через думскую монархию и диктатуру коммунистической партии к правовому государству с республиканской формой правления.

В результате Первой мировой войны и сопутствующих ей революций в мире произошли кардинальные перемены. Так, с карты Европы исчезли четыре империи – Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. А изменения, затронувшие экономику и общество, носили глобальный характер.

Мировое сообщество погрузилось в тотальный кризис, который сопровождался резким снижением уровня жизни, голодом и эпидемиями. Подстраиваясь под новые геополитические условия, экономика многих стран была переориентирована на нужды военной промышленности.

В результате Российская империя потеряла польские, финляндские, белорусские и западноукраинские земли. А после Гражданской войны Российское государство и вовсе оказалось на грани гибели.

Однако благодаря проводимой в 1920-х годах новой экономической политике (нэпу) большевикам удалось восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.

Важным событием, впоследствии повлиявшим на течение мировой истории, стало образование на обломках Российской империи нового федеративного государства – Союза Советских Социалистических республик.

Введение нэпа сопровождалось гибкой национальной политикой, в основе которой лежала идея пролетарского интернационализма.

Пролетарский интернационализм – это концепция, подчёркивающая единство интересов трудящихся разных стран.

В отличие от дореволюционной дискриминационной политики всем народам были предоставлены равные политические и культурные права.

К 1925 году в экономике СССР завершился восстановительный период. По основным показателям она вышла на довоенный уровень.

Для дальнейшей модернизации страны необходимо было обеспечить рост промышленного производства.


В его рамках в мае 1929 года в СССР началась форсированная индустриализация. Средства на её осуществление извлекались из сельского хозяйства путём проведения коллективизации. То есть начался процесс раскулачивания крестьян и привлечение их в колхозы. Коллективизация проводилась жёсткими, часто насильственными методами и нанесла ощутимый удар по сельскому хозяйству.

В итоге индустриализации уже к концу 30-х годов в Советском Союзе появилась мощная промышленность и ускорилась урбанизация. Однако резко упал уровень жизни населения, особенно крестьян.

А при строительстве промышленных предприятий, каналов и дорог, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, зачастую использовался неоплачиваемый труд заключённых из исправительно-трудовых лагерей.

Ускоренная модернизация советского общества не могла проходить без культурной революции, то есть коренных изменений в мировоззрении населения, культуре и образовании.

Ещё в первые годы существования СССР советской властью было начато проведение мероприятий, направленных на формирование новой государственной идеологии. А в рамках культурной революции 1920–1930 годов в СССР был проведён ряд социальных реформ.

Новая Конституция СССР, принятая в 1936 году, отменяла диктатуру пролетариата и провозглашала равенство всех граждан перед законом.

Важной чертой тоталитарной власти стало сращивание партийных и государственных органов. То есть коммунистическая партия полностью контролировала законодательную и судебную власть, а самой партией единолично руководил Сталин.

Однако он смог поднять советский народ на всеобщую борьбу против нацистской Германии во время Великой Отечественной войны. Она стала одним из ключевых этапов Второй мировой войны, крупнейшего вооружённого конфликта в истории человечества.


Советский Союз сыграл решающую роль в победе над нацистским блоком. Однако далось ему это колоссальными человеческими жертвами и разрушенной экономикой. В то же время на мировой арене политическое значение СССР резко возросло. Советский Союз стал одним из самых крупных и влиятельных государств наравне с США и Великобританией. Поэтому СССР принимал активное участие и в послевоенном обустройстве мира. Важным шагом здесь было подписание Устава Организации Объединённых Наций в 1945 году.

Но всё же Вторая мировая война навсегда изменила мир. Страны-победительницы – СССР и США – начали борьбу за господство в мире. Это привело к его расколу на два противоборствующих лагеря – коммунистический и капиталистический.

Трудности возвращения к мирной жизни в самом Советском Союзе усложнялись наличием огромных людских и материальных потерь, а также нелёгкими задачами восстановления экономики.

Возрождение хозяйства проходило на фоне укрепления культа вождя. Однако благодаря невероятным усилиям и самоотдаче советского народа удалось восстановить экономику и промышленное производство страны.

Характерной чертой не только для сталинского периода, но в целом для всего времени существования советского государства, стало формирование идеи о скором наступлении светлого будущего – коммунизма.

Отлаженная работа огромной идеологической машины через средства массовой информации, литературу и искусство внедряла в сознание советского человека, что надо преодолеть временные трудности и немного потерпеть для будущей счастливой жизни.

Никита Сергеевич Хрущёв в некоторой степени оправдал ожидания советского общества. За время его нахождения у власти произошла относительная либерализация политической и общественной жизни. Это проявилось в ослаблении тоталитарной власти и цензуры, ликвидации ГУЛАГа, реабилитации жертв политических репрессий, осуждении культа личности Сталина.

В то же время эта стабильность была достигнута за счёт сохранения существующих социально-политических и экономических структур, что к началу 1980-х годов привело государство в состояние глубокого экономического и идеологического кризиса.


Внешняя политика СССР в 1950–1980-х проводилась в условиях конфронтации со странами НАТО.

В противовес капиталистическому блоку под влиянием Советского Союза сложился военно-политический блок социалистических государств; была создана межправительственная экономическая организация (Совет экономической взаимопомощи).

Кроме этого, гонка вооружений со странами НАТО требовала немалых капиталовложений в развитие военной и топливной промышленности. Из-за этого социальная сфера государства финансировалась из оставшихся средств. Такое непропорциональное распределение денежных ресурсов между отраслями народного хозяйства в итоге привело к дисбалансу в экономике.

Увеличение экспорта нефти и газа с целью пополнения бюджета вело к зависимости СССР от изменений мировых цен на энергоносители.

После краха Советского Союза наступил новый важный этап в истории российской государственности. На обломках СССР было образовано 15 суверенных республик. В их числе была и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, которая с 25 декабря 1991 года стала официально называться Российской Федерацией. Россия стала продолжателем и правопреемником СССР.


Среди главных политических итогов развития Российского государства в 1990-х годах можно выделить: ликвидацию советской экономической системы; постройку фундамента для развития рыночной экономики; упразднение Верховного Совета – высшего советского органа власти, наделённого законодательными, а также частично исполнительными и контролирующими функциями; принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации; формирование государственной системы управления, основанной на принципе разделения властей; оформление российского парламентаризма и многопартийности. В то же время ослабла роль государства в социально-экономической и общественно-политической жизни.

К концу девяностых годов это привело к острому экономическому и политическому кризису.

К 2008 году правительству удалось стабилизировать ситуацию в стране. Однако начавшийся в том же году мировой экономический кризис замедлил рост российской экономики. С 2008 года одним из ведущих направлений политики стало инновационное развитие.

Читайте также: