Россия как партнер нато кратко

Обновлено: 05.07.2024

Отношения между Россией и НАТО составляют, пожалуй, одну из главных интриг международной политики в нынешнюю эпоху, наступившую после развала СССР и окончания холодной войны. За последние полтора десятка лет эти отношения переживали свои пики и падения и подобно маятнику колебались от чуть ли не немедленного присоединения России к альянсу до ситуаций на грани военной конфронтации и возвращения к "холодной войне".

Содержание

Введение
История взаимоотношений России и НАТО
Россия, США, НАТО и Евросоюз: Изменение стратегического курса или временная конъюнктура
Перспективы отношений России и НАТО
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат история НАТО.docx

Реферат по истории

Тема: Россия как партнер НАТО

    1. Введение
    2. История взаимоотношений России и НАТО
    3. Россия, США, НАТО и Евросоюз: Изменение стратегического курса или временная конъюнктура
    4. Перспективы отношений России и НАТО
    5. Заключение
    6. Литература

Отношения между Россией и НАТО составляют, пожалуй, одну из главных интриг международной политики в нынешнюю эпоху, наступившую после развала СССР и окончания холодной войны. За последние полтора десятка лет эти отношения переживали свои пики и падения и подобно маятнику колебались от чуть ли не немедленного присоединения России к альянсу до ситуаций на грани военной конфронтации и возвращения к "холодной войне".

Поворотным пунктом в формировании современной системы международных отношений в Европе стал 1989 г., когда в течение нескольких месяцев в странах тогдашней Восточной Европы произошла полная смена политических режимов, в результате чего перестал существовать так называемый советский блок. Этот поворот стал необратимым, когда в ноябре того же года Берлинская стена перестала быть политической реальностью и осталась просто архитектурным сооружением, предназначенным на снос. Наконец, в декабре 1989 г. на встрече президентов СССР и США у берегов Мальты "холодная война" была официально похоронена. Символическую черту под первым десятилетием после "холодной войны" подвел косовский кризис. Название сербской провинции, таким образом, указывает на географический эпицентр потрясения, которое затронуло не только Югославию и южные Балканы, но фактически всю Европу, а также США и Россию.

То, как произошел распад Советского Союза, вселяло уверенность в управляемости процессов реорганизации мирового геополитического пространства. Демонтаж огромной ядерной державы с тысячелетней историей осуществился в основном упорядоченно, главным образом благодаря тому, что Российская Федерация - ядро СССР и историческая метрополия этого евразийского колосса - спокойно "отпустила" свои бывшие окраины.

Иначе развивались события в Югославии, где была предпринята неудачная попытка сохранить единство федерации, силой обуздав центробежные тенденции. На рубеже 90-х годов Югославия была в целом более либеральным, более рыночным и более компактным образованием, чем Советский Союз. Тем не менее, именно бывшая СФРЮ стала очагом многих конфликтов, заставивших мир содрогнуться и приведших к вмешательству извне.

В Европе процесс расширения НАТО на восток, начавшийся в 1993 г.; осуществленное американцами в 1995 г. силовое принуждение сербов, хорватов и мусульман к миру в Боснии и Герцеговине; поражение Москвы в чеченской войне создавали новую ситуацию. Не ОБСЕ, а НАТО становилось центральным несущим элементом новой архитектуры европейской безопасности. Протесты России против строительства Европы с "разделительными линиями", предостережения президента Б. Ельцина насчет опасности "холодного мира" (после принятия решения о расширении НАТО в 1994 г.) и даже "третьей мировой войны" (во время бомбардировок Боснии в 1995 г.) не возымели эффекта. Россия была вынуждена приспосабливаться к новой ситуации, где у нее оставалось все меньше рычагов влияния на международные отношения, а ее собственная зависимость от внешнего мира беспрецедентно возросла.

Приспособление России к такой ситуации оказалось особенно трудным из-за затянувшегося и глубокого экономического спада и растущего несоответствия между остаточным великодержавным мышлением значительной части элиты и существенно сокращавшимися возможностями государства. Партнерство с США не состоялось, поскольку оно не могло не быть асимметричным, что не устраивало российские верхи, и поскольку Вашингтон постепенно перестал рассматривать Россию как надежного и важного партнера. Начиная с 1993 г. в отношениях между Россией и США наметилась тенденция к постепенному отчуждению, которую до сих пор так и не удалось переломить.

Эти отношения сумели пережить многое: октябрьский кризис 1993 г. в Москве и чеченскую войну, расширение НАТО и односторонние американские удары по Ираку, - но с каждым разом нормализация двусторонних отношений, пусть даже поверхностная, давалась Кремлю и Белому дому все тяжелее. Каждый новый кризис увеличивал пассив этих отношений, ничего, не добавляя в актив. По существу российско-американские отношения оказались поражены системным кризисом, выход из которого пока не просматривается. В известном смысле символом реального состояния отношений между США и Россией стала судьба Договора СНВ-2, подписанного в январе 1993 г. и превратившегося затем в заложника внутриполитической борьбы между Кремлем и оппозиционно настроенным российским парламентом. Кроме того, Государственная дума, возможности которой влиять на формирование внешней политики России ограниченны, откладывала рассмотрение договора всякий раз, когда США прибегали к применению силы в Ираке или на Балканах.

Косовский кризис 1999 г. стал первым откровенно жестким столкновением России и Америки после окончания "холодной войны". Взрыв антиамериканизма был лишь спровоцирован ударами НАТО по Югославии - он был подготовлен расширением альянса, которое Москва тщетно пыталась предотвратить, американо-британскими налетами на Ирак без санкции ООН, наконец, августовским финансовым крахом 1998 г. в России и последовавшим за ним тяжелым экономическим кризисом. Этот кризис в предельно жесткой форме продемонстрировал зависимость России от Запада и в первую очередь от США. Многие россияне восприняли такую зависимость как унизительную. В свою очередь, многие эксперты и официальные лица в США сочли кризис окончательным свидетельством провала российских реформ. Конфликт из-за Косово закрепил новую историческую "расстыковку" России и США, оставив без ответа вопрос о том, как будет выглядеть новая модель российско-американских отношений.

Нужно признать: СССР в период перестройки и Россия на первом идеалистическом этапе демократических реформ сами оттолкнули от себя бывших союзников по Варшавскому Договору. Да, в этих странах прошли так называемые бархатные революции, в результате которых пали прежние режимы. Но разрыв взаимовыгодных связей во многих областях был больше результатом наших собственных необдуманных решений. Роспуск СЭВ, отмена клиринга, переход на долларовый расчет - все это сегодня приходится квалифицировать как явное забегание вперед. Наступила пауза в торгово-экономических отношениях, на которую наложились геополитические осложнения после распада СССР - экспансия НАТО и ослабление России в результате ошибок слишком амбициозных реформаторов. Страны ЦВЕ, одни в большей, другие в меньшей степени, дистанцировались от России.

Торговый оборот у новой России с этим регионом резко сократился. Постепенно сузилось и поле для взаимодействия в политической сфере. Среди восточноевропейских политиков бытовали довольно противоречивые рассуждения. Одни упрекали Россию: НАТО, мол, трансформируется в политическую организацию, стало быть, никакой угрозы безопасности России не представляет и потому не стоит преувеличенно реагировать на вступление новых членов. Другие политики, в основном в Польше и отчасти в Чехии, мыслили стереотипами разделенной Европы, позволяя себе высокомерно судить, кто достоин войти в число "цивилизованных государств", а кто нет.

В конце прошлого столетия НАТО утратила конкретного врага в лице советского блока. Для сохранения альянса необходимо было срочно найти новые сферы применения для своего военного потенциала.

Одним из таких направлений было выбрано миротворчество, что и нашло отражение в стратегических концепциях НАТО 1991 и 1999 годов. НАТО, стремясь играть ключевую роль в системе европейской безопасности, пытается изменить суть миротворческой концепции ООН, узаконить самостоятельную роль в разрешении любых возникающих в мире конфликтов, осуществить переход к применению силы для наказания непослушной или несговорчивой стороны конфликта. Известно, что правовым основанием для миротворчества и других подобных операций является Устав ООН.

Само НАТО после 1991 года переживало не самые лучшие времена, находясь в трудном поиске своего нового места и роли в изменившихся международных условиях. Балканский кризис, а затем и события после 11 сентября 2001 года продемонстрировали упавшую ценность НАТО для США, которые уверились в своей способности самостоятельно и без особой помощи партнеров решать свои военно-политические задачи.

Разногласия внутри НАТО по вопросу о войне в Ираке еще больше углубили проблемы в отношениях между США и рядом ведущих стран альянса. В Вашингтоне принялись формировать в НАТО лояльный себе "актив" из числа бывших стран Варшавского Договора и республик бывшего СССР. С другой стороны, и европейское руководство НАТО увидело в расширении блока путь к повышению жизнеспособности альянса через приток "свежей крови".

Однако резкое расширение рядов альянса вызвало не только внутренние трудности, но и усилило трения с Россией, поскольку в Москве с непониманием воспринимают придвижение блока вплотную к своим западным границам. Расширившееся НАТО теперь фактически уперлось в Россию, что поставило на повестку дня вопрос: а что дальше? Конфронтация, партнерство или союз? На этом фоне отношения между Россией и Североатлантическим блоком в последнее время заметно активизировались, поскольку каждая из сторон осознает необходимость диалога для отстаивания своих интересов и поиска компромиссных решений.

Цель данного реферата – рассмотреть отношения России и НАТО.

Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:

- описать историю взаимоотношений России и НАТО;

- рассмотреть стратегический курс России, США, НАТО и Евросоюза;

- проанализировать перспективы отношений России и НАТО.

1. История взаимоотношений России и НАТО

В 1949 году, когда создавался блок НАТО, СССР выступил с решительным осуждением его организаторов. Однако уже в 1954 году СССР предпринял попытку отойти от жесткой конфронтационной политики, создать общеевропейскую систему безопасности. В январе 1954 года на совещании министров иностранных дел США, СССР, Англии и Франции был предложен соответствующий проект, который, однако, был отклонен западной стороной.

31 марта 1954 года СССР выдвинул альтернативный проект, в котором Советское правительство выразило готовность рассмотреть совместно с заинтересованными странами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре. В этом случае, как говорится в нотах Советского правительства правительствам США, Англии, Франции, "Организация Североатлантического договора перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения других европейских стран, что наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира".

20 декабря 1991 года президент России Борис Ельцин в своем обращении к министрам иностранных дел стран - членов НАТО выразил готовность рассматривать вопрос о вступлении России в НАТО как долгосрочную политическую цель. 22 июня Россия и НАТО подписали рамочный документ программы "Партнерство ради мира" и специальный протокол, который давал Москве более широкие полномочия, чем другим участникам, и признавал за ней статус "крупной державы". Однако при этом России не было предоставлено право голоса при принятии решений НАТО. 31 мая 1995 года введена в действие индивидуальная программа партнерства НАТО - Россия и документ "Области широкого, углубленного диалога и сотрудничества Россия - НАТО". 10 декабря 1996 года в Брюсселе на сессии Совета НАТО достигнута договоренность о начале переговоров России и НАТО о заключении Основополагающего акта Россия - НАТО.

27 мая 1997 года в Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО президентом РФ Борисом Ельциным, генеральным секретарем НАТО Хавьером Соланой и представителями 16 стран - членов НАТО. Центральную часть Акта составляет раздел, посвященный военно- политическим аспектам. Акт содержит гарантии НАТО по неразмещению ядерного оружия на территории новых членов альянса. Государства - члены НАТО подтверждают, что не имеют намерений, планов и причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов и не имеют необходимости изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику НАТО, а также не предвидят необходимости делать это в будущем. НАТО приняла решение о том, что не имеет намерений, планов или причин создавать места хранения ядерного оружия на территориях этих стран ни путем строительства новых объектов хранения ядерного оружия, ни путем приспособления старых объектов хранения ядерного оружия. Согласно Основополагающему акту Россия - НАТО, созданы Совместный постоянный совет (СПС) НАТО - Россия и Совместный постоянный военный комитет Россия - НАТО (СПВК).

История создания и цели организации Североатлантического альянса. Развитие отношений с Россией. Расширение НАТО на восток. Конфликт в Грузии и Косово. Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Крымский кризис и военный конфликт на Востоке Украины.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.01.2016
Размер файла 25,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РОССИЯ КАК ПАРТНЕР НАТО

Выполнила: Боева Алевтина, группа П-25

Преподаватель: Венедиктова Е.И.

1. Развитие отношений с Россией

2. Расширение НАТО на восток

3. Конфликт в Грузии

4. Конфликт в Косово

5. Договор об обычных вооруженных силах в Европе

6. Современные отношения

7. Крымский кризис

8. Военный конфликт на Юго-Востоке Украины

Список использованной литературы

Введение

нато россия конфликт

До 1 апреля 2014 года в число основных направлений сотрудничества входили: борьба с терроризмом; оборонная реформа; военное сотрудничество; подготовка работников афганских, центрально-азиатских и пакистанских органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков; противоракетная оборона театра военных действий/противоракетная оборона; борьба с пиратством; кризисное регулирование; нераспространение ОМУ; управление использованием воздушного пространства; гражданское чрезвычайное планирование; научное сотрудничество и экологическая безопасность.

Ни в одном из концептуальных документов Российской Федерации НАТО не фигурирует в ряду внешнеполитических приоритетов нашей страны. Для этого отношения с Североатлантическим альянсом слишком противоречивы, недостаточно определен их потенциал и позитивные целеустановки, а вес проблем и разногласий, напротив, довольно высок.

Однако тема отношений России с НАТО всегда была актуальной и влияла на глобальную политику, и на сегодняшний день она стала еще более острой на фоне так называемого украинского кризиса, когда отношения достигли наивысшего накала.

Чтобы разобраться, почему это произошло и к чему это привело, обратимся к истории развития отношений между НАТО и Россией и главным проблемам, стоящим между ними.

1. Развитие отношений с Россией

В советский период политика США и практически любые действия НАТО рассматривались в советской литературе как враждебные и агрессивные. Вместе с тем, еще в 1954 году СССР предпринял попытку отойти от политики жесткой конфронтации с Западом. На совещании министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции советские дипломаты предложили проект вступления СССР в НАТО, но он был отклонен. Основные причины отказа - тоталитарный характер советского режима и идеологические расхождения.

России удалось сосредоточить работу с альянсом на тех направлениях, которые отвечают долгосрочным интересам как Российской Федерации, так и стран - членов НАТО: это, прежде всего, борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, нераспространение оружия массового уничтожения.

После гибели Варшавского договора и распада СССР, отношения России и НАТО не были однозначными. С начала 1990-х эти отношения то теплели, то охладевали из-за острых проблем и конфликтов интересов, которые сильно влияли на партнерство. Рассмотрим важнейшие из них.

2. Расширение НАТО на восток

С падением коммунистических режимов политики в Восточной и Центральной Европе стали настойчиво требовать принять их страны в НАТО и тем самым обезопасить их от любой возможной агрессии России в будущем. Членство в НАТО также воспринималось как знак приверженности западным ценностям и стандартам.

В 1999 году, спустя 10 лет после падения Берлинской стены, в НАТО были приняты три страны бывшего Варшавского договора: Венгрия, Чехия и Польша.

В 2004 году были приняты еще несколько стран бывшего соцлагеря - Болгария, Румыния и Словакия, три страны Балтии - Литва, Латвия и Эстония, а также Словения - осколок бывшей социалистической Югославии.

Прием в НАТО стран Балтии разозлил Кремль особенно: они входили в состав самого Советского Союза и рассматривались Москвой как часть "ближнего зарубежья". Так российские политики называют 14 постсоветских государств; подразумевается, что эти страны не должны действовать в ущерб стратегическим интересам России.

В начале 2008 года НАТО приглашало к вступлению и Грузию. Кремль расценил это как явную провокацию; так же там смотрят и на сотрудничество между НАТО и Украиной.

В августе премьер-министр Украины Арсений Яценюк обратился к парламенту с просьбой снять формальные препоны для обращения в НАТО с заявкой на членство. Процесс присоединения Украины к НАТО был заморожен прежним лояльным Москве президентом Виктором Януковичем, свергнутым в феврале нынешнего года после массовых протестов в Киеве.

3. Конфликт в Грузии

Одной из причин российско-грузинского конфликта называют антагонизм Михаила Саакашвили с Владимиром Путиным

Скоротечная российско-грузинская война в августе 2008 года сильно испортила отношения между Россией и НАТО.

Россия вмешалась в конфликт на стороне двух отколовшихся регионов - Абхазии и Южной Осетии. Российская армия быстро разгромила грузинские войска, пытавшиеся восстановить контроль над Цхинвали.

После этого российские силы двинулись дальше и в какой-то момент находились в непосредственной близости от Тбилиси.

Запад посчитал эти действия непропорциональными. Вскоре Россия признала Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств, но страны, последовавшие ее примеру, можно пересчитать по пальцам одной руки. В реальности конфликт остается замороженным.

В ответ на российские действия НАТО приостановила деятельность Совета Россия-НАТО, созданного в 2002 году. Россия, в свою очередь, приостановила военное сотрудничество с НАТО в ряде областей. Через несколько месяцев замороженные отношения оттаяли.

4. Конфликт в Косово

Россия, историческая союзница Сербии, стойко поддерживает ее позицию по Косово.

Сербия никогда не признавала отделение Косово, ставшее фактом после вмешательства НАТО в 1999 году. В 2008 году Косово провозгласило независимость, но Белград это не признает, хотя и согласился не препятствовать вступлению Косово в ЕС. Россия и многие другие страны также не признают независимость Косово.

Натовские бомбардировки Югославии в 1999 году вызвали взрыв негодования в России. Военное сотрудничество с НАТО тогда было приостановлено.

Косово населено преимущественно этническими албанцами. В 1999 году там вспыхнуло вооруженное восстание. НАТО вмешалась на волне возмущения жестокостью сербских сил безопасности, после того как в соседние страны устремились потоки беженцев.

Когда было достигнуто соглашение о выводе из Косова сербских сил и вводе миротворцев из России и НАТО, российские десантники на короткое время заняли аэропорт Приштины. Напряженность, порожденную этим инцидентом, вскоре удалось разрядить.

5. Договор об обычных вооруженных силах в Европе

Договор ограничивал количество боевой техники по ряду ключевых категорий в указанных регионах Европы. Он был подписан в 1990 году странами НАТО и Варшавского договора, а в 1999 переработан с учетом принятия в ряды НАТО бывших советских сателлитов.

В 2007 году РФ наложила мораторий на участие в договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и связанных с ним международных договоров. Решение было вызвано "исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность РФ". При этом Москва не отказывалась от принятия адаптированного ДОВСЕ и ждала, когда он будет воспринят партнерами по НАТО. На основе нового документа должен был быть осуществлен переход от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений и техники для каждого государства-участника.

Однако НАТО, в отличие от России, отказалась согласовать эти изменения.

6. Современные отношения

На сегодняшний день безусловно самой главной проблемой, вставшей между НАТО и Россией - это конфликт на Украине, который обострил отношения настолько, что они были фактически разорваны.

На Западе все громче начали звучать призывы переориентировать систему европейской противоракетной обороны против России. Страны-инициаторы обращения (Прибалтика и Польша) признали, что ощущают угрозу, которая исходит от Кремля.

Страны Североатлантического альянса, между тем, решили создать европейские силы быстрого реагирования, цель которых - сдерживание России. Предполагается, что численность группировки составит около 10 тысяч военнослужащих, в ее формировании примут участие Великобритания, Дания, прибалтийские страны, Норвегия и Нидерланды.

На саммите НАТО в Уэльсе 4-5 сентября, на который Россия уже не была приглашена, ее обозначили как одну из главных угроз мирового сообщества, наряду с терроризмом (в выступлении президента США Барака Обамы).

К такому негативному и воинственно настроенному отношению стран-членов НАТО привели конфликты на Украине и непосредственное участие в них России.

7. Крымский кризис

В результате событий февраля 2014 года к власти на Украине пришла бывшая оппозиция, которая 23-27 сменила исполнительные органы власти Севастополя и Автономной Республики Крым. Местное население отказалось признать легитимность нового украинского правительства и обратилось за содействием и помощью к руководству России.

Местные органы власти в сжатые сроки организовали и провели 16 марта референдум о статусе Крыма, предложив населению Крыма ответить на вопрос о возможности его выхода из состава Украины и вхождения в состав России. 17 марта на основании результатов референдума и Декларации о независимости, принятой 11 марта, была в одностороннем порядке провозглашена суверенная Республика Крым, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом. 18 марта был подписан договор между РФ и Республикой Крым о принятии Республики Крым в состав России, в соответствии с которым в составе России были образованы новые субъекты -- Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

8. Военный конфликт на Юго-Востоке Украины

События Евромайдана обострили противоречия между поддержавшей противников президента Януковича Западной Украиной, на которую опиралась часть оппозиции, и пророссийски настроенной Юго-Восточной Украиной, где были сильны позиции Януковича и его сторонников. В феврале произошла смена власти, к которой пришла оппозиция. Если в столице, в северных, центральных и западных регионах Украины новые власти страны, заявившие о возобновлении движения в сторону евроинтеграции, пользовались определённой поддержкой населения и быстро упрочили своё положение, то на юго-востоке характер прихода к власти бывшей оппозиции, её первые решения и содействие радикальным организациям украинских националистов вызвали недовольство и акции протеста против новых властей, которые и переросли в вооруженный конфликт.

НАТО отреагировала на конфликт достаточно резко, тут же обвинив Россию если не в разжигании, то в поддерживании военных действий со стороны повстанцев, а также в вводе войск на территорию Украины:

Командующий войсками НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав отметил, что поведение вооружённых людей позволяет указать на их связь с российской армией. По его оценке, то, что происходит в Восточной Украине является хорошо спланированной и организованной военной операцией. Он охарактеризовал действия России как гибридную войну, которая ведётся с помощью дипломатии, пропаганды, военных и экономики.

Заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу рекомендовал Москве вернуть войска в казармы и публично осудить насилие со стороны вооружённых повстанцев на востоке Украин.

Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен высказал мнение, что вооруженный конфликт на востоке Украины является частью курса президента России В. В. Путина на порождение и поддержание замороженных конфликтов в соседних с Россией странах постсоветского пространства, как инструмента влияния России в этих странах.

Не дождавшись от России выполнения требования о выводе войск с Украины и признания референдума в Крыме нелегитимным, НАТО разорвал отношения с Россией:

Заключение

Стоит отметить двойственность пути развития НАТО, с одной стороны оно провозглашает ценности свободы, прав человека, демократии, но в то же время, поскольку эта организация позволяет осуществлять перераспределение военных ресурсов многих стран, альянс может быть использован в качестве инструмента давления на ту или иную страну в интересах "больших" стран, подписавших Североатлантический договор и, прежде всего, США. Необходимо отметить, что риски, связанные с этим, в конечном итоге могут сказаться и уже сказываются на будущем альянса и всего мира.

Прочный мир в Европе -- благородная цель. Она может быть достигнута только при условии взаимоуважения и учета законных интересов. Нашей целью должно быть создание общего пространства, в котором люди, капиталы и энергия смогут свободно перемещаться между Европой -- с ее старыми связями с США -- и Россией, сближающейся с Азией.

Список использованной литературы

2. Заявление по итогам встречи в верхах в Страсбурге/Келе. Обнародовано главами государств и правительств, участвовавшими в заседании Североатлантического совета в Страсбурге/Келе 4 апреля 2009 года.

3. Активное участие, современная оборона. Стратегическая Концепция Обороны и Обеспечения Безопасности Членов Организации Североатлантического Договора. Утверждена в Лиссабоне в 2010 г.

5. И. Солтановский. Отношения Россия - НАТО: размышления в связи с двойным юбилеем // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. - Выпуск 28 (44), июль 2012 г. С. 2.

6. Charles Kupchan. Decision Time: NATO's hard choices / NATO Review. 2009. No.2.

7. NATO 2020: Assured Security; Dynamic Engagement. Analysis and Recommendations of the Group of Experts on a New Strategic Concept for NATO. 17 May 2010.

Подобные документы

Главные периоды в формировании Северо-Атлантического альянса. Государства-основатели НАТО. Политика НАТО по отношению к другим странам. Современная концепция блока. Сохранение участия Соединенных Штатов Америки в делах европейской безопасности.

курсовая работа [46,1 K], добавлен 08.02.2014

Конфликт между Данией и Гренландией. Русско-эстонский, Югославский и Приднестровский конфликты. Вопрос отделения Баварии. Межэтнический конфликт в Бельгии. Конфликт в Стране басков. Вооружённый конфликт на востоке Украины. Национальный вопрос во Франции.

презентация [10,1 M], добавлен 10.04.2016

Предпосылки военного конфликта между Россией и Грузией, взаимоотношения сторон до него. Боевые действия между вооружёнными силами России и Грузии по материалам периодической печати. Способы урегулирования, итоги и последствия вооружённого конфликта.

дипломная работа [88,2 K], добавлен 10.07.2017

Глобальное противостояние сверх держав – СССР и США. Противостояние военно-политических блоков – Организации Варшавского Договора и Организации Североатлантического Договора. Два наиболее важнейших конфликта ОВД с НАТО: Берлинский и Карибский кризисы.

реферат [22,8 K], добавлен 28.10.2011

Национальный вопрос в Российской Федерации. Эволюция понятия "межнациональный конфликт". Межнациональные конфликты на постсоветских территориях. Внутрироссийский конфликт в Чечне и Грузии. Позиция Запада в отношении внутрироссийских военных конфликтов.

Россия имеет постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 23 декабря 2011 года возглавлял известный российский политик, Чрезвычайный и Полномочный Посол Дмитрий Рогозин. [1] С 2012 года пост занимает Александр Грушко [2] [3]

  • в воздушном пространстве
  • в области тыла и материально-технического обеспечения
  • в области противоракетной обороны

Содержание

История

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года - Совет евроатлантического партнерства). [4]

В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнерство ради мира. [4]

После подписания в Париже в мае 1997 года "Основополагающего акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности" [5] действовал Совместный постоянный совет (СПС). Встречи совета проходили в двустороннем формате "НАТО+1" [6] .

Дипломатическое представительство России при НАТО учреждено в 1998 году. [4]

В 2002 была подписана так называемая Римская декларация "Отношения Россия-НАТО: новое качество". В соответствии с ней 28 мая 2002 года был создан Совет Россия-НАТО [6] .

На 2004 год Россия не только участвует в совместных учениях, но и проводит совместные с НАТО миротворческие операции. С некоторыми членами НАТО у России есть договоры о военно-техническом сотрудничестве и совместной разработке различных продуктов военного назначения. Министерством обороны России решается задача повышения степени оперативной совместимости подразделений российских Вооружённых сил и войск НАТО для успешного осуществления совместных мероприятий.

19 августа 2008 года — по инициативе Альянса, в связи с грузино-югоосетинским конфликтом была приостановлена деятельность совета Россия-НАТО. [13] [14] Заседания СРН были возобновлены на разных уровнях в декабре 2009 - январе 2010 года. [15]

22 августа 2008 года — российской стороной было прекращено сотрудничество с НАТО. По заявлению постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, это решение носит временный характер и будет оставаться в силе "до принятия политическим руководством России особого решения на этот счет". [13] [16] Решение о восстановлении сотрудничества было принято в марте 2009 года. [15]

26 августа 2008 года — Генштаб Вооруженных сил РФ выразил недоумение по поводу высокой активности военно-морских сил НАТО в акватории Чёрного моря и наращивании группировки до 18 кораблей. [17]

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США (в 2009 г.) и ФРГ (в 2008 г.) соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности [20] [21] (См Северная распределительная сеть). До июня 2012 года через территорию России наземным и воздушным путем было транспортировано 379 000 военнослужащих и 45 000 военных контейнеров в поддержку операции в Афганистане [22] . В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику [23] .

В начале февраля 2012 года в российских СМИ появилась информация о переговорах по созданию в Ульяновске перевалочного пункта (логистической базы) НАТО. [24] (Подробнее см. статью Ульяновск-Восточный)

Сценарии возможной войны между Россией и НАТО

Фото: Sean Gallup / Getty Images

В годы холодной войны СССР и НАТО открыто враждовали. Москва в противовес Североатлантическому альянсу создала Организацию Варшавского договора. Постоянно действующий канал дипотношений появляется лишь в 1990 году. Николай Афанасьевский становится первым постпредом СССР (а потом и России) при НАТО. Эту должность Афанасьевский (как и его последователи вплоть до 2003 года) совмещает с работой посла страны в Бельгии.

Декабрь 1991 года. Россия вступает в Совет североатлантического сотрудничества — программу для улучшения отношений альянса со странами, не входящими в блок. В 1997 году на смену этому форуму пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединил все государства-члены и государства — партнеры НАТО в Евроатлантическом регионе.

Сергей Лавров

Май 1997 года. В Париже подписан Основополагающий акт Россия — НАТО, ставший официальной основой двусторонних отношений. Документ предусматривал проведение встреч, учреждение постоянного представительства России при альянсе в Брюсселе, а также информационного бюро и военной миссии связи НАТО в Москве. В документе говорилось о том, что альянс обязуется не размещать войска у границ России на постоянной основе.

Март 1998 года. Учреждено дипломатическое представительство России при НАТО. Задачей миссии названо содействие расширению двустороннего диалога.

Март 2000 года. Исполняющий обязанности президента Владимир Путин в интервью Би-би-си заявляет, что не исключает возможности вступления России в НАТО. Правда, с большим количеством оговорок.


Сентябрь 2000 года. Открыто информбюро НАТО в Москве. Оно прикреплено к посольству Бельгии.

2001 год. Сближение России и НАТО продолжается после терактов 11 сентября в США, развивается сотрудничество в области борьбы с терроризмом.

2003 год. Россия и НАТО сотрудничают в обеспечении стабильности в Афганистане, эта тема стала главной на регулярных встречах совета. На одной из них, состоявшейся в июне 2003 года, глава Минобороны России Сергей Иванов предложил альянсу осуществлять воздушный транзит воинского контингента через российскую территорию. В НАТО это предложение приняли.

Дмитрий Рогозин

2007 год. В отношениях России и НАТО началось охлаждение. Одним из его символов стала речь Путина на Мюнхенской конференции по безопасности. Сергей Рябков (в то время директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ) заявил, что Россию с НАТО объединяет только борьба с наркотрафиком.

2008 год. Осложнение отношений России и НАТО из-за обсуждения в альянсе возможности присоединения Украины и Грузии к Плану действий по подготовке к членству в блоке. На членстве в НАТО для этих стран настаивали США, их поддержали страны Балтии, Польша, Чехия и ряд других восточноевропейских стран. В НАТО заявили, что Грузия и Украина смогут стать членами альянса, когда будут соответствовать требованиям организации. Россия сочла данное заявление намерением расширить альянс на восток и заявила, что это является для нее угрозой.

Август 2008 года. Раскол между Россией и НАТО углубляется из-за пятидневной войны в Грузии. Альянс обвинил Москву в несоразмерном применении военной силы. Поводом для российского вторжения в Грузию стало нападение на российских граждан в Южной Осетии, в котором обвинили грузинские вооруженные силы. После этого до весны 2009 года были приостановлены встречи Совета Россия — НАТО и реализация ряда совместных программ.

Сентябрь 2014 года. Россию впервые за годы партнерства и после окончания холодной войны не пригласили на саммит НАТО. Участники форума, который прошел в Великобритании, обсудили ситуацию на Украине и заявили об угрозе со стороны России. На саммите было принято решение о создании оперативной группы повышенной готовности на случай нападения России на какую-либо из стран НАТО.

Декабрь 2014 года. Россия принимает новую военную доктрину, в которой зафиксировано в качестве одной из главных угроз наращивание военного потенциала НАТО и приближение альянса к границам России.

Июль 2016 года. На саммите НАТО в Варшаве Россия названа основной угрозой для членов альянса. По итогам встречи была принята программа по повышению обороноспособности в киберсреде для защиты от возможных действий России. Также члены альянса договорились продолжать усиливать контингент в странах Балтии.

Фото:Jean-Christophe Guillaume / Getty Images

Март 2021 года. Участники заседания Совета министров иностранных дел стран НАТО вновь обвинили Россию в дестабилизации ситуации в соседних странах и констатировали, что отношения с Москвой в ближайшее время не улучшатся.

Читайте также: