Что такое андеграунд в литературе определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Целью моей исследовательской работы является желание показать , что современное общество живет и развивается вне культурного поля классической литературы. И черпает живую воду поэзии оно отнюдь не там, где мы думаем, живя в наглухо закрытом мирке элитарности. Многим из простых обывателей незнакомы имена Ремизова, Довлатова, Варламова..Они прекрасно живут и развиваются без их помощи уже не один десяток лет питаясь теми крохами поэзии которые они находят в андеграудной культуре. Делать вид, что мы этого не замечаем, значит жить отстраненной жизнью от народа, быть чуждым его духу и культуре. Может настать такое время, что мы станем иностранцами в собственной стране, непонятные своему народу и непонимаемые им. Поэтому чтоб не случилось такой трагедийной ситуации я и решил иследовать тему близкую не узким литературным кругам, а народу, с которым нам предстоит вместе сосуществовать.

Ничто по моему не оказало такого культурного влияния на современное поколение как поэзия русского андеграунда. Ни Окуджава , ни Бродский, ни даже все шестидесятники вместе взятые, ни оказали такого мощного импульса на современников как малообразованный кочегар Виктор Цой. Что тут говорить, ведь не секрет, что поэзия русского рока вскормила своим словесным молоком всех нас. Медный памятник Высоцкому даже позеленел от удивления, видя что ни ему, а Цою с Башлачевым несут нынче цветы к подножию. Ни Пушкина и ни Блока чтит современная молодежь, а Янку Дягилеву и Егора Летова. .Ни Бориса Пастернака нынче разрывают на цитаты, а увы, его тёзку Гребенщикова. И я думаю это вполне справедливо, так как старое в наше время перестало быть актуальным и люди нуждаются в новых кумирах и поводырях.

В этой своей работе я попытаюсь выделить наиболее выдающихся представителей андеграунда, творчество которых действительно можно назвать поэзией в полном смысле слова. Хотя, должен признать, что подавляющее большинство рок кумиров к поэзии имеют самое отдаленное отношение.. И я честно говоря с большим удовольствием сбросил бы многих из них с корабля современности, освободив место для настоящих талантов. Нынче стало модно заурядным поп-певцам напяливать на себя личину рок- поэта. И поэтому я сразу хочу отделить пшеницу от плевел, указав кто в этом разношерстном сборище действительно достоин внимания.

Назолотили крестов, навтыкали где ни попадя
Да променяли на вино один, который был дан
А поутру с похмелья пошли к реке по воду
А там вместо воды монгол-шудан

Я помню как в 8 классе я пришел на встречу с каким то бардом. Который пел довольно наивную песенку про девушку с обертки от сырка Виоллы, и при этом яростно поносил Гребенщикова.. Я впервые слышал фамилию, того кого он ругал, но у меня проснулся вдруг неподдельный интерес познакомиться с творчеством Гребня.. Я купил диск с его песнями и они тут же запали мне в душу.. Бардов же я после этого люто возненавидел и до сих пор считаю бардовскую музыку весьма посредственной .(3).Нет в этих мальчиках-колокольчиках, боязливо теребящих гитары, какого то драйва, напора.. Они скорее сюсюкают, чем поют.. Тошнит от их рафинированного прекраснодушия..Всегда когда на них смотрю, кажется что они сейчас растают от нежности, а лица их лопнут от каких то натужных улыбок.. Другое дело Башлачев.. Здесь чувствуется мощь и неподдельная искренность поэзии. Он не порхает над фиалками как мотылек, а действительно твердо ступает по жизни..

Этот город скользит и меняет названья.
Этот адрес давно кто-то тщательно стер.
Этой улицы нет, а на ней нету зданья,
Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер.
Он отлит в ледяную, нейтральную форму.
Он тугая пружина. Он нем и суров.
Генеральный хозяин тотального шторма
Гонит пыль по фарватеру красных ковров.
Он печатает шаг, как чеканят монеты.
Он обходит дозором свой архипелаг.
Эхо гипсовых горнов в пустых кабинетах
Вызывает волнение мертвых бумаг.
Алый факел - мелодию белой темницы -
Он несет сквозь скупую гармонию стен.
Он выкачивает звуки резиновым шприцем
за колючей проволоки наших вен.

Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?
Отчего мне мой путь столь неясен и таен?
И без цели, без дела проходят года
Почему я желаньям своим не хозяин?
Я размеренно двигаюсь - вверх или вниз,
И свое назначенье исполнить способен,
Но сознанье мое - неумелый эскиз:
Я подвластен ему, но ему не подобен.
Ничего не поняв ни внутри, ни вовне,
Не пытаюсь достичь понимания даже.
И не боль и не радость сопутствуют мне.
Я меняюсь душой, но изнанка все та же.
Кто же есть я, о Господи, в этакой мгле?
Что постигну, мечась в утомительной смуте?
Для чего я куда-то плыву по земле,
Оставаясь недвижимым в собственной сути?
Путь мой пуст и бесплоден, так нужен ли он,
Если смысл от деяний моих отодвинут?
Для чего мне сознанье, которое - сон?
Для чего я в реальность жестокую кинут?
Да пребуду сознаньем и слеп я, и нем.
О, иллюзии, стану под вашей защитой
Пребывать в тишине, наслаждаться ничем
И дремать бестревожно, как берег забытый.

Научи меня жить,
Научи меня что-нибудь делать,
Сочтены мои ночи
И дни, словно сны коротки,
А то, что любит сквозь сон,
То, что дышит от имени тела -
Это только тень на горячем песке
У ленивой реки.

Научи меня, что выбирать
Между черным и белым,
Чтоб чужое добро на твое и мое не делить.
Дай мне лезвие мысли
Вонзить между частью и целым
И назови мне высокую цель,
Научи меня жить.
Привяжи мне бумажные крылья,
Свободу и совесть.
Не оставь меня в бурю, и в штиль упаси от беды.
За то, что было и будет,
И чем, наконец успокоюсь,
Дай мне душу в ладонях с водой
Отраженье звезды.

А то, что нажито, прожито - прах,
Ни о чем не жалею.
Что прошло по колено во лжи, что по горло в тоске.
Научи меня заново,
Я ничего не умею.
А что есть у меня –
Это тень на горячем песке


Почему я, вы спросите, нынешних книг не читаю?
Да начать хоть с того что я, книжных червей не люблю
То ли дело ворона! Ворон с удовольствием в небе считаю
Если ж нету ворон, просто в небо смотрю и терплю
Разумеется вставши судьей в знаменитую позу
Или в мантию кутаясь как поседелый павлин
Я бы мог обличить нашу - скажем шерстистую - прозу
За корявую форму и смысла неправильный блин
Нет, о Марья Васильевна! Я далеко не Белинский:
Где мне чавкать в кормушке гражданственных нравов и прав -
Я безнравственный хам! Дуб в зенице моей исполинский
Кто ж тут будет пылить из чужих-то опилок набрав?
Оттого мне брезгливо и тронуть провисшее вымя
У старателей истин, к дракону червивой змеей
Пресмыкаемых ввысь, чтоб усвоить рептилии имя,
Спрятав поротый зад под павлиньим нарядом у ёй
И смешны разумеется мне идиотские детские басни
Будто автор - пропеллером в самой опоре хребта -
Орошает анютиных грядок народные квасни
В рот набрав содержимое дна из ведра решета
Я к народу -- ни-ни, я в народах увы не уверен
Я заметил, что в каждом из них эталон красоты
Это втайне им служащий гладкий ухоженный мерин -
Как читаю "народ", так и вижу родные черты.
Бог Словесности, в Индии знаете, звался Ганеша
С головою слона выступая на мыши верхом
Он судил да рядил и народ его славил - конечно
По причине ушей и хвоста и за хобот с клыком
Только все это ложь и маханье мифических млинов
Тут и ступку и пест измололи давно жернова .
Скучно мне пресмыкаться меж наших бесцветных павлинов
И дороже всего мне пустая своя голова…
Много по миру мнений, а я - ничего не считаю
И довольно и полно мне попусту праздно галдеть:
Потому-то я, Марья Васильевна, нынешних книг не читаю,
Что от тусклых их слов начинаю глазами слабеть.

Что же это такой за уникальный человек, которого не интересует современная литература. Мне кажется стоит вникнуть немного поглубже в эту личность.. Итак, Анри Гиршевич Волохонский, поэт, прозаик, философ и переводчик, родился в 1936 году в Ленинграде, окончил химико-фармацевтический институт и аспирантуру института озерного рыбного хозяйства. Эмигрировал а в 1973 году, жил в Израиле, а потом в Германии. А вот еще пара его характеристик: Каббалист, мистик, знаток древней Греции и Египта, иудей и христианин, замечательный поэт, автор теософических трактатов и трактатов о музыке, исследований о свойствах драгоценных камней, он возникает за каждой значительной фигурой современного Петербурга. Его имя связано со всеми интереснейшими именами и школами. Сам же он остается в тени.

Из впечатлений раннего детства у меня сохранилось только чувство звона в ушах, это от петербургских простуд, а от школьных лет - вечное пустозвонство. Оно перешло потом в "громокипящий кубок". Я от него немного оглох, так какое уж там "жизненное философствование". В чуть более зрелые годы - а мне было уже 22 - я нашел в Публичной библиотеке популярную когда-то книгу Папюса "Каббала". Сама книга была написана в каком-то таком, важно-мистическом тоне, с многозначительными и таинственными намеками, но в конце к ней был приложен сделанный Переферковичем перевод "Книги Творения", "Сефер Иецира". И вот этот перевод я переписал тогда от руки, и он у меня до сих пор в таком виде хранится. Книга же не очень большая, всего примерно шесть страниц. Она мне очень понравилась. своим трезвым взглядом на вещи. эта книга была мне нужна для взгляда на вещи. Она помогла мне выработать точку зрения. И я эту способность впоследствии использовал: я рассчитал двадцатипятитоновую систему звуков октавы с натуральными интервалами; построил тетраэдральную модель атомных ядер и икосаэдральную модель генетического кода; в результате осмысления этих моделей оказывается, что основные формы в нашем мире подчиняются - мертвые или минеральные - тераэдрально-кубической симметрии, и живые - икосаэдральной или пятиричной симметрии. И, уже с таким, немного выработанным взглядом, мне удалось прокомментировать книгу Откровения Иоанна Богослова. Все это, думаю, благодаря Книге Творения.

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И с яркою стеной
А в городе том сад
Все травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы
Одно как рыжий огнегривый лев
Другое вол исполненный очей
Третье золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый

А в небе голубом
Горит одна звезда
Она твоя о, Ангел мой
Она твоя всегда
Кто любит, тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда тебя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый

Но не только эта песня автора, но множество других до сих пор пользуются большой популярностью среди молодого поколения. Очень на мой взгляд примечательно и его баллада про протопопа Аввакума..

Шел Аввакум единственный как перст
Чугунный перст сквозь грызь пустыни черствой
Под хрусталем незыблимых небес
Влача весь срам страны стотысячверстной
И эта твердь не гнулася над ним
И гребень леса не смыкал зигзага
Лишь в воздухе стоял холодный нимб
Лишь на снегу не видно было шага
И ветер ветер в толоконный лоб
Идущему и бился и мяукал:
Откуда ты, бездонный протопоп?
Куда, куда остеклянел и утл?

Город славный, город длинный
Имярек Екатерины,
Даже свод тюрьмы старинной
Здесь положен буквой "Е".
Здесь от веку было тяжко,
Здесь пришили Николашку,
И любая помнит башня
О демидовской семье.

И каким то есенинским лиризмом наполнены следующие строки..

Мы столкнулись, видно есть на свете Бог,
И шарахнулись как серые коты,
Помнишь девочка, я веник приволок,
Это были твои первые цветы.

Босиком, твердой поступью
Вышел звенеть волосами.
Из горстей синий воздух пью,
Тропы смотрю небесами.
Колесо в белом облаке
Манит и водит кругами.
Горячо бьется Обь в руке ,
Даром молчит Черный камень.
Невдомек медью-кольцами
Грудь схватить прямо до шеи;
По весне выгнуть горцами
Брови и спрятаться в шелест.

С отходом от язычества стиль Ревякина кардинально изменился. Ушёл в небытиё и чарующий колдовской язык автора. Тексты песен стали более конкретны, остры и злободневны, утратив былую задушевность. Но вскоре автор принял верное решение вернуться к прежней интонации. Он нашёл способ синтезирования нового религиозного содержания и старых звуковых форм. Доминирующей темой нового периода поэта стала Эсхатология.. Предощущениие разворачивающихся в мире апокалиптических событий загрохотало в его песнях с небывалой мощью. Сила его ораторского воздействия в них, на мой взгляд, гораздо больше, чем у многих поэтов-трибунов прошлого.

Нам осталось жить
Пяток минут И финиш, alles парень
Чёрствые коржи,
Кулак сомнут От Польши до Непала.
Номер получи
Горчит слюна, блестит слеза наглядно.
Выброси ключи,
Прощай Луна родного Фатерлянда.
Зыбятся пески
Моря кипят, камлает глухо бездна
Саваны узки
Земля опять трясется центробежно.
Формула проста –
Густеет кровь, в протоках зреют тромбы.
Взвешена узда,
Людской улов Умножит гекатомбы.

Дмитрий Ревякин является членом Союза писателей России. За 30-ти летний период творчества, вышло 4 поэтических сборника и бесчисленное количество музыкальных альбомов. Он активно гастролирует по миру. Ежегодно устраивает творческие вечера в ЦДЛ, где читает новые стихи, которые как я уже говорил без музыки не звучат.. Недавно он выпустил музыкальный Трибьют памяти Башлачева, привлеча к его созданию всех маститых рок музыкантов.. Памятью о Башлачеве и дружбой с ним он очень дорожит и опекает его престарелую мать.. Своими наставниками в поэзии он считает Гумилева и Хлебникова.. Постоянно эксперементирует с словом и с музыкой, все время ищет свежих решений и каждый новый альбом у него не похож на предыдущий.. Что же касается последнего представителя рок- поэзии Игоря Растеряева, то о нем я могу сказать немногое.. Первое это то что он еще очень молод, и второе что он очень талантлив и многообещающ.. Все его стихи отличаются прекрасной отделкой и невероятной глубиной патриотической мысли.. Представлю несколько его стихотворений, которые как думаю, красноречивее всех слов, могут свидетельствовать о его юном таланте..

Про Юру Прищепного.

1. Этакий "монументальный труд" в духе поэтических страничек в советских журналах. В нем приводятся примеры поэзии различных авторов, упорядоченных по условному разделению, соответствующему хронологии: "Дети золотого века", "Дети серебрянного. . железного", . "Дети войны", "Дети железного занавеса", "Дети скучных лет России", ""Бездатные", они же "Рлунг"".Включены в неё и некоторые рок-поэты:Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Александр Башлачев и Виктор Цой. Причем БГ и А.Макаревич попали в категорию "Дети железного занавеса", а А.Башлачев и В.Цой в категорию "Дети скушных лет России", разделение странное - по дате рождения ("Дети железного занавеса" - род.1946 - 1953; "Дети скушных лет России" - род.после смерти Сталина)..

Очень много личных коментариев от составителя, из которых так и пышет презрение к этой недокультуре и, соответственно, недопоэтам. Хорошо об этом написал Алексей Рыбин (цитата не дословная): поэты, композиторы, художники - это те, кто является Членами Союзов (поэтов, композиторов, художников соотв-нно), и им все блага социалистической элиты, а все остальные - какое-то недоразумение.

У этих "певцов Великого Октября, революции рабочих и крестян, войны и т.д.", на деле глубоко презиравших и дистанцировавшихся от этих самых "рабочих и крестьян", даже сейчас есть поклонники! Вот кое-что из их коментариев к этому нелепому сборнику: "Конечно, это личный взгляд и подборка Евтушенко, потому антология не объективна. Не пойму, зачем нужно было пихать туда всяких Гребенщиковых и Цоев. " И действительно - зачем?? Свою протеже - Нику Турбину не включил, а этих "Гребенщиковых и Цоев" включил!

О Макаревиче и Башлачеве Евтушенко отзывается еще одобрительно, но БГ и Цою досталось. Особенно обидная публикация о Викторе: Кореец, рок-музыкант, выпускник ленинградской психушки, - резчик по дереву и поэт. Звезда группы "Кино", записал несколько пластинок, завоевал мало с чем сравнимую в России популярность у фанатиков рок-музыки. Его стихи сильно проигрывают "на бумаге", лишенные низкого, гулкого и хриплого голоса исполнителя. В августе 1990 года Цой погиб в автомобильной катастрофе под Ригой - при не совсем ясных обстоятельствах." И приводится текст "Алюминиевые огурцы".. Текст, о котором А.Рыбин вспоминал, как о милой фонетической шутке, игре со словами. Зачем её приводить в качестве характеризующего примера? Непонятно. Понятно, что составитель отреагировал на самое вызывающее, не будучи знакомым с остальным творчеством. Иначе он, при таком подходе, вообще бы опубликовал "Прохожего", а что еще может написать "выпускник ленинградской психушки" .
Сам Виктор скромно говорил, что не считает свои тексты стихами, что они не отделлимы от музыки, ибо это песня. Абсолютно честная, объективная рок-н-рольная позиция, без посягательства на чужие поля. В отличии от попытки Евтушенко выступить экспертом в том, что вызвало "мало с чем сравнимую в России популярность у фанатиков рок-музыки".Сквозит из этого просто банальная зависть к славе, которая пришла резко и круто вместе с новой культурой на смену поэтических вечеров ударников официального соц.пера и их скучных часов на ТВ.

3. Исключением здесь является московский бард Сергей Никитин, который поёт не свои песни, но делает это очень натурально, без суррогатного привкуса..
Так же выделяется на сером фоне и бард Вадим Егоров, у которого есть очень проникновенные песни. Хотя общее стремление бардов выжать слезу из публики заметно и у него.

4. При писании своей исследовательской работы я несправедливо обошёл вниманием группу ДДТ. На мой взгляд это одна из самых мастеровитых групп и возможно самая народная из всех представителей пост-советского рока.

5. Переложение Фёдоровым на музыку стихов Велимира Хлебникова, является самой удачной попыткой, из всех кого я знаю. Стихи буквально оживают в мелодичном звучании гитар, как рыба пущенная в воду.

Музыканты

Что стоит за этим определением, откуда пошло его название, кого из современных деятелей культуры можно отнести к андеграунду – узнаем из этой статьи.

Андеграунд — это.

Андеграунд – это культурная среда, объединяющая представителей современного искусства (музыки, кино, литературы), по каким-то причинам вышедших за официальные рамки, а также само это искусство.

Андеграунд противоположен поп-культуре, мейнстриму (что это такое?) и продуктам госзаказа.

Это культурное движение является протестным, бунтарским. Темами произведений для языковых, расовых, половых и социальных запретов. Однако при анализе подобных откровений важно не потерять чуткость к восприятию искусства.

Но если дальше эпатажа человек не пошёл, если его творчество не содержит внутри себя никакой обновляющей идеи, оно не может быть причислено к явлениям искусства.

Из истории термина

Изначально об андеграунде заговорили в музыке, имя ввиду гранж и экстремальный металл. В хип-хопе яркой иллюстрацией явления стал гангста-рэп.

гангста-рэп

Самиздат

Встал вопрос, каким критериям должно соответствовать произведение, чтобы принадлежать к неофициальному искусству.

В настоящее время представителями андеграунда себя считают и те, кого не показывают по телевизору и не издают, и те, для кого эпатаж стал нормой жизни, и те, кто не согласен с государственной идеологией.

Как отмечают современные музыкальные критики, после первого гонорара исполнитель с удовольствием выбирается из подполья и начинает петь то, что нравится публике. То же происходит и в литературе.

Как понять философию Андеграунда

Чтобы составить представление о тех, кто сегодня считает себя андеграундом, есть смысл посмотреть интервью русских рэперов (как правило, их высказывания о собственном творчестве глубже, чем собственно творчество).

Знакомьтесь с ними, принимайте или отвергайте их ценности – и делайте собственный вывод.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Да вся эта шушера состоит из обычных неудачников и бездарей. Люди пишут в стол — это правда, но пишут ли они шедевры?

Я понимаю, когда в подполье уходили поэты, музыканты, писатели из-за государственной цензуры, тут и талантливые произведения могут попасть в опалу, но сегодня нет цензуры, делай что хочешь, создавай что можешь, а если твоё творчество не имеет успеха, то не нужно себя причислять к андеграунду, просто нужно понять — это не твоё и найти себе другое занятие.

Я еще столкнулась с тем, что авторы не сумевшие добиться популярности, также себя причисляют к андеграунду, хотя никакого отношения к протесту не имеют. Так они поднимают собственную значимость.

АНДЕГРА́УНД и андергра́унд (от англ. - подземелье, подполье) – литература и искусство в целом, отвергаемые официальной идеологией.

В России об андеграунде всерьез заговорили на рубеже 1980–1990-х годов, характеризуя это явление как прозу неформалов, как литературный "самосев". Формируясь и утверждаясь вне официально признававшегося литературного процесса, литература андеграунда (или "другая" проза, по определению критики) выработала свои общие черты – черты оппозиционности, стремление противостоять всему официальному. Как раз в указанный период в отечественную словесность буквально ворвались писатели, чьи произведения публиковались главным образом за рубежом или же вовсе не печатались в силу идеологических соображений: С. Соколова, В.В. Ерофеева, Э. Лимонова, Е.А. Попова, В.В. Сорокина, Ю.В. Мамлеева, Вик.В. Ерофеева и др.

АНДЕГРА́УНД и андергра́унд (от англ. - подземелье, подполье) – литература и искусство в целом, отвергаемые официальной идеологией.

В России об андеграунде всерьез заговорили на рубеже 1980–1990-х годов, характеризуя это явление как прозу неформалов, как литературный "самосев". Формируясь и утверждаясь вне официально признававшегося литературного процесса, литература андеграунда (или "другая" проза, по определению критики) выработала свои общие черты – черты оппозиционности, стремление противостоять всему официальному. Как раз в указанный период в отечественную словесность буквально ворвались писатели, чьи произведения публиковались главным образом за рубежом или же вовсе не печатались в силу идеологических соображений: С. Соколова, В.В. Ерофеева, Э. Лимонова, Е.А. Попова, В.В. Сорокина, Ю.В. Мамлеева, Вик.В. Ерофеева и др.

Читайте также: