Российская федерация как правопреемница ссср кратко

Обновлено: 03.07.2024

Не думал - не гадал, что "скандал" с особым мнением судьи Конституционного Суда России Константина Арановского выйдет за пределы совсем уж маргинальных околоюридических слоёв в духе "СССР до сих пор существует, поэтому России налоги платить не буду", ан нет: все комментируют, есть даже оскорбившиеся.

Понятно, что "для массового использования" существует миф о том, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (переименованная в 1992 году в Российскую Федерацию" является "единственным правопреемником" СССР, состоявшего из 15 республик, в которых у РСФСР в скором времени не было даже большинства населения, равно как "правопреемником" Российской Империи, Киевской Руси и прочих государственно-правовых образований, существовавших на этой территории. Иногда даже появляются мнения к правопреемству с Золотой Ордой, но это уже к психиатрам, как я считаю. А вот с СССР разберёмся поподробнее.

Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. Правопреемство может возникать в силу закона, договора или иных юридических оснований.

Практика в отношении правопреемства государств является крайне противоречивой и разнообразной. Основополагающими международно-правовыми документами в отношении правопреемства можно обозначить Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. Оба этих документа в отношении России в силу не вступили, но на них ссылаются как Европейский суд по правам человека, так и иные межгосударственные органы, в том числе органы СНГ при разделе СССР между союзными республиками.

Конвенции определяют четыре вида государств применительно к рассматриваемым правоотношениям: "государство-предшественник", "государство-преемник", "новое независимое государство" и "третье государство", более подробно можно уточнить в их текстах.

Одним из основных вопросов, для которых используются эти понятия, являются вопросы преемственности территории, гражданства, внешнеэкономических связей. По вопросам гражданства при разделении государств есть целый ряд международных актов - Резолюция N 55/153 Генеральной Ассамблеи ООН "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств", Конвенция Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств (CETS N 200), и т.д.

Теперь обратимся к Советскому Союзу. Первичным документом о разделе Союза ССР являются, на самом деле, не Беловежские соглашения, подписанные 8 декабря 1991 года, а подписанный четырьмя днями ранее в Москве между СССР и 8 бывшими союзными республиками Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. В соответствии с указанным договором СССР был указан как "государство-предшественник", а все 15 бывших союзных республик - как государства-преемники, а также разделены долги и имущество СССР в определённых процентах.

В дополнение к вышеуказанному Договору 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, в соответствии с которым был создан Межгосударственный совет по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР во главе с Россией и Украиной, уполномоченным банком был назначен Внешэкономбанк.

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ
"О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР", в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. В его развитие 6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и актовов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики, а также, по мере развития двухсторонних связей России и других бывших республик СССР, двухсторонние соглашения между ними о реализации схемы "долги в обмен на имущество".

Также есть можнество других соглашений в рамках СНГ - от раздела инвентарного парка вагонов до морских судов. государственных архивов, культурных ценностей и активов Госбанка СССР. При этом в некоторых из них участвовали даже государства Прибалтики, ведь имущество при "разводе" делить как-то надо, Россия и Украина делили друг с другом Черноморский флот ещё несколько лет после раздела СССР, а всё это время на боевых кораблях поднимали флаги СССР и играл гимн давно уже не существующего государства.

Но это про экономику. С политикой всё несколько проще и сложнее одновременно. Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп были уведомлены иностранные государства о том, что Российская Федерация является "государством-продолжателем Союза ССР" в отношении международных договоров СССР. Понятно, что в одностороннем порядке такие дела не делаются, но в течение последующих нескольких лет такая формулировка прослеживалась в целом ряде двусторонних договоров России с государствами, не входившими с состав СССР, особенно при ревизии международных договоров. При этом интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа "государством-продолжателем" СССР, а Словакия - "одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики". Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. То есть, говоря внешнеполитически, "Россия - это и есть СССР".

Фактически, внешне так оно и было: послы СССР в иностранных государствах стали послами России (другие республики в посольства не пустили), все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России, фактически даже бывших советских граждан за рубежом СССР паспортизировали паспортами Российской Федерации (что привело к последующему выборочному пересмотру решений, так как законом России о гражданстве это предусмотрено не было). Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года "явочным порядком" стал представителем России и пробыл на своём посту до 1994 года (операция "по смене таблички", как он потом скажет в одном из интервью). Вместе с тем, даже "смене таблички" предшествовало принятие Решения Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, в соответствии с которым Государства Содружества "поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", а "Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях."

Это, кстати, резко отличается от преемства дипломатических представительств Российской Империи и РСФСР: молодой советской республике пришлось назначать новых послов, а за старые здания посольств ещё долго бороться. При этом Украина и Беларусь вполне себе продолжили занимать представительства УССР и БССР при ООН, так же точно "поменяв таблички" на кабинетах и столах заседаний.

При этом термин "государство-продолжатель" явно не означает полной ответственности по долгам и обязательствам предшествующего государства (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2004
"Дело "Илашку и другие (Ilascu and others) против Молдавии и Российской Федерации"), в каждом конкретном случае его надо рассматривать отдельно.

Что можно сказать по итогам:

- Является ли Россия государством-правопреемником СССР? Несомненно, равно как и Украина, Беларусь или Туркменистан, как бы они сейчас от этого ни открещивались: СССР является государством-предшественником в отношении всех республик, на которые он распался.

- Является ли государство-продолжатель "правопреемником № 1"? Не является: России пришлось индивидуально с остальными правопреемниками решать вопросы правопреемства по долгам и имуществу бывшего СССР.

- Должна ли Россия продолжать политику СССР на международной арене и во внутренних отношениях? Нет, потому что Россия - это самостоятельное независимое государство, действующее на основании Конституции, Декларации о государственном суверенитете и преследующее иные цели, чем СССР.

- Была ли возможность у России стать правопреемником не СССР, а Российской Империи или Золотой Орды? Конечно нет, ведь каждое правопреемство уникально и идёт по отношению к предшественнику, а не к древним государствам. Нельзя при универсальном правопреемстве взять "наследство" прадеда, не приняв при этом наследства отца.

- Что с того, что прошёл этот спор? А ничего, прошло уже почти 30 лет, в международном праве давно уже всё устаканилось, это просто ликбез такой был.


26 декабря СССР прекратил существовать официально. В тот день на заключительной сессии Верховного Совета СССР была принята декларация о прекращении существования Союза. Это если говорить по смыслу. По форме название документа за номером 142-Н - "декларация в связи с созданием СНГ": "Опираясь на волю, выраженную высшими государственными органами Азербайджанской республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Узбекистана и Украины о создании СНГ - Совет Республик Верховного Совета СССР констатирует, что с созданием СНГ Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование". С подробностями - Андрей Светенко в рубрике "Как уходил СССР" на "Вестях ФМ".

Далее следовало обращение союзного парламента к республикам СНГ, в котором по пунктам перечислялись проблемы и вопросы, которые самоликвидирующийся Верховный Совет считал необходимым решить в первую очередь: вопросы правопреемства власти и управления, возможность создания межпарламентского органа Содружества в целях сохранения единого правового, экономического, гуманитарного и экологического пространства, а также призыв к государствам СНГ обеспечивать права и свободы граждан независимо от их национальности, поддерживать добрососедские отношения, выполнять международные обязательства, вытекающие из договоров и соглашений подписанных Союзом ССР.

Тема правопреемственности на международной арене оказалась в те дни во главе угла общественного внимания. Газета "Известия" на первой полосе поместила материал под заголовком "Россия - естественная правопреемница Союза в глазах мирового сообщества", в которой говорилось: "Заявление Горбачева об отставке с поста президента СССР и спуск флага союзного государства над Кремлем словно открыли шлюз международного признания республик, образовавших Содружество Независимых Государств. По всему миру главы стран и правительств заявляют о признании России и десяти других республик, возникших на месте Советского Союза. Европейское сообщество со вчерашнего дня рассматривает Россию как правопреемницу СССР, включая наследование ею прав, закрепленных в уставе ООН. В официальном заявлении ЕС подчеркивается, что в отношении России специального признания не требуется, поскольку она естественно унаследовала права бывшего СССР на международной арене. "

Кроме того, в тот день многие находились под эмоциональным впечатлением от прощального выступления по телевидению Михаила Сергеевича Горбачева. Оно вышло в эфир 25-го декабря в 19 часов по московскому времени. Горбачев заявил, что он уходит по принципиальным соображениям. А принцип состоял в том, что допускается самостоятельность и независимость народов, суверенность республик, но в рамках целостного государства. А "Известия" в заметке "Прощальное слово президента" отмечали: "Горбачев сказал, что знает об острой критике своей деятельности. Но подчеркнул - серьезные перемены в огромной стране не могут пройти безболезненно. К тому же, по мнению Горбачева, переменам сопротивлялись партийно-бюрократические структуры, да и мешали наши привычки, идеологические предрассудки, уравнительная и иждивенческая психология, нетерпимость. "

"Как делить армию - по-честному или по справедливости?"

30 декабря - дата образования Союза ССР в 1922 году. На протяжение десятилетий на фоне этой даты подводили итоги года, строили планы. Пожалуй, никто в январе 1991 не мог предвидеть, что канун следующего года будет ознаменован столь судьбоносными геополитическими переменами. Советский Союз прекратит свое существование.

Прощальная речь Михаила Горбачёва

Помощник уже бывшего президента Советского Союза Анатолий Черняев в тот день записал в своем дневнике подробности прощального выступления Михаила Горбачева по телевидению: "Горбачев взял в целом мой вариант текста, но напичкал его деталями, которые все равно газеты "не взяли".

Судьба "ядерного чемоданчика"

27 декабря стало известно, что "ядерный чемоданчик" - контроль над стратегическим вооружением Советского Союза - перешел в руки президента России.

Страна здесь больше не живёт

21 декабря в столице Казахстана Алма-Ате состоялась встреча глав 11 союзных республик, на которой было подтверждено действие Беловежского соглашения, подписанного лидерами Российской Федерации, Белоруссии и Украины 8 декабря того же года. Свои подписи под документом, главный смысл которого заключался в фактическом роспуске Советского Союза, поставили руководители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.

"Путешествие из СССР в СНГ" и "соломинки" Михаила Горбачёва

16 декабря в 10 часов утра в Екатерининском зале Кремля президент России Борис Ельцин принял госсекретаря США Джеймса Бейкера. Американский дипломат накануне начал свое путешествие, как не без сарказма писали "Известия", "из СССР в СНГ". Бейкер собирался посетить Бишкек, Алма-Ату, Минск и Киев, чтобы получить гарантии безопасности и сохранения контроля над Вооруженными силами и ядерными арсеналами в одних руках. Но в каких именно?

Вчера в интернете прогремела новость: судья Конституционного Суда Константин Арановский считает, что Россия не должна возмещать вред, причинённый жертвам репрессий в СССР и их детям. Заявление вызвало бурные обсуждения не только в кругах юристов и учёных, но и среди широкой публики.

Почему вообще возник этот вопрос, при чём здесь Конституционный Суд и является ли Россия правопреемницей СССР? Разбираемся.

Предыстория вопроса

В 1930-е годы их родители проживали в Москве, но были репрессированы и отправлены в лагеря. Всё имущество — конфисковано.

До 2004 года законы предусматривали особый порядок выдачи квартир детям жертв политических репрессий. Но потом процедуру изменили и теперь женщины вынуждены встать в общую очередь на выдачу жилья в Москве.

В силу обстоятельств они этого сделать не могут. А с учётом количества очередников и скорости вручения квартир, жильё они получат через 15-20 лет — тогда каждая из них уже справит 100-летний юбилей.

Заявительницы потребовали изменить порядок выдачи квартир жертвам политических репрессий и их детям. Конституционный Суд их правоту признал и постановил незамедлительно изменить законодательство так, чтобы пострадавшие смогли получить полагающуюся жилплощадь.

Конституционный Суд выносит решение голосованием. Оно считается принятым, если за него проголосовало большинство судей.

. причинение и возмещение вреда неотделимы от личности причинителя. Само обязательство его возместить обусловлено виной причинителя.

. за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.

Что такое правопреемство и является ли Россия правопреемницей СССР?

Правопреемство — переход прав и обязанностей от одного субъекта (человека, юрлица, госоргана, государства) к другому. Однако правопреемство не подразумевает переход ответственности за вред — как уже сказано выше, кто причинил, тот и отвечает.

Одним из наиболее знакомым всем нам правопреемств — наследование.

Меньше чем через месяц после подписания Беловежских соглашений, 24 декабря 1991 года, Российская Федерация стала членом Совета Безопасности ООН. Сейчас это выглядит логично и закономерно, но ровно 25 лет назад вопрос о международном статусе России был весьма дискуссионным. Почему международное сообщество всё-таки пошло навстречу Российской Федерации и признало её правопреемницей СССР — в материале RT.

24 декабря 1991 года Россия официально заняла место СССР в Совете Безопасности ООН. Сложно представить, но этого могло и не произойти. С юридической точки зрения то, что Российская Федерация должна наследовать все международные договоры СССР, не было очевидно. Почему именно она, а не другая республика бывшего Советского Союза? Почему Россия вообще должна занимать место СССР, а не считаться новым государством? Этими вопросами задавались члены ООН и юристы Международного суда.

Вполне понятно, почему России было принципиально важно наследовать постоянное членство в Совбезе ООН после распада СССР: ведь это место в пятёрке сильнейших и влиятельнейших стран мира наряду с США, Великобританией, Францией и КНР. В случае неудачи для нового государства стало бы проблемой не только попасть в Совет Безопасности, но даже получить простое членство в ООН.

Президент Украины Леонид Кравчук, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и Президент России Борис Ельцин после подписания Соглашения о создании СНГ в Беловежской пуще.

Где закончился Советский Союз: 25 лет Беловежским соглашениям

8 декабря 1991 года неподалёку от белорусско-польской границы, в Беловежской Пуще, главы России, Украины и Белоруссии поставили точку.

Страна-продолжатель автоматически получала все права и обязанности предшественника, потому что юридически являлась тем же самым объектом международного права. Признание России продолжателем СССР превращало процедуру в ООН из большой геополитической проблемы в простую смену таблички. Но одного слова Ельцина для этого признания было, конечно, недостаточно.

Легитимность с подачи республик

Вопрос о международном статусе России фактически решился 21 декабря 1991 года в Алма-Ате, где государства — участники СНГ документально подтвердили своё желание видеть Российскую Федерацию продолжателем СССР, а себя — полноправными членами ООН. Учитывая эту позицию, Международный суд решил оставить урегулирование вопроса на совести Организации, и ведущие страны мира решили его в пользу России.

25 лет спустя

Разумеется, подтверждение статуса великой державы стало для России очень значимой победой на международной арене. Вместе с тем распад Советского Союза стал объективным потрясением и для РФ, и для большинства бывших союзных республик. Неслучайно память о мощи и достижениях СССР жива и четверть века спустя. Более того, несмотря на то что и в Союзе было немало проблем, в обществе витает идея его возрождения в том или ином формате. Так, Михаил Горбачёв недавно заявил, что верит в возможность организации аналогичного объединения на добровольных началах и даже в прежних границах.

Читайте также: