Роспись пальцем осенняя пора план урока 1 класс
Обновлено: 04.07.2024
Форма деятельности: практическая работа композиции по представлению и воображению.
Тема урока: "Осень "
Цель урока: Развитие творческих способностей детей при работе над композицией. Передать осеннее настроение.
Задачи урока:
- формировать у обучающихся навыки развития и совершенствования приемов работы в технике гуашь на тонированной бумаге.
- закрепление знания цветоведения на практике (основные цвета, дополнительные цвета теплые и холодные).
- завершить работу, выделение главного.
- развить творческую активность.
- развить абстрактное мышление.
- развить творческую смелость в работе
3. Воспитательная: привить интерес к работе материалом .
- воспитать аккуратность, самостоятельность, сосредоточенность.
- развить у детей наблюдательность через связь с окружающей средой.
- воспитать любовь к природе, к родному краю.
Материалы и оборудование:
- Для ученика: тонированная бумага, краски гуашь, карандаш для постельной бумаги, ластик, губка, кисточка.
- Для учителя: работы учащихся, репродукции работ художников, фотографии, наглядные пособия.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Теоретическая часть – 13 мин.
- изучение нового материала
- закрепление изученного материала - Практическая часть – 25 мин.
- Итоговый анализ работ – 5 мин.
- Уборка рабочего места – 2 мин.
Ход урока
1. Организационная часть. Подготовка к занятию.
Учащиеся рассаживаются за мольберты, готовят рабочее место.
2. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
А) Вступительная беседа о художниках пейзажистах, поэтах, композиторах.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В ходе беседы детям задаются вопросы:
- Какие еще произведения русских поэтов вы знаете? (ответы учащихся)
Б) Показ преподавателем поэтапность выполнения композиции в технике гуашь.
На первом этапе работы нам необходимо белым карандашом нарисовать пейзаж. Затем берем маленький кусочек губки, наносим на неё краску, которая приготовлена в палитре и наносим на работу. Получается отпечаток. Берем другой цвет и проделываем тоже самое. Но главное не забыть: если лист бумаги темного оттенка (синий, зеленый, бардовый), то наносим светлые оттенки смешиваем с белой гуашью. А если лист теплого оттенка (красный, оранжевый, коричневый), то рисуется насыщенными холодными оттенками.
3. Практическая часть. Самостоятельная работа.
В) Устное первичное закрепление нового материала.
- Итак ребята повторим, что нужно сделать на первом этапе работы.
- На втором этапе?
По ходу работы над эскизом композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в композиции, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения, на характерные особенности структуры различных пород деревьев (показ слайдов на экране разных форм деревьев).
4. Итоговый анализ работ
В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе.
Главное внимание обращается на композиционные моменты решения темы. В ходе анализа работ детям задаются вопросы.
Цель: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего мира, его художественного смысла.
Задачи урока :
1. Закрепить знания о цветоведении, о теплых и холодных цветах.
2. Развивать образное мышление, умение видеть богатство цвета в окружающем мире, развивать моторику, зрительную и эмоциональную память, видеть прекрасное в обычных вещах.
3. Создать на уроке творческую атмосферу, способствующую развитию активности детей и творческих способностей, раскрыть детям красоту осенней природы.
4. Воспитать аккуратное отношение к материалам и инструментам.
Оборудование для учителя:
1. Репродукции картин художников (Левитан, Андреев).
2. Интерактивная доска, презентация. Последовательное изображение пейзажа.
Оборудование для учеников: лист бумаги А4, краски гуашь, кисти №8, №5, №2, №1, вода, палитра, салфетка.
План урока :
Организационное начало урока.
Ребята! На уроке изобразительного искусства я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!
А что мы сегодня будем рисовать, вы сейчас узнаете:
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш -
Обязательно картина называется … (ПЕЙЗАЖ).
Вы догадались, чем мы будем заниматься? (ответы детей)
Для того, чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Отгадайте какие:
Я в руке своей держу радуги кусочек.
Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)
Только в гуашь уткнусь я хвостиком
Буду рисовать то, что попросите. (кисть)
Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт. (карандаш)
Молодцы! Всё отгадали. Постарайтесь их не забывать.
Организация рабочего места.
Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.
Сейчас мы этим и займёмся.
- для того, чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на неё клеёнку;
- чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука.
- кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика.
Подготовка к выполнению практической работы.
Ребята, перед вами на столе лежат краски разных цветов. Назовите эти цвета (ответы детей). А ещё какие цвета знаете?
Скажите, что вам напоминает каждый цвет? (жёлтый – солнце, зелёный – траву)
Прежде, чем начать рисовать, нужно кисточку опустить в воду, затем взять на неё краску. Каждый раз меняя цвет, нужно кисточку хорошо мыть в банке с водой, а лишнюю воду можно промокнуть салфеткой.
Хранить краски надо чистыми, а вот на бумаге и палитре их можно и нужно смешивать.
Работа над новым материалом.
Мы с вами неоднократно читали стихи об осени. Я хотела бы сейчас прочитать ещё одно стихотворение, посвящё нное этому прекрасному времени года:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят… летят… летят…
Много художников создали свои полотна о лесе в разное время года.
(Показ и демонстрация репродукций на экране). Учитель комментирует репродукции художников. Обращает внимание детей на цветовые решения картин, эмоциональную сторону восприятия, детализацию, состояние погоды, композицию. Вызывает желание бережно относиться к природе и любить её, любить свой край свою Родину.
Сейчас вы становитесь художниками и перед вами стоит задача – создать осенний пейзаж. Для этого вы проявите смелость, фантазию, своё творчество и вы будите экспериментировать с красками, создавать разные смеси оттенков.
Рассматривание педагогического рисунка. Учитель объясняет и показывает последовательность выполнения рисунка.
Самостоятельная работа учащихся.
Дети выполняют свою творческую работу с опорой на просмотренный материал и помощь учителя. Промывают кисти и убирают краски, своё рабочее место.
Итог урока. Рефлексия.
Проводится выставка и просмотр детских работ.
-Давайте полюбуемся на ваши работы, на сказочный волшебный осенний лес, в котором светит яркое солнце и падают листья.
-Молодцы! Вы просто умницы! У вас получились прекрасные работы. Мне очень они нравятся.
-Вам понравилось создавать такие интересные работы? (Да)
–Благодаря нашей творческой работе у нас в классе ещё долгое время будет стоять осень. Поблагодарим друг друга за работу, за такое интересное дело.
- Что нового открыли вы для себя на уроке?
(Смешивать краски, работать по – сырому. Работать коллективно. Быть аккуратными и старательными. Делать приятное другим – это здорово.)
Прикреплённые файлы:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цели урока: Актуализация и закрепление раннее изученного материала.
Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
-уточнить представления о характерных особенностях осеннего сезона;
-систематизация знаний детей о природных явлениях;
-совершенствование фонематического слуха;
-совершенствование речевого дыхания;
-развитие фразовой речи;
-развитие произвольного внимания, его объём и концентрацию
-развитие словесно-логического мышления, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия
-развитие мелкой и общей моторики;
- развитие ориентировки в собственном теле, в пространстве;
-развитие умения входить в контакт, вести диалог;
-совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением под музыку.
-формировать умение спонтанно использовать ранее полученные знания и навыки в необычной ситуации.
Воспитательные задачи:
- воспитывать в детях ценность здорового образа жизни.
- создать положительный эмоциональный фон;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать старание, любовь к труду через пословицы, поговорки, народные сказки;
-воспитывать желание говорить правильно и красиво;
-воспитывать индивидуальность, самостоятельность и инициативность, внимательность, организованность;
Оборудование : мультимедийная установка, компьютерная презентация с пейзажами и сюжетами осени.
Ход деятельности .
Учитель-логопед. Прозвенел звонок, начинается урок! Ребята давайте проверим: ноги на месте, руки на месте, логти у края, а спинка прямая! Сегодня мы проведем с вами занятие, на котором вы поучитесь четко и правильно говорить, дышать, постараетесь быть внимательными и прилежными.А какая тема у нас будет, вы сами скажете, когда отгадаете загадку.
Повязала пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела. (Осень)
Верно, ребята. Это осень.
Сегодня мы поговорим об осени и побудем в гостях у этого времени года. Готовы?!
А кто знает после какого времени года наступает осень.
Правильно, после лета.
Беседа об осени.
Учитель- логопед:А вы знаете,как называются осенние месяцы? Сколько их?
Третий осенний месяц- ноябрь -последний месяц осени.
Учитель- логопед : Ребята, чем же особенна осень, какие признаки осени вы знаете?
(Природа окрашивается в желтые и красные цвета, в лесу появляются грибы, все животные и птицы делают запасы на зиму, а так же ваши мамы и бабушки делают различные заготовки, птицы улетают на юг, листья начинают опадать, день становится короче, становится прохладнее…)
Учитель- логопед : Давайте вспомним природные явления, которые встречаются осенью:
Осенью часто идут дожди холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.
Осень идет и дождь с собой ведет.
Осенью бывает часто ветреная погода. Ветер бывает слабый, сильный.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей рябой и пестрый
За листком летит листок.
И струей сухой и острой
Учитель- логопед: Цвет неба осенью, тоже меняется, становится серым.
Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в удивительные по красоте желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листья и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.
Листья опадают
Тихо шелестя
Птицы улетают
В дальние края.
III. Дыхательное упражнение в сочетании с упражнениями для глаз .
А вы знаете что листочки между собой разговариваю? Они тихо переговариваются между собой и слышен звук [ ш-ш-ш-]
Давайте попробуем на выдохе тихонько повторитьшелест листьев на ветру. [ ш-ш-ш-], а глазками проследим куда летят листочки.
Молодцы! Теперь будут ваши глазки смотреть внимательно.
IV. Игра "Осень"
Учитель- логопед: Ребята,давайте поиграем. Если я говорю неправильно, вы хлопаете в ладоши,если правильно-сидите тихо-тихо. Будьте внимательны.
Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем)
Осенью становится холоднее, чем летом.
Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем)
Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.
Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем)
Осенью некоторые птицы улетают на юг.
Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)
Осенью медведь и ёжик засыпают.
- Внимание, посмотрите на слайд . С каких деревьев слетели листочки?
(С дуба – дубовые, с рябины – рябиновые, с липы – липовые и др.)
V.Отгадывание загадок.
Упражнение на развитие мелкой моторики.
Учитель- логопед: Ребята, если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи?
-А какие цвета любит осень? Правильно красный, желтый
Осень, словно искусный художник, выбирает самые яркие цвета для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!
Отгадайте о чем я говорю?
Висят на ветке золотые монетки.
Маленький Егорка упал в озерко
Сам не потонул и воды не всколыхнул.
(осенний листик, листок)
Сейчас мы будем укреплять наши пальчики-цветными карандашами раскрасим осенние листочки.…
Когда музыка закончится и работу свою закончите. Начинаем.
Кто свой листочек раскрасил, несите его на доску. У нас получится наш, школьный листопад. Молодцы, ребята.
Как животные ведут себя осенью.
Перелетные птицы (утки, гуси, лебеди, грачи, журавли, кукушки) улетают в теплые края,
Воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать.
Жизнь животных тоже меняется: они утепляют норы, делают запасы (ежи и белки),меняют шубки (зайцы, белки, лисы….)
Учитель- логопед. Рисовали, старались, а сейчас немного отдохнем. Встаньте пожалуйста. Давайте послушаем звуковую зарядку и выполним упражнения. Повторяйте за мной.
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
(покачивание руками над головой)
Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели
(руки в стороны)
И на землю тихо сели (присели)
Ветер снова набежал и листочки все поднял
(покачивание руками над головой)
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(покружились, спокойно сели на место).
Учитель- логопед: Как у вас хорошо получается, какие вы старательные.
VII . Беседа о занятиях людей осенью.
Учитель- логопед: Скажите, пожалуйста, а чем занимаются люди осенью? Конечно, собирают урожай.
Грибники по лесам бродят, грибы-ягоды собирают.
Люди, которые работают с землей- крестьяне- собирают в огородах овощи, в садах фрукты-ягоды, с полей хлеб.
Крестьяне- люди, которые работают с землей и на земле.
Будешь трудиться,будут у тебя и хлеб,и молоко водиться.
Ребята, а какое важное событие произошло в вашей жизни этой осенью? Конечно, 1 сентября вы пришли в школу, в первый класс.
Дети, будьте внимательны.
Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды
Сколько ягод в мире есть?
Всех, конечно, и не счесть!
Земляника, и клубника,
И крыжовник, и брусника,
А ещё смородина
Чёрная и красная.
Ох, варенье вкусное!
Есть малина и черника,
Клюква есть и голубика,
А ещё есть виноград.
Винограду каждый рад! Сколько насчитали ягод?
VIII Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель- логопед: Наше осеннее путешествие подошло к концу. У меня есть корзинка с клубочком настроения. Давайте по рядам передавать клубочек, тянуть ниточку и говорить, что вам запомнилось на занятии, что понравилось, в чём возникали трудности?
- Чтобы сохранить наше хорошее настроение, давайте спрячем паутинку в корзину.
-Мы благодарим Вас за работу .
- А на память о нашем занятии, мы хотим подарить волшебный цветок Осени, который будет вам подсказывать об этом времени года и раскраски.
Материалы: акварель, кисти, альбомные листы
Организация детей на урок: Приветствие.
Проверка готовности учащегося к уроку: на столе должны лежать краски акварельные, альбом, кисть, простой карандаш, ластик.
Учитель:
- Ребята,какое сейчас время года?(осень)
- Докажите мне,что сейчас осень!
(похолодание, выпадают осадки, на небе тёмные облака, небо низкое и серое, над водоёмами бывают туманы, мокрая, влажная почва, листья желтеют и краснеют.)
-Какие изменения произошли в природе с наступлением осени?
(ответы детей)
- Об этих изменениях расскажет нам стихотворение:
Учитель читает стихотворение.
Художница-Осень рисует пейзаж,
Берёт в свои руки простой карандаш,
Наносит им плавно дожди и ветра,
И жар от горящего чудо костра.
Сентябрь с ней в паре рисует картину,
Кладёт ей грибы и орехи в корзину,
Листвой устилает поля и луга,
И птиц всех сгоняет на те берега.
Художница-Осень закончив наброски,
Представила будто она - Айвазовский,
И свой карандаш обменяла на кисть,
Чтоб сочные краски как море лились.
Сентябрь и Осень – хорошая пара,
Мне ночью об этом пропела гитара,
Они дополняют друг друга искусно,
Когда они рядом – им вместе не грустно.
- Ребята, сегодня мы с вами ,как настоящие художники будем рисовать осенний
пейзаж.
- Кто из вас знает ,что такое пейзаж?
(ответы детей)
-Пейзаж-это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.
(родной природы- лес, поле, озеро….море -морской пейзаж, горы-горный, космос-космический, сельский-деревня, лес, архитектурный-город, дома, сказочный-сказка, фантазия)
- Пейзаж можно рисовать с натуры, например выехать на природу,а можно придумать самому.
- Для того чтобы правильно нарисовать пейзаж нужно знать о трех законах линии горизонта, ближнем и дальнем планах.
- А вы ребята знаете, что такое Линия горизонта?
- Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, нужно сначала провести
Линию горизонта.
- У края листа буде крупный и яркий БЛИЖНИЙ ПЛАН,а около линии горизонта
ДАЛЬНИЙ ПЛАН мелкий и бледных цветов.
В рисовании существуют три правила,три закона,о которых помнит каждый художник
создавая свою картину.
! 1правило: Все линии,удаляясь от наших глаз,стремятся слиться в точку на линии
горизонта.
! 2 правило: Все предметы удаляясь от нас,уменьшаются в размерах,пока не
Превратятся в точку на линии горизонта.
! 3 правило: Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее
при удалении от наших глаз к линии горизонта.
- Ребята,а какие цвета мы будем использовать рисуя осенний пейзаж?
- В каком жанре изобразительного искусства работал художник-пейзаж,портрет,натюрморт?
- Рассмотрите репродукцию и скажите,что на ней изображено?
- Какие цвета использовал И.Левитан рисуя эту картину?
- Кто может оказать линию горизонта на этой репродукции?
- Покажите ближний план,что на нём изображено?
- Покажите дальний план,что на нём изображено?
- С помощью каких художественных средств художнику удалось передать осеннее настроение?
Что особенно вам понравилось или не понравилось в картине?
Физкультминутка:
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь.
Самостоятельная работа учащихся:
- А теперь вы поработаете самостоятельно.
Нарисуете свой осенний пейзаж.
Учитель напоминает о правилах работы акварельными красками.(дети выполняют работу сначала простым карандашом,затем в цвете,при помощи акварели)
Итоги урока:
- С каким жанром изобразительного искусства мы с вами сегодня познакомились?
- Что такое пейзаж?
- Что называется линией горизонта?
- Какие законы вы узнали?
- Как изображаются предметы на дальнем и ближнем планах?
Читайте также: