Роспись пальцем осенняя пора план урока 1 класс

Обновлено: 04.07.2024

Форма деятельности: практическая работа композиции по представлению и воображению.

Тема урока: "Осень "

Цель урока: Развитие творческих способностей детей при работе над композицией. Передать осеннее настроение.

Задачи урока:

  • формировать у обучающихся навыки развития и совершенствования приемов работы в технике гуашь на тонированной бумаге.
  • закрепление знания цветоведения на практике (основные цвета, дополнительные цвета теплые и холодные).
  • завершить работу, выделение главного.
  • развить творческую активность.
  • развить абстрактное мышление.
  • развить творческую смелость в работе

3. Воспитательная: привить интерес к работе материалом .

  • воспитать аккуратность, самостоятельность, сосредоточенность.
  • развить у детей наблюдательность через связь с окружающей средой.
  • воспитать любовь к природе, к родному краю.

Материалы и оборудование:

  • Для ученика: тонированная бумага, краски гуашь, карандаш для постельной бумаги, ластик, губка, кисточка.
  • Для учителя: работы учащихся, репродукции работ художников, фотографии, наглядные пособия.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Теоретическая часть – 13 мин.
    - изучение нового материала
    - закрепление изученного материала
  3. Практическая часть – 25 мин.
  4. Итоговый анализ работ – 5 мин.
  5. Уборка рабочего места – 2 мин.

Ход урока

1. Организационная часть. Подготовка к занятию.

Учащиеся рассаживаются за мольберты, готовят рабочее место.

2. Теоретическая часть. Изучение нового материала.

А) Вступительная беседа о художниках пейзажистах, поэтах, композиторах.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

В ходе беседы детям задаются вопросы:

- Какие еще произведения русских поэтов вы знаете? (ответы учащихся)

Б) Показ преподавателем поэтапность выполнения композиции в технике гуашь.

На первом этапе работы нам необходимо белым карандашом нарисовать пейзаж. Затем берем маленький кусочек губки, наносим на неё краску, которая приготовлена в палитре и наносим на работу. Получается отпечаток. Берем другой цвет и проделываем тоже самое. Но главное не забыть: если лист бумаги темного оттенка (синий, зеленый, бардовый), то наносим светлые оттенки смешиваем с белой гуашью. А если лист теплого оттенка (красный, оранжевый, коричневый), то рисуется насыщенными холодными оттенками.

3. Практическая часть. Самостоятельная работа.

В) Устное первичное закрепление нового материала.

- Итак ребята повторим, что нужно сделать на первом этапе работы.

- На втором этапе?

По ходу работы над эскизом композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в композиции, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения, на характерные особенности структуры различных пород деревьев (показ слайдов на экране разных форм деревьев).

4. Итоговый анализ работ

В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе.

Главное внимание обращается на композиционные моменты решения темы. В ходе анализа работ детям задаются вопросы.

Цель: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего мира, его художественного смысла.

Задачи урока :

1. Закрепить знания о цветоведении, о теплых и холодных цветах.

2. Развивать образное мышление, умение видеть богатство цвета в окружающем мире, развивать моторику, зрительную и эмоциональную память, видеть прекрасное в обычных вещах.

3. Создать на уроке творческую атмосферу, способствующую развитию активности детей и творческих способностей, раскрыть детям красоту осенней природы.

4. Воспитать аккуратное отношение к материалам и инструментам.

Оборудование для учителя:

1. Репродукции картин художников (Левитан, Андреев).

2. Интерактивная доска, презентация. Последовательное изображение пейзажа.

Оборудование для учеников: лист бумаги А4, краски гуашь, кисти №8, №5, №2, №1, вода, палитра, салфетка.

План урока :

Организационное начало урока.

Ребята! На уроке изобразительного искусства я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!

А что мы сегодня будем рисовать, вы сейчас узнаете:

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш -

Обязательно картина называется … (ПЕЙЗАЖ).

Вы догадались, чем мы будем заниматься? (ответы детей)

Для того, чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Отгадайте какие:

Я в руке своей держу радуги кусочек.

Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

Только в гуашь уткнусь я хвостиком

Буду рисовать то, что попросите. (кисть)

Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведёт,

Там заметку кладёт. (карандаш)

Молодцы! Всё отгадали. Постарайтесь их не забывать.

Организация рабочего места.

Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.

Сейчас мы этим и займёмся.

- для того, чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на неё клеёнку;

- чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука.

- кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика.

Подготовка к выполнению практической работы.

Ребята, перед вами на столе лежат краски разных цветов. Назовите эти цвета (ответы детей). А ещё какие цвета знаете?

Скажите, что вам напоминает каждый цвет? (жёлтый – солнце, зелёный – траву)

Прежде, чем начать рисовать, нужно кисточку опустить в воду, затем взять на неё краску. Каждый раз меняя цвет, нужно кисточку хорошо мыть в банке с водой, а лишнюю воду можно промокнуть салфеткой.

Хранить краски надо чистыми, а вот на бумаге и палитре их можно и нужно смешивать.

Работа над новым материалом.

Мы с вами неоднократно читали стихи об осени. Я хотела бы сейчас прочитать ещё одно стихотворение, посвящё нное этому прекрасному времени года:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах,

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят,

И летят… летят… летят…

Много художников создали свои полотна о лесе в разное время года.

(Показ и демонстрация репродукций на экране). Учитель комментирует репродукции художников. Обращает внимание детей на цветовые решения картин, эмоциональную сторону восприятия, детализацию, состояние погоды, композицию. Вызывает желание бережно относиться к природе и любить её, любить свой край свою Родину.

Сейчас вы становитесь художниками и перед вами стоит задача – создать осенний пейзаж. Для этого вы проявите смелость, фантазию, своё творчество и вы будите экспериментировать с красками, создавать разные смеси оттенков.

Рассматривание педагогического рисунка. Учитель объясняет и показывает последовательность выполнения рисунка.

Самостоятельная работа учащихся.

Дети выполняют свою творческую работу с опорой на просмотренный материал и помощь учителя. Промывают кисти и убирают краски, своё рабочее место.

Итог урока. Рефлексия.

Проводится выставка и просмотр детских работ.

-Давайте полюбуемся на ваши работы, на сказочный волшебный осенний лес, в котором светит яркое солнце и падают листья.

-Молодцы! Вы просто умницы! У вас получились прекрасные работы. Мне очень они нравятся.

-Вам понравилось создавать такие интересные работы? (Да)

–Благодаря нашей творческой работе у нас в классе ещё долгое время будет стоять осень. Поблагодарим друг друга за работу, за такое интересное дело.

- Что нового открыли вы для себя на уроке?

(Смешивать краски, работать по – сырому. Работать коллективно. Быть аккуратными и старательными. Делать приятное другим – это здорово.)

Прикреплённые файлы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели урока: Актуализация и закрепление раннее изученного материала.

Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:

-уточнить представления о характерных особенностях осеннего сезона;

-систематизация знаний детей о природных явлениях;

-совершенствование фонематического слуха;

-совершенствование речевого дыхания;

-развитие фразовой речи;

-развитие произвольного внимания, его объём и концентрацию

-развитие словесно-логического мышления, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия

-развитие мелкой и общей моторики;

- развитие ориентировки в собственном теле, в пространстве;

-развитие умения входить в контакт, вести диалог;

-совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением под музыку.

-формировать умение спонтанно использовать ранее полученные знания и навыки в необычной ситуации.

Воспитательные задачи:

- воспитывать в детях ценность здорового образа жизни.

- создать положительный эмоциональный фон;
- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать старание, любовь к труду через пословицы, поговорки, народные сказки;

-воспитывать желание говорить правильно и красиво;

-воспитывать индивидуальность, самостоятельность и инициативность, внимательность, организованность;

Оборудование : мультимедийная установка, компьютерная презентация с пейзажами и сюжетами осени.

Ход деятельности .

Учитель-логопед. Прозвенел звонок, начинается урок! Ребята давайте проверим: ноги на месте, руки на месте, логти у края, а спинка прямая! Сегодня мы проведем с вами занятие, на котором вы поучитесь четко и правильно говорить, дышать, постараетесь быть внимательными и прилежными.А какая тема у нас будет, вы сами скажете, когда отгадаете загадку.

Повязала пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела. (Осень)

Верно, ребята. Это осень.

Сегодня мы поговорим об осени и побудем в гостях у этого времени года. Готовы?!

А кто знает после какого времени года наступает осень.

Правильно, после лета.

Беседа об осени.

Учитель- логопед:А вы знаете,как называются осенние месяцы? Сколько их?

Третий осенний месяц- ноябрь -последний месяц осени.

Учитель- логопед : Ребята, чем же особенна осень, какие признаки осени вы знаете?

(Природа окрашивается в желтые и красные цвета, в лесу появляются грибы, все животные и птицы делают запасы на зиму, а так же ваши мамы и бабушки делают различные заготовки, птицы улетают на юг, листья начинают опадать, день становится короче, становится прохладнее…)

Учитель- логопед : Давайте вспомним природные явления, которые встречаются осенью:

Осенью часто идут дожди холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

Осень идет и дождь с собой ведет.

Осенью бывает часто ветреная погода. Ветер бывает слабый, сильный.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок.

И струей сухой и острой

Учитель- логопед: Цвет неба осенью, тоже меняется, становится серым.

Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в удивительные по красоте желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листья и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.

Листья опадают

Тихо шелестя

Птицы улетают

В дальние края.

III. Дыхательное упражнение в сочетании с упражнениями для глаз .

А вы знаете что листочки между собой разговариваю? Они тихо переговариваются между собой и слышен звук [ ш-ш-ш-]

Давайте попробуем на выдохе тихонько повторитьшелест листьев на ветру. [ ш-ш-ш-], а глазками проследим куда летят листочки.

Молодцы! Теперь будут ваши глазки смотреть внимательно.

IV. Игра "Осень"

Учитель- логопед: Ребята,давайте поиграем. Если я говорю неправильно, вы хлопаете в ладоши,если правильно-сидите тихо-тихо. Будьте внимательны.

Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)

Осенью медведь и ёжик засыпают.

- Внимание, посмотрите на слайд . С каких деревьев слетели листочки?

(С дуба – дубовые, с рябины – рябиновые, с липы – липовые и др.)

V.Отгадывание загадок.

Упражнение на развитие мелкой моторики.

Учитель- логопед: Ребята, если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи?

-А какие цвета любит осень? Правильно красный, желтый

Осень, словно искусный художник, выбирает самые яркие цвета для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Отгадайте о чем я говорю?

Висят на ветке золотые монетки.

Маленький Егорка упал в озерко

Сам не потонул и воды не всколыхнул.

(осенний листик, листок)

Сейчас мы будем укреплять наши пальчики-цветными карандашами раскрасим осенние листочки.…

Когда музыка закончится и работу свою закончите. Начинаем.

Кто свой листочек раскрасил, несите его на доску. У нас получится наш, школьный листопад. Молодцы, ребята.

Как животные ведут себя осенью.

Перелетные птицы (утки, гуси, лебеди, грачи, журавли, кукушки) улетают в теплые края,

Воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать.

Жизнь животных тоже меняется: они утепляют норы, делают запасы (ежи и белки),меняют шубки (зайцы, белки, лисы….)

Учитель- логопед. Рисовали, старались, а сейчас немного отдохнем. Встаньте пожалуйста. Давайте послушаем звуковую зарядку и выполним упражнения. Повторяйте за мной.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

(покачивание руками над головой)

Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели

(руки в стороны)

И на землю тихо сели (присели)

Ветер снова набежал и листочки все поднял

(покачивание руками над головой)

Закружились, полетели и на землю снова сели.

(покружились, спокойно сели на место).

Учитель- логопед: Как у вас хорошо получается, какие вы старательные.

VII . Беседа о занятиях людей осенью.

Учитель- логопед: Скажите, пожалуйста, а чем занимаются люди осенью? Конечно, собирают урожай.

Грибники по лесам бродят, грибы-ягоды собирают.

Люди, которые работают с землей- крестьяне- собирают в огородах овощи, в садах фрукты-ягоды, с полей хлеб.

Крестьяне- люди, которые работают с землей и на земле.

Будешь трудиться,будут у тебя и хлеб,и молоко водиться.

Ребята, а какое важное событие произошло в вашей жизни этой осенью? Конечно, 1 сентября вы пришли в школу, в первый класс.

Дети, будьте внимательны.

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды

Сколько ягод в мире есть?

Всех, конечно, и не счесть!

Земляника, и клубника,

И крыжовник, и брусника,

А ещё смородина

Чёрная и красная.

Ох, варенье вкусное!

Есть малина и черника,

Клюква есть и голубика,

А ещё есть виноград.

Винограду каждый рад! Сколько насчитали ягод?

VIII Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель- логопед: Наше осеннее путешествие подошло к концу. У меня есть корзинка с клубочком настроения. Давайте по рядам передавать клубочек, тянуть ниточку и говорить, что вам запомнилось на занятии, что понравилось, в чём возникали трудности?

- Чтобы сохранить наше хорошее настроение, давайте спрячем паутинку в корзину.

-Мы благодарим Вас за работу .

- А на память о нашем занятии, мы хотим подарить волшебный цветок Осени, который будет вам подсказывать об этом времени года и раскраски.

Материалы: акварель, кисти, альбомные листы

Организация детей на урок: Приветствие.
Проверка готовности учащегося к уроку: на столе должны лежать краски акварельные, альбом, кисть, простой карандаш, ластик.

Учитель:
- Ребята,какое сейчас время года?(осень)
- Докажите мне,что сейчас осень!
(похолодание, выпадают осадки, на небе тёмные облака, небо низкое и серое, над водоёмами бывают туманы, мокрая, влажная почва, листья желтеют и краснеют.)
-Какие изменения произошли в природе с наступлением осени?
(ответы детей)


- Об этих изменениях расскажет нам стихотворение:
Учитель читает стихотворение.
Художница-Осень рисует пейзаж,
Берёт в свои руки простой карандаш,
Наносит им плавно дожди и ветра,
И жар от горящего чудо костра.

Сентябрь с ней в паре рисует картину,
Кладёт ей грибы и орехи в корзину,
Листвой устилает поля и луга,
И птиц всех сгоняет на те берега.

Художница-Осень закончив наброски,
Представила будто она - Айвазовский,
И свой карандаш обменяла на кисть,
Чтоб сочные краски как море лились.

Сентябрь и Осень – хорошая пара,
Мне ночью об этом пропела гитара,
Они дополняют друг друга искусно,
Когда они рядом – им вместе не грустно.

- Ребята, сегодня мы с вами ,как настоящие художники будем рисовать осенний
пейзаж.
- Кто из вас знает ,что такое пейзаж?
(ответы детей)


-Пейзаж-это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.
(родной природы- лес, поле, озеро….море -морской пейзаж, горы-горный, космос-космический, сельский-деревня, лес, архитектурный-город, дома, сказочный-сказка, фантазия)

- Пейзаж можно рисовать с натуры, например выехать на природу,а можно придумать самому.

- Для того чтобы правильно нарисовать пейзаж нужно знать о трех законах линии горизонта, ближнем и дальнем планах.

- А вы ребята знаете, что такое Линия горизонта?



- Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, нужно сначала провести
Линию горизонта.
- У края листа буде крупный и яркий БЛИЖНИЙ ПЛАН,а около линии горизонта
ДАЛЬНИЙ ПЛАН мелкий и бледных цветов.


В рисовании существуют три правила,три закона,о которых помнит каждый художник
создавая свою картину.
! 1правило: Все линии,удаляясь от наших глаз,стремятся слиться в точку на линии
горизонта.
! 2 правило: Все предметы удаляясь от нас,уменьшаются в размерах,пока не
Превратятся в точку на линии горизонта.
! 3 правило: Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее
при удалении от наших глаз к линии горизонта.

- Ребята,а какие цвета мы будем использовать рисуя осенний пейзаж?




- В каком жанре изобразительного искусства работал художник-пейзаж,портрет,натюрморт?
- Рассмотрите репродукцию и скажите,что на ней изображено?
- Какие цвета использовал И.Левитан рисуя эту картину?
- Кто может оказать линию горизонта на этой репродукции?
- Покажите ближний план,что на нём изображено?
- Покажите дальний план,что на нём изображено?
- С помощью каких художественных средств художнику удалось передать осеннее настроение?

Что особенно вам понравилось или не понравилось в картине?

Физкультминутка:
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь.

Самостоятельная работа учащихся:
- А теперь вы поработаете самостоятельно.

Нарисуете свой осенний пейзаж.

Учитель напоминает о правилах работы акварельными красками.(дети выполняют работу сначала простым карандашом,затем в цвете,при помощи акварели)



Итоги урока:
- С каким жанром изобразительного искусства мы с вами сегодня познакомились?
- Что такое пейзаж?
- Что называется линией горизонта?
- Какие законы вы узнали?
- Как изображаются предметы на дальнем и ближнем планах?

Читайте также: