Деятельность николая 1 в школьных учебниках оценивается

Обновлено: 07.07.2024

Цель работы: Целью работы является раскрытие личности Николая 1. Выявление основных направлений во внутренней и внешней политики, их влияние на Российскую империю и ее историю.

Задачи: Изучение личности Николая 1.Основные направления внешней и внутренней политики.

Объект: Личность Николая 1

Предмет исследования:Политика Николая 1

Историография:

Глава 1

1.1.Биография Николая I.

Николай I был третьим сыном императора Павла I (1754 – 1801) и императрицы Марии Фёдоровны (1759 – 1828). Он родился 6 июля 1796 года в Царском Селе. В отношении своего сына царственные родители предполагали его военную будущность. Видимо, неслучайно у маленького Николая было большое количество военных игрушек, которые он очень любил и почти всё время играл ими. Уже в 1799 году он впервые появился перед двором в военном мундире Конного полка, поскольку практически с рождения считался его командиром. Военная служба Николая I началась ещё раньше – через полгода после его рождения. Уже тогда Николай Павлович находился в чине полковника.

Нельзя сказать, что образование и воспитание было исключительно военным, но военное начало преобладало. Будущему императору преподавали историю, экономику, юриспруденцию, фортификацию, инженерное дело и, конечно, военные науки. Тем не менее, Николай Павлович обладал прекрасным художественным вкусом, умел рисовать, играть на флейте, разбирался в музыке и балете.

В июле 1817 года Николай Павлович женился на Фридерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине (1796 – 1855) – немецкой принцессе. Она приняла православие и стала носить русское имя – Александры Фёдоровны (у них родилось семеро детей). Этот брак был счастливым, и до вступления на престол Николай Павлович и его супруга не принимали участия в государственных делах. Хотя он успел проявить себя на военном поприще – был командиром и генерал-инспектором гвардейской дивизии. По его инициативе были открыты школы по военной подготовке, и даже Главное инженерное училище (1819).

Итак, Николай Павлович получил воспитание, которое во многих аспектах отличалось от воспитания Александра, его старшего брата. Конечно, у них были какие-то общие черты, такие, как любовь к военному делу. Военное искусство, особенно внешняя сторона, пленяла их обоих. Воспитание в военном духе способствовало формированию из императора хорошего фронтовика, а на его мировоззрение наложила отпечаток служебная дисциплина. Неслучайно Николай I всегда и во всём требовал безусловного повиновения всем своим приказаниям. Людей, которые не были согласны с ним, имели другие убеждения, он просто не выносил. В этом отношении император Александр был намного терпимее и в какой-то степени разностороннее.

Начало правления.

Известно, что об этом документе не имел понятия и сам Николай Павлович. О том, что станет правителем, он узнал из личного разговора с братом-императором, который сообщил ему об отречении Константина.

Далее последовал суд над декабристами, а коронование произошло 22 августа 1825 года. По свидетельствам современников, народ восторженно приветствовал нового государя, выказывая желание ему повиноваться.

Дело декабристов явились толчком к осознанию царём двух важных истин. Первая из них состояла в необходимости реформ, в частности, крестьянской; а вторая – решение дворянского вопроса. Этим проблемам государь в дальнейшем уделил немало своего внимания.

Николай I умер в разгар Крымской войны, неудачный ход которой, по некоторым сведениям, якобы и стал причиной смерти императора. По одной из версий он умер от сильной простуды, по другой – принял яд, не в силах пережить поражения России.

Как свидетельствуют биографы, третий сын Великого князя Павла — Николай на восьмой день от роду начал есть кашу.

Таким вот крепким и здоровым родился он.

И об этом факте не стоило бы упоминать, если бы через пятьдесят девять лет, 18 февраля 1855 года, не разнеслись слухи, что, отравившись кашей, скоропостижно скончался русский император Николай I.

Враги, которые трепетали перед ним живым, теперь поспешили отомстить ему, мертвому. Смерть Николая I была неожиданной, и это позволило сразу же распустить слух, будто император отравился.

Враги попытались отнять у русского царя православную кончину.

Разумеется, ни о каком самоубийстве не может идти и речи.

Знакомство с записями в камер-фурьерском журнале и воспоминаниями очевидцев, свидетельствует, что Николай I умер, как и положено православному человеку, простив своих врагов, испросив прощения у своих подданных, умер, исполнив последний долг христианина — исповедавшись и приобщившись Святых Таин.

И все же некий смысл явлен в случайном совпадении.

Оценки, конечно, тенденциозные, но, даже и принимая их, необходимо сказать, что была в деятельности Николая I и другая сторона…

Многое было сделано Николаем I для укрепления правопорядка в стране, развития просвещения. Случайно ли, что именно на годы его правления приходился расцвет творчества почти всех классиков русской литературы?

И, конечно же, нельзя забывать о личных качествах Николая — его мужестве, силе воли.

Они были необыкновенно развиты в Николае I.

Рассказывают, что после неожиданного отречения Константина он почти на целый час покинул сановников, принесших ему это известие. Но когда снова вышел к ним, даже в походке, в движениях произошли перемены. Это был уже не юноша, а император, принявший на себя ответственность за державу…

Так же решительно он и ушел из жизни.

Смерть его была самым удачным выходом для России. Не подрывая основ государственного устройства, она позволила совершить крутой поворот во внешней и внутренней политике. Император пожертвовал собой ради страны.

Рассказывают, что в 1797 году Николай уже танцевал на придворном балу. Было ему тогда от роду один год и четыре месяца…

В три года Николай надел малиновый лейб-гвардии конного полка мундир…

Но из первых лет жизни запомнилось не многое и совсем не главное…

Лучше запомнилась встреча с Суворовым.

Но лучше всех запомнился отец.

Ясно запечатлелось в памяти: калитка малого сада в Павловске. Голые ветки деревьев. Он, Николай, бежит по аллее навстречу отцу, и тот обнимает его.

— Поздравляю, Николаша, с новым полком, — говорит он. — Я тебя перевел из Конной гвардии в Измайловский полк в обмен с братом. (В 1799 году вернувшийся из Итальянского похода великий князь Константин был переведен в Конную гвардию).

Было тогда будущему императору три с небольшим года, но с тех пор зеленый с золотыми петлицами мундир с нашитыми на него звездами Андрея Первозванного и святого Иоанна Иерусалимского и стал навсегда его мундиром.

Запомнилась и первая игрушка — деревянное ружьецо, купленное за полтора рубля. Потом появились в детской литавры, деревянные шпаги, алебарды, гренадерские шапки, трубы, пушечки, зарядные ящики.

Николай I сам записал свои детские воспоминания, изданные потом тиражом в пятьдесят экземпляров. Несколько страниц в них отведено событиям трагической ночи на 11 марта 1801 года.

Здесь, в Михайловском замке, где, чтобы спастись от сырости, клали на подоконнике свежеиспеченный хлеб. Николай и его младший брат Михаил играли по утрам на ковре в кабинете отца, а старшие братья.

События этого печального дня сохранились в моей памяти, как смутный сон; я был разбужен и увидел перед собою графиню Ливен.

Когда меня одели, мы заметили в окно, на подъемном мосту перед церковью, караулы, которых не было накануне; тут был весь Семеновский полк в крайне небрежном виде. Никто из нас и не подозревал, что мы лишились отца; нас повели вниз к моей матушке и вскоре оттуда мы отправились с нею, сестрами, Михаилом и графиней Ливен в Зимний дворец.

Отца убили, когда Николаю Павловичу было четыре с половиной года…

Ему не исполнилось еще пяти, когда ему подарили уже не деревянную, а настоящую лошадь и он начал ездить верхом.

Когда Николаю исполнилось шесть, появились у него воспитатели-мужчины. Главный надзор за воспитанием Великого князя осуществлял начальник Первого кадетского корпуса генерал Ламсдорф.

Его выбрал сам император Павел.

Говорят, что Ламсдорф отказывался, но Павел пресек его возражения.

— Если вы не желаете исполнить моего желания для меня. — сказал он, — то должны это сделать во имя России. Но предупреждаю вас, чтобы вы из моих сыновей не сделали таких повес, каковы, по большей части, немецкие принцы.

Ламсдорф добросовестно исполнил наказ покойного императора.

Он установил для Великих князей такой же жесткий, как и в кадетском корпусе, порядок. За нарушение его и Николай, и Михаил наказывались — до ударов шомполом включительно.

Каждый день будущего императора поднимали в семь утра. На ужин полагался кусок хлеба с солью.

В десять вечера, перед сном, Николай должен был заполнить дневной журнал.

Самое удивительное, что вся эта строгость, ещё определённая покойным отцом, не вызывала протеста со стороны самого мальчика. Более того, военная строгость проникала и в его детские игры.

Почти настоящей была игра Великих князей в часовых. Часами могли они, играя, неподвижно стоять в карауле.

Однако любимыми игрушками Николая Павловича становятся в это время оловянные солдатики…

Кстати сказать, интерес к оловянным солдатикам сохранился у императора Николая I на всю жизнь, и собранная им коллекция нюрнбергских фигурок считалась наиболее крупной и значительной.

Поставщики императора, зная его дотошность в вопросах униформы, особое внимание уделяли точности всех деталей формы, и сейчас по этим оловянным фигуркам можно смело изучать историю военного костюма.

Среди особенностей детских игр Николая I нельзя не обратить внимание на его пристрастие к крепостям. Он любил срисовывать их модели, а на прогулках возводил из земли редуты.

Однако воспитание и образование Николая шло своим чередом, и в восемь лет он уже читал и писал под диктовку по-французски, читал по-русски Псалтырь, знал четыре правила арифметики.

Первая настоящая служба его — участие в походе на Париж в 1814 году. Было тогда Николай Павловичу — восемнадцать лет.

Рано приохотился Великий князь и к рисованию.

Первыми Романовыми считались тогда Александр и Константин.

Но эти первые сыновья Павла почти безраздельно воспитывались бабушкой — императрицей Екатериной II, а Николай оказался первым сыном, которого Павел начал воспитывать сам.

И — случайно ли? — судьбе угодно было распорядиться, чтобы он стал не Романовым третьим, а императором Николаем I — первым русским царем, сумевшим обуздать собственное своеволие, сумевшим поставить интересы страны выше своих личных пристрастий и интересов.

«Мне хотелось. оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое, — сказал умирающий император сыну Александру. — Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас.

Ведь все последующие государи — его сын Александр II, внук — Александр III, правнук — Николай II правили страной, ставя интересы державы превыше собственных.

Правление Николая - апогей абсолютизма. Жёсткая цензура, несвобода собраний, осторожность проводимых реформ, практически ничего не изменивших в крестьянском вопросе были вызваны, главным образом, восстанием декабристов, с которого началось его правление. Оно (правление) соответствовало его характеру: "солдафонское". Даже сыну он сказал: " Передаю тебе команду не в том порядке, в котором хотел". Войны привели к ухудшениям в экономике, не спасённой даже реформами. "Страной правят чиновники" - Николай. Однако был наведён порядок в законодательстве, он осознавал необходимость отмены крепостного права и готовил для этого почву. Внешняя политика была решительнее внутренней (и, в отличие от внеш. политики предыдущих государей, была активнее), Россия получила прозвище "жандарм Европы". Как царь, так и россияне эту роль выполняли с удовольствием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какое еще одно событие произошло в России в этом же 1796 г.?

Умерла Екатерина 2

Кого сменил на престоле Николай 1?

Александра 1

Каким по счету сыном Павла I был Николай I?

Почему Николай получил престол в обход Константина?

Константин отказался от престола, будучи наместником Варшавского герцогства. Вступив в монаргатический брак (неравны)

Кого из данных правителей России Николай I выбрал как образец для подражания при организации управления государством?
А) Павла I Б) Петра I В) Екатерину II Г) Петра III

Название созданного в результате кодифи­кационной деятельности, в 1820-1830-х гг., сборник действующего российско­го законодательства?

Свод законов Российской империи

Кто из данных государственных деятелей сыграл важную роль в кодификации российского законодатель­ства и создании Полного собрания и Свода законов Рос­сийской империи в период царствования Николая I?
А) Д.А. Милютин Б) Е.Ф. Канкрин В) П.А. Строганов Г) М.М. Сперанский

Как назывался орган в России, который занимался политическим сыском в 1820-1870-х гг.?
III Отделение Собственной Его Императорского Величе­ства канцелярии

Название идеологии, которая была разработана в годы правления Николая I?
А) теория естественного права Б) теория официальной народности
В) социологическая теория Г) теория естественного права

Автор теории “официальной народности”?
А) Н.Г. Устрялов Б) Н.В. Кукольник В) М.П. Погодин Г) С.С. Уваров

1) Духовность 2) Самодержавие 3) Православие 4) Народность

Во главе чего во время царствования Николая I стоял А.Х. Бенкендорф?
III Отделения императорской канцелярии

Какие крестьяне появились в период царствования Николая I?
обязанные крестьяне

В 1840 - е по Российской империи прошла волна . бунтов

Угольных 2) сахарных 3) картофельных 4) кукурузных

Почему крестьяне боялись выращивать картофель?

Первый опыт был неудачным: съели цветки картофели и отравились

Что являлось положением реформы, которая проводилась в 1837-1841 гг. под руководством П.Д. Киселева?

Создание для управления государственными крестьянами и землями Министерства государственных имуществ

На какие годы пришлось начало промышленного переворота в России?
30-е годы

В каком году в России появилась первая железная дорога?

Как называлась эта железная дорога?

Царскосельская

В каком году железная дорога соединила Петербург и Москву?

Какую реформу провел Е. Ф. Канкрин в 1839-1843 гг.?

Представители общественной мысли 1840-1850-х гг., идеализировавшие прошлое России, считавшие, что она должна идти своим путем, а не следовать примеру ведущих европейских стран, назывались

Славянофилами

Что было общим в идеологии и славянофилов и западников:

Отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности

А.Х.Бенкендорф

1) усилилось влияние чиновников
2) улучшилось питание широких слоев населения
3) возросла роль прогрессивных государственных деятелей
4) возросли доходы государственной казны

Какое название получили последние годы правления Николая I?

Предоставил войска для европейских стран, в которых в 1840-е гг прошли революции

Внешняя политика

Кто руководил горцами во время Кавказской войны с 1834 года?

2) грузинский царь Ираклий II

3) имам Шамиль

4) нет правильного ответа

Эта страна, стремясь ослабить влияние России на юге, попыталась использовать освободительное движение народов Кавказа, оказывая им помощь оружием и посылая туда военных советников
А) Франция Б) Пруссия В) Англия Г) Австрия

Что послужило поводом к началу Крымской войны?
Спор православной и католической церквей за палестинские святыни

Назовите два главных события Крымской войны

Синопский бой и оборона Севастополя

Кто командовал русской эскадрой в Синопском сражении?

Какова судьба Черноморской эскадры русского флота в Крымской войне?
Была затоплена у входа в Севастопольскую бухту.

Какой инженер сыграл важную роль в строительстве укреплений Севастополя?
А) Меньшиков А.С. Б) Тотлебен Э.И. В) Истомин В.И. Г) Кошка П.

Сколько по времени продолжалась оборона Севастополя? 11 месяцев

После какого события пал Севастополь в сентябре 1855 г.?
А) после захвата Малахова кургана
Б) когда английские корабли вошли в Северную бухту
В) после падения крепости Карс на Кавказе

Как звали первую в русской армии сестру милосердия? Даша Севастопольская

Кто из великих русских врачей участвовал в обороне Севастополя?
а) С.И. Боткин; б) Н.И. Пирогов; в) Н.В. Склифосовский.

Назовите два медицинских достижения, использованных хирургом Пироговым в Крымской войне

Наркоз и гипсовая повязка

Как звали героя – матроса Севастопольской обороны, подвиги которого описал в своих Севастопольских рассказах Л.Н. Толстой?
а) Петр Кошка; б) Иван Гаврилов; в) Семен Шеин

Кто воевал на стороне России в Крымской войне? Никто

Благодаря какому виду искусства мы имеем реальное представление о событиях Крымской войны?

Фотографии (это была первая война, запечатленная в фотографии)

Благодаря супруге Николая 1, в России появилось интересное праздничное украшение. О чем идет речь?

Елочные шары

К кому обращены следующие строки А.С.Пушкина?

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье. К декабристам

Имена каких деятелей культуры связаны в войнами в правление Николая 1!

А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов. Л.Н.Толстой

Как называется направление искусства, которое обращено не к разуму, а к чувствам?
А) классицизм Б) романтизм В) сентиментализм Г) реализм

Кто из ниже перечисленных был родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве?
А) В. Тропинин Б) А.Веницианов В) П. Федотов

Какой архитектор создал проект здания Адмиралтейства в Петербурге?
А) А.Д. Захаров Б) А.Н. Воронихин В) К.И. Росси Г) О.И. Бове

Цель: создать условия для понимания учащимися сути "николаевской системы" и её роли в судьбе России.

  • познакомить с мероприятиями правительства Николая I;
  • проанализировать реформы с точки зрения условий для модернизации страны и укрепления власти;
  • развивать коммуникативные умения и информационную культуру учащихся.

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

Беседа по вопросам.

Вспомните обстоятельства вступления Николая I на престол.

Какие задачи стояли перед Россией в начале XIX века? Как соотносились эти задачи с позицией Николая I? Что несло правление Николая I России: зло или благо?

Учебная задача: Анализируя правление Николая I, ответить на вопрос: Улучшило или ухудшило положение страны правление Николая I?

  • 1 группа. Оцените мероприятия Николая I в государственной жизни страны с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника  8, пункт 2, схема "Государство и общество при Николае I").
  • 2 группа. Оцените мероприятия Николая I в культурной жизни страны с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника  8, пункт 2).
  • 3 группа. Оцените мероприятия Николая I в области управления хозяйством страны с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника  8, пункт 3).
  • 4 группа. Оцените мероприятия Николая I в области культуры с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника  8, пункт 3).
  • 5 группа. Охарактеризуйте "теорию официальной народности". Насколько консервативны положения этой теории? Чем привлекала эта теория Николая I?
  • 6 группа. Выделите противоречия во взглядах и личных качествах Николая I. Как они повлияли на его правление? (Трёхсотлетие Дома Романовых. 1613-1913: Репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года. Стр. 272-273. Текст учебника  8, пункт 1. Огоновская И.С. История России. Универсальное издание для школьников и абитуриентов. Стр.454).

Выступление групп, заполнение таблицы на доске и в тетрадях.

Мероприятия правительства Николая I

Вопросы В экономике В общественном устройстве Во внутренней политике В области культуры
Какие мероприятия проводило правительство Николая I Крепостное право не ликвидировано, но созданы 9 секретных комитетов для разработки проектов освобождения крестьян.

Около 100 указов, ограничивающих власть помещиков над крестьянами: запрет продавать без земли, разбивать семьи, ссылать в Сибирь. Разрешение освобождать крестьян при условии сохранения некоторых повинностей.

Реформа Киселёва в отношении государственных крестьян.

Создание военных поселений.

Денежная реформа Канкрина.

дворяне могли получить новые поместья или деньги, чтобы избежать разорения; бесплатное образование для дворянских детей в закрытых военных и гражданских училищах.

Ограничения при получении дворянства: 6 ранг на военной службе и 8 - на гражданской (личное), 4 - (потомственное).

2 отделение - кодификация законов и издание "Свода Законов Российской империи", "Полного Собрания Законов Российской империи".

Бюрократизация управления ("Россией правят столоначальники").

Сословная система образования.

При выступлении 5 группы обращается внимание не только на раскрытие основных принципов теории официальной народности: православие, самодержавие, народность, но и на то, что эта теория вместе со стремлением не допустить революции в России стала идеологической основой правления Николая I.

При выступлении 6 группы учащиеся подчёркивают такие противоречия личности императора как: скромность и неприхотливость в быту; смелость, решительность; стремление к порядку и дисциплине; увлечение военным делом особенно внешней стороной (манёвры, парады); волевые качеств; ум; умение подбирать помощников; работоспособность и ответственность. Эти качества Николая I, конечно же, сказались на его деятельности и вызывали у одних чувство уважения к правителю, у других презрение к "тирану и деспоту с кругозором ротного командира".

5. Общий вывод: Деятельность Николая I носила противоречивый характер, укрепляла власть, сохраняла препятствия для модернизации России. Николаевская система вела Россию к застою и отставанию от передовых стран Запада, поэтому не улучшила положение страны, не была благом для России.

6. Домашнее задание (на выбор):

1. Опишите спор сторонника теории официальной народности и сторонника западного пути развития.

2. Сравните отрывки из стихов Пушкина и Лермонтова. Почему так по разному оценивали правления Николая I русские поэты?

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правил нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждою, трудами.
О нет, хоть юность в нём кипит,
Но не жесток в нём дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.
А.С.Пушкин

Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
М.Ю.Лермонтов

Читайте также: