Как называется уборка территории школы

Обновлено: 04.07.2024

Должностная инструкция уборщика территории используется как приложение к трудовому договору, где раскрыты его основные параметры. Являясь юридически значимым документом, применяемым в судебной практике и административных разбирательствах, должностная инструкция требует от работодателей внимательного отношения к корректности её содержания и оформления.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции уборщика территории

1. Общий раздел

  1. Уборщик территории нанимается и увольняется соответствующим приказом директора организации по представлению руководителя хозяйственного отдела.
  2. Уборщик территории состоит в подчинении руководителя хозяйственного отдела.
  3. Требования по трудовому опыту и уровню образования лицу, нанимаемому на данную должность, не предъявляются.
  4. Во время отсутствия уборщика территории (отпуск, лечение и пр.) его работу выполняет другой сотрудник, назначенный руководителем хозяйственного отдела.
  5. От уборщика территории требуется обладание следующими навыками и знаниями:
    • нормативы чистоты и порядка на подведомственной территории;
    • правила эффективного обращения с предоставленным нанимателем рабочим инвентарем;
    • принципы хранения чистящих и моющих веществ, а также необходимый порядок работы с ними;
    • правила поддержания чистоты в собственном служебном помещении;
    • сезонная специфика работ по уборке соответствующей территории;
    • стандарты и нормативы, определяющие процедуры уборки территории;
    • правила технической и пожарной безопасности.
  6. Уборщик территории руководствуется:
    • действующими отраслевыми и местными нормами;
    • положениями данной инструкции;
    • документацией работодателя.

2. Обязанности

За уборщиком территории закрепляются следующие функции:

  1. Регулярная уборка территории по утвержденному руководством графику.
  2. Посыпка соответствующими агрегатами пешеходных переходов при их оледенении.
  3. Уборка снега, сбивание сосулек, очистка от ледяных наростов в зимнее время года.
  4. Периодическая чистка канавок для стока воды.
  5. Поливание зеленых насаждений и других участков в летнее время года.
  6. Отслеживание ситуации с мусором на подведомственной территории.
  7. Информирование своего руководителя об обнаруженных проблемных моментах на убираемой территории.
  8. Проведение профилактических осмотров убираемой территории на предмет соблюдения норм технической, пожарной и санитарной безопасности.
  9. Поддержание чистоты в своем служебном помещении.
  10. Участие в хозяйственных работах на закрепленной территории вместе с другими сотрудниками организации, в пределах своей компетенции.
  11. Ведение необходимой документации.
  12. Хранение и бережная эксплуатация чистящих веществ, инвентаря, инструментов, предоставленных организацией.

3. Права

За уборщиком территории работодателем закрепляются следующие права:

  1. Вносить предложения руководству о возможных мерах по улучшению ситуации на закреплённой территории.
  2. Получать от других сотрудников организации ту информацию, которая нужна для выполнения возложенных обязанностей.
  3. Получать на время работы доступ к служебному помещению.
  4. Требовать от руководства организации создания соответствующих условий, нужных для эффективного выполнения закреплённых трудовых функций.

4. Ответственность

Уборщик территории может нести наказание в следующих случаях:

  1. Ненадлежащее выполнение предписанных обязанностей — в границах, определенных в трудовом законодательстве и правилах организации.
  2. Ущерб, причиненный работодателю из-за некомпетентных действий, — в пределах, обозначенных в соответствующих статьях законодательства.
  3. Нарушения норм и законов, совершенных в ходе выполнения работ, — в соответствии с нормами уголовного, административного и трудового права.

5. Условия работы

  1. Основные параметры работы (график, периодичность определенных работ и пр.), которыми руководствуется уборщик территории, указаны в соответствующих документах организации.
  2. Уборщик территории бесплатно получает от нанимателя рабочую одежду, инвентарь, чистящие вещества в соответствии с правилами, закрепленными во внутренних документах организации.
  3. Уборщик территории получает оговоренные выплаты по мере выполнения соответствующих плановых показателей.
  4. Уборщик территории получает отпуск и оговоренные в соответствующих документах льготы, в соответствии с действующими нормами трудового законодательства и стандартами организации.

Стандарты составления должностной инструкции

Общепринятые нормы по составлению должностной инструкции отсутствуют в актуальном законодательстве. Имеются лишь определенные стандарты по написанию документа, которых придерживается большинство нанимателей. Эти стандарты затрагивают следующие аспекты должностной инструкции:

  1. Структура.
  2. Оформление.
  3. Содержание.

Так, согласно этим стандартам, в общеупотребительной структуре документа присутствуют следующие разделы:

  • Общий раздел.
  • Трудовые обязанности сотрудника.
  • Его права.
  • Его возможная ответственность.

К этим типовым разделам работодатели, особенно крупные, часто добавляют и дополнительные. Среди них особо популярны следующие:

  • Условия работы.
  • Параметры, по которым оценивают качество работ.
  • Должностные связи.

Что касается стандартов по оформлению инструкции, то рекомендуется использовать при её распечатке фирменный бланк компании-работодателя, применяя все атрибуты официальных документов (расшифровка подписей, дата утверждения и т.д.).

Стандартным требованием к содержанию инструкции является то, что она не должна противоречить трудовому договору и выходить за его рамки. Она должна лишь полнее раскрывать те пункты, которые прописаны в данном договоре и других официальных документах.

Внимание! Дополнительные разделы в инструкции особо популярны у крупных работодателей, по причине их стремления формализовать возможно большее количество аспектов отношений с сотрудниками. В малом и среднем бизнесе обычно применяют стандартную форму инструкции.

Общий раздел

Вводный раздел документа, где приведено описание основных аспектов деятельности сотрудника:

  • требуемые от него умения;
  • требуемые опыт и образование;
  • порядок временной замены;
  • его место в организации.

Список требуемых умений должен соответствовать трудовым функциям, перечень которых приводится в следующем разделе. В зависимости от отраслевой принадлежности работодателя и других особенностей этот список может несколько различаться по разным компаниям.

Обязанности

Эта часть применяется для описания трудового функционала сотрудника. В зависимости от объема предполагаемых работ к базовым функциям могут быть добавлены и дополнительные. Так, уборщику может быть добавлена обязанность следить за соблюдением санитарных норм на вверенной территории.

Внимание! Для ряда профессий, в том числе для уборщика, необходимо отдельно упомянуть сезонные работы, которые должен выполнять сотрудник. Также отдельно вставляют пункт о необходимости бережного обращения с инвентарем, если он предоставляется работодателем.

Права

Раздел отведен под перечисление прав, которые даны сотруднику работодателем. Обычно сюда входят несколько типовых пунктов, в которых описаны права на получение нужной информации от коллег, на участие в собраниях коллектива и другие.

Ответственность

Здесь дается перечень основных нарушений, за которые сотрудника можно привлечь к ответственности. Меры наказания, как и сами параметры нарушений, рекомендуется давать в общей форме, поскольку конкретный результат может быть получен лишь после окончания трудовых споров и судебных разбирательств.

Условия труда

Этот раздел имеет смысл добавить, если в данной компании есть какие-то особенности в области трудовой политики. Например, если практикуется нестандартный рабочий график или предоставление сотруднику рабочего инвентаря, то имеет смысл отдельно прописать эти моменты.

После первоначального составления инструкции она должна быть утверждена различными специалистами:

  • юристом;
  • работником отдела персонала;
  • непосредственным начальником сотрудника.

Их возможные замечания должны быть учтены в варианте, который передается для утверждения директору организации.

Сам специалист знакомится с инструкцией в процессе своего трудоустройства, вместе с остальной трудовой документацией.

Окончательным этапом вступления инструкции в силу является проставление подписей всеми сторонами: сотрудником, директором и теми специалистами, которые согласовывали её содержание.

Администрация образовательного учреждения должна обеспечить должный уход за территорией, примыкающей к школе, садику, вузу и т. д. Работы по уборке территории различаются по типу, времени и периодичности проведения. Все работы, включая те, к которым привлекаются дети, должны быть указаны в соответствующих регламентах и приказах учреждения.

Как часто проводят уборку на территории участка учреждения образования (ДОУ, СОШ, ВУЗ и других)

Как проводится уборка прилегающей территории

Уборка на территории, прилегающей к детским садам и школам, заканчивается до 8:00. Далее необходимо поддерживать чистоту в течение рабочего дня. Периодичность проведения уборки техническим персоналом зависит от времени года и конкретных погодных условий.

Уборка территории зимой

Зимой порядок на территориях возле детских садов и школ необходимо проводить с 1 ноября по 15 апреля.

Данные работы включают в себя:

  1. уборка снега (каждый день);
  2. устранение наледи на дорожках;
  3. насыпание на дорожки специальных веществ от гололеда.

Если снег выпал совсем недавно, его необходимо сдвигать в кучи минимум 3 раза ежедневно. При наличии обильного снегопада уборка территории от снега проводится каждые 3 часа. В случае если снег в конкретный день не выпал, достаточно 1 раз в сутки подмести территорию.

Каждые 2 дня необходимо устранять снег и наледь с канализационных люков, водосточных каналов и крыш школьного/дошкольного учреждения.

Иногда слой снега становится слишком толстым, и тогда на помощь приходит плужно-щеточный снегоочиститель. Нередко привлекается трактор и другая спецтехника. В таких случаях снег нужно сформировать в кучи с дорожек и тротуаров по бордюру. Максимальная высота таких снежных куч не должна превышать 1 м. Если снег убирается трактором, то администрация учреждения в целях безопасности детей должна установить специальные ограждения.

Уборка территории летом

Летняя уборка прилегающей к школьным и дошкольным учреждениям территории проводится с 15 апреля по 31 декабря.

В такой период организуются следующие работы:

  1. ремонт покрытий;
  2. покраска скамеек, беседок, ограждений, игровых площадок, урн и других сооружений;
  3. уход за кустарниками, газонами, цветниками.

Если день светлый и ясный, без дождей, то территорию нужно подметать ежедневно 1 раз в день. Если идут дожди, то территория убирается 2 раза в день. Урны протирают 2 раза ежемесячно. Территорию необходимо промыть 3 раза в сезон, а указатели протираются 5 раз за это же время.

Порядок ухода за газонами

Уход за газоном подразумевает скашивание травы, полив, уборку опавших листьев и мусора. Каждые 2 дня необходимо убирать газоны от опавшей листвы, накопленного мусора. 5 раз в сезон проводится стрижка кустарников, травы. В весенне-осенние месяцы, когда грязи на улице становится больше из-за осадков, необходимо регулярно прочесывать газон острыми граблями.

Летом в отсутствие дождя насаждения на территории (газон в том числе) ежедневно утром или вечером необходимо поливать. Полив осуществляется вечером после 18:00 или утром до 8:00. Минимум 5 раз в летние месяцы необходимо стричь газоны на высоту до 5 см. Скошенную траву в 3-дневный период нужно полностью удалить с территории.

Для уборки скошенной травы и листьев используются веерные грабли. Острые грабли применять нельзя – иначе верхний слой травяного покрова будет поврежден. Если территория отделена от жилой застройки, то для устранения листвы и травы применяются воздуходувки, специальные технические пылесосы.

Особенности и нюансы

Если возникли экстремальные погодные условия (например, гололед, сильные снегопад, ливень), то оперативная группа (штаб) выносит решение о дальнейшем режиме работ по уборке территории.

Также каждые 2 дня необходимо выбрасывать содержимое урн, а сами емкости еженедельно мыть. 1 раз в сутки убираются контейнерные площадки. Каждый квартал необходимо обследовать люки смотровых колодцев.

По мере загрязнения или 2 раза в сезон нужно протирать от пыли и загрязнений номерные знаки, указатели.

Прилегающие к образовательным учреждениям территории делятся по видам покрытий – неусовершенствованные (покрытые булыжником, щебнем) и усовершенствованные (покрытые брусчаткой, асфальтом), а также без покрытий. Помимо этого, территории делятся на 3 класса в соответствии с интенсивностью пешеходного движения – до 50, до 100 и от 100 человек в час. Подобная классификация тоже принимается в учет при организации уборки территории.

Вне зависимости от должности каждый работник школы несет дисциплинарную ответственность в случае невыполнения требований регламента, который установлен в конкретном образовательном учреждении.

Привлечение школьников к дежурствам

По закону принудительно привлекать детей к общественно-полезным работам без его согласия и разрешения родителей запрещено. Однако это положение не относится к дежурствам и другим мероприятиям, которые включены в учебный план. Во время дежурств школьникам нужно только выносить мусор, мыть доску от надписей, поливать цветы. Учитель составляет список учеников, каждый из которых должен в определенный день выполнять работы по дежурству.

Дежурства и прочий труд необходимы в целях воспитания. Школьники, следя за чистотой в классе, понимают, что для поддержания порядка нужны усилия, что труд технических работников школы необходимо уважать.

На текущий момент создается законопроект о том, что субботники включаются в перечень обязательных общественно-полезных работ, для участия в которых согласие ученика и его родителей не требуются.

Привлечение школьников к субботникам

Школьные субботники способствуют развитию у учащихся трудолюбия, ответственного и бережного отношения к чужому имуществу и труду. Субботники проводятся ежегодно, а участвовать в них могут только те дети и сотрудники, которые получили инструктаж, прошли технику безопасности и не имеют медицинских противопоказаний к работе. Учащимся и сотрудникам выдают специальные средства защиты (резиновые перчатки и т. д.) для уборки листьев, веток и острых предметов.

К работе допускается приобщать учащихся с 5 класса. Если у ребенка есть медицинские противопоказания, ему предлагаются или упрощенные работы, или интеллектуальные задачи – например, составить график работ, провести учет инвентаря, придумать развлечения в перерывах между работами. В качестве инвентаря выступают ведра, грабли, мусорные мешки, лопаты и т. д. С разрешения родителей дети могут принести инвентарь из дома.

За 10 дней до проведения субботника администрация школы составляет соответствующий приказ. В этом документе прописывается, где проводится субботник, когда. О субботнике информируются учителя, дети и их родители.

Каждый ребенок должен получить одинаковый объем работ. Стоит разделить учеников на несколько групп по возрасту или полу. Например, старшеклассники могут выносить тяжелые мусорные мешки, а учащиеся помладше собирают мусор, метут дорожки и крыльцо. Мальчики занимаются копанием грядок, девочки – побелкой бордюров и деревьев. Учителя должны работать наравне с детьми.

После проведения субботника уполномоченные лица составляют приказ, где указываются дата проведения, число участников и руководителей, объем проведенных работ. После этого проводится анализ трудовой деятельности, и результаты также фиксируются в документах.

Кто убирает и почему важно участвовать

В пресс-службе столичного департамента образования отмечают, что субботник — это добрая традиция. Ее цель — не только добровольная уборка территории после осенне-зимнего периода, а еще и сплочение учеников, воспитание в них экологической культуры и ответственного отношения к природе и труду.

— Ежегодно московские школы организуют общешкольные мероприятия, в которых на добровольных началах принимают участие весь коллектив школы, дети и их родители. В том числе к таким мероприятиям относятся и весенние общегородские субботники, — сообщили в департаменте.

Также в нем отметили, что уборкой помещений и территорий в московских школах занимаются подрядные клининговые организации.

— Школа, в свою очередь, осуществляет контроль за соблюдением условий контракта, — отметили в пресс-службе.

Эколог Георгий Каваносян считает, что субботники крайне важны для воспитания подрастающего поколения и изменения отношения к окружающему миру взрослых. Однако в глобальном плане для экологии и охраны окружающей среды они дают немногое.

— Для воспитания, тимбилдинга дает очень многое. Когда человек несколько раз убрал на природе, он потом не будет бросать фантик в дикую природу. Воспитательная функция. Мне нравится определяющее предложение: субботник — это когда люди, не мусорившие целый год, убираются за теми, кто целый год мусорил, — сказал эколог.

В департаменте образования отмечают, что администрация образовательной организации не имеет права принуждать детей или их родителей убирать помещения или прилегающую территорию.

Адвокат Янис Юкша, в свою очередь, добавляет, что о добровольной основе мероприятия важно помнить. Никто не может принуждать участвовать в субботнике, и отказ родителей по каким-либо причинам не должен приводить к конфликтам с образовательным учреждением.

— В Москве в каждом округе при органах власти, администрации есть соответствующие отделы и должностные лица, которые занимаются проблемами образования дошкольного, школьного и так далее. Они решают вопросы, которые выбиваются из ряда законного течения отношений между родителями и учебным заведением. Если понимание между администрацией и родителями не находится, то подобное обращение возможно, — сказал адвокат.

— Поэтому в таком случае лучше пытаться договориться. Хотя, я подчеркиваю, что принуждение к подобным вещам является незаконным. И тот путь, который мы уже назвали, вполне себе возможен, — подчеркнул Юкша.

Председатель Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты России, (директор по стратегическому развитию Кружкового движения Национальной технологической инициативы) Наталья Кравченко также отмечает, что заставлять родителей выходить на субботник в школах и детских садах неправильно и в данном вопросе необходимо искать компромисс. Однако, по ее мнению, участие в таком мероприятии — отличная возможность интересно и весело провести выходной со своими детьми.

С другой стороны, участие ребенка в субботнике несет важную воспитательную миссию. Он по-другому начнет относиться к окружающему пространству — своей комнате, двору, городу и всей планете — если сам хоть раз примет участие в уборке.

Весело и с пользой

Директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Дмитрий Моргун рассказывает, что субботники в центре всегда проводятся необычно: с игровыми программами, соревнованиями по уборке и благоустройству территорий, творческими конкурсами и акциями по сбору отходов или макулатуры.

— Часто субботники проводились в Международный праздник — День Земли, когда вся программа дня была связана с идеями заботы о Земле, охране природы. Так, субботники хорошо вписываются в образовательные программы с экологическим уклоном. Сама среда, атмосфера проведения их обуславливает нестандартный формат. Все субботники сопровождаются играми на свежем воздухе, квестами, викторинами, проведением акций по сбору вторсырья, — говорит Моргун.

Он отмечает, что такие субботники — не только воспитание ответственного отношения к природе, эколого-просветительский компонент для участников и проявление заботы к природе, но еще и возможность встретиться в неформальной обстановке с друзьями, единомышленниками, жителями района.

Кроме того, центр делает и дарит скворечники самым активным участникам весеннего субботника. А по итогам мероприятия создается интерактивная карта дуплянок.

— В результате соревнований по сбору пластиковых и стеклянных бытовых отходов на обширной парковой территории Центра наиболее активные участники получают сувениры и призы с символикой экологического праздника, — добавляет Моргун.

Детский и родительский взгляд

По ее словам, в центре очень интересные субботники, и их организаторы умеют мотивировать совершать полезные для города дела.

— Бывает, что хочется увильнуть — но это нужное дело, так что идем без лишних разговоров, — добавляет Наталия Колпакова.

— Я всегда буду стараться делать мир вокруг чище, уже сейчас помогаю сортировать мусор и не бросаю бумажки мимо урны, — говорит ученик Егор Трошкин.

Дети также добавляют, что хотят заботиться об окружающей среде, когда вырастут. Они хотят сажать деревья и покупать те вещи, которые можно перерабатывать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Исследовательский проект

hello_html_1e4ff1ef.jpg

Магомедова Патимат Шамиловна,

Акушинского района Республики Дагестан.

Научный руководитель:

Магомедов Гаджимурад Магомедович, учитель

истории МКОУ «Усишинская

Усиша, 2017 год

Президент Владимир Путин подписал указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

hello_html_m2ae0fd24.jpg

Отмечается, что указ принят в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития страны, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

hello_html_m6bebd3e4.jpg

hello_html_m7286b5a.jpg

Актуальность

Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам.

Для меня школа - это второй дом, потому что большую часть своего времени я провожу здесь. Здесь я общаюсь, советуюсь и взрослею. Поэтому хочется, чтобы с каждым годом наша школьная территория становилась все уютнее, красивее, чище.

Все члены педагогического коллектива и родители прекрасно осознают, что школьный двор- это лицо школы, что очень остро стоит вопроссохранения чистоты на пришкольной территории. Но вид сегодняшнего двора, несмотря на старания учителей, детей и родителей, вызывает чувство печали.

Цель работы:

Исследование учащимися проблемы чистоты в школьном дворе и около школы

Составление анкеты для выяснения отношения учащихся к проблеме чистоты в школьном дворе;

Анкетирование учащихся;

Изучение уровня экологической культуры детей;

Изготовление и распространение листовок - пропаганды чистоты;

Уборка пришкольного участка;

Основная часть

hello_html_m738a123e.jpg

Мы, учащиеся Усишинской средней школы №3, как и всё школьники нашего рйона, участвуем в проведении трудовых десантов на территории своей школы. Учащиеся нашей школы приводят в порядок не только школьный двор, но и очищают от бытового мусора придорожные полосы, а также, помогают навести порядки у дворов пожилым людям, которыенуждаются в нашей помощи.

Несмотря на это чистота нашего школьного двора оставляет желать лучшего.

В ходе наблюдения в микрорайоне школы №3 не обнаружено неорганизованных свалок мусора. Но наличие мусора по обочинам дорог по вине несознательных детей и взрослых нас огорчает. В ходе исследований выявили причины неблагоприятного санитарно-гигиенического состояния микрорайона школы.

Наши исследования показали, что одной из причин загрязнения школьного двора явилось нежелание учащихся школы пользоваться урнами.

Вторая причина – близкое местонахождение продуктовых магазинов.

Нами был собран мусор на территории, прилегающей к магазинам, который находится недалеко от школы. Мы прошли более тридцати метров и набрали мусора большой полиэтиленовый пакет.С этим пакетом мы отправились к учащимся нашей школы.Для выяснения отношения к проблеме чистоты в школьном дворе, мы решили провести опрос учащихся нашей школы.

1. Замечаешь ли ты мусор в школьном дворе и около школы?

2 . Как ты относишься к тому, что кто-то бросил мусор на землю?

3. Как ты считаешь, станет ли в школьном дворе чище, если там будут убирать ученики дежурного класса?

4. Что ты можешь предложить для обеспечения чистоты в школьном дворе и пришкольной территории?

hello_html_m30c2c18c.jpg

Подводим итоги опроса

Результаты следующие:

Всего отвечали :75 уч.

1. Замечаешь ли ты мусор в школьном дворе и около школы?

2. Как ты относишься к тому, что кто-то бросил мусор на землю?

4ч. -равнодушно отворачиваюсь

10ч. -молча возмущаюсь

49ч. -делаю замечание

3. Как ты считаешь, станет ли в школьном дворе чище, если там будут убирать ученики дежурного класса?

Как видим из результатов исследования, большинство детей замечают мусор, но предпочитают отмолчаться или сделать замечание. Убрать мусор решились только 12 учеников. Согласитесь, это очень мало.

Большинство респондентов уверены в том, что если дежурный класс ежедневно будет убирать территорию школы, то и мусора станет меньше.

Поступили следующие пути решения данной проблемы:

1. Дежурный класс долженежедневно убирать территорию школы.

2. В школьном дворе должны стоять разноцветные мусорные корзины с плакатами или указателями над ними.

3. Провести тематические классные часы в 1-11 классах по проблемам чистоты в школе.

4. Ввести штрафы и поставить видеокамеры.

5.Поставить мусорные баки на спортивной площадке, в школьном дворе

6. Самим учащимся выходить на уборку школьного двора и пришкольной территории 1 раз в месяц.

Для начала мы изготовили и распространили листовки -пропаганда чистоты

hello_html_m6f7e1bd8.jpg
hello_html_7b36fc7a.jpg

hello_html_m4c30b52b.jpg

Убрали весь мусор на территории школы

hello_html_55cb47fb.jpg
hello_html_m47386918.jpg

hello_html_m7429491b.jpg
hello_html_a08fab5.jpg

hello_html_m2eaf78bc.jpg

Памятка чистоты.

hello_html_58692780.jpg

Не оставляй после себя пакетов, бутылок из-под воды, коробочек от молока, бумаги и другого мусора!

Увидел мусор – не поленись собрать его и выбросить в урну (мусорный бак)!

Покажи на собственном примере, что донести мусор до урны (мусорного бака) не сложно!

Сделай замечание тому, кто бросает мусор. Не оставайся равнодушным!

Расскажи друзьям о том, как важно беречь природу!

Читайте также: