Ролевую игру как диагностическое средство готовности ребенка к обучению в школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Сапегина Любовь Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Солнышко" д.Ичетовкины
Населённый пункт: Кировская обл. Афанасьевский район
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство подготовки детей к школьному обучению "
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Афанасьевского района Кировской области

Сапегина Любовь Сергеевна,

Сюжетно-ролевая игра как средство подготовки детей к

школьному обучению (5-7 лет).

Поступление ребенка в школу – это радостное событие, но не стоит

забывать, что это и серьезное испытание как для самого ребенка, так и для


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития наблюдается тенденция превращения старших групп детского сада в группы школьного типа, адаптированные в основном на формирование у детей определённых знаний умений и навыков. Это связано с повышением современных требований к уровню подготовки при поступлении детей в школу.

Вопрос о повышении роли игры в дошкольных учреждениях актуален по следующей причине: неоднократно отмечались однообразие, стереотипность игр детей на современном этапе, отсутствие существенных отличий поведения в игре дошкольников различных возрастных групп, неумение их играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, она может быть использована для формирования таких социально-психологических предпосылок, которые обеспечивают успешное вхождение ребенка в новую для него социальную (учебную) действительность и составляют основу для полноценного развития его учебной деятельности. К таким предпосылкам мы относим:

• рефлексию (познавательную, как способность рассматривать детьми основания собственных действий с точки зрения их соответствия требуемому задачей результату и социальную, как осознание действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другим индивидом; [10. с.39-43]).

• контекстное общение с взрослыми, которое характеризуется способностью ребенка подчинять свое поведение определенным задачам и правилам;

• мотивационный компонент, выступающий у детей на данном возрастном этапе в форме желания идти в школу (внутренняя позиция школьника);

• общение со сверстниками;

Комплекс всех вышеперечисленных образований мы рассматриваем как психологическую готовность к обучению в школе, каждый компонент которой связан с определенной сферой жизнедеятельности ребенка в новой школьной действительности, а именно:

• эффективностью учебной деятельности;

• освоением школьных норм поведения;

• успешностью социальных контактов с учителем и сверстниками;

• эмоциональным благополучием ребенка.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю.Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений [7].

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого жела­ния влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной дея­тельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное по­ложение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в це­лом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его от­ношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школь­ника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву "стать взрослым и реально осуществлять его функции" [1].

Важность роли игры в формировании психологической готовности к обучению подчеркивается в работах Е.М.Гаспаровой[3], В.С.Мухиной [8], Е.Е.Кравцовой [5] и др.

Преемственность между дошкольным и школьным этапами образования часто решается за счет переноса школьных методических приемов и форм организации учебных занятий на работу с ребенком дошкольного возраста или использования дошкольных методик в школьной практике. При таком подходе ребенок оказывается помещен либо в игровую, либо в учебную форму организации его жизнедеятельности, что не позволяет исследовать процесс перехода ребенка от игровой формы деятельности к учебной. На наш взгляд, исследование перехода требует нового метода, предполагающего конструирование специально организуемых экспериментальных ситуаций, позволяющих реализовать игру и учебную деятельность не отдельно друг от друга и не последовательно, а одновременно. Изучение процесса перехода в этих условиях позволит выявить психологические механизмы индивидуальных и коллективных действий детей в разных ситуациях их деятельности.

До настоящего времени изучение перехода от игровой деятельности к учебной проводилось, главным образом, с точки зрения изменения видов или типов деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Е.Е.Кравцова,ГТ.Кравцов и др.).

Игра и учебная деятельность имеют общий социокультурный смысл [4].

Во-первых - переход от игры к учебной деятельности состоит не в изменении содержания деятельности, а в изменении формы деятельности, в которой происходит усвоение содержания.

Во-вторых - переход представляет собой не естественную смену одной деятельности другой, связанную с развитием ребенка, а скорее наоборот, развитие ребенка происходит за счет включения его в другую форму деятельности,

В-третьих - управляемый переход от игровой деятельности к учебной не может исследоваться на отдельном ребенке, а может быть понят только при анализе отношений, существующих в детско-взрослой общности [5].

Вопрос о повышении роли игры в дошкольных учреждениях актуален по следующей причине: неоднократно отмечались однообразие, стереотипность игр детей на современном этапе, отсутствие существенных отличий поведения в игре дошкольников различных возрастных групп, неумение их играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества.В силу вышеуказанных причин работа по методическому оснащению осуществления руководства игровой деятельностью в дошкольных учреждениях представляется нам актуальной и необходимой как имеющей решающее значение для благополучной адаптации детей к школе.Существенным в исследовании процесса перехода ребенка от игровой формы деятельности к учебной является определение характера этого процесса. Результатом перехода следует считать появление у ребенка новой формы деятельности, но на основе использования элементов ранее освоенной формы деятельности.

Как было подчеркнуто ранее, формирование компонентов психологической готовности детей к обучению мы рассматриваем в аспекте целенаправленной организации игровой деятельности дошкольников, и исходя из того, что различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские и игры с правилами) влияют на развитие различных составляющих психологической готовности к школе (соответственно: контекстного общения с взрослыми, рефлексии, мотивации, самооценки, взаимодействия со сверстниками). Это диктует необходимость рассмотреть взаимосвязь вышеперечисленных компонентов психологической готовности к обучению и видов игр.

Возникновение полноценного (или кооперативно-соревновательного) общения ребенка со сверстниками зависит, по нашему мнению, от возможности отстранения дошкольника от собственной эгоцентрической позиции, которое позволяет ему учитывать в своей деятельности позицию и результаты действий партнера, а также от возможности актуализации устойчивого отношения к сверстнику как партнеру-противнику по игре.

Таким образом, качественный скачок в отношении к себе ребенка заключается в возникновении адекватности и обобщенности самооценки, в ее превращении из эмоциональной в рациональную, в способности отойти от своей позиции, в умении совмещать разные точки зрения.

Литература:

Гаспарова Е. М. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ М., 1998

Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. — М., 1963. - 319 с.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., Педагогика, 1991

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическаяготовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 80 с

Мухина B.C. Детская психология / Под ред. Л.А.Венгера. - 2-е изд.

Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилетних детей // Вопросы психологии. - 1989. - С.39-43.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, так как именно в школе начинается оценку его интеллектуальных возможностей учителями, а в зависимости от их оценки, и родителями. А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.

Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок пошел в школу уже подготовленным, и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным грузом. А для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе, соответствует ли уровень его мышления и обладает ли он знаниями, соответствующими школьным требованиям, необходимо его протестировать. И затем, обнаружив где у малыша есть слабые места и пробелы, заниматься с ним именно в данном направлении.

Затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов, развить которые и есть основная задача родителей и воспитателей детского сада.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Тесты, определяющие готовность ребенка к школе

Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте малышу ответы или направления решения задания.

Инструкция для учителя.

Тест проводится в форме беседы.

Инструкция для ребенка

Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

Вопросы для беседы

1. Как твоя фамилия, имя, отчество?

2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.

3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?

4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?

5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?

6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

7. Кем работают твои родители?

8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)

9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?

10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?

11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?

12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?

13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?

14. Зачем в школе нужны парта и звонок?

15. Хочешь ли ты учиться в школе?

16. Что делает учитель? Врач? Продавец?

17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.

18. Каких ты знаешь птиц? А животных?

19. У кого больше лап – у утки или у коровы?

20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?

21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?

22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

Обработка теста

1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл

(за исключением контрольных – см. ниже).

3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.

4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:

- № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.

- № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.

- № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.

- № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

Оценка результатов

24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной брошюре представляется сборник диагностик, направленных на определение готовности ребенка к школьному обучению.


Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное учреждение Краснодарского края

“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”

Сборник диагностик готовности к школьному обучению

студентка Ш-22 группы

Диагностики социальной готовности

Диагностики волевой готовности

Диагностики личностной готовности

Диагностики интеллектуальной готовности

Диагностики физической готовности

Список использованной литературы и Интернет ресурсов

Пояснительная записка

В данной брошюре представляется сборник диагностик, направленных на определение готовности ребенка к школьному обучению. Диагностики делятся на такие компоненты готовности как:

Диагностики коммуникативной готовности ребенка

Цель. Выявить умение детей понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.

• 3 балла — ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстника в момент произнесения фразы; способен с помощью речи, мимики, телодвижений передать различные чувства и состояния;

• 2 балла—ребенок определяет эмоциональные состояния с помощью взрослого, фразу произносит эмоционально, но выражение чувств при этом не всегда понятно;

• 1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний сверстника или определяет неверно, при произнесении фразы не может передать различные эмоциональные состояния.

Цель. Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.

Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:

С чего бы вы начали свое существование на острове?

Решите, какие предметы необходимо взять с собой.

Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.

Кого бы вы выбрали командиром?

На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?

На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?

• 3 балла — ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить;

• 2 балла — ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;

• 1 балл — ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем.

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе (психолог).

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

Мне интересно, какие у меня будут уроки.

Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.

Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.

Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.

Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.

Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень - от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Диагностики волевой готовности ребенка

Цель: диагностика умения действовать по правилу

Ты хочешь идти в школу?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?

Ты любишь гулять?

Ты любишь играть?

Ты хочешь учиться?

Ты любишь болеть?

Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена ошибка, то это средний уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.

Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого

Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узоров и карандаш

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!

Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую.

Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.

4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку)

3 балла – имеются одна-две ошибки

2 балла – больше двух ошибок

1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков

0 баллов – правильных участков нет.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполнялись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, правильно воспроизводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.

Ребенку предлагается на чистом листе бумаги воспроизвести домик в точности, как на образце. В случае неправильного копирования деталей их следует не стирать, а рисовать правильный вариант сверху. Данная методика иллюстрирует уровень произвольного внимания, тонкой моторики кисти и координации движений.

Диагностики личностной готовности ребенка

Цель: выявление уровня психосоциальной зрелости.

Форма оценивания: индивидуальная.

Метод оценивания: беседа, анализ результата.

Назови свою фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер? День или утро?

Когда ты завтракаешь –вечером или утром? Обедаешь –утром или днем? Что бывает раньше –обед или ужин?8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.9. Кем работает твой отец, мать?10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

Какое сейчас время года –зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках –зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач или учитель?

Зачем нужны в школе звонок или парта?

Ты сам (а) хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

Каких животных ты знаешь?

Каких ты знаешь птиц?

Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

Что больше –8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Обработка данных: все баллы суммируются.

1 балл –за правильный ответ на все под вопросы одного пункта (за исключением контрольных).

0,5 балла –за правильные, но неполные ответы на под вопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.

Неверными считаются ответы типа: мама Таня, папа работает на работе.

К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8,15, 22.Они оцениваются следующим образом:Пункт 5 если ребенок может вычислить, сколько ему лет –1 балл, если он называет года с учетом месяцев –3 балла;

Пункт 8 за полный домашний адрес с названием города –2 балла, неполный –1 балл;

Пункт 15 за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики –1 балл;

Пункт 22 за правильный ответ –2 балла.

Замечание: пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Оценка результатов:24–29 баллов –высокий уровень психосоциальной зрелости;20–24 балла –средний уровень психосоциальной зрелости;15–20 баллов –низкий уровень психосоциальной зрелости

Цель: диагностика самооценки

Материал: лесенка из шести ступенек

Инструкция ребенку: «Вот видишь, ступеньки. На самую верхнюю ступеньку мы поставим самых умных детей, а на нижнюю – самых неумных. Как ты думаешь, на какую ступеньку можно поставить тебя? На какую ступеньку тебя поставит мама? Учитель? И.д.

Обработка результатов: учитывается дифференцированность, аргументированность, происхождение самооценки, соответствие реальным достижениям ребенка (по данным наблюдений экспериментатора).

1 группа (низкий уровень) – дети уверенно, без раздумья сразу ставят себя на верхнюю ступеньку независимо от параметров.

3 группа (высокий уровень) – дети, как правило, решают эту задачу по-взрослому. Они, в основном, ставят себя не на верхнюю ступеньку, а на предпоследнюю, считая справедливым, что кто-то в группе или другом месте умеет делать это лучше его и когда он подрастет, то сумеет решать задачи и быстрее бегать.

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Читайте также: