Научная деятельность в высшем учебном заведении кратко

Обновлено: 05.07.2024

Научная работа в Высшем учебном заведении представляет собой творческую и организаторскую деятельность профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, соискателей и студентов, направленную на развитие теории и практики по предметной области деятельности учебного заведения и в смежных областях, а также технических систем, комплексов и технологий в интересах социально-экономического развития общества и учреждений высшего профессионального образования.

Научная работа является одним из основных видов научной деятельности в Высшем учебном заведении и служебной обязанностью руководящего, профес­сорско-преподавательского и научного состава. Она организуется и про­водится в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Правительства Российской Федерации и другими действующими руководящими документами.

Основное содержание научной работы составляют:

- фундаментальные, прикладные, прогнозные и поисковые исследования, ориенти­рованные на познание фундаментальных законов природы и общества, перспективу развития всех сфер производства;

- научное обоснование перспектив развития и совершенствования технических систем, комплексов и технологий, разработку способов их применения, эксплуатации и ремонта;

- исследование вопросов педагогики и психологии, органи­зации и методики образовательного процесса в учебных заведени­ях.

Направленность тематики научной работы должна соответствовать профилю Высшего учебного заведения, его факультетов и кафедр и отражать практические потребности практики.

Основными формами научной работы являются:

- выполнение научно-исследовательских работ, (фундаментальных, по­исковых, прогнозных, прикладных и других);

- разработка научных трудов, регламентирующих и нормативных документов, учебной и справочной литературы, информационных материалов;

- прикладные исследования на производстве и органах управления. Экспериментальная проверка те­оретических положений, обобщение результатов исследований и выработка рекомендаций по их внедрению;

- технический и экономический анализ, экспертиза работ промышленности по разработке и созданию технических средств, систем и технологий. Государственные испытания новых образцов технических средств, систем и технологий;

- участие в реализации проектов по созданию и развитию сложных организационно-технических систем, в том числе в реализации проектов информатизации;

- проведение научных конференций, семинаров, совещаний и творчес­ких дискуссий;

- изобретательская и рационализаторская работа;

- научная работа студентов;

- подготовка научно-педагогических и научных кадров.

Конечным результатом научной работы является научно-техническая продукция.

Научно-техническая продукция – это законченные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические работы и услуги, изготовленные опытные образцы и партии изделий (продукции), информационные работы, работы по стандартизации, унификации и метрологии, авторскому сопровождению, другие работы по созданию и внедрению новой техники, научные труды, монографии, сборники, учебники (учебные пособия), нормативно-методические документы, отчёты по научно-исследовательским работам, статьи, доклады, рецензии (заключения).

В зависимости от состава и назначения научно-техническая продук­ция, подразделяется на:

- законченные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (с разработанными в их ходе документами, образцами, моделями и макетами), проводимые с целью подготовки научно-обоснованных вы­водов по практическому решению научных проблем, создания и развития технических комплексов и систем, выработки рекомендаций для обоснования и разработки кратковременных и долгосрочных прогнозов и планов развития;

- научные труды, разрабатываемые с целью исследования комплексных проблем теории и технико-технологических вопросов с соответствующи­ми обоснованиями путей их решения, а также с целью ознакомления с ре­зультатами исследований федеральных, региональных и местных органов управления, а также заинтересованных учреждений и организаций. К ним от­носятся теоретические труды, монографии, диссертации, статьи, доклады, рецензии и т.п.;

- регламентирующие документы, разрабатываемые с целью закрепления установившихся взглядов, положений и правил, определяющих организацию и порядок деятельности заинтересованных учреждений и организаций, федеральных, региональных и местных органов управления, а также применения и эксплуатации технических комплексов и систем (положения, руководства, наставления, и т. п.);

- нормативные документы, содержащие нормы, правила и требования по регулированию деятельности учреждений и организаций, а также их ор­ганов управления (нормы, инструкции, стандарты и т.п.);

- учебную литературу, представляющую собой издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изло­женные в форме, удобной для изучения и преподавания (учебники, учебные пособия, учебная программа и т.п.);

- справочную литературу, представляющую собой издания, содержащие краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания (словари, справочники, эн­циклопедии и т.п.);

- продукция научно- информационной деятельности, представляющую собой издания, содержащие систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных и непубликуемых) либо результат ана­лиза и обобщения сведений, представленных в первоисточниках.

Создание научно-технической продукции осуществляется по заказам, либо инициативно.

Заказы на научно-техническую продукцию в зависимости от заказчика подразделяются на три категории:

Первая категория – заказы, выданные во исполнение постановлений Прави­тельства РФ, а также решений Министерств и ведомств РФ;

Вторая категория - заказы управлений федеральных, региональных и местных органов власти, а также научных организаций - головных исполнителей работ;

Третья категория – инициативные (внутренние) темы научно-исследовательских ор­ганизаций и вузов.

Заказчик научно-технической продукции осуществляет:

- формирование и доведение до научных организаций заказов;

- определение заявок на ассигнования, распределение и контроль расходования средств, выделенных для финансирования НИР (трудов);

- контроль хода и качества исследований, определение объемов и целесообразности их продолжения, назначение комиссий для рассмотрения (приемки) результатов выполненных НИР (трудов);

- оказание помощи исполнителям в получении исходных данных, ис­пользовании дополнительной лабораторно-исследовательской базы, образ­цов ВВТ;

- определение целесообразности и степени стимулирования коллекти­вов исполнителей за счет средств централизованного фонда развития про­изводства, науки и техники;

4.1. Основными задачами ВУЗа в области научной деятельности являются выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, использование новейших научных достижений и технологий в обучении, разработка наукоемких проектов в интересах развития экономики и обеспечения безопасности страны, повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации.

4.2. Научная деятельность ВУЗа строится на следующих принципах:

- сохранение и развитие научных школ ВУЗа;

- обеспечение органичной связи научных исследований и учебного процесса;

- поддержка и стимулирование в установленной сфере деятельности фундаментальных, прикладных исследований, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

- формирование и выполнение совместно с другими ВУЗами, научными организациями, государственными академиями наук научных программ по направлениям, обеспечивающим ускоренное социально-экономическое развитие страны;

- содействие развитию международного научного сотрудничества.

4.3. ВУЗ осуществляет проведение в установленной сфере деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований, а также технологических, экспериментальных и иных разработок по всем направлениям.

4.4. В области научной деятельности ВУЗ:

- ежегодно разрабатывает перспективные направления научных исследований, а также тематические планы научных работ;

- обеспечивает выполнение планов научно-исследовательских работ, необходимый теоретический уровень, качество и практическую направленность проводимых исследований;

- принимает активное участие в конкурсах на получение грантов, которые проводятся в рамках реализации федеральных целевых и ведомственных программ и иных программ, а также в рамках фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;

- создает временные творческие коллективы (состоящие из штатных работников, студентов, аспирантов и т.д.), в том числе с привлечением на основе договоров специалистов из других высших учебных заведений; при необходимости привлекает в качестве соисполнителей другие организации;

- обеспечивает интеграцию научной и образовательной деятельности;

- оказывает в установленном порядке необходимую научно-методическую помощь федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям всех форм собственности в практическом применении ими результатов исследований и разработок ВУЗа;

- выполняет заказы на научные исследования и разработки для юридических и физических лиц на основе гражданско-правовых договоров;

- распространяет новейшие достижения науки, издает научную, учебную, методическую и справочную литературу и осуществляет выпуск научных периодических изданий, в том числе содержащих результаты научной деятельности ВУЗа;

- поддерживает и развивает свою научно-исследовательскую, информационно-вычислительную и материально-техническую базу.

4.5. Права ВУЗа на объекты интеллектуальной собственности регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.6. Финансовое обеспечение научной деятельности ВУЗа осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, внебюджетных источников, грантов и иных разрешенных законодательством Российской Федерации источников.

Управление ВУЗом

5.1. ВУЗ обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством. Под автономией ВУЗа понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

5.2. Управление ВУЗом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и настоящим Уставом на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

5.3. Компетенция Учредителя установлена настоящим Уставом, а также федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5.4. Для решения важнейших вопросов жизнедеятельности ВУЗа Ученым советом ВУЗа созывается конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся (далее - конференция).

Порядок избрания делегатов на конференцию, предусматривающий участие всех категорий работников, обучающихся и членов общественных организаций, повестка дня, дата проведения конференции определяются Ученым советом ВУЗа. При этом члены Ученого совета ВУЗа должны составлять не более 50 процентов общего числа делегатов.

Конференция считается правомочной, если в ее работе приняли участие не менее двух третей списочного состава ее делегатов. Решение конференции считается принятым, если за него проголосовали более 50 процентов делегатов, присутствующих на конференции.

К компетенции конференции относится:

1) принятие Устава ВУЗа и изменений, вносимых в него;

2) избрание Ученого совета ВУЗа;

3) избрание Ректора ВУЗа;

4) обсуждение проекта и принятие решения о заключении коллективного договора;

5) иные вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к ее компетенции.

5.5. Общее руководство ВУЗом осуществляет выборный представительный орган - Ученый совет ВУЗа.

5.6. В состав Ученого совета ВУЗа входят ректор, который является его председателем, проректоры и по решению Ученого совета - деканы факультетов и директора (руководители) институтов. Другие члены Ученого совета ВУЗа избираются на конференции тайным голосованием.

Количество членов Ученого совета ВУЗа определяется на конференции.

Максимальное количество членов Ученого совета – 60 человек.

Нормы представительства в Ученом совете ВУЗа от его структурных подразделений и обучающихся определяются Ученым советом ВУЗа.

Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в состав Ученого совета ВУЗа или отозванными из него, если за них проголосовали более 50 процентов делегатов, присутствующих на конференции (при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов). Состав Ученого совета ВУЗа объявляется приказом ректора.

В случае увольнения (отчисления) из ВУЗа члена Ученого совета он автоматически выбывает из его состава.

5.7. Срок полномочий Ученого совета не более 5 (пяти) лет. Досрочные выборы членов Ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов.

5.8. Ученый совет ВУЗа:

1) принимает решение о созыве и проведении конференции;

2) определяет порядок избрания делегатов на конференцию, осуществляет подготовку документации и ведения конференции;

3) рассматривает проект Устава ВУЗа, а также вносимые в него изменения;

4) осуществляет общий контроль за соблюдением в деятельности ВУЗа законодательства Российской Федерации и настоящего Устава;

5) решает вопросы учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и информационно-аналитической работы, подготовки кадров, осуществления международных связей ВУЗа, в том числе утверждает рабочие учебные планы и программы, решает вопросы координации учебных планов кафедр, принимает решения по вопросам организации учебного процесса, включая сроки обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, переносит сроки начала учебного года, утверждает порядок формирования планов научно-исследовательской работы;

6) заслушивает ежегодные отчеты Ректора;

7) определяет принципы распределения финансовых, материальных и трудовых ресурсов ВУЗа;

8) утверждает положения о стипендиях, устанавливает размеры стипендий студентам, аспирантам и докторантам;

9) определяет сроки и процедуру проведения выборов Ректора ВУЗа, порядок выдвижения кандидатур на эту должность и требования к ним;

10) принимает решения по вопросам представления к присвоению ученых званий доцента и профессора, члена – корреспондента и академика работникам ВУЗа из числа профессорско-преподавательского состава;

11) проводит конкурсный отбор на должности научно-педагогических работников;

12) избирает деканов факультетов;

13) избирает заведующих кафедрами;

14) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации научных и учебных подразделений;

15) определяет направления научных исследований;

16) утверждает темы диссертаций;

17) рассматривает годовые планы научно-исследовательских работ ВУЗа;

18) рассматривает вопросы деятельности диссертационных советов ВУЗа;

19) рассматривает вопросы редакционно-издательской деятельности;

20) ходатайствует о присвоении почетных званий Российской Федерации, представлении к государственным и отраслевым наградам и премиям;

21) присуждает почетные звания ВУЗа;

22) принимает решения об учреждении (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат ВУЗу;

23) решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом

5.9. Заседание Ученого совета правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины членов Ученого совета.

5.10. Решения по вопросам компетенции Ученого совета принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов Ученого совета, принимающих участие в заседании, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Решение по вопросу конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников принимается простым большинством голосов от общего числа голосов членов Ученого совета, при наличии кворума не менее 2/3 состава Ученого совета.

5.11. Решения Ученого совета по конкурсному отбору на должности научно-педагогических работников, избранию деканов факультетов, заведующих кафедр и представлению к ученым званиям принимаются тайным голосованием. Другие решения принимаются открытым голосованием.

5.12. Решения Ученого совета ВУЗа оформляются протоколами и вступают в силу с даты подписания их председателем Ученого совета.

5.13. Решения Ученого совета по вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми работниками и обучающимися.

5.14. Ученый совет собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.

5.15. Непосредственное управление ВУЗом осуществляется Ректором.

5.16. Ректор осуществляет управление ВУЗом на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за качество подготовки обучающихся, соблюдение финансовой дисциплины, достоверность учета и отчетности, сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении ВУЗа, на праве постоянного (бессрочного) пользования и по иным основаниям, соблюдение трудовых прав работников ВУЗа и прав обучающихся, защиту сведений, составляющих государственную тайну, а также соблюдение и исполнение законодательства Российской Федерации.

5.17. Порядок выдвижения кандидатур на должность Ректора ВУЗа, в котором предусматривается, в том числе возможность их самовыдвижения, сроки и процедура проведения выборов Ректора, определяются положением, утверждаемым Ученым советом ВУЗа.

Дата проведения выборов Ректора согласуется с Учредителем.

Ректор ВУЗа избирается тайным голосованием на конференции сроком до 5 лет из числа кандидатур, согласованных с Аттестационной комиссией Учредителя.

5.18. Если голосование на конференции проводилось по 2 кандидатурам и никто из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то выборы признаются несостоявшимися.

Если голосование на конференции проводилось более чем по 2 кандидатурам и никто из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то 2 кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, включаются в список для повторного голосования. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, выборы признаются несостоявшимися.

5.19. После избрания Ректора ВУЗа с ним заключается в установленном законодательством Российской Федерации порядке трудовой договор.

5.20. Повторные выборы Ректора ВУЗа проводятся в случае нарушения процедуры выборов Ректора, установленной законодательством Российской Федерации и (или) положением о выборах Ректора, утвержденным Ученым советом ВУЗа, либо в случае признания выборов Ректора несостоявшимися или недействительными.

5.21. При наличии вакантной должности Ректора ВУЗа исполнение его обязанностей возлагается на лицо, определяемое Учредителем ВУЗа.

5.22. В случае если ВУЗ в целом лишается государственной аккредитации, Ректор и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются Учредителем от занимаемых должностей. Выборы Ректора ВУЗа в этом случае не проводятся, и он принимается Учредителем на работу по трудовому договору на срок до 5 лет. Учредитель или уполномоченный этим учредителем орган, осуществляющий управление в сфере образования, по представлению Ректора ВУЗа утверждает новый состав Ученого совета ВУЗа.

После возобновления государственной аккредитации ВУЗа (но не ранее чем через 1 (один) год со дня лишения его государственной аккредитации) Ученый совет ВУЗа избирается в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5.23. Совмещение должности Ректора ВУЗа с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) не разрешается. Ректор ВУЗа не может исполнять свои обязанности по совместительству.

5.24. Ректор ВУЗа:

1) определяет структуру ВУЗа и утверждает штатное расписание;

2) издает приказы, распоряжения обязательные для всех работников и обучающихся, утверждает правила внутреннего распорядка ВУЗа, положения о структурных подразделениях ВУЗа, если иное не установлено настоящим Уставом, должностные инструкции, иные локальные акты ВУЗа;

3) заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с работниками ВУЗа, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4) без доверенности действует от имени ВУЗа, представляет его интересы в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;

5) руководит образовательной, научной, хозяйственной и финансовой деятельностью ВУЗа в соответствии с настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации;

6) возглавляет Ученый совет ВУЗа;

7) обеспечивает исполнение решений конференции и Ученого совета ВУЗа;

8) решает вопросы финансовой деятельности ВУЗа;

9) распоряжается имуществом и средствами ВУЗа в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) утверждает план финансово-хозяйственной деятельности ВУЗа и его филиалов при наличии разрешения Учредителя;

11) открывает лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства и валютные счета в кредитных организациях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

12) выдает доверенности, заключает, пролонгирует и расторгает договоры;

13) осуществляет иную деятельность от имени ВУЗа в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

5.25. Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору, срок окончания которого не может превышать срок окончания полномочий ректора ВУЗа. Численность проректоров и распределение обязанностей между ними устанавливаются Ректором ВУЗа.

5.26. Должности Ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) ВУЗа замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению Ученого совета ВУЗа Учредитель имеет право продлить срок пребывания Ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет.

По представлению Ученого совета ВУЗа Ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) ВУЗа до достижения ими возраста семидесяти лет.

5.27. В ВУЗе могут создаваться попечительский и другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия этих советов определяются положениями, принятыми Ученым советом ВУЗа.

5.28. Институт, входящий в состав ВУЗа, возглавляет директор, принимаемый на работу по срочному трудовому договору, сроком до пяти лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих, как правило, ученую степень или звание.

5.29. Факультет, входящий в состав ВУЗа, возглавляет декан, избираемый Ученым советом ВУЗа, путем тайного голосования сроком до пяти лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом Ректора ВУЗа.

Процедура избрания декана факультета определяется локальным актом ВУЗа, утверждаемым Ректором.

5.30. Кафедру возглавляет заведующий, избираемый Ученым советом ВУЗа путем тайного голосования сроком до пяти лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом Ректора ВУЗа.

Процедура избрания заведующего кафедрой определяется локальным актом ВУЗа, утверждаемым Ректором.

Заведующий кафедрой несет персональную ответственность за уровень и результаты научной и учебно-методической работы кафедры.

5.31. Непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет директор, назначаемый на должность приказом Ректора из числа лиц, имеющих, как правило, опыт учебно-методической и (или) научной и организационной работы в высшем учебном заведении.

Директор филиала действует на основании доверенности, выданной Ректором ВУЗа.

Директор филиала несет персональную ответственность за результаты работы возглавляемого им филиала.

5.32. В структурных подразделениях ВУЗа по решению Ученого совета могут создаваться выборные представительные органы – ученые советы (советы).

Порядок создания и деятельности, состав и полномочия ученого совета (совета) структурного подразделения определяются Ученым советом ВУЗа.

4.1. Основными задачами ВУЗа в области научной деятельности являются выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, использование новейших научных достижений и технологий в обучении, разработка наукоемких проектов в интересах развития экономики и обеспечения безопасности страны, повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации.

4.2. Научная деятельность ВУЗа строится на следующих принципах:

  • сохранение и развитие научных школ ВУЗа;
  • обеспечение органичной связи научных исследований и учебного процесса;
  • поддержка и стимулирование в установленной сфере деятельности фундаментальных, прикладных исследований, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
  • формирование и выполнение совместно с другими ВУЗами, научными организациями, государственными академиями наук научных программ по направлениям, обеспечивающим ускоренное социально-экономическое развитие страны;
  • содействие развитию международного научного сотрудничества.

4.3. ВУЗ осуществляет проведение в установленной сфере деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований, а также технологических, экспериментальных и иных разработок по всем направлениям.

4.4. В области научной деятельности ВУЗ:

  • ежегодно разрабатывает перспективные направления научных исследований, а также тематические планы научных работ;
  • обеспечивает выполнение планов научно-исследовательских работ, необходимый теоретический уровень, качество и практическую направленность проводимых исследований;
  • принимает активное участие в конкурсах на получение грантов, которые проводятся в рамках реализации федеральных целевых и ведомственных программ и иных программ, а также в рамках фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;
  • создает временные творческие коллективы (состоящие из штатных работников, студентов, аспирантов и т.д.), в том числе с привлечением на основе договоров специалистов из других высших учебных заведений; при необходимости привлекает в качестве соисполнителей другие организации;
  • обеспечивает интеграцию научной и образовательной деятельности;
  • оказывает в установленном порядке необходимую научно-методическую помощь федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям всех форм собственности в практическом применении ими результатов исследований и разработок ВУЗа;
  • выполняет заказы на научные исследования и разработки для юридических и физических лиц на основе гражданско-правовых договоров;
  • распространяет новейшие достижения науки, издает научную, учебную, методическую и справочную литературу и осуществляет выпуск научных периодических изданий, в том числе содержащих результаты научной деятельности ВУЗа;
  • поддерживает и развивает свою научно-исследовательскую, информационно-вычислительную и материально-техническую базу.

4.5. Права ВУЗа на объекты интеллектуальной собственности регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.6. Финансовое обеспечение научной деятельности ВУЗа осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, внебюджетных источников, грантов и иных разрешенных законодательством Российской Федерации источников.

Варианты организации научного развития учащихся первого курса вуза

В каждом образовательном заведении действует свой устав и порядок, прописывающий правила поведения, права и обязанности для каждого. Основным актом, регламентирующим процесс профессионального становления в вузе, является образовательная программа, на базе которой формируется учебный план на каждый год (в последующем он конкретизируется расписанием занятий).

В рамках каждой специальности предусмотрено теоретическая, научно-исследовательская и практическая подготовка. Первый вид обучения предполагает аудиторную работу, основанную на изучении тематической информации, ее обработке и пр. Второй аспект – то, что нас интересует в данной статье и будет рассмотрен подробнее ниже. Третий – обретение практических навыков в рамках выбранного профиля с помощью стажировки, прохождения практики и пр.

Способы организации и проведения НИР на первом курсе вуза

Способы организации и проведения НИР на первом курсе вуза

  • Обязательная, которая утверждена учебным планом. Она предполагает подготовку обязательных письменных работ с погружением в конкретную тему. Чаще всего дисциплина, в рамках которой студент выполняет исследование, прямо или косвенно соотносится с профилем.
  • Дополнительная. Данный вид научной деятельности основан на самообразовании студента, а также выполнении домашнего задания, изучения списка рекомендованной литературы, посещении дополнительных развивающих секций и пр.

Обязательный формат научного погружения говорит сам за себя: студент обязан выполнять все порученные ему задания. В случае несоблюдения действующих правил, ближе к сессии у него могут возникнуть проблемы: недопуск до экзамена, академическая задолженность, напряженные отношения с педагогом и пр.

Добровольный вариант научной деятельности чаще всего основан на желании и инициативе учащегося. Направление научного путешествия он выбирает самостоятельно, исходя из личных интересов, убеждений и заинтересованности. Как правило, подобные изыскания проводятся в свободное от учебы время или параллельно с изучением предмета (под кураторством педагога).

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как организована научная деятельность у первокурсников вуза?

Этапы планирования и проведения НИР на первом курсе

Этапы планирования и проведения НИР на первом курсе

Самым простым форматом научного развития первокурсников можно считать практические занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием. В числе обязательных НИР на первом курсе можно отметить:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В числе добровольных аспектов научного развития первокурсников можно отметить:

Роль научной деятельности первокурсников в профессиональном становлении

Научное развитие первокурсников играет немаловажную роль в их саморазвитии и профессиональном воспитании. Во-первых, студент обретает более глубокие знания в определенном научном сегменте (дисциплине), что может помочь ему при выполнении различного рода задач на практике, в трудовой деятельности, а порой и вовсе сменить профессию на более подходящую его интересам. Во-вторых, участие в различных научных экспериментах и исследованиях повышает интерес студента к профессии или выбранной деятельности, мотивируя его тем самым на более глубокое погружение.

Разновидности и время проведения НИР

Разновидности и время проведения НИР

Научная деятельность на первом курсе помогает студентам быстрее адаптироваться, найти единомышленников (по интересам), а также установить доброжелательные и доверительные отношения с педагогами, завоевать их уважение и доверие, обрести достойную репутацию. При этом следует помнить, что участие в научной деятельности (добровольно) не снимает с учащегося обязанности по выполнению учебного плана и домашнего задания.

Выполнение научных работ и изысканий, научная деятельность первокурсников позволяет им обрести навыки по работе с информацией, корректно оформлять исследования с учетом действующих ГОСТов, что немаловажно. Ведь в течение обучения им придется выполнить еще не один научно-исследовательский проект, а здесь уже будут иметься определенные навыки и представления: с чего начать, на что опираться и где искать, как описывать и оформлять.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Краткий обзор организации научной деятельности студентов при вузах

В каждом вузе действует своя схема научного развития студентов, основанная на обязательных НИР и действующих дополнительных кружках. Сейчас мы кратко расскажем о возможностях данного развития при топовых вузах страны:

Вышеописанные секции – не единственные в своем роде. Найти подобные (и даже более) можно при каждом вузе. Как правило, в одном учреждении действует свыше десятка направления для саморазвития и творчества учащихся. Студентам нужно лишь найти свободное время, выбрать подходящее направление и приступить к работе.

Обязательная научная подготовка присутствует у всех учащихся, и она основывается на базовой программе обучения. Дополнительные секции в сфере научного развития акцентируют внимание на прикладных науках и современных возможностях.

Научное становление на первом курсе носит преимущественно поверхностный характер, так как студенты еще ее обладают должной базой знаний, представлений и навыков. В большинстве случаев она сводится к выполнению лабораторных работ, простейших экспериментов и НИР, участию в научных конференциях, облегчить выполнение которых готовы специалисты Дисхелп.

Процесс обучения в вузе предполагает не только прохождение учебных программ. Помимо освоения специальности, студенты еще учатся тайм-менеджменту, завязывают знакомства и устанавливают связи, раскрывают свой творческий потенциал, а главное — пробуют себя на ниве научной деятельности.

Научно-исследовательской работе и посвящена наша статья. В новом материале ЛаЛаЛань определит, что это такое, в чем отличие научно-исследовательской работы от учебно-исследовательской, как к ней подступиться, зачем ей вообще заниматься и с чего начать, если вообще-то не очень хочется быть ученым.


Научно-исследовательская деятельность: что туда входит?

Научно-исследовательская работа в широком значении — это и процесс (деятельность), нацеленный на расширение имеющихся знаний, на получение новых данных, на проверку существующих научных гипотез и на установление новых закономерностей, явлений в природе и социуме, и результат этого процесса.

  • Научно-исследовательская работа (НИР) — это деятельность научного характера, которая связана с научным поиском, проведением исследований, экспериментами.

Выделяют фундаментальные НИР и прикладные НИР. В чем их отличие?

Фундаментальные НИР нацелены на теоретическое и экспериментальное постижение мира и его основополагающих явлений, на поиск закономерностей, ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, за протекание процессов. Фундаментальная наука затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и служит расширению теоретических, концептуальных представлений.

Это исследования, которые призваны изучать глубинные процессы и явления, лежащие в основе всего. Такая научная деятельность в целом направлена не на одномоментное решение научной или практической задачи, а на перспективу развития науки в целом.

В этом кроется отличие фундаментальных научных работ от прикладных НИР . Прикладные исследования, напротив, направлены на практическое решение технических и социальных проблем, в том числе с использованием достижений фундаментальной науки.

Отметим, что это деление достаточно условно, поскольку в результате развития фундаментальной науки появляются новые достижения в прикладных исследованиях и наоборот. Однако иметь представление даже об этом условном делении необходимо: ведь как иначе выбрать область научных интересов и подступиться к исследовательской работе?

В целом можно сказать, что НИР как деятельность состоит из нескольких этапов: планирование, построение гипотезы, проведение исследования, написание научной работы. Последний этап представляет собой своеобразный результат проведенной работы.

Также в качестве результата научно-исследовательской деятельности допускается создание макетов, в отличие от опытно-конструкторских работ, где обязательно необходимо представить опытный образец изделия, конструкторскую документацию или разработанную новую технологию.

Однако именно опубликованный научный труд является основным результатом НИР — это своеобразный отчёт о проведении исследования. Такой отчет может быть представлен в разных жанрах: от очерка до ВКР.

Читайте также: