Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Динамические черты проявляются не только во внешней манере поведения, движения, но и в умственной сфере, в общей работоспособности.

Различия по темпераменту это, прежде всего, различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений.

Сейчас известно, что слабость нервной системы – это не только недостаток силы, но в некоторых отношениях и преимущество по сравнению с сильным типом нервной системы.

Так, установлено, что в некоторых видах монотонной работы лица с относительно слабой нервной системой имеют преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от снижения восприимчивости, от развития сонливости, которая легко может возникнуть в таких условиях. Но в тех видах труда, где приходится иметь дело с особенно сильными, неожиданными раздражителями, лица слабого типа могут оказаться не в состоянии справляться с деятельностью.

Исследования показали, что зависимость между уровнем интеллектуальных способностей и типом темперамента отсутствует. Лица с высоким уровнем умственных способностей могут обладать самыми разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковые темпераменты, могут обнаруживать самые разные уровни умственных способностей.

Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений.

В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента.

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение понятиям личности, человека, индивида.

Охарактеризуйте современные теории личности.

Какие психологические теории личности вам известны?

Назовите типы темпераментов.

Тема 13. Характер

13.1. Структура характера

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, направлять поведение человека. Знание характера, темперамента является условием эффективности индивидуального подхода педагога в учебно-воспитательной работе.

Характер личности всегда многогранен. В нем могут присутствовать отдельные черты или стороны, которые не существуют изолированно друг от друга, а связаны воедино, образуя цельную структуру, которая обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами.

Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности. Один добродушный, веселый человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой – тоже добродушным, но не брезгующим никакими, в том числе и нечистоплотными, поступками для достижения своих целей.

Важнейший момент в формировании характера это то, как человек относится к окружающей сфере, к самому себе, к другому человеку. Характер человека проявляется в том, как он относится к

– другим людям, коллективу, обществу (чуткость, уважение, черствость, бездушие, грубость, презрение);

– делу и труду (добросовестность, исполнительность, энтузиазм, ответственность);

– вещам (аккуратность, скупость, щедрость).

Деятельность человека, его поведение определяются прежде всего теми целями, которые он ставит перед собой. Основной детерминантой поведения остается направленность его личности – совокупность интересов, идеалов, убеждений.

Особенности типа темперамента начинают проявляться уже в раннем детстве. Задача учителей и воспитателей заключается в том, чтобы учитывать эти особенности и вырабатывать у детей умение владеть своим темпераментом.

Как же надо учитывать особенности того или иного типа темперамента в учебной и трудовой деятельности?

Поскольку у детей сангвинического темперамента легко образуются и остаются устойчивыми временные связи, они легко усваивают новый материал, почти "хватают на лету". Но вследствие того, что они очень подвижны и их внимание отворачивается от основного дела, к ним следует применять меры, которые бы воспитывали усидчивость и сосредоточенность. Нужно постоянно поддерживать интерес сангвиников к начатой дела, иначе они начнут скучать, станут медлительными или, наоборот, искать сторонние возбудители.

Работая с холерики, следует учитывать, что они легко концентрируют свое внимание на том или ином объекте, но не могут ее быстро переключать, поскольку процессы торможения в них замедленные. Учителям следует так организовывать деятельность учащихся, чтобы облегчить успешное переключение внимания и воспитывать умение ее переключать.

Холерики могут нарушать дисциплину на уроках, так как чаще бывают повышены возбуждающим, склонными к аффективным реакциям, их надо увлечь интересными делами и давать какие-то поручения. Навыки и привычки в холерики образуются легко, но изменить их бывает очень и очень трудно. Поэтому переход от привычных действий к новым должно осуществляться постепенно. Неуравновешенные дети (которыми являются холерики) требуют больше времени для создания нового динамичного стереотипа, поэтому к ним нельзя применять грубых, категоричных запретов, а направлять их на другую деятельность постепенно.

У детей флегматично и меланхоличного темпераментов временные связи образуются медленнее вследствие недостаточной подвижности корковых процессов. Поэтому им нужно давать больше времени на усвоение и освоению учебного материала.

Инертность нервных процессов, недостаточная подвижность флегматиков приводит к тому, что они медленно переключают внимание. Работая с ними, следует подбирать задания, которые способствуют выработке большей скорости реагирования и моторной подвижности. Динамические стереотипы в флегматиков образуются медленнее, чем в сангвиников, а потому их надо постепенно переключать с одной привычной действия на другую.

Дети меланхоличного темперамента требуют особого внимания из-за своей уязвимости, быструю утомляемость организма. им необходимы спокойное, благоприятное окружение и продуманный режим педагогического воздействия, который предусматривает постепенный переход от привычных условий жизни к другой деятельности и других условий. Слабость нервных процессов этих учеников требует чуткого и осторожного отношения к ним.

Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – это совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами личности, например со свойствами характера, поскольку их физиологической основой являются свойства центральной нервной системы. Свойства темперамента определяют динамику психических процессов и состояний, психической деятельности в целом. Они в большей степени влияют не на то, что делает человек, а на то, как он это делает.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, на динамические особенности поведения человека, определяет его индивидуальность. Вот почему темперамент нельзя отделить от личности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью.

Отечественный исследователь И.П. Павлов теоретически обосновал и экспериментально подтвердил взаимосвязь темперамента и динамических свойств центральной нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила (возбуждения – торможения), уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при торможении и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций.

Уравновешенность нервных процессов означает соответствие силы возбуждения силе торможения. Значительное преобладание одного из этих процессов над другим свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов.

Подвижность нервных процессов характеризуется быстротой и легкостью сменяемости процессов возбуждения и торможения. Противоположна этому свойству инертность, исключающая их быстроту и легкую перестройку.

Различные сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов определяют, по И.П. Павлову, индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности, или темперамент.

Разные сочетания свойств, характерных для того или иного типа нервной системы, служат физиологической основой традиционно описываемых в литературе четырех типов темперамента.

Особенности нервных процессов Типы нервной системы
Сильные Слабый (меланхолик)
Безудержный (холерик) Живой (сангвиник) Инертный (флегматик)
Сила Уравнове­шенность Подвижность Сильный Неуравнове- шенный Подвижный Сильный Уравновешенный Подвижный Сильный Уравнове- шенный Инертный Слабый Неуравнове- шенный Подвижный или инертный

Типология И.П. Павлова легла в основу огромного числа экспериментов. В результате исследований, проводившихся под руководством сначала В.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына, она была дополнена новыми элементами. Были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность.

Лабильностьпроявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов.

Динамичность нервных процессов выражается в легкости и быстроте образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

Кроме того, были выявлены и другие свойства нервной системы, связанные с темпераментом.

Сенситивность (чувствительность) определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность подразумевает силу эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители.

Активностьсвидетельствует о том, насколько энергично человек воздействует на окружающий мир, познает его, преодолевает препятствия на пути к поставленной цели. Соотношение реактивности и активности определяет доминантность факторов, влияющих на поведение человека: или это случайные факторы (настроение, поведение окружающих и др.), или стойкие намерения, убеждения и т.д.

Пластичность свидетельствует о легкости и гибкости приспособления человека к внешним воздействиям.

Ригидность обеспечивает инертность и косность поведения человека.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических процессов.

Экстравертированностьопределяет зависимость поведения и деятельности человека от его направленности на внешний мир, на окружающих людей и события.

Интровертированность свидетельствует о направленности личности на свой внутренний мир, на собственные переживания и мысли.

Эмоциональная возбудимость характеризует уровень силы воздействия, необходимый для возникновения эмоциональной реакции.

На основе перечисленных выше свойств можно составить общую психологическую характеристику типов темперамента.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резко проявляться с возрастом человека.

Психологическая характеристика типов темперамента

Тип темперамента Психологическая характеристика
Сангвиник Характеризуется несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностью
Холерик Характеризуется повышенной возбудимостью, высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности, повышенной эмоциональной возбудимостью, ригид­ностью, ускоренным темпом реакций, экстравертированностью
Флегматик Характеризуется пониженной сенситивностью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций, интровертированностью
Меланхолик Характеризуется повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и низкой активностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, интровертированностью

В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента.

Сангвиник. Человек с уравновешенной, подвижной нервной системой. Обладая высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Это продуктивный деятель, но лишь тогда, когда деятельность представляет для него интерес. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом. Эмоции преимущественно положительные, быстро возникают и быстро сменяются. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник сравнительно легко и быстро переживает неудачи. Он легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без особых усилий он не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события.

Холерик. Человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляя нетерпение, вспыльчивость, несдержанность. Неуравновешенность нервной системы предопределяет цикличность его активности: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго и, как только они истощаются, наступает упадок сил. Чередование циклов подъема и спада настроения обусловливает нервность поведения, нестабильность самочувствия, повышенную подверженность к вступлению в конфликты с людьми.

Флегматик. Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего все психические процессы протекают замедленно. Настроение стабильное, ровное. Речь равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Флегматик обладает большой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, тяжело приспосабливается к новым условиям.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающей повышенной чувствительностью. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи. Настроение очень изменчиво, но чаще бывает грустное, подавленное, тревожное. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолик обнаруживает такие ценнейшие качества личности, как мягкость, тактичность, деликатность, чуткость, отзывчивость.

Темперамент– это совокупность индивидуальных, относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. От этих свойств зависит динамика психических процессов и состояний, психической деятельности в целом. Свойства нервной системы и обусловленные ими свойства темперамента влияют на память, внимание, перцептивные процессы, двигательные навыки человека. Эти свойства в большей степени определяют не то, что он делает, а то, как он это делает.

Ученый И.П. Павлов теоретически обосновал и экспериментально подтвердил роль в динамических процессах центральной нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила (возбуждения и торможения), уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Кроме указанных выше были выявлены и другие свойства нервной системы, связанные с темпераментом: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность и ригидность, темп реакций, экстравертированность – интровертированность, эмоциональная возбудимость.

Свойства темперамента проявляются у детей с раннего возраста Индивидуальный подход, декларируется современными учебными заведениями, предполагает учет индивидуально-типологических особенностей школьников в с целью эффективной организации учебно-воспитательного процесса Каждый педагог должен знать основные проявления типов темперамента у детей и особенности работы с детьми, принадлежащих к разным типам темпераменте ту Как писал БМТеплов, в процессе воспитания необходимо искать не пути изменения нервной системы учащихся, а важно находить лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанникамиванця.

Холерику необходимо помочь в воспитании выдержки и самообладания, поскольку его поведение иногда нарушается повышенными реакциями подкоркового происхождения Здесь значительную роль играет слово, система физического ческого воспитания Важным для холерика является включение в различные виды деятельности, расширение круга его интересов Дети - холерики легко концентрируют свое внимание на объекте, но не всегда эффективно могут перек лючаты ее вследствие слабости тормозного процесса Переход от одного вида деятельности к другому, особенно быстрое, будет тренировать процесс торможения и развивать уравновешенностьість.

навыки и привычки у холериков образуются легко, но изменение их происходит нелегко, что требует значительных затрат энергии Поэтому, например, запрет заниматься определенной деятельностью может привести к срыву нерв вового системи.

сангвиников необходимо помочь осознать, что труд ценится тогда, когда она выполняется не только быстро, но и качественно Для воспитания сангвиника важно поручение ему такого дела, которое требует вы итримкы, тщательности, сосредоточенности внимания; убедить его в том, что необходимо приобретать глубокие знания, предохраняя его от дилетантства, при котором человек начинает считать себя специалистом по всем пит ань.

Дети - флегматики отличаются недостаточной подвижностью, замедленной реакцией Чтобы уменьшить недостаточность подвижности, необходимо включать их в таких видов деятельности, которые требуют быстрых реакций, д. видно моторики и подвижностиі.

Особого внимания заслуживают дети-меланхолики Они отличаются высокой уязвимостью, быстро утомляются, переходят к застойным тормозных состояний, им трудно приспособиться к новым условиям, и поэтому они требуют внимательного отношения и осторожного обращения с ними, очень спокойной обстановки, исключающей возможность сильных раздражителей и быструю смену жизненных условий Для них необходим четко продуманный р озклад, определенный темп работы Режим должен предусматривать постепенный переход от одних условий жизни к другим Для учащихся - меланхоликов очень опасная перегрузка умственной деятельностиості.

Среди меланхоликов нередко встречаются застенчивые дети, нерешительные, замкнутые, необщительные, которые даже при привычных условий стесняются Эти дети не лишились неблагоприятных последствий пассивно-защитной реф флекса, что мешает им ориентироваться в том или ином окружении Для замены этого рефлекса исследовательским, необходимо включать меланхоликов к коллективной деятельности, создавать условия для общения с ров есникамми.

Кроме этого, необходимо учитывать различную скорость образования временных нервных связей у детей с различными типами темперамента, определяя время на усвоение того или иного учебного материала У детей и с высокой подвижностью нервных процессов смена деятельности нередко поддерживает активное состояние на уроке, а детям с инертностью нервных процессов трудно сразу включиться в новую деятельностьь.

Поведение детей определяется не темпераментом, не типом нервной системы, а общественными условиями жизни, всей системой отношений человека к действительности Темперамент хотя и проявляется в поведении и деятельно ности, но не определяет их Однако свойства темперамента необходимо постоянно учитывать, с ними нельзя не считаться Темперамент является лишь основой для формирования характера, черты которого играют о ведущая роль в поведении и деятельности человекини.

Читайте также: