Роль педагогического мастерства и авторитета учителя в учебно воспитательном процессе школы

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Авторитет – одна из форм осуществления власти.

Педагогический авторитет – средство воспитательного воздействия на обучающихся.

Функциональный авторитет – ограниченной, специализированной сферы деятельности.

Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.

Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества учителя.

Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Следует различать любовь учителя к своей профессии и любовь к детям. Отношение человека к своей профессии, любовь к ней зависит от общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека.

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Любить детей - это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно. Примером любовного отношения к детям и к учительской профессии служит педагогическая деятельность Л.Н Толстого.

О любви учителя к детям Л.Н.Толстой писал: Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Любовь к педагогической деятельности в значительной степени зависит от любви к детям, от понимания психологии детского возраста.

Уважение и доверие к школьнику - важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета учителя. Для того чтобы прийти к этому выводу, не нужно тратить особых усилий на скрупулезный анализ педагогических систем таких учителей. Этот принцип составляет основу всей их педагогической деятельности и в то же время лежит, что называется, на самой поверхности. Может быть, именно поэтому на нем порой и не задерживается взгляд многочисленных учителей - последователей.

Взаимное уважение - обязательное условие отношений авторитетности не только в системе педагог - ученик. Авторитетность одного, базирующаяся на не авторитетности для него остальных, - практически стопроцентная гарантия обще-группового неуспеха, типичная причина, по которой группа оказывается не в состоянии решить стоящие перед ней задачи. Особенно ярко проявляется эта закономерность, когда дело касается взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. Не только в младших классах, но и в средней школе учащиеся особенно требовательны к таким качествам своих учителей, как скромность и аккуратность в костюме.

Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строги требования. Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том случае является фактором , определяющим авторитет учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положительными качествами его как учителя и воспитателя.

Завоевать у учащихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу учитель. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится. Единственный выход - перейти в другую школу, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет. Отзывы учащихся о скомпрометировавших себя в быту учителя бывают, сдержанны и кратки. Вот пример: Она вела себя не так, как подобает девушке, да к тому же учительницы.




Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом - мастером он сделается только тогда, когда научится говорить иди сюда с пятнадцатью - двадцатью оттенками.

Педагогический оптимизм - необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил - убери, оскорбил - извинись, не выучил урока - останься после уроков и выучи урок. Не уговаривать, а категорически требовать.

4.Тема: Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса

Приступая к анализу своей деятельности, преподаватель обычно ставит перед собой целый ряд задач:

определить результативность своей деятельности; обеспечить коррекцию своей деятельности, форм и методов работы;

обобщить свой опыт и сделать его достоянием коллег; наметить перспективы и пути профессионально-личностного самосовершенствования.

Объектом педагогического анализа становится как сам процесс деятельности, все его составляющие, так и его результат, а так­же личностная и профессиональная готовность к осуществлению такой деятельности. При этом основными шагами выступают: соотнесение результата с программируемыми целями обучения; анализ целесообразности и эффективности всех элементов пе­дагогического процесса;

самоанализ готовности к осуществлению обучающей деятель­ности — степени развития своих педагогических способностей, общей, социальной, профессиональной и психолого-педагогической компетентности.

Так же, как и при анализе учебной деятельности студентов, самоанализ преподавателя может быть нормативно и индивиду­ально ориентированным, т.е. осуществляться посредством сравне­ния своих результатов с эталоном или своего нового результата с предыдущим. Оба вида самоанализа должны присутствовать в реф­лексивной деятельности преподавателя, но начинать надо со срав­нения своей деятельности с нормативными требованиями.

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Авторитет – одна из форм осуществления власти.

Педагогический авторитет – средство воспитательного воздействия на обучающихся.

Функциональный авторитет – ограниченной, специализированной сферы деятельности.

Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.

Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества учителя.

Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Следует различать любовь учителя к своей профессии и любовь к детям. Отношение человека к своей профессии, любовь к ней зависит от общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека.

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Любить детей - это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно. Примером любовного отношения к детям и к учительской профессии служит педагогическая деятельность Л.Н Толстого.

О любви учителя к детям Л.Н.Толстой писал: Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Любовь к педагогической деятельности в значительной степени зависит от любви к детям, от понимания психологии детского возраста.

Уважение и доверие к школьнику - важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета учителя. Для того чтобы прийти к этому выводу, не нужно тратить особых усилий на скрупулезный анализ педагогических систем таких учителей. Этот принцип составляет основу всей их педагогической деятельности и в то же время лежит, что называется, на самой поверхности. Может быть, именно поэтому на нем порой и не задерживается взгляд многочисленных учителей - последователей.

Взаимное уважение - обязательное условие отношений авторитетности не только в системе педагог - ученик. Авторитетность одного, базирующаяся на не авторитетности для него остальных, - практически стопроцентная гарантия обще-группового неуспеха, типичная причина, по которой группа оказывается не в состоянии решить стоящие перед ней задачи. Особенно ярко проявляется эта закономерность, когда дело касается взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. Не только в младших классах, но и в средней школе учащиеся особенно требовательны к таким качествам своих учителей, как скромность и аккуратность в костюме.

Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строги требования. Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том случае является фактором , определяющим авторитет учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положительными качествами его как учителя и воспитателя.

Завоевать у учащихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу учитель. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится. Единственный выход - перейти в другую школу, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет. Отзывы учащихся о скомпрометировавших себя в быту учителя бывают, сдержанны и кратки. Вот пример: Она вела себя не так, как подобает девушке, да к тому же учительницы.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом - мастером он сделается только тогда, когда научится говорить иди сюда с пятнадцатью - двадцатью оттенками.

Педагогический оптимизм - необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил - убери, оскорбил - извинись, не выучил урока - останься после уроков и выучи урок. Не уговаривать, а категорически требовать.

4.Тема: Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса

Приступая к анализу своей деятельности, преподаватель обычно ставит перед собой целый ряд задач:

определить результативность своей деятельности; обеспечить коррекцию своей деятельности, форм и методов работы;

обобщить свой опыт и сделать его достоянием коллег; наметить перспективы и пути профессионально-личностного самосовершенствования.

Объектом педагогического анализа становится как сам процесс деятельности, все его составляющие, так и его результат, а так­же личностная и профессиональная готовность к осуществлению такой деятельности. При этом основными шагами выступают: соотнесение результата с программируемыми целями обучения; анализ целесообразности и эффективности всех элементов пе­дагогического процесса;

самоанализ готовности к осуществлению обучающей деятель­ности — степени развития своих педагогических способностей, общей, социальной, профессиональной и психолого-педагогической компетентности.

Так же, как и при анализе учебной деятельности студентов, самоанализ преподавателя может быть нормативно и индивиду­ально ориентированным, т.е. осуществляться посредством сравне­ния своих результатов с эталоном или своего нового результата с предыдущим. Оба вида самоанализа должны присутствовать в реф­лексивной деятельности преподавателя, но начинать надо со срав­нения своей деятельности с нормативными требованиями.

Курсовая работа на тему: Авторитет учителя и его значение в процессе воспитания школьников

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.курсовая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Авторитет – одна из форм осуществления власти.

Педагогический авторитет – средство воспитательного воздействия на обучающихся.

Функциональный авторитет – ограниченной, специализированной сферы деятельности.

Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.

Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества учителя.

Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Следует различать любовь учителя к своей профессии и любовь к детям. Отношение человека к своей профессии, любовь к ней зависит от общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека.

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Любить детей - это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно. Примером любовного отношения к детям и к учительской профессии служит педагогическая деятельность Л.Н Толстого.

О любви учителя к детям Л.Н.Толстой писал: Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Любовь к педагогической деятельности в значительной степени зависит от любви к детям, от понимания психологии детского возраста.

Уважение и доверие к школьнику - важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета учителя. Для того чтобы прийти к этому выводу, не нужно тратить особых усилий на скрупулезный анализ педагогических систем таких учителей. Этот принцип составляет основу всей их педагогической деятельности и в то же время лежит, что называется, на самой поверхности. Может быть, именно поэтому на нем порой и не задерживается взгляд многочисленных учителей - последователей.

Взаимное уважение - обязательное условие отношений авторитетности не только в системе педагог - ученик. Авторитетность одного, базирующаяся на не авторитетности для него остальных, - практически стопроцентная гарантия обще-группового неуспеха, типичная причина, по которой группа оказывается не в состоянии решить стоящие перед ней задачи. Особенно ярко проявляется эта закономерность, когда дело касается взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. Не только в младших классах, но и в средней школе учащиеся особенно требовательны к таким качествам своих учителей, как скромность и аккуратность в костюме.

Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строги требования. Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том случае является фактором , определяющим авторитет учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положительными качествами его как учителя и воспитателя.

Завоевать у учащихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу учитель. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится. Единственный выход - перейти в другую школу, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет. Отзывы учащихся о скомпрометировавших себя в быту учителя бывают, сдержанны и кратки. Вот пример: Она вела себя не так, как подобает девушке, да к тому же учительницы.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом - мастером он сделается только тогда, когда научится говорить иди сюда с пятнадцатью - двадцатью оттенками.

Педагогический оптимизм - необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил - убери, оскорбил - извинись, не выучил урока - останься после уроков и выучи урок. Не уговаривать, а категорически требовать.

Требовательность учителя проявляется во всем - в выполнении домашних заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока.

У такого учителя учащиеся не получают глубоких и прочных знаний, и это приносит им большой вред. Хороший учитель требователен и вместе с тем справедлив.

Рассмотрим теперь более подробно профессиональный компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия учителя и учащихся и др.

Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.

Способность учителя в процессе классной и внеклассной работы все видеть, все знать, по едва заметным признакам каждого ученика или класса в целом судить о настроении учащихся, о понимании или не понимании ими объяснения педагога, о подготовленности их к уроку, о совершенном тем или иным учащимся поступки также является профессиональном - психологическим качеством хорошего учителя.

Профессионально - психологические качества у учителя воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя формируются в педагогическом коллективе.

При разрешении воспитательных или учебных вопросов учитель не может пользоваться рецептами, шаблонными схемами и механически заимствованным опытом других учителей. Проявлением творческих способностей учителя в разрешении учебно-воспитательных вопросов и является педагогический такт. Педагогический такт невозможен без знания учителем своего предмета и педагогической науки, особенно возрастной и педагогической психологии.

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя.

Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности действий, в самообладании, выдержке, в чутком и требовательном отношении к детям.

Педагогический такт является необходимым условием завоевания учителем авторитета среди учащихся - этой основой воспитательного воздействия. Авторитетные учителя, как правило, обладают педагогическим тактом (чутки, отзывчивы, требовательны к детям, творчески решают педагогические вопросы, инициативно, находчивы, сообразительны, имеют самообладание и терпение, во взаимоотношениях с учащимися не допускают грубости и не применяют антипедагогических мер воздействия, обладают навыками и привычками культурного поведения, в совершенстве знают свой учебный предмет и методику преподавания, имеют высокий нравственный облик).

Также необходимо заметить, что эти качества по-разному значимы для учащихся разного возраста. Авторитет педагога в глазах учащихся, как правило, имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности.

В младшем школьном возрасте ученики признают авторитет учителя, как правило, в первую очередь в силу авторитетности для них самой ролевой позиции педагога. Общеизвестно, что наиболее сильно впечатление на детей производит учитель начальных классов. Объясняется это, с нашей точки зрения, следующими причинами. Учитель начальных классов в представлении школьников - самый совершенный человек, он олицетворяет школу, администрацию, школьный порядок. На формирование авторитета учителя также влияют беседы родителей с детьми о школе. Дети с детства усваивают,

что учителя нужно слушаться, так как это им говорят самые близкие люди - родители.

В подростковом возрасте картина оказывается принципиально отличной: на данном этапе уже недостаточно одного только авторитета роли. Хотя за учителем, как правило, признается право на принятие ответственного решения в ситуации, значимых для класса в целом, и в условиях учебной деятельности. Психологические исследования (Кон И.С., Кузьмина Н.В. и др.) показали, что подростки более дифференцированно по сравнению с младшими школьниками подходит к оценке личности педагога и своих взаимоотношений с ним. Если при этом за учителем признается право на принятие ответственного решения в ситуации личной заинтересованности подростка и тем более в условиях вне учебной деятельности, есть все основания расценивать это как подлинный авторитет личности педагога.

В старшем школьном возрасте чаще всего проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации преимущественно на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, несколько потому, что они учителя, а в силу авторитетности и ли не авторитетности их личности.

Перечисленные компоненты - обязательные составные части авторитета педагога. Но для того чтобы в сумме оказался желаемый результат, не достаточно просто механического их сложения. Для этого они должны быть освещены индивидуальным творчеством учителя. Каждый педагог должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к сердцам своих учеников и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета.

Сущность и содержание авторитета учителя

Проблема эффективности влияния учителя на учеников, всегда была в центре внимания педагогов. Один из возможных путей решения этой проблемы - построение авторитетных отношений, поскольку авторитетная личность более эффективно и убедительно воздействует на других.

Авторитет педагога имеет две существенные и взаимосвязанные стороны: внутреннюю и внешнюю. Учителю очень важно осознавать себя авторитетной личностью. Без этого невозможна высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, невозможно сохранение активной профессиональной позиции, внутренней уравновешенности, творческого потенциала. Эти параметры можно принять как внутреннюю сторону феномена авторитета учителя.

Авторитет необходим и для эффективного осуществления целостного педагогического процесса, решения задач обучения, воспитания, развития субъектов воздействия. Потребность в эффективном взаимодействии возникает на уровне построения отношений с учениками, их родителями, коллегами, администрацией. Эти постулаты можно отнести к внешним проявлениям авторитета, т.е. к внешней стороне рассматриваемого явления.

Авторитет возникает как следствие социальных потребностей. Потребности пронизывают все сферы жизни общества. Они представляют собой глубинные причины социальной активности людей, действующих в материальном и духовном производстве, в политике и культуре, в различных социальных институтах.

Таким образом, объективной основой появления авторитета выступают общественные потребности.

Авторитетный педагог достигает эффективного влияния на ученика, не прибегая к формальным атрибутам своих властных полномочий. Процесс становления авторитетных отношений всегда растянут во времени и не так прост, и не все зависит, как иногда кажется, только от педагога, его профессиональных и личностных качеств.

Субъективные факторы, влияющие на становление иммунитета.

1. Профессиональный компонент.

а) спец эрудиция (взрослый – как источник знаний для ребенка должен обладать большим запасом информации и постоянно ее обновлять, следовательно, стремление к саморазвитию)

б) методическое мастерство, т.е. владение частными методиками (умение доступно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей преподнести информацию ребенку)

в) технологическое разнообразие.

Пед технология – система способов и средств управления заранее спроектированным пед. процессом (в процессе общения, предъявлении требований, организации коллективной и групповой деятельности, педагогического разрешения конфликта, организации педагогического воздействия через предметную среду). Очень важно владеть разнообразными педагогическим технологиями, позволяющими учесть индивидуальные особенности ребенка и педагога, а также специфику пед ситуаций.

2. Личностный компонент.

а) ценностная составляющая (носителем каких конкретно нравственных, философских, эстетических и других ценностей является педагог).

б) характерологическая составляющая (черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета).

в) культурологическая составляющая (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения, культура педагога в самом широком ее понимании).

Характер проявляется в системе отношений: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.д.); в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или ленность); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуважение, гордость или приниженность); в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, активность или неряшливость). Рассмотрим для примера качества, требующиеся для организации …….. его деятельности Л.И.Уманский.

1. Способность заряжать энергией других.

2. Способность находить наилучшее применение каждому человеку.

3. Психологическая избирательность, способность понимать.

4. Способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей – критичность.

5. Такт – способность устанавливать меру воздействия.

7. Требовательность к другим.

8. Склонность к организаторской деятельности.

9. Практичность – способность непосредственно, быстро и гибко применять свои знания в решении практических задач.

Ядро культуры составляет общечеловеческие ценности и цели, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.

Культура поведения включает в себя: культуру общения, культуру внимательности, бытовую культуру, культуру речи.

Понятие об истинном авторитете учителя-воспитателя. Роль стиля педагогического общения в формировании авторитета учителя. Особенности признания авторитета учителя учащимися разных возрастов. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя.
Краткое сожержание материала:

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Какими средствами и путями достичь духовной общности учителя с учениками - этой первоосновы всех успехов в обучении и воспитании?

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешность педагогического процесса в целом зависит от авторитета учителя.

Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово

Проблемой авторитета учителя - воспитателя занимались Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Самуйленков Д.Ф., Станкин М.И., Сухомлинский В.А, и др.

Ученые Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета.

Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования.

О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С., Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.).

В связи с этим актуализируется проблема значения авторитетного учителя в учебном процессе.

Цель нашего исследования: определить значение педагогического авторитета для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.

Объект нашего исследования: авторитет учителя- воспитателя.

Предмет исследования: влияние авторитетного учителя на успешность учебного процесса.

Гипотеза: значение различных компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета воспитателя, не одинаково для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от стиля педагогического общения и педагогического опыта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования и на основе этого анализа определить компоненты педагогического авторитета;

2) выявить педагогические условия становления истинного авторитета учителя - воспитателя;

3) раскрыть взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя;

4) определить роль стиля педагогического общения в формировании авторитета учителя;

5) изучить особенности признания авторитета учителя учащимися разных возрастов.

Цели и задачи исследования обусловили содержание и структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 22 источников и двух приложений.

Глава 1 . Теоретические подходы к понятию авторитета учителя в психолого-педагогической литературе

1.1 Понятие об истинном и ложном авторитете учителя-воспитателя

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы правильно понять, чем определяется характер воспитательных отношений. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем учителем-воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Понятие “авторитет” буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.

Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным. В связи с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти, и власть авторитета. Если первый дается должностью учителя, то второй является результатом длительных взаимоотношений. Авторитет должности не надежен, быстро проходящий, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием школьникам профессионализма учителя Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - М.: Просвещение, 1998, С. 76..

Каждый педагог стремится завоевать авторитет. Но не желая работать над собой, отдельные педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. Что приводит к завоеванию ложного авторитета.

Впервые в педагогической науки авторитет учителя-воспитателя на истинный и ложный был разделен А.С. Макаренко. Истинный - один, ложный - множество разновидностей. Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников (учеников) к воспитателю (учителю), которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитет основан на стремлении учителя-воспитателя добиваться послушания от ученика. Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, учителя- воспитатели уже не имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многих случаях учителя не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более не послушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают такие качества личности, которые противоположны конечным целям обучения и воспитания.

У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета.

Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.

Сейчас такие учителя встречаются нечасто, но вред, наносимый ими огромен. Они провоцируют учеников на трусость, подхалимство или, наоборот, агрессивное отношение к старшему, стремление насолить ему, но тонко замаскировать нарушение дисциплины, неуважение к педагогу. Никакой речи о воспитании, сознательной дисциплины, в данном случае идти не может. Кроме того, грубость расшатывать нервную систему учащихся, прививает отвращение к учебе, к учебному.

Авторитет учителя и его значение в процессе воспитания школьников
Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета. Понятие об истинном и ложном авторитете учителя-воспитателя. Ув.

Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников
Описание личности и раскрытие состава авторитета учителя. Оценка влияния авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников. Анализ пос.

Роль родительского авторитета в воспитании ребенка
Роль родительского авторитета в процессе воспитания детей в современной семье. Принятие ребенком авторитета родителей, особенности и направления данно.

Авторитет учителя-воспитателя как педагогический феномен
Сущность педагогического авторитета. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета педагога д.

Введение в педагогическую профессию
Специальность педагога-учителя и воспитателя. Цели обучения и воспитания. Взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся в учебном процессе.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Какими средствами и путями достичь духовной общности учителя с учениками - этой первоосновы всех успехов в обучении и воспитании?

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешность педагогического процесса в целом зависит от авторитета учителя.

Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово

Проблемой авторитета учителя - воспитателя занимались Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Самуйленков Д.Ф., Станкин М.И., Сухомлинский В.А, и др.

Ученые Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета.

Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования.

О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С., Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.).

В связи с этим актуализируется проблема значения авторитетного учителя в учебном процессе.

Цель нашего исследования: определить значение педагогического авторитета для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.

Объект нашего исследования: авторитет учителя- воспитателя.

Предмет исследования: влияние авторитетного учителя на успешность учебного процесса.

Гипотеза: значение различных компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета воспитателя, не одинаково для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от стиля педагогического общения и педагогического опыта.

Читайте также: