Роль педагогических знаний в профессиональной деятельности юриста кратко

Обновлено: 02.07.2024

Юридическая педагогика – особая область научного педагогического знания – юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Истоки ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сложилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. Ее основная цель – всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка, а специальная – познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления законности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов.

Теоретической базой ЮП выступает общая педагогика, однако она не является общей педагогикой с примерами из юридической практики. Это особая область научного знания - юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики[1].Она опирается на разработки других отраслей педагогики: истории педагогики, теории воспитания, теории обучения (дидактики), методики, возрастной педагогики, школоведения, дефектологии, социальной педагогики, этнопедагогики, семейной педагогики, педагогики управления, производственной педагогики, военной педагогики, педагогики спорта, сравнительной педагогики и др.

Юридическая педагогика является междисциплинарнойобластью научного знания, а по преобладающим признакам - отраслью педагогической науки.Ее положение между юридической и педагогической науками определяет ее название.

Традиционный для педагогики комплексный подход обуславливает тесноту связей юридической педагогики со всеми другими отраслями педагогики и юридической науки, а так же с социологией права, юридической психологией, общей теорией и психологией управления, организацией работы с персоналом, профессио­нальной деонтологией и этикой юриста.

2. Перечислите и раскройте критерии, выделяющую педагогику профессиональной деятельности юриста в самостоятельную отрасль.

Система (структура) юридической психологии.

Структура юридической психологии представляет собой круг исследуемых ею проблем, которые определяются самой логикой правового регулирования.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

- правовая психология, изучающая право, как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

- криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

- психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

- психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

- исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе;

- психология гражданско-правового регулирования — состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел.

Юридическая педагогика – особая область научного педагогического знания – юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Истоки ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сложилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. Ее основная цель – всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка, а специальная – познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления законности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов.

Теоретической базой ЮП выступает общая педагогика, однако она не является общей педагогикой с примерами из юридической практики. Это особая область научного знания - юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики[1].Она опирается на разработки других отраслей педагогики: истории педагогики, теории воспитания, теории обучения (дидактики), методики, возрастной педагогики, школоведения, дефектологии, социальной педагогики, этнопедагогики, семейной педагогики, педагогики управления, производственной педагогики, военной педагогики, педагогики спорта, сравнительной педагогики и др.

Юридическая педагогика является междисциплинарнойобластью научного знания, а по преобладающим признакам - отраслью педагогической науки.Ее положение между юридической и педагогической науками определяет ее название.

Традиционный для педагогики комплексный подход обуславливает тесноту связей юридической педагогики со всеми другими отраслями педагогики и юридической науки, а так же с социологией права, юридической психологией, общей теорией и психологией управления, организацией работы с персоналом, профессио­нальной деонтологией и этикой юриста.

2. Перечислите и раскройте критерии, выделяющую педагогику профессиональной деятельности юриста в самостоятельную отрасль.

Система (структура) юридической психологии.

Структура юридической психологии представляет собой круг исследуемых ею проблем, которые определяются самой логикой правового регулирования.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

- правовая психология, изучающая право, как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

- криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

- психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

- психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

- исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе;

- психология гражданско-правового регулирования — состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

Директор МОУ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

______________ И.Н. Рыбак

Рабочая программа

предметно-ориентированного элективного курса профильной подготовки

(10 и 11классы)

Новиков Василий Савельевич,

учитель обществознания и права первой категории

Рецензент – доктор педагогических наук, профессор А.К. Маренго

© Новиков В.С., 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целесообразность в разработке данного элективного курса явилась следствием недостаточности у учащихся знаний, навыков и умений в области юридической педагогике, общей психологии, социальной психологии, юридической психологии, межличностного общения, юридической конфликтологии и их пожеланиями более глубоко познать структуру личности, методы изучения личности, функции общения, коммуникативные барьеры, межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия, психологические приемы, формирующие симпатию, причины возникновения конфликтов в коллективах, классификацию конфликтов, функции конфликта, психологическую структуру конфликтов, динамику конфликта, пять основных тактик (стилей) управления конфликтами в коллективе, пути предупреждения конфликтов, структуру конфликтоустойчивости, алгоритм социально-психологического анализа конфликта, виды малых групп, виды преступных групп. Это реально невозможно сделать в силу различных объективных причин в урочное время, а также профессиональная подготовка школьников к осознанному и ответственному выбору будущей профессии. Школьники научатся самостоятельно ставить цели, определять пути их достижения, взаимодействовать с различными категориями граждан и разрешать межличностные конфликты.

Курс предполагает поддержку таких предметов, как право 1 и обществознание.

Решая задачу предметной компетенции курс знакомит учащихся с основными понятиями по данной проблематике. При этом школьники будут уметь устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан, выступать публично, разрешать конфликты.

Основными целями элективного курса являются:

- помочь учащимся познать структуру личности, структуру межличностного общения, структуру конфликта;

- овладеть учащимися навыками и умениями самостоятельно критически осмысливать информацию добываемую от различных категорий граждан, систематизировать, обобщать, анализировать эту информацию;

- овладеть учащимися навыками, умениями и способами добывания информации, необходимой для установления психологического контакта с различными категориями граждан;

- оказать помощь учащимся в формировании навыков и умений выступать публично и разрешать конфликты.

Для достижения поставленных целей в элективном курсе реализуются следующие задачи:

- практическая - учащиеся будут иметь реальную возможность самостоятельно познать личность, влиять на подструктуру направленности личности;

- социокультурная – учащиеся смогут углубить и расширить объём знаний о методах изучения личности, коммуникативной компетентности личности, конфликтологической компетентности личности;

- учебно-познавательская – элективный курс способствует расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса, углублению системы психологических знаний, формированию навыков и умений по данной проблематике, умению самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан.

Курс способствует развитию у учащихся познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление и речь), формированию у них волевых психических свойств (самостоятельность, целеустремлённость, уверенность, решительность, мужество, храбрость, смелость, настойчивость, выдержка, самообладание, терпение, дисциплинированность, организованность).

Формы организации учебных занятий: уроки – лекции, уроки-семинары, практические уроки, уроки – зачёты.

Для реализации целей и задач элективного курса используются: научные статьи, лекции, учебные пособия, монографии по данной проблематике.

При оценке результатов изучения данного курса используется текущий и итоговый контроль.

Личностными результатами обучения являются:

- направленность на бесконфликтное взаимодействие в общественной и государственной жизни;

- формирование ответственного отношения к изучению общей, социальной и юридической психологии, психологической готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию вышеуказанных учебных дисциплин;

- освоение психологически грамотных правил, психотехник и психотехнологий взаимодействия с различными категориями граждан, формальных и неформальных социальных ролей, формальных и неформальных социальных статусов и способов взаимодействия в формальных и неформальных группах;

- формирование информационной, коммуникативной и конфликтологической компетентности;

- воспитание отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты обучения проявляются в:

- умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя близкие, средние и далекие перспективные цели самообразования;

- умении самостоятельно планировать пути достижения близких, средних и далеких перспективных целей самообразования;

- умении самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан;

- умении самостоятельно соотносить свои близкие, средние и далекие перспективные цели самообразования с планируемыми результатами;

- умении самостоятельно психологически грамотно разрешать конфликты на основе согласования мнений и учета интересов личности, общества и государства;

- умении самостоятельно психологически грамотно аргументировать и отстаивать свое мнение при разрешении конфликтов;

- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность;

- умении самостоятельно психологически грамотно анализировать причины возникновения конфликтов;

- способности самостоятельно психологически грамотно анализировать конфликтные ситуации, выбирать адекватные способы разрешения конфликтов и модели поведения в конфликтной ситуации;

- овладении различными способами "выхода" накопившихся отрицательных эмоций;

- приобретении опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора психологической информации в целях разрешения конфликтов;

- развитии умений самостоятельно психологически грамотно выражать свои мысли и способности признать права и свободы другого человека и его право на иное мнение;

- формировании умений самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан, играть различные социальные роли в формальных и неформальных группах.

Предметными результатами обучения являются:

- формирование убеждения в необходимости изучать общую, социальную и юридическую психологию;

- формирование навыков и умений самостоятельно изучать психологическую структуру личности, влиять на подструктуру направленности личности;

- формирование навыков и умений самостоятельно критически оценивать информацию, которую сообщают различные категории граждан;

- понимание роли государства и действующего законодательства РФ в обеспечении информационной безопасности личности, общества и государства;

- формирование навыков и умений самостоятельно устанавливать психологические контакты, разрешать конфликты, выступать публично;

- понимание значения правил, психотехник и психотехнологий общения в межличностном общении;

- формирование навыков и умений самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан, вести диалог, участвовать в дискуссии.

Основная задача изучения курса "Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста" состоит в освоении будущими юристами основ психолого-педагогической науки, закладке фундамента психолого-педагогической культуры, являющейся обязательным компонентом профессионального мастерства.

В результате изучения дисциплины школьники должны:

- основные понятия, определения и категории психологии и педагогики;

- основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, знание воли и эмоций, потребностей и мотивов в поведении человека;

- условия формирования личности;

- социально-психологические закономерности развития групп и коллективов;

- принципы, методы и формы обучения и воспитания;

- цели, содержание и задачи обучения, воспитания, развития и психологической подготовки в профессиональной деятельности.

- психолого-педагогическую характеристику личности и коллектива;

- осуществлять психологическое воздействие и строить общение с людьми в обычных и экстремальных ситуациях;

- использовать психолого-педагогические знания для адекватной самооценки личности, профессионального самосовершенствования и совершенствования профессиональной деятельности.

- с учетом основных психологических механизмов поведения и деятельности людей технологией гибкого общения в ситуациях будущей деятельности;

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебный процесс по элективному курсу спланирован в двух вариантах различной продолжительности: 35/70 часов.

Общеобразовательная организация выбирает тот или иной вариант исходя из задач обучения (обязательный минимум знаний – 35 ч., углубленное изучение – 70 ч.) и нагрузки учащихся.

Статья посвящена проблемам обеспечения устойчивой профессиональной компетентности преподавателей юридических специальностей высшей школы в контексте реализации Доктрины армянского образования в XXI веке. Отмечается, что, в отличие от преподавателей высших учебных заведений педагогического профиля, многие преподаватели вузов иных профилей, в том числе юридических специальностей, являясь специалистами разных предметных областей, чаще всего не имеют профессионально-педагогической подготовки и не ориентированы на преподавательскую деятельность в сфере высшего образования. Утверждается, что состояние, тенденции и перспективы развития армянской системы образовательных учреждений убеждают в том, что достаточно остро среди прочих стоит проблема профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей школы. На основе теоретического исследования выявляются составляющие педагогической культуры преподавателя. Акцент ставится на том, что системообразующая роль педагогических знаний должна определять сушность профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей юридических специальностей вузов.


1. Бусыгина А. Л. Профессор – профессия: Теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. – Самара: Сам ГПУ, Персспектива, 2003. – 198 с.

2. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиоальной юридической деятельности. – М.: Норма, 2004. – 160 с.

4. Козлова Н.И. Системообразующая роль педагогических знаний в профессиональной подготовке преподавателя высшей школы. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. – Вып. № 5. – С. 37–44.

7. Насиленко Л.А. Профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин юридического факультета (на примере университета современных знаний) // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 239–241.

8. Петручак Л.А. Юридическое образование в эпоху глобализации // Lex Russica. – 2011. – № 4. – С. 789–795.

9. Преподаватель в XXI веке: рек. указ. [2000–2010 гг.] / сост.: О.П. Шрейн, Е.А. Штумпф, под. ред. О.И. Ткаченко. – Челябинск: Изд-во ЮУРГУ, 2010. – 147 с.

В последние годы в образовательной системе Армении резко возросла общественная потребность в подготовке компетентных юристов, которые должны соответствовать современным международным и внутригосударственным образовательным стандартам.

Очевидно, что повышение качества и эффективности юридического образования невозможно без высококлассных преподавателей-профессионалов. Преподаватели юридических вузов и факультетов, как правило, не имеют профессионального педагогического образования, а являются специалистами разных предметных областей, не ориентированных на деятельность в сфере образования.

Переход Армении на рыночные отношения поставил перед системой высшего образования новые цели и ясно осознаваемую потребность глубоких преобразований этой системы. Высшее образование и наука становятся глобальным фактором общественного развития, выдвигающихся в число наиболее важных национальных и общемировых приоритетов.

Инициативы по созданию единого европейского образовательного пространства (Болонская декларация) и развитию экономики знаний в европейском регионе (Лиссабонская программа) оказались объединены общими проблемами: модернизацией образования и повышением качества образования.

Применительно к армянскому образованию модернизация означает, во-первых, его адаптацию к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития Армении, во-вторых, освоение опыта модернизации образовательной сферы других государств, т.е. приведение образования в соответствие с требованиями современности.

Основные положения Болонской декларации сводятся к следующему: принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней с тем, чтобы граждане могли эффективно использовать свои квалификации во всей зоне европейского высшего образования; установление системы кредитных единиц в процессе обучения и получения квалификаций, обеспечивающей как перезачетную, так и накопительную функции; содействие социальной и профессиональной мобильности студентов и преподавателей; содействие обеспечению стандартов высокого качества и сравнимости квалификаций по всей Европе; обучение в течение всей жизни; вовлечение вузов и учащихся как компетентных, активных и конструктивных партнеров в формирование и развитие зоны европейского высшего образования [8, с. 791].

Современная система высшего образования предъявляет новые требования к профессии преподавателя высшей школы в связи с переходом к новой модели высшего образования, ориентированной на индивидуализацию учебного процесса; активизацией инновационных процессов в сфере образования; диверсификацией образовательных программ высшей школы; повышением технологического оснащения образовательного процесса; усилением междисциплинарной интеграции и нарастанием интеграционных процессов в сфере образования; изменением запросов рынка интеллектуального труда; необходимостью адаптации вузов к рыночной среде; повышением ролевой активности преподавателя высшей школы [9, с. 3].

Сложившиеся социально-экономические условия в обществе существенно изменили характер и содержание педагогической деятельности в высшей школе, предъявив новые требования к профессионально-педагогическим знаниям и умениям профессорско-преподавательского состава, к уровню их педагогической компетентности, мастерства и мобильности. В отличие от преподавателей высших учебных заведений педагогического профиля, многие преподаватели вузов иных профилей, являясь специалистами разных предметных областей, чаще всего не имеют профессионально-педагогической подготовки и не ориентированы на преподавательскую деятельность в сфере высшего образования. Состояние, тенденции и перспективы развития армянской системы образовательных учреждений убеждают в том, что достаточно остро среди прочих стоит проблема профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей школы. В современной вузовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студентов, и он выступает потенциалом развития вуза [4, с. 40].

Итак, актуализация проблемы профессионального образования преподавателя высшей школы обусловлена происходящими процессами по реализации развития армянского образования в современных условиях, требующего серьёзного переосмысления подходов к обеспечению и управлению качеством образования в высшей школе. Полагаем, что системообразующая роль педагогических знаний должна определять сущность профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей вузов.

Главная задача высшего профессионального юридического образования видится в реализации инновационного образовательного процесса, направленного на обеспечение такой подготовки выпускников вузов, которая бы обеспечила наиболее эффективное решение стоящих перед ними профессиональных задач не только за счет передачи им арсенала теоретических знаний, умений и профессиональных навыков, актуальных в период обучения, но и за счет привития способности в реальном времени актуализировать свои знания в соответствии с происходящими в обществе динамическими изменениями [8, с. 792].

Армянская система высшего юридического образования прогрессирует в русле мировых тенденций: высшее образование призвано закрепить позитивные сдвиги, защитить самобытность и уникальность отечественной академической культуры, помочь выйти на ускоренный режим развития. Основное направление модернизации отечественного юридического образования видится как создание в стране полноценного юридического фундаментального образования современного инновационного типа.

Научные данные и опыт свидетельствуют, что комплексным высшим выражением подлинного профессионализма преподавателей, работников и образовательных учреждений выступает их педагогическая культура – высокая степень развития личных качеств и подготовки преподавателя, их соответствия специфике преподавательского, педагогического, труда, обеспечивающая максимально возможную эффективность его.

Педагогическая культура преподавателя – системное свойство, включающее в себя пять основных структурных компонентов:

1) профессионально-педагогическую направленность личности;

2) педагогические способности;

3) специальную подготовленность (по преподаваемым учебным дисциплинам);

4) педагогическое мастерство;

5) культуру личного преподавательского труда.

1) специальная и профессиональная компетентность в области преподавания дисциплин;

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся;

3) социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся;

5) аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Профессионально-педагогическая компетентность является ключевым фактором повышения качества юридического образования.

По мнению К.М. Левитана, профессионально-педагогическая компетентность – совокупность компетенций и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих способность и готовность специалиста к продуктивной профессионально-педагогической деятельности [6, с. 343].

На основе главных целей образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, в педагогике выделяют ряд ключевых компетенций: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; личностного самосовершенствования.

Основное содержание профессиональной деятельности вузовского преподавателя включает выполнение следующих функций: обучающей, воспитательной, организаторской, исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует среди других. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы.

Согласно результатам различных исследований, всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы:

1) преподаватели с преобладанием педагогической направленности;

2) с преобладанием исследовательской направленности;

3) с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности.

Исследователи профессиональной компетентности преподавателя высшей школы (Е.П. Белозерцев, А.Л. Бусыгина З.Ф. Есарева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин) расходятся в трактовке этого понятия и в определении его содержания, но фиксируют общие структурно-системные компоненты: профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный, профессионально-личностный.

Инвариантный блок образуют психолого-педагогическая компетентность преподавателя, коммуникативная компетентность и профессионально значимые качества личности преподавателя.

Профессиональная компетентность преподавателя вуза реализуется в процессе постановки и решения аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных и коррекционно-регулирующих задач.

По уровню сформированности профессионально-педагогической компетентности выделяют четыре группы преподавателей:

1) преподаватели адаптивного (самого низкого) уровня;

4) креативного (самого высокого) уровня.

В структуре профессионально-педагогической компетентности преподавателя не менее важное место, чем концептуальная и психолого-педагогическая компетентности, занимают личностные качества преподавателя.

Специфика коммуникативной компетентности преподавателя-юриста определяется особенностями юридического дискурса, понимаемого как построение устной и письменной речи в сфере права посредством конкретного языка. Преподавателям и студентам-юристам необходимо профессионально знать и уметь использовать наиболее рациональные и эффективные приемы создания и понимания правовых текстов.

Среди разнообразных языковых форм бытия права определяющим является текст закона – единственно возможный адекватный способ оформления правовых предписаний, объединяющий все аспекты правопонимания и правоприменения [2].

Таким образом, развитие профессионально-коммуникативной компетентности преподавателей и студентов-юристов обусловливают следующие факторы: формирование коммуникативной и межкультурной компетенции, включающей в себя знание языковых систем, способность соотносить их и находить соответствия; знание правовых систем, умение находить общее и различия; знание различных типов текстов юридического дискурса; фоновые знания и стремление понять иноязычную культуру с целью гармонизации правовых смыслов и совершенствования юридической деятельности.

Эффективность самообразования связана с определением каждым педагогом конкретного содержания самостоятельной работы по самосовершенствованию своей личности на основе профессионального самоанализа, с творческим усвоением новой научной информации и передового педагогического опыта, с воплощением приобретенных знаний и умений в эффекты роста, развития, продвижения обучающихся.

Эффективность профессионально-педагогической деятельности преподавателя во многом определяется уровнем развития мотивации профессионального самосовершенствования.

Одним из главных условий активизации личностного потенциала преподавателя является его аутопсихологическая компетентность, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности.

Иными словами, профессиональное самосовершенствование педагога может происходить не иначе как через самопреобразование своей личности, развитие аутопсихологической компетентности.

Таким образом, очевидно, что повышение качества и эффективности юридического образования в современных условиях невозможно без высококлассных преподавателей-профессионалов. Сложившиеся социально-экономические условия в Армении существенно изменили характер и содержание педагогической деятельности в юридических вузах, предъявив новые требования к профессионально-педагогическим знаниям и умениям профессорско-преподавательского состава, к уровню их педагогической компетентности, мастерства и мобильности. Необходимо развивать личностный потенциал преподавателя в процессе повышения квалификации и самообразования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целесообразность в разработке данного элективного курса явилась следствием недостаточности у учащихся знаний, навыков и умений в области юридической педагогике, общей психологии, социальной психологии, юридической психологии, межличностного общения, юридической конфликтологии и их пожеланиями более глубоко познать структуру личности, методы изучения личности, функции общения, коммуникативные барьеры, межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия, психологические приемы, формирующие симпатию, причины возникновения конфликтов в коллективах, классификацию конфликтов, функции конфликта, психологическую структуру конфликтов, динамику конфликта, пять основных тактик (стилей) управления конфликтами в коллективе, пути предупреждения конфликтов, структуру конфликтоустойчивости, алгоритм социально-психологического анализа конфликта, виды малых групп, виды преступных групп. Это реально невозможно сделать в силу различных объективных причин в урочное время, а также профессиональная подготовка школьников к осознанному и ответственному выбору будущей профессии. Школьники научатся самостоятельно ставить цели, определять пути их достижения, взаимодействовать с различными категориями граждан и разрешать межличностные конфликты.

Курс предполагает поддержку таких предметов, как право 1 и обществознание.

Решая задачу предметной компетенции курс знакомит учащихся с основными понятиями по данной проблематике. При этом школьники будут уметь устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан, выступать публично, разрешать конфликты.

Основными целями элективного курса являются:

- помочь учащимся познать структуру личности, структуру межличностного общения, структуру конфликта;

- овладеть учащимися навыками и умениями самостоятельно критически осмысливать информацию добываемую от различных категорий граждан, систематизировать, обобщать, анализировать эту информацию;

- овладеть учащимися навыками, умениями и способами добывания информации, необходимой для установления психологического контакта с различными категориями граждан;

- оказать помощь учащимся в формировании навыков и умений выступать публично и разрешать конфликты.

Для достижения поставленных целей в элективном курсе реализуются следующие задачи:

- практическая - учащиеся будут иметь реальную возможность самостоятельно познать личность, влиять на подструктуру направленности личности;

- социокультурная – учащиеся смогут углубить и расширить объём знаний о методах изучения личности, коммуникативной компетентности личности, конфликтологической компетентности личности;

- учебно-познавательская – элективный курс способствует расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса, углублению системы психологических знаний, формированию навыков и умений по данной проблематике, умению самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан.

Курс способствует развитию у учащихся познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление и речь), формированию у них волевых психических свойств (самостоятельность, целеустремлённость, уверенность, решительность, мужество, храбрость, смелость, настойчивость, выдержка, самообладание, терпение, дисциплинированность, организованность).

Формы организации учебных занятий: уроки – лекции, уроки-семинары, практические уроки, уроки – зачёты.

Для реализации целей и задач элективного курса используются: научные статьи, лекции, учебные пособия, монографии по данной проблематике.

При оценке результатов изучения данного курса используется текущий и итоговый контроль.

Личностными результатами обучения являются:

- направленность на бесконфликтное взаимодействие в общественной и государственной жизни;

- формирование ответственного отношения к изучению общей, социальной и юридической психологии, психологической готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию вышеуказанных учебных дисциплин;

- освоение психологически грамотных правил, психотехник и психотехнологий взаимодействия с различными категориями граждан, формальных и неформальных социальных ролей, формальных и неформальных социальных статусов и способов взаимодействия в формальных и неформальных группах;

- формирование информационной, коммуникативной и конфликтологической компетентности;

- воспитание отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты обучения проявляются в:

- умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя близкие, средние и далекие перспективные цели самообразования;

- умении самостоятельно планировать пути достижения близких, средних и далеких перспективных целей самообразования;

- умении самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан;

- умении самостоятельно соотносить свои близкие, средние и далекие перспективные цели самообразования с планируемыми результатами;

- умении самостоятельно психологически грамотно разрешать конфликты на основе согласования мнений и учета интересов личности, общества и государства;

- умении самостоятельно психологически грамотно аргументировать и отстаивать свое мнение при разрешении конфликтов;

- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность;

- умении самостоятельно психологически грамотно анализировать причины возникновения конфликтов;

- способности самостоятельно психологически грамотно анализировать конфликтные ситуации, выбирать адекватные способы разрешения конфликтов и модели поведения в конфликтной ситуации;

- овладении различными способами "выхода" накопившихся отрицательных эмоций;

- приобретении опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора психологической информации в целях разрешения конфликтов;

- развитии умений самостоятельно психологически грамотно выражать свои мысли и способности признать права и свободы другого человека и его право на иное мнение;

- формировании умений самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан, играть различные социальные роли в формальных и неформальных группах.

Предметными результатами обучения являются:

- формирование убеждения в необходимости изучать общую, социальную и юридическую психологию;

- формирование навыков и умений самостоятельно изучать психологическую структуру личности, влиять на подструктуру направленности личности;

- формирование навыков и умений самостоятельно критически оценивать информацию, которую сообщают различные категории граждан;

- понимание роли государства и действующего законодательства РФ в обеспечении информационной безопасности личности, общества и государства;

- формирование навыков и умений самостоятельно устанавливать психологические контакты, разрешать конфликты, выступать публично;

- понимание значения правил, психотехник и психотехнологий общения в межличностном общении;

- формирование навыков и умений самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан, вести диалог, участвовать в дискуссии.

Основная задача изучения курса "Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста" состоит в освоении будущими юристами основ психолого-педагогической науки, закладке фундамента психолого-педагогической культуры, являющейся обязательным компонентом профессионального мастерства.

В результате изучения дисциплины школьники должны:

- основные понятия, определения и категории психологии и педагогики;

- основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, знание воли и эмоций, потребностей и мотивов в поведении человека;

- условия формирования личности;

- социально-психологические закономерности развития групп и коллективов;

- принципы, методы и формы обучения и воспитания;

- цели, содержание и задачи обучения, воспитания, развития и психологической подготовки в профессиональной деятельности.

- психолого-педагогическую характеристику личности и коллектива;

- осуществлять психологическое воздействие и строить общение с людьми в обычных и экстремальных ситуациях;

- использовать психолого-педагогические знания для адекватной самооценки личности, профессионального самосовершенствования и совершенствования профессиональной деятельности.

- с учетом основных психологических механизмов поведения и деятельности людей технологией гибкого общения в ситуациях будущей деятельности;

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебный процесс по элективному курсу спланирован в двух вариантах различной продолжительности: 35/70 часов.

Общеобразовательная организация выбирает тот или иной вариант исходя из задач обучения (обязательный минимум знаний – 35 ч., углубленное изучение – 70 ч.) и нагрузки учащихся.

Читайте также: