Роль общественного мнения в повышении качества правотворческой деятельности рб кратко

Обновлено: 05.07.2024

В этом плане правотворчество характеризуется как процесс создания норм права, начиная с зарождения концепции и прогнозирования потребности в правовой норме, и кончая ее принятием и введением в действие. В широком понимании правотворчества общественные отношения преобразуются в правовые, фиксируемые в правовой норме.

Социологический подход к изучению правотворчества состоит:

1) в выявлении системы факторов правотворчества;

2) в выработке практических рекомендаций;

3) выявлении воздействия стратификации (расслоения) общества на процесс право-творчества;

4) выявлении групп давления на законодателя;

5) исследовании истинной воли законодателя, скрытой под декларативными положе-ниями;

6) мониторинге состояния правовой системы.

Важнейшим элементом всего процесса правотворчества является государственная деятельность по созданию законов как его основы. Традиционно в социологии права выделяют такие стадии законотворчества, как:

1) предпосылки создания нового акта;

2) подготовка текста законопроекта;

3) обсуждение проекта;

4) внесение проекта на рассмотрение законодательного органа;

5) обсуждение в законодательном органе;

6) вступление акта в силу.

1) планирование нормотворческой деятельности;

2) нормотворческая инициатива;

3) подготовка проекта нормативного правового акта;

4) принятие (издание) нормативного правового акта;

5) включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6) опубликование нормативного правового акта.

В социологии права выделяется, условно говоря, подотрасль социологии правотвор-чества, которую сторонники нормативизма уравнивают с социологией законодательства. Под социологией законодательства понимается комплекс теоретических и эмпиричес-ких исследований в рамках юридической социологии (социологии права), направленных на социологическое обеспечение законотворчества. В самой социологии законодательства различают:

1) предзаконодательную социологию законодательства, которая используется для изучения общественного мнения по социальным вопросам, требующим законодательного урегулирования;

2) законодательную социологию законодательства, т.е. собственно социологию право-творчества в узком смысле, занимающуюся социологическим обеспечением законо-творчества;

3) послезаконодательную социологию законодательства, которая связана с изучением общественного мнения по отношению к действующим нормативным правовым актам, их эффективности

Социологическое обеспечение законотворчества включает следующие формы и направления:

1) прогнозирование потребности правового регулирования (например, прогнозиро-вание появления новой отрасли законодательства);

2) изучение процессов фактической нормативной саморегуляции общества (как-то поля негативного фактического права, так позитивного, общественно полезного фактического права);

3) разработку концепции правовой нормы и правового нормативного акта;

4) научную экспертизу законопроекта;

5) законодательное экспериментирование;

6) выяснение отношения населения к новому правовому нормативному акту или норме (всенародное обсуждение законопроектов, мониторинги, экспресс-опросы);

7) изучение эффективности введенного правового нормативного акта

Таким образом, очевидна прямая связь социологического обеспечения законотвор-чества с его стадиями.

Следует отметить, что когда ведется разработка концепции правовой нормы и право-вого нормативного акта, то на концептуальном уровне надо найти стыковку социального и правового, вписать правовую норму в социальный контекст, т.е. в конечном счете заложить в закон предпосылки для его социальной легитимации (социального одобрения) и тем самым его самореализации. Для этого надо найти адекватную правовую модель согласования различных социальных интересов. Речь идет о поиске границ правообразу-ющего интереса, в рамках которых свобода одних лиц в реализации своих интересов не ущемляла бы свободу других. Таким образом, Концепция правовой нормы – это по сути дела, и есть правовая модель согласования различных социальных интересов на базе поиска правообразующего интереса.

Нетрудно заметить, что некоторые из вопросов, относящихся к разным стадиям право-творческого процесса, повторяются. Поэтому целесообразно выделить группы обществен-ных отношений, изучаемых социологией законодательства:

1) общественные отношения, общественные явления, нуждающиеся в правовом регу-лировании и соответствующие им социальные интересы (например, причины, а нередко и сам предмет правового регулирования);

2) общественные отношения в механизме правотворческой деятельности, которые стимулируют, тормозят или видоизменяют ее развитие (здесь действуют интересы участ-ников этого процесса, т.е. речь идет о социальном механизме правотворчества);

3) общественное мнение, интересы и установки населения (граждан и должностных лиц, непосредственно в разработке законопроекта не участвующих или участвующих опосредованно), т.е. речь идет об отношении к процессу создания новой правовой нормы со стороны ее будущих адресатов.

Для избежания сознательной или несознательной дезинформации законодателя В.В. Лапаева справедливо требует квалифицированной экспертизы результатов изучения обще-ственного мнения, осуществляемого в рамках социологического обеспечения законо-творчества

Социологическое законодательное исследование может быть осуществлено в таких видах, как информационное изучение, моделирование и опрос общественного мнения

Информационное изучение – это социологическое исследование, данные и результаты которого могут быть использованы законодателем. Законодательную модель можно уточнять логическим путем и математическими выкладками.

При моделировании, создавая законодательную модель, социолог полагает, что она уже является законом, и потому исследуются последствия принятия такого закона. Источник ошибок кроется в том, что, при изучении одной отдельной правовой нормы, она рассматривается без учета того, что всякая единичная норма включена в систему других социальных норм и институтов. То есть ее действие может быть нейтрализовано действием других норм.

^ Опрос общественного мнения в национальном масштабе равнозначен обнаружению той общей воли, которая призвана создавать закон. Конечно, официальный референдум более точно выразит общественное мнение, чем опрос, который представляет собой уменьшенную модель настоящего референдума. Напомним, что результаты опроса не являются обязательными для законодателя. Однако их игнорирование часто бывает плачевным. Так, например, более 40 % респондентов негативно оценили перспективы принятия в России закона об амнистии, который, тем не менее, был принят. Опасения, что выход на свободу такого большого числа заключенных приведет к росту преступности, оправдались.

Практическими социологическими исследованиями по поводу предполагаемых ре-форм законодательства или в качестве проверки эффективности изданных нормативных актов занимаются государственные, общественные и научные учреждения. Основными методологическими принципами изучения являются: системный структурно-функциональный анализ и социологический контент-анализ, при котором изучается со-держание документа и переводится в количественно-качественные показатели, делающие содержание измеримым.

Среди всех стадий социологического исследования важно системное описание механизма действия комплекса социальных факторов на правотворческую деятель-ность. Этот механизм понимается как совокупность процессов, явлений, опосредующих влияние факторов на эту деятельность, и, в конечном счете, на разработку, принятие, изменение или отмену правового акта. В.С. Нерсесянц определяет право как сложную духовную форму выражения совокупности итогов многофакторного социального разви-тия

К наиболее важным социальным факторам правотворчества (по степени значимо-сти) относятся экономический, политический, геополитический, экологический, демогра-фический, идеолого-психологический, национальный, межнациональный факторы. Как видно из иерархии, выше стоят социальные факторы, отражающие явления обществен-ного бытия, по отношению к факторам, где проявляются процессы духовной жизни общества. Если воздействие временного фактора невелико, то законодатель от него абстрагируется, тем самым достигается стабильность общества.

Рассмотрим пример социологического изучения налогового законодательства. Стати-стические данные позволяют сделать вывод, что в настоящее время налоговые право-нарушения вышли за рамки обычного частного противоправного поведения и преврати-лись в атрибутивную характеристику российского и отечественного общества. В резуль-тате изучения социальных факторов, ведущих к правонарушениям в сфере налогообложе-ния, выделяют:

экономическую группу факторов (непомерная высота налогов, слабая заинтересован-ность государства в развитии частного предпринимательства, особенно мелкого бизнеса);

организационную группу факторов (недочеты в организации и работе налоговых органов, их слабое обеспечение ресурсами);

правовую группу факторов (нестабильность и неоднозначность налогового законо-дательства);

мировоззренческую (насаждение достижений идеологии и формирование на этой основе у части населения ситуации внутреннего конфликта, обусловленного невозмож-ностью правовыми средствами достигнуть требуемого материального благополучия и социального успеха).

1) название подготавливаемого проекта нормативного акта;

2) отрасль законодательства;

3) стадия правотворческой деятельности;

4) документ, где фактор зафиксирован;

5) вид и род фактора;

6) направление воздействия;

7) степень влияния фактора.

1) выявлением и обоснованием социальных факторов (экономических, природно-географических, политико-правовых и других), влияющих на официальную правотворческую деятельность;

2) изучением влияния стратификации общества на правотворческий процесс;

3) разработкой рекомендаций по остро стоящей проблеме с подзаконными актами и т. д.

Дело в том, что подзаконные акты издаются во исполнение закона и не должны создавать новые нормы, не соответствующие закону. Однако указы, приказы, инструкции имеют видимость законов (в широком смысле) и посредством их можно утверждать новые, незакрепленные в законе обязанности граждан и других субъектов права. Подзаконные акты позволяют присваивать право законодателя (государства) наступать на нрава исполнителей, ограничивать их свободу и вершить насилие. Так, например, политические репрессии, унесшие и исковеркавшие жизни миллионов людей, вершились на основе подзаконных актов.

Таким образом, из вышеизложенного следует подтверждение статуса социологии правотворчества как одного из наиболее актуальных и значимых разделов социологии права.
^ Вопросы и задания
1. Дайте определение правотворчеству. Отличается ли оно от нормотворчества в юридическом и социологическом значении слова? Отличается ли оно от законно-дательной деятельности? Раскройте особенности социологического изучения правотворческого процесса.

2. Изобразите графически соотношение нормотворчества, правотворчества, право-установления, законотворчества, подзаконотворчества, официального и теневого нормотворчества. Нарисуйте схему и объясните ее.

3. На какие стадии можно разбить правотворческий процесс с точки зрения социо-логии права и действующего законодательства? Является ли стадией этого процесса возникновение потребности в правовом регулировании тех или других отношений? Является ли стадией правотворческого процесса опубликование закона? Является ли стадией правотворческого процесса стадия реализации правовой нормы?

4. Нарисуйте механизм создания теневых норм? Кем создаются теневые нормы? Кто и почему их соблюдает? При наличии конкурирующих теневой и официаль-ной норм, каким нормам будет отдано предпочтение субъектами правового общения? И почему? Приведите доводы или примеры.

5. Поразмышляйте, какие факторы и в какой степени влияют на правотворческий процесс? Можно ли устранить или корректировать их действие? Кому и как следует учитывать действие подобных факторов? Что такое паспорт фактора?

6. Поразмышляйте, насколько автономна воля законодателя в принятии решения? Или она всегда детерминирована влиянием общества? Какие виды давления Вы предполагаете, испытывает законодатель в процессе правотворчества?

7. Изобразите графически правотворческий процесс и влияние социальных факто-ров на него (т.е. какое давление и на какой стадии правотворческого процесса испытывает на себе законодатель). Объясните схему.

8. Приведите примеры совпадения и расхождения законодательного решения с общественным мнением. Кто был прав в случаях расхождения: законодатель или общество? Учитывало ли принятое решение общественное мнение?

10. На примере какой-нибудь нормы права смоделируйте социальные последствия ее действия, изменения и отмены. Например, законодатель уравнял законных и внебрачных детей. К чему это приведет?

11. Раскройте структуру законодательной социологии. Дайте ее определение.

12. Что такое нормообразующий интерес (правообразующий интерес)?

13. Деловая игра. Разделите группу на четыре части. Одна часть представляет законо-дателя и его интересы, все другие выражают интерес определенной социальной группы (например, одни предлагают разрешить гражданам уйти на пенсию и получать пособие до тридцатилетнего возраста, другие – после 70 лет, а третьи – вообще ее отменить). В результате правотворческой деятельности надо найти правообразующий интерес и отразить его в принятом законопроекте.

15. Как Вы считаете, насколько объективно референдум отражает волю общества? Когда его целесообразно проводить?

16. Проведите экспертный опрос о процессе правотворчества. Например, опросите эксперта-депутата одной из парламентских комиссий.

I7. Придумайте или найдите в нормативно-правовом материале несколько вариантов последовательного изменения нормы права. Проведите контент-анализ докумен-тов, в которых эти варианты нормы нашли свое выражение. Определите, какие факторы повлияли на ее изменение. Составьте паспорт какого-либо из факторов.

19. Нарисуйте схему, изображающую взаимосвязь между правосознанием населения, законотворческой деятельностью, правоприменительной практикой и состоянием законопорядка в стране? Какие социальные и психологические явления и процессы здесь должны быть изображены?

Изучение влияние общественного мнения на процесс правотворчества на современном этапе развития и становления правового российского государства имеет важное значение. Это связано с тем, что в общественном регулировании системы политических, экономических и других отношений, а так же в закреплении государственного, общественного строя и массовых социальных явлений главенствующее место отводится именно праву и социальным правовым нормам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРАВОСОЗНАНИЕ 5
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПРАВА 7
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Социология права - реферат.docx

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРАВОСОЗНАНИЕ 5

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПРАВА 7

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

ВВЕДЕНИЕ

Изучение влияние общественного мнения на процесс правотворчества на современном этапе развития и становления правового российского государства имеет важное значение. Это связано с тем, что в общественном регулировании системы политических, экономических и других отношений, а так же в закреплении государственного, общественного строя и массовых социальных явлений главенствующее место отводится именно праву и социальным правовым нормам.

Однако деятельность государства может вступать в конфликт с общественными интересами или не иметь общественной поддержки по реализации и охране социальных норм права. Зачастую такая ситуация возникает в случаях неправильного толкования правовых предписаний.

Существует и другая проблема, которая заключается зачастую в необъективности общественного мнения по социально - правовым вопросам также может вызывать сомнения. Такая ситуация возникает в результате низкого уровня правосознания, при этом общественное мнение не поддерживает социальные нормы права, что приводит к торможению становления правового демократического общества, вследствие чего происходит увеличение уровня преступности.

Таким образом, наблюдается парадокс. По мере увеличения количества социально-правовых норм, увеличивается и степень общественного несогласия с различными законами и подзаконными актами.

В развитии современного общества становится, очевидно, что путем государственного принуждения невозможна реализация социальных норм права. Таким образом, для реализации права необходимо, во-первых, учитывать общественное мнение, а во-вторых, усилить общественный контроль над правоприменительной деятельностью самих органов государственной власти.

Спектр социально-правовых функций общественного мнения велик. Общественное мнение способно повлиять не только на степень общественного согласия-несогласия с применяемыми социальными нормами, но и на само содержание, толкование и практическую реализацию законодательных актов государства. Однако ее объективность не однозначна, т.к. по своей природе общественное мнение является социальным и психологическим явлением, оно подвержено манипуляциям и аффективному отражению действительности. Общественное мнение стихийно, неустойчиво, некритично, зачастую неадекватно.

Изучение влияния общественного мнения на процесс правотворчества имеет не только прогностическое, но и социально-регулятивное значение. Оно предоставляет возможность предвидеть степень распространенности законопослушного или отклоняющегося поведения в обществе, прогнозировать вектор социально-правового развития страны.

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРАВОСОЗНАНИЕ

В отечественной литературе можно встретить следующие определения общественного мнения.

А.К. Уледов рассматривал общественное мнение как одно из состояний общественного сознания, проявление общественного сознания в деятельности масс [11].

Б.А. Грушин под общественным мнением понимал состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности [4].

М.П. Скалецкий понимал общественное мнение как состояние сознания той или иной общности, в котором на основании их коренных интересов выражается их оценочное отношение к явлениям, событиям и процессам социальной действительности [8].

По мнению В. А. Коробейникова, общественное мнение выступает как проявление общественного сознания (в виде суждений или актов поведения), в котором отражается оценка социальными группами, народом в целом актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес [5].

М.К. Горшков под общественным мнением понимал проявление состояния массового сознания, отражающего данную общественную ситуацию [3].

Таким образом, общественное мнение, как особое общественное явление и как социальный институт, заключается в ситуативном состоянии массового сознания, которое проявляется в общественных и публичных суждениях и массовом поведении, выражает отношение общества к значимым фактам социальной жизни и оказывает непосредственное влияние на функционирование общественно - политических отношений.

Роль и значение общественного мнения в условиях развитой демократии ограничены авторитарной представительной властью, при этом воздействие на государственную деятельность происходит опосредованно через политические партии, парламентские фракции, многочисленные опросы и т.д.

На формирование общественного мнения как института гражданского общества в современной России большую роль оказывает правовое регулирование, которое осуществляется посредством соответствующих норм Конституции Российской Федераций и федеральных законов.

Остановимся более подробно на анализе отношений между общественным мнением и правосознанием общества. Следует отметить, что эти понятия отражают в себе особенности и характеристики общества как субъекта. Однако правосознание в отличие от общественного мнения в большей степени отражает реальность в форме знания. В правосознании более ярко выражены когнитивные, рациональные, познавательные элементы и то, что принято называть правовой идеологией. Таким образом, правовое сознание выступает как результат сознательной деятельности общества.

Общественное мнение, в отличие от правосознания, по своей сути представляет собой стихийную реакцию людей на события и факты, которые затрагивают их общие интересы, ему присущи аффективные, эмоционально-чувственные компоненты, оно ближе к правовой психологии, чем к правовой идеологии.

Таким образом, можно сказать, что правосознание является формой общественного сознания, при этом общественное мнение выступает как феномен общественной психологии.

Таким образом, общественное мнение отражает психологическое состояние субъекта, которое находиться под влиянием как социально - правовых установок населения, так и ситуативных чувств и настроений (паника, страх, агрессивность, тревожность и т.д.). Общественное мнение непосредственно выражает ситуативные потребности и интересы субъекта, его состояние в данный конкретный момент его жизни. Что может быть опасным для самого субъекта, т.к. ситуативная импульсивная реакция на какое-либо событие не всегда адекватно отвечает базовым потребностям и интересам самого субъекта. Она может быть сформирована в результате манипуляции или массового конформизма общественности, либо в результате плохой информированности и массового заблуждения.

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПРАВА

Правотворчество отражает не только деятельность государственных органов в создании и совершенствовании целостной системы правовых норм, но и стремиться удовлетворить потребности, ожидания всех субъектов общества.

Народ и его общественное мнение становится одним из субъектов права в достижение общественного согласия, т.к. в коллективных суждениях людей отражаются их интересы, потребности. Однако реализация норм права может быть затруднительной в случаях явного или скрытого противодействия населения. В практике существует ряд примеров, когда принятые законы были в последующем отменены по причине их явного несоответствия общественным потребностям, интересам. Например, антиалкогольная кампания М.С. Горбачева в России, т.к. населением она отторгалась, а государству из-за вырубки виноградников и усиления позиций теневого рынка был нанесен экономический урон.

Для раскрытия сущности влияния общественного мнения на формирования социальных норм права, следует проанализировать взаимосвязь конфликтов интересов между явлениями правосознанием и общественным мнением.

Социально-правовой конфликт выражается в том, что общественное мнение не принимает те или иные законы и способы реализации правовых норм, которые в них изложены, полагая, что эти нормы противоречат их потребностям и интересам. Проявляется это в массовом нарушении их или протесте против их применения. Урегулирование сложившегося конфликта происходит путем согласия методами убеждения, воспитания, пропаганды, принуждения со стороны государства. В случае если данные способы регулирования конфликта на практике не помогают, государство меняет правовую норму или способы ее осуществления, которые отражены в соответствующем законе или указе.

В любом демократичном обществе принято считаться с общественным мнением по средствам проведения опроса населения. Таким образом, закон имеет наибольшие шансы стать эффективным, если будет соответствовать общественному мнению.

В качестве государственного института законодательный орган базируется на воле своего народа, а не на изменчивом общественном мнении, т.к. свои полномочия законодатель получает от граждан как политических субъектов, а не от членов гражданского общества как частных лиц. В данном случае общественное выступает как частное лицо, а не как граждане - избиратели. Позиция гражданина - избирателя на выборах законодательного органа ориентирована на общегосударственные интересы и вызвана необходимостью решения общегосударственных задач. Сама процедура выборов подразумевает, что выбрать нужно тех, кто лучше других сможет выразить общие интересы. Такая двойственность позиции человека как гражданина государства и как члена гражданского общества довольно часто не учитывается при анализе взаимодействия законодателя и общественного мнения.

Общественное мнение изменяется в силу объективных потребностей общественной жизни. Эти потребности могут и неосознаваться носителями общественного мнения, т.к. на практике реальные интересы людей зачастую расходятся с их позицией, отраженной в ходе опросов общественного мнения. Общественное мнение для органов власти должно стать индикатором социальных потребностей и интересов. Характер такой информации определяется содержанием работы на разных стадиях процесса создания закона. На начальных этапах, когда необходимо выявить потребности в правовом регулировании, законодатель должен получить информацию о наличии социальной проблемы, требующей правового решения. В стадии работы над данной концепцией исследования общественного мнения должны дать информацию о соотношении различных социальных интересов и о возможности их согласования на правовой основе. В итоге законодателю нужен выражающий общую волю правообразующий интерес, который является результатом разнонаправленных социальных интересов. После подготовки проекта закона, необходимо узнать общественное мнение по поводу некоторых принципиальных его положений, а после введения закона в действие законодатель должен получать информацию, о его соответствии общественным ожиданиям, степени его эффективности или неэффективности, и т.д. Такую схему социологического обеспечения законотворческой деятельности целесообразно использовать при разработке законов особой социальной значимостью. В других случаях информация об общественном мнении может быть не столь комплексной.

Право – основной регулятор общественных отношений и основа функционирования государства. Правотворчество – важнейшая функция государства.

На протяжении всей истории развития общества и государства право – единственный действенный механизм. В процессе своей деятельности граждане, организации, государство вступают в различные отношения, которые должны быть урегулированы. Без права у нас анархия и произвол.

Право содержится в источниках. Источники права – акты – тоже предмет изучения ПП. Нужно разъяснить, кто имеет право создавать нормы, каков процесс, как оценить качество принимаемых актов и др.

Построение правового государства невозможно без установления порядка реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепления гарантий их защиты и ответственности за их нарушение. Основная роль в этом принадлежит закону.

Происходит формирование национальной правовой системы суверенного государства, осуществление политических, экономических и социальных реформ.

Постоянное совершенствование законодательства, повышение качества принимаемых НПА.

Более 50 тысяч актов республиканского значения, более 30 тысяч актом ОМУиСУ, Необходимы повышенные требования к технике: полнота правового регулирования, системность, комплексность, отсутствие противоречий между актами одного уровня.

Понятие правотворчества.

В узком смысле – процесс создания правовых норм (процедурно-процессуальная деятельность различных ГО).

В широком смысле – весь процесс создания правовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовом регулировании и заканчивая ее принятием и введением в действие.

Первый этап правотворчества предшествует началу официальной работы над проектом, второй включает в себя процедурно-процессуальную деятельность. Оба определения научные, теоретические. Легального определения нет.

Правотворчество – это форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

Правообразование и правотворчество соотносятся так же, как правотворчество в широком и узком смысле соответственно.

Правообразование: анализ ситуации + правотворчество (решение о принятии нормы).

Правотворчество. Результатом является правовой акт. Субъекты: народ, ГО, негосударственные организации, международные организации.

Нормотворчество. Результат – НПА. Субъекты: ГО (ДЛ).

Частный вид нормотворчества – законотворчество. Субъект только один: Парламент.

Основными факторами, которые обуславливают необходимость принятия права, являются экономические, политические, социальные, национальные, внешнеполитические, идеологические, организационно-волевые факторы.

· отмена устаревших правовых норм;

· восполнение пробелов, устранение коллизий.

Принципы правотворческого процесса.

Принципы – основополагающие идеи, руководящие начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

Принципы. Часть из них относится к общим принципам права.

· конституционность. Все действия субъектов правотворчества должны основываться на К. Принимаемые акты должны соответствовать К (ст. 137 К).

· демократизм. В правотворчестве принимают участие не только авторы проектов и ГО, их принимающие, но большая роль отводится народу РБ. Высшее проявление демократизма – возможность граждан принимать решения на республиканских референдумах. Проявление активности народа – наличие права законодательной инициативы. Развитие получает практика всенародного обсуждения проектов НПА.

· законность. В отношении содержания и процедуры принятия НПА. НА должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего субъекта и соответствовать не только К, но и актам более высокой юридической силы. Четкое соблюдение процедуры принятия и формы принимаемого акта.

· профессионализм. Участие в разработке проектов квалифицированных специалистов соответствующей отрасли общественной жизни, которые имеют опыт, подготовку.

· планирование. Большое значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных направлениях. Принятие не может быть хаотичным, эта деятельность регламентирована определенным поэтапным порядком. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, поспешности, устранить дублирование. Можно провести весь комплекс подготовительных мероприятий.

· техническое совершенство. Широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных практикой способов и приемов подготовки текстов – соблюдение правил законодательной техники. Любой письменный документ – это лицо юриста.

· научность. Научная обоснованность. Правотворчество должно быть научно обоснованным, соответствовать достижениям науки и техники. К подготовке проектов должны привлекаться и научные учреждения. При подготовке проекта акта важно использовать зарубежный опыт, исторический опыт, результаты социологических исследований и др. Все экспертизы, которые проходит проект: экономическая, криминологическая и др.

· гуманизм. Предполагает направленность ПА на обеспечение и защиту прав и свобод личности. Человек и его интересы должны быть в центре правотворческой деятельности.

· справедливость. Такое правовое регулирование, которое основывается на интересах большинства населения, но в максимальной степени учитывает интересы социальных групп и слоев общества. Должна быть обеспечена равная защита прав каждого интереса.

· стабильность. Ст. 38 Закона.

· приоритет общепризнанных принципов МП;

· принцип всеобщего уважения прав человека;

· принцип суверенного равенства государств;

· принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Субъекты правотворчества.

ГО и ДЛ; народ; негосударственные организации; международные организации.

Правотворчества ГО и ДЛ – основной вид правотворчества. Им занимаются практически все ГО и ДЛ. Уровень и объем полномочий органа определяет юридическую силу акта и его место в иерархии.

В науке выведено свое понятие ДЛ: это гражданин, занимающий определенные должности в ОГВиУ либо в иной государственной и негосударственной организации, наделенные правом принимать ПА и обеспечивать их реализацию на практике.

Правотворчество населения – референдум – способ принятия гражданами РБ решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Достоинство референдума, если он проводится с целью принятия НА проявляется в том, что здесь воля народа выражается непосредственно.

Плебисцит – обычно опрос населения о политической судьбе территории.

На референдум нельзя выносить громоздкий акт. Довольно дорогостоящая процедура. Манипуляция общественным мнением. Жесткая зависимость от явки избирателей.

Правотворчество негосударственных организаций. Они могут принимать локальные акты: нормативные или ненормативные акты. Эти акты имеют обязательную силу не только в рамках данной организации, но и для других органов, если они рассматривают споры в отношении данных организаций.

Международные организации: заключение международных соглашений с другими субъектами международного права; принятие решений по основным вопросам, определяющим поведение стран-участниц по основным вопросам деятельности; принятие решений по внутриорганизационным вопросам (или создание внутреннего права).

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. Учредительные документы. Сила решения может быть разной.

Формы правотворчества.

· непосредственное правотворчество народа;

· непосредственное правотворчество ГО (ДЛ);

· санкционирование обычаев корпоративных норм;

· заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Так, можно выделить прямое и косвенное правотворчество. При косвенном правотворчестве государство, прямо не создавая правовые нормы, придает им обязательную силу других субъектов ППР.

Вопрос правотворческой компетенции – определение круга вопросов, по которым субъект вправе принимать ГПА. Субъект строго ограничен формой акта как источника права.

Санкционирование – признание государством обычая, который сложился исторически, а также признание норм права, принимаемых юридическими лицами и придание этим нормам обязательной силы.

Правовой обычай – это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства

Способы санкционирования правовых обычаев:

· фиксирование в правовых источниках;

· отсылка к нему в законе;

Санкционирование корпоративных норм:

· предварительное предоставление полномочий (правила внутреннего трудового распорядка);

· последующее разрешение (учредительные документы, коллективный договор).

В научной статье рассматриваются вопросы, связанные с социологическим обеспечением правотворческой деятельности, их сущность и социологические исследования, проводимые в этом процессе с учетом общественного мнения в процессе правотворчества и правовых аспектов социологического обеспечения правотворческого процесса. В статье также приводится подробный анализ социологического обеспечения законотворчества, роли общественного мнения в законотворчестве с учетом результатов изучения общественного мнения в законотворчестве и влияния социологических исследований на этот процесс.

Развитие гражданского общества требует повышения степени участия граждан в управлении государством. Одной из форм такого участия и влияния населения на управленческие решения является общественный контроль, осуществляемый в различных формах и, в частности, в форме общественной экспертизы проектов актов.

Отдаление государства от институтов гражданского общества влечет самые негативные последствия, что может выражаться в ослаблении самого государства, повлечь вмешательство внешних сил во внутренние дела страны. Использование общественной экспертизы в правотворческой деятельности способствует повышению эффективности этой деятельности, открытости и прозрачности системы государственного и муниципального управления, созданию оптимальных условий для реализации гражданами их прав и законных интересов, снижению уровня правового нигилизма и, наоборот, повышению уровня правовой культуры населения, установлению доверия граждан к государству и его органам, предупреждению социальных, в том числе юридических, конфликтов.

В условиях постепенного формирования в стране открытого правительства, расширения диалога между обществом и властью, новаций законодательства в области общественного контроля исследования института общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов приобретают особую актуальность и свое- временность.

Институт общественной экспертизы проектов актов является относительно новым для российского законодательства. К законодательным источникам ее регулирования на федеральном уровне относятся Закон об основах общественного контроля и Закон об Общественной палате.

В субъектах Российской Федерации федеральные правовые нормы об общественном контроле и, в частности, об общественной экспертизе проектов региональных нормативных правовых актов конкретизированы в принятых относительно недавно законах об общественном контроле, об общественной палате соответствующего субъекта Российской Федерации, об общественной экспертизе проектов законов.

Общественная экспертиза согласно Закону об основах общественного контроля представляет собой анализ и оценку проектов нормативных правовых актов, проверку их положений на соответствие требований законодательства, а также на предмет соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений. К проведению такой экспертизы субъектом общественного контроля привлекаются специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом.

Общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов, как сказано в Законе об основах общественного контроля, является обязательной в случаях, установленных федеральными законами, однако случаев обязательности ее проведения, закрепленных в федеральных законах, нами при проведении исследования не было выявлено. Например, одним из видов экологической экспертизы в России является общественная экологическая экспертиза, однако обязательность проведения такой экспертизы в соответствующем законодательстве не закреплена. К тому же, изучение правил ее организации и проведения приводит специалистов к выводу о том, что она не относится к общественной экспертизе, осуществляемой в порядке Закона об основах общественного контроля.

В доктрине указываются также такие недостатки действующего правового регулирования общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, как нерешенность вопроса о численности и представительности экспертов, выражающих мнение различных слоев населения.

Отсутствуют и единый порядок и методики проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов всеми ее субъектами, поскольку Законом об основах общественного контроля определение порядка проведения общественной экспертизы является прерогативой ее организатора (ч. 5 ст. 22).

Роль общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов и прежде всего проектов федеральных и региональных законов велика, но, к сожалению, потенциал ее в полной мере в настоящее время не раскрыт. Правовые ос- новы и методика проведения общественной экспертизы нуждаются в совершенствовании. Существующая нормативно-правовая база не является исчерпывающей. Не решен вопрос об участии граждан и общественных объединений в проведении общественной экспертизы. На уровне закона не определены предметные сферы регулирования, по которым общественная экспертиза должна быть обязательной (например, проекты актов, затрагивающих основные права и свободы человека и гражданина).

Законом об основах общественного контроля установлено, что заключение по результатам общественной экспертизы проекта акта подлежит обнародованию, в том числе посредством размещения в сети Интернет. Вместе с тем в свете реализации проектов по цифровизации правотворчества представляется целесообразным создание специализированного интернет-сайта, аккумулирующего деятельность по проведению общественной экспертизы, на котором должны размещаться заключения субъектов общественной экспертизы и мотивированные ответы правотворческих органов на высказанные в ходе общественной экспертизы замечания и предложения.

Читайте также: