Традиции семьи 4 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План урока самопознания

Школа: Подгорненская СШ

Тема: Традиции семьи

Ценность: любовь Качества: любовь в семье, не быть эгоистом, уметь делиться, помощь другим

Педагог: Карпенко О.В.

Цель : углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких людей

Развивать навыки ответственного поведения в семье;

Воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

Ресурс ы

Орг.момент. Позитивный настрой.

I .МИНУТКА ТИШИНЫ.(2 мин)

Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колено или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста закройте глаза..

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихоньку можно открывать глаза. Спасибо.

Проверка домашнего задания .(10 мин)

-Дома вы написали в тетрадях, чем любят заниматься члены вашей семьи? (Ребята зачитывают задание 1 в тетради на с.27).

Посмотрите, как много интересного есть в семье каждого из нас!

- Как проходит у вас семейный вечер после трудового дня?

- О чем говорят родные люди? Чем они занимаются? Как они относятся друг к другу?

Позитивное высказывание (цитата)(7 мин)

-Как вы понимаете это утверждение?

-Что такое традиция? (Традиция – установившийся порядок перешедший от одного поколения к другому).

Сегодня на уроке мы поговорим не просто о семье, а о семейных традициях.

Стихотворения И.Некрасовой

Традиции семьи… В них мудрость наших предков.

Традиции семьи… В них времени печать.

Традиции семьи – прекрасное наследие.

Его мы будем детям завещать.

Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Передаваясь из поколения в поколение, традиции помогают укреплять семью. Благодаря добрым традициям, человек постигает общечеловеческие ценности, учится проявлять любовь, добро, заботу, терпение, оказывать помощь и поддержку родным и близким

Рассказывание истории (беседа). (10мин)

-Какие семейные традиции есть в вашей семье?

-Важно ли сохранять семейные традиции? Почему? Какие семейные традиции вам нравятся?

Традиции моей семьи

Сочинение ученика

В нашей семье, а она у нас большая: папа, мама, я, мой младший брат и, конечно же, многочисленные родственники, есть свои традиции. Самые важные - гостеприимство и уважение к людям. Гостей мы всегда встречаем с радостью и угощениями. А уважать людей наши родители нас приучили с детства. Может быть, это не всегда получается, но мы стараемся. Уважению учила прабабушка бабушку, бабушка - маму, мама - меня, а мне предстоит научить этому своих детей.

Традицией считается в нашей семье любовь к морю. Может быть, поэтому все мои деды и прадеды решили связать свою профессию с морем: дед Валера стал рыбаком, а дед Егор - морским пограничником. И даже мой отец проходил военную службу не в армии, а на флоте. Он был моряком. Я тоже очень люблю море, но связывать с ним свою профессию мне не хотелось бы, хотя летом я часто хожу купаться, ловить рыбу и заниматься дайвингом. Море прекрасно! Уже стало традицией всей семьей отмечать морские праздники. Мы долго готовимся к ним, устраиваем на пляже конкурсы, играем в подвижные игры, сидим у костра ночь напролет, жарим рыбу, а утром готовим уху и поем под гитару. Это незабываемо!

Кстати, о праздниках. Отмечать их в кругу семьи - тоже наша традиция. Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским Днем, Днем защитника Отечества, Днем знаний и, конечно же, с Днем рождения. Но особым днем для нас считается День Победы. Этот день памятен для нас тем, что мой прадед Александр воевал на Белорусском фронте и много нам рассказывал о своих боевых подвигах. Вот почему я люблю читать книги о Великой Отечественной войне, а мама увлекается поэзией военных лет. Мы навсегда сохраним память о прадеде, а я постараюсь передать интерес к военной тематике своим детям. В День Победы мы семьей идем на парад, возлагаем цветы к Вечному огню, а вечером восхищаемся разноцветными переливами неба во время салюта.

К Восьмому марта мы с братом всегда дарим маме, бабушке и тете цветы. Мы знаем, что моя мама любит лилии, тетя Эля — красные розы, а бабушка Валентина - хризантемы.

Кому-то это может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам - тоже наша традиция! Каждый занят работой - мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор, по мы делаем это дружно, с заботой и поддержкой.

Не менее важной традицией в нашей семье считается помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей маме нужно было срочно делать операцию в другом городе. И буквально за несколько дней родственники и друзья собрали нужную сумму и без колебаний отдали ее нам. Я очень признателен всем близким людям: благодаря их помощи моя мама снова с нами, она здорова и счастлива. Разве это не доказывает, что взаимопомощь важна в каждой семье?!

Я горжусь своей семьей, где бережно чтут традиции, стараюсь быть похожим на своего отца, быть таким же смелым и достойно носить звание настоящего мужчины. Именно у него я учусь доводить до конца каждое дело, учусь определять свою цель в жизни и стремиться к ее достижению! Один великий восточный философ наметил, что лишь упорством и трудолюбием можно добиться успеха и жизни, и наша семья с ним полностью согласна!

Пусть у нас нет семейного герба и гимна, зато у нас есть свои собственные традиции. И мне они дороже всех титулов и родовых поместий!

Как можно охарактеризовать семью автора сочинения?

Какими ценностями наделены члены семьи?

Какая из описанных традиций кажется вам наиболее важной для сплочения семьи?

(Ответы учащихся)

Главными традициями любой семьи являются дружба и взаимопонимание, любить всех, не быть эгоистом, помогать каждому члену семьи

5.Творческая деятельность, групповая работа.(15мин) – подарок от учителя

« Давным- давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно. Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной надо относиться друг к другу придерживаясь этих качеств.

- Как вы думаете, каких качеств надо придерживаться?

( ответы детей: Понимание, Любовь, Уважение, Доброта, Помощь, Забота, Дружба)

Так вот ребята, если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит все будут счастливы.

- Ребята, а вот видите у меня на доске нарисован дом, но нет у него фундамента. Пусть эти качества будут кирпичиками фундамента нашего дома.

У вас на столах лежат кирпичики, а вы на них напишите ценность, которая присуща вашей семье. (Каждый индивидуально выполняет задание и прикрепляет кирпичик, озвучивая запись) Какие кирпичики мы положим? ( Понимание, любовь, уважение, забота, дружба, помощь, доброта).

Картина дома, бумажные кирпичики, спокойная музыка

Домашнее задание.(1мин)

— Выполните задание 4 в тетради. Опишите традиции своей семьи и попробуйте отобразить их в рисунке.

Тетрадь стр. 50-51

Групповое пение.(2мин)

Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным-давно известно,

Что мне одной играть довольно скучно

И совсем-совсем неинтересно.

А вот когда со мной мои родные

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье.

И всегда так было, есть и будет…

Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я весёлой, буду очень рада,

Если будут рядом сестрёнка с братом.

А ещё я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья,

И надо мне признаться папе с мамой,

Что иногда бываю я, конечно,

Немного непослушной и упрямой,

Но люблю, люблю Вас бесконечно!

Заключительная минута тишины.(1 мин)

А теперь я попрошу вас закрыть глаза. И еще раз подумать над тем, о чем мы с вами сегодня говорили. Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные ценности, которые воспитываются на традициях семьи.

Семья –это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи..

Вы очень любите свои семьи. И когда сегодня придете домой, обнимите своих родных и скажите, что вы их любите.

Ваши родители очень хотят, чтобы вы выросли добрыми, хорошими и успешными людьми.

Я благодарна сегодня вам за урок. Мы прекрасно потрудились. Очень буду ждать следующей встречи с вами

Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких людей.

Прозвенел для нас звонок!

Радости мы круг создали.

Всем подарим от души!

- Разгадайте ребус : 7Я

- Сегодня мы поговорим о семье .

Тема нашего урока – семейные традиции.

- Пожелайте своей семье что – нибудь доброе и приятное.

- МОЛОДЦЫ! Всем спасибо и мы продолжаем урок.

4.МОЗГОВОЙ штурм: - Ребята, а что такое СЕМЬЯ? Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? (ответы детей)

- Семья – это маленькое солнце, которое согревает нас своим теплом.

- СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения.

Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.

Теперь у родителей главная забота: вырастить детей хорошими людьми. И для этого они не жалеют ни сил , ни времени.

В каждой семье существуют свои традиции. Что это такое? Давайте разберёмся вместе.

Традиции – это обычаи, перешедшие от старших поколений к младшим.

Всем хорошо известны такие народные традиции, как САБАНТУЙ . 2.

Сабантуй - традиционный праздник мусульман, с национальными играми и угощением.

Масленица – праздник сохранившийся с древних времён. Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны.

Многие народные традиции стали теперь семейными. А что же такое семейные традиции?

Стр. 43 – чтение определения

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ - это принятые в семье правила , которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.

- А какие семейные традиции знаете вы? ( ответы учащихся)

- А сейчас мы окунёмся в атмосферу семейного вечера . Ребята подготовили сценки. Попробуйте дать оценку каждой семье.

-В какой семье вы хотели бы жить? Соблюдают ли они семейные традиции?

Нежный маленький бутон

Свёрнут туго – туго он.

В небе солнышко проснётся,

Наш цветочек встрепенётся

Ручки к солнышку протянет и шепнёт…

9. Работа по учебнику: стр 48 – 49

- Какая традиция кажется вам наиболее важной для сплочения семьи?

10. Работа в тетради: стр. 27 упр.№1

- Запишите увлечения членов вашей семьи.

11. ВИДЕОсюжеты и слайдовые презентации подготовленные родителями и детьми.

- У вас было большое домашнее задание: написать сочинение, сочинить стихотворение или взять интервью у членов своей семьи о том, какие семейные традиции соблюдаются вашей семьёй. Давайте послушаем.

- А вы не заметили, что почти все семьи соблюдают одни и те же традиции ?

(просмотр слайдов, составленных на основе детских по общим темам )

ВЫВОД: Главными традициями любой семьи являются дружба и взаимопонимание.

12. Знакомство с пословицами о семье.

Отан – отбасанан басталады.

Родина начинается с семьи.

Шанырак басы сыйластык

Шанырак – очаг дружбы и уважения

Ата – байтерек. Бала – жапырак

Отец – тополь . Дети – листочки.

(Дети предлагают вниманию пословицы подготовленные дома и объясняют их смысл)

13. ИТОГ: - Семья – наш общий дом, а значит и традиции общие. Чем больше традиций. Тем интереснее жизнь в семье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда новый ученик вошел в класс, мальчики окружили его . Одет новый ученик был скромно , и кто-то насмешливо спросил:

- Твой отец бедняк? Новый ученик ничего не ответил . Мальчики начали хвастаться . – У моего отца три дома . - Мой отец разводит породистых лошадей . Один такой конь стоит целое состояние . - Мой отец владеет серебряным рудником . Новый ученик по – прежнему молчал . Тут в класс вошёл учитель и сказал : -не хвастайтесь дети , это не красиво . – Учитель мы не хвастались , а просто рассказывали о ценностях , которые есть в наших семьях. Только новичок молчал. Может у него в семье нет ничего ценного? …

- У меня есть мама , и я её очень люблю . И ещё у меня есть много друзей. Мне с ними очень интересно . Все засмеялись , а новичок вдруг громко добавил : - Когда мама улыбается , она словно солнце . И у меня на душе радостно. А когда я встречаюсь с друзьями , то ничего на свете не боюсь . Все притихли , а учитель произнес : - Любовь в сердце – самое главное богатство человек . Мальчики задумались .

- Какие ценности семьи приводили в пример дети? А о каких ценностях говорил новый мальчик?

- О чем задумались мальчики?

- Какое главное богатство души?

- А что для вас является главным богатством? Почему?

Творческая деятельность, групповая работа

Придумайте хорошую традицию для объединения:

1 группа: для класса

2 группа: для школы

3 группа: для города

Групповое пение

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Чтоб исполнились в жизни

Так давайте устроим

Пусть все люди Земли

С нами встанут в него,

Пусть повсюду звучит

Только радостный смех,

Пусть без слов станет песня

Понятной для всех.

Мы хотим кувыркаться

В зелёной траве

И смотреть, как плывут

Облака в синеве.

И в прохладную речку

Нырять в летний зной,

И в ладошки ловить

Тёплый дождик грибной.

Так давайте устроим

Пусть все люди Земли

С нами встанут в него,

Пусть повсюду звучит

Только радостный смех,

Пусть без слов станет песня

Понятной для всех.

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло,

Чтобы яркое солнце

Так давайте устроим

Пусть все люди Земли

С нами встанут в него,

Пусть повсюду звучит

Только радостный смех,

Пусть без слов станет песня

Понятной для всех.

Домашнее задание

Заключительная минута урока.

Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, своим близким, которые любят вас. Скажите всем мысленно “доброе” спасибо. Пожелайте удачи себе. Почувствуйте тепло руки и сердца. Молодцы. Откройте глаза.


конспект урока по самопознанию для 4 класса учит детей соблюдать традиции семьи, которые необходимы для счастливой семейной жизни.

Содержимое разработки

План урока самопознания

Школа ___________________________ Дата________ №12

Класс 4 Количество учащихся ___ Тема: Традиции семьи

Ценность: любовь Качества: любовь в семье, заботливое отношение

Содействовать раскрытию общечеловеческой ценности любовь через осознание значимости соблюдения семейных традиций

- развивать стремление проявлять любовь в семье;

- способствовать воспитанию заботливого отношения в семье

Ресурсы: (материалы, источники)

3.Методическое пособие для учителя

Позитивный настрой.

Мысленная прогулка по лесу

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко.

С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы пойдём гулять в лес.

Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу.

Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идёте, не наступайте на насекомых.

Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат.

Идите дальше, замечая всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и негромкое жужжание насекомых. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем.

Глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. (Пауза)

А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых.

И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, вздохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место.

Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворения. Откройте глаза и улыбнитесь!

- Кто хотел бы поделиться впечатлениями?

Проверка домашнего задания.

1.Тетрадь стр. 28 задание №3. Напишите, что объединяет семью. Ученики зачитывают свои записи.

2. Опережающее чтение по учебнику.

-К чему готовились ребята?

-Что объединяетдружную семью?

- Какие взаимоотношения прослеживаются в семье, где уважают семейные традиции?

-С каким чувством относятся члены семьи друг другу?

3.Позитивное высказывание (цитата).

-Как вы понимаете смысл высказывания?

-Какие добрые традиции помогают проявлять любовь к членам семьи?

-Какие качества помогают вам заботится о своих близких?

4.Рассказывание истории.

Чтение отрывка из письма девочки в детский журнал.

«…В детстве была традиция встречать бабушку на трамвайной остановке всей семьёй. По воскресеньям она приезжала вместе с дедушкой и привозила пирожки с повидлом и капустой, и мне всегда доставляло удовольствие по внешнему виду гостинца определить его начинку.

Дедушка садился за мой письменный стол и привезённым остро заточенным ножичком точил мои карандаши. И, сейчас, когда я затачиваю карандаш, я вспоминаю его.

Летом я гостила у тёти в деревне, недалеко от нашего города, и когда приезжали родители, они обязательно привозили какие-нибудь настольные игры в подарок.

Когда было передарено все, что выпускалось промышленностью, папа начал изготавливать игры из бумаги, картона и фанеры, мама их раскрашивала.

- Кто главные герои рассказа?

-Почему так поступали взрослые?

-Как проявлялась любовь членов семьи друг к другу?

- Что такое забота?

- Что такое любовь?

- Как вы заботитесь о членах вашей семьи?

5.Творческая работа

Работа в тетради стр. 30 задание №4

Опишите традиции своей семьи:

-Любимые праздники семьи

Ребята делятся на группы по цвету жетонов и выполняют задание по составлению программы семейного праздника для всех его участников.

Представитель от каждой группы зачитывает свою программу.

6.Групповое пение.

(музыка Б.Савельева, слова М.Пляцковского)

Дождик по земле босиком прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно

7.Домашнее задание.

1.Работа в тетради: Стр. 29 задание № 3

-Рассмотрите рисунок. Раскрасьте его. Придумайте название. Пофантазируйте и напишите, о чём говорят родные люди.

8.Заключительная минута урока.

Закройте глаза, вспомните все то, о чем мы с вами говорили. Вспомните цветок любви, который расцвёл в вашем сердце. Сохраните эту любовь, постарайтесь эту энергию любви дарить каждый день всем своим близким и родным, друзьям и окружающему миру.

А когда сегодня придёте домой, обнимите своих родных и скажите, что вы их любите.

- Ребята, откройте глазки.

Спасибо за урок!


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Раскрыть ценность праведное поведение через углубление представления учащихся о семье, семейных традициях.

Задачи:

- Расширить представление о семейных традициях на примере заботы о близких;

-развивать навыки ответственного поведения в семье;

-воспитывать уважительное отношение к родным и близким, трудолюбие.

Ресурсы: (Учебник,интернет)

Ход урока:

Анализ хода урока

2.Проверка домашнего задания.

- Как можно охарактеризовать семью автора сочинения?

- Какая из описанных традиций кажется вам наиболее важной для сплочения семьи?

В хорошей семье важно всё: то, как ведется хозяйство и как воспитываются дети, как удовлетворяются интересы всех её членов и как разрешаются конфликты. Создание такой семьи - заслуга всех её членов, и прежде всего взрослых.Ведь дети следуют уже установленным нормам отношений и соблюдают сложившиеся семейные традиции и обычаи.

- Какие традиции и обычаи существуют в вашей семье?(Дети читают стихотворения

3.Позитивное высказывание (цитата).

Русская народная пословица.

-Как понимаете смысл пословицы?

4.Рассказывание истории .Подарок учителя.

-Как вы думаете почему так заканчивается притча?

- Какие качества по отношению к своей семье проявил герой притчи?

-Какой урок преподнесла волшебная копейка пареньку?

5.Творческая деятельность, групповая работа.

-Какие ценности лежат в основе семейных традиций?

(Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные ценности, которые воспитываются на традициях семьи.)

Издавна символом жизни считалось дерево, а символом здоровья и долголетия — яблоко. Каждое дерево дает плоды. Сегодня плодами нашего дерева будут семейные ценности, так как именно они составляют культуру семьи.

— У вас на столах лежат листы бумаги, необходимо вырезать яблочки и на них написать ценность, которая присуща вашей семье и свои добрые пожелания.

Композитор Минков М. Автор Энтин Ю.

7.Домашнее задание.

8.Заключительная минута урока

Закройте глаза, вспомните все то, что мы сегодня

говорили о любви. Вспомните цветок любви, который расцвел в вашем сердце. Сохраните эту любовь, постарайтесь эту энергию любви дарить каждый день всем своим близким и родным, друзьям и окружающему миру. А когда сегодня придете домой, обнимите своих родных и скажите, что вы их любите.

Читайте также: