Роль общения в профессиональной деятельности кратко

Обновлено: 03.07.2024

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Файлы: 1 файл

общ-ие.docx

Роль общения в профессиональной деятельности человека


Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов, формируется разнообразие человеческих индивидуальностей, происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.
В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

В данной работе рассматривается роль общения в профессиональной деятельности человека.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

  • Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.
  • Социологи исследует формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.
  • Психологи рассматривают общение как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.
  • Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения.
  • Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

Социальная природа общения. Социальность человеческого общения проявляется в его следующих качествах:

  • историческая связь актов общения друг с другом;
  • способность общения быть выразителем общественного сознания;
  • способность общения формировать и использовать культуру.

Во многих актах общения происходит обмен информацией, новой только для участников этих актов, но в ряде речевых актов происходит нарастание информации, принципиально новой для всего общества. Такие акты общения обладают общекультурной значимостью.

Социальный аспект речевого общения включает:

  • статутные и ролевые различия между людьми;
  • общественные стандарты и требования, предъявляемые к тем или иным формам речевого поведения;
  • социальные различия между говорящими в их отношении к собственным и чужим моделям речевого поведения;
  • социальные различия между говорящими в их отношении к выбору языковых средств;
  • социальную значимость речевых актов.

Психологическая природа общения. Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи. Общение как психологический феномен определяется:

  • общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи;
  • этнопсихическими особенностями нации;
  • социально-психологическими особенностями социальной группы;
  • индивидуальными психологическими особенностями личности.
  • что общение является формой психической деятельности;
  • общение является формой поведения человека;
  • общение представляет собой межличностное взаимодействие индивидов;
  • в общении проявляются психологические свойства личности, ее темперамент и другие психолого-типологические характеристики;
  • личность человека формируется в процессе общения.

Особенности общения в фармацевтическом коллективе. Слагаемые психологического климата в аптеке
В течение всей жизни фармацевтический работник обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его фармацевтическому искусству.
Фармацевтический работник должен вести себя по отношению к своим коллегам как хотел бы, чтобы они относились к нему.
Отношения в коллективе должны строиться на гуманной основе и взаимном уважении.
Все члены коллектива должны быть взаимовежливы, доброжелательны, порядочны, честны и справедливы в общении друг с другом.
Фармацевтический работник должен уважать труд и опыт каждого члена коллектива независимо от занимаемой должности, а также быть готовым бескорыстно передать свой опыт и знания.
Моральное право руководства фармацевтическими работниками даёт не административное положение, а более профессиональный уровень компетентности.

Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Критика коллег в присутствии пациента недопустима.
Фармацевтический работник должен передавать свой опыт и знания коллегам и младшим по профессии.
Фармацевтический работник должен осуждать некомпетентных коллег и различного рода непрофессионалов, приносящих вред здоровью населения.
Фармацевтический работник несёт личную ответственность за соблюдение безупречности и незапятнанности своей профессии.
На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы:
1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.
Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.
Психофизиологическая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ.
Психологическая предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию.
Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов — к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.
2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия.
3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.
4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.
5. Условия труда.
6. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.
Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.
Меры формирования благоприятного социально-психологический климат:
— комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников. В зависимости от целей работы в коллективе надо сочетать разные типы поведения людей. Очень во многих ситуациях группа с представителями одного типа поведения окажется мало работоспособной, например, если соберутся только лица, ждущие указаний и не умеющие проявить инициативу или только любители командовать
— необходимо оптимально ограничить количество лиц, подчиненных одному руководителю (5-7 человек);
— отсутствие лишних работников и вакансий. Как недостаток, так и избыток членов группы ведет к ее неустойчивости: появляется почва для возникновения напряженности и конфликтов в связи с желанием нескольких лиц занять вакантное место и получить продвижение по работе или в связи с возникающей неравномерностью трудовой загрузки отдельных работников при наличии лишних лиц:

— служебный этикет, который начинается с внешнего вида.

Использование пациентами фармацевтической службы.

Многие пациенты не ценят или не осознают потребности в профессиональной помощи при выборе ПБО, приходя в аптеку, как в магазин. Однако присутствие провизора/фармацевта принципиально отличает отдел продажи ПБО в аптеке от продажи медикаментов в аптечных киосках и супермаркетах. Именно провизор/фармацевт играет ключевую роль в консультировании пациентов по вопросам выбора ПБО и контролю - за лечением этими препаратами. Важно добиться осознания пациентами необходимости в консультации провизора/фармацевта не только при первичном выборе средства, но и при последующих покупках.

Выбор пациента обусловливают множество факторов. Большое значение имеют качество обслуживания, доступность препарата и цена. Тем не менее, пациенты считают предоставление информации по ПБО очень важной составляющей аптечного сервиса.

ольшинство пациентов считают провизора/фармацевта компетентным профессионалом в вопросах лечения различных заболеваний. Однако пациенты отмечают, что хотя провизоры и фармацевты могут ответить на вопросы, связанные с лекарствами, консультации они часто дают неохотно. Чаще это связано с дефицитом времени, реже - с отсутствием знаний по проблеме.

Основные принципы общения.

Эффективные взаимоотношения пациент - провизор возможны, если последний способен быть источником понятной информации. Провизор должен устранить барьеры в общении с пациентом, связанные с его образовательным, социально-экономическим и культурным уровнем, интересами и привычками. Кроме того, пациент должен быть уверен в строгой конфиденциальности всей обсуждаемой с провизором информации.

Невербальное общение.

Навыки невербального общения важны в процессе работы с пациентами. Язык тела - поза, выражение лица - имеет большое значение. Провизору следует обращать внимание на невербальное поведение пациента. Открытая поза - лицом к пациенту с не скрещенными руками - означает открытость, доступность и готовность общаться и слушать. Важно поддерживать приемлемую дистанцию с пациентом; провизор должен находиться достаточно близко для обеспечения конфиденциальности общения и в то же время не создавать неудобства для пациента, а также риска заразиться вирусным заболеванием для себя. Если пациент отступает или придвигается, нужно поддерживать установленную им дистанцию. Важно также поддерживать зрительный контакт и следить за выражением лица пациента во избежание отрицательных эмоций.

Невербальное общение со стороны пациента не менее важно. Если пациент принимает закрытую позу - скрещенные руки, поворот туловища от провизора - последний должен понять причину дискомфорта и постараться устранить ее. Провизор должен также оценить выражение лица пациента - нет ли проявлений тревоги, нервозности, депрессии, агрессии и таких физических симптомов, как боль.

Консультирование пациентов.

Эффективный опрос.

Пациент должен чувствовать, что вопросы провизора продиктованы истинным желанием оказать помощь. Для достижения сотрудничества провизор объясняет причину, по которой он задает личные вопросы.


Живя в постоянном окружении людей, очень трудно представить жизнь без общения. Оно настолько сильно укоренилось во всех сферах общественной деятельности, что без него человек просто-напросто не смог быть полноценно жить. Но что же собой представляет общение? Что понимается под этим понятием? Как общение и деятельность человека вообще взаимосвязаны? Какова его роль в профессиональной среде? Все эти вопросы являются очень важными для понимания психологии людей и того, как же они взаимодействуют друг с другом в социуме.

Понятие общения

Общение имеет неимоверно огромное значение для людей. Оно представляет собой особую форму взаимодействия двух и более человек, суть которой состоит в обмене информацией, опытом и эмоциями. Стороны общения в таком случае выступают как равноправные партнеры, которые, двигаясь вместе в одном направлении, достигают намеченных целей. Именно благодаря ему происходит процесс социализации человека в обществе, его саморазвитие, формирование новых идей, взглядов, мыслей, индивидуального и общественного опыта.

Общение людей в повседневной жизни

Связь общения и деятельности

Общение, как одна из главных потребностей человека, тесно связано с его деятельностью. Некоторые психологи, в особенности зарубежные, считают, что общение и деятельность – понятия противоположные. При рассмотрении этого вопроса нужно учитывать разные подходы к определению этой связи.

Представители отечественной психологии выдвигают теорию единства общения и деятельности человека. Такие выводы были сделаны из-за убеждения о том, что общение людей представляет собой живые и реальные взаимоотношения между отдельно взятыми индивидами. Они, в свою очередь, всегда зарождаются на предмет чего-то, по какой-то причине или из-за какой-то деятельности того или иного человека. Это значит, что их коммуникация опосредована наличием какого-то общего занятия, а значит, само общение есть часть всего деятельного процесса.

Есть и третья точка зрения, приверженцы которой говорят о том, что деятельность человека и общение людей – это не элементы одного целого, а, скорее, разновидности друг друга. Согласно этой теории общение представляет собой некий особый вид человеческой деятельности.

Несмотря на такие различия, все три мнения имеют общие моменты. Они подтверждают тесную и неразрывную связь между общением и деятельностью как таковыми и считают, что анализировать их стоит только в контексте друг друга.

Общение и коммуникация

Степень важности коммуникации трудно описать словами. Она нужна везде: в повседневной жизни, в общественной деятельности, на работе. От степени ее эффективности порой зависит успех всего начинания. Если коммуникация хорошо выстроена, вероятность появления конфликтных и некомфортных ситуаций между людьми сводится к минимуму.

Общение и коммуникация

Однако коммуникация и общение – это не одно и то же. Часто эти понятия используют как синонимы, хотя, если углубиться в саму их суть, станет ясно, что между ними существуют различия. Коммуникация представляет собой любые взаимодействия двух составляющих, главной функцией которых является обмен информацией. Если рассматривать общение в качестве потока информации, то можно сказать, что общение – способ коммуникации. Однако в широком смысле слова это сложный многофункциональный процесс, в результате которого происходит не только обмен информационными данными, но и влияние одного человека на другого.

Формы коммуникации

Задача коммуникации и общения в его узком понимании - наладить взаимодействие и дальнейшую совместную деятельность. Люди реализуют свои коммуникативные потребности как в письменной, так и в устной формах. К традиционным формам устной коммуникации можно отнести разговор, публичное выступление, презентацию, переговоры, совещание, деловую беседу.

Письменные формы коммуникации включают переписку, сочинения, письма, в том числе и электронные, доклады, документации, эссе и множество других разновидностей. Каждая из вышеперечисленных форм коммуникации имеет свои собственные характеристики и особенности, которые позволяют определить, в каких случаях лучше использовать ту или иную коммуникационную форму.

письменная форма коммуникации

Коммуникативные средства

Все, что человек делает, находясь в процессе общения, имеет некий коммуникационный смысл. Слова, интонация, скорость речи, поза, походка, осанка, жесты, мимика и много всего прочего сливаются воедино и воспринимаются людьми, как нечто неделимое. Однако психология разграничивает вербальные и невербальные средства коммуникации, потому что влияние их на восприятие людьми информации разнится.

К вербальным средствам коммуникации относят непосредственно человеческую речь, используемые слова, типы грамматических структур, стиль речи, литературные приемы. Как правило, вербальные средства более прямолинейны.

Вербальная коммуникация

Группа невербальных коммуникативных средств намного разнообразнее и интереснее. Она состоит их следующих компонентов:

  • Мимика.
  • Жесты.
  • Пантомимика.
  • Позы.
  • Осанка.
  • Положение тела в пространстве.
  • Визуальный контакт.
  • Экстралингвистические факторы (тембр голоса, темп речи, интонация, паузы).

Невербальные средства коммуникации

Баланс между вербальным и невербальным

Общение как способ коммуникации не является идеальным балансом между вербальной и невербальной составляющими. Слова, как правило, несут в себе лишь малую часть того, что действительно люди хотят донести. Большую ценность имеют невербальные знаки. Результаты многочисленных исследований показали, что более 50 % информации передается непосредственно позами, жестами, взглядом, движениями, 38 % приходится на тон голоса и только 7 % - непосредственно на слова.

Общение и профессиональная среда

Роль общения в профессиональной деятельности особенно велика. Благодаря ему люди могут обмениваться идеями, мнениями, воздействовать друг на друга. Оно позволяет совершенствоваться в выбранной сфере деятельности. Общение деловых людей, его правила и нормы есть не что иное, как итог, который был выработан практикой и опытом.

Успешное деловое общение способствует повышению эффективности работы той или иной организации, а также появлению новых идей и совершенствованию старых. Кроме того, именно благодаря общению происходит передача опыта от старшего поколения работников к младшему.

Деловое общение

Основу делового общения составляют: обсуждение важных вопросов, урегулирование спорных ситуаций и конфликтов, обсуждение планов, принятие решений. В этом типе особое место занимает нравственно-моральная сторона вопроса. Как руководители, так и подчиненные должны быть осведомлены о всех нормах и правилах делового общения. Ведь оно существенно отличается от обычного. Этически верно построенное общение в какой-либо профессиональной среде способствует росту темпов развития, сплочению коллектива, достижению поставленных целей и высоких результатов.

Принципы общения в бизнес-среде

Культура, уважение, деловой подход – вот основы общения в профессиональной среде. Кроме этого можно выделить еще ряд принципов, которых стоит придерживаться, общаясь в деловых кругах:

  • Межличностность – личность как таковая существенно влияет на общение и его результаты.
  • Многомерность – учет всех компонентов общения, как вербальных, так и невербальных, в совокупности.
  • Целенаправленность – учет возможного наличия не одной, а нескольких целей у участников бизнес-коммуникации.
  • Непрерывность – коммуникация продолжается, даже если словесно ничего не передается, на невербальном уровне. В данном пункте важно отметить, что даже молчание может быть частью коммуникации, а особенно в деловом мире.

Психология профессионального общения

В деловой сфере существует ряд неписаных правил и норм, которые диктуют то, как правильно себя нужно вести в той или иной ситуации и как верно коммуницировать с коллегами и начальством. Деловое общение станет успешным, если его представители будут честными, порядочными, справедливыми и ответственными.

Успешное деловое общение

Стоит иметь в виду, что зачастую деловое общение далеко от нейтрального. Очень часто можно встретить взаимодействие, напоминающее больше борьбу или конкуренцию. Происходит это потому, что всегда в профессиональное общение интегрируется психологический аспект и личные отношения.

Общение – это важно, это нужно и это неизбежно. Успешное коммуницирование требует определенных навыков, умений и знаний, тем более в профессиональной среде. Но если освоить основные правила и пользоваться ими, то можно достичь больших высот как в бизнес-мире, так и в повседневной жизни.

1. Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания.

2. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни.

3. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

4. Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

5. Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

6. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов, формируется разнообразие человеческих индивидуальностей, происходит социализация личности.

7. Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.

8. В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

9. В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

История проблемы общения

Проблема общения в психологии интенсивно разрабатывалась в 20–30хгг. ХХ в. В. М. Бехтерев в связи с разрабатываемой им социальной рефлексологией. Его вклад:

· Общение - механизм объединения людей в группы и условия социализации личности.

· Чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности.

· Выделял два специфических вида общения: подражание и внушение.

· Особенно роль в воздействии одного человека на другого отводил бессознательному внушению идей. Условия, при которых такое внушение оказывается эффективным: единство настроения, переживаний людей, однородность собрания, его направленность на общую цель, наличие единой идеи.

· Способы общения членов группы зависят от конкретных характеристик коллектива: его размера, содержания совместной деятельности, ситуации, в которой осуществляется взаимодействие.

· В лаборатории В. М. Бехтерева был проведен ряд экспериментов по изучению различных сторон проблемы общения.

В. Н. Мясищев в начале ХХ в. под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского участвовал в организации и проведении первых экспериментальных работ по изучению общения в условиях коллективной деятельности. Новый подъем наметился в 60-х гг. В это время В. Н. Мясищев несколько раз обращался к проблеме общения. Его вклад:

· Рассматривал формирование личности и ее отношений под влиянием опыта общения с ближайшим и значимым социальным окружением.

· Единство взаимодействия между людьми и взаимоотношений между ними, обусловленных накапливаемыми в ходе взаимодействия впечатлениями и переживаниями.

· Описывал особенности отражения других людей, отношения к ним и обращения с ними, раскрывал зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к другим людям, вступая в контакты с ними, и тем, какой опыт общения у него имеется.

· Большое внимание уделил процессу общения в психотерапии, в частности при лечении неврозов.

Проблеме общения значительное внимание уделял Б. Г. Ананьев.

· Рассматривал общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

· Общение определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности и участвует в формировании всей психической организации человека.

· Указал на многоуровневую, иерархическую и многомерную организацию общения как явления, настаивая на выделении в общении макро, мезо и микро уровней. Это общество, в котором общающиеся люди живут; различные типы коллективов, членами которых они выступают; то ближайшее окружение, с которым чаще всего вступают в контакт.

· Разработал направление: познание участниками общения друг друга.

· Рассматривает с количественной и качественной стороны вопрос об оптимуме общения, необходимого для нормального развития человека как личности, а также последствия дефицита в общении для этого развития.

· Работа о педагогической оценке как одного из коммуникативных способов воздействия на учащихся.

III. Закрепление темы урока по вопросам плана.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

V. Д/З: Выполнение заданий для самостоятельной работы – Составьте профессиограмму и психограмму своей специальности.

1. Роль общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел

В процессе деятельности человеку приходится общаться с другими людьми. При этом люди обмениваются информацией, осуществляют неизбежное воздействие один на другого, проводят обучение, передачу опыта.

Общение представляет собой необходимый, существенный аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения, и только через него, проявляется сущность человека, достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе, проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению.

При общении с населением сотрудники органов внутренних дел решают служебные задачи и вполне естественно, что от их умений общаться с людьми, устанавливать психологический контакт будет зависеть в конечном итоге и эффективность их деятельности. Коммуникативные качества являются наиболее важным элементом в структуре профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел.

Что же понимают под общением в психологии?

Общение есть процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными с друг другом в психологическом отношении 1 . Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание коллективной (совместной) деятельности за счет согласования "индивидуальных" деятельностей по тем или иным параметрам или, наоборот, за счет разделения функций, осуществлять целенаправленное воздействие на формирование и изменение отдельной личности в процессе коллективной или "индивидуальной", но социально опосредованной деятельности

Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел немыслима без коммуникативных связей. Общение выполняет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками и гражданами. На важность этого процесса постоянно обращается внимание в различных нормативных документах. В них говорится, что повседневная деятельность милиции протекает на виду у населения и авторитет милиции во многом зависит от поведения ее сотрудников при общении с людьми. Очень важно, чтобы каждый работник милиции был вежлив и тактичен при обращении с гражданами, чутко относился к их просьбам и заявлениям, справедливо оценивал их поведение. Сотрудник милиции обязан следить за своим внешним видом.

Кроме этого необходимо учитывать, что коммуникативная деятельность сотрудников органов внутренних дел весьма своеобразна. Она имеет ряд психологических особенностей, которые, с одной стороны, делают ее весьма специфичной, с другой - могут ее осложнять.

Одной из важнейших психологических особенностей общения в органах внутренних дел является его профессиональная направленность, связанная с необходимостью установления лиц, совершивших преступления, свидетелей, потерпевших и т.д., т.е. существует определенная заданность параметров общения. Со стороны сотрудников - это установление истины, а со стороны преступников - сокрытие обстоятельств преступления, стремление избежать ответственности, дать ложную информацию. Характерной особенностью общения сотрудников в данных условиях является нормативность. Например, общение следователя с подследственным регламентировано нормами процессуального законодательства.

Существенные трудности в общении возникают из-за того, что сотрудник вынужден вступать в общение, несмотря на свое отношение к собеседнику, зачастую негативное, на свое состояние, желание общаться и т.д. - общение является неотъемлемой частью его деятельности. Сам объект общения весьма специфичен, как правило, это не лучшие представители нашего общества и поэтому особой радости общение с ними сотруднику не дает.

Общение затруднено наличием психологических барьеров, связанных со многими факторами: боязнью вступать в контакт с работниками милиции, взаимонепониманию, неверным объяснением намерений сторон, недоверием и т.п. К тому же эти барьеры могут создаваться искусственно и приводить к обострению взаимоотношений, возникновению конфликтов.

И, наконец, сотрудник милиции должен обязательно учитывать особенности общения в преступной среде - наличие преступного жаргона и татуировок, как специфических средств общения в преступной среде. Их знание весьма полезно и необходимо для решения ряда оперативно-служебных задач.

Очень важно, чтобы сотрудник обладал следующими необходимыми коммуникативными качествами:

  • умением быстро устанавливать психологический контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе;
  • умением слушать других людей;
  • умением оказывать психологическое воздействие на людей при осуществлении оперативно-служебной деятельности;
  • умением преодолевать психологические барьеры в общении;
  • ролевыми умениями.

Ежедневно сотрудник милиции сталкивается в различных ситуациях с множеством людей, с которыми он вступает в общение и от того, насколько умело он вступает с ними в контакт, насколько быстро и эффективно это делает, будет зависеть и конечный результат его деятельности. Умение расположить человека к себе, завоевать его доверие, позволяет установить доверительные отношения, получить от него оперативно значимую информацию.

Специалисты в области общения считают, что одним из наиболее важных качеств, которое позволяет повысить эффективность процесса общения, является умение выслушивать других людей. Когда вы внимательно слушаете своего собеседника, вы таким образом демонстрируете свою заинтересованность в том, что он говорит, проявляете уважение к нему. И это неминуемо будет сказываться на облегчении установления психологического контакта. Человек, обращаясь к сотруднику органов внутренних дел, ждет, что его внимательно выслушают, разберутся и помогут в его проблемах. Умение выслушивать человека позволяет сотруднику расположить его к себе, снять психологическое напряжение, которое, как правило, неизбежно в начальном периоде общения.

Для сотрудника милиции важно не только правильно и умело общаться с людьми, но и уметь оказывать психологическое воздействие на них: склонять их к своей точке зрения, убеждать, стимулировать положительные проявления в их поведении, принуждать к даче правдивой информации и т.п. Всегда необходимо помнить, что сотрудник вступает в общение не потому, что его просто интересует этот человек, а для того, чтобы изменить его позицию, его отношение. И именно психологическое воздействие в процессе общения с ним позволяет этого добиться.

При общении с гражданами необходимо научиться преодолевать различные психологические барьеры в общении, которые могут возникать из-за взаимонепонимания, неприязни, нежелания общаться с работником милиции и т.д. И вполне естественно, как уже отмечалось выше, это неминуемо приводит к обострению взаимоотношений, конфликтам. В этой связи очень важно, чтобы сотрудник не только научился правильно разбираться в природе этих барьеров в общении, но и научился их обходить, а когда надо и разбивать.

Важной особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел, как уже отмечалось, является то, что им приходится сталкиваться с противоборством заинтересованных лиц, которое может проявляться как открыто, так и в скрытой форме. В условиях активного противоборства (зачастую в самых острых формах), необходимости постоянной конспирации, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей, очень важно, чтобы сотрудник смог научиться навыкам ролевого поведения.

Все это и объясняет необходимость коммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел, но этот путь длителен и сложен, основан на методе проб и ошибок и потому недостаточно надежен и эффективен. Важно, чтобы сотрудник в процессе коммуникативной подготовки получил представление о наиболее важных психологических закономерностях общения.

1 Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. В кн.: Методологические проблемы в социальной психологии. - М., 1975. - С.116.

Читайте также: