Дипломная работа психолого педагогическое сопровождение детей с овз в школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Дробинина Наталья Викторовна

Населенный пункт: Нижегородская область город Сергач

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим встаёт проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

При этом необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

В нашем детском саду функционируют одна группа комбинированной направленности полного дня в которой обучаются 3 ребенка-инвалида.

Работа данной группы строится на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г);

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;

Основным направлением в работе с детьми-инвалидами является психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка.

Под психолого – педагогическим сопровождением понимают систему профессиональной деятельности, которая направлена на поддержку и помощь ребенку с особыми образовательными потребностями в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции и социализации.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе является создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

-осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми-инвалидами адаптированных программ и их интеграции в образовательном учреждении;

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе воспитания и обучения;

- создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;

- создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.

В детском саду необходимо обеспечить педагогическое и социальное сопровождение детей-инвалидов на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ.

В нашем детском саду мы подразумеваем психолого-педагогическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, быть рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка и все это при обязательном взаимодействии с воспитателями комбинированной группы и специалистов ДОУ: педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медсестры.

Работа ведется в комплексе с учетом интеграции всех образовательных областей. На основании ИПРА, заключения городской или территориальной психолого – медико – педагогической комиссии, сведений о ребенке, его социальном окружении педагоги составляют индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребенка, опираясь на коррекционные программы. Все эти документы размещены на сайте детского сада.

На основе обобщения существующих подходов нами была создана модель психолого-педагогического сопровождения социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ. Центральная координирующая роль в реализации данной модели принадлежит педагогу-психологу ДОУ. Он организует взаимодействие всех специалистов, оказывает помощь, поддержку в процессе продвижения детей на всех этапах сопровождения: диагностическом, коррекционном, развивающем.

В основу построения модели психолого-педагогического сопровождения был положен основополагающий принцип, принцип сотрудничества между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослыми, принятия философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса.

Не менее важными стали принципы:

1) гуманистической направленности, предполагающий уважение личности ребенка и развитие его индивидуальности;

2) индивидуального подхода, основанный на выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;

3) деятельностного подхода, осуществляемый с учетом ведущего вида деятельности ребенка (игровой деятельности);

4) социально-психологической защищенности, опирающийся на взаимодействия педагогов и воспитанников, являющиеся условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия;

5) поддержки самостоятельности и активности, обеспечивающий условия для самостоятельной активности ребенка;

6) активного включения в образовательный процесс всех его участников, позволяющий создать условия для понимания и принятия друг друга и достичь плодотворного взаимодействия;

Опираясь на труды Ю.А. Афонькиной, И.И. Усановой, О.В. Филатовой выделили 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ППК в ДОУ, ПМПК.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе родители пишут согласие на написание АОП и коррекционно-развивающей программы.

Специалистами предварительно изучается ИПРА ребенка. Каждый специалист проводит диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения.

При данной работе дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с педагогом-психологом, инструктором по физкультуре. При организации занятий учитываются возможности детей с использованием различных педагогических технологий.

Каждое занятие – это серьезный труд педагога и воспитанника. Именно поэтому занятия должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Мы в нашем детском саду при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяем особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, учебной мотивации в воспитательно-образовательном процессе.

Традиционные технологии обучения

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.
К ним относятся объяснительно–иллюстративные технологии, которые применяются для экономии времени, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты детей, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным.

К Арт-технологии или (арт-терапии) относятся (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия, пескотерапия). Эффективность использования арт-педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами.

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Отдельно хотелось бы сказать о технологии песочной терапии
Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в неоднородные группы.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

• занятие как система реабилитации, в результате которой каждый воспитанник начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем ДОУ, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.

Вся коррекционная работа призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами здоровья.

Также мы активно сотрудничаем с Гусевской библиотекой-филиалом. Такое взаимодействие способствует приобщению детей к художественной литературе, к художественному слову, что способствует духовно-нравственному воспитанию.

Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения является организация развивающей предметно- пространственной среды детского сада, группы, кабинетов специалистов, музыкального- спортивного зала, бассейна, тренажёрного зала, является содержательно – насыщенной, доступной и безопасной для детей-инвалидов.

Особое место отводится центрам уединения, так как таким детям необходима зона для снятия психоэмоционального напряжения.

Для коррекционной работы с особенными детьми требуется специальное оборудование. В рамках сотрудничества с родителями была объявлена акция по изготовлению различных пособий. Которые успешно решают коррекционные задачи обучения. Весь дидактический материал (пособия, игры, , игрушки) адаптирован к возможностям детей с разными нарушениями. Это различные пособия на развитие мелкой моторики рук –различные шнуровки

Имеются пособия на развитие тактильных ощущений

На восприятие цвета

Пособия на развитие познавательной сферы деятельности

Пособия по коррекции и профилактики физического развития.

Данные пособия сегодня присутствуют в зале.

Все условия, которые мы создаем, направлены на преодоление изолированности в обществе детей, имеющих проблемы в развитии. Развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

Важным фактором социализации детей –инвалидов являются совместные мероприятия для детей с ОВЗ и детей с нормой развития.

Ежегодно проводится конкурс чтецов, спортивные досуги, театрализованные постановки.

Привлекаем детей к конкурсам.

Все мероприятия, которые проводятся с детьми в детском саду и за его пределами способствуют раскрытию потенциальных возможностей, успешной социализации в кругу сверстников с нормой развития, выстраиванию положительных взаимоотношений с людьми.

Мы активно сотрудничаем с родителями, которые являются нашими главными помощниками. С целью формирования детско- родительских отношений в группе комбинированной направленности был проведен опрос, который показал:

-что 100% родителей готовы к тому, чтобы здоровые дети воспитывались вместе с особыми

-100% родителей готовы оказать посильную помощь в создании РППС для особенных детей

-100% родителей поддержали инициативу ДОУ по введению дополнительного образования именно на развитие мелкой моторики

-все родители поддерживают инициативу ДОУ по проведению совместных мероприятий.

Вышесказанное позволяет полагать, что обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка. А правильно организованное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Своим опытом мы активно делимся с педагогическим сообществом, участвуя в РМО, публикуемся в журналах. Транслируем в социальных сетях, персональном сайте и сайте ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение - гибкая, массовая технология работы с детьми с детьми-инвалидами, обеспечивающая формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Проблемы и перспективы семьи. Инклюзивное образование как современная модель образования.

Подобные документы

Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Причины, приводящие к инвалидности. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации детей.

курсовая работа, добавлен 11.01.2011

Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальные перспективы развития инклюзивного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Взаимодействие с семьей ребенка. Условия организации успешного воспитания.

презентация, добавлен 28.03.2014

Анализ психолого-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы родителей, имеющих ребенка-инвалида. Изучение моделей и стилей семейного воспитания и общения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

дипломная работа, добавлен 26.10.2010

Современная система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с нарушениями слуха. Методические рекомендации по диагностике и сопровождению детей с нарушениями слуха в условиях инклюзии.

дипломная работа, добавлен 24.10.2017

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальные образовательные условия инклюзивного пространства в дошкольных образовательных организациях. Профессиональное взаимодействие педагогического коллектива.

дипломная работа, добавлен 14.10.2017

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями. Рассмотрение моделей социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательных учреждениях. Разработка программы социальной интеграции детей с дефектами глухоты и тугоухости.

дипломная работа, добавлен 10.10.2010

Методические рекомендации по социально-педагогическому сопровождению семьи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение компетентности родителей в области коррекционной педагогики. Создание позитивной ценностно–смысловой установки в семье.

презентация, добавлен 04.07.2017

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения. Анализ уровня социального и познавательного развития умственно отсталых дошкольников, педагогической компетентности родителей.

курсовая работа, добавлен 17.12.2014

Современная система инклюзивного образования. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха. Особенности психического состояния детей после кохлеарной имплантации. Организация социально-психолого-педагогического сопровождения детей.

магистерская работа, добавлен 13.10.2017

Особенности обучения, воспитания и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с позиции системного подхода. Социально-педагогическая помощь. Поддержка и ее функции. Формы и виды помощи лицам с ОВЗ. Практическое решение проблем инвалидности.

Анализ психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ во втором классе.Психологическое сопровождение детей включает следующие направления деятельности: диагностику, развитие и коррекцию, обучение, тренинги, профилактику, просвещение и консультирование.

Оценить 498 1

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики - выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение и должны быть направлены усилия педагогов в первом классе.

Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком. Его цель - выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие и личностные особенности ребенка (тест Тэммпл-Дорки-Амен - сфера и уровень тревожности; цветовой тест Люшера - энергетическая обеспеченность и эмоциональные установки по отношению к школе).


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

изучение индивидуальных особенностей детей [1, с.22].

Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.

Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.

При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.

В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ [2, с.16].

Анализ этой проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи.

1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.

2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного

психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. — 67 с.

Полноценное развитие любого ребенка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития – требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.
Все системы образования призваны решить проблему интеграции в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями. Интеграция предполагает включение в социум, т.е. общественный процесс и предоставления ребенку прав и реальных возможностей участвовать в различных видах социальной жизни сообщества наравне и вместе с остальными в условиях, компенсирующих ему отставание в развитии, в том .

Содержание

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 5
1.1. Психолого-педагогическое сопровождение и реабилитация детей с ограниченными возможностями: тематическое исследование в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Современные научные подходы к организации и содержанию психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 16
2.1 Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с ограниченными возможностями 16
2.2 Практические рекомендации по усовершенствованию психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностям 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Читайте также: