Роль метода проектов в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Проектная деятельность – одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она находит в последние годы все более широкое распространение в системе образования разных стран мира. Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).

Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.

В связи с этим я определила следующие цели и задачи:

способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;

способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения : умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения : умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно- следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности .

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве : умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения

взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения : умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и.т.п.

6. Презентационные умения и навыки : навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

t1571677375aa.jpg

Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.

t1571677375ab.jpg

t1571677375ac.jpg

Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве).

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД

В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.

Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Это очень важное направление в проектной деятельности. И где, как ни в начальной школе, заинтересовать надо сначала родителей и уже с их помощью - детей. Ребенок задал вопрос, как надо найти время и не оттолкнуть от себя, а, наоборот, продлить этот интерес, найти вместе на этот вопрос ответ, сходить вместе в библиотеку. Работа с родителями: научить отвечать на вопросы детей, а если еще вместе с мамой, оформив проект, найти тот или иной конкурс и участвовать в нем. Так что работы у учителя начальных классов много.

На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных

мероприятий.

Как то задала детям вопрос: Знаете ли вы о пользе молока? Что мы знаем о молоке, почему испокон века люди ценили его, какие стихи, загадки, сказки мы знаем.

Оказалось, что о ценности молока знают все, а о литературных произведениях, о молоке знают мало.

Ребята нашего класса поинтересовались у своих знакомых, друзей, родителей: какие литературные произведения о молоке им известны.

Такая информация не удовлетворила любознательности ребят. Тогда они решили побольше узнать о литературе на данную тему и поделиться своими находками с одноклассниками. Так началась исследовательская работа

Человек, не употребляющий молоко и молочные продукты, чаще других болеет инфекционными заболеваниями, у него становятся хрупкими кости и суставы.

Объектом исследования стали различные жанры литературы о молоке.

С помощью учителя ребята определили цели своей исследовательской работы:

*выяснить, какую роль в жизни человека играло молоко с древних времен;

* как отражается тема молока в литературных произведениях.

Задачи исследования:

*осуществить поиск материалов по теме исследования в библиотеке (справочники, энциклопедии, художественная литература), Интернете;

*изучить литературу по теме исследования;

*собрать книги, фотоматериалы, рисунки к литературным произведениям.

*Используя различные источники информации, дети многое узнали о молоке.

Так проходила исследовательская работа нал проектом.

Мы выяснили, чем ценно молоко для человека

Каждое утро мы пьем молоко.

У нас возникли вопросы:

- Наверное, в этом есть какой-то смысл?

- В чем же польза молока?

Самая удивительная пища

Пожалуй, самая удивительная пища в мире это та, которой животное кормит своих детенышей, - молоко.

Молоко превращает беспомощного львенка в мощного зверя. Огромный кит, как и крошечная морская свинка, вскормлен молоком.

Материнское грудное молоко – это единственная идеальная пища, защита от многих болезней.

В молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины.

Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.

Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А

без них человек просто не может жить.

Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

Молоко полезно очень

И для взрослых и ребят

Кашу, йогурт и сметану

Большой ложкою едят.

В молоке полезных много витаминов и веществ.

Пейте молоко парное, чтобы кариес исчез.

Чтобы кости были крепки, не болела голова.

Настроение чтобы было превеселое всегда!

Шлет привет вам всем корова.

-Пейте, дети, молоко

Будете здоровы!

Согласно археологическим данным, в период неолита люди еще не могли пить молоко животных – в их организме отсутствовал ген, необходимый для усвоения лактозы. Эта способность пришла к нашим предкам позже, ввиду генетической мутации.

В 7 тысячелетии на территории современной Турции люди начали пасти коров, таким образом, получив в свой рацион один из наиболее популярных современных продуктов.

Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.

Самые красивые женщины мира использовали молоко, чтобы сохранить свою красоту и молодость на долгие годы: царица Египта Клеопатра ежедневно принимала молочные ванны, а жена Нерона Поппея всегда брала с собой в путешествие 500 ослиц, чтобы иметь возможность принимать молочные ванны, улучшающие кожу.

Молоко животных спасало людей от смерти в голодные годы.

За день корова дает 160 стаканов молока.

В 2009 году ветеринары доказали, что корова, имеющая какую бы ни было кличку, дает больше молока, чем безымянная.

А каково было наше удивление, когда мы узнали, что в одном стакане молока содержится столько необходимого нам кальция, сколько его

в 7 сардинах или в 3-х стаканах арахиса, или в 4-х стаканах черной фасоли.

Первое упоминание о молоке

Во всех этих примерах мы видим, что молоко было известно задолго до этого.

Как видим, люди высоко ценили молоко за его питательные и целебные свойства. Мы предположили, что в сокровищницах мировой литературы должны быть произведения разных жанров, воспевающих молоко. И мы не ошиблись. Нам удалось найти загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы, песенки, мифы, легенды, притчи, народные приметы.

Мифы о молоке

Древние римляне считали, что Юпитер был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи и потому в качестве жертвы подносили грозному Богу именно молоко.

У южных славян и на Русском Севере известны легенды о коровах,

обитающих в озерах. Считается, что иногда они выходят на прибрежные

луга, и тогда человек может отбить одну корову от стада, обежав вокруг нее. Такая корова дает очень много молока и всегда крепка и здорова.

Славянская легенда

По поведению коров крестьяне предугадывали погоду. Считалось, например, что когда коровы поднимают головы к небу, бьются рогами, подпрыгивают – это предвещает дождь. Черные или темные коровы, возглавляющие стадо, возвращающееся с пастбища, также предвещали непогоду или ливень. Также, если молоко при доении сильно пенится, то это к ненастной погоде.

Как же мы удивились, когда узнали о древней примете, свидетельствующей о том, что в грозу молоко киснет быстрее. Эта примета действует и сейчас, хотя молоко хранится в холодильниках. Биохимики полагают, что виной тому длинноволновые электромагнитные импульсы. Однако причины этого явления до сих пор не изучены.

Выводы, обобщения.

Таким образом, изучив литературу, материалы на Интернет-сайтах, ребята пришли к следующим выводам:

* молоко – это источник веществ, необходимых человеческому организму, поэтому следует отдавать предпочтение не сладким газированным напиткам, а молоку;

*больше всего сведений о молоке мы почерпнули из книг;

*самую главную оду молоку спели в своих трудах ученые, писатели, поэты.

2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков, так и с использованием компьютерных презентаций.

На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе PowerPoint . Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Какова же роль учителя в ПД?

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:

Подходить творчески к любому проекту моего ученика.

Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.

Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).

В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

Тесно сотрудничать с родителями.

При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.

Ожидаемые результаты

повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

В процессе проектно-исследовательской деятельности школьник учится

• вести наблюдения, ясно и коротко излагать свои мысли, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы;

• работать со справочной литературой, словарями;

• предоставлять результаты в виде публичного выступления.

Также формируется умение выдвигать гипотезу, планировать свою деятельность;

• Развивается коммуникативность.

Продолжи рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе; водителя грузовика; лётчика; мэра города; вороны, сидящей на дереве …

Задание 4. У тебя имеется: соль, сахар, мобильный телефон. При каких условиях каждый из этих предметов может оказаться тебе полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны или даже вредны?

Работу каждого школьника, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность

Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний. Основным же критерием выступает стремление и попытки использовать исследовательский метод не только в учебном процессе, но и в повседневной практике взаимодействия с миром.

Таким образом, именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступными информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения

Использование проектной деятельности помогает решать сразу несколько задач:

- каждый ученик может проявить себя как творческая личность;

- добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения;

- у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы;

- школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации;

- работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.

Памятка для учителя.

Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.

Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.

Создать психологический комфорт:

а) дети не должны бояться совершить ошибку;

б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;

в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.

Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.

Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.

В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.

Цель данной статьи - провести теоретический анализ метода проектов как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

Изложение основного материала .

История возникновения метода.

Метод проектов не является принципиально новым .Он появился еще в 20-е годы прошлого века в США . В нашей стране этот метод долгое время не использовался. Проектная деятельность тесно связана с именами американского психолога Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика.

Джон Дьюи считал, что роль детства не ограничивается подготовкой к взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это значит ,что образование должно давать не только знания ,которые пригодятся в будущей взрослой жизни ,но и знания , умения , навыки, которые могут уже сегодня помочь ребенку решить его насущные проблемы. Чтобы достичь этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте. Основным заданием образования становится актуальное изучение окружающей жизни.

Учитель и ученик идут этим путем от проекта к проекту. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Чтобы достичь успеха , ребенку приходится приобретать необходимые знания и с их помощью выполнять конкретную работу . Идеальный проект тот , для выполнения которого необходимы знания из разных сфер жизни , что дает возможность решить целый комплекс проблем.

Понятие о методе проектов как педагогической технологии.

Метод проектов – это образовательная технология, которая направлена на приобретение учениками знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой , формирование в них умений и навыков , благодаря системной организации проблемно – ориентировочного учебного поиска .

В основе проектной технологии лежит развитие познавательной деятельности учеников , умения использовать , применять свои знания , ориентироваться в информационном пространстве . На первом плане – опережающее развитие самого ребенка как творческой личности .

Метод проектов всегда направлен на самостоятельную деятельность детей- индивидуальную, в паре , в группе , которую дети осуществляют на протяжении какого то времени .

На данный момент существует несколько видов классификаций разных типов проектов . Рассмотрим одну из них.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Что является критериями успеха работы над проектом?

Достигнут конечный результат.

Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

Результат проекта может быть использован другими коллективами.

Информация о проекте широко распространена.

Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

Получено удовольствие от своей деятельности. Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема :

Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить.

Результат. Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах. Анализируя опыт работы, приходим к выводу, что результат зависит от состава и организации работы.

Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

согласованность задач, поставленных перед каждым членом;

выработка единой системы ценностей;

формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;

воспитание поддержки и взаимного доверия;

разработка подходящей методики работы;

обеспечение успешного руководства со стороны учителя;

регулярный отчет о проделанной работе;

ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;

развитие навыков общения.

Отчет должен содержать следующие разделы:

Введение , в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.

Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.

Выводы и прогноз : на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.

Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то. Список использованной литературы .

Что дает работа над проектом?

дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;

приносят в класс литературу, анализируют статьи;

делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;

посещают местные предприятия;

совершают учебные экскурсии по родному краю;

посещают музеи и другие учреждения культуры;

проводят экологический мониторинг;

занимаются краеведческой работой

На основе полученной информации:

составляют списки, отчеты;

выпускают разовые или периодические бюллетени;

выступают перед учениками своего класса или школы;

пишут заметки в местные газеты;

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

Расширять кругозор в интересующих их областях знаний

Находить источник информации;

Извлекать информацию, относящуюся к теме;

Планировать работу над проектами;

Сотрудничать друг с другом;

Доводить начатое дело до конца

Роль метода проектов в начальной школе .

Какова же роль метода проектов в начальной школе ?

Опыт педагогов , работающих с младшими школьниками , показывает , что эта педагогическая технология может быть эффективно использована в школе первой ступени. При этом не, не заменяя традиционную систему ,а органично дополняя, расширяя ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальностью , задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия и усилия других . Чтобы добиться успеха , ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Работая с младшими школьниками , нельзя механически воплощать теорию методики проектной деятельности . В учеников младшей школы не достаточно умений и опыта самостоятельной работы с литературой , недостаточно сформировано критическое мышление , умение мыслить абстрактно. Поэтому, в работе над проектом в младшей школе являются :

-минутки-тренинги , где дети приобретают знания . умения и навыки поисковой деятельности ;

- самостоятельные поисковые действия на выполнение заданий ;

- обязательное обсуждение полученных результатов и на их основе планирование следующих этапов работы.

В процессе работы над проектом мы убедились , что поисковая деятельность дает принципиально другой результат , чем обычный поиск информации. Дети научились наблюдать , замечать изменения , объяснять их, описывать свойства , делать выводы и др.

Итак , можно подытожить , какие же плюсы и минусы мы наблюдаем , используя метод проектов в начальной школе :

+дети учатся самостоятельно мыслить , решать проблемы , используя знания из разных сфер жизни ;

+учатся прогнозировать результаты и возможные последствия ;

+дети не только обретают и применяют знания , но и развивают коммуникативные навыки ; навыки самоконтроля , самооценки ,творческие

способности и многое др.

+ учатся наблюдать , замечать изменения , объяснять их , описывать свойства , делать выводы и т. д.

Но , в то же время :

_ни один школьник не проведет самостоятельного исследования , если его этому не научить ,не проконтролировать , не подсказать;

_у учеников мл. школы не достаточно умений и опыта самостоятельной работы с литературой ;

_недостаточно сформировано критическое мышление , умение мыслить абстрактно.

Какие же цели ставит перед собой метод проектов , чего мы можем достичь , применяя эту педагогическую технологию.(слайд):

Цели работы над методом проектов:

*способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии ;

*способствовать развитию самостоятельной , познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом ;

*выявление организаторских способностей детей , развитие их творческой

инициативы и умения грамотно , ярко презентовать итог своей деятельности.

Задачи метода проектов:

*решение проблемы , поставленной перед учащимися;

*оформление и презентация конечного продукта.

Другими словами , задача состоит в том , чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения , т. е. само исследование.

Проектная технология стремительно развивается. На данный момент существует несколько видов классификаций разных типов проектов .Одну из них ,наиболее подробную предоставляем вашему вниманию.

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Метод проектов на уроках в начальной школе.

Я работаю в школе 10 лет. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

С этой целью мною был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду, проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы; детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

На мой взгляд — метод проектов — это очень интересная работа. Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект. Например, готовим с детьми экологический спектакль, а оказывается — это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим. Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее .

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.
Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Общие подходы к этапам проекта.

Основные цели, которые я ставлю для организации проектной деятельности учащихся младших классов:

— активизация проектной деятельности учащихся;

— формирование умений сотрудничества, действий планирования, анализа, контрольно- оценочных действий учащихся (самоконтроля и оценки (самооценки);

— развитие творческих способностей учащихся не только в учебное время (на уроках), но и через спектр практически направленных мероприятий во внеурочной деятельности, самостоятельности, организованности, умение пользоваться источниками для углубления знаний в соответствии с выбранной темой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получаемый при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой.

Целью проектной деятельности является успешность.

Возможности проекта:

Развитие ключевых компетенций обучающихся.

Подготовка младших школьников к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.п.

Функционирование младшей секции в рамках школьного научного общества.

Формирование профессиональной компетентности педагогов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, социальная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Проектная урочная деятельность всего класса необходима на уроке.

Классификация проектов:

Практико-ориентированный – нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Важно оценить использование продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса ли школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

Виды проектов:

Мини-проекты. Могут укладываться в 1 урок.

Краткосрочные проекты. Требуют 4-6 уроков.

Недельные проекты. Выполняются в группах в ходе проектной недели.

Долгосрочные проекты. Выполняются в группах или индивидуально. Для решения достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка.

По комплектности выделят два типа проектов:

Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты. Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов между участниками проекты можно различить:

Проект, включает в себя следующие составляющие:

проблема - планирование - поиск информации – продукт – презентация.

Этапы проектирования:

определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,

организация деятельности по реализации проекта.

анализ достижений поставленной цели.

Защита или презентация проектов осуществляется в форме докладов, выставок рисунков, альбомов, поделок, книжек-малышек, изделий, театрализованных представлений, спектаклей, деловых игр, электронных презентаций. Обязательным должно быть поощрение – вручением грамот, дипломов, благодарностей, подарков.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной проектно-исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Деятельность субъектов процесса проектирования на различных этапах..

Содержание работы на этапе

1 этап. Подготовка.

Проведение вводной беседы с целью:

- формирования первичного представления об изучаемом объекте;

- формирования интереса к данной теме;

- создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности.

2 этап. Организация проектной и исследовательской работы.

1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу анкетирование и т.п.)

2. Определение количества участников проекта, состава группы.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

- фильм, макет, сборник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

- прочитать в книге;

- посмотреть в компьютере;

- задать вопросы родителям, специалистам;

- посмотреть в книгах;

- посмотреть по телевизору и т.п.

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно).

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.

Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки.

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

Анализ информации. Оформление результатов.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление результат работы в разнообразных формах.

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

4 этап. Оценка процессов и результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

Работая с младшими школьниками, мы руководствуемся тремя принципами организации учебно-проектной деятельности:

Принцип доступности предполагает организацию проектной деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учеников.

Принцип поуровневости включает в себя управление проектной деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей учащихся, конечно, самих школьников.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого проекта, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её, учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки проектирования, исследования, как универсального способа освоения действительности. Развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Работая в группе, они не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.

Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может его создать. В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта. Роль учителя в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.

В комплекте учебников проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Предполагается, что по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в старших классах проектная деятельность может использоваться и как одна из форм учебной деятельности.

На специальных разворотах учебников представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов. При этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося. Детям предлагают для выбора проекты: создание игр на учебном материале, социально значимые (спектакль для детей детского сада, поздравление ветеранам, праздник для родителей и др.), частично исследовательские (найди исторический корень и др.). Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями и созданием письменных текстов. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач. Из предлагаемых учебниками проектов ребенок может выбрать те, по отношению к которым у него возникнут личностно значимые цели.

Читайте также: