Азбука жизни внеурочная деятельность начальная школа

Обновлено: 04.07.2024

Цели и задачи

Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребность общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.

Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика факультатива

В основе отбора содержания, методов, используемых в процессе обучения и воспитания, лежит принцип гуманизма. Содержание обучения и воспитания направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного по­ведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс

Развитие способности осмысления нравственной ситуации. Осознание нравственных правил как ориентира поступков: ситуация — поведение — правило. Оценка нравственных поступков.

2 класс

Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление следовать правилам. Переход от социального контроля (учитель, родители, сверстники) к самоконтролю. Формирование у школьников понимания, что стремление следовать определённым правилам при совершении поступков обеспечивает их нравственное взросление.

3 класс

Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

4 класс

Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и средство предотвращения нежелательных (безнравственных) действий.

Задачи

  • развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
  • осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило;
  • оценка нравственных поступков.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

  • личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда с помощью диалога поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • развивающие нравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет заинтересовать ребёнка и довести до его сознания представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. В реальной жизни всё это скрыто от внимания ребёнка, а работа с художественными произведениями позволит учителю использовать образы из фольклора и детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о взаимоотношениях с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с содержанием пословиц о добре, труде и учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Для овладения метапредметными навыками (сравнение, анализ, синтез обобщение, классификация по родо-видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам, сопоставить, сравнить героев и их поведение, классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе), сравнить иллюстрацию с текстом для определения эмоционального состояния героев.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогают школьникам учиться использовать различные способы поиска информации. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К четвёртому классу учащиеся научатся отлично ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

В силу того, что время, которое отводится на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся, то программой факультатива закладываются не требования к достижениям ученика/выпускника, как в учебном предмете, а планируемые результаты, соотнесённые в общеобразовательной программой начального общего образования школы, реализующей ФГОС НОО.

Планируемые результаты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возраст детей 1-4 класс. Периодичность занятий: один раз в неделю. Количество занятий в год – 34 час.

Задачи курса – формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Пояснительная записка

Возраст детей 1-4 класс. Периодичность занятий: один раз в неделю. Количество занятий в год – 34 час.

Задачи курса – формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

- формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации;

- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Задачи курса:

- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Правила перехода дороги;

Правила движения на велосипедах;

Правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;

Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке;

Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;

Как ориентироваться на местности;

Как организовать безопасную переправу через водную преграду; меры пожарной безопасности при разведении костра;

Факторы, влияющие на состояние здоровья - (курение, алкоголь, токсикомания).

Учащиеся должны уметь:

Правильно переходить дорогу, перекресток;

Ориентироваться на местности: определить стороны горизонта по компасу и местным предметам;

Определить расстояние по карте и по местности;

Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;

Завязать 1—2 вида узлов;

Развести и погасить костер;

Оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).

Планируемые результаты курса

Теоретические знания: концу 1-4 класса учащиеся должны научиться:

- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации;

- общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах

- опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни;

- наиболее безопасный путь в школу и домой, правила перехода дороги.

Практическая работа: к концу 1 класса учащиеся должны получить возможность

- оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую

медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;

- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой, правильно переходить дорогу,

перекресток, различать сигналы светофора и регулировщика;

- правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства.

- осуществлять действия по плану.

- работать в группах;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

- оценивать свои поступки и поступки других людей;

- объяснять смысл своих оценок;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,

способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;

- объяснять, что связывает человека с природой.

Содержание учебного курса

1 – 4 классы

I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия

Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.

II. Основы здорового образа жизни

2.2. Пути укрепления здоровья Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.

2.3. Основы личной гигиены

Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.

III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста Классификация травм у детей.

IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

4.1. Безопасное поведение дома Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их

4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность.

Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. 4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.

4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение

пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.

4.5. Мы — пассажиры. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийнойситуации в транспорте.

4.6. Безопасное поведение на природе Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по

сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения. Съедобное – несъедобное (ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности).

Источники возможной опасности (домашние и дикие животные).

4.7. Безопасное поведение на воде Правила и меры безопасного поведения на воде.

t1646587858aa.jpg

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Основной образовательной программы НОО МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Формирование нравственного сознания, чувств, поведения.

Становление у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.

Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

Сохранение психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.

Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.

Формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.

Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Актуальность курса неурочной деятельности:

Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы

Возраст учащихся: 7-11 лет

Срок реализации программы: 4 года

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные универсальные учебные действия.

Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,

Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .

Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.

Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.

Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.

Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные, регулятивные и познавательные

универсальные учебные действия.

Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.

Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (слова приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощения и др.) Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.

Создание творческих работ. коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценировка отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.

Выделяются три уровня планируемых результатов.

Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребёнка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения в обществе, в школе, в семье.

Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становления у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические и ролевые игры, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения.

Во 2 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.

Внеурочные занятия во 2 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.

Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)

Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.

Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.

Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

игры: ролевые, ситуационные;

упражнения и тренинги;

Методы воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учётом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманист6ической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребёнка;

- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

Формирование нравственного сознания, чувств, поведения.

Становление у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.

Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

Сохранение психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.

Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.

Формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.

Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Режим занятий:

Содержание программы:

1 класс (33 часа, 1 час в неделю)

2. Азбука безопасности (8ч): Азбука безопасного поведения на улице. Как рождаются опасные ситуации на дороге. Мы пассажиры. Островок безопасности. Машины и пешеходы. Как разговаривает улица. Что значит быть ответственным? Знай правила движения как таблицу умножения.

4. Азбука здоровья (7ч): Азбука здоровья. Твой организм. Режиму дня – мы друзья. Как и чем мы питаемся? Как стать нехворайкой? Румяные щёчки. Журнал здоровья.

2 класс (34 часа, 1 час в неделю)

1. Мой безопасный дом (7ч): Вводное занятие. Наши помощники и враги. Огонь – друг и враг человека. Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений. Экстренные вызовы. Общие правила. Как не стать жертвой преступления? Как принять правильное решение? Мой безопасный дом.

2. Азбука безопасности (9ч): Азбука безопасного поведения на улице. Умелый пешеход. Как рождаются опасные ситуации на дороге. Мы пассажиры. Островок безопасности. Машины и пешеходы. Как разговаривает улица. Что значит быть ответственным? Знай правила движения как таблицу умножения.

4. Азбука здоровья (8ч): Азбука здоровья. Твой организм. Режиму дня – мы друзья. Как и чем мы питаемся? Откуда берутся грязнули? Играй! Как стать нехворайкой? Журнал здоровья.

3 класс (34 часа, 1 час в неделю)

1. Моя безопасность (8ч): Вводное занятие. Наши помощники и враги. Огонь – друг и враг человека. Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений. Юный друг природы. Экстренные вызовы. Общие правила. Как не стать жертвой преступления? Как принять правильное решение? Мой безопасный дом. Азбука безопасного поведения на улице.

2. Разговор о правильном питании (8ч): Разговор о правильном питании. Из чего состоит наша пища. Здоровье в порядке - спасибо зарядке. Закаляйся, если хочешь быть здоров. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Где и как готовят пищу. Блюда из зерна. Молоко и молочные продукты. Вода и другие полезные напитки.

3. Мои обязанности и права (6ч): Я – ребёнок, я – человек. Я – гражданин России. Я и мои права. Сказка ложь, да в ней намёк. Выборы в Лесную думу. Герои книг имеют право. Ответственность в семье и обществе. Как надо относиться к природе и животным.

4. Разговор о правильном питании (5ч): Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря. Кулинарное путешествие по России. Спортивное путешествие по России. Олимпиада здоровья.

4 класс (34 часа, 1 час в неделю)

1. Азбука экономиста (8ч): Вводное занятие. Что такое экономика? Что значить экономить? Без чего человеку не обойтись? Магазин. Потребность в образовании. Бюджет: доходы и расходы семьи. Может ли человек обеспечить себя сам? Экономическое поле чудес.

2. Азбука здоровья (8ч): Понятие об инфекционных заболеваниях. Коварный грипп. Чем опасна корь? Кишечные инфекционные заболевания. Полезные привычки воспитывай с детства. Чистота и здоровье. Наше здоровье. Я помогу себе не болеть.

3. Здоровье и Безопасность (10ч): Что такое чрезвычайная ситуация? Стихийные бедствия. Снежные опасности. Чрезвычайные ситуации природного характера. Правила поведения и эвакуации при ЧС. Аварии на транспорте. Пожары и средства пожаротушения. Город как источник опасности. Я учусь думать и действовать. Что значит быть в ответе за себя и за других.

4. Я и мои друзья (8ч): Я творю свою жизнь. А ты вежлив? В стране хорошего тона. Добро и зло. Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе. Воспитание и воспитанность. Мир человеческих отношений. Я в мире, мир во мне.

Формы организации образовательного процесса:

подготовка проектов и их защита;

выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

Читайте также: