Роль личности в охране природы 11 класс план урока

Обновлено: 02.07.2024

Задачи урока: показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в атмосферу превосходят возможности биосферы к их разбавлению и нейтрализации, а потому требуется строгое соблюдение мер по охране атмосферы; рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация “Экологические проблемы атмосферы”.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx 25.32 КБ
prezentatsiya.ppt 1.49 МБ
prilozhenie_1.docx 13.09 КБ
prilozhenie_2.doc 24 КБ
prilozhenie_3.doc 25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по экологии 11 класс

Задачи урока: показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в атмосферу превосходят возможности биосферы к их разбавлению и нейтрализации, а потому требуется строгое соблюдение мер по охране атмосферы; рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация “Экологические проблемы атмосферы”.

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя (проверка домашнего задания, проблемные вопросы по данной теме).
  3. Демонстрация презентации параллельно с выступлениями учащихся по заданной теме.
  4. Комментарии учителя.
  5. Работа в группах – решение проблемных, интегрированных экологических задач.
  6. Заключение.
  7. Задание на дом.
  1. Значение атмосферы для обитателей Земли. Строение, состав атмосферы.
  2. Баланс газов в атмосфере.
  3. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Основные загрязнители атмосферы.
  4. Экологические проблемы атмосферы: загрязнение и запыление атмосферы, смог, парниковый эффект, кислотные осадки, озоновые дыры.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы разбираем одну из самых актуальных экологических проблем современности – загрязнение воздушного океана Земли – атмосферы. А также мы познакомимся с мерами по охране атмосферы и с местными проблемами.

Проверим домашнее задание (слайд 1-5)

? Скажите, ребята, на какие две группы можно разделить экологические проблемы по масштабу проявления? (Глобальные и локальные).

? Какие проблемы называют глобальными (планетарного масштаба); а какие локальными? (Проблемы отдельно взятых регионов).

? Как вы думаете, загрязнение атмосферы – это глобальная или локальная проблема? Почему? (Затрагивает интересы всех людей на земном шаре).

Вещества, поступающие в атмосферу при естественном загрязнении, всегда были и есть в природе. Они быстро включаются в естественные круговороты. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, многие из которых в природе не встречаются. Они могут нарушить естественные природные процессы. В природе наступает дисбаланс.

Подумайте, и ответьте мне на такой вопрос: Какие глобальные экологические проблемы связаны с балансом газов и загрязнением атмосферы?

Чем опасно вмешательство человека в атмосферные процессы? (Проблема загрязнения и запыления атмосферы, разрушение озонового слоя Земли, кислотные дожди, “парниковый эффект”.) (слайд 7)

1) Но прежде чем заняться рассмотрением этих проблем, вспомним, что же такое атмосфера, каковы ее состав и строение, значение для обитателей планеты Земля. (записи в тетради – строение атмосферы ) (слайд 8)

Учитель. Атмосфера – воздушная оболочка нашей планеты. Нижний слой атмосферы – тропосфера – простирается приблизительно до высоты 20 км, и именно он более всего подвержен пагубному антропогенному влиянию; следующий слой – стратосфера – простирается примерно до 50 км, в этом слое располагается озоновый экран; далее идут мезосфера (до 80 км) и термосфера (выше 80 км).

Газовый состав атмосферы выглядит так: азот – 78,09%, кислород – 20,95%, аргон – 0,93%, углекислый газ – 0,03%, инертные газы (неон, криптон, ксенон, радон) – незначительное количество. Значение атмосферы для обитателей планеты Земля огромно. Атмосфера защищает Землю от космических влияний, поддерживает общий тепловой режим на Земле, содержит кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам, содержит углекислый газ, необходимый для питания растений в процессе фотосинтеза, подвижность воздушных масс атмосферы позволяет осуществлять пассивный полёт для расселения растений, животных и микроорганизмов.

2) Баланс газов в составе воздуха имеет огромное значение для жизни на планете Земля. В последнее время происходит изменение газового состава воздуха. Сейчас мы с вами выясним причины и последствия этих изменений. Работаем самостоятельно с учебником стр. 227-229. Заполняем таблицу. (слайд 9)

Причины изменения концентрации

3) Учитель: Загрязнение атмосферы может быть естественным и искусственным. Естественное происходит при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльных бурях, лесных пожарах. Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. (слайд 10)

4) Итак, первая проблема, которую мы рассмотрим, это загрязнение и запыление атмосферы . (слайд 11)

Учащийся 1. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них – газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Лидируют по масштабам выбрасываемых в атмосферу загрязнителей такие отрасли промышленности, как чёрная и цветная металлургия, энергетика, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, автотранспорт.

В атмосферу выбрасывается: Чёрной металлургией – пыль, сернистый газ, марганец, оксиды углерода и серы; цветной металлургией – сернистый ангидрид, оксиды углерода, сероводород, пыль; химической и нефтехимической промышленностью – оксиды углерода и азота, аммиак, сернистый ангидрид и оксиды серы, сероводород, сероуглерод, бензин, толуол, ацетон; энергетика – оксиды углерода, серы и азота, пыль; деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – оксиды углерода и азота, сернистый ангидрид, сероводород, ацетон; автотранспорт – оксиды азота и углерода, бензин.

Учащийся 2. (слайд 12) Вредными примесями пирогенного происхождения являются аэрозоли – это твёрдые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твёрдые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде тумана, мглы, дыма или дымки. Фотохимический туман, или смог , представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц. Он возникает в результате фотохимических реакций при определённых условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия. По своему физиологическому воздействию на организм человека смог крайне опасен для дыхательной и кровеносной систем и часто бывает причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем. Такие смоги – нередкое явление над крупными городами Европы и Америки.

Учитель: Следующая проблема, которую мы разбираем – проблема “парникового эффекта”. (слайд 13)

Учащийся 3. Парниковый эффект – это свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла Землёй. Существует ряд научных гипотез, объясняющих последствия парникового эффекта: 1) к концу XXI века содержание атмосферного углекислого газа удвоится, что неизбежно приведёт к повышению средней глобальной приземной температуры на 5–6 градусов; 2) подобный рост средней глобальной приземной температуры приведёт к повышению уровня Мирового океана на 20–165 см, что в свою очередь приведёт к затоплению многих территорий; 3) концентрация атмосферного углекислого газа может оказать весьма благоприятное воздействие на урожайность сельскохозяйственных культур; 4) потепление может привести к резкому сокращению площадей бореальных лесов, а также к перемещению их границ на север. В целом, парниковый эффект – это уравнение со многими неизвестными. Например, есть учёные, которые считают, что, как это ни парадоксально, ускоряющееся накопление углекислого газа может привести не к потеплению, а к похолоданию.

Учитель: Следующая проблема – кислотные осадки. (слайд 14)

Учащийся 4. Кислотные дожди – это атмосферные осадки (в том числе снег), подкисленные (рН 5–6) из-за повышенного содержания в воздухе промышленных выбросов, главным образом оксидов серы и азота, соляной кислоты и др. В результате попадания кислотных дождей в поверхностный слой почвы и водоёмы развивается подкисление, что приводит к деградации экосистем, гибели отдельных видов рыб и других водных организмов, сказывается на плодородии почв, снижении прироста лесов и их усыхании, пагубно действует на здоровье человека. Вызывает гибель памятников архитектуры. Кислотные дожди особенно характерны для стран Западной и Северной Европы, США, Канады, промышленных районов России, Украины и др.

Учитель: И, наконец, 4-я проблема – озоновые “дыры ”. (слайд 15)

Учащийся 5. Озоновый слой Земли расположен в стратосфере на высоте от 20 до 50 км. Он защищает всё живое на Земле от губительного УФ излучения. В настоящее время наблюдается всё усугубляющаяся картина истоньшения озонового слоя Земли. Учёные считают, что изменяющаяся озоновая обстановка непременно скажется на состоянии растительного и животного мира. Урожайность некоторых сельскохозяйственных культур может резко упасть. Изменившиеся условия скажутся и на микроорганизмах – на том же планктоне – основном корме морских обитателей. Увеличение дозы УФ лучей может резко ослабить иммунную систему человека и вызвать многие заболевания (глазные, рак кожи и др.). Есть разные варианты научных объяснений причин появления озоновых дыр и прогнозов. Однако большинство авторитетов сходятся в одном: основная причина в концентрации хлор-фторуглеродов (фреонов). Это антропогенные вещества и химические соединения, используемые в производстве аэрозолей, хладагентов (в холодильниках), растворителей и т.д. В нижних слоях атмосферы они не вступают ни в какие химические реакции и не оказывают токсичного действия. Но именно эта “инертность” позволяет им подниматься в стратосферу и интенсивно разрушать молекулы озона.

Уже довольно давно известно, что воздушные потоки переносят загрязняющие вещества на большие расстояния: уже обрел признание термин “трансграничный перенос”.

Например, Великобритания пользуется репутацией крупнейшего “производителя” сернистого газа в Европе. Почти 1/3 его переносится в другие страны, особенно скандинавские, где вызванные этим загрязнением кислотные дожди уже уничтожили около 15% строевого леса (в частности, в Швеции и Норвегии).

Такая страна, как Голландия, имеющая незначительное число источников загрязнения, расплачивается таким же по масштабу ущербом, как “коптящие небо” соседи.

Учащийся 7. Проблемы загрязнения воздуха в Мордовии .

Учитель: Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на её нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически. Отходы производства выбрасывались в воздух в расчете на то, что будут обезврежены и переработаны самой природой.

Задание для экспертов (слайд 17)

  • Некоторые ученые предполагают, что к 2025 г. повышение средней глобальной температуры составит 2,5 градуса, а к 2050 – 3-4 градуса. Опишите прогноз последствий для России.
  • Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель, в то время как лиственница и лиственные породы – более устойчивы. С чем это связано?

Задание для оппонентов (слайд 16)

  • Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров.
  • Объясните, почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности.
  • Дайте прогноз состояния окружающей среды при повышении концентрации углекислого газа в атмосфере

Подведение итогов (Слайд 18)

Учитель: Итак, на этом уроке мы с вами разобрали основные экологические проблемы атмосферы. Способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы. Уже через несколько лет мы все рискуем оказаться в незнакомом и пугающем мире.

Задумайтесь над этим! Возможно, в будущем вы тоже сможете внести какой-либо позитивный вклад в решение данных проблем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в рамках районного семинара сетевого сообщества учителей Есильского района "Импульс" " Современные подходы в обучении и преподавании".

Тема урока: Роль человека в охране природы

Школа: Есильская средня школа имени С. Серикова

Дата: 04.10.2016 г.

ФИО учителя: Сопрович Е.В.

КЛАСС: 2 "г"

Количество присутствующих: 20

Количество отсутствующих:-

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

понять важность бережного отношения к природе и ее богатствам

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Осознанно воспринимают содержание и специфику темы, имеют представление о последствиях нерационального использования природных богатств

Большинство - могут находить дополнительную информацию в различных источниках, расширять знания, используя при этом полученные знания

Некоторые понимают, что человек взаимосвязан с окружающей средой, разрабатывают правила по охране природы, знают что человеку дает природа.

Предыдущее обучение

Что нас окружает. Я человек.

Языковые цели

Научатся находить в тексте ключевые слова и с их помощью заполнят схему; научатся составлять пятистишия на заданную тему (синквейн), развитие коммуникативных навыков.

Планируемые сроки

Планируемые действия

(фотоматериал)

Психологический настрой.)

Орг момент. (Даша читает стихотворение).

Ребята, к нам на урок пришли гости, повернитесь посмотрите, подарите свои улыбки и помашите ладошками.

2. Стадия вызова.

1)Пробуждение интереса к предмету

– Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…(природа)

- Сегодня нам предстоит необыкновенная работа. Я готова её начать и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладони)

- Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладони)

- Спасибо, именно ваши ладошки помогут определить, что мы сегодня будем изучать.

- Что напоминает вам форма ладони? Какой предмет? Листочки.

А где растут листочки ? (на деревьях)

- А где можно увидеть много деревьев? (в лесу)

* Сегодня на уроке вы отправитесь в лес,

* Составите экологические правила поведения на природе,

* Вы узнаете о Красной Книге животных и растений Казахстана. (слайд 3)


3. Актуализация знаний учащихся.

* Посмотрите и составьте из слов предложение. Будь природе другом! Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.

* Деление на группы.

Мы с вами будем работать в группах. У вас на столе лежат листочки возьмите себе каждый по одному листочку.

- Скажите одинаковые листочки или разные?

-Чем отличаются? Мы с вами разделимся на группы. А теперь мы тихонько пересядем по цветам листочков.

У кого листочки красного цвета? 1 группа, листочки желтого цвета - 2 группа, листочки красного цвета, 3 группа листочки - оранжевого цвета. 4 группа розовые листочеки.

Как вы думаете, почему у нас листочки желтые, оранжевые и красные, розовые ? (потому что осень). - Давайте вспомним, Какие приметы осени вы знаете, продолжите фразу Я знаю, что осенью.

Групповая работа. (слайд 5)

Работа в группе ЧТО ДАЕТ НАМ ПРИРОДА. (составление кластера)

- Ребята, а вы помните, чтобы узнать что-то новое необходимо .

Горячий стул. (щелчок слайда 5).

4. Постановка проблемного вопроса:

Как выдумаете, сможет ли человек прожить без окружающей природы? Докажите свою версию. Приведите примеры.

Чтение учителем сказки "Художник и лес".

"Жил-был один художник. Однажды он решил нарисовать лес. А что такое лес? подумал художник. Лес -это деревья. Взял он кисти и краски начал рисовать. Нарисовал березы, дубы, клены, осины, сосны. Очень у него хорошо получились деревья, казалось, что сейчас подует ветерок, и затрепещут листочки на осине, закачаются лапы елей и ветви берез. А в углу картины нарисовал художник хозяина леса - маленького человечка с длинной бородой, старичка - лесовичка. Повесил художник картину на стену полюбовался и уехал в путешествие. А когда приехал увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок лишь одни сухие стволы.(слайд 7)

- Что случилось ? подумал художник, Почему мой лес засох?

Какой же это лес - вдруг услышал художник - тут одни только деревья!

- Разве может быть лес только из одних деревьев? (ответы детей).

А кто еще может быть в лесу? (животные птицы, насекомые, грибы)

Лес живет свое жизнью скрытой от глаз человека. (Прослушивание записи, звуки леса)

Отгадывание загадок. ( Посмотрите каких животных мы встретили по дороге в лес.)

Павлин олень медведь орёл голубь индюк - По первым буквам составьте слово. Что получилось? (ПОМОГИ) (щелчок, слайд 7)

- О чём нам говорит это волнующее слово? (О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред природе.)

- Можно ли наносить вред природе? (Нет, её нужно охранять, быть другом)

Я читаю предложения, а вы будете выполнять следующие действия; если человек поступает правильно, вы хлопайте в ладоши, если неправильно, то топайте.

-Ставит очистительные фильтры на трубы.

-Убивать и вылавливать животных.

5. Работа с текстом.

- В природе всё взаимосвязано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой : с землёй, водой, воздухом и всеми живыми организмами. Природа отдаёт людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят её, бережно относятся к ней.

Работа по учебнику, стр 11

- Что нового вы узнали из того что прочитали

Учитель предлагает по ходу чтения текста отмечать в нём ключевые слова.

6. Знакомство с Красной книгой РК"

Обращение внимания на цветные страницы книги"

-Так что же такое "Красная книга" (слайд 9)

- Что символизирует красный цвет? (это сигнал тревоги, опасности)

Правильно, он красный, как свет светофора предупреждает: "Осторожно! может случиться беда"

В Красной книге о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственное его положение, в каких краях встречается, по каким причинам исчезает. Но главное - что надо делать, чтобы уберечь от вымирания. Красная книга Казахстана создавалась на протяжении 14 лет.

1.Выхухоль. (желтая страница) (слайд 10)

Выхухоль- маленький длиной до 22 см и весом до половины килограмма, насекомоядный зверек. Длинный хвост покрыт чешуйками. тело покрыто плотным мехом, Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, т.к. смазан жиром. А это очень важно для зверька, ведь он плавает зимойВсю свою жизнь выхухоль проводит либо в воде , либо в норе. Питаются моллюсками, личинками насекомых, а зимой мелкой рыбой. В Казахстане они живут только вблизи Урала. Выхухоль занесена в Красную книгу Казахстана.

2. Ирбис (снежный барс) (красная страница) (слайд11)

Ирбис хищное млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела 120-150 см, масса 23-40 кг. Предпочитает жить на скалах. Активен в сумерках. Охотится он, главным образом, на горных козлов и баранов. Живут барсы парами. Свои логова устраивают в пещерах и расщелинах между камнями. В январе-мае у него рождается 2-3 детеныша. В первые дни после появления детенышей самка согревает их, устилая логово шерстью, вырванной из собственного тела. Продолжительность жизни до 18 лет. Снежный барс занесен в Красную книгу

3. Серый варан.( красная страница) (слайд 12)

4. Бобр. ( зеленая страница) (слайд 13)

Бобры — чистые вегетарианцы. Они живут семьями и славятся своим умением строить плотины. Летом питаются водными и прибрежными травами, а ближе к осени начинают переходить на ветви и кору деревьев, так как в спячку не впадают. Осенью они заготавливают запасы на зиму. В природе бобры живут 20-23 года .В Казахстане бобры живут на реке Урал и в ее притоках. Бобр — ценный пушной зверь. Из бобрового пуха изготавливали особо ценный фетр для шляп.
-Ребята, обратите внимание, что изображение животных расположены на разных цветных полосах. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Красная книга- это сигнал тревоги и символ борьбы за сохранение живой природы. В Красной книге все животные разделены на цветные страницы (слайд 14)

На черных страницах списки животных, тех кого мы уже никогда не увидим.

На красных страницах записаны особо редкие животные.

На желтых те животные, численность, которых быстро уменьшается.

На зеленых страницах - самых обнадеживающих - те животные, численность которых удалось сохранить и преумножить.

фИЗМИНУТКА. (слайд 15)

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)

Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)

И их лучики согрели.

Крыльями махали. (Машут руками.)

Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)

Ногами топаем! (Топают ногами.)

Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)

И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.)

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы животные не попадали на страницы Красной книги?

- Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки, предупреждающие, разрешающие).

– КАК БЫЛО БЫ ЗДОРОВО если бы при входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. (слайд 16)

У вас на партах лежат конверты. Откройте их. В них лежат за экологические знаки. Давайте познакомимся с некоторыми из них

– Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).

– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)

– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).

– Правильно. Это запрещающие знаки.

Обсудите вместе . Составление правил.

- Как вы думаете, почему один знак у вас пустой?

Придумайте свои правила поведения в природе. (слайд 19)

Вывод: природу необходимо сохранить для будущего.

Не навреди природе!

Чтение стихотворений.

– Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

– Ветки елки не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?

– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – ель и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Роль человека в природе. Экологические проблемы и способы их решения.

Цели:

Познакомить с некоторыми экологическими проблемами Земли, и определить наиболее эффективные способы борьбы с ними.

Способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся.

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающей среде, активной жизненной позиции.

Оборудование:

эпиграф, конверты с аппликациями для групповой работы, магниты, клей, текст для творческого задания, презентация.

Нашим эпиграфом будет следующее четверостишье. Объясните его значение и скажите, о чём мы будем сегодня с вами говорить? (СЛАЙД) Работа с эпиграфом .

Пора бы человечеству понять,

Богатство, у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она как мы, такая же – живая!

Для человека природа-среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Но его отрицательное влияние, которое он оказывает на природу благодаря своему труду огромно. Поэтому наиболее важной становится тема охраны природы от загрязнения.

Итак, наша планета заболела и виноват в этом человек. (СЛАЙД) Проблемы, возникшие на Земле, были названы- экологическими . И теперь от решения этих проблем зависит судьба всего живого. Проблем таких много. Я предлагаю обсудить только некоторые из них и попытаться найти пути их решения.

(СЛАЙД) Первая проблема . Демонстрация мультфильма. (загрязнение воды нефтепродуктами).

В карте есть несколько способов, один из них я хотел бы продемонстрировать. Дети определяют сами, что это за способ из предложенных . Как вы думаете хороший это способ или нет? И почему?

Как защитить океан от загрязнения?

Очистка океана от нефтепродуктов

Поглощение химическими веществами

Учитель демонстрирует способ сбора нефтяной плёнки при помощи мела. Учащиеся самостоятельно оценивают плюсы и минусы этого способа .

(СЛАЙД) Суда-сборщики

Очистные сооружения на предприятиях

(СЛАЙД) Вторая проблема . Как избавиться от мусора? Демонстрация мультфильма. О каком загрязнении идёт в нём речь. (загрязнение природы мусором).

Борьба с мусором

(СЛАЙД) Сжечь

Молодцы! Вы отлично поработали, разрешая экологические проблемы.

Итак, мы познакомились только с двумя экологическими проблемами и определили наиболее эффективные способы их решения, но на самом деле экопроблем гораздо больше. Человек должен научиться сотрудничать с природой, не делая серьёзных ошибок приводящих к возникновению экологических проблем.

Но неужели их решать должны только мы?

Ответы детей сводятся к тому, что решение экологических проблем это не только задача небольшой группы людей, но и всего Человечества в целом . А какие организации известны вам?

Для этого созданы различные международные организации, занимающиеся охраной природы. (СЛАЙД) Например, Всемирный фонд дикой природы Известная во всём мире международная экологическая организация Гринпис (Зелёный мир). (СЛАЙД)

Представьте себе, что вы пришли в лес.

Мальчики пошли нарубить веток для костра. (-)

В это время девочки заметили гнездо, но близко к нему не подошли. (+)

Лена увидела белку и стала гоняться за ней с криками, пытаясь накрыть кофтой. (-).

Мальчики решили разжечь костёр на старом кострище, которое осталось от предыдущих туристов. (+)

Пока мальчики занимались костром, девочки решили собрать букеты цветов из редких растений. (-)

Лена вдруг вспомнила про магнитофон и включила его на всю громкость. (-)

После того как ребята поели и отдохнули, они убрали за собой весь мусор. (+)

А сейчас я предлагаю помочь организациям в их нелёгкой работе по решению экологических проблем. Мы создадим запрещающие знаки, которые вы могли бы расположить в вашем городе перед входом в парковые зоны, на пляже. Для этого возьмём конверты, в которых находится фраза, используя которую мы будем создавать знак, набор аппликаций и клей.

И так мы сегодня на уроке узнали только о двух экологических проблемах, а также определили наиболее правильные способы их решения. Я надеюсь, что ваше поведение и поступки в природе будут соответствовать только понятиям отлично и хорошо.

4 . Заканчивая урок, мне бы хотелось сказать такие строки: (СЛАЙД)

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

5 . Домашнее задание: (СЛАЙД)

1. ( обязательное ) используя карту-путеводитель, повторите рассмотренные на уроке экологические проблемы;

2. ( познавательное ) поинтересуйтесь, если в Краснодаре какие-либо организации занимающиеся охраной природы;

3. ( творческое ) предложите свои способы решения экологических проблем таких как: опустынивание, кислотные дожди, парниковый эффект, разрушение озонового слоя. Обратитесь за помощью к родителям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все учащиеся смогут: узнать к чему может привести потребительское отношение к природе.

Большинство учащихся будут уметь: на конкретных примерах показывать значение экологических знаний для обеспечения устойчивого развития общества.

Некоторые учащиеся смогут: осознать, что главная цель экологического образования - формирование ответственного отношения к природе.

Учащиеся могут добиться усвоения понятий литосфера, гидросфера, атмосфера,

Ключевые слова и фразы: экологическое образование, экологическое воспитание.

Вопросы для обсуждения:

Современное состояние природной среды.

Роль природы в жизни человечества. Природные ресурсы.

Охрана природы. Принципы и правила.

Местные проблемы охраны природы.

Можете ли вы сказать, почему время неконтролируемого использования ресурсов биосферы человечеством неминуемо должно закончиться?

Подсказки: полезные ископаемые возобновляемые и не возобновляемые.

Экология, взаимоотношение организмов и окружающей среды.

Планируе- мые сроки

Запланированные мероприятия

(Деятельность учителя и учащихся)

Организационный момент. Приветствие, проверка к готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.

Чтобы приобщиться к этому источнику мудрости, необходимо, прежде всего овладеть языком Природы.

Всякая деятельность есть познание,

Всякое познание есть деятельность.

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Современное состояние природной среды. Роль природы в жизни человечества. Природные ресурсы.

Дискуссия, самостоятельная работа с учебником, просмотр слайдов и таблицы.

3. Местные проблемы охраны природы. Работа в малых группах.

Работа с учебником и просмотр слайдов (разбор схемы классификации природных ресурсов – стр.219 учебника)

Классификация природных ресурсов (по Н.Ф.Реймерсу, 1994 г.)

Самостоятельная работа (см. таблицу размещения природных ресурсов на планете). Формулирование вывода о том, что в целом на планете наблюдается напряженная обстановка в обеспечении человечества необходимыми ресурсами. Природные ресурсы на планете размещены крайне неравномерно, что объясняется различиями в климатических и тектонических процессах на Земле.

Работа в малых группах. Класс делится на три группы.

Первой и второй группе необходимо перечислить экологические проблемы, затрагивающие интересы всех народов, живущих на Земле.

Третьей группе составить обращение к людям. Ответить на вопросы:

Какие экологические проблемы наиболее актуальны для Казахстана?

Как вы думаете, что в данной ситуации развития событий следует предпринять?

Запись схемы «Стратегия выживания человечества, схема прилагается

Закрепление. Ученые считают насущной потребностью развития современного общества – экологическое образование населения, формирование бережного отношения к природе; введение в практику экологической экспертизы любых проектов и широкое информационное обеспечение; рациональное природопользование; всеобщее разоружение, использование освобождающихся средств на восстановление экологического равновесия.


Работа сформирует знания о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы, расширит представления о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов.

Описание разработки

Целевые ориентации урока:

Личностные: формирование экологической культуры, сознания; влияния деятельности человека на природу; ответственного отношения к природе, понимания важности ее сохранения.

Метапредметные: формирование способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, поиска информации из различных источников.

Предметные: формирование знаний о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы. Расширение представлений о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов.

Личностные умения: оценивание последствий прямого и косвенного воздействия человека на биосферу, собственной деятельности в окружающей среде. Нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы. Понимание необходимости получать информацию из различных источников,аргументированно и критически ее оценивать и представлять в разных формах.

Ход урока.

I. Актуализация и проверка домашнего задания.

Создание эмоционального настроя учащихся к повторению изученного и усвоению нового материала.

Фронтальная работа. Беседа по вопросам параграфа 29.

1. В чем заключается влияние живых организмов на биосферу?

2. Какие факторы кроме деятельности живых организмов, влияют на состояние нашей планеты?

3. Что такое биосфера ?

Индивидуальная работа. Выполнение теста. Выберите один правильный ответ.

1. Биосфера - это

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

г) часть всех оболочек Земли.Заселенная живыми организмами;

б) В.И. Вернадским;

Конспект урока по биологии Биосфера и человек

г) правильного ответа нет;

3. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадский предложил назвать:

в) живое вещество;

г) правильного ответа нет;

4. К живому веществу биосферы относятся:

а ) нефть, каменный уголь, известняк;

в) гранит, базальт;

г) растения, животные, грибы, бактерии;

5. К биогенному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк;

в) гранит, базальт;

г) растения, животные, грибы, бактерии;

6. Учение о ноосфере было разработано:

а) В.И Вернадским;

в) П. Тейаром-де- Шарденом;

г) все ответы верны;

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Тема: Биосфера и человек

Целевые ориентации урока

Личностные: формирование экологической культуры, сознания; влияния деятельности человека на природу; ответственного отношения к природе, понимания важности ее сохранения.

Метапредметные: формирование способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, поиска информации из различных источников.

Предметные: формирование знаний о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы. Расширение представлений о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов.

Планируемые результаты

Личностные умения: оценивание последствий прямого и косвенного воздействия человека на биосферу, собственной деятельности в окружающей среде. Нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы. Понимание необходимости получать информацию из различных источников,аргументированно и критически ее оценивать и представлять в разных формах.

Метапредметные умения:

ПУУД: выделение и формирование познавательной цели ,поиск и выделение необходимой информации; оценка процесса и результатов деятельности; анализ; синтез; установление причинно- следственных связей; формулирование проблем и нахождение способов их решения.

РУУД: умение ставить цели, составлять план действий, делать прогноз; организовать деятельность, корректировать и самооценивать.

КУУД: умение вести учет разных мнений; выражать сои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблем, навыки сотрудничества при работе в группе и коллективе.

Предметные умения: ученик должен знать: давать определения ключевым понятиям, приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу; ученик должен уметь: находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей на биосферу в целом. Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу; предлагать пути преодоления экологического кризиса.

Тип урока: рефлексии

Организация образовательного пространства:

компьютер с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийное приложение к учебнику, презентация; текст и рисунки учебника; карточки для работы в группах , тесты.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, в группах, коллективная.

Методы обучения: словестные, наглядные ,проблемно-поисковые.

I. Актуализация и проверка домашнего задания.

Создание эмоционального настроя учащихся к повторению изученного и усвоению нового материала.

Фронтальная работа. Беседа по вопросам параграфа 29.

1.В чем заключается влияние живых организмов на биосферу ?

2.Какие факторы кроме деятельности живых организмов, влияют на состояние нашей планеты?

3.Что такое биосфера ?

Индивидуальная работа. Выполнение теста. Выберите один правильный ответ.

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

г) часть всех оболочек Земли.Заселенная живыми организмами;

б) В.И. Вернадским;

г) правильного ответа нет;

3. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадский предложил назвать:

в) живое вещество;

г) правильного ответа нет;

4.К живому веществу биосферы относятся:

а ) нефть, каменный уголь, известняк;

в) гранит, базальт;

г) растения, животные, грибы, бактерии;

5. К биогенному веществу биосферы относятся:

а ) нефть, каменный уголь, известняк;

в) гранит, базальт;

г) растения, животные, грибы, бактерии;

6. Учение о ноосфере было разработано:

а ) В.И Вернадским;

в) П. Тейаром-де- Шарденом;

г) все ответы верны;

Элементы ответа:1-г; 2-г; 3-в;4-г;5-а;6-а.

Критерии оценивания теста

6 баллов-90-100% оценка 5

5баллов- от 70-89% оценка 4

4 балла- от 50- 69% оценка 3

II. Мотивация к деятельности.

Повестка дня на 21 век:

Благоразумен будь же человек, в делах своих. Будь чист умом, душой, природа не рассорится с тобой. Ты экономику, конечно развивай, но равновесие среды не нарушай. Развитие устойчивым пусть будет и биосфера вновь поможет людям. Мы знаем, принята программа на 700 страницах расписали. Признаемся, не все страницы мы в той программе прочитали. Но знаем главное и можем подписать: Природу нашу будем все оберегать! Земляне, вместе на планете жить, так значит, очень стоит усилия свои объединить!

А просматривается ли отношение человека к тому, что говорится в данном документе? Целеполагание.

III. Учебно – познавательная деятельность.

Первичное усвоение нового материала.

Групповая работа

Чтение текста учебника параграфа 30.

Человек с момента появления влиял на природу.

Как это происходило на разных этапах человечества?

Карточки с заданиями.

1 группа. Как отразилось на окружающей среде деятельность первобытного человека в период палеолита?

2 группа. Как отразилось на окружающей среде деятельность первобытного человека в период неолита?

3 группа. Как современный человек воздействует на биосферу?

Комментирование учащимися результатов работы. Оценивание.

Продолжение групповой работы

1 группа. Проблема: А не слишком ли много нас на планете Земля? Работа с рисунком

2 группа. Какое воздействие на живые организмы со стороны человека является прямым?

3группа. Какое воздействие со стороны человека является косвенным?

Фронтальная работа учащихся.

Подумайте и ответьте (2 балла):

Можно ли сохранить редкие и исчезающие виды ? ( зоопарки и питомники)

Куда вносятся названия исчезающих по вине человека редких видов животных?( Красная книга области и РФ)

Какие меры помогают охранять редкие исчезающие виды животных?

( Создание благоприятных условий обитания для увеличения их численности. Редкие исчезающие виды животных и растений заносятся в Красные книги. Разведения в заказниках и заповедниках.)

Индивидуальная работа.

Заинтересовано ли человечество в сохранении видового разнообразия?

Напряженное состояние между человеком и природой , характеризующийся несоответствием развития производительных сил общества к ресурсным возможностям биосферы приводят к экологическому кризису.

Коллективная работа(2 балла)

При каких условиях и когда возникает экологический кризис?

Изменение состава атмосферы климата.

Загрязнение природных вод.

Истощение и загрязнение почвы.

Сокращение природного разнообразия.

Вывод: экологический кризис приводит к нарушению состоянию биосферы утраты способности к самовоспроизводству, саморегуляции, самоорганизации, все это подтолкнуло человечество к разработке путей сохранения природы, экосистем и биологического разнообразия.

Коллективная работа.

1.Уважение и забота обо всех живых существах Земли;

2.Сохрание жизнеспособности биосферы и ее разнообразия;

3.Замедление процесса истощения невозобновимых ресурсов;

4. Изменение этических норм и поведения людей;

5. Использование возможностей местного населения по поддержанию окружающей их природной среды;

6.Создание программы для развития и охраны природы;

7. Знать законы экологии и применять их на практике.

Индивидуальная работа.

Закончите предложения (1 балл)

1.Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется….

2. Поступление вредных веществ в среду обитания называется….

3.Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей….

4.Почему люди приобретают собственную систему очистки воды….

5. Кто создал учения о биосфере….

6.Перечислите вымерших животных…..

7.Какие вы знаете неисчерпаемые природные ресурсы….

8.Природные ресурсы исчерпаемые делятся на ….

9.Почему опасны аварии на атомных станциях….

10.Что такое ноосфера…

lV. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

Индивидуальная работа

По вопросам, рисункам текста параграфа 30 учебника.

V. Рефлексивная деятельность.

1: Что запомнилось на уроке?

2: Полезная и ценная информация для Вас?

3: Что вам не удалось?

Домашнее задание: для всех учащихся -параграф 31. Ответить на вопросы. Обратитесь к электронному приложению, изучите материал и выполните задания..

Разработайте анкету социологического опроса по отношению к природе. Привлеките к опросу родителей, братьев и сестер.

Читайте также: