Роль божества в древнетюркском мировоззрении план урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели: Сформировать у учащихся представление о тенгрианстве как о языческой религии предшествующей исламу.

Задачи: 1. Сформировать знания о Тенгрианстве

2. Развивать критическое мышление, навыки анализа тематического текста, умение сворачивать имеющуюся информацию в тематические таблицы, умения делать выводы.

3. Воспитание толерантности, ответсвенности, бережного отношения к природе.

Ожидаемый результат: учащиеся работая в группе с тематическим текстом узнают о "Тенгрианстве"

І Орг. момент: взаимное приветствие, проверка готовности к уроку учащихся. Мобилизация учащихся к уроку. Деление на 3 группы по названию традиционных религий.

ІІ Вызов. Проблемные вопросы:

1. Какие виды религий вы знаете?

Какие распостранены в РК?

До появления традиционных религий какие религии были в древности?

2. Учитель пишет на доске тему урока

3. Индивидуальная работа с тематическим текстом

а/ найти определение понятия "Тенгрианство"

б/ выписать основные положения

4. Учащиеся делятся на 3 группы, работают над текстом и все свои мысли выражают на постерах.

1 группа- заполнить схему /кластер/ "Появление Тенгрианства у тюркских народов"

уважение к старшим

бережное отношение вера в воскресение к природе, обожествление

уважение к духам предков

2 группа- заполнить таблицу"Пантеон языческих божеств Тенгрианства"

Основное божество /небесное/. Распоряжается судьбами людей

Женское божество. Покровительница рожениц и малых детей

Бог подземного мира. Приносит тяжелые бедствия и болезни.

3 группа- заполнить таблицу "Культовая практика. Ритуалы жертвоприношения"

5. Защита проектов. Учащиеся представляют свои проекты , остальные фиксируют для себя важные моменты.

1. Синквейн из слова "Тенгрианство"

2. Мини-тест "Тенгрианство" /10 вопросов/

Оценивание: по критериям, оценивание в группе:

1.Работа с термином/ был ли положительный результат/

2. Учавствовал ли в работе/групповой/ при работе с таблицами, схемами?

3. Результаты синквейна

4. Результаты теста

Дом.задание: написать эссе на тему: "Взаимодействие Тенгрианства и Ислама"

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Цель: формирование представлений о религиозной составной в мировоззрении древних тюрков.

Тенгрианство — мировоззрение древних тюрков | Фото с сайта turan.info

Задачи:

    Развивающая: Развивать навыки самостоятельности при подготовке к уроку.
    Образовательная: Познакомить учащихся с религиями древних тюрков. Сформировать у учащихся представление о влиянии культа Тенгри на обычаи и традиции казахов.
    Воспитательная: Продолжить воспитывать толерантное отношение к религиозным традициям других народов.

Форма урока: лекция.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: интерактивная доска.

Наглядные пособия и дидактический материал: иллюстрации, тексты, задания для актуализации опорных знаний, тетради.

План урока

    1. часть — 2 мин.
  1. Актуализаия опорных знаний — 8 мин.
  2. Изучение новой темы — 20 мин.
      а) Вводное слово учителя — 5 мин.
      а) Тенгрианство — мировоззрение древних тюрков — 5 мин.
      б) Особенности вероучения и культовой практики — 5 мин.
      в) Влияние культа Тенгри на обычаи и традиции казахов. 5 мин.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся — 5 мин.
  4. Закрепление — 5 мин.
  5. Итог урока — 3 мин.
  6. Домашнее задание — 2 мин.

Ход урока:

1. часть

2. Актуализация опорных знаний

1. Исправьте в тексте исторические ошибки.

2. Выполните тестовые задания.

1. Когда религиоведение появляется как наука?

2.Религиоведение включает… (установите неправильный ответ):

    А) историю религии;
    В) экономику религии;
    С) феноменологию религии;
    D) философию религии.
    Е) география религии.

3. Соотнесите понятия и определения:

    А) религия;
    В) магия;
    С) мистика;
    D) собрание волшебных формул и ритуалов, имеющих целью установление с потусторонними силами.
    Е)сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины;
    F) использование любых средств для достижения непосредственного общения с высшей силой, полного слияния с ней.

4. Что из перечисленного относится к функциям религии (I), а что — к ее структуре (II)?

    А) сознание;
    В) мировоззрение;
    С) компенсация;
    D) деятельность;
    Е) организация.

5. Какие из нижеперечисленных традиций относятся к религиозным?

    А) гостеприимство
    В) рождение ребенка
    С) масленица
    D) свадьба
    Е) пост

3. Изучение новой темы:

Вводное слово учителя.

Творческие работы учащихся:

Культ Тенгри — это культ Голубого неба — небесного , Вечного неба, местом постоянного обитания которого было видимое небо. Кипчаки называли его Тенгри, татары — Тэнгри, алтайцы — Тенгри, Тенгери, турки — Танри, якуты — Тангара, кумыки — Тэнгири, — Тейри, монголы — Тэнгер, чуваши — Тура; но речь всегда шла об одном — о мужском неперсонифицированном божественном начале, о . мыслился как Бог поистине космических масштабов, как единый благодетельный, всезнающий и правосудный. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он — творец мира, и Он сам есть мир. Ему подчинялось все в Мироздании, в том числе все небожители, духи и, конечно, люди.

Выразительной особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая.

Невидимый (иной) небесный мир выглядел как слоеный пирог: из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из которых был обителью того или другого божества. На самом возвышенном ярусе обитал Великий Дух Неба — Тенгри. К небесной зоне относили светлых и доброжелательных по отношению к человеку божеств и духов. Они перемещались на конях, поэтому в жертву им приносили лошадей. В видимом небе, ближнем — куполообразном, располагались солнце и луна, звезды и радуга.

В целом в традиционном древнетюркском мировоззрении, мир не столько вычислялся в уровнях и ярусах, сколько переживался эмоционально и не как набор символов, а как действие, изменение, в постоянной динамике. Основная функция мира — непрерывность жизни, ее постоянное возобновление, и человек как часть мира был кровно заинтересован в том же. На продление существования были направлены — прямо или косвенно — все ритуалы, обряды, праздники, которые были согласованы с природными ритмами (времени, последовательной смены времен года и перемещения небесных тел) на основе трудовой деятельности, связанной с животноводством, поклонения обожествленным силам природы и культа предков.

Именем Голубого неба — Тенгри освящалась каганская (ханская) власть. После того, как каган был избран, он становился первосвященником в государстве. Его почитали как сына Неба. Задача хана заключалась не только в том, чтобы заботиться о материальном благополучии своего народа, его главной задачей являлось укрепление национальной славы и величия тюрков. Тенгри наказывал гибелью, пленом, другими карами каганов, а порой целые народы за совершенные ими преступления или проступки. От Тенгри зависело все, благодать или кара следовали обычно моментально или в течение шестидесяти лет (средняя продолжительность жизни человека) в солнечном мире, избежать их было невозможно. После смерти человека власть Тенгри над ним прекращалась.
Обряды почитания были достаточно строгими, молитвы долгими и очищающими душу. При всех обстоятельствах в жизни за помощью обращались к Тенгри, а если обращение было к другим божествам или духам, то оно обязательно упоминалось после возвеличивания Тенгри. Молились, поднимая руки вверх и совершая земные поклоны, просили дать хороший ум и здоровье, оказать помощь в справедливом деле, в бою, в хозяйственных делах; другого не просили. И Тенгри оказывал помощь всем, кто почитал Его и сам проявлял активность, целеустремленность в действии.

Нижний, подземный мир, невидимый, являлся сосредоточением злых сил во главе с могущественным божеством Эрликом. Он целеустремленное действие. Заканчивалось все праздничным пиршеством, весельем, различными играми, состязаниями, скачками.

Жертвоприношения (Великое божество, видимый мир в образе Родины) в период тюркских каганатов также носили общегосударственный характер. С принятием ислама или других религий общетюркские моления в государственном масштабе прекратились, получили преимущественное развитие местные родоплеменные моления. Обрядовая сторона моления Тенгри стала ослабевать, а затем постепенно исчезать.

Зафиксированные у древнетюркских народов ритуалы имели различные функции. И поэтому обрядовые действия их были различными. Одни сопровождались жертвоприношениями, другие ограничивались только молениями. При произнесении молитв требовались знания о божествах и духах, хозяевах местности, об их характерах Древние тюрки пользовались священными устными текстами, которые передавались из поколения в поколение и назывались алгыш, алгас, алкыш, под этими названиями они встречаются и в древнетюркских памятниках. Во время жертвоприношений чтение алгышей являлось важным атрибутом праздника. Читались алгыши на родном диалекте ясно и внятно, чтобы не разгневать покровителей, для этого перед началом празднества выбирали из присутствующих одного, чаще двоих, умеющих говорить алгыши. Во время общественного моления они занимались кроплением, сопровождая его алгышами.

Наиболее рельефными чертами характера тюрков, кроме силы духа и уверенности в будущем, дарованными Тенгри, являлись общественная солидарность и уважение к общественному мнению, приверженность к иерархии и дисциплине, особое почтение к старшим, глубокое уважение к матери. Тюркским сообществом изначально пресекались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь. Стремление к естественному образу жизни отражало родственную адекватность тюрков с окружающим одухотворенным ими миром. Тюрок всегда выбирал ясную, четкую, ненагроможденную деталями линию поведения. Обладая широким кругозором и масштабным мышлением, он имел неограниченное доверие и открытость к жизни. Древние тюрки отличались завидной активностью, будучи глубоко религиозными, не делили жизнь на потустороннюю и посюстороннюю, а принимали ее целостно как переход из одного качества в другое в едином для них мире.

В X в. исторически сложились политические условия тесного взаимодействия религиозных моделей тенгрианства и ислама. Обе они по своей природе были органичны с точки зрения всеобъемлющего духовного влияния, социального регулирования и контроля жизнедеятельности общества и личности. Столкнувшись, они не пришли в непримиримое противоборство между собой: со стороны тюрков благодаря высокодуховности и правилам веротерпимости в Степи, со стороны мусульман благодаря высоким адаптационным способностям исламской религии. Обладая высокой наступательностью, ислам должен был пройти период культивирования, предполагавший оседлый образ жизни в городских центрах. Суфизм как производное ислама наиболее близкий по своей природе к тенгрианству, широко распространившись в Степи, внес некоторые элементы, смягчающие и приспосабливающие восприятие кочевыми и полукочевыми народами жестких предписаний и обязанностей мусульман и общины в целом. Несмотря на то, что процесс исламизации затянулся на века, тюркский мир, расколотый наступательностью мировых религий и принявший отчасти буддизм, отчасти христианство, что ввергнуло Степь в невиданные до того религиозные конфликты, вновь попытался восстановить раздробленную однозначность духовного кода, объединившись под знаменем ислама.

Восприятие Тенгри по своим сущностным характеристикам в целом не противоречило восприятию Аллаха. В функционировании общин тенгриан и мусульман также были важные пересекающиеся сходства. Например, свод древних обычаев тюрков и монголов — Яса и предписания Корана и сунны:

Тенгрианство — религия прототюрков, оформилась как философское учение в 4 тысячелетии Оно весьма существенно повлияло на древнеегипетские культы, породившие семитские и индоиранские религии, благополучно дожило до наших дней, бытует среди казахов в тщательно зашифрованной, но такой простой форме, что ежедневно используя его атрибуты, даже и не задумываешься о том, что они пришли из глубины столетий.

4. Организация самостоятельной деятельности учащихся

Творческие работы учащихся:

Звёздное небо древнего Казахстана

По необъятности, по широте и распахнутости пространства степная земля равна небу. Небо, где обитает бог кочевников Тенгри — наполнено звездными мирами. Не cлучайно древнетюркские надписи (7–8 века) начинаются с такого двустишия:

Степь — основание, на котором, как на фундаменте, стоит архитектурное чудо природы, гармоничное и необъяснимое, математически точное Небо. Космизм мышления, широта мировоззрения, распахнутость и доброта души степного генетически заложены в него огромными масштабами степной земли и неба. Космогоничность и астрономичность мышления кочевника обусловлены образом жизни в степи, постоянными передвижениями в пространстве и во времени. В сознании кочевника Небо над землей, и сама Земля — Степь — равны между собой!

Вероятно, перволюди верили в Единого бога, а потом во время распада строя и формирования рабовладельческого стали верить в множество богов, стали язычниками. Такая картина наблюдалась в древнем Египте, Ассирии, античных Греции и Риме. Изрядно поплутав среди языческих столетий, способствовавших формированию почти всех крупных этносов Европы и Азии, эти страны и народы стали снова верить в Единого бога: европейцы в Христа, арабы и тюрки в Аллаха. У буддистов, я так до сих пор и не понял, сколькобожие. Одних только верховных богов несколько — Брахма, Шива, Кришна, сам Будда. Но вновь поверить в единого бога и тем, и другим было легко и удобно, поскольку в основе так называемых мировых религий, христианства и ислама, лежит вера в бога, который живет на Небе, и даже за пределами неба. В недосягаемой выси. А небо — это тенгрианский символ.

Идея обожествленного Неба лежит в основе не только первых представлений древнего человека о небесном боге, но и представлений о нем, как о высшем божестве вообще, которые спустя века после обращения народов в христианство и ислам, слились с понятиями о единых христианском и мусульманском богах. В древнем Китае государственной религией длительное время была вера в бога неба Тянь, отождествляемого с императором небесным Шанди (Тянь — Шуанди).

Вполне вероятно, что эта вера этнологически и лингвистически является частью общего культа Неба, позаимствованного у тенгрианцев южной Сибири, куда после крупнейших геологических и экологических (всемирный потоп, например,) катастроф, переместились народы из Междуречья Евфрата и Тигра, где скорее всего и возникло Тенгрианство.

В Индии учение о великом боге развивается в такие понятия как высший дух, всемирная вездесущая душа, олицетворенная в образе Брахмы.

Презентация на тему: " РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ ТЮРОК (ДО ИСЛАМА) ТЕНГРИАНСТВО. ЧТО ТАКОЕ ТЕНГРИАНСТВО Тенгрианство – это религия древних кочевников Евразии, тюрков и монгол; это совокупность." — Транскрипт:

1 РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ ТЮРОК (ДО ИСЛАМА) ТЕНГРИАНСТВО

3 ПАНТЕОН БОГОВ Как указывает С. Г. Кляшторный, в орхонских рунических памятниках упоминаются чётко три божества Тенгри, Умай и Йер- Суб.

6 Примечательно, что у тюркских народов было принято называть высокую гору или дерево Тенгри. Местом коллективных молений или жертвоприношений могло стать высокое одинокое дерево. В наши дни сохранилась традиция повязывания ленточек на ветвях деревьев, стоящих одиноко или растущих около источника, у входа в пещеру. Это своеобразная дань почитания, знак святости места.

8 СИМВОЛЫ УМАЙ Символом Умай был треугольник, а также Луна, гребень, ножницы и стрела. Её цветами были белый и серебряный. В руках Умай была всегда золотая чаша с освященном молоком. Если ребенок заболевал, то Умай кормила его молоком из своей чаши и приносила выздоровление. Чаша в руках каменных бал балов, которые стояли в степях от Монголии до Карпат, тоже была символом плодородия и богини покровительницы – Умай. Еще одним символом Умай был трилистник. Поэтому тюркские женщины носили серьги и ожерелья в виде трилистника, которые олицетворяли плодородие, многодетность, благополучие и отгоняли злых духов.

9 ДРУГИЕ БОГИ Йер-Суб был богом Земли-Воды, считался жестоким божеством и ему в жертву приносили коней. Эрлик был богом смерти и подземного мира, куда переселялись души умерших. Символом Эрлика была звезда – ночь. Цвет Эрлика – черный.

10 АРУАХИ Помимо обожествления неба особо почитали духов предков – аруахов. Аруахи – духи мёртвых, предки-покровители рода. Аруахам кочевники приносили жертвы. Тенгрианство основывалась на обожествлении природы. Характерна вера в глубокую связь живых людей с духами природы и предков. Человек должен уважительно с любовью относиться ко всему окружающему миру.

11 КУЛЬТ Тенгри поклонялись, поднимая руки вверх, и клали земные поклоны. Священной стороной света считался север. Праздник в честь Тенгри отмечался в середине июня (его отголоском является сабантуй), носил общенародный характер, сопровождался возжиганием огня на открытом воздухе и жертвоприношением коня. При выборе места для ритуала приоритет отдавался возвышенному месту, где росли березы. В процессе праздника у Тенгри испрашивали удачи и здоровья, молитвы именовались словом алгыс. Заканчивался праздник соревнованиями (стрельба из лука) и угощениями (ценился кумыс). Особым почтением тенгрианцы окружали огонь, который нельзя было осквернять.

14 ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ Для беседы с богами нужно и говорить особым языком и особыми звуками. Со своими богами и духами предков тюрки научились разговаривать, используя горловое пение. Такое пение называется хай.

15 СИМВОЛИКА БЕЛОГО ЦВЕТА Тюрки считали, что белый цвет – мать цветов, от которой происходят все остальные. У древних тюрков высшие правители и великие шаманы ездили на конях священной белой масти.

16 КАЛЕНДАРЬ Календарь, который использовали номады был заимствован из Китая. Поэтому для него характерен был 12-летний цикл из животных - крыса, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья.

18 САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТО ЗАКЛЮЧЕНО В ТЕНГРИАНСТВЕ Любовь и уважительное отношение к природе, уважение к предкам, живым и умершим, сохранение культурных ценностей, обычаев и традиций.

19 Конь для тюрков был священным животным, спутник кочевника. В эпосе "Кобланды" так описывается бег коня Тайбурыла: Он летит, и бугристой земли Он копытами не достает. По пути встречает скалу – Он скалу превращает в золу. То не бег, то орлиный полет, Приближает он дальнюю даль…

20 РЕКОМЕНДУЮ ПРОЧИТАТЬ А.К. Бисенбаев. Мифы древних тюрков При написании использованы материалы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основы религиоведения

__________________

Урок № 9

Изучить историю становления иудаизма , его культовую практику;

Раскрыть и понять специфику иудейского мировоззрения;

Систематизировать и углубить знания учащихся о религии древних иудеев.

Воспитать толерантность и умение критически оценивать современные религиозные знания и течения.

Результаты обучения

К концу урока учащиеся будут:

- историю становления и распространения иудаизма .

- специфику иудейского мировоззрения, и влияния на него других религий ;

- давать характеристику вероучения, культовой жизни, структуры, практики и особенностей религии иудаизма

- разъяснять ключевые моральные ценности религии;

- работать с научной, учебной литературой, электронными источниками;

результат своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников.

Ключевые идеи, значимые для урока

Таксономия Блума – через уровневые вопросы, направленные на освоение навыков анализа и синтеза учебного материала, развивать мышление и культуру речи учащихся

Этапы урока

Виды заданий

Процесс оценивания

1. Психологический настрой .

2. Деление на группы с помощью разрезных картинок. Определение темы по картинкам. Постановка целей.

В течение урока формативное оценивание:

похвала, поощрение учителем.

2. Осмысление

II. Специфика иудейского мировоззрения. Культовая практика.

- работа в МГ: учащиеся самостоятельно изучают текст в учебнике, затем составляют кластер, используя дополнительный материал из электронных носителей.

- защищают кластер у доски

III. Закрепление. Ты мне, ятебе

- работа в МГ Составление тестов и кроссвордрв

Для соседней группы

Взаимооценивание с помощью вырезных знаков.

Самооценивание по оценочным листам

3. Рефлексия

4.Домашнее задание

§ 7, П.9 проч. Выполнить задания по уровням

Ресурсы и оснащение

Листы А3, маркеры, стикеры, раздаточный материал для кластеров , разрезные картинки, вырезные знаки для оценивания.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 230 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.04.2017 1451
  • DOCX 19.2 кбайт
  • 23 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Маянфу Роза Щимаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: