Родителям о проектной деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

3 Д ЖОН Д ЬЮИ, АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛОСОФ, ПСИХОЛОГ, ПЕДАГОГ ДАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТА специальное задание, которое имеет цель и определённый исход.

4 А.В.Г ОРЯЧЕВ, АВТОР УЧЕБНИКОВ И РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем)

5 Словарь С.И. Ожегова дает следующие значения слова проект: 1) разработанный план сооружения, устройство чего- нибудь; 2) предварительный текст какого-нибудь документа и т.д.; З) план, замысел.

6 Типы проектов по деятельности А) исследовательские Б) творческие В) ролевые (игровые) Г) информационные

7 УЧЕБНЫЕ по количеству участников 1. Индивидуальные 2. Групповые 3. Коллективные по содержанию 1. Интегрированные 2. Монопредметные 3. Фантастические 4. Теоретические 5. Эмпирические

8 Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности Исследовательские умения Коммуникативные умения Информационные умения Умения в решении проблем Рефлексивные умения Презентационные умения Технологические умения

10 Этапы проектной деятельности ПОИСКОВЫЙ Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели проекта. АНАЛИТИЧЕСКИЙ Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта. Составление плана реализации проекта. ПРАКТИЧЕСКИЙ Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта. КОНТРОЛЬНЫЙ Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта.

11 Формы продуктов проектной деятельности справочник; газета; журнал; альбом; гербарий; карта; экскурсия; игра; сценарий праздника; костюм; макет; модель; сувенир; мультимедийный продукт; учебное пособие и др.

12 Формы презентации проектов демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, стенгазеты; защита реферата; сюжетно-ролевая игра или экскурсия; праздник или инсценировка; демонстрация учебного пособия и т.п. Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.

13 П РЕЗЕНТАЦИЯ Почему работа велась по данному проекту? Проводилась предварительная исследовательская, диагностическая работа? Какова основная идея проекта? Что является основополагающим в данной теме? Правильно ли были выбраны действия по осуществлению данного проекта? Как использовались учебные материалы, дополнительная литература? Какие этапы оказались самыми сложными? Можно ли было выполнить данную работу лучше, изменить замысел? Довольны и вы своей работой?

16 О СЕННЯЯ ПОРА … О ЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ !

17 Л ЮБИМОЙ МАМОЧКИ ПОРТРЕТ

18 О ВОЩИ И ФРУКТЫ - ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

19 70- ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ Р ЖЕВА ПОСВЯЩАЕТСЯ …

20 В ЕЛИКАЯ В ОЙНА. В ЕЛИКАЯ П ОБЕДА.

Цель собрания: активное вовлечение родителей в совместную работу по организации проектной деятельности (ПД) детей.

Задачи собрания:

- уточнить и расширить представления родителей о ПД, ее сути и значимости для развития и формирования личности ребенка;

- обсудить с родителями, в чем заключается их роль, как помочь ребенку добиться успеха в ПД;

- выявить, какие затруднения, с точки зрения родителей, могут возникнуть при подготовке проектов и как их разрешить;

- изучить образовательные и воспитательные возможности семей;

- мотивировать родителей на тесное сотрудничество семьи и школы в вопросах воспитания и образования детей.

Подготовительная работа:

- провести анкетирование родителей с целью выявления их общей осведомленности по данному вопросу и степени готовности их к оказанию помощи в ПД учащихся;

- подготовить выступления 1-2 родителей об успешной подготовке и представлении проектов своих детей, о роли родителей в них;

- подготовить презентацию с теоретическим минимумом о ПД учащихся.

Ход собрания:

I. Слово учителя:

В настоящее время проектная деятельность учащихся - неотъемлемая часть образовательного процесса, начинающегося еще в дошкольных учреждениях. Объясняется это требованиями нового времени. Чтобы наши дети нашли свое место в жизни и добились успеха, им теперь недостаточно быть просто хорошими исполнителями, обществом востребованы творческие, умеющие самостоятельно мыслить люди, способные создавать новое, проявлять активность и брать на себя ответственность. Включение учащихся в проектную деятельность позволяет каждому ученику раскрыть свой потенциал, развивать свои способности, с интересом познавать новое и активно использовать уже имеющиеся знания и умения.

В реальной практике успешное участие наших ребят в проектной деятельности зачастую зависит от согласованности действий учителя и родителей.

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей, младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта. Более того, многие из них испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов. Безусловно, главную помощь ребенку оказывает педагог. Однако, младшему школьнику нужна еще и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время.

Во- вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, характерной для нашего времени.

Основная цель привлечения родителей к ПД школьников- сотрудничество с собственным ребенком, очень важно, чтобы родители не брали на себя функции ученика, иначе теряется смысл выполнения проекта

Сегодня мы с вами определим, что же такое проектная деятельность учащихся, какова в ней роль родителей. (Презентация)

Анкетирование показало, что родителям, для осуществления эффективной поддержки своих детей в ПД необходим теоретический минимум. Что же такое ПД? Каковы ее основные характеристики, этапы?

Тема проекта может быть выбрана учеником или предложена взрослым.

Цель проекта должна звучать четко, лаконично, отражать тему проекта.

Задачи- шаги, которые надо сделать, чтобы достичь цель (описать, изучить, установить, выяснить, привлечь и т. д.)

План действий (последовательность и сроки выполнения работ):

1. Подобрать и изучить литературу.

2. Изучить информацию в сети Интернет.

3. Подобрать фотографии, репродукции, фильмы и т. д.

4. Провести наблюдение, опыт, опрос.

5. Выполнить рисунки, макеты, модели, схемы.

6. Сравнить полученные результаты.

7. Оформить результаты.

8. Подготовить презентацию.

Форма проекта- продукт проектной деятельности (макет, модель; газета, журнал, буклет, атлас, карта, справочник, фото отчет, фильм; игра, праздник, экскурсия,; благоустройство или украшение помещений, территорий и т. д.)

Защита проекта: демонстрация полученного продукта; выставка, аукцион, экскурсия; спектакль, концерт, праздник; демонстрация видеофильма, фоторепортажа, презентации и т.д.

Какую же роль играют родители в ПД?

1. Мотивационная поддержка.

Может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребенка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Осуществление этого вида поддержки индивидуально для каждого школьника, зависит от особенностей развития его познавательной сферы и самооценки. Родитель может подбодрить своего ребенка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.

2. Информационная поддержка.

Актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребенка, может порекомендовать определенные источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.

3. Организационная поддержка.

Одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны выполнения проекта (например, сопровождение ребенка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации), так и внутреннего плана (например, помощь ребенку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).

4. Техническая поддержка.

Эта помощь может потребоваться младшим школьникам на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, ее обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъемок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом.

5. Поддержка в самооценке проекта.

Сотрудничество родителей со своими детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает как ребенка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению. В нашем классе есть родители, которые уже имеют положительный опыт и могут им поделиться.

Выступления родителей, делящихся опытом проектной деятельности своих детей

Какой проект готовил и представлял Ваш ребенок?

Как ребенок относился к Вашей помощи в подготовке проекта: принимал охотно или не принимал, даже если она требовалась, а может, рассчитывал только на нее, не проявляя самостоятельность?

Что в большей степени привлекало вашего ребенка: планирование, выполнение (подготовка) или представление (презентация) проекта?

Что явилось самым трудным для Вашего ребенка: распределение своего времени, поиск информации, подготовка презентации или что-то другое?

Что оказалось сложным для вас?

Довольны ли Вы вашей совместной деятельностью с ребенком, как вы оцениваете результаты?

Давайте подытожим, что же такое проектная деятельность учащихся и какова в ней роль родителей (презентация).

В заключении хочется поблагодарить родителей за помощь и поддержку и выразить готовность к дальнейшему сотрудничеству.

2.Имеется ли у вас опыт в совестной с ребенком и учителем работе в ПД?( Подчеркните: Да. Нет. Совсем немного. Затрудняюсь ответить)

3.Как Вы считаете, должны ли родители помогать и поддерживать своего ребенка в ПД? (Подчеркните: Да. Нет. Совсем немного. Затрудняюсь ответить.)

4.Может ли Ваш ребенок на данном этапе абсолютно самостоятельно работать над проектом? ( Подчеркните: Да. Нет. Затрудняюсь ответить)

5.В чем конкретно вы готовы помочь ребенку в работе над проектом, отметьте:

-мотивировать ребенка на активное участие в ПД

-формулировать цели и задачи проекта

-помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет;

-оказывать техническую поддержку: фото и видеосъемка, подготовка компьютерных презентаций

-подготовка к докладу по результатам проекта

-поддержка в самооценке проекта

6. Что лично для Вас является препятствием в совместной с Вашим ребенком работе над проектом, отметьте:

-постоянная занятость, нехватка времени;

-отсутствие технических возможностей (нет аппаратуры для съемки, компьютера, подключения к Интернет)

-ничего не препятствует.

Спасибо за участие в анкетировании!/data/files/b1488300640.pptx (Проектная деятельность)

Первоклассник ещё толком читать не умеет, а уже задали на дом "сделать проект"! Что это за задание? Зачем оно? Кто должен этим заниматься?

Да, многие родители поначалу воспринимают такие задания в штыки. Напрягает несоответствие возрасту и умениям ребёнка, необходимость делать проект вместе с ним и вместо обычных дел после работы. А кто-то хотел бы сократить время, которое школьник проводит в интернете, но проекты связаны с поиском информации в сети. А у кого-то вообще нет такой технической возможности. Родители возмущаются: прежде чем давать ребёнку такие задания, школа должна научить их выполнять.

Зачем нужны проекты детям?

Оказывается, проекты и презентации — отнюдь не прихоть учителей. Это требования государственного образовательного стандарта (ФГОС). Целью образования являются не только знания, но и умения: ставить цель и добиваться её; самостоятельно добывать и применять знания. Умение пользоваться компьютером и интернетом тоже предусмотрено в программе. Но можно и по старинке: информация в книгах, оформление от руки.

Мудрый учитель формирует у ребёнка умение правильно организовать свою работу — сначала учебную, затем любую другую. Чтобы человек научился самосовершенствоваться и впоследствии мог справляться с различными жизненными ситуациями. Вот для чего предназначена проектная деятельность, и ключевое здесь — слово деятельность: важен не результат, а процесс. Выполняя проект, ребёнок учится ставить цель, планировать этапы её достижения, искать подходящие решения, оформлять результат и представлять его аудитории. И попутно получает знания по теме проекта.

Зачем нужны родители при выполнении проекта?

Как упростить выполнение проекта вместе с ребёнком?

Чем быстрее школьник научится делать проекты сам, тем проще будет всем. Большинство родителей сообщают о нескольких этапах, которые они прошли в начальной школе. А в средних классах оценивают этот опыт положительно! Так и пишут: на пользу пошло, дети легко научились и вышли в самостоятельное плавание.

Этап 1. Родитель сам готовит план проекта, подбирает информацию и фото (контент), затем вместе с ребёнком выбирает, что включить в его проект. Оформляет либо родитель (ребёнок смотрит), либо сам ученик. Если не умеем на компьютере, то на бумаге, с рисунками.

Этап 2. План проекта готовим вместе. Подбор контента ещё за родителем. Оформление совместное (ребёнок делает, родитель подсказывает).

Этап 3. Ребёнок составляет план проекта и сообщает родителю, какая нужна информация. Подбираем её уже вместе, учимся методам поиска и выбора контента. Оформление уже за ребёнком.

Как обойти подводные камни?

Есть несколько сложностей, связанных именно с проектами в начальной школе.

Цель : Познакомить родителей с проектной деятельностью и определить их роль в создании ученического проекта.

1.Получение присутствующими обширной информации о технологии проектного обучения, видах и принципах проекта,

2. Выявление ключевых проблем по проектному обучению и роль родителей в создании проекта.

3. Научить родителей создавать проект.

Анкета для родителей.

1. Любит ли читать Ваш ребенок?

2. Какую книгу читает Ваш ребенок сейчас?

3. Читаете ли Вы детям?

4. Читаете ли Вы вместе с ребенком?

5. Любят ли в вашей семье читать взрослые?

6. Как Вы думаете, Ваш ребенок читает, потому что надо, или потому, что интересно?

7. Есть ли в вашей библиотеке книги для ребенка?

8. Какую книгу читаете сейчас Вы?

В преддверии родительского собрания проводим анкетирование учащихся.

Анкета для учащихся.

1. Сколь раз в неделю ты смотришь телевизор?

2. Ты смотришь телевизор один или вместе с семьей?

3. Ты смотришь все подряд или у тебя есть любимые передачи?

4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал волшебнику, чтобы жизнь твоя была интересной и нескучной?

Ход собрания:

1. Вступление учителя

- В последние годы в школе возрастает интерес к проектной деятельности. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектирование превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Вы, уже, наверное, заметили, что домашние задания по математике и окружающему миру включают создание проекта.

В первом классе вместе со своими детьми учитесь и вы – родители. Поэтому я думаю, что вы первые должны усвоить и понять, в чем заключается смысл метода проекта, и для своих детей будете самым первым помощником и консультантом.

Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации. обработке данных. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти вместе информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "Помочь", но не "Сделать вместо".

2. Теоретическая часть.

Типы проектов по деятельности:

1. Исследовательские – выделение проблем, проведение эксперимента или исследования.

2. Творческие – разработка праздника, альбома, видеофильма, сочинение сказки и т.д.

3. Ролевые, игровые - участники проекта принимают на себя определенные роли, исследуют характер своего героя.

4. Информационные – направлены на сбор информации, ее анализ и обобщение.

Типы проектов по продолжительности:

1. Краткосрочные – для решения небольшой проблемы (один или несколько уроков).

2. Средней продолжительности – от одной недели до месяца.

3. Долгосрочные – от месяца до нескольких месяцев.

Принципы организации проектов.

1. Принцип индивидуализации – предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.

2. Принцип проблемности – стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей учащихся.

3. Принцип доступности – предполагает учет реальных умственных и физических возможностей учащихся. ( Поэтому проекты в начальной школе небольшие и простые).

4. Принцип сотрудничества – предполагает равноправные партнерские отношения между всеми участниками педагогического процесса. (Учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – родитель).

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности.

Структура проекта

1. Выбор темы проекта, типа проекта

2. Выдвижения первоначальных идей, выделение возможных вариантов проблем, в рамках темы.

3. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации.

4. Самостоятельная работа - поиск и анализ информации, подготовка материалов к проекту.

5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

6. Разработка проекта.

7. Оформление результатов.

2. Практическая часть

- Сегодня мы с вами попробуем составить коллективный проект, таким образом, Вы попробуете разобраться в этом вопросе.

- Для начала разделитесь на две группы и каждый из Вас должен представить себя ребенком, а меня мамой и в этой ролевой игре каждый попробует научиться выполнять свою роль.

Этапы проекта

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа.

Учитель предлагает для каждой группы тему проекта.

Тип информационно – исследовательский.

2. Выделение возможных вариантов проблем, идей в рамках темы. ( Если родители затрудняются учитель помогает) На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

выдвинуть как можно больше идей;

записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Выбираете идею и работаете над ней.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

- Я для вас приготовила материалы из источников интернета, журналов, газет и результаты анкет детей и всех родителей. Вам надо только все это прочитать, проанализировать.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

При работе участники группы учатся :

- слушать друг друга;

- договариваться друг с другом;

- вступать в дискуссию;

- организовать себя на дело (каждый выполняет определенное задание)

Родители работают над выбранной проблемой, а учитель координирует работу, оказывает посильную помощь.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

После того, как родители выполнили задания 4 этапа, выбрали нужную информацию, переходят к обсуждению и выделению самого значимого по данной проблеме.

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

2. Саляхова Л.И. Родительские собрания - М:Глобус, 2008. – С 171.

3. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии – М: Глобус, 2008. – С 66- 75.

Читайте также: