Родительское собрание в начальной школе как помочь ребенку стать внимательным

Обновлено: 05.07.2024

Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

Ход собрания.

Первый вопрос, к которому мы обратимся - Что такое внимание и каковы его свойства?

Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс : что это такое?

Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафиксированы уже на 10-12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо - возникло и прошло. При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.

Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность.

Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Существует два вида внимания : непроизвольное и произвольное. Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает. Произвольное внимание имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста, еще недостаточно развито. Однако наличие многообразных ученических обязанностей, требования учителя, влияние детского коллектива, вся обстановка школьной жизни способствуют развитию этого вида внимания.

Предлагаю вам упражнения на развитие произвольного внимания

Упражнения по развитию произвольного внимания

1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

2. Пять-шесть человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т. п., по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте.

Углубимся в проблему

Сейчас мы обратимся к изучению свойств внимания

Под объемом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трех-четырех символов, а у некоторых и еще меньше.

Объем внимания возрастает вместе с развитием мозга ребенка. У детей объем внимания невелик, поэтому при знакомстве и изучении новых предметов нельзя загружать ребенка избыточной информацией.

Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определенном объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут.

Это тоже связано с физиологией ребенка. Процессы возбуждения и торможения у младшего школьника неустойчивы. Процесс возбуждения превалирует над торможением. Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью, на одном объекте его внимание может задерживаться недолго. И не надо требовать, чтобы он долго себя посвящал одному делу, так как ребенок переутомляется, у него наступает торможение, апатия. Из всего этого следует еще один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности.

Под переключаемостъю внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Заметим, что переключение внимания у младших школьников происходит отнюдь не сразу.

Распределяемостъ внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма. Ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма. Нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным. Очень полезное и необходимое свойство. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребенка. Поэтому дети в первом классе, отвечая у доски, способны, сначала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что они совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел сразу - задача очень трудная. Вот начинает ваш ребенок читать: произнес первый слог, второй, а слово собрать не может. И родители начинают метаться : он неспособный. А все дело в том, что у него маленький объем внимания и, пока он читал второй слог, он уже забыл первый. Это бывает не только при чтении, но и на других занятиях. В математике нужно разрешать детям записывать промежуточные ответы в задачах, а то они, отвлекая свое внимание на последующие действия, забывают ранее решенное.

Концентрированность внимания - под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Науке известны две причины, снижающие концентрацию внимания : физиологическая и педагогическая. К педагогическим факторам можно отнести телевизор, компьютер. Это связано с тем, что смена кадров при телевизионном изображении требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

Приемы развития внимания у детей.

Внимательно посмотри на рисунок 1 (30 секунд). Посмотри теперь на рисунок 2 и скажи, что изменилось. Дорисуй недостающие элементы так, чтобы картинки получились одинаковыми.

Внимательно осмотрите комнату (рисунок).

Необходимо назвать и одновременно показать числа от 1 до 10, записанные на белом фоне.

Затем назвать и показать числа от 1 до 10 (от 10 до 1, записанные на черном фоне.

Далее называть и показывать числа от 1 до 10 (от 10 до 1) в следующем порядке: нечетные показывать на черном фоне, а четные - на белом фоне.

Ты должен одновременно пересчитать яблоки на картинке и слушать стихотворение, которое я тебе прочитаю.

Сколько яблок у ребят - Солнышком в руках горят! У Наташи и у Томы, У Сережи и у Ромы. На столе еще одно, Солнышком напоено. Ну-ка, сколько яблок, братцы? Кто сумеет догадаться?

- Сколько яблок на картинке?

- Сколько яблок у ребят, о которых говорится в стихотворении?

На этом рисунке спрятаны названия трех деревьев. Прочитай эти слова.

Существует ли зависимость между уровнем развития внимания младшего школьника и успешностью его обучения? Если у ученика младшего школьного возраста преобладает низкий уровень развития устойчивости, объема, переключения внимания, то значит ли, что у данного ученика будут определенные проблемы в обучении?

Проблемы могут быть в трудности усвоения материала - как наглядного, так и устного и письменного:

- невозможность выполнить работу по образцу

- списать готовый текст с учебника

- списывать с доски в тетрадь без ошибок

- передать содержание текста

- ответить на вопрос учителя

это влечет за собой неуспеваемость, отставание в обучении

Убедительно рекомендую вам:

1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

3. Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.

Приобретать и использовать книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное образовательное учреждение

hello_html_me8692b2.jpg

Развитие

произвольного внимания

в учебно-воспитательном процессе

( Родительские собрания 1-2 класс )

Учитель школы №52

Огнева Елена Леонидовна

Муниципальное образовательное учреждение

Развитие произвольного внимания в учебно-воспитательном процессе

Кемерово 2010

ББК 88.08 (2Р4Кем) + 51.2

Родительское собрание в 1 классе

Гений – это внимание.

Не важно, кто это сказал, важно, что это так.

Внимание можно и нужно развивать.

Задачи собрания:

Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников.

Классный руководитель:

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки…

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание?

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений, совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

К основным свойствам внимания относятся: концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Ученик с высокой концентрацией внимания отличается организованностью, хорошей наблюдательностью. И, наоборот, ученик, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 6-7 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.

Распределение внимания – это одновременное внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать и воспринимать дополнительные разъяснения учителя или родителей, читать и одновременно осмысливать текст и т.п.

Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу.

Внимание – это на раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать – это ВЫ - его родители.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю Вам ознакомиться.

- да;
- трудно сказать (и да и нет);
- нет.

- да;
- трудно сказать (и да и нет);
- нет.

3. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребенка развивалось внимание?
________________________________________________________________

Необходимо провести экспресс-диагностику особенностей внимания учащихся;

Диагностика развития внимания.

Методика используется для определения объёма внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей младшего школьного возраста – 400 знаков и выше.

Время работы – 5 минут.

Примечание: Сначала отрабатываются такие способы сложения, затем в течение одной минуты учащиеся должны действовать по 1-му способу, а потом (по сигналу) по 2-му способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту опять по сигналу перейти к первому способу.

Успешное выполнение этого задания требует определенного внимания, т.к. им надо не только понять инструкцию, но и удержать ее в памяти в течение некоторого времени.

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера)

Анализ результатов: фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: высокий уровень устойчивости внимания – 100 % за 1 мин 15 с без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания – 60 % за 1 мин 45 с с 2-мя ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания – 50 % за 1 мин 50 с с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20 % за 2 мин 10 с с 6 ошибками (по М.П.Кононовой)

  • Анализ результатов анкетирования родителей и диагностики учащихся.
  • Подготовка выставки книг, статей о внимании и других познавательных процессах.

Выставка книг:

  1. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
  2. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
  3. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. Для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  5. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
  6. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. Психологии. – 1991.- №6.- с.103.
  7. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. Психологии. – 1991.- №1.- с.27.
  8. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. – 1997.- №1.- с.59.

Ход собрания

1. Оргмомент

Звучит музыка. Родители занимают свои места за тремя столами, в результате чего образуются рабочие группы участников собрания.

2. Энергизатор

- Приветствуем вас на нашем родительском собрании!

- Просим помахать рукой тех, кто рад сегодняшнему дню…

- Моргните левым глазом те, кому немножечко за 30…

- Потянитесь те, кто сегодня выспался…

- Пожмите себе руку те, кто ведёт здоровый образ жизни и занимается спортом.

- Похлопаем в ладоши и дружно порадуемся нашей замечательной встрече.

Когда человек хлопает, он активизирует своё внимание. И это значит, что мы готовы к работе.

3. Актуальность темы собрания

С каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности детей. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых.

То, что внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Но как это делать?

После проведения диагностики познавательной сферы, выявляется картина развития у детей различных познавательных процессовтаких как: внимание, память, мышление.Диагностика проводится два раза в год, с той целью, чтобы посмотреть динамику развития познавательных процессов, после проведенной развивающей работы, и с целью наметить дальнейшие пути развития.

В представленных диаграммах видна положительная динамика в развитии свойств внимания: объём, концентрация, устойчивость, распределение и переключение.


  • Объём – объём
  • Концен. – концентрация
  • Устойч. – устойчивость
  • Расп. и перек. - распределение и переключение

Интересное исследование М. Н. Шардакова показало, что слишком быстрый или замедленный темп работы одинаково неблагоприятен для устойчивости и концентрированности внимания. Наиболее оптимален средний темп работы, который тем ниже, чем младше школьники. Возможности развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания младших школьников в процессе обучения очень велики. Сам процесс обучения требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточивания.

Произвольное внимание развивается вместе с растущим сознанием ответственности за успех учебной деятельности. На этой основе у младшего школьника формируется умение организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им.

Упражнения на развитие внимания

Упражнение № 1

Словесный материал:

1-й способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строку ставят предыдущее верхнее слагаемое. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.

2-й способ: сумму ставят в нижнюю строку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.

Упражнение на переключение и распределение внимания

Упражнение № 4. Отыскивание чисел по таблицам Шульте

Инструкция: Учащимся предлагается поочерёдно 6 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения заданий для детей 6 – 7 лет от 1 до 1,5 минуты на одну таблицу. У учащихся среднего звена норма 45 секунд – 1 минута.

Правила поддержания внимания:

После завершения демонстрации игр, педагог проводит краткую презентацию представленных на выставке книг по теме родительского собрания.

Заключительный этап

В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

- Помогите вашим детям стать внимательными.

- развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие из предложенной литературы.

- Постарайтесь научить детей играть в шахматы и шашки.

- Учите детей быть наблюдательными – умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

Педагог благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании и развитии детей.

Рекомендации родителям обучающихся

Десять рекомендаций – правил, которые направлены на повышение внимательности при чтении учебного материала.

Цели собрания:

2. Дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей.

3. Изучить в ходе собрания приемы, упражнения и игры по развитию внимания.

Участники: классный руководитель, родители второклассников, школьный психолог.

Форма проведения: собрание-практикум.

Организация родительского собрания:

• подготовка приглашений для родителей;

• проведение анкетирования родителей;

• приглашение школьного психолога на родительское собрание с результатами проведенной диагностики уровня развития внимания учащихся класса;

• подготовка выставки книг о внимании и других познавательных процессах;

• составление листов и карточек с описанием игр и упражнений по развитию внимания;

• разработка сценария родительского собрания;

• оформление классного помещения;

• анализ результатов анкетирования совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета.

(Проводится анкетирование родителей.)

Анкета для родителей

1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий:

2. Можете ли вы назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным:

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?

Внимание есть именно та дверь, перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Представитель каждой группы родителей читает вслух коллективно составленную фразу, а учитель обобщает мнения родителей.

II. Далее идет знакомство с результатами анкетирования

Это может сделать классный руководитель или председатель родительского комитета.

III. Выступление школьного психолога

Школьный психолог знакомит родителей с результатами диагностики произвольного внимания учащихся класса.

- Успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированное у них способности быть внимательным.

Далее рассказывается о внимании младшего школьника, рассматриваются виды внимания.

Внимание! Но что это такое - внимание?

Внимание - волшебная дверца, через которую каждый человек внимает внешнему миру, общается с ним.

Виды внимания

Непроизвольное: познавательная потребность, новизна.

Произвольное: цель деятельности, ориентация на конечный результат.

Предвнимание - состояние повышенной готовности к включению в деятельность.

Упреждающее внимание - внимание ученика, активно овладевающего новой учебной задачей.

Запаздывающее внимание - внимание пассивное, возникающее как реакция на строгую реплику учителя, который призывает к деловой обстановке в классе.

Послепроизвольное внимание - всепоглощающая увлеченность выполняемым делом.

В ряду свойств личности человека внимание проявляет себя как характерная черта, именуемая внимательностью.

Внимательность - сложное образование, определяемое направленностью личности, системой ее ценностных ориентаций. Эти ориентации диктуют человеку, к чему и в какой степени он должен быть внимателен в повседневной жизни, в быту, в работе. Внимательность младшего школьника определяет весь стиль учебной деятельности учащегося.

Внимание - это динамическая сторона протекания познавательных процессов. Традиционно выделяются следующие свойства внимания - концентрированность, устойчивость, распределение, переключение и объем.

Концентрированность характеризует степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

Устойчивость проявляется в длительной сосредоточенности на одном предмете или воображаемом объекте в рамках одной и той же деятельности. Плохо концентрируемое, неустойчивое внимание проявляется в рассеянности.

Объем определяется количеством одномоментно воспринимаемых элементов. Объем внимания ограничен (не более 3-4 предметов у детей, 5-8 у взрослых).

Распределение предполагает наличие в процессе работы не одного, а по крайней мере двух фокусов сосредоточения, существующих одновременно.

Переключение характеризует способность человека сознательно и намеренно перемещать фокус внимания с одного объекта на другой.

Если внимание устойчиво, хорошо концентрируется, распределяется, переключается и имеет большой объем, мы говорим, что свойства внимания хорошо развиты.

В младшем школьном возрасте хорошо развитые свойства внимания являются одним из факторов, прямо определяющих успешность обучения.

Таким образом, у внимательных детей успешность овладения математикой наиболее тесно связана с объемом внимания, успешность овладения русским языком зависит от того, насколько точным является распределение, а хорошее чтение - от устойчивости внимания.

(Рассматриваются пути развития внимания.)

1. Систематическая тренировка свойств внимания.

2. Познавательная мотивация.

3. Организованность внимания.

4. Заинтересованность школьника в учении.

5. Формирование волевых привычек.

Для развития внимательности как устойчивой характерологической особенности школьника наиболее важны привычки к регулярному и точному исполнению своих обязанностей и самоконтролю. Первая гарантирует аккуратное и добросовестное выполнение всех очередных и внеочередных заданий, которые учащиеся получают в школе и дома. Вторая позволяет постоянно соотносить выполняемую работу с теми задачами, которые ставятся перед ребенком.

Активная жизненная позиция учащегося, стремление к самосовершенствованию, к максимальному расширению своих возможностей выступают в качестве фактора, определяющего и формирование внимания.

IV. Практическая работа родителей. Игры, задания и упражнения, развивающие внимание младших школьников

Нет такой кнопки. Но зато есть такие игровые упражнения и задания, которые способствуют развитию внимания. Сегодня с некоторыми из них мы познакомимся, чтобы затем их применять, помогая своим детям.

2. Группы родителей получают листы с описанием игр или упражнений для развития внимания. Каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление о том, как проводятся эти игры с детьми (можно продемонстрировать для всех родителей).

Для ознакомления и демонстрации игровых упражнений и заданий предлагается использовать материалы книги: Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Душин М., Куров В. Ярославль: Академия развития, 1997.

Задание 1. Найди отличия

Мы начинаем серию заданий с простого, но очень эффективного упражнения. Оно направлено на развитие такой важной характеристики внимания, как способность к переключению. Данное упражнение увеличивает также и объем внимания.

Сравнивая два изображения, ребенок должен найти отличия между ними. Если он никак не может найти все, обсудите вместе способ поиска мелких деталей. Часто дети ищут отличия, перемещая взгляд по картинкам хаотично, бессистемно. Подведите малыша к идее целенаправленного поиска, например, посоветуйте просматривать все элементы картинки по очереди, допустим, слева направо.

Уважаемый Шерлок Холмс! Найди, пожалуйста, все отличия между этими двумя картинками. Чтобы не сбиться, ставь, найдя очередное отличие, под картинками галочку.

Сколько ты нашел отличий? Их должно быть пять. Теперь раскрась картинки - обе одинаково или каждую по-своему. Интересно, что у тебя получится?


Задание 2. Перепутанные линии

Это упражнение направлено на развитие концентрации внимания. Задание чрезвычайно простое: необходимо найти, где какая линия начинается и заканчивается. Но если линий много, то взгляд ребенка может соскользнуть с той линии, за которой он следил, на близлежащую. Если у ребенка возникнут такие проблемы, мы рекомендуем упростить задание, но только на одну ступень. Если ребенок и в этом случае будет испытывать затруднения, можно опуститься еще на один шаг. И так далее. Но как только малыш хорошо освоит выбранную степень сложности, начинайте постепенно усложнять задание - шаг за шагом. Ниже дается шкала сложности в порядке упрощения заданий.

1. Ребенок следит за линией только глазами.

2. Ребенок следит за линией, ведя по ней палочкой или пальцем.

3. Ребенок следит за линией и одновременно рисует по ней карандашом или ручкой (в этом случае лучше для каждой линии подбирать свой цвет).

Таким ступенчатым способом ребенок обучается отслеживать нужную информацию (линию), не обращая внимания на помехи (другие линии).


Уважаемый Шерлок Холмс! Помоги Красной Шапочке выбрать тропинку, по которой она не попадет к волку. Большое спасибо от нас и Красной Шапочки!

Задание 3. Корректор

Развитие устойчивости внимания.

Цель задания - вычеркнуть буквы или значки в соответствии с образцом. Обе составляющие упражнения - выполнение и контроль - одинаково важны для развития внимания. Поэтому, если вы сами будете выполнять задание, а ребенок лишь проверять вас, это тоже даст прекрасный эффект. Если же задание выполняет ребенок, все равно проверять результат лучше ему самому, хотя, разумеется, исключения всегда возможны. Ошибкой считаются пропущенные или неправильно зачеркнутые значки и буквы.

Если при проверке ребенок пропустит ошибку, не указывайте ему на нее прямо, а предложите малышу вернуться чуть-чуть назад и еще раз просмотреть значки и буквы.

Выполнению задания следует поначалу посвящать одну минуту, лишь постепенно увеличивая время занятий до трех-четырех минут. Время же проверки не ограничено.

Проасивчакутвьпураосмувпенкраутвжюы бчьстапуарувтамосаровлынарвпсичруолв лунэщпуздаолмутсьапвурсовтегпрмивоау двбсьмтоуплафуыдлаовэрситчакуцоырва киумпусавечиуоя

А теперь проверь, все ли ты правильно сделал. Напиши, сколько значков просмотрено, сколько значков зачеркнуто правильно. Если ты еще не очень хорошо умеешь считать и писать, пусть тебе поможет твой доктор Ватсон.

С чувством, с толком, с расстановкой переключение и распределение внимания

Подпиши названия животных под картинками. После этого птиц раскрась красным цветом, зверей - синим, а хищников еще и обведи квадратом: пусть сидят, как в клетке.


Задание 4. Числовые цепочки

Развитие внимания и памяти.

Посмотри, какая интересная цепочка здесь нарисована. Давай попробуем ее заполнить.

Правило будет такое:

если число попадает в треугольник, то оно увеличивается на 2,

если в квадрат, то увеличивается на 1,

если в кружок, то уменьшается на 4.


А в следующих двух цепочках правило будет другое:

если число попадает в квадрат, то оно уменьшается на 2,

если в треугольник, то увеличивается на 1,

а если следующая фигура такая же, как и предыдущая, то число остается неизменным, таким же, каким и было.

Попроси кого-нибудь из взрослых выполнить это задание, а сам проверь, не наделает ли твой помощник ошибок.


Задание 5. Движения по команде

Такого рода упражнения дети выполняют с особенным удовольствием, так как у них появляется возможность попрыгать, побегать, подвигаться. При этом внимание ребенка развивается благодаря нескольким факторам.

1. Необходимостью запомнить, какое действие за какой командой должно последовать.

2. Контрасту между характером команды и характером выполняемого действия (например: я буду пищать, как мышка, а ты в это время ходи, как медведь).

По предлагаемым образцам вы можете придумать свои варианты. Включите в процесс придумывания правил и ребенка. Начинать лучше с двух-трех команд; потом их число можно увеличить. Если в игре одновременно будет участвовать несколько человек, это просто здорово.

V. Обзор литературы по теме собрания, представленной на выставке (можно подключить родителей)

VI. Подведение итогов

Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в развитии и воспитании детей.

Читайте также: