Родительское собрание готов ли ваш ребенок к школе
Обновлено: 04.07.2024
Время проведения собрания: сентябрь – октябрь.
Цель собрания: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребёнка к школе; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.
- Способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников встречи, зарождения основы для будущего доверия.
- Дать родителям и педагогам дошкольного учреждения опыт игрового взаимодействия друг с другом, игровой культуры общения.
- Выработать единые требования в готовности ребёнка к школе.
- Отслеживать результативность работы с родителями разнообразными методами, (анкета, отзыв, гамма чувств и т.п.).
Участники: воспитатели, учитель начальных классов, родители выпускников детского сада.
План проведения:
Предварительная работа:
Работу представила Хмелева Анна Сергеевна, в оспитатель ВКК МБДОУ Детский сад № 113, г. Екатеринбург.
(Родительское собрание проводится во время подготовки детей к школе).
Ваш ребёнок идёт в 1 класс.
Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, будут поощрять в ребёнке желание учиться.
Готовность ребенка к обучению в школе — это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка ".
Дети, не готовые к обучению, требуют специального подхода. И учителю, и родителям предстоит кропотливая работа. Трудности, связанные с приходом в школу "неготового" к ней ребенка, могут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмоциональное восприятие школы и учебы, развитие личности в целом.
Поэтому, прошу ответить на предложенные вопросы предельно честно.
Опросник для родителей.
1. Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе: отношения с детьми (дружелюбный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, легко возбудимый, раздражительный); характеристика ночного и дневного сна (засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель); навыки опрятности (аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).
2. Работоспособность во время занятий (работает целеустремленно во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом).
3. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).
4. Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет абстрактными понятиями, может обобщать).
5. Развитие речи (произносит правильно все звуки, неправильно произносит один или два звука, неправильно произносит большинство звуков, заикается; при пересказе текста употребляет распространенные предложения, пользуется эпитетами; речь бедная, односложная; правильно ли понимает смысл картинки или рассказа).
6. Усвоение программы детского сада (имеет ли необходимый для своего возраста запас, сведений и знаний, ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живет, знает ли имена родителей, их специальность, места работы, времена года, домашних и диких животных, доступны ли элементарные обобщения).
Психологическая готовность ребенка к школе - означает сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе. Психологическая готовность к школе включает в себя:
Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях.
Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития— наиболее распространенная ошибка учителей и родителей. Старание родителей направляется на "запихивание" в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел,
как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду,
цифры 0,1,2,3,4,5,6.7,8,9, знаки +, -,=, >,
название текущего месяца, последовательность дней недели,
уметь называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и число предметов,
составлять и решать задачи в одно действие на сложение вычитание,
пользоваться арифметическими знаками действий,
измерять длину предметов с помощью условной меры,
составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера,
делить круг, квадрат на 2 и 4 части, ориентироваться на листе . клетчатой бумаги.
К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
- составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки,
- различать гласные и согласные звуки,
- находить слова с определенным звуком,
- определять место звука в слове,
- составлять предложения из 3-4 слов,
- членить простые предложения на слова,
- членить слова на слоги (части) с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков,
- различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение.
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
В области представлений об окружающем мире :
Своё имя, отчество и фамилию.
Свой возраст (желательно дату рождения).
Свой домашний адрес.
Свой город (село) и его главные достопримечательности.
Страну, в которой живёт.
Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
Домашних животных и их детёнышей.
Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки.
Транспорт наземный, водный, воздушный.
Различать одежду, обувь, и головные уборы; зимующих и . перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды;
уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности.
Интеллектуальная готовность имеет и другой аспект — формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Умение выделить учебную задачу означает понимание (или непонимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условности учебного общения.
К 6,5 годам происходит постепенное оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить: цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие для преодоления препятствия.
Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое поведение и процессы торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением дается пока ребенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формировании у детей умения преодолевать трудности, в высказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.
Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.
Как подготовить ребёнка к школе ?
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в семье: забота, понимание, внимание.
Разумная требовательность и дозированная самостоятельность, правильно организованная система поощрений и наказаний – вот ведущие принципы воспитательного подхода.
Развитие речи ребёнка, обогащение его словарного запаса.
Включение ребёнка в разнообразные сюжетно-ролевые игры.
Игры-головоломки, ребусы.
Развитие моторики и координации движений, глазомера ( рисование, лепка, выкладывание мозаики, аппликация, вырезание, вышивание, плетение, игры с мячом, танцы).
Развитие фонематического слуха.
Обучение работе по образцу (конструирование).
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления.
Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.
Пересказ прочитанных или прослушанных сказок, рассказов.
Заучивание наизусть пословиц, стихов, считалок, скороговорок.
Отгадывание загадок.
Составление рассказа по картине, серии картинок.
Памятка родителям №1
Играйте со мной .
Для меня игра – это жизнь, в ней я научусь всему.
Прощайте меня .
Я – еще ребенок, иногда не могу управлять своими эмоциями и поведением.
Будьте внимательны ко мне.
У меня тоже могут быть свои проблемы – помогите мне их решить.
Ваши тревоги и опасения могут передаться и мне.
Никогда не обижайте меня .
Я буду вынужден защищаться и могу стать злым, агрессивным драчуном.
Успокойте меня.
Мне так хочется посидеть у вас на коленях и послушать волшебную сказку.
Общайтесь со мной.
Когда я перестану задавать вам вопросы, я буду искать информацию где-то на стороне.
Просто любите меня.
Я вас так сильно люблю – ответьте мне любовью.
Памятка родителям №2
Привлекайте школьников (братьев, сестер, знакомых) к общению с будущим первоклассником. Пусть они расскажут о школе, покажут свой портфель, пригласят будущего первоклассника в школу, например, на праздник.
Начинайте уже сейчас приобретать вместе с ребенком или подарите ему необходимые для учебы принадлежности и вещи. Пусть он начинает собирать портфель и даже пользуется этими предметами для самостоятельных занятий по подготовке к школе.
Вспомните себя школьником и расскажите об этом ребенку, останавливаясь на положительных примерах из своей школьной жизни.
Докажите ребенку на примерах из жизни ваших родственников, знакомых, что именно успешная учеба в школе помогла им достичь своей цели.
Сами будьте уверены, что
ВСЕ У ВАС И У ВАШЕГО РЕБЕНКА БУДЕТ ХОРОШО!
Памятка родителям №3
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу.
Своё имя, отчество и фамилию.
Свой возраст (желательно дату рождения).
Свой домашний адрес.
Свой город (село) и его главные достопримечательности.
Страну, в которой живёт.
Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
Домашних животных и их детёнышей.
Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки.
Транспорт наземный, водный, воздушный.
Различать одежду, обувь, и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
Знать великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.).
Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
Различать гласные и согласные звуки.
Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполняя счётные операции в пределах 10.
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.
2. Предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: "я уже ученик!", готовность к выполнению стоящих перед ним задач, помогают ребёнку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий и т.д. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.
Что привлекает ребёнка в школе? Как правило, это внешние моменты школьной жизни - ранец, тетради, учебники, сама школа- новые дети, новые друзья. Всё это, конечно, ещё не отношение к новому виду деятельности, к учёбе, как таковой, не желание учиться ради получения знания, но в то же время это основа желания изменить своё место в обществе. Однако желание малыша далеко не всегда совпадает с его возможностями: ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация в новых условиях во многом определяются уровнем волевого развития.
У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной работы необходимо, чтобы ребёнок сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, чтобы мог отличить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать. Ребёнку помогите понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.
Малышу необходимо включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определённом темпе. Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Как же быть, если ваш первоклассник не видит клеточки (не может отсчитать 2-3, найти их пересечение), займитесь мозаикой, маленькими фишечками. Ежедневно. Пусть первоклассник дома рисует.
Например, фломастером - толстым и тонким "кривулечки", а вы дорисовывайте, чтобы получился смешной или просто узнаваемый рисунок. Так малыш научится видеть не только плоскость, но и линии.
Карандашами, тоже толстыми и тонкими. Надо заштриховать рисунок то густо, то бледно (шариковая ручка, как известно, напрягает мышцы кисти, а наши работы помогут их расслабить).
Акварельные краски или гуашь. И тонкой кисточкой обведём рисунок. Сначала крупные (большие ромашки, фигурки), а потом мелкие (ягодки или кружочки). Зачем? Ведь ребёнку придётся в прописях повторять рисунок, значит, нужна предварительная тренировка. Если кружочки не получаются, купите волчок или юлу и крутите их правой и левой рукой, развивая пальчики.
О левой руке. Она чаще бездействует. Но когда работают только правой, добра не ждите. Со временем может искривиться позвоночник. Обе руки должны быть на столе: это поза пишущего. Но она-то для ребёнка не естественна. Как же быть? Надо научить мальчиков и девочек набирать петли на толстых спицах и толстыми нитками. Это тренирует локоток и терпение.
Теперь о пальчиках. Они такие непослушные. Вы их тренируете теми же спицами. Лепите из жёсткого пластилина или глины баранки и гирлянды, выдавливайте пальчиками фигурки (грибочки, шарики, лодочки) на поверхности. А на мягком пластилине, как гравюру, можно выдавливать разные фигурки.
Купите перьевую ручку. Пусть сын или дочка пишет всё, что захочется. Всё ещё не получается? Не ругайтесь, пусть будут виноваты пальчики - что-то они сегодня разленились. Ну, а если работа понравится, считайте, малыш у вас уже пишет. И тогда письмо в классе у него будет получаться всё лучше.
О чтении. Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы сразу и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребёнком (две книжечки за неделю - достаточно).
Для математики. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова "за", "над", "под"). А что такое кроссворд? Это столбики и сама клеточка, в которую всё вписывают,
Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки.
Играя, они освоят счёт и задачи.
Родители хотят, чтобы их ребёнок был хорош. И учитель в 1 классе внушает, что он таким и будет, если крепко дружить со школой, т.е. полностью вникнуть в интересы ребёнка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат.
Хорошо можете присесть на стулья.
Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаем его готовить к поступлению в школу.
Результаты предложенного теста дадут вам ответ на вопрос готовы ли вы отдать ребенка в школу.
Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учится в школе?
Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?
Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?
Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?
Вы опасаетесь, не будут ли обижать, и дразнить Вашего ребенка?
Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительнице Вашего ребенка?
Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?
По вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?
Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?
Подсчитайте, какое количество балов вы набрали.
10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился - обратитесь к психологу.
5-10 баллов. Вы неуверенны в успехах ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечными и невнимательными.
А сейчас я хочу дать Вам памятки и рекомендаций, которые помогут Вам.
Спасибо за внимание Удачи Вам и вашим детям.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок идёт в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не срезу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к воспитателю (учителю), психологу.
Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Общие рекомендации родителям
1. Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
2. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.
3. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие его.
5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
6. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
- Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
- По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
7. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передайте их ему.
8. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.
9. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
10. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите о СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
11. Правила (ограничения требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, согласованы взрослыми между собой.
12. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например:
14. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
Быть родителем - особое искусство. Хочется пожелать родителям будущих первоклассников терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей.
Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее, могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Это залог успеха!
Читайте также:
- Виктор гюго отверженные анализ произведения кратко
- Психолого педагогические аспекты готовности лиц с тнр к школьному обучению
- Почему в клетках растений и в клетках животных деление цитоплазмы происходит по разному кратко
- Почему гоголь расположил помещиков именно в таком порядке в мертвых душах кратко
- Что такое реди мейд в искусстве кратко