Родительское собрание готов ли ваш ребенок к школе

Обновлено: 04.07.2024

Время проведения собрания: сентябрь – октябрь.

Цель собрания: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребёнка к школе; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.

  1. Способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников встречи, зарождения основы для будущего доверия.
  2. Дать родителям и педагогам дошкольного учреждения опыт игрового взаимодействия друг с другом, игровой культуры общения.
  3. Выработать единые требования в готовности ребёнка к школе.
  4. Отслеживать результативность работы с родителями разнообразными методами, (анкета, отзыв, гамма чувств и т.п.).

Участники: воспитатели, учитель начальных классов, родители выпускников детского сада.

План проведения:

Предварительная работа:

Работу представила Хмелева Анна Сергеевна, в оспитатель ВКК МБДОУ Детский сад № 113, г. Екатеринбург.

(Родительское собрание проводится во время подготовки детей к школе).

Ваш ребёнок идёт в 1 класс.

Родители окажут большую помощь учителям, воспи­тателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, бу­дут поощрять в ребёнке желание учиться.

Готовность ре­бенка к обучению в школе — это тот уровень морфологического, функ­ционального и психического развития ребенка, при кото­ром требования систематического обучения не будут чрез­мерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка ".

Дети, не го­товые к обучению, требуют специального подхода. И учи­телю, и родителям предстоит кропотливая работа. Труд­ности, связанные с приходом в школу "неготового" к ней ребенка, могут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмоциональное восприятие школы и учебы, раз­витие личности в целом.

Поэтому, прошу ответить на предложенные вопросы предельно честно.

Опросник для родителей.

1. Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе: отношения с детьми (дружелюб­ный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, легко возбудимый, раздражительный); характеристика ночного и дневного сна (засыпает быстро, спит спо­койно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель); навыки опрятности (акку­ратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).

2. Работоспособность во время занятий (работает це­леустремленно во время всего занятия, быстро отвле­кается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом).

3. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).

4. Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет абстрактны­ми понятиями, может обобщать).

5. Развитие речи (произносит правильно все зву­ки, неправильно произносит один или два звука, не­правильно произносит большинство звуков, заикает­ся; при пересказе текста употребляет распространен­ные предложения, пользуется эпитетами; речь бедная, односложная; правильно ли понимает смысл картин­ки или рассказа).

6. Усвоение программы детского сада (имеет ли не­обходимый для своего возраста запас, сведений и зна­ний, ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живет, знает ли имена родителей, их специальность, места работы, времена года, домашних и диких живо­тных, доступны ли элементарные обобщения).

Психологическая готов­ность ребенка к школе - означает сформированность необходимых психологических предпо­сылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к си­стематической учебе. Психологическая готовность к школе включает в себя:

Интеллектуальная готовность предполагает приобре­тение ребенком определенного запаса конкретных зна­ний, понимание общих связей, принципов, закономер­ностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схе­матического мышления, творческого воображения, на­личие основных представлений о природе и социаль­ных явлениях.

Оценка готовности к школе по уровню интеллекту­ального развития— наиболее распространенная ошибка учителей и родителей. Старание родителей направляет­ся на "запихивание" в ребенка всевозможной инфор­мации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представле­ний. Желательно развивать способность слушать, по­нимать смысл прочитанного, пересказывать услышан­ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, вы­ражать свое отношение к прочитанному, проявлять ин­терес к неизвестному.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:

состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел,

как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду,

цифры 0,1,2,3,4,5,6.7,8,9, знаки +, -,=, >,

название текущего месяца, последовательность дней недели,

уметь называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и число предметов,

составлять и решать задачи в одно действие на сложение вычитание,

пользоваться арифметическими знаками действий,

измерять длину предметов с помощью условной меры,

составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера,

делить круг, квадрат на 2 и 4 части, ориентироваться на листе . клетчатой бумаги.

К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:

- составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки,

- различать гласные и согласные звуки,

- находить слова с определенным звуком,

- определять место звука в слове,

- составлять предложения из 3-4 слов,

- членить простые предложения на слова,

- членить слова на слоги (части) с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков,

- различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение.

- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

В области представлений об окружающем мире :

Своё имя, отчество и фамилию.

Свой возраст (желательно дату рождения).

Свой домашний адрес.

Свой город (село) и его главные достопримечательности.

Страну, в которой живёт.

Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

Домашних животных и их детёнышей.

Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки.

Транспорт наземный, водный, воздушный.

Различать одежду, обувь, и головные уборы; зимующих и . перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды;

уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности.

Интеллектуальная готовность имеет и другой ас­пект — формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учеб­ную задачу и превратить ее в самостоятельную цель де­ятельности.

Умение выделить учебную задачу означает понима­ние (или непонимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условно­сти учебного общения.

К 6,5 годам происходит постепенное оформление ос­новных элементов волевого действия: ребенок способен поставить: цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определен­ное усилие для преодоления препятствия.

Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое по­ведение и процессы торможения слабы. Сознатель­ное управление собственным поведением дается по­ка ребенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формирова­нии у детей умения преодолевать трудности, в вы­сказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.

Возможность управлять своим поведением тесно свя­зана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в уме­нии слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, ис­пользовать образец, сосредоточивать и удерживать вни­мание на определенной деятельности в течение дли­тельного времени.

Как подготовить ребёнка к школе ?

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в семье: забота, понимание, внимание.

Разумная требовательность и дозированная самостоятельность, правильно организованная система поощрений и наказаний – вот ведущие принципы воспитательного подхода.

Развитие речи ребёнка, обогащение его словарного запаса.

Включение ребёнка в разнообразные сюжетно-ролевые игры.

Игры-головоломки, ребусы.

Развитие моторики и координации движений, глазомера ( рисование, лепка, выкладывание мозаики, аппликация, вырезание, вышивание, плетение, игры с мячом, танцы).

Развитие фонематического слуха.

Обучение работе по образцу (конструирование).

Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления.

Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

Пересказ прочитанных или прослушанных сказок, рассказов.

Заучивание наизусть пословиц, стихов, считалок, скороговорок.

Отгадывание загадок.

Составление рассказа по картине, серии картинок.

Памятка родителям №1

Играйте со мной .

Для меня игра – это жизнь, в ней я научусь всему.

Прощайте меня .

Я – еще ребенок, иногда не могу управлять своими эмоциями и поведением.

Будьте внимательны ко мне.

У меня тоже могут быть свои проблемы – помогите мне их решить.

Ваши тревоги и опасения могут передаться и мне.

Никогда не обижайте меня .

Я буду вынужден защищаться и могу стать злым, агрессивным драчуном.

Успокойте меня.

Мне так хочется посидеть у вас на коленях и послушать волшебную сказку.

Общайтесь со мной.

Когда я перестану задавать вам вопросы, я буду искать информацию где-то на стороне.

Просто любите меня.

Я вас так сильно люблю – ответьте мне любовью.

Памятка родителям №2

Привлекайте школьников (братьев, сестер, знакомых) к общению с будущим первоклассником. Пусть они расскажут о школе, покажут свой портфель, пригласят будущего первоклассника в школу, например, на праздник.

Начинайте уже сейчас приобретать вместе с ребенком или подарите ему необходимые для учебы принадлежности и вещи. Пусть он начинает собирать портфель и даже пользуется этими предметами для самостоятельных занятий по подготовке к школе.

Вспомните себя школьником и расскажите об этом ребенку, останавливаясь на положительных примерах из своей школьной жизни.

Докажите ребенку на примерах из жизни ваших родственников, знакомых, что именно успешная учеба в школе помогла им достичь своей цели.

Сами будьте уверены, что

ВСЕ У ВАС И У ВАШЕГО РЕБЕНКА БУДЕТ ХОРОШО!

Памятка родителям №3

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу.

Своё имя, отчество и фамилию.

Свой возраст (желательно дату рождения).

Свой домашний адрес.

Свой город (село) и его главные достопримечательности.

Страну, в которой живёт.

Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

Домашних животных и их детёнышей.

Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки.

Транспорт наземный, водный, воздушный.

Различать одежду, обувь, и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

Знать великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.).

Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.

Различать гласные и согласные звуки.

Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполняя счётные операции в пределах 10.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: "я уже ученик!", готовность к выполнению стоящих перед ним задач, помогают ребёнку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий и т.д. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Что привлекает ребёнка в школе? Как правило, это внешние моменты школьной жизни - ранец, тетради, учебники, сама школа- новые дети, новые друзья. Всё это, конечно, ещё не отношение к новому виду деятельности, к учёбе, как таковой, не желание учиться ради получения знания, но в то же время это основа желания изменить своё место в обществе. Однако желание малыша далеко не всегда совпадает с его возможностями: ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация в новых условиях во многом определяются уровнем волевого развития.

У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной работы необходимо, чтобы ребёнок сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, чтобы мог отличить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать. Ребёнку помогите понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.

Малышу необходимо включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определённом темпе. Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Как же быть, если ваш первоклассник не видит клеточки (не может отсчитать 2-3, найти их пересечение), займитесь мозаикой, маленькими фишечками. Ежедневно. Пусть первоклассник дома рисует.

Например, фломастером - толстым и тонким "кривулечки", а вы дорисовывайте, чтобы получился смешной или просто узнаваемый рисунок. Так малыш научится видеть не только плоскость, но и линии.

Карандашами, тоже толстыми и тонкими. Надо заштриховать рисунок то густо, то бледно (шариковая ручка, как известно, напрягает мышцы кисти, а наши работы помогут их расслабить).

Акварельные краски или гуашь. И тонкой кисточкой обведём рисунок. Сначала крупные (большие ромашки, фигурки), а потом мелкие (ягодки или кружочки). Зачем? Ведь ребёнку придётся в прописях повторять рисунок, значит, нужна предварительная тренировка. Если кружочки не получаются, купите волчок или юлу и крутите их правой и левой рукой, развивая пальчики.

О левой руке. Она чаще бездействует. Но когда работают только правой, добра не ждите. Со временем может искривиться позвоночник. Обе руки должны быть на столе: это поза пишущего. Но она-то для ребёнка не естественна. Как же быть? Надо научить мальчиков и девочек набирать петли на толстых спицах и толстыми нитками. Это тренирует локоток и терпение.

Теперь о пальчиках. Они такие непослушные. Вы их тренируете теми же спицами. Лепите из жёсткого пластилина или глины баранки и гирлянды, выдавливайте пальчиками фигурки (грибочки, шарики, лодочки) на поверхности. А на мягком пластилине, как гравюру, можно выдавливать разные фигурки.

Купите перьевую ручку. Пусть сын или дочка пишет всё, что захочется. Всё ещё не получается? Не ругайтесь, пусть будут виноваты пальчики - что-то они сегодня разленились. Ну, а если работа понравится, считайте, малыш у вас уже пишет. И тогда письмо в классе у него будет получаться всё лучше.

О чтении. Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы сразу и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребёнком (две книжечки за неделю - достаточно).

Для математики. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова "за", "над", "под"). А что такое кроссворд? Это столбики и сама клеточка, в которую всё вписывают,

Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки.

Играя, они освоят счёт и задачи.

Родители хотят, чтобы их ребёнок был хорош. И учитель в 1 классе внушает, что он таким и будет, если крепко дружить со школой, т.е. полностью вникнуть в интересы ребёнка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошо можете присесть на стулья.

Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаем его готовить к поступлению в школу.

Результаты предложенного теста дадут вам ответ на вопрос готовы ли вы отдать ребенка в школу.

Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учится в школе?

Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?

Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?

Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?

Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?

Вы опасаетесь, не будут ли обижать, и дразнить Вашего ребенка?

Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительнице Вашего ребенка?

Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?

По вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?

Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?

Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?

Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?

Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?

Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

Подсчитайте, какое количество балов вы набрали.

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился - обратитесь к психологу.

5-10 баллов. Вы неуверенны в успехах ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечными и невнимательными.

А сейчас я хочу дать Вам памятки и рекомендаций, которые помогут Вам.

Спасибо за внимание Удачи Вам и вашим детям.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок идёт в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не срезу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к воспитателю (учителю), психологу.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


Общие рекомендации родителям

1. Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

2. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.

3. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие его.

5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

6. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

- Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

- По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

7. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передайте их ему.

8. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.

9. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

10. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите о СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

11. Правила (ограничения требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, согласованы взрослыми между собой.

12. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например:

14. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

Быть родителем - особое искусство. Хочется пожелать родителям будущих первоклассников терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей.

Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее, могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Это залог успеха!

Читайте также: