Родительский клуб в детском саду план работы старшая группа
Обновлено: 06.07.2024
Наши дети… Как порой в суете и заботах мы забываем поговорить с ними, посмотреть в глаза, обнять и сказать, что мы их любим. Дети очень быстро растут, время не остановить, не вернуть. Дорог каждый день и каждый час общения с ребенком, но больше всего дети нуждаются в нашей любви, заботе, защите. Современный родитель, занятый решением бытовых и производственных проблем, уделяет очень мало времени общению с ребенком. Вырастает новое поколение детей, у которых отсутствует потребность общаться с родителями.
Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из самых актуальных в современной педагогической практике. Возможно, это обусловлено тем, что характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка, что отмечается в работах Р. В. Овчаровой, И. М. Марковской, A. C. Спиваковской, и др.
Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей. Поэтому нам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Мы в нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создание родительского клуба.
Клуб - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармоничной личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями, прежде всего с мамой.
Цель: установление взаимодействия дошкольного Учреждения с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, в том числе посредством создания творческих образовательных проектов с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Задачи:
- проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж дошкольного Учреждения у родителей, общественности.
Гипотеза
При реализации инновационных форм сотрудничества с семьей будет создана новая система взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит осуществлять воспитание и развитие дошкольников совместными усилиями ДОУ и семьи и исключить формальность в работе с родителями.
Предполагаемый результат :
- рост психологического и педагогического профессионализма педагогов и компетентности родителей в познавательной сфере дошкольников, а также сохранении и укреплении здоровья детей;
- активизация участия семьи в работе группы, образовательного учреждения, обеспечивающая комплексный подход к вопросам воспитания и развития личности ребенка и решении психолого-педагогических задач ДОУ;
- обновление форм и методов взаимодействия с родителями;
- повышение мотивации педагогов ДОУ для осознанного выбора инновационных форм сотрудничества с родителями;
- улучшение микроклимата самой семьи за счет повышения самооценки родителей как воспитателей своего ребенка и достижения большей психологической гармонии отношений между всеми членами семьи;
- разнообразие и улучшение досуга семьи.
Ожидаемые риски:
- сопротивление родителей участию в работе клуба вызванное высокой загруженностью;
- нерациональное распределение родителей, участвующих в различных направлениях работы клуба.
Предупреждение рисков:
- организация на базе ДОУ консультативного пункта;
-распределение сфер ответственности в сотрудничестве с родителями между педагогами, старшим воспитателем, заведующей.
- составление гибкого графика проведения клубных мероприятий;
- разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ;
- оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно-коммуникативных технологий (сайт ДОУ, электронная почта ДОУ);
- высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
- добровольность участи в клубной работе.
Ожидаемые результаты:
-создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей;
- творческих креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности через определённый вид художественно-эстетической деятельности .
-вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
Критерии эффективности:
1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.
2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.
3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в способностях ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат. Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Для этого нужны преобразовательные действия, которые позволяют в рамках проекта апробировать новые формы сотрудничества с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам. Основные принципы преобразований при организации работы с семьей в рамках новой философии:
- Открытость детского сада для семьи.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Механизм реализации проекта
Деятельность клуба началась с 2016 года. Педагог организатор со старшим воспитателем периодически обсуждают те вопросы, которые возникают при организации деятельности клуба, обмениваются идеями, партнерскими намерениями, обсуждают конкретные возникающие проблемы и трудности, делятся информационными ресурсами. Ситуация открытости обогащает педагога, позволяет уверенней решать задачи, определять формы работы по организации взаимодействия, договариваться о решении общих значимых проблем.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2016 г.
1.1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
1.2.Беседы с родителями.
1.3.Разработка положения детско-родительского клуба.
1.4. Разработка тематического плана.
1.5. Создание условий для организации работы.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2016г. – апрель 2019 г.
2.1.Разработка конспектов мероприятий и их проведение.
2.2. Реализация планов взаимодействия участников проекта.
2. 3.Организация встреч клуба.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2019 г.
3.1.Анализ полученных результатов
3.2.Презентация проекта .Май 2019г
Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.
Суть понятия
Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ
Цели и задачи работы родительского клуба
Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.
Одной из целей работы родительского клуба является объяснение мамам и папам функций детского сада и семьи в воспитании ребёнка
Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:
- повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
- определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
- помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
- содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
- установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).
Как работает родительский клуб
Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях
Участники родительского клуба
Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:
- учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
- учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
- психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
- учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
- методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).
Чем занимаются на заседаниях
Участники родительского клуба:
- слушают консультации узких специалистов;
- задают педагогам интересующие вопросы;
- обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
- осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).
Родители также принимают участие в подготовке атрибутов для театрализованной деятельности ребят
Формы работы семейного клуба
Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:
В рамках работы родительского клуба проводятся спортивные мероприятия
Программа работы клуба
Тематика заседаний родительского клуба
В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.
Примерный перечень тем может быть таким:
Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей
Планирование клубного часа
Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.
Приветствие
Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.
Таблица: варианты игр для приветствия
Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу
Основной этап
На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.
Теоретический аспект
Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:
- мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
- притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
- демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).
На теорию выделяется около 15 минут.
Практическая часть
Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:
- дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
- психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
- детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).
Совместная продуктивная деятельность сплачивает коллектив родителей и детей
Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.
Практика занимает до 45 минут.
Эмоциональная разгрузка
Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.
Заключительный этап
Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:
Заключительный этап длится около 15 минут.
Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок — определённая эмоция
Цели и задачи родительского клуба:
1. Объединение усилий педагогов и родителей для сплочения родительского коллектива, актуализации личностной ответственности, раскрытие ресурсов родителей.
2. Обеспечение личностного общения с детьми, вовлечение родителей в жизнь группы.
3. Расширение педагогического опыта родителей.
4. Определение и повышение культурного уровня родителей.
Сентябрь.
Тема занятия "Давайте познакомимся".
Цель занятия -выяснить какие увлечения есть у родителей, что хотят узнать, чему научиться. Обсудить тематику занятий.
Содержание - опрос и анкетирование родителей, составление тематики занятий.
Цель работы клуба: Взаимодействие с родителями в процессе улучшения психофизического здоровья дошкольников. Повышение уровня знаний родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
первой категории с. Кагальник, Азовского района.
Родительский клуб
Старшая группа
Воспитатели:
Иващенко О.И.
Омельченко О.И.
2019-2020уч.год
Цель работы клуба: Взаимодействие с родителями в процессе улучшения психофизического здоровья дошкольников. Повышение уровня знаний родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Обеспечить оказание педагогической помощи родителям в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни.
Эмоциональное взаимодействие родителей с детьми, направленное на улучшение психофизического здоровья дошкольников.
Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом по вопросам здоровьесбережения детей.
Повышение уровня родительской компетенции в вопросах оздоровления дошкольников.
Пополнение предметно – развивающей среды физкультурного центра.
Обобщать и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания.
Активизировать интерес родителей к проблемам воспитания, обучения и развития детей.
Укрепление здоровья дошкольников.
Актуальность.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно - оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. Основа построения наших отношений - это партнерская деятельность педагогов и родителей.
Принципы построения
Форма проведения:
Физкультурно-игровые занятия с родителями, праздники, направленные на пропаганду ЗОЖ, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, закаливающие процедуры, консультации, точечный массаж, ароматерапия.
Методы взаимодействия: Эколого-оздоровительные технологии, общеразвивающие упражнения, игры - коммуникативные, подвижные, игры – эстафеты, образовательные ситуации основ безопасного поведения в быту, на дорогах, в гололед, консультации специалистов.
В ходе заседаний родители приобщаются к здоровому образу жизни, узнают особенности характера своего ребенка, формируется уважение и забота друг к другу. Доверительное отношение между взрослым - ребенком, ребенком и родителем, родителем и педагогом, обеспечивают взаимосвязь всех составляющих здоровья - физического, психического и социального.
Участники клуба: родители, инструктор ФИЗО, воспитатели группы.
Принципы участия в клубе:
участвовать в работе клуба на добровольной основе;
учитывать пожелания и предложения участников клуба;
строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, толерантности;
пошаговая система работы
встречи рационально проводить один раз в месяц,
членами клуба могут стать все члены семьи воспитанника.
Заседание клуба может проходить в разных помещениях детского сада: группе, спортивном и музыкальном залах. Просветительскую работу планировать и проводить ежемесячно.
Продолжительность: долгосрочный
Ожидаемый результат: Повышение уровня знаний родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. Обобщение и пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Тема мероприятия
Ответственный
Диагностика родительских представлений о состоянии здоровья их детей
Буклеты, наглядная информация
Наглядная информация, демонстрационный показ
советы и рекомендации;
-комплексы упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки в домашних условиях;
- использование самодельных тренажёров в домашних условиях.
Изготовление нетрадиционного спортивного оборудования
Игротека, наглядная информация, папка-передвижка
Оформление физкультурного уголка
Практическое задания для родителей, наглядная информация, консультация
- психологический климат в семье;
- здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста;
- самомассаж биологически активных точек;
- гимнастика после сна;
В рамках родительского клуба мы использовала такие формы работы как: физкультурно-игровые занятия с родителями, праздники, направленные на пропаганду ЗОЖ, корригирующие гимнастики, пальчиковые игры, закаливающие процедуры, консультации, массажи, ароматерапию, также мы выпускали семейные газеты по вопросам, связанным со здоровьесбережением детей, и привлекали родителей к организации оздоровительной среды для дошкольников.
На формирование детских интересов заметно влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению дошкольников подвижными играми и упражнениями. В рамках проекта мы провели консультирование родителей по данному вопросу и привлекла родителей к участию в заседаниях клуба и решению всех вопросов.
Работа семейного клуба показала взаимный интерес со стороны родителей к совместной двигательно-игровой деятельности. Обнаружилось стремление родителей переносить полученный опыт в домашние условия, так как родители проявляли заинтересованность и эмоциональную включенность.
В процессе работы клуба выявились следующие трудности:
В начале учебного года не все родители проявляли желание участвовать в заседаниях клуба.
У некоторых детей проявлялась стеснительность при выполнении совместных заданий.
Исходя из анализа работы и выявленных проблем, считаем нужным в следующем году привлечь к работе клуба педагога-психолога с целью раскрепощения участников клуба через тренинги и семинары.
Цели и задачи на следующий учебный год:
Взаимодействие с родителями в процессе улучшения психофизического здоровья дошкольников. Повышение уровня знаний родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Укрепление здоровья дошкольников.
Эмоциональное взаимодействие родителей с детьми, направленное на улучшение психофизического здоровья дошкольников.
Повышать уровень родительской компетенции в вопросах оздоровления дошкольников.
Пополнять предметно – развивающую среду физкультурного центра.
Обобщать и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания.
Активизировать интерес родителей к проблемам воспитания, обучения и физического развития детей.
Привлечь педагога - психолога в оказании помощи по раскрепощению детей и родителей через тренинги и семинары.
Н.М. Метенова «Родительские собрания в детском саду.
Читайте также: