Результаты профессиональной деятельности руководителя доу

Обновлено: 05.07.2024

Проблема управления дошкольным образовательным учреждением (далее ДОУ) является одной из самых давних и сложных втеории и практике образования. С утверждением закона об образовании Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.
Модернизация российского образования вносит коррективы и в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ. 7
1.1. Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ . 7
1.2. Понятие нормативно-правовой документации . 17
1.3. Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ. 22
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ МБДОУДС №110. 37
2.1. Характеристика МБДОУДС №110. 37
2.2. Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110. 49
2.3. Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации. 53
Заключение. . 65
Список используемой и цитируемой литературы. .

Вложенные файлы: 1 файл

аттестац. работа.docx

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ. . . . 7

1.1. Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ . . 7

1.2. Понятие нормативно-правовой документации . . 17

1.3. Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ. 22

ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ МБДОУДС №110. . . 37

2.1. Характеристика МБДОУДС №110. . . .37

2.2. Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110. 49

2.3. Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации. 53

Список используемой и цитируемой литературы. . . 67

Проблема управления дошкольным образовательным учреждением (далее ДОУ) является одной из самых давних и сложных втеории и практике образования. С утверждением закона об образовании Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.

Модернизация российского образования вносит коррективы и в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество. Руководство современным ДОУ становится одним из стратегических направлений совершенствования его деятельности в режиме развития.

В связи с формированием рыночной экономики в нашей стране увеличивается значение человеческого фактора. Следовательно, знания, умения и навыки управленческих кадров ДОУ становятся главным источником эффективности и повышения качества дошкольного образования, а вопросы, связанные с управленческой деятельностью и конкретным руководителем ДОУ, становятся первостепенными.

Социально-психологические и педагогические требования к профессионализму и компетентности управленческих кадров, отражающие основные тенденции развития общества и меняющиеся вместе с ним, корректируют представления о личностных и профессиональных качествах руководителя ДОУ как современного управленца. От руководителя ДОУ требуется более высокий уровень профессиональной культуры, профессионально-педагогической компетентности, профессионально- управленческого мастерства, способности рационально использовать опыт в деле воспитания и обучения, т. е. владения в достаточной степени способами и формами управления педагогической деятельностью и отношениями. Успех профессионально-управленческой деятельности во многом зависит от умения и способности руководителя ДОУ в разработке нормативно-правовой документации и организации их исполнения. Поэтому тема работы актуальна.

Актуальность данной темы для ДОУ состоит в том, что данная работа поможет руководству, понять роль руководителя в разработке нормативно-правовой документации данного образовательного учреждения, чем повысить эффективность деятельности данного образовательного учреждения.

Объект исследования – нормативно-правовая документация дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – особенности разработки и организации исполнения нормативно-правовой документации образовательного учреждения в процессе управления.

Цельисследования – изучить роль руководителя образовательного учреждения в разработке нормативно-правовой документации и организации ее исполнения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить специфику управления ДОУ;

- определить понятие нормативно-правовой документации;

- рассмотреть значение разработки и исполнения нормативно-правовой документации в процессе управления ДОУ;

- провести анализ разработки и исполнения нормативно-правовой документации руководителем МБДОУДС №110;

- разработать рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации.

Теоретической основой исследования стали работы по педагогическому менеджменту таких авторов как Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова, Л.С. Маркова, С.М.Вишнякова и других; а так же работы, посвященные делопроизводству ДОУ и нормативно – правовому обеспечению образования таких авторов как М.Ю. Федорова, В.Ф. Янковая и других.

В процессе исследования использовался комплекс методов: теоретические (изучение и анализ литературных источников, обобщение научного и методического опыта по проблеме); эмпирические (наблюдение, анализ документов и обобщение полученных результатов).

Новизна исследования. На основе данных исследований были разработаны рекомендации руководителю образовательного учреждения по организации работы поразработке нормативно-правовой документации и организации ее исполнения в целях повышения роли руководителя в процессе управления персоналом.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе МБДОУ ДС №110, а так же других дошкольных образовательных учреждений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ

    1. Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ

    Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Законом "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.

    Современное дошкольное образовательное учреждение – сложная развивающая система, которая требует грамотного управления.

    Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность, а, следовательно, и ответственность руководителей за результаты.

    Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его вмешательства. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.

    В современных условиях особая роль уделяется управленческомумастерству. Основные аспекты этой деятельности руководителя основываются на позициях классического менеджмента.

    Менеджмент – особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления[8, с. 9].

    Рассмотрим подходы, обозначенные в литературных источниках к управлению ДОУ.

    Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова считают управление целенаправленной деятельностью всех субъектов, обеспечивающей становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения [6].

    Л.С. Маркова определяет управление как особую деятельность, в которой её субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей развития школы [16].

    Итак, мы принимаем за основу следующее определение: управление это процесс целенаправленного, осознанного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определённых целей, результатов деятельности.

    Управлять деятельностью ДОУ значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе, направлять данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать технологии, востребованные современной образовательной практикой.

    В современной управленческой науке под системой принято понимать совокупность взаимосвязанных элементов (подсистем). Следует подчеркнуть, что элементы должны быть взаимосвязаны, например, нельзя построить эффективную систему стимулирования, не построив эффективную систему критериев для оценки выполнения работы. В целом, в любой управленческой системе можно выделить следующие элементы: субъекты управления (кто управляет), объекты управления (кем управляют) и совокупность методов (инструментов), с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Ключевыми элементами системы управления персоналом являются:

    Субъекты - руководители различного уровня;

    Процессы - технологии управления персоналом, используемые субъектами для достижения целей, стоящих перед компанией;

    Объекты - сотрудники компании (персонал).

    Система управления персоналом - это набор методов, процедур и приемов, реализуя и совершенствуя которые организация обеспечивает себя персоналом требуемого уровня и воздействует на его поведение для достижения организационных целей. Основная цель управления персоналом - обеспечение текущей и перспективной деятельности компании эффективно работающим персоналом в требуемом количестве.

    Задачи управления персоналом:

    - Кадровое планирование и подбор персонала.

    - Разработка систем оплаты труда и дополнительные льготы.

    - Обучение и развитие персонала.

    - Аттестация и оценка персонала.

    - Формирование благоприятного климата в организации.

    - Стратегическое управление и развитие организации.

    Система управления персоналом может включать:

    - планирование организационной структуры управления, штатного расписания и кадровой политики;

    - подбор персонала на вакантные должности;

    - ведение административного документооборота по персоналу;

    - учет трудовых отношений;

    - учет условий труда;

    - информационное обеспечение и многое другое.

    Наличие программы развития ДОУ.Достижение целей программы развития.
    Характеристика результатов. Обеспечение образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с запросами потребителей.Наличие информационной базы. Мониторинг результатов ДОУ.Создание условий в ДОУ для профессионального роста педагогических кадров. Результаты деятельности ДОУ.

    ВложениеРазмер
    upravlencheskiy_opyt_rukovoditelya_doshkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.doc 68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управленческий опыт руководителя дошкольного образовательного учреждения.

    Бегуновой Ирины Евгеньевны.

    1.общие сведения о ГБДОУ

    Наш адрес: 195256, Санкт-Петербург, пр. Науки 24к.2

    Ввод в эксплуатацию -1966год.

    Проектная мощность – 168 детей.

    Наполняемость 10 групп

    Режим работы образовательного учреждения – с 7.30 до 18.30.

    Детский сад имеет музыкальный и спортивный залы, оснащенные современным музыкальным и спортивным оборудованием и инвентарем, методический кабинет, медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет, 10 групповых комнат, изостудию, кабинеты учителей-логопедов, массажный кабинет, ряд служебных помещений.

    Участок образовательного учреждения озеленен, оснащен спортивно-игровым оборудованием.

    2.Приоритетные цели и задачи управленческой деятельности .

    Мой управленческий функционал определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность, рынок образовательных услуг, самоорганизация и самоуправление. На их основе строю направления деятельности педагогического коллектива, ориентируясь на инновационный путь обеспечения качества дошкольного образования и поиск социальных партнёров в создании оптимальных и эффективных условий развития личности дошкольника.

    Приоритетной целью моей управленческой деятельности является совершенствование образовательного пространства учреждения как среды детства со специфической субкультурой, обеспечивающей условия для развития духовности личности, познания культуры и традиций своего народа, осознания ценности собственного здоровья, познания и самореализации потребностей (интеллектуальных, художественных, творческих, физических), формирование готовности к школьному обучению.

    Основными задачами для достижения поставленной цели считаю:

    -обеспечение конкурентоспособности учреждения в условиях рынка образовательных услуг за счёт эффективной реализации вариативных образовательных программ и технологий, соответствующих запросам детей и родителей;

    -модернизация управленческой деятельности, связанная с мониторингом состояния образовательной системы, проектированием модели образовательной среды, проектированием стратегии и тактики развития образовательного учреждения, интеграции новых управленческих ценностей (преемственности, компетентности, самообразования);

    -стимулирование мотивации педагогического персонала (материальное и моральное) на инновационные процессы в детском саду через развитие творчества, создания авторских программ, внедрения инновационных технологий за счет интеграции с социальными партнёрами, участие в конкурсной деятельности);

    Привлечение родителей к сотрудничеству по поддержке индивидуальных траекторий развития детей.

    С этой целью я грамотно выстраиваю перспективные линии развития, апробирую новые механизмы управленческой деятельности:

    - обеспечиваю апробацию в учреждении современных образовательных технологий (технологий проблемного обучения, проектной деятельности);

    - создаю условия для развития инновационных процессов в детском саду через систему стимулирующих выплат из фонда оплаты труда, разноуровневую систему морального поощрения;

    - привлекаю педагогов к разработке инициативных проектов с участием родителей.

    3. Наличие программы развития ДОУ. Создание условий для реализации программы. Достижение целей программы развития. Характеристика полученных результатов .

    Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей.

    Система управленческих действий заложенных в программу затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, администрацию, родителей.

    ^ Цель программы: преобразование детского сада в открытую социально-педагогическую систему. Создание единого развивающего пространства детского сада, семьи, социума, направленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в постоянно меняющемся окружающем мире, его условиях.

    Основные задачи программы:

    - обеспечение прав ребенка на качественное образование;

    -реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем - дошкольной, школьной;

    -построение образовательной практики, ориентированной воспитание детей в духе уважения к своей семье, детскому саду, городу, республике, России;

    -обновление содержания образования и внедрение современных технологий обучения;

    -внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий и подключение к сети Интернет;

    -проведение экспериментальной педагогической работы;

    -совершенствование системы управления дошкольным учреждением;

    - развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения образовательного процесса;

    -совершенствование мониторинга целостного педагогического процесса для отслеживания, анализа результатов и корректировки реализации программы;

    -содействие повышению роли семьи в воспитании детей;

    -формирование культуры здорового образа жизни;

    В соответствии с обозначенными задачами под моим руководством грамотно вытраивается система развития учреждения, что приводит к поэтапному достижению результатов. На данном этапе развития детского сада можно говорит о следующих достижениях целей программы развития:

    -повысилось качество оздоровительной работы с детьми, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной деятельности (уровень заболеваемости детей ниже среднегородского уровня в течение 3-х лет);

    -повысилась компетентность воспитателей в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей ребенка (разрабатываются индивидуальные маршруты развития детей);

    -взаимодействие педагогов с детьми строится на личностно-ориентированной модели (итоги мониторинга по определению стиля взаимодействия педагогов с детьми - 85% педагогов предрасположены к личностно-ориентированной модели взаимодействия);

    -осуществляется квалифицированное консультирование родителей микрорайона по вопросам оздоровления, образования и актуальным проблемам воспитания и развития детей (групповые родительские собрания, общие родительские собрания детского сада, консультирование родителей, дети которых не посещают детский сад);

    -повысился уровень правовой культуры всех участников образовательного пространства (проводятся социологические опросы, обеспечена система работы детского сада и отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа город округа город Рыбинск по повышению правовой культуры);

    -расширилось сотрудничество родителей в деятельности образовательного учреждения, в участии в образовательном процессе; в проведении совместных мероприятий;

    -расширилась возможность для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов (кружковая работа);

    -совершенствуется учебно-методическая и материально-техническая база учреждения, создана предметно-развивающая среда, способствующая укреплению психофизического здоровья, формированию нравственно-эстетического мировоззрения личности ребенка;

    ^4 .Обеспечение образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с запросами потребителей. Разнообразие и обоснованность предоставляемых услуг.

    Одним из направлений моей управленческой деятельности является информационно- аналитическая деятельность по изучению социального заказа родителей.

    Инструментарием является анкетирование родителей, изучение опыта других учреждений, социологические опросы. Вместе с коллективом постоянно работаю над имиджем дошкольного учреждения, обеспечивающего его конкурентоспособность в условиях рынка образовательных услуг.

    На формирование личности, способной к успешному жизненному, профессиональному самоопределению, большое влияние оказывают возможности дополнительного образования. Миссия системы дополнительного образования детского сада № 5 – создание условий для социализации детей, максимально полного раскрытия потенциала ребенка через активное использование инновационных развивающих технологий. Реализуется миссия через организацию кружковой и студийной работы, которая приобрела ряд качественных характеристик, придающие этому виду образования уникальность и особую социальную значимость. В настоящее время в детском саду функционирует 4 кружка, проводимых педагогами детского сада.

    Полученные результаты демонстрируют высокую эффективность деятельности, заинтересованность детей и родителей.

    5.Реализация механизмов государственно-общественного управления^ . Наличие документов, локальных актов, подтверждающих участие педагогов, родителей и общественных организаций в управлении ДОУ .

    Я, как руководитель, понимаю, что одним из направлений модернизации образования является повышение в образовательной политике роли всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей, представителей гражданского общества, что определяется возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг.

    Государственно- общественное управление образовательного учреждения осуществляется локальных актов и документов. Порядок выборов органов самоуправления и их компетентность определяются Уставом.

    В детском саду существует следующие органы самоуправления:

    -Совет дошкольного образовательного учреждения.

    В него входят представители педагогических работников, заведующий, родители воспитанников.Родители совместно с педагогами и заведующим участвуют в обсуждении вопросов образовательного процесса, определении стратегии развития детского сада.

    Состав: руководитель детского сада, педагогический коллектив, представители психолого-медико-педагогического сопровождения.

    На заседаниях совета утверждаются учебные планы к образовательной программе учреждения, методические темы педагогов.

    -Общее собрание коллектива.

    Состав: коллектив образовательного учреждения.

    Принимаются решения по социальной защите работников, договора по охране труда и соблюдению техники безопасности в детском саду.

    Состав: представители родителей детей, руководство образовательного учреждения

    С участием родительского комитета решаются вопросы оказания практической помощи в проведении массовых мероприятий, экскурсий, в укреплении материально-технической базы, совершенствовании образовательного процесса.

    Для обеспечения деятельности органов самоуправления разработаны и изданы следующие локальные акты:

    -Положение о педагогическом совете;

    -Положение о родительском комитете;

    -Положение об общем собрании трудового коллектива

    6. Наличие информационной базы, обеспечивающей процессы управления. Программа мониторинга. Мониторинг образовательных результатов ДОУ.

    Информационно-аналитическая деятельность является для меня одним из основных инструментов управления дошкольным учреждением.

    Информация выступает сегодня как один из главных ресурсов, наравне с материальными и кадровыми, поэтому я не только владею актуальной и точной информацией, но анализирую и применяю ее в своих управленческих решениях.

    Информация востребована родителями, населением микрорайона, сотрудниками, руководителем.

    В своей работе я выделила такие уровни информации как:

    -Административно-управленческий (необходимый для моих решений)

    -Коллективно-коллегиальный (для коллектива)

    -Общественный (для детей и родителей)

    Для сбора информации использую различные способы:

    изучение документов директивных, информативных, правовых, методических на основе которых я организую деятельность своего образовательного учреждения.

    анкетирование педагогов и родителей. Изучение опыта других учреждений;

    Одним из важных способов получения информации является мониторинг, который проводиться мною по разным направлениям:

    мониторинг кадрового обеспечения дает мне возможность проанализировать рост профессионального мастерства, повышение квалификации педагогов, образовательный уровень педагогических работников;

    мониторинг психологического климата в коллективе;

    В течение трех лет в учреждении проводился мониторинг социально-образовательного уровня родителей. Анализ полученных данных позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждой семье. В результате мониторинга здоровья детей стал возможен индивидуальный подход в организации физкультурно-оздоровительной работы.Мониторинг проводится мною как метод исследования педагогического процесса в рамках контрольно-диагностической функции по следующим направлениям:

    - разработка системы контроля за образовательной работой с детьми, диагностических материалов, вопросов по осуществлению тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;

    - наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;

    - фиксация результатов наблюдений;

    - анализ результатов образовательной работы, детского творчества, планов и документации воспитателей;

    - формирование выводов и заключения о состоянии образовательной работы с детьми;

    - осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей;

    - разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;

    - обсуждение результатов контроля с воспитателями, использование этих результатов при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

    7. Создание условий в ДОУ для профессионального роста педагогических кадров. Динамика профессионального роста педагогов.

    Одной из моих главных задач как руководителя является создание условий для творческой самореализации личности педагога, оказание помощи воспитателям в обретении неповторимой индивидуальности, раскрытии творческого начала каждого педагога, поиска своего стиля деятельности.

    Управление методической работой в детском саду № 5 направлено на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей.

    В систему методической работы детского сада входят разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпритацию инновационных программ и технологий.

    Основными направлениями работы являются:

    -внедрение в образовательный процесс передовых педагогических технологий и ППО;

    -учет индивидуальных возможностей и личных качеств педагогов и его профессиональных интересов;

    -своевременная оценка результатов с целью внесения коррективов в процесс профессионального совершенствования.

    Система, созданная в ДОУ для повышения профессионального мастерства педагогов, способствует постоянному росту педагогического мастерства.Проведенное анкетирование воспитателей с целью изучения потенциала педагогического коллектива по отношению к инновационной деятельности показало, что 64% педагогов постоянно проявляют стремление к творческому росту, активность по отношению к педагогической деятельности, работе методических объединений. Педагогические кадры дошкольного учреждения постоянно и систематически повышают свою квалификацию через непрерывное образование и курсы повышения квалификации, а так же методическую работу в детском саду и самообразование.

    8.Результаты деятельности ДОУ

    Я, как руководитель, вместе с педагогами детского сада активно работаю над созданием условий для качественной подготовки выпускников к школьному обучению. Осуществление индивидуально – дифференцированного подхода и использование индивидуальных карт позволяет обеспечить индивидуальный личностный рост детей. Результативность педагогической деятельности наглядно просматривается на примере развития детей подготовительной группы.

    Уровень развития мышления, речи, памяти, мелкой моторики соответствует возрастным нормам. Дошкольники демонстрируют высокий уровень познавательного интереса, у основной массы детей сформирована мотивационная готовность к школьному обучению – 69,5%. Можно сделать вывод, что программа подготовки дошкольников к благополучному переходу от одного социального статуса к другому дает положительные результаты.

    В среднем около 57% детей имеют системные знания, освоенные закономерности распределяются на познание объектов окружающей действительности, происходит установление закономерных связей объектов, появление обобщений (родовых, видовых) и обобщенности знаний. Ежегодно 9-12 % детей имеют узкие знания, встречаются частые заблуждения, что обусловлено психологическими особенностями детей.

    Результатом воспитательной системы детского сада является:

    - проявление у большинства воспитанников эмоционально – положительного отношения к сверстникам, своей семьей;

    - повышение любознательности, познавательного интереса к природе, культурному наследию малой Родины,

    - развитие коммуникативных способностей детей,

    - активное участие семьи в педагогическом процессе, включение родителей в совместную деятельность.

    У выпускников детского сада сформирован познавательный интерес, операция анализа, классификации, обобщения. Дети, получив знания, применяют их в различных видах деятельности. Задания выполняют с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. Способны к самостоятельному решению творческих задач, сделать умозаключение и выводы на основе имеющихся знаний. Речь содержательна, эмоциональна, выразительна, фонетически и грамматически правильная.

    У детей развита произвольность психических процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированы интеллектуальные умения, основы художественных способностей: музыкальных, изобразительных, танцевальных.Они желают учиться в школе, имеют познавательный и социальный мотив учения. Педагоги устанавливают с родителями доверительные отношения и постоянно обеспечивают родителей психологической и педагогической информацией, стремятся к тому, чтобы реализовывался единый подход к ребенку с целью его личностного развития.

    В детском саду воспитываются дети нескольких поколений. Создано древо таких династий. Наш коллектив считает, что если родитель приводит ребенка в детский сад, который посещал сам, - это хороший показатель, значит, у него остались самые приятные впечатления о нем.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94

    Творческий отчёт заведующего МБДОУ детского сада № 94

    Сапроновой Е.В. на тему:

    Отчётный период 2013-2018 гг.

    Работа по теме проходила в рамках исследования.

    В 2013 году вышли ряд нормативных документов:

    1)ФГОС ДОО, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155,

    2) Профессиональный стандарт педагога, утверждённый Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 18.10.2013 № 544н,

    Компетенции- это сумма знаний в некоторой области, которыми человек обладает как профессионал.

    Проанализировав основные положения выше указанных документов, увидела, каким должен быть педагог дошкольного образования сегодня, а также сделала выводы, что от уровня развития профессиональных и личностных компетенций педагогов зависит результативность процесса повышения квалификации, а значит его качество.

    На основе изучения ряда научных исследований, определила понятие качества повышения квалификации педагогов.

    Качество повышения квалификации педагогов , можно определить, как комплексную характеристику профессиональных компетенций педагогов, удовлетворяющих их индивидуальные образовательные потребности и интересы, на основе обучения и самообучения, выражающие степень их соответствия федеральным государственным стандартам, направленных на достижение планируемых результатов.

    Так как мы говорим о деятельности руководителя ДОО, который управляет качеством повышения квалификации- уточнила понятие управления качеством повышения квалификации педагогов , как анализ внутренней информации о педкадрах, технология которого состоит их 3-х этапов: 1)сбор данных об уровне профессиональных компетенций, 2) рассмотрение данных материалов и 3)поиск путей устранения выделенных недостатков или совершенствования выявленного уровня профессиональных компетенций.

    Наиболее эффективным средством управления процессом повышения квалификации по мнению таких педагогов, как М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк, О.Ф. Чупрова является эксперно-аналитическая деятельность руководителя , которая представляет собой совокупность последовательных действий руководителя, направленных на достижение более высокого результата управления процессом развития профессиональных компетенций педагогов, соответствующих федеральным государственным требованиям, их личностная ориентация, с помощью научно - педагогической экспертизы, контрольно-оценочных и аналитических процедур.

    Определила проблему исследования: к аким образом эффективно организовать процесс управления качеством повышения квалификации педагогов посредством экспертно – аналитической деятельности руководителя, чтобы уровень развития профессиональных компетенций соответствовал требованиям ФГОС ДОО?

    Для реализации требований Законодательства - поставила цель:

    Организовать эффективный процесс управления качеством повышения квалификации педагогов ДОО посредством экспертно-аналитической деятельности руководителя, с учётом индивидуально-дифференцированного подхода.

    Определила объект и предмет исследования.

    Объект - управление качеством повышения

    квалификации педагогов в ДОО.

    Предмет: экспертно - аналитическая деятельность руководителя ДОО как средство управления качеством повышения квалификации педагогов

    Определила следующие задачи, которые реализовывались поэтапно:

    Экспертный этап. 2013-2015 гг.

    Осуществить сбор данных об уровне образования , квалификации, курсовой подготовки, материалов на предмет участия в конкурсах различного уровня и обмена опытом, наличие авторских разработок педагогов; провести анализ имеющегося материала.

    Изучить с педагогами требования ФГОС ДОО к психолого-педагогическим условиям, в том числе профессиональному развитию, профессионально-педагогической квалификации, уровню профессиональных компетенций, заложенных в Профстандарте педагога.

    Провести экспертизу критериев оценивания и методического сопровождения. Выявить набор показателей, критериев, которые в совокупности характеризуют уровень оцениваемого качества управления процессом повышения квалификации; номенклатуру уровней, параметры качества процесса повышения квалификации, определить какой должен быть сам результат.

    Выявить уровень развития профессиональных компетенций педагогов, их соответствие требованиям, выше перечисленных нормативных документов.

    Для реализации 1-й задачи:

    1) Изучила личные дела педагогов , материалы портфолио педагогов, кадровые отчёты за последние 5 лет, в результате чего - были выявлены проблемы несоответствия уровня образования у 20% педагогов; низкий процент участия педагогов в различных конкурсах, научно-педагогических конференциях, низкая категорийность, низкий процент наличия авторских разработок.

    2) Провели анкетирование педагогов, внутри ДОО, с целью выявления сроков, форм, видов повышения квалификации, проведён анализ.

    Для реализации 2- й задачи:

    Организовала изучение выше перечисленных нормативных документов на производственных совещаниях при заведующем, планёрках, общих собраниях работников ДОО, административных совещаниях с заместителями руководителя.

    Методические мероприятия по изучению нормативных документов организовывала заместитель заведующего по ВМР на педчасах, консультациях, постоянно действующих семинарах и др. формах работы.

    Выход собранной информации стал основой для разработки локальных нормативных актов ДОО:

    1) Разработали дорожную карту реализации ФГОС ДОО;

    2) Издала приказ о создании комиссии по корректировке локальных актов ДОО с учётом ФГОС ДО;

    3) Разработали новые должностные инструкции для педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) с учётом требований ФГОС ДО .

    Для реализации 3- й задачи:

    Провели экспертизу критериев оценивания и методического сопровождения . Выявили набор показателей, критериев, которые в совокупности характеризуют уровень оцениваемого качества управления процессом повышения квалификации; номенклатуру уровней (высокий, средний, низкий); параметры качества процесса повышения квалификации (качество организации образовательной среды, качество процесса, качество результата), определила сам результат (уровень развития профессиональных компетенций на основании профессиональных умений, навыков и трудовых действий Профстандарта).

    Выход собранной информации стал основой для разработки локальных нормативных актов ДОО:

    Положение о внутренней системе оценки качества в ДОО (ВСОКО).

    Для реализации 4- й задачи:

    Издала распоряжение о проведении диагностического исследования уровня развития профессиональных компетенций педагогов , которое проводила заместитель заведующего по ВМР, в рамках подготовки педагогического совета.

    Организовали проведение педагогами самоанализа уровня развития профессиональных знаний, умений, трудовых действий на основе требований Профстандарта педагога ДОО , который показал недостаточный уровень развития профессиональных компетенций педагогов нашего учреждения.

    Определили проблемы препятствующие достижению качества управления повышения квалификации педагогов, в т.ч. высокого уровня профессиональных компетенций, заложенных в стандарте педагога, и причин возникновения данных проблем (отсутствие критериев качества управления процессом повышения квалификации педагогов – их не разработанность; отсутствие средства повышения качества управления – его определение; недостаточность условий повышения качества управления процессом повышения квалификации педагогов - создание условий, соответствующих требованиям нормативных документов; отдалённость от ИРО – использование внутренних резервов внутри ДОО для организации повышения профессиональных компетенций педагогов, ближайшего окружения (педколледж, центр развития образования при управлении образования (ЦОРО), курсы повышения квалификации в г.Ангарске), отсутствие мотивации у педагогов к повышению уровня квалификации и профессиональных компетенций – разработка более совершенной системы оплаты труда за счёт стимулирующих выплат, листов самооценки (самоанализа) .

    Организовали обучение педагогов на базе ДОО.

    Педагогов разделили на подгруппы по уровню развития профессиональных компетенций (низкий 38%; допустмый-50%; высокий-10%).

    Уровни распределения педагогов по уровню развития профессиональных компетенций

    (по результатам самоанализа, диагностического обследования)

    Высокий уровень : Педагоги, у которых образование, квалификация, профессиональные знания, умения полностью соответствуют требованиям профессионального стандарта (по результатам самоанализа, диагностического обследования)

    Допустимый уровень: Педагоги, у которых образование, квалификация полностью соответствуют требованиям профстандарта, а профессиональные знания, умения соответствуют на 51% и более.

    Низкий уровень: Педагоги, у которых образование, квалификация полностью соответствуют требованиям профстандарта или частично соответствуют, а профессиональные знания, умения ниже 50%.

    Выход собранной информации стал основой для разработки локальных нормативных актов ДОО:

    Разработали Профессиональный стандарт педагога МБДОУ № 94 внутри дошкольного учреждения, ознакомила всех под подпись.

    Разработали - форму индивидуального маршрута профессионального роста педагога, в котором педагоги указали, какие профессиональные компетенции они будут совершенствовать, через какие формы работы, сроки реализации.

    Разработали Положение об оплате труда МБДОУ и листы самооценки , а я утвердила его приказом по МБДОУ и согласовала с начальником УОААГО.

    Разработали Положение о наставничестве.

    Выход информации, также осуществлялся на педагогических советах, административных и производственных совещаниях, общих собраниях работников МБДОУ, которые я организовывала.

    Таким образом, в результате проделанной работы на уровне экспертного этапа, мы выявили проблему (не соответствия уровня повышения квалификации педагогов ДОО требованиям ФГОС); определили объект управления , (которым является процесс управления качеством повышения квалификации педагогов ДОО) и средство управления качеством повышения квалификации педагогов, (которым является экспертно-аналитическая деятельность руководителя ДОО); определили критерии управления качеством (диагностика уровня профессиональных компетенций, методическое сопровождение, уровень квалификации и образования, материально-технической базы; финансирования, нормативно-правовой базы, санитарно-гигиенических и морально-психологических условий, непрерывности образования), параметры оценивания качества управления (к ачество организации образовательной среды; качество процесса через формы и методы методической работы; качество результата, выражающегося в развитии уровня профессиональных компетенций) и показатели (удовлетворённости: условиями информационными, социально-психологическими, социально-бытовыми; формами, методами обучения; уровнем преподавания; уровнем развития профессиональных компетенций; результативностью обучения), сам результат (диагностика профессиональных компетенций педагогов), которые в совокупности характеризуют уровень развития оцениваемого качества управления повышением квалификации педагогов ДОО; подготовили методическое сопровождение (подобрали тесты, диагностический материал, разработали анкеты, различные схемы контроля и анализа), определили номенклатуру уровней качества управления повышением квалификации педагогов (высокий, средний, низкий); определили ответственных, разделили педагогов на группы на основании выявленного уровня развития профессиональных компетенций (высокий, допустимый, низкий).

    Контрольно-оценочный и аналитико-коррекционный этапы 2016-2018 гг.

    1) Р азработать формы и методы контрольно-оценочной деятельности педагога ДОО в процессе ЭАД на основе индивидуально-дифференцированного подхода, для каждой группы педагогов, на основе функциональной карты вида профессиональной деятельности, трудовых функций, описанных в Профессиональном стандарте педагога, с помощью которых будет осуществляться процесс повышения квалификации педагогов ДОО и развитие их профессиональных компетенций.

    2) Провести анализ и корректировку полученных результатов после обучения.

    Для реализации 1-й задачи 2-го этапа:

    Р азработала формы и методы контрольно-оценочной деятельности педагога ДОО в процессе ЭАД на основе индивидуально-дифференцированного подхода, для каждой группы педагогов, на основе функциональной карты вида профессиональной деятельности, трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте педагога, с помощью которых осуществляется процесс повышения квалификации педагогов ДОО и развитие их профессиональных компетенций. (Таблица № 1 приложения № 2).

    Выход информации по организации процесса управления качеством повышения квалификации педагогов, лёг в основу проекта по работе с педагогическими кадрами в Программу Развития МБДОУ.

    По реализации 2-й задачи 3-го этапа:

    1) Провели анализ полученных результатов после обучения педагогов с помощью анкетирования педагогов на удовлетворённость процессом организации повышения квалификации, которая показала 80 % положительных результатов.

    2) Провели повторную диагностику уровня профессиональных компетенций, личностных качеств, организационно – методических умений, которая показала положительную динамику развития. Динамика следующая: с высоким уровнем- увеличилось педагогов на

    Высокий уровень –остался тот же %.

    Допустимый уровень- увеличился на 38%.

    Низкий уровень уменьшился на 18%.

    2) Обобщены результаты обучения педагогов, определены коррективы.

    Таким образом, при условии организации экспертно-аналитической деятельности руководителя на основе индивидуально-дифференцированного подхода, можно эффективно управлять качеством процесса повышения квалификации педагогов ДОО, в т.ч. совершенствовать уровень их профессиональных компетенций. Для этого были определены критерии и его компоненты; а также - индивидуальные формы, методы, средства педагогической деятельности, для каждой группы педагогов, содержание конкретных заданий по контролю, анализу результатов собственной деятельности, обучения и самообучения, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций педагогов.

    На сегодняшний день – в МБДОУ работает 17 воспитателей, 2 узких специалиста (муз.руководитель, инструктор по ФИЗО), из них молодых воспитателей и молодых специалистов со стажем работы не более 5 лет - составляет-8 человек (42%);

    педагогов со стажем более 10 лет- 3 человека (16%);

    педагогов со стажем более 20 лет - 8 человек (42%).

    В результате совершенствования профессиональных компетенций педагогов ДОО, повышения качества управления процессом повышения их квалификации - были получены следующие результаты:

    2) увеличилось количество педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах, НПК, образовательных форумах, сетевом проекте- на 15%;

    3) 8 педагогов, в т.ч. руководитель и зам.зав. по ВМР - прошли курсы переподготовки (это 100% педагогов, которым нужны были данные курсы).

    4) прошли курсы повышения квалификации 1 раз в 5 лет-95% педагогов, 1 раз в 3 года-58% педагогов.

    5) подали заявления на аттестацию в 2018 г.- на 1квал.категорию-2 педагога.

    6) увеличилось количество педагогов с высшим образованием с 25% до 42%.

    Наши достижения:

    Линии развития:

    Продолжать работу по обеспечению роста профессиональных компетенций, организационно-методических умений, личностных качеств педагогов на основе экспертно-аналитической деятельности администрации МБДОУ.

    На основе проведённого исследования – создать программу по организации управления качеством процесса повышения квалификации педагогов ДОО посредством методов ЭАД и зарегистрировать её в МЭС.

    Свой опыт работы по данной теме был представлен через материалы международных НПК конференций и публикаций научных статей в журналах:

    Показатели оценки эффективности деятельности руководителей ДОУ

    Профессиональная деятельность руководителей дошкольных образовательных учреждений оцениваются экспертной комиссией в баллах по следующим показателям:

    № п/п

    Наименование целевого показателя

    Критерии оценки эффективности работы руководителя

    Количество баллов

    Направление 1. Эффективность реализации проектов ДОУ

    Максимально 13

    Доля педагогических работников, вовлеченных в проектную деятельность

    Доля проектов, реализованных в ДОУ

    Направление 2. Эффективность реализации образовательной программы ДОУ

    Максимально 55

    Обеспечение доступного дошкольного образования

    +1 (за каждые 5% сверх плановой наполняемости)

    Обеспечение воспитанникам требований ФГОС ДО

    -выполнение учебного плана

    Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования

    Показатель готовности выпускников ДОУ к обучению в школе

    -выше среднего по ДОУ г.Курчатова

    - ниже среднего по ДОУ г.Курчатова

    Наличие призовых мест в конкурсах, выставках детского творчества

    -на федеральном уровне

    -на региональном уровне

    -на муниципальном уровне

    - в соответствии с лицензионными требованиями

    -ниже лицензионных требований

    Реализация мероприятий по привлечению молодых педагогов (до 35 лет)

    Привлечение и закрепление молодых специалистов

    -за каждого педагога

    -со стажем до 5 лет 10%

    -наличие не менее чем у 50% педагогических работников квалификационных категорий;

    -увеличение количества педагогических работников 1 и высшей квалификационной категории

    Повышение квалификации в течении последних 5 лет

    В объеме не менее 72 часов

    Профессиональное развитие, участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства

    -на федеральном уровне

    -на региональном уровне

    -на муниципальном уровне

    Удовлетворенность участников образовательного процесса качеством образования в ДОУ

    -наличие мониторинга удовлетворенности качеством образования

    -степень удовлетворенности по результатам мониторинга

    Направление 3. Эффективность и полнота выполнения муниципального задания

    Максимально 7

    Исполнение муниципального задания по объему за отчетный период

    Исполнено на 95-100%

    -среднее и выше среднего по ДОУ г.Курчатова

    -ниже среднего по ДОУ г.Курчатова

    Направление 4. Эффективность обеспечения доступности качественного образования

    Максимально 14

    Реализация дополнительных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с лицензией

    Реализация программ, направленных на работу с одаренными детьми

    Создание и реализации собственных проектов

    Направление 5. Эффективность инновационной деятельности ДОУ

    Максимально24

    Распространение педагогического опыта учреждения на федеральном, региональном и муниципальном уровне

    Образовательное учреждение имеет статус инновационной (проектной, базовой, стажировочной и т.п.) площадки

    Организация и проведение на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения семинаров, совещаний, конференций и т.п.

    Личное участие руководителя ДОУ в профессиональных конкурсах, грантах, проектах, научно-практических конференциях, научной деятельности и их результативность

    Наличие и продуктивность реализации образовательной программы и программы развития дошкольного образовательного учреждения

    -наличие программ развития

    -эффективность реализации образовательной программы

    Вклад ДОУ в развитие муниципальной системы образования, реализацию целевых программ

    Направление 6. Эффективность реализации государственно-общественного характера управления ДОУ

    Максимально 10

    Соответствие деятельности ДОУ требованиям законодательства в сфере образования

    Внешняя оценка деятельности ДОУ (аудит, экспертиза, госаккредитация)

    -наличие замечаний (за каждое)

    Информационная открытость организации

    -своевременное обновление информации, размещаемой на сайте

    -соответствие информации, размещаемой на сайте, требованиям законодательства

    Наличие и качество публичного доклада о деятельности учреждения за год

    Общественная составляющая управления

    -наличие органа общественного управления ДОУ, в котором представлены все участники образовательного процесса

    -наличие и активная деятельность попечительского совета, родительского комитета

    Направление 7. Эффективность инновационной деятельности ДОУ

    Показатели оценки эффективности деятельности руководителей ДОУ

    Профессиональная деятельность руководителей дошкольных образовательных учреждений оцениваются экспертной комиссией в баллах по следующим показателям:

    № п/п

    Наименование целевого показателя

    Критерии оценки эффективности работы руководителя

    Количество баллов

    Направление 1. Эффективность реализации проектов ДОУ

    Максимально 13

    Доля педагогических работников, вовлеченных в проектную деятельность

    Доля проектов, реализованных в ДОУ

    Направление 2. Эффективность реализации образовательной программы ДОУ

    Максимально 55

    Обеспечение доступного дошкольного образования

    +1 (за каждые 5% сверх плановой наполняемости)

    Обеспечение воспитанникам требований ФГОС ДО

    -выполнение учебного плана

    Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования

    Показатель готовности выпускников ДОУ к обучению в школе

    -выше среднего по ДОУ г.Курчатова

    - ниже среднего по ДОУ г.Курчатова

    Наличие призовых мест в конкурсах, выставках детского творчества

    -на федеральном уровне

    -на региональном уровне

    -на муниципальном уровне

    - в соответствии с лицензионными требованиями

    -ниже лицензионных требований

    Реализация мероприятий по привлечению молодых педагогов (до 35 лет)

    Привлечение и закрепление молодых специалистов

    -за каждого педагога

    -со стажем до 5 лет 10%

    -наличие не менее чем у 50% педагогических работников квалификационных категорий;

    -увеличение количества педагогических работников 1 и высшей квалификационной категории

    Повышение квалификации в течении последних 5 лет

    В объеме не менее 72 часов

    Профессиональное развитие, участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства

    -на федеральном уровне

    -на региональном уровне

    -на муниципальном уровне

    Удовлетворенность участников образовательного процесса качеством образования в ДОУ

    -наличие мониторинга удовлетворенности качеством образования

    -степень удовлетворенности по результатам мониторинга

    Направление 3. Эффективность и полнота выполнения муниципального задания

    Максимально 7

    Исполнение муниципального задания по объему за отчетный период

    Исполнено на 95-100%

    -среднее и выше среднего по ДОУ г.Курчатова

    -ниже среднего по ДОУ г.Курчатова

    Направление 4. Эффективность обеспечения доступности качественного образования

    Максимально 14

    Реализация дополнительных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с лицензией

    Реализация программ, направленных на работу с одаренными детьми

    Создание и реализации собственных проектов

    Направление 5. Эффективность инновационной деятельности ДОУ

    Максимально24

    Распространение педагогического опыта учреждения на федеральном, региональном и муниципальном уровне

    Образовательное учреждение имеет статус инновационной (проектной, базовой, стажировочной и т.п.) площадки

    Организация и проведение на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения семинаров, совещаний, конференций и т.п.

    Личное участие руководителя ДОУ в профессиональных конкурсах, грантах, проектах, научно-практических конференциях, научной деятельности и их результативность

    Наличие и продуктивность реализации образовательной программы и программы развития дошкольного образовательного учреждения

    -наличие программ развития

    -эффективность реализации образовательной программы

    Вклад ДОУ в развитие муниципальной системы образования, реализацию целевых программ

    Направление 6. Эффективность реализации государственно-общественного характера управления ДОУ

    Максимально 10

    Соответствие деятельности ДОУ требованиям законодательства в сфере образования

    Внешняя оценка деятельности ДОУ (аудит, экспертиза, госаккредитация)

    -наличие замечаний (за каждое)

    Информационная открытость организации

    -своевременное обновление информации, размещаемой на сайте

    -соответствие информации, размещаемой на сайте, требованиям законодательства

    Наличие и качество публичного доклада о деятельности учреждения за год

    Общественная составляющая управления

    -наличие органа общественного управления ДОУ, в котором представлены все участники образовательного процесса

    -наличие и активная деятельность попечительского совета, родительского комитета

    Направление 7. Эффективность инновационной деятельности ДОУ

    Читайте также: