4 руководство самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся в основной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Кубайкина Светлана Валерьевна

Населенный пункт: д. Табар-Черки Апастовского района Республики Татарстан

Цель проведения мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, в процессе которого формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

Задачи:

1. Познакомить участников с основными понятиями исследовательской деятельности и с основными этапами выполнения исследовательской работы учащимися.

2. Создать условия для пополнения собственного опыта исследовательской деятельности с учащимися.

3. Способствовать развитию способов взаимодействия в совместной интеллектуально-творческой деятельности.

Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на учителей предметников, руководителей методических объединений и педагогов дополнительного образования.

Требования к материальному обеспечению мастер-класса. Оборудование – мультимедиа - проектор, ПК, экран, раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки.

Раздаточный и демонстрационный материал: памятки и рекомендации по теме мастер-класса.

Ход мастер-класса

1-й этап. Организационный.

2-й этап. Актуализация личностного опыта участников.

Современные реалии требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе, а также творческую инициацию.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

- Уже меньше! Мне приятно, что в зале есть единомышленники!

Предлагаю Вам распределить этапы работы исследовательской деятельности.

(обращаюсь к коллегам)

- Кто из Вас может выйти к доске и распределить этапы на доске?

Выбор темы исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Определение цели и задач.

Составление плана исследования.

Работа с литературой.

Выбор методов исследования.

Подготовка и проведение исследования (сбор материалов)

Обработка результатов исследования и формулирование выводов.

Итак, мы получили схему создания исследовательской работы!

Цель - ознакомить участников мастер-класса с целями и основными этапами исследовательской деятельности учащихся.

Нам предстоит работа в группах. Возьмите, пожалуйста, ориентировочные карты действий. Согласно плану, 1-й этап нашей работы информационный. Вам предстоит работа в группах. Первой группе необходимо будет сформулировать цель научного исследования, второй группе необходимо будет сформулировать цель учебного исследования,

Главная цель- получить новое знание об окружающем мире.

Главная цель образовательная—учит универсальному способу получения знаний.

Вывод. Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует интеллектуальной активности учащихся.

Чем отличается исследовательская работа от других?

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным.

Под исследовательской деятельностью понимается работа, которая связана с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Какова же технология организации работы над ученическим исследованием?

Итак, почему именно исследовательская деятельность позволяет каждому учащемуся проявить себя и сделать открытие?

Как школьнику начать работу над научным исследованием.

Какова же технология организации работы над ученическим исследованием?

Ответы участников мастер-класса.

1. Свою деятельность начинаем с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью (ведь исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе), всестороннего изучения возможностей и стремлений воспитанников. Используем при этом различные методы: наблюдение, анкетирование, собеседование, мини-исследования, социологические опросы и т. д. Большую роль в этом играют родители, которые знают своих детей и могут помочь ребёнку советом и делом, поддержать его в нужный момент. Главная роль здесь принадлежит учителю, т.к. в процессе индивидуальной работы вы должны не только заинтересовать учащегося и увидеть в нём юного исследователя, но и помочь в выборе темы, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Для развития исследовательской деятельности учащихся важны и внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования самого педагога. Тема исследования, прежде всего интересная для ученика, должна совпадать с кругом интересов учителя.

2. На основе анализа полученных данных выявляем мотивы, побуждающие учащихся заняться исследовательской работой:

  • интерес к предмету;
  • желание расширить свои знания, кругозор;
  • связь с будущей профессией;
  • удовлетворение процессом работы;
  • желание самоутвердиться, получить награду на конкурсе;
  • поступить в вуз;
  • и другие.

Лишь после этого начинаем непосредственную кропотливую индивидуальную работу с учащимся над исследованием по отдельному плану.

5 –й этап. Операционно-деятельностный этап.

Цель — обеспечить осуществление практической деятельности участников по овладению навыками организации исследовательской деятельности учащихся.

  1. Первый, наиболее трудный и ответственный этап – выбор темы исследования.

Принято считать, что правильно выбрать тему работы – это наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в область животрепещущих, еще неразрешенных проблем и вопросов современной науки. Но прежде необходимо определиться к какому типу исследования она будет относиться.

Задание: Сформулируйте кратко актуальность темы данного исследования.

Разбор на слайде темы.

Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе – это определение актуальности. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Разбор на слайде актуальности ИР.

  1. Следующий этап – это определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматриваются.

Задание: Определите объект и предмет данного исследования.

  • Например: Объектом исследованияявляется анализ народных обычаев и традиций.

Предмет – это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Предмет исследования более конкретен и включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Например: Из всех традиций и обрядов мы выбираем строительные обряды деревни.

Таким образом, объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

3. Следующий этап – определение цели и задач.

Исходя из объекта и предмета определяются цель и задачи исследования.

Задание: Попробуйте сформулировать цель и задачи исследования

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремиться.

Задача исследования обеспечивает ориентацию на достижение поставленной цели исследования, отражает последовательность: обзор по теме, анализ объекта по предмету исследования, синтез результатов анализа в модель требуемого результата.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения:

  • Изучить
  • Разработать
  • Выявить
  • Установить
  • Обосновать
  • Определить
  • Проверить
  • Доказать и т.д.
  1. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы.

Задание: Сформулируйте гипотезу данного исследования.

Гипотеза может звучать так:

Требования к гипотезе:

  1. В гипотезу включают понятия и категории, являющейся неоднозначными;
  2. Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений;
  3. Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме;

Схемы гипотезы (на слайде)

Задание: В чем может заключаться научная новизна данного исследования?

(Члены групп обсуждают работы, высказывают свои замечания и предложения)

  1. Следующий этап это планирование исследования

Работа с памяткой на столах.

Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Под литературным источником понимается документ, содержащий какую – либ0 информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т.п.)

Методика – это описание того как выполнялась работа. Некорректно выбранная методика полностью обесценивает полученные данные. Исследователь применяет метод для того, чтобы получить данные, которые помогут ответить на вопрос, заданный в цели исследования.

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и т.д.

Эмпирические методы: практика и результаты ее исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов об объекте, их анализе и систематизации.

Общенаучные методы: наблюдение, анализ, эксперимент, синтез и др.

Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод.

Методы опроса: беседа, интервьюирование, анкетирование.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкеты – это перечень вопросов.

Задание: Какие методы мы можем применить для осуществления этого исследования?

Организация исследования связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование.

  1. Обработка результатов исследования и формулирование выводов.

Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, которые почему то – либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа вопроса.

Выводы – это утверждения, выражающиеся в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором.

Параметры страницы

Структура исследовательской работы (на слайде)

  • Титульный лист- является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.
  • Оглавление – должно содержать заголовки всех глав работы, параграфов и номера страниц.

Например:

ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ……………. ……. …………….16

2.1 Название подглавы ………………………. ………………………. 17

2.2 Название подглавы ……………………. …………………. 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…. 25

  • Введение –представляет собой ответственную часть работы и должно последовательно состоять из следующих частей:
  • Обоснование темы
  • Актуальность темы
  • Цель исследования
  • Задачи исследования
  • Гипотеза исследования
  • Методы исследования
  • Новизна исследования
  • Практическая значимость исследования
  • Главы основной части. Основная часть работы по объему должна составлять примерно 70% всего теста и согласовываться в своей структуре с планом. Текст должен делиться на крупные – главы и мелкие – параграфы части. При нумерации глав и параграфов используются римские и арабские цифры. Очень важно, что бы каждый параграф и глава заканчивались выводом.
  • Заключение – самая небольшая по объему часть, но имеющая особую важность, поскольку именно здесь должны быть представлены итоговые результаты исследования.
  • Список источников и литературы следует разместить в алфавитном порядке (по фамилии автора) в соответствии с правилами библиографического описания.
  • Приложения. Здесь помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст работы: схемы, рисунки, фотографии.

6-й этап. Рефлексия.

Цель — оценить эффективность взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определить значимость полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности участников.

Хочу задать вам два вопроса. Как каждый учащийся учиться у своего учителя, так и мы учимся у своих учащихся.

1. Что должен знать и уметь учитель, который решил заниматься с учащимися исследовательской деятельностью?

2. Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников?

(Ответы участников мастер-класса).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Вавилина Е. А., учитель истории и обществознания

высшей категории

Важнейшим этапом организации исследовательской деятельности учащихся является создание эффективных условий для занятия старшеклассников самостоятельными исследованиями вне урока . Отличительная черта внеурочной исследовательской деятельности – обучение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации, при которой учитель знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребенку самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

Основным видом внеурочной исследовательской деятельности, чаще всего используемым в педагогической практике, являются самостоятельные исследования учащихся, приближенные к научному исследованию.

Основная цель организации исследования - это подготовка творчески думающих учащихся, умеющих находить и решать проблемы в ходе исследования.

Поскольку на этой ступени учащиеся вовлекаются в собственно исследовательскую деятельность, необходимо строго придерживаться выполнения следующих условий: соблюдение принципа историзма при добывании знаний; развитие самостоятельности и активности; возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению; вовлечение в практическую деятельность. Умение анализировать, синтезировать, обобщать информацию здесь выступают на первый план. Поскольку это уровень самостоятельной практической деятельности учащихся, то результатом выступает самостоятельное исследование.

Работая над исследовательскими проектами, учителю порой бывает трудно отойти от школьной реферативной системы. Но, в конечном итоге, перестройка всей системы руководства исследовательской деятельностью учащихся является важным условием ее качественной организации. Под руководством учителя учащиеся начинают размышлять о прочитанном, увиденном, услышанном, анализировать и обобщать полученные исследовательские материалы.

Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся характеризуется проявлением субъективного отношения к изучаемым фактам и явлениям, способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем, пути их разрешения. Эмоциональное отношение к изучаемым материалам обуславливает и довольно высокий уровень притязательности учащихся на высокую оценку своей исследовательской деятельности. Учащиеся стремятся доказать актуальность и общественную значимость исследуемых ими материалов, поэтому на этом этапе исследования особо значимыми становятся умения выстраивания доказательства, отстаивание своей позиции, публичного выступления.

Отличие учебно-исследовательской деятельности от исследовательской заключается и в том, что в первом случае учащиеся знакомятся с методами научной деятельности, способами сбора и обработки информации, а в ходе выполнения самостоятельного исследования учащиеся применяют на практике освоенные методы исследовательской деятельности, используют эти интеллектуальные умения для получения результатов по своей теме исследования, формулирования выводов.

Особое место в организации исследовательской деятельности учащихся занимает презентация результатов работы. Подготовка к выступлению на конференциях различного уровня – школьной, окружной, муниципальной связана с необходимостью написания тезисов исследования, то есть кратких, но ёмких по содержанию выдержек из основного повествования. Кроме того, публичное выступление требует тщательного отбора и логического выстраивания системы доказательства своей позиции, умения отвечать на возникающие вопросы, демонстрируя осведомленность и знание представляемого исторического материала.

1. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе – 2003. - № 7, - 2004. - № 1.

2. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272с. с. 116-127.

3. Шкарина Л.И. Некоторые закономерности исследовательской деятельности как образовательной технологии // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №3. с.21-24.


Целью учебной исследовательской деятельностью современных школьников является приобретение школьниками навыка исследовательской деятельности как универсального способа освоения знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Учебно-исследовательская деятельность школьников — это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую проблему с ранее неизвестными знаниями. [1]

Учебно-исследовательская деятельность в современном школьном образовании является эффективным методом развития теоретического мышления школьников, потому как он позволяет фиксировать причинно-следственные связи на конкретном материале, устанавливать результаты развития процессов, обобщать и восходить “от частного к общему”. В ходе учебно-исследовательской деятельности воспроизводятся условия и нормы деятельности, действующие в научной сфере. Таким образом, научно-исследовательская подготовка носит деятельностный характер. [2]

Учебно-исследовательская деятельность на разных уровнях школьного отличается своей спецификой в силу возрастных особенностей учащихся и типа образовательного учреждения (лицей, гимназия, профильная школа и т.д). В нашем случае субъектами учебно-исследовательская деятельности являются учащиеся средней общеобразовательной школы. Цели, к которым мы их ведем, делятся на учебные и дополнительные. Учебные цели включают в себя развитие исследовательских способностей и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения. В дополнительном плане цели ставятся иные, а именно организация условий для развития способностей и задатков школьников в соответствии с их конкретными потребностями в рамках образовательной программы и индивидуального сопровождения.

Школьные учебные исследования — это образовательная технология, которая использует учебные исследования как инструмент дополнительного школьного образования. Учебно-исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебно-исследовательских задач по какому-либо учебной дисциплине (в нашем случае это история и обществознание) с известным решением, направленных на формировании представлений об объекте исследования, под руководством учителя.

Само по со себе учебно-исследовательская деятельность — это образовательный процесс, осуществляемый на основе научно-исследовательской технологии, используемой в научной сфере, она характеризуется следующим:

постановка проблемного вопроса объекта исследования;

развитие навыка использований научных терминов и инструментов;

развитие навыков работы с различными версиями на основе анализа учебной и научной информации из различных (достоверных) источников, развитие навыков анализа и принятия решений на основе анализа одной версии как верной.

Основная цель выполнения учебно-исследовательского проекта школьника — повысить общий школьный кругозор, узнать больше о том или ином предмете, сформировать умения придерживаться какой-либо научного мнения. [3] Для достижения поставленной цели необходимо создать условия для того, чтобы ученики сами поставили цели исследовательских задач, выбора объекта, попытки его анализа, выдвижения гипотез. Но так как учебно-исследовательская деятельность является еще и творческой, ученики могут опираться на интересы и предпочтения, придерживаются творческой и своей авторской позиции в своем исследовании.

В учебно-исследовательской деятельности применяется проектный метод. На каждом этапе учебно-исследовательской деятельности учитель обязуется предоставить школьнику определенную свободу действий, порой даже в ущерб научной методологии, иначе со временем исследование превращается в обычное дополнительное и рутинное домашнее задание.

Результаты учебно-исследовательской деятельности делятся на две части. Первый отмечает, что результат исследовательской работы школьника соответствует стандартам обучения (то есть объект исследования включен в школьный курс истории). Второй показывает, какие способности и личностные характеристики были сформированы в ходе учебно-исследовательской деятельности, развились ли у учеников регулятивные и личностные компоненты по ФГОС для дальнейшего применения полученных навыков в образовании, науки и т. д.

Качество ученической исследовательской работы измеряется соотношением представленного учителем (руководителем) и фактически усвоенного предметного материала (нового знания, добытое своими усилиями); умением применять структуру исследования в соответствии с научными стандартами, сложившимися в научном сообществе; способностью к самоанализу. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность для школьников превращается в основную, поскольку она направляет учащихся к реализации эффективных социальных, субкультурных и профессиональных навыков в дальнейшем будущем. [5]

Существуют основные виды учебно-исследовательской деятельности:

− проблема-аннотация исследования: сравнение данных из различных исторических источников или ситуаций для выделения научной проблемы и проектирования вариантов ее решения;

− анализ и систематизация научной литературы и источников:

− сбор и систематизация элементов исследования;

− диагностико-прогностического исследования: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

− инновационное и рационализаторская исследовательская деятельность;

− экспериментально-исследовательская деятельность: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

− проектно-поисковая деятельность: поиск, разработка и защита проекта, целеполагание методов деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Наиболее эффективным с точки зрения формирования ключевых компетенций у школьников является проектно-исследовательская деятельность — проектирование, включающее в себе научное исследование. Его смысл состоит в выявлении целей и задач, принципов выбора методов, планировании хода выполнения исследования, определении ожидаемых результатов, оценке целесообразности проведения исследования, определении необходимых ресурсов. [4]

Основным средством организации учебно-исследовательской работы является система исследовательских задач, содержащих проблему, решение которой требует теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестные знания.

Учебно-исследовательские задания включают в себя

− познавательные задачи-специально подобранные учебные задания, включённые в учебно-календарный план школьного предмета. Одним из составных элементов организации учебно-исследовательской деятельности на уроке (или во внеурочной деятельности) является постановка и решение поставленной задачи. Задача представляет собой проблемный учебный вопрос в рамках школьной программы, решение которой представляет широкий практический или научный интерес (например, из курса обществознания 8 класса: необходимо ли введение безусловного базового дохода?);

− творческие задания, которые могут быть выполнены учеником в любом понравившимся ему формате;

− урок-исследование, когда явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается учениками (в одиночку или в группе) для самостоятельного изучения под руководством учителя;

− урок-семинар, в основе которого лежит изложение собранного учебного материала для обсуждения в группах с учителем.

Таким образом, важно отметить необходимость исследовательской деятельности, в ходе которой школьники развивают способность видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; определять понятия; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и заключения; структурировать материал; доказывать и отстаивать свои идеи, что возможно в будущем сподвигнет на большую научную деятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-исследовательская деятельность, задача, исследовательская деятельность, научная информация, научная сфера, образовательный процесс, общеобразовательная школа, основа анализа, профильное обучение, руководство учителя.

Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один.

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста.

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках.

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и.

Проектная и исследовательская деятельность.

Кукушкина, А. С. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе / А. С. Кукушкина.

Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу.

Система организации исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным. Школьное ученическое научное общество как форма организации учебно-исследовательской деятельности школьников.

Модель формирования готовности учителя к организации.

Cтатья посвящена проблеме формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности учащихся, так как с внедрением новых ФГОС появилась необходимость формировать универсальные учебные действия у учащихся, предполагающие.

Исследовательская деятельность младших школьников как.

1. Учебно-исследовательская деятельность — творческая самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося.

Модель организации исследовательской деятельности.

Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию.

Роль самостоятельной учебно-исследовательской.

Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой

Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения учащимися научных и.

Исследовательская деятельность школьников в процессе.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один. Этот личностный компонент исследовательской деятельности особенно важен с точки. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций.

Подготовка к исследовательской деятельности будущего.

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения.

учебный процесс, научно-исследовательская работа, высшее профессиональное образование, научно-исследовательская деятельность, учебное время.

Автор: Самарина Наталья Александровна

Населенный пункт: Красноярский край, г. Сосновоборск

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

В условиях реализации ФГОС процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.

  • в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная и исследовательская деятельность, так как призвана решать не только познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей.

Что сегодня понимается под «исследовательской и проектно-исследовательской деятельностью?

В литературе, посвященной вопросам исследовательской деятельности, даны определение исследовательской и проектно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность — деятельность уча­щихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по про­ектированию собственного исследования, предполагающая выделе­ние целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирова­ние хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности, для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, что является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу.

Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся [1, с.246]:

• овладеть существенными научными понятиями, представлениями;

• самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;

• точно описать факты, явления с применением общепризнанной технологии;

• приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;

• сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;

• проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;

• выстроить доказательство и давать опровержение.

При написании исследовательской работы у учащихся развиваются умения:

• анализировать, систематизировать (анализ - это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств);

• сравнивать (сравнение - это способ познания посредством установления сходства и различия);

• обобщать и классифицировать (обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков);

• определять понятия (понятие - это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные признаки);

• доказывать и опровергать (доказательство - это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений. Опровержение - это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели:

1. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть эту возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

5. Учет возрастных особенностей младшего школьника.

Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Деятельность педагога должна быть направлена на формирование одной из важнейших (ключевых) компетенций личности ученика – исследовательской компетенции.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

• давать определения понятиям;

• делать выводы и умозаключения;

• доказывать и защищать свои идеи.

Где и как мы можем сформировать эти умения?

Существенно меняется роль учителя в учебном процессе.

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развитие основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики.

Необходимо использовать такие приёмы, которые будут способствовать развитию исследовательских умений. Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций - важные приёмы для развития исследовательских умений.

Однажды беседовали два учителя. Один из них удивлялся:

— Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

Проблема – краеугольный камень любого исследования. Это вопрос, который требует изучения, разрешения. С определения проблемы собственно и начинается исследование.

Умение видеть проблему - развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Ученики овладевают новыми способами действий.

Проблемная ситуация содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников удивление или затруднение. Она специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения

-Может ли бабочка одновременно быть вредной и полезной растению?

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос

-Что такое грибы-растения или животные?

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-Вулканы- друзья или враги человека?

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения)

В своей работе я также использую технологию критического мышления, которая представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и обновляющимся информационным потоком; умение пользоваться разными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение вырабатывать собственное мнение; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением способность брать на себя ответственность, умение сотрудничать и работать в группе.

На своих уроках я использую различные приёмы данной технологии.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их быть активным участником учебного процесса.

Например, перед началом зачитываю утверждения верные и неверные. Затем прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, работы с текстом учащиеся возвращаются к данным, оценивают их достоверность.

А)Весной можно поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность лучше расти молодым росткам. Им теперь хватает солнца и тепла. Сгорая, сухая трава превращается в золу, которая является питанием для молодых растений.

Б)Весной нельзя поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу.

Ассоциативная таблица на стадии вызова также используется для активизации мыслительной деятельности учащихся и актуализации имеющихся знаний.

-Назовите ваши ассоциации со словом пустыня.

В начале изучения темы пустыня я предложила учащимся поразмышлять над смыслом текста:

Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу по предмету. На уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углублённого осмысления фактов, явлений и закономерностей. Как увлекательны темы для изучения, но урок ограничен во времени, успеть бы пройти материал учебника.

Наше образовательное учреждение всегда было ориентировано на формирование у гимназистов широкого научного кругозора. Много лет в гимназии существует Научное Общество учащихся, членами которого являются ученики 5-11 классов. Последние 4 года первые шаги в серьезную науку делают и маленькие Академики, учащиеся начальной школы.

В своей практике исследования с младшими школьниками я рассматриваю как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом.Учеников начальной школы интересуют различные предметные области, поэтому темы, которые дети выбирают для своих исследований, столь разнообразны.

Цель : создание условий для исследовательской деятельности младших школьников в условиях Малой Академии Знаний.

  • развивать познавательные способности младших школьников;
  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у обучающихся умения и навыки исследовательского поиска (умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи);
  • формировать у младших школьников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  • сформированность исследовательских умений учащихся;
  • успешное представление проектов и исследовательских работ на гимназической, городской, краевой НПК.

В работе группы используются следующие формы:

  • теоретический семинар,
  • круглый стол,
  • семинар-практикум,
  • научно-практическая конференция,
  • дни науки,
  • лекторий,
  • консультации

Для того чтобы сформировать исследовательскую компетентность обучающихся, необходимо сформировать её у учителей. Работа группы реализовывалась поэтапно. Сначала был проанализирован опыт прошлого года, выявлены положительные моменты и проблемные места. Например, проблему в классификации типов работ: реферат, исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа, их отличительных особенностей.

Были запланированы и проведены мероприятия для учителей:

Следующим этапом было планирование работы с учениками. Для участников Малой Академии Знаний и их родителей на каждой параллели начальной школы были проведены:

Библиографический список.

1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003, 204 с.

Теоретическую основу реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся составляет исследовательское обучение, предполагающее учебный процесс для поиска познавательно-прикладных, практических сведений самим учащимся.

Такое обучение подобно научному исследованию, но с опорой на психолого-педагогический подход, который учитывает дидактические условия проведении исследования: познавательные потребности и способности учащихся, их возраст, культурный и образовательный уровень, исследовательские способности и компетенции руководителя – педагога или консультанта.

Результатом научного исследования может выступать открытие, изобретение, конструирование или дизайн, основной характеристикой которых является объективно новое знание.

М. В. Кларин определяет основные черты исследовательского обучения:

1. Учитель видит дидактическую цель в организации учебного исследования, освоении учащимися нового опыта. Для учащихся учебная задача выступает как исследовательская в контексте значимой для них проблемной ситуации.

2. Условия обучения, характер учебного взаимодействия трансформируются, подчиняясь требованиям обстановки совместного исследовательского поиска.

3. В качестве предметно-содержательного материала исследования наряду со специальным подготовленным учебным материалом может выступать также дополнительный материал, собираемый и привлекаемый самими учащимися. Специальное место может занимать освоение самой процессуальной стороны исследовательской деятельности.

4. В учебной деятельности присутствует мотив освоения нового жизненного опыта, расширения познавательных возможностей, элемент состязательности (в том числе и с самим собой).

5. Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения, конкретные решения проблем и т. д.) особым результатом обучения становится рефлексивно осмысляемый опыт поисковой деятельности6.

В России исследовательский метод обучения с середины 50-х гг. XX в. изучали М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, И. В. Дорно, Ю. В. Сенько, В. В. Успенский, Н. М. Мочалова, Т. А. Камышникова и др. Наиболее последовательно описал его И. Я. Лернер.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.

Говоря о самостоятельности школьника в учебно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, подталкивает к возможным выводам, но ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако если говорить об ученических исследованиях узко прикладного, экспериментального характера в таких областях, как психология, социология, экология, то результаты вполне могут нести в себе определенную объективную новизну (например, работа, посвященная изучению взаимоотношений в классном коллективе, или исследование экологической ситуации в небольшом водоеме).

Научное и, следовательно, учебное исследование имеет определенную структуру:

– выявление и постановка проблемы исследования;

– планирование и разработка исследовательских действий;

– сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

– сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;

– подготовка и написание (оформление) отчета.

Как правило, именно эта структура является основой классических этапов исследования:

I этап – проблемно-постановочный;

II этап – планирование;

III этап – собственно исследование, которое в свою очередь имеет подэтапы: теоретический этап – работа с литературой и практический – экспериментальный, или этап моделирования;

IV этап – подведение итогов исследования.

Мы предлагаем рассмотреть три модели – от простого к сложному – на основе уровней исследовательского метода обучения:

1-й уровень – педагог ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения (рис. 1.1);

2-й уровень – педагог только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования (рис. 1.3);

3-й уровень – и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником (рис. 1.3).

Модель 1. Обучение исследованию

Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.

Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.

Рис. 1.1. Обучение исследованию

Модель 2. Приглашение к исследованию (Д. Шваб)

Цель: развитие видения проблемы, стимулирование поискового мышления.

Технология: педагог ставит проблему, но метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности учащихся во время урока.

screen_image_29_236_73

Рис. 1.2. Приглашение к исследованию

Модель 3. Систематическое исследование (по Микаэлису)

Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.

Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимся самостоятельно. Реализуется на третьей ступени обучения под руководством научных руководителей – преподавателей вуза и педагогов школы.

screen_image_30_67_61

Рис. 1.3. Систематическое исследование

Учитывая рассмотренные варианты, в таблице 1.2 мы предлагаем обобщенную модель организации учебно-исследовательской деятельности учащегося.

Данная модель может конструироваться педагогом в разных вариантах – и как организация индивидуальной учебно-исследовательской деятельности учащихся, и как организация групповой учебно-исследовательской деятельности. На рис. 1.4 показано, что исследовательская деятельность учащегося требует сопровождения, так как он еще только осваивает данный вид деятельферат или доклад. Устная презентация ности. Хорошо, если сопровождение учащегося будет построено с опорой на образовательный ресурс, содержащий методические рекомендации по проведению учебно-исследовательской деятельности – собственно смысл, который может быть представлен в формате эпи-стемотеки, кроме того, целевую карту и/или паспорт исследования, и обязательно критерии оценивания учебно-исследовательской работы.

Обобщенная модель организации учебно-исследовательской деятельности учащегося

screen_image_31_112_60

Рис. 1.4. Организация индивидуальной учебно-исследовательской деятельности учащихся. Вариант 1.

В таблице 1.3 представлена поисковая модель на основе группового взаимодействия. Отличительной чертой этой модели выступает коллективное исследование, которое требует распределения ролей, обязанностей и ответственности между всеми участниками.

Поисковая модель на основе группового взаимодействия

Если задача-проблема может быть решена лишь совместно, необходимо разработать план ее решения и распределить обязанности при работе с образовательным ресурсом (см. рис. 1.5).

Важной педагогической задачей при организации группового взаимодействия выступает распределение ролей в исследовании.

1. Задает вопросы по теме.

2. Формулирует, выдвигает гипотезу.

3. Предлагает план исследования и уточняет предмет исследования.

4. Работает с теоретической и справочной литературой для выстраивания аргументации и сбора информации.

5. Сравнивает различные точки зрения.

6. Осуществляет обзор необходимой литературы и анализ текстов (выделение главной мысли, аргументов).

7. Делает обобщения, выводы.

1. Задает вопросы по теме.

2. Группирует и представляет данные в различных форматах с ориентацией на конкретную аудиторию.

3. Интерпретирует различные точки зрения.

4. Выстраивает дискуссию.

5. Аргументированно представляет свою точку зрения.

6. Редактирует текст.

7. Использует различные жанры коммуникации.

Рис. 1.5. Организация групповой учебно-исследовательской деятельности. Вариант 2

Организатор и участник принятия решений

1. Анализирует конкретные случаи и устанавливает их связь с более общими решениями.

2. Оценивает необходимость и достаточность данных для принятия решения.

3. Принимает решение на основе имеющейся информации.

Оформляет полученные результаты в виде буклета или презентации.

Рассмотрим этапы технологии организации учебно-исследовательской деятельности учащихся с позиции педагога.

Этап 1. Выбор темы исследования.

Этап 2. Составление инструкции. Инструкция выдается учащимся до проведения исследования, с тем чтобы они продумали гипотезу и ход исследования. Ответ по каждому заданию ученик может написать в этой же инструкции, для чего в ней предусмотрено место. Таким образом, из инструкции в процессе работы получается полноценный отчет.

Этап 3. Проведение работы. Задача педагога сводится к роли наблюдателя и консультанта.

Этап 4. Оценивание работы учащихся. Оценивание работ учащихся проводится по критериям, заранее согласованным с учащимися.

Как выбрать тему исследования?

1. Тема должна быть актуальной, необходим элемент новизны.

2. Тема должна быть интересной и увлекательной.

3. Тема должна быть достаточно узкой.

4. Тема должна быть оригинальной, с элементом неожиданности.

1. Загадка III тысячелетия – когда же оно началось? (2000, 2001, 11 сентября 2002 г.)

2. Актуальные вопросы современности: почему растет значимость прав женщин, детей, а не значимость политических прав, как было в начале XX века?

3. Новые профессии: чем обусловлено их появление? Содержание учебно-исследовательской деятельности по этапам и возрастным категориям7 представлены в таблице 1.4. На наш взгляд, в таблице 1.4 удачно показано усложнение учебно-исследовательской деятельности учащихся на примере математики.

Этапы учебно-исследовательской деятельности

screen_image_38_100_48

Как правило, представляемая работа оформляется в виде реферативных материалов.

Характеристики этих материалов:

– информационно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью освещения какой-либо проблемы;

– проблемно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему;

– реферативно-экспериментальные, в основе которых лежит эксперимент, методика и результаты которого уже известны;

– описательные, нацеленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.

Мы выделяем четыре достаточных критерия для оценивания качества реферата:

1. Представлен и согласован методологический аппарат исследования (проблема, гипотеза, цели и задачи).

Читайте также: