Результаты кластерного анализа школьных систем общего образования королев

Обновлено: 05.07.2024


Основой внедряемой муниципальной системы оценки качества образования стала апробированная в прошлом году модель оценки образовательных систем. Была проделана работа по распределению (кластеризации) муниципальных образовательных учреждений по группам (кластерам), которые характеризуются определённым набором значений показателей условий, процесса и результата образования, и дальнейший анализ причин попадания образовательного учреждения в тот или иной кластер.

Результат мониторинговых исследований (по типу кластеризации), проведённых в муниципальных образовательных учреждениях города Королёва по итогам 2007/2008 учебного года.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальная система оценки качества образования (кластерная методика)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальная система оценки качества образования (кластерная методика)

Муниципальная система оценки качества образования
(кластерная методика)

Цель создания системы оценки качества образования (СОКО): обеспечение э.

Цель создания системы оценки качества образования (СОКО):
обеспечение эффективного и объективного информационного отражения состояния образования в районе, отслеживание динамики качества образовательных услуг, определение эффективности управления качеством образования.

Оценка качества образования это определение с помощью диагностических и о.

Оценка качества образования это определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Основные этапы оценки состояния школьных образовательных систем:формирование.

Основные этапы оценки состояния школьных образовательных систем:
формирование комплекса показателей, характеризующих качество условий, процесса и результата

кластеризация (группировка) школьных образовательных систем по показателям, характеризующим качество условий, процесса и результата (на основе сравнения показателей школьных образовательных систем со средними муниципальными показателями)

анализ распределения общеобразовательных учреждений по кластерам.

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:сеть: доля учащихс.

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:
сеть:
доля учащихся, изучающих иностранный язык на 1 ступени,
доля учащихся, изучающих 2 иностранных языка в основной и средней школе,
доля учащихся, обучающихся во 2 смену (обратная шкала)

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:кадры: доля учителе.

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:
кадры:
доля учителей, имеющих высшую квалификационную категорию,

доля учителей с высшим педагогическим образованием,

доля молодых специалистов (имеющих педагогический стаж до 3 лет),
доля работающих пенсионеров (обратная шкала),

доля учителей, имеющих нагрузку более 27 часов (обратная шкала),

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:кадры: доля учителе.

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:
кадры:
доля учителей, получивших удостоверение о повышении квалификации/диплом о переподготовке (за последний год),

доля учителей, прошедших курсы повышения компьютерной грамотности (за последний год),

количество учителей на 1 администратора,

доля учителей, участвующих в инновационной (экспериментальной) деятельности,

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:кадры: доля учителе.

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:
кадры:
доля учителей, получающих надбавки за участие в инновационной и научно-исследовательской деятельности,

доля учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе,

количество учителей на 1 публикацию по результатам экспериментальной инновационной работы,

количество учителей на 1 публикацию по результатам экспериментальной инновационной работы на сайтах в сети Интернет

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:оснащенность: обеспе.

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:информационное оснащ.

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:
информационное оснащение:
количество учащихся на один компьютерный класс,
количество учащихся на один компьютер

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:Сеть Кадры Оснащенн.

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс:
Сеть
Кадры
Оснащенность
Информационное оснащение
24 показателя

Минимальное количество баллов – 3,
Максимальное количество баллов – 140.

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс. Наименьшее количест.

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс.

Наименьшее количество баллов:
Дубковская НОШ 28 баллов

Одинцовская НОШ № 2 37 баллов

Перхушковская ООШ 41 баллов
Одинцовская СОШ № 8 74 балла

Мало-Вяземская СОШ 75 баллов

Шараповская СОШ 76 баллов

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс. Наибольшее количест.

Комплекс показателей, характеризующих условия и процесс.

Наибольшее количество баллов:
Старогородковская СОШ 107 баллов

Одинцовский лицей № 2 107 баллов

Одинцовский лицей № 6 106 баллов

Одинцовская гимназия № 4 105 баллов

Одинцовский лицей № 10 101 баллов

Благоустройство и оснащение ОУ района: Наличие в учреждении кабинета химии с.

Благоустройство и оснащение ОУ района:

Наличие в учреждении кабинета химии с вытяжкой и подводкой воды к партам учащихся и лаборантской 57,26%

Наличие в учреждении кабинета физики с подводкой низковольтного электропитания к партам учащихся (включая независимые источники) и лаборантской 78,41%

Количество учащихся на один компьютерный класс. Средний районный показатель –.

Количество учащихся на один компьютерный класс.
Средний районный показатель – 277 учащихся на 1 класс

Средний показатель по Московской области 400 учащихся на 1 класс
Лесногородская СОШ –
533 учащихся на 1 класс,

Одинцовская гимназия № 14
469 учащихся на 1 класс,

Одинцовская СОШ № 5 -
451 учащихся на 1 класс,

СОШ им. А. С. Попова -
450 учащихся на 1 класс,

Успенская СОШ –
420 учащихся на 1 класс

Работа с кадрами (максимальное количество баллов – 58)Одинцовская гимназия №4.

Работа с кадрами
(максимальное количество баллов – 58)
Одинцовская гимназия №4 40 баллов

Одинцовский лицей №6 40 баллов

Одинцовский лицей №2 39 баллов

Одинцовский лицей №2 39 баллов

Горковская СОШ
12 баллов

Юдинская О(С)ОШ
14 баллов

Дубковская НОШ
14 баллов

Доля учителей, получивших удостоверение о повышении квалификации или диплом.

Доля учителей, получивших удостоверение
о повышении квалификации
или диплом о переподготовке (за последний год)
Ниже 30%

Горковская СОШ 9,5%
Одинцовска НОШ № 2 15%
Кубинская СОШ №2 16%
Шараповская СОШ 20%
Мало-Вяземская СОШ 21%
Перхушковская ООШ 21%
Лесногородская СОШ 25%,

Доля учителей, получивших удостоверение о повышении квалификации или диплом.

Доля учителей, получивших удостоверение о повышении квалификации
или диплом о переподготовке (за последний год)
Выше 57%

В 21 общеобразовательном учреждении учителя не имеют публикаций по результата.

В 21 общеобразовательном учреждении учителя не имеют публикаций по результатам экспериментальной инновационной работы

Барвихинская СОШ, Васильевская СОШ, Голицынская СОШ №2, Горковская СОШ, Жаворонковская СОШ, Зареченская СОШ, Захаровская СОШ, Каринская СОШ,
Ликинская СОШ,
Мало-Вяземская СОШ,

Доля молодых специалистов 2%, Доля работающих пенсионеров.

Доля молодых специалистов 2%,

Доля работающих пенсионеров 27,6%

Акуловская СОШ
Горковская СОШ
Жаворонковская СОШ
Каринская СОШ
Ликинская СОШ
Одинцовская гимназия № 11
Одинцовские СОШ № 8 и 15
Одинцовский лицей №6
Часцовская СОШ
Юдинская О(С)ОШ
Наибольшая доля молодых специалистов в:

Шараповской СОШ 13%

Барвихинской СОШ 11%

Немчиновском лицее 8%

Ершовской СОШ 7%

Комплекс показателей, характеризующих результат: активность обучающихся: дол.

Комплекс показателей, характеризующих результат:
активность обучающихся:
доля выпускников, участвующих в ЕГЭ по трем и более предметам,
доля обучающихся, участвовавших в олимпиадах,
доля обучающихся, участвовавших в научно-исследовательской и проектной деятельности,
доля учащихся, занимающихся в творческих коллективах в ОУ,
доля учащихся, занимающихся в спортивных секциях в ОУ,
доля участников городских, районных спортивных соревнований,
доля участников городских, районных творческих конкурсов

Комплексе показателей, характеризующих результат: внутренняя оценка: доля уч.

Комплексе показателей, характеризующих результат:
внутренняя оценка:
доля учащихся, обучающихся на 4 и 5 (по ступеням обучения),
доля выпускников основной школы, получивших аттестаты, в том числе особого образца, в том числе без троек,
доля выпускников средней школы, получивших аттестаты, в том числе особого образца, в том числе без троек,
доля учащихся, оставшихся на повторный год обучения (обратная шкала)

Комплексе показателей, характеризующих результат: внешняя оценка: доля выпус.

Комплексе показателей, характеризующих результат:
внешняя оценка:
доля выпускников, получивших по результатам ЕГЭ неудовлетворительную оценку по русскому языку и математике (обратная шкала),
доля выпускников 9 классов, подтвердивших оценку в результате экзаменов по русскому языку и математике,
доля выпускников 9 классов, повысивших оценку в результате экзаменов по русскому языку и математике,
доля выпускников 9 классов, получивших "4" и "5" в результате экзаменов по русскому языку и математике,
доля победителей и призеров олимпиад

Комплексе показателей, характеризующих результат: Активность обучающихся Внут.

Комплексе показателей, характеризующих результат:
Активность обучающихся
Внутренняя оценка
Внешняя оценка
16 показателей

Минимальное количество баллов - 5
Максимальное количество баллов - 119

Комплексе показателей, характеризующих результат Наименьшее количество балло.

Комплексе показателей, характеризующих результат
Наименьшее количество баллов:
Одинцовская НОШ № 2 18 баллов

Перхушковская ООШ 18 баллов

Дубковская НОШ 20 баллов

Одинцовская СОШ № 15 44 балла

Шараповская СОШ 45 баллов

Лесногородская СОШ 51 балл

Комплексе показателей, характеризующих результат Наибольшее количество балл.

Комплексе показателей, характеризующих результат

Наибольшее количество баллов:
Одинцовский лицей № 10 106 баллов
Одинцовский лицей № 6 95 баллов
Успенская СОШ 95 баллов
Одинцовская гимназия № 7 87 баллов
Старогородковская СОШ 87 баллов
Одинцовский лицей № 2 85 баллов
Кубинская СОШ № 2 85 баллов
Новогородковская СОШ 85 баллов

Доля обучающихся, участвовавших в научно-исследовательской и проектной деятел.

Доля обучающихся, участвовавших в научно-исследовательской и проектной деятельности средний районный показатель 20%
Кубинская СОШ № 1 70%
Одинцовская гимназия №13 63%
Одинцовский лицей № 10 53%
Новогородковская СОШ 42%
Одинцовская НОШ № 2 41%
Успенская СОШ 35%
Зареченская СОШ 37%
Одинцовский лицей № 6 33%
Одинцовская СОШ № 8 28%
Старогородковская СОШ 27%

В статье дается представение о кластерной модели как инновационном методе мониторинга качества образования, также представлен опыт внедрения кластерного метода в учебно-воспитательный процесс МОУ СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Железнодорожный Московской области.

ВложениеРазмер
Кластерная модель оценки качества образования..docx 614.38 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов

Выступление на открытом городском педагогическом совете

Кластерная модель – современная система оценки качества образования

К проблеме повышения качества образования обращено пристальное внимание не только государства, но и учителей, учеников и их родителей.

Самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, цели, содержания; организации методов работы, право педагогов на творчество, на свободу выбора педагогических концепций и технологий, учебников и учебных пособий; право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным планам ставят новые и более сложные задачи подготовки специалистов в области образования.

Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных.

Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися. Как решить, являются ли услуги школы качественными?

В МОУ СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов на протяжении нескольких лет ведётся педагогический мониторинг за качеством предоставляемых образовательных услуг.

Вместе с тем информационные потоки по результатам мониторинговых исследований разрознены,

Необходимо объединить существующие структурные элементы и информационные потоки в единую систему оценки качества, способную оперативно получать информацию о состоянии качества образования на уровне отдельно взятой образовательной системы (класса) или всего образователь ного учреждения, формировать научно обоснованные предложения для принятия управленческих решений.

Кроме того, важное значение придается формированию системы измерителей для всех категорий участников обра зовательного процесса (учащихся, педагогов, администрации школы, родителей).

Это позволит создать единое информационное пространство, объединяющее данные различных уровней в единую систему и обеспечивающее решение задач системного мониторинга деятельности и повышения эффективности функционирования образовательного учреждения

Все это в конечном итоге усилит общественный характер управления качест вом образования, обеспечит доступ к информации о качестве образовательных услуг, согласование представлений о качестве образования участников образовательного процесса и внешкольного сообщества.

В МОУ СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов ведется работа по диагностике качества образования и его соответствию запросам заказчиков образования - родительской общественности по новой для образовательных учреждений нашего города методике - кластерной модели .

Уровень процесса (П) - это вертикальная ось. Показатели этого уровня ранжируют образовательные системы по условиям организации образовательного процесса, качественной характеристике педагогических кадров и образовательных программ.

По сути, данные, полученные по этой оси, можно расценивать как материально-технические, программные, кадровые вложения в образовательный процесс.

Уровень результата (Р) - это горизонтальная ось измерения степени результативности образования. Показатели данного уровня побуждают руководителя принимать меры по улучшению учебных и внеучебных достижений школьников, их надпредметных и ключевых компетенций, сохранению здоровья обучающихся.

Соответственно, чем выше уровень вложений в систему, тем на большие результаты вправе рассчитывать.

Именно возможностью установить зависимость между вложениями в процесс образования детей и результатами кластерный подход к оценке качества образования выгодно отличается от других подходов.

Перечень показателей состоит их двух частей – инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть включает в себя набор одинаковых по структуре и составу показателей, обязательных для всех образовательных систем и позволяющих определить средние школьные показатели, сравнить их между собой.

Вариативная часть содержит группу показателей, характеризующих специфику образовательного учреждения, дающих оценку выполнения отдельных задач, стоящих перед ним.

Такой подход позволяет, с одной стороны, обеспечить методическое единство и сопоставимость данных для сравнительного анализа, с другой – учет индивидуальных особенностей и приоритетов школы.

Таким образом, мониторинг связан с выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов самой педагогической системы.

В основе педагогического мониторинга МОУ СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов лежит распределение (кластеризация) образовательных систем по группам (кластерам),характеризующимся определенным набором значений показателей процесса и результата образования, и дальнейший факторный анализ причин попадания образовательной системы в тот или иной кластер.

Центральная линия эксперимента связана с мониторингом качества образовательного процесса в классах повышенного статуса.

Также был проведен мониторинг качества деятельности участников образовательного процесса на I ступени обучения.

В эксперимент вовлечены все педагогические работники школы, психолог.

Проведены два городских семинара:

В результате эксперимента получен интереснейший материал для анализа результативности действий и классных руководителей, и предметников, и ШМО (кафедр), администрации школы.

Количественный и качественный анализ качества образования на основе индикаторов и показателей позволяет решить следующие задачи управления качеством образования:

- оценить состояние системы, уровень качества образования, которое она обеспечивает;

- выявить сильные и слабые стороны системы и на этой основе определить приоритеты развития, включая целевые индикаторы;

- выявить те факторы и условия, которые определяют сложившийся уровень качества образования и на этой основе принять необходимые управленческие действия для повышения качества образования.

Сравнения образовательных систем по показателям результатов само по себе является средством управления.

Описанная выше модель, благодаря возможности выявления зависимостей между ресурсами и условиями, с одной стороны, и результатами – с другой, позволяет определить тот ресурс, воздействие на который улучшает какой-либо показатель качества образования.

Это позволяет на основе результатов оценки качества при подготовке управленческих решений определять стратегию образовательного учреждения в работе по повышению качества образования.

Презентация на тему: " Об исследованиях эффективности использования имеющихся ресурсов ОУ Опыт использования методики кластерного анализа деятельности ОУ Министерство образования." — Транскрипт:

2 Модернизация системы образования процесс изменения состава входящих в нее элементов, взаимосвязей и взаимодействия между ними, приводящий к улучшению функционирования всей системы; комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования (материалы Госсовета РФ).

3 Под улучшением функционирования понимается повышение следующих параметров, характеризующих ОС: доступности образования; качества образования; эффективности использования потребляемых ресурсов.

4 Эта управленческая функция включает в себя достаточно разнородные элементы. Однако у нее есть общий стержень – это обеспечение эффективного использования всех поступающих в систему образования ресурсов – финансовых, кадровых, информационных, материальных. Управление эффективностью

5 Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения. Региональная система оценки качества образования, разработанная в Иркутской области в 2007 г., поставила перед ОГАОУ ДПО ИРО задачу проведения исследований, связанных с рейтингованием ОУ на основе применения методик кластерного анализа.

6 В последнее время стали популярными различные системы оценки на основе составления рейтинга. Рейтинги по различным направлениям деятельности стали обычным инструментом в управлении образованием на различных уровнях: в ОУ, в муниципалитете, в регионе, в РФ. Упрощенный подход к рейтингованию образовательных систем несет в себе определенные риски.

7 линейныйкластерный Существующие модели оценки качества образования можно условно разделить на два вида: линейный и кластерный. Линейная модель Линейная модель позволяет определить место отдельной ОС в общем перечне аналогичных систем. Эта модель позволяет получить информацию о зависимости качества образования от различных факторов, его обуславливающих, но все ОС сравниваются друг с другом вне зависимости от условий внешней и внутренней среды.

8 Кластерная модель Кластерная модель позволяет группировать оцениваемые объекты в группы (кластеры) на основе единой меры, охватывающей ряд признаков, вскрывать внутренние связи между различными явлениями, внешне отстоящими друг от друга.

9 Исследователи отечественной системы образования (Д.Л. Константиновский, В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин, Я.М. Рощина) выделили несколько наиболее распространенных (типичных) разновидностей учебных заведений, обладающих определенными сочетаниями признаков (качеств), выраженных в высокой степени.

11 Основы кластерной модели анализа Представление о принципиальной многолинейности понятия качества образования. Предполагается существование характерных разновидностей учебных заведений, различия между которыми носят не только нормативный, количественный, но и качественный характер. Предполагается, что каждая из разновидностей имеет свой портрет, свою внутреннюю логику, исследование которой является ключом к адекватному регулированию в сфере обеспечения качественного образования, соответствующего запросам потребителей.

22 Итоговая картина кластеризации Ресурсное обеспечение Качество результата низкоесреднеевысокое низкое 123 среднее 456 высокое 789

24 Общая картина зависимости результатов обучения в том или ином учреждении репрезентирована конфигурацией и наполнением кластеров. Более детальный анализ возможен с опорой на распределение статистических данных по выделенным кластерам. В практике анализа "нормальными" считаются кластеры 1, 5, 9, расположенные на диагонали. Параметры этих кластеров отражают прямую зависимость качества результата обучения от качества ресурсного обеспечения как доминирующую тенденцию. Оставшиеся кластеры отклоняются от диагонали, что отражает отличия от доминирующей тенденции прямой зависимости результатов обучения от ключевых характеристик процесса. Это позволяет охарактеризовать их как "аномальные".

25 О состоянии образовательной системы можно судить по количественному соотношению числа элементов системы, вошедших в "нормальные" кластеры, и числу элементов системы "аномальных" групп, а также по процентному соотношению элементов с результатом лучше и хуже ожидаемого. О состоянии сети говорит также отсутствие тех или иных кластеров. Количественный и качественный анализ качества образования на основе индикаторов и показателей позволяет решить следующие задачи управления качеством образования: оценить состояние системы, уровень качества образования, которое она обеспечивает; выявить сильные и слабые стороны системы и на этой основе определить приоритеты развития, включая целевые индикаторы; идентифицировать те факторы и условия, которые определяют сложившийся уровень качества образования и на этой основе выявить необходимые управленческие действия для повышения качества образования.

Читайте также: