Укажите способы разрешения конфликтных ситуаций в педагогической практике в доу

Обновлено: 08.07.2024

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

  • Возникновение конфликта (появление противоречия).
  • Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.
  • Конфликтное поведение.
  • Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и к своим собственным. В соответствии с этой моделью К.Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации (рис. 2).

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Условия применения, сущность, недостатки каждого стиля описаны (табл. 2). Эту таблицу можно использовать как раздаточный материал, при проведении тренингов и семинаров.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Однако зачастую педагоги, общаясь с родителями, сталкиваются со сложными ситуациями. Так в одном из детских садов Санкт-Петербурга мама 5-летней девочки каждую неделю посылала в роно по факсу анонимные жалобы на воспитателей, администрацию, музыкального работника. Стремясь сохранить спокойствие в ДОУ и избежать открытого столкновения, сотрудники долгое время никак не реагировали на подобное поведение. Однако избегание конфликтной ситуации не решило проблемы, и только переговоры с мамой ребенка, которые помогли выяснить истинные причины ее поведения, способствовали урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тренинг для педагогов ДОУ


Цель: профилактика и разрешение педагогических конфликтов в ДОУ

Задачи:
• дать представление о различных стилях разрешения конфликта;
• углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте;
• способствовать развитию способности успешно действовать в конфликтных ситуациях и регулировать их.


Ход семинара

Приветствие

Участники передвигаются по залу, по хлопку – здороваются за руку, на 2 хлопка – плечами, на 3 – спинами.

Двое участников встают лицом друг к другу на расстоянии трех метров.

Линия между ними – мостик над пропастью. Задача каждого перейти мостик, двигаясь навстречу друг другу одновременно.

Какие чувства возникали при выполнении этого упражнения? Что мешало?

1. Теоретическая часть


Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.
Главная цель нашего семинара это выяснить как правильно вести себя в конфликтных ситуациях и как можно разрешать конфликты.

В начале давайте с вами вспомним, что такое конфликт и каковы причины его возникновения.
Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

. Типы конфликтов.

А можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему?

Конфликт это хорош или плохо?

Конфликты – это необходимо явление социальной жизни.

Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такого почти не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Конфликт – это не всегда плохо. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть и положительную роль.

Работа в подгруппах

Я предлагаю разделиться на 2 группы.

Первая группа пишет на листочке положительные стороны конфликта, а вторая – отрицательные.

Результаты озвучиваются, начиная с плохих.

. Последствия конфликтов.

Способы протекания конфликта.

Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее

Приспособление – подстройка под собеседника. отказ от своих инересов

Компромисс – решение кофликта через взаимные уступки

Соперничество – открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера

Сотрудничество – предполагает поиск решения, которое не только бы удовлетворило интересы обоих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта

Но не смотря на то, что обе стороны оказываются в выигрыше только в ситуации сотрудничества, каждый тип поведения может оказаться уместным и эффективным в определенной ситуации.

Формы стратегии избегания (ухода ):
• молчание;
• демонстративное удаление;
• обиженный уход;
• затаенный гнев;
• депрессия;
• игнорирование обидчика;
• едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;
• переход на “чисто деловые отношения”;
• полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

. Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем:
• вы делаете вид, что все в порядке;
• продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
• миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
• ругаете себя за вашу раздражительность;
• пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;
• молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
• подавляете все ваши негативные эмоции.

. Примеры реализации стратегии соперничества (конкуренции):
• вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?
• дуетесь, пока они не передумают;
• перекрикиваете других;
• применяете физическое насилие;
• не принимаете явного отказа;
• требуете безоговорочного послушания;
• призываете на помощь союзников для поддержки;
• требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.

Формы стратегии компромисса заключаются в следующем:
• поддерживаете дружеские отношения;
• ищете справедливого решения;
• делите предмет желаний поровну;
• избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;
• получаете что-то и для себя;
• избегаете столкновения в лоб;
• уступаете немного ради поддержания отношений.

. Формы стратегии сотрудничества заключаются в следующем:
• определяете потребности всех участников;
• стараетесь их удовлетворить;
• признаете ценности других, равно как и ваши собственные;
• стараетесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;
• ищите творческих и неординарных решений;
• не щадите проблему, щадите людей.

. Пути выхода из конфликта

Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон

Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы

Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы

Арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы

Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

А) не принимаю участия

Б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой

В) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой лидеров?

Б) только если имею для этого веские основания

В) критикую по любому поводу не только лидеров, но и тех, кто их защищает

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

А) только если люди необидчивые

Б) лишь по принципиальным вопросам

В) споры – моя стихия

4. Как вы реагируете, если кто-то пытается пройти в обход очереди?

А) возмущаюсь в душе, но молчу – себе дороже

Б) делаю замечание

В) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

А) не буду поднимать бучу из-за пустяков

Б) молча возьму солонку

В) не удержусь от едких замечаний, демонстративно откажусь от еды

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу..

А) с возмущением посмотрю на обидчика

Б) сухо сделаю замечание

В) выскажусь, не стесняясь в выражениях

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не нравится..

Б) ограничусь коротким, тактичным замечанием

В) устрою скандал

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

А) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово больше не участвовать в ней

Б) не скрою досады, но отнесусь к происшествию с юмором, пообещав взять реванш

В) проигрыш надолго испортит отношение

Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны . Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем положении в обществе или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

Споры конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете съесть живьем. Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть ваш вздорный характер!

1. Практическая часть

Упражнение “Ассоциации”
Цель: настроить участников на совместную работу.
Если конфликт – это одежда, то какая?
Если мебель, то какая?
Какой можно сделать вывод? (высказывания педагогов).

Ситуации для разыгрывания:
• Находящиеся во внешнем круге играют роль контролеров автобуса, а находящиеся во внутреннем круге – роль безбилетных пассажиров;


• Внутренний круг – продавцы, которым нет дела до покупателей, а внешний – покупатели;


• Внешний круг – жилец, которого залил сосед сверху, внутренний круг – сосед сверху.

Цель: приобретение навыков ведения трудных переговоров, умения правильно выражать негативные чувства.

Выбираются два участника – мама и воспитатель.

Ситуации для обыгрывания:

1. Во время прогулки ребенок упал и сильно ударился. Это произошло вечером, за ребенком должна вот-вот мама. Так получилось, что номера мамы не оказалось под рукой. скорую решили не вызывать, дождаться мамы. Мама пришла очень раздраженная, уставшая. Задача воспитателя – донести до мамы негативную информацию.

2. Ребенок дома рассказал маме о том, что воспитатель его все время ругает, во время обеда заставляет есть стоя, обзывает. мама очень разозлилась и хочет серьезно поговорить с воспитателем.

3. Ребенок очень агрессивен. Постоянно обижает других детей, толкается, обзывается, может ударить. дети постоянно жалуются на этого ребенка родителям. Родители обиженных детей попросили воспитателя поговорить с родителями агрессивного ребенка.

Цель: развитие умения находить оптимальное решение конфликтной ситуации.

Участники делятся на команды. Каждая из них от лица родителей пишет трудновыполнимую просьбу воспитателям. Затем команды обмениваются письмами и пишут ответы. Далее зачитывается просьба и ответ.
Упражнение “Рисунок вдвоем”
Коллектив делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.
Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.
Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что педагоги вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Заключение
Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт. А теперь подведём небольшой итог. Что мы сегодня узнали?

Оцените нашу сегодняшнюю работу…

Кодекс поведения в конфликте

1. Настройся на позитивное отношение к оппоненту, создавай базу для доверия. Рациональнее даже в конфликте, увидеть в оппоненте друга и лучшую часть его личности.

2. Переключись с эмоционального на рациональный режим работы психики. Эмоциональный подход ведет к смещению дела, проблемы отношения к оппоненту. Мы застреваем на выяснении отношений, а дело, проблема стоит и не решается. Если проблема не решается, то отношения либо сильно ухудшаются, либо разрываются. Важно решить две самостоятельные задачи: главное – это найти решение проблемы и упорядочить при этом отношения. Но если решение не найдено, надо во что бы то ни стало сохранить хорошие отношения.

4. Потребуйте от оппонента спокойно обосновать претензии. Но скажите, что будете учитывать факты и объективные доказательства, а не эмоции.

5. Сбивайте возможную агрессию неожиданными приемами. Доверительно попросите совета; задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для собеседника; напомни о том, что связывало в прошлом и было приятным; скажи комплимент.

6. Предложи оппоненту высказать свои варианты решения проблемы.

7. Давай оценку только действиям и поступкам оппонента, а не личности, не перескакивай с проблемы на личность.

9. Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват, но сделай это быстро, решительно и не в конце разговора.

10. Оформи приятную договоренность и оговори взаимоотношения на будущее.

11. Если конфликт переходит в скандал, то замолчи первым

В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением. Конфликтные ситуаций, возникающих в коллективе детского сада, могут быть:

• между педагогами;

Как правило, основу конфликтов между педагогами составляют профессиональные разногласия, личная неприязнь, конкуренция между членами коллектива, низкий уровень культуры поведения и коммуникации.

• между воспитателем и родителями

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики,

не переодели грязную футболку) ;

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика) ;

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Давайте рассмотрим конкретные примеры конфликтных ситуаций между педагогами :

В ДОУ после декретного отпуска вышла музыкальный руководитель, имеющая большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда музыкальный руководитель занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. Педагог игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес коллеги. Конфликт мог перерасти на личностный уровень.

Как можно конструктивно решить этот конфликт? (Предлагаемые варианты записываются на доске).

Комментарии психолога: На консультации с воспитателем были сделаны акценты на ее профессионализме и высокой оценке ее работы администрации ДОУ, и как профессионалу был задан вопрос – как бы она оценила данную ситуацию, если бы на месте музыкального руководителя была она сама. Педагог согласилась с тем, что была бы не довольна, если бы вмешивались в ее работу. Каждый сотрудник должен отвечать за деятельность в рамках своей компетенции и должностной инструкции. Личные отношения между участницами конфликта были налажены.

В детском саду назрел конфликт между воспитателями одной группы - с опытом и молодым специалистом. На протяжении нескольких месяцев молодой специалист-воспитатель работала неплохо : ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Воспитатель с опытом регулярно давала рекомендации по улучшению качества работы молодому специалисту, делилась новыми разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшей коллеги, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений. Как решить данный конфликт?

Комментарии психолога: Беседа с воспитателем с большим педагогическим опытом показала, что она отмечает положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста и с ее стороны есть желание помочь в становлении молодой коллеги. Были даны рекомендации в какой форме (на равных, без давления) выстраивать общение с молодым педагогом. Подключиться к контролю выполнения членами педагогического коллектива значимых предложений со стороны старшего коллеги. В беседе с молодым специалистом были подчеркнуты плюсы ее работы, затем было подчеркнуто, второй педагог является педагогом с большим стажем, поэтому все его предложения важны, к ним необходимо прислушиваться и применять в своей педагогической практике. Для смягчения данного конфликта было предложено участие педагогов данной группы в конкурсе методических разработок внутри педагогического коллектива ДОУ. Хотелось бы отметить, что педагоги данной группы заняли 1 место!

Рассмотрим теперь примеры конфликтов между воспитателем и родителями.

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Комментарий психолога: Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае педагогу было рекомендовано уклониться от конфликта- это помогло сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком путем оформления стенда об организации занятий и игр дома для родителей.

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители сильно возмущались, что его только что купленная одежда очень грязная, и обвинили педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель в шутливой форме предложила попробовать родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий психолога. В данной ситуации это хороший выход. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но желательно доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще.

Ситуация 3

Ребенок берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, родителей детей из группы, но не своего ребенка.

Ситуация 4

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметила, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Комментарий психолога Для решения данной проблемы педагогу было рекомендовано участие во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

-Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-психолог детского сада, орга-низовав специальные коммуникативные игры.

В заключении хотелось бы для поддержания стабильного психологического состояния у вас, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств провести …

Анализ педагогических ситуаций (из опыта работы) 1 ситуация: Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные,.

Годовой план работы педагога-психолога Цель: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ. Задачи педагога – психолога на 2016.

Конфликт – это неизменный атрибут нашей жизни, объективная реальность, данность, от которой нам никуда не деться. Хороши они или плохи, но они были, есть и будут. С этой мыслью человек должен примириться. Бесперспективно и опасно игнорировать зреющий конфликт, закрывать на него глаза и убеждать всех и себя в том, что его нет. Но при этом конфликт не исчезает сам по себе, он лишь принимает скрытую, затяжную, а потому более опасную форму. Отрицание существования конфликта лишает противоборствующие стороны возможности его разрешить. Напротив, признавая имеющийся конфликт и обнаруживая его корни, причины, участники получают шанс разрешить его и изменить ситуацию к лучшему. Для реализации данного шанса необходимы стремление к разрешению конфликта, знание способов разрешения конфликтов и умение управлять конфликтной ситуацией.

Традиционные подходы к разрешению педагогических конфликтов

Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит учителю как организатору взаимодействия с учащимися и более опытному коммуникатору. Различают следующие стратегии поведения учителя в конфликтной ситуации:

1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется учителю несущественной, не достойной внимания, и он предпочитает сберечь время, силы и другие ресурсы на решение более важных, на его взгляд, задач. С другой стороны, она же может привести к существенному обострению конфликтной ситуации. Даже если учитель отстраняется от конфликта, игнорирует его, скорее всего, из опасения конфронтации, вероятна ответная реакция учащихся в виде того же ухода от возникшей проблемы, что исключает возможность влияния педагога на ход развития ситуации, совместной выработки решения. Иногда выбор учителем именно такой стратегии является попыткой наказать учащихся или изменить их отношение к конфликту, однако подобные действия редко приводят к позитивным результатам. Существуют различные формы ухода от конфликта:

• демонстративное удаление ученика из класса;

• игнорирование конфликтогенов со стороны учащихся (слов, жестов, действий);

При реализации второй стратегии следует учитывать, что ее эффективность крайне низка, наиболее вероятный результат ее применения – эскалация конфликта. В психоанализе стратегия противоборства соответствует механизму регрессии, при котором человек переходит на более примитивные уровни мышления и поведения (жажда мести, агрессия, стремление к превосходству, к власти над людьми, эгоизм и др.).

Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны, вплоть до полного подчинения ее требованиям. Уступки могут восприниматься по-разному: как демонстрация доброй воли (в этом случае возможны ослабление напряженности в отношениях и перелом ситуации в лучшую сторону) или как проявление слабости (может привести к эскалации конфликта). Данная стратегия обычно используется, когда учителя либо не уверены в собственных силах, либо безразличны к учащимся и результатам своего труда (так называемый попустительский стиль руководства), либо в крайне острой ситуации стремятся снизить накал страстей.

4. Сотрудничество ( выиграть/выиграть ). Сотрудничество – удовлетворение интересов обеих сторон. Для этой стратегии характерны стремление к сближению позиций, целей и интересов, нахождение наиболее приемлемого для учителя и учащихся решения, выработка которого укрепляет и улучшает взаимоотношения с учениками, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, время и другие ресурсы. Для реализации данной стратегии следует:

• определить интересы и потребности всех участников;

• предпринять возможные действия по их удовлетворению;

• признать ценности других, равно как и свои собственные;

• стремиться к объективности, отделяя проблему от личности;

• искать творческие неординарные решения;

• не щадить проблему, щадить людей.

Какие же стратегии разрешения конфликтных ситуаций в школе наиболее часто используются педагогами? Арсенал средств, с помощью которых среднестатистический учитель пытается разрешить конфликтные ситуации и воздействовать на учащихся, достаточно постоянен и ограничен. Еще СТ. Шацкий, изучая опыт московским учителей, выделил наиболее типичные высказывания, характеризующие способы словесного воздействия на школьников и дающие представление о последующих действиях учителей:

Все эти вербальные способы воздействия на учащихся в конфликтных ситуациях соответствуют первым двум стратегиям (уход и противоборство). В современной школе ситуация, к сожалению, мало изменилась. Учителя в основном предпочитают именно вышеназванные стратегии (и несколько реже прибегают к тактике уступок). Стратегии ухода и уступок реализуются обычно при помощи так называемых конфликтотерпимых действий (игнорировать проблему, отложить решение, увещевать, уступить и т. д.), а стратегия противоборства – посредством репрессивных действий (негативная оценка учебных результатов или личности ученика в целом, высмеивание, вызов родителей, обсуждение на классном собрании, педагогическом совете и др.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

22. Пути разрешения конфликтов

22. Пути разрешения конфликтов В основу модели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам положены идеи Е. Мелибруды, В. Зигерта и Л. Ланге. Конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих

Лучшие способы разрешения конфликта

Лучшие способы разрешения конфликта Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенный стиль поведения.Ниже даны рекомендации по использованию того или иного способа разрешения конфликта и

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ

3.5. Алгоритм разрешения конфликтов

Стиль разрешения конфликтов

Стиль разрешения конфликтов Наиболее продуктивным при разрешении любых конфликтов, в том числе и межличностных, является стиль сотрудничества, ориентированный на поиск решения, устраивающего обе стороны конфликта (так называемого интегративного решения, о таких

Виды педагогических конфликтов

Виды педагогических конфликтов К основным формам конфликтного поведения школьников можно отнести: вызывающие действия и поступки (нарушение дисциплины; грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь); некорректно выраженное несогласие; оскорбительная критика

Истоки педагогических конфликтов

Истоки педагогических конфликтов Ш. А. Амонашвили видит основной источник педагогических конфликтов в принудительности учебно-воспитательного процесса, поскольку его цели, содержание и методы задаются обществом, определяются его потребностями. Предлагаемые виды и

11.6. Стиль разрешения конфликтов

11.6. Стиль разрешения конфликтов Для наиболее эффективного разрешения конфликта необходимо выбрать оптимальный стиль поведения, учитывая при этом предпочитаемый вами собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также специфику самого конфликта.

11.7. Переговоры как средство разрешения конфликтов

11.7. Переговоры как средство разрешения конфликтов Переговоры с участием конфликтующих сторон являются довольно эффективным средством их конструктивного разрешения (достижение обоюдовыгодного решения или хотя бы компромисса). Альтернативой переговорам (особенно в

Меры, применяемые для разрешения конфликтов

Меры, применяемые для разрешения конфликтов 1. Все участники конфликта должны признать наличие проблемы.2. Проанализируйте, как ваша интроверсия и экстраверсия оппонента влияют на проблему.3. Постарайтесь взглянуть на нее с точки зрения коллеги.4. Проблема разрешается,

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Существует два основных способа разрешения конфликта:1) силовое подавление;2) переговоры.Силовое подавление (как моральное, так и физическое) происходит, как правило, после применения конфликтующими участниками стратегии соперничества.

ПЕРЕГОВОРНЫЕ МЕТОДИКИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

ПЕРЕГОВОРНЫЕ МЕТОДИКИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Переговоры – способ разрешения конфликтов, возможный, когда конфликтующие стороны осознают бесплодность столкновения и стремятся к урегулированию. Переговоры основаны на принятии совместных решений конфликтующими

Стратегии и стили разрешения конфликтов

Стратегии и стили разрешения конфликтов Существует пять основных стратегий разрешения конфликта, в основу которых положена система, называемая методом Томаса – Килменна. Метод был разработан в 1972 г. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный

Читайте также: