Что такое социальная работа и в каких технологиях она проявляется кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социальные технологии – способы качественного преобразования и регулирования социальных процессов и отношений, а также сама деятельность в данном направлении, позволяющая решить социальную проблему.

Так, взяв за основу (один из параметров) сферу применениясоциальной технологии, можно выделить:

Технологии социальной работы – одна из отраслей социальных технологий, направленных на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, особенно социально уязвимых. Это идеальная модель решения, представляющая собой алгоритм действий и операций, основанный на определенных социальных, экономических, психолого-педагогических и правовых механизмах.

Применительно к социальной работе как к виду практической деятельности, технологии социальной работы - это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания, социальными работниками и направленных на оказание людям социальной помощи, поддержки, защиты, социальных услуг, особенно так называемым социально незащищенным слоям и группам населения, и решение разного рода социальных проблем. Эти технологии социальной работы носят тактическую направленность.

Если говорить о социальной работе в широком смысле слова, то ее технологии направлены на социальную защиту всех слоев населения,на создание таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые бы способствовали снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы. Данные технологии –стратегической направленности.

Для успешного осуществления социальной работы необходимо сочетать упреждающие технологии стратегического характера с технологиями тактической направленности.

Например, для ослабления такой социальной патологии, как социальное сиротство, недостаточно реализовать частные технологии оказания конкретной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; важно разработать и осуществить технологии, направленные на снятие причин, ведущих к социальному сиротству (на уровне властных структур, взаимодействия всех общественных институтов).

· технология социальной реабилитации;

· технология социального консультирования;

· технология социальной профилактики;

· технология социальной адаптации;

· технология социального обслуживания;

· технология социальной диагностики;

· технология опеки и попечительства;

2.Следующая группа технологий социальной работы – конкретные (частные) технологии взаимодействия с определенной категорией клиентов (с пожилыми людьми, инвалидами, семьями, несовершеннолетними и т.д.). В этой достаточно обширной группе можно выделить подгруппы. Например, конкретная технология работы с семьей может включать в себя технологию работы с неблагополучной семьей или технологию работы с молодой семьей и т.д.

Содержание блоков технологии социальной работы

2. Целевой блок – постановка цели (ей) взаимодействия с клиентом или решения социальной проблемы в соответствии с социальным диагнозом, прогнозирование изменений, результата. Формулировка задач деятельности, их ранжирование, форм, методов, способов социальной работы, которые приведут к достижению цели, получению ожидаемых результатов.

3. Блок управления технологическим процессом – разработка плана, алгоритма действий по решению проблем клиента, социальной проблемы (возможно, в форме проекта), определение видов и сроков контроля за деятельностью сотрудников, продумывание вариантов в случае корректировки алгоритма, возможных рисков, корректировка деятельности, мотивации коллектива (специалиста), назначение координатора или координирующего органа, формирование межведомственных и междисциплинарных групп, комиссий, мобильных команд, разработка и заключение необходимых договоров и соглашений, проведение информационных и рекламных кампаний и т.д.).

4. Функциональный блок – осуществление конкретных действий по решению проблем(ы) клиента, социальной проблемы в соответствии с разработанным алгоритмом, планом, программой.

5. Блок обратной связи – предполагает наличие возможности показать результат, промежуточный или итоговый (например, это может быть контрольный патронаж, экспертная оценка работы, текущие диагностические тесты, анализ, отзывы клиента (ов), конференции, круглые столы и т.д.).

6. Обеспечивающий блок. Наличие данного блока – непременное условие как разработки, так и функционирования технологии социальной работы. Он включает в себя следующие обязательные элементы:

· методическое обеспечение: методическая литература, рекомендации, диагностические методики, тесты, опросники, анкеты, формы учетно-отчетной документации, образцы разработанных технологий социальной работы, методик социологических исследований и т.д.;

· кадровое обеспечение: наличие профессионально подготовленных специалистов, имеющих возможность комплексно подойти к решению социальных проблем клиента (ов), возможность привлечения к совместной работе специалистов других ведомств, социальных институтов;

· информационное обеспечение: владение информацией о социальной ситуации, возможность запроса и получения полной и объективной информации, необходимой для постановки социального диагноза (например, из правоохранительных или административных органов, учреждений здравоохранения и т.п.), для планирования и выполнения работы; возможность информировать сообщество об аспектах социальной работы, социальных проблемах и способах их решения через СМИ.

· материально-техническое обеспечение: наличие необходимых оснащенных помещений, оборудования, транспорта, компьютерных программ, множительной техники, доступа к компьютерной сети и т.д.;

· нормативно-правовое обеспечение: наличие нормативов, стандартов, документации, правил, инструкций, положений, законодательных актов, регламентирующей деятельность специалистов, социальных структур.

Особенности технологий социальной работы:

Технологии социальной работы носят интегративный, взаимопроникающий характер. Так, технология социальной диагностики на разных уровнях присутствует во всех взаимодействиях социального работника и клиента, семьи, группы, т.е. во всех технологиях. Например, социальное проектирование возможно использовать как часть технологии социальной реабилитации или социальной профилактики.

Технологии социальной работы являются междисциплинарными, поскольку вся социальная работа ориентирована на решение комплекса проблем клиента, семьи, группы клиентов и осуществляется с помощью разных специалистов: психологов, юристов, медицинских работников, социологов, педагогов.

Социальному работнику необходимо владеть этим сложнейшим механизмом воздействия на людей для того, чтобы преобразовывать их поведение, социальные связи, самооценку или структуру личности.

Технологии социальной работы существуют не обособленно, а как часть деятельности конкретного учреждения социального обслуживания, конкретного специалиста, поэтому их необходимо адаптировать и корректировать в соответствии с существующими потребностями, возможностями, дополнять и разрабатывать собственные.

5. Технологии социальной работы должны быть тесно увязаны с планами, программами экономического и социального развития территорий, регионов. В этом случае реальным становится результативное и оперативное и скоординированное взаимодействие общественных, административных и ведомственных структур, четкое распределение функций, возложение ответственности.

В общем виде структура технологии социальной работы представляет несколько этапов:

1.Предварительный этап.

На этом этапе осуществляется операция выявления, оценка проблемы, выяснение факторов, обусловивших ее возникновение.

2.Этап целеполагания.

Это этап формулировки первичной целевой установки деятельности социальных работников, которая позволяет определиться с выбором средств и способов ее достижения. В целевой установке – только замысел и намерения.

3.Этап диагностики.

Сбор дополнительной информации, постановка социального диагноза.

4.Планирование деятельности.

Социальный диагноз позволяет уточнить или конкретизировать цель, разработать систему оценки эффективности, план или программу действий.

5. Функциональный этап.

Предполагает последовательную реализацию намеченных мер социального воздействия.

6.Этап анализа и контроля.

Этот этап прежде всего необходим для того, чтобы совершенствовать как технологию, так и саму деятельность. Вид и форма анализа, контроля зависят от поставленной цели: либо это подведение итогов, либо получение обратной связи, либо оценка факторов, способствовавших позитивному разрешению социальных проблем, либо, напротив, выявление причин, препятствующих решению задач, и поиск решений по их устранению, либо анализ с точки зрения эффективности, например, организации работы механизма межведомственного взаимодействия и т.д.

Оценка эффективности технологии социальной работы. Применительно к социальной работе оценка эффективности той или иной технологии может осуществляться различными методами. Общепринятым является метод сравнения (параметрический – сравниваются ключевые параметры), например, каким было состояние клиента, семьи, социальной проблемы до воздействия на них и каким стало после. В данном случае критерием оценки станет разница между этими параметрами. Ясно сформулированная цель технологии будет содействовать четкому определению ожидаемых результатов и измерению того, какова степень достижения поставленной цели, насколько совпадают (не совпадают) ожидаемые результаты.

Если цель технологии, например, патронажа семьи – выведение ее из трудной жизненной ситуации, а в ожидаемых результатах – повышение материального уровня семьи, улучшение внутрисемейных отношений, то этот результат можно измерить как качественными, так и количественными критериями.

Другим важным критерием оценки эффективности технологии можно считать степень удовлетворенности членов семьи качеством, например, социальных услуг, которые ей были оказаны в рамках определенной технологии, то есть своевременностью, полнотой, результативностью услуги.

При оценке эффективности технологии важно учитывать ее затратность. Во-первых, затраты должны быть адекватны результату деятельности. Во-вторых, затраты необходимо соотносить с соответствующими показателями, обозначенными в нормативах или достигнутыми ранее: улучшились или ухудшились, возросли или уменьшились; сохранились в прежних объемах.

Достаточно важно при оценке эффективности технологии соотнести примененные в ней методы социальной работы с результатами их применения.

Забота о человеке свята! Настало время ПРОФЕССИОНАЛОВ в этой сфере.

Социальный работник — тот МАСТЕР, который может реально изменить общество, повысить социальное благополучие и качество жизни россиян.

Смысл жизни человека в том, чтобы самореализоваться, раскрыть все свои способности и таланты. Социальный работник (соционом) помогает человеку в раскрытии его потенциалов. Он ориентирует человека на адекватное понимание жизненного успеха, помогает достичь личного благополучия и признания со стороны других людей. Одна из важных функций профессионала социальной работы также в том, чтобы помочь человеку избегать различных рисков и угроз современного мира, помочь выстроить траекторию своего жизненного пути, активизировать свои силы и ресурсы. Его усилия направлены как на повышение качества жизни отдельного человека, так и на достижение социального благополучия общества в целом. В его распоряжении арсенал методов по изменению социальной среды, улучшению ситуации в обществе. С моей точки зрения, все это позволяет социальному работнику чувствовать значимость своей профессии и наполняет его жизнь высоким смыслом.

Ирина Первова, д. соц. н., к. психол.н., профессор кафедры теории и практики социальной работы, координатор межвузовской программы российско-американского взаимодействия

Социальная работа в России, в ее настоящем прочтении, является относительно молодой дисциплиной, и поэтому опыт зарубежных стран в этой области социальной действительности чрезвычайно важен для дальнейшего развития, совершенствования технологий работы и научной деятельности. В связи с этим обмен знаниями и опытом с зарубежными учеными и практиками в виде совместных исследований, ознакомительных и учебных практик особенно важен как для профессорско-преподавательского состава, так и для студентов.

Имеющиеся научные связи кафедры теории и практики социальной работы со специалистами в данной сфере таких стран как Австрия, Великобритания, Индия, Испания, Италия, Португалия, США, Финляндия, Швейцария, ЮАР и др. взаимно обогащают научную и учебную деятельность соответствующих департаментов, способствуют более успешному и целенаправленному усвоению учебных пограмм как магистров, так и бакалавров, а также развитию их социальной активности и креативности.

Сегодня компетентность профессионалов социальной сферы не может ограничиваться лишь способностью помогать людям в сложных жизненных ситуациях. Социальный работник должен знать и уметь предотвращать современные риски, выявлять причины уязвимости клиентов и способствовать достижению социального благополучия как отдельных индивидов, различных социальных групп, так и общества в целом.

С конца 80-х гг. в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Приходят в упадок прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры, трансформируются все прежние формы жизнеустройства, распадается свойственная уходящему обществу система ценностей. В морально-психологическом плане содержанием подобных процессов являются атмосфера нетерпимости и конфронтации, неуважение к закону, рост преступности и насилия. Возможно, никогда прежде описанное Э. Дюркгеймом состояние аномии, т.е. безнормативности, кризиса морально-этических норм, крушения прежних ценностей, на смену которым еще не пришли новые, не проявлялось столь остро. Социальное развитие принимает деформированные формы, вытесняя если не большинство, то значительную часть населения из активной экономической жизни, превращая миллионы людей в бедняков, маргиналов. И теоретически, и практически преобразования систем такого масштаба, включающие экономику, политику, социальные отношения, менталитет общества, требуют вскрытия глубинных причин негативных явлений, научного анализа происходящих процессов, взвешенного определения способов и средств их преодоления.

Поверхностный подход к возможным трансформациям, социально-политическое реагирование на уровне "здравого смысла", когда рассматривают только одну сторону проблемы, один аспект явления действительности, не принимая в расчет всей сложности их системных связей, зависимостей и опосредовании, не моделируя прогнозов последствий того или иного вмешательства, к сожалению, неоднократно демонстрировали в лучшем случае -достижение (наряду с поставленной целью) также и нежелательных, побочных результатов, а в худшем случае — получение результатов, противоположных намеченной цели.

Сложное сплетение различных сторон действительности обусловливает поликаузальность социальных проблем общества. Это, в свою очередь, предопределяет множественность социальных технологий и методик, которые призваны разрешать эти проблемы. Характер и состояние различных параметров социальной сферы, уровень ее развития зависят от многих обстоятельств, и попытка редуцировать все к немногим избранным факторам, "удобным" по той или иной причине, может привести к серьезным
там при разработке и реализации социальных программ. Среди упомянутых обстоятельств следует отметить:

  • состояние производительных сил, их потенциальную и актуальную наукоемкость, способность воспринять и использовать достижения научно-технологической революции;
  • социально-экономическую модель общества;
  • социальную стратификацию общества и уровень реализации интересов различных групп в политической структуре;
  • зрелость духовной культуры общества.

Механизмом, при посредстве которого должны осуществляться в основном изменения в обществе, является социальная политика государства, обусловливающая реализацию объективных возможностей экономического, политического и духовного потенциала общества.

Опыт социальной политики, проводившейся при Советской власти, а также итог первых лет радикальных экономических реформ заставляют в настоящее время разрабатывать концепции социальной политики, решительно отвергающей "валовой" подход, оказание всеобщей, безадресной помощи. Причина этого — не только экономические трудности государства, неспособного обеспечивать "сплошную" социальную поддержку, но и изменение подхода к человеку в обществе, возрастание роли индивидуальной ответственности, инициативы. Приоритетными объектами социальной поддержки считаются малообеспеченные и социально уязвимые слои населения, которые столкнулись с реальной угрозой экономической и социальной деградации, — инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей этих групп населения, личностный характер помощи. Такой подход получает правовое обеспечение в Российской Федерации и ее субъектах в виде федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и других нормативных актов.

Одна из ведущих форм социально-политического, организационно-управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию, инструмент осуществления социальной политики — профессиональная социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством определения их проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой натуральной, финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении собственных проблемных ситуаций.

Сущность социальной работы — оказание помощи индивидам и различным группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные права весьма многогранны и обеспечивают социальное функционирование личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа, весьма обширны и разнообразны; более того, в конкретной социальной ситуации пересекаются различные виды и типы социальных проблем.

Прежде всего объектом социальной работы являются не только отдельные лица, но и их группы — семьи, трудовые и соседские коллективы, молодежные или профессиональные группы, объединения лиц, испытывающих сходные трудности. Поэтому каждое действие социального работника, каждая применяемая им технология или методика обязательно должны сочетать индивидуальные и групповые методы: разрешение проблем отношений детей и родителей или межсупружеских отношений, коммуникативных трудностей сотрудников какого-либо предприятия, межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения личности людей, вовлеченных в конфликт. Личностные изменения тех, кто обратился за помощью, также невозможны без переструктурирования социальных связей их ближайшего социального окружения.

В связи с этим анализ проблем социальной работы на первом этапе выявляет их личностные, групповые, семейные и т.п. основания. В принципе пирамида причинно-следственных связей и опосредовании может включать в себя все уровни — от индивида до общечеловеческого или планетарного масштаба (неоспоримо, например, что одной из причин голода и бедности являются глобальные климатические причины, ограниченность природных ресурсов), однако, учитывая это, социальный работник при анализе положения клиента, выборе конкретных технологий помощи ему должен рассматривать в первую очередь проблемы и причины оперативного характера, на которые он в состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или улучшить социальную ситуацию клиента.

Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера осуществления власти. Социальная работа, по определению, свойственна демократическому обществу и социальному государству. Однако ни демократия, ни социальность не являются стабильными константами. Политическая декларация или даже юридическая фиксация демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией. Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения непосредственно влияет на социальную активность людей. Неудачные
структуры власти, когда-то соответствующие потребностям времени, а потом безнадежно устаревшие, могут сделать неэффективной социальную политику, даже если ее предпосылки были вполне успешными. Наконец, личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений, на восприятие этой деятельности со стороны населения.

Важную роль в современной действительности играют социально-экологические проблемы, причем их значимость определяется не только негативными последствиями неконтролируемого, экстенсивного развития техногенных процессов -техногенными катастрофами, загрязнением природы и снижением стандартов окружающей среды. Масштабы даже повседневного, некатастрофического антропогенного воздействия на различные системы нашей планеты сегодня превышают способности Земли к самовосстановлению. Любой акт человеческой деятельности, даже если будет основан на современнейшей технологии, неизбежно влечет за собой тепловое загрязнение атмосферы. В то же время остановить техногенное воздействие человека на природу невозможно. Социально-экологическое содержание в той или иной мере присуще всем социальным технологиям и методикам, причем мера его выраженности зависит не только от конкретных условий их осуществления, но и от уровня развития общечеловеческой и экологической культуры людей.

Серьезное значение для развертывания социальной политики имеет характер социально-экономических проблем, причем значение это многопланово. Во-первых, количество финансовых средств, которые общество и государство способны выделить для решения тех или иных социальных вопросов, зависит не в последнюю очередь от состояния экономики. Во-вторых, немалое количество проблем в обществе имеет природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными. В-третьих, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе невозможно без разрешения социальных проблем: трудность проведения реформ в России не в последнюю очередь объясняется тем, что большинство населения утратили в ходе этих реформ свой социальный и имущественный статус, т.е. их положение ухудшилось. Вместе с тем без роста образованности, физического и социального здоровья, социальной компетентности и политической грамотности населения невозможно развивать новые, высокотехнологичные виды деятельности, реализовывать многообещающие социальные технологии.

Своеобразно значение в обществе проблем социальной стратификации. С одной стороны, все более парциальная система общества, учитывающая все более конкретные, частные, отдельные основания для выделения социальных слоев и групп, является атрибутом демократического и социального развития. Только в такой системе появляется возможность презентации если не всех, то хотя бы максимального числа интересов и предпочтений. Общество находит возможность институциализации и признания взглядов меньшинства в рамках субкультуры, уже не стремясь подогнать всех индивидов под один ранжир. С другой стороны, социальная дифференциация, наделяющая одни группы общества богатством, властью и информацией и оттесняющая другую часть населения от этих важнейших источников социальных ресурсов не только на грань бедности, но иногда и за грань физиологического выживания (причем причины такой дифференциации ни объективно, ни субъективно не оправданы), не может служить залогом социальной стабильности. В современном обществе, с его преимущественно ненасильственными способами социального управления и регулирования, социальные различия могут существовать только на основе общественного согласия, когда они признаются приемлемым большинством населения. Резкое упрощение социальной структуры, в которой маленькому слою (6-10% населения) сверхбогатых противостоит остальная масса — малоимущих, неимущих и бедных, — придает уязвимость социальной системе.

Специфический комплекс социальных проблем составляют поведенческие проблемы. При анализе девиантного поведения индивидов или групп привычно выделяют категории алкоголиков, наркоманов, преступников, проституток и т.д. Но понятие девиации несколько шире. Чтобы определить отклонение, необходимо в первую очередь конкретизировать понятие нормы, того общесоциального нравственно-поведенческого, ценностно-регулирующего ядра, от которого и "отклоняются" носители девиантного поведения. В процессе такого анализа выясняется, что проблема определения нормы чрезвычайно сложна, исторически изменчива и социально конкретна.

Девиантное поведение (и социальный работник при анализе ситуации должен иметь это в виду) может быть либо проявлением асоциальности или даже антисоциальности, либо вариантом поискового, эвристического поведения, которое в недалеком будущем может стать нормой для большинства.

По мере развития в мире информационной революции все большее значение приобретают социальные проблемы
доступа к информации, коммуникационного обеспечения жизнедеятельности. Мнение о том, что информация — это власть, причем одна из самых эффективных, стало формироваться в начале XX в., с появлением технических средств массовой информации (СМИ). Теоретический анализ механизмов поведения толпы (проведенный Г. Лебоном) совпал с художественным осмыслением этого процесса 1 ; в период, когда средствами массовой коммуникации были лишь грампластинки и весьма примитивное радио, проницательные мыслители уже предвидели огромное воздействие СМИ на массы и их огромную опасность, обусловленную возможностью манипулировать людьми.

Оставив в стороне политические технологии, невозможные без использования СМИ, отметим, что в социальной сфере информационные процессы также имеют большое значение. Недаром масштабные (в рамках целых стран) социальные проекты, направленные на стабилизацию социально-экономической обстановки в некоторых государствах, известных прежде крайней нестабильностью, обязательно включали в себя выравнивание социального неравенства и обеспечение максимально широкого доступа к информации (как к ее получению, так и распространению собственных мнений и взглядов) максимально широких слоев населения. Доступ к информации и информационным технологиям, помимо всего прочего, — это как бы пропуск в XXI в., это тот рубеж, не преодолев который, нельзя надеяться на включение в современные, прогрессивные, инновационные процессы, на достижение высокого статуса в обществе будущего.

Проблемы символизации и моделирования мира относятся к области социокультурного развития и на первый взгляд прямо не затрагивают сферу социальной работы. Однако в действительности это область осмысления мира, его ценностного анализа и освоения. Даже словесное оформление идей и образов может оказывать определенное влияние на самочувствие и деятельность человека (сравните термины "увольнение с работы" и "высвобождение с работы").

Давая наименование какому-то явлению, мы тем самым наделяем его определенными представлениями, которые влияют на наше восприятие содержания. Длительные (и еще не
завершенные) споры о названии профессии социальной работы подчеркивали в каждом предлагавшемся термине (соционом, социальный инженер, социальный работник и др.) различные стороны этой деятельности.

Символизация мира заключается также в создании идеальных конструкций, чаще всего неписаных, но, тем не менее, активно влияющих на реальные процессы.

Так, "мистическая сила закона" существует автономно от действующих кодексов и нормативных актов: она может сочетаться даже с "обычным правом" ранних государственных образований и может отсутствовать при самой виртуозно разработанной системе законодательства. "Образ личности" изменяется исторически и этнически, при этом наряду с множеством конкретных индивидов существует свойственное каждому времени и народу идеальное представление о том, что такое личность. Наконец, трудноформулируемая, но властная система ценностей, которая превращает совокупность индивидов в общество, причем общество определенного типа, и выделяет в этом обществе отдельные группы, члены которых разделяют приверженность к определенной системе ценностей, некоторым образом отличающейся от общей, — это тоже относится к миру символизации действительности. Заметим, что эта сфера деятельности характеризует разумную, интеллектуально-психическую сторону деятельности человека.

1
Киплинг Р. "Как голосованием признали Землю плоской". В кн.: Уайлд О. Стихотворения. Портрет Дориана Грея. Тюремная исповедь; Киплинг Р. Стихотворения. Рассказы. — М., 1976.

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности технологического подхода к социальной работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.

Созданная человеком действительность сама по себе не способна к развитию, такой способностью обладает социальная форма движения материи в целом.

В результатах социальной деятельности, в форме завершенных ее материальных и духовных образований находят свое воплощение особенности индивидуальной деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества на определенных этапах его исторического развития.

Во-первых, социум является структурой, т. е. имеет место совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и сохранение основных свойств.

Во-вторых, социальная технология оптимизирует социальную систему, способствуя тиражированию социальных инноваций (идей, программ, технических приемов). Следовательно, социальная технология обеспечивает систему воспроизводства социальных процессов в определенных параметрах (качество, свойства, целостность деятельности).

Технологизация не только преследует задачу полного овладения существующими природными и социальными процессами, но и способствует их преобразованию в соответствии с целями социума. Решение этой задачи лежит в области производства информации, которая также носит решающее значение для развития социума. Воздействие социальной технологии на социум осуществляется как целенаправленное информационное воздействие на структуру данной социальной системы. С этих позиций можно говорить об управлении. В случае обращения к взаимодействию социальной технологии и социальных элементов следовало бы говорить о тенденции развития.

Таким образом, развитие – это последовательность автономных повторяющихся актов структуризации, управление осуществляется с помощью слабых воздействий. Качественный рост социальной технологии определяет количество информации, которое способна принять социальная система.

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений.

Далее мы можем утверждать, что социальная работа как профессиональная деятельность, смысл которой состоит в регуляции социальных отношений, в приведении их в соответствие с требованиями современного цивилизованного общества, в повышении их разумности, гуманности, субъектности, укреплении связей отдельных личностей, групп, этносов, семьи с государством и обществом, является видом социальных технологий. Еще предстоит колоссальная работа в плане разработки форм, направлений, целей и задач современной социальной работы как вида социальной технологии.

Можно отметить и еще один аспект соотношения социальной работы и социальных технологий: сама социальная работа осуществляется, реализуется при помощи отдельных методик или техник (общения с клиентами, трудоустройства, поведения в экстремальных условиях, реадаптации, реабилитации, психотехник и т. д.). Так, любая организационная структура социальной работы (служба занятости, служба социальной помощи или защиты, реабилитационный центр и т. д.) также имеет свои технологии и методы работы.

Стратегия и тактика современной социальной работы строится на новом характере взаимоотношений, суть которых состоит в переходе от субъект-объектных отношений к парадигме соучастия: знания, умения, навыки и личностные особенности социального работника как бы составляют своего рода ресурсы деятельности клиента, ресурсы его самоорганизации, построения его собственной деятельности. Чем лучше, техничнее ведет себя социальный работник, тем быстрее осуществляется процесс изменения мотивации жизнедеятельности клиента.

Видов социальных технологий, применяемых в практике социальной работы, существует немало. Наиболее востребованными являются методы экспертного оценивания (например, техники интервьюирования клиентов); методы вмешательства (службы знакомств); методы психологической помощи, реадаптации и реабилитации, консультирования и т. д.22

Технологии социальной работы можно рассматривать и как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

В структурном отношении технология социальной работы являет собой совокупность общих или функциональных и частных технологий. Функциональные технологии имеют более универсальный характер. Они применимы в работе не только с одной конкретной категорией лиц, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, а с несколькими.

Система функциональных технологий социальной работы включает в себя следующие наиболее значимые технологические процедуры: социальную диагностику; социальную профилактику; социальную адаптацию; социальную реабилитацию; социальную коррекцию и терапию; социальную экспертизу, прогнозирование, моделирование; социальное посредничество и консультирование; социальное обеспечение и страхование; социальную опеку и попечительство; общественную некоммерческую благотворительную деятельность.

Частные технологии социальной работы в своей основе составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке. Массив частных технологий образуют следующие процедуры: технологии социальной работы в сфере занятости населения, с безработными гражданами; технологии работы с лицами девиантного поведения; технологии социальной работы с лицами, страдающими психическими расстройствами и склонными к суициду; технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи; феминологические технологии социальной работы; технологии социальной работы с инвалидами, гражданами пожилого возраста; технологии социальной работы с детьми, подростками и молодежью, оказавшимися в сложной жизненной ситуации; технологии социальной работы с малообеспеченными слоями населения; технологии социальной работы в решении национально-этнических проблем; технологии работы с бездомными; технологии работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами; технологии социальной работы в армии и пенитенциарных учреждениях; технологии социальной работы на производстве, по месту жительства и др.

Как уже отмечалось, наряду с технологиями социальной работы в систему социальных технологий входят политические технологии, технологии информационного и правового обеспечения функционирования общества, технологии экономического его функционирования и технологии духовно-культурного развития. Политические технологии призваны обеспечивать процессы административно-властного и самоуправленческого регулирования общественной жизни.

К их числу можно отнести технологии законодательного обеспечения жизнедеятельности общества; технологии судебного обеспечения политического функционирования государства; технологии функционирования исполнительных органов власти; технологии деятельности органов местного самоуправления и технологии функционирования общественных (политических) организаций и движений.

Сегодня мировой опыт свидетельствует, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др.

Социальные технологии базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками – социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой и др.

Объективно существуют принципы и правила разработки и внедрения технологий социальной работы, к которым относят:

2. Технологии социальной работы интегративны по своему характеру – здесь реализуется принцип интеграции, т. е. объединения усилий социального работника, организаций, оказывающих социальную помощь и поддержку, государства и усилий самого клиента социальной работы, то есть человека, находящегося в тяжелой жизненной ситуации, в решении проблемы. Разработка и внедрение технологий социальной работы эффективны лишь при условии взаимодействия, сотрудничества социального работника и его клиента.

3. Принцип адаптации. Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой – является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.

Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

4. Любая технология социальной работы должна соответствовать принципу этичности. Содержание этики социальной работы определяется отношением людей к труду, интегрированным в комплекс моральных ценностей и норм, находящих свое выражение в поведении человека в сфере трудовой деятельности. В общем смысле этика – это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущую данному обществу совокупность принципов человеческого общения. К этическим правилам социальной работы можно отнести первостепенность интересов клиента, необходимость воспитания у него максимума самостоятельности, необходимость конфиденциальности и сохранения тайны в работе с клиентом, установления справедливых, разумных, соизмеримых с оказанной помощью гонораров.

5. Принцип соотнесения долгосрочной и краткосрочной цели. Он заключается в координации действий и мероприятий, проводимых социальным работником в рамках оказания помощи клиенту, ориентированных на достижение ближайшей цели (краткосрочное планирование) действий и мероприятий, ориентированных на отсроченный во времени результат (долгосрочное планирование). Действия социального работника в настоящий момент должны учитывать возможные последствия для клиента и его окружения в будущем, должны вписываться в некую общую программу действий по оказанию того или иного вида помощи нуждающемуся в ней человеку – объекту социальной работы.

Практика социальной работы прежде всего является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека.

В научной и учебной литературе в основном рассматриваются технологии социальной работы с различными группами населения, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

С этой точки зрения целесообразно выделить базовые признаки, которые и определяют трудности социального положения отдельных личностей, семей, слоев и общностей людей, в частности:

– состояние здоровья, не позволяющее людям самостоятельно решать свои жизненные проблемы. К этой группе относятся инвалиды; лица, подвергшиеся радиационному воздействию; семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды; взрослые и дети, имеющие затруднения в психическом развитии, испытывающие психологические стрессы, проявляющие суицидальные наклонности;

– служба и труд в экстремальных социальных условиях. К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (жизненная ситуация которых усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья); вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

– пожилой, пенсионный возраст людей: одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);

– девиантное поведение в его различных формах и видах: дети и подростки, имеющие девиантное поведение;

– дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;

– лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;

– семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

– трудное, неблагополучное положение различных категорий семей: семей, имеющих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; неполных семей;

– семей, в которых родители не достигли совершеннолетия, молодых семей; разводящихся семей; семей с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

– особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т. д.): самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети;

– безнадзорные дети и подростки; дети и молодые люди – жертвы торговли людьми;

– предродовое и послеродовое состояние: беременные женщины и кормящие матери, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

– правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Определение таких групп населения в качестве объекта социальной работы подразумевает его понимание в узком смысле. В широком же смысле слова объектом социальной работы является все население, а также социальная сфера жизнедеятельности, общество в целом.

Население является объектом социальной работы в силу двух основных причин. Во-первых, потому что в трудных, сложных условиях может оказаться любой человек с точки зрения полного удовлетворения своих потребностей и интересов. Во-вторых, потому что в современных условиях в социальной защите нуждается все население в связи с возникновением и необходимостью решения глобальных проблем современности: обеспечение прочного мира, социальная безопасность людей (в том числе в связи с терроризмом), недопущение термоядерной войны, сохранение природной среды, гарантированное обеспечение жителей Земли продовольствием, энергетическими ресурсами и т. д.

Можно различать социальные технологии по субъекту социальной работы, в частности это профессиональные социальные работники высшего и среднего звена социальных служб различных уровней и направлений; люди, занимающиеся социальной работой на общественных и благотворительных началах, лица, обучающие социальной работе, работники административно-управленческих структур социальной сферы.

В рамках личностного подхода к объектам социальной работы ими выступают лица, нуждающиеся в изменениях их социального окружения, отношений с другими людьми и собственной социальной ситуации посредством практики социальной работы. Эти люди сталкиваются с социальными проблемами, приводящими к неудовлетворению их потребностей.

В более узком смысле слова объектами социальной работы являются лица и группы лиц, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Этих людей принято называть также социально уязвимыми группами населения, понимая под уязвимостью отклонение от количественной нормы жизнедеятельности в данном обществе.

Государство и общество призваны в первую очередь удовлетворять нужды уязвимых социальных субъектов исходя из принципа социальной справедливости.

Читайте также: