Репродуктивная деятельность в доу это

Обновлено: 05.07.2024

Продуктивная деятельность деятельность с целью получения продукта обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность.

П. д. д. формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие П. д. д. определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, уровня развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать свою деятельность и т. д.

При репродуктивной деятельности возможно формирование конкретной, замкнутой цепочки целей, последовательно проходя по которой человек двигается по кругу. Посредством смысла, результат любого шага трансформируется в цель для шага последующего. При этом, круг замкнутый, устойчивый, неизменный.

Репродуктивная деятельность предполагает повторение ранее уже отработанного метода достижения заранее известного результата. Репродуктивная деятельность всегда целенаправленна. Реализация репродуктивной деятельности возможна только в одном случае. Ее результат, является промежуточным шагом, ступенькой на пути достижения личной цели человека.

Кроме того, характерным признаком репродуктивной деятельности является реализация типовых, стандартных, проверенных, неоднократно повторенных в прошлом действий.

2. Конвергентное и дивергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere - сходиться) - форма мышления. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Дивергентное мышление (от лат. divergere - расходиться) форма мышления. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.

Дивергентное мышление (от лат. divergere - расходиться) метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Личность проявляется прежде всего в способности к созданию нового. Поэтому задача личностного подхода формирование поисковой активности, развитие дивергентного мышления. Можно было бы сформулировать эту задачу иначе: развитие способности к творчеству. Однако на практике понятие творчества часто подвергается искажению. С творчеством связывается не способ жизни, а только особые виды деятельности. Творчество же предполагает, что человек способен к нестандартным, но подходящим к данной ситуации решениям в любой сфере жизни, будь то общение или решение учебной задачи. В узком смысле мышление понимается как процесс решения задач. При этом дивергентное мышление используется для задач, имеющих несколько вариантов решения. Дивергенция это расхождение. Конвергентное мышление применяется при решении задач с единственным ответом. Задача "дать определение, что такое стул", требует конвергентного мышления, а вот задача "определить, какой стул удобнее", адресована дивергентному мышлению, способному продуцировать альтернативные варианты решения.

3. Сходство и различие художественного, технического и научного творчества

Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры оказался ложно направленным, ибо лишал ее создания самостоятельного значения, растворяясубъекта в интенциях, "кипящем котле" его эмоций, образах-символах и "фантазмах".

Основная коллизия психологии творчества художественного, технического, научного: как соотнести изучение творческой личности, ее духовного потенциала, внутреннего мира и поведения с предметным бытием культуры?

Запечатленность психической организации человека в формах этого бытия неоднородна. Одно дело плоды научного и технического творчества, другое художественного. Ведь никто не предположит, что обсуждая устройство реактора или константы теории относительности, удастся извлечь сведения, касающиеся психологии.

При обращении же к продуктам художественного творчества предполагается, будто из самой их ткани можно извлечь психологическую информацию. Личностное начало здесь просвечивает повсеместно. Если по техническим устройствам или математическим формулам судить о муках, в которых они родились, не берутся, то в художественных текстах ищут их следы. Такое стремление поддерживается, в частности, тем, что в этих текстах заключены образы и переживания живых лиц, тогда как машина или формула относятся к "безличностным" объектам. Стало быть, в искусстве оседают результаты процесса познания человека человеком, т. е. процесса, в котором проявляются свойства характера, стиль поведения и мышления, пристрастия и страсти не только изображенных героев, но и автора их "словесных (живописных, музыкальных и т. п.) портретов".

Поскольку акт художественного творчества порождает произведение, ранее не существовавшее, люди оказываются застигнутыми врасплох, не успевают "подготовиться" к восприятию произведения. Тот язык, на котором произведение впервые создается (литературный, живописный, архитектурный, политический), станет общепонятным лишь для следующего поколения, в то время как непосредственно окружающие художника люди вынуждены пользоваться этим новым языком, почти совсем его не понимая. Новый язык незаметно для общества формирует будущие правила социального поведения, вот почему общество боится потерять и старается, во что бы то ни стало усилить контроль за художественным творчеством как наиболее эффективным методом внутривидовой экспертизы и прогноза.

4. Способы определения креативности

Слово "креативность" происходит от латинского "creare", что означает порождать, создавать, творить. Уже согласно этому, креативность есть процесс, который развивается и который хранит в себе происхождение и цель.

Определение признаков креативности, оценки и креативных качеств учащихся относятся:

- беглость - способность выдвигать большое количество идей;

- гибкость - способность легко переключаться на другие идеи;

- оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных;

- разработанность - способность детализации предложенного задания;

- воображение - умение строить модель различных видов творческой деятельности;

- чувство новизны - количество выделенных учеником личных творческих продуктов;

- интуиция - умение угадывать результат выполняемого творческого задания;

- придумывание - умение предлагать способ решения проблемной ситуации пли сюжета творческой работы;

- художественное творчество - умение показывать художественными средствами смысловую идею объекта.

1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

Для анализа уровня развития креативного потенциала учащихся нами применена креативная шкала, предложенная Л.К.Веретенниковой:

высокий уровень; выше среднего;средний;ниже среднего;низкий.

Дадим характеристику этих уровней:

- высокий уровень - характеризуются широким кругом интересов, знаний, осознанным отношением к делу, самостоятельностью мышления, творческой активностью, дивергентностью мышления, быстротой решения проблемной задачи, критичностью ума, предложением многих вариантов решения проблемы.

- уровень выше среднего - характеризуются следующими показателями по сравнению с высоким: уже круг их интересов и знаний, их отличает более медленный темп решения творческой задачи, ограничено количество предлагаемых вариантов выхода из ситуации.

-средний уровень - характеризуются проявлением креативности в отдельных видах деятельности.

- уровень ниже среднего - не имеют ярко выраженного интереса к чему-нибудь, но проявляют избирательную активность и работоспособность; они испытывают трудность в решении творческих задач.

- низкий уровень - отличаются от предыдущих слабыми знаниями в разных областях, равнодушием к проблеме, отсутствием навыков и умений в учебном процессе.

Констатирующий эксперимент выявил, что первоначальный уровень креативного потенциала учащихся весьма низкий. Основной контингент учащихся по всем параметрам был отнесен к среднему, ниже среднего и низкому уровням развития креативного потенциала.

5. Способность к творчеству различных типов людей по Фромму

Говоря о творчестве, Фромм подразумевал творческую личность или творческую способность личности, а не сам продукт творчества. Творчество для него это состояние человека, делающее возможным созидание. То есть творчество не что иное, как патентное состояние. И при этом вовсе не является обязательным условием появление результата творчества - предмета. Исток творческого начала, по его убеждению, находится в естественной потребности живого организма к адаптации в окружающей среде. По его мнению, правильнее всего было бы определить суть творчества как естественную "способность человека воспринимать и реагировать на происходящее с ним. Очень точно. Суть творчества в отыгрывании живого организма на раздражители окружающей среды.

Фромм, также, говорит о том, что людям свойственно необоснованно обесценивать свое повседневное обывательское творчество и за настоящее стоящее искусство принимать лишь великие галерейные и вечные произведения именитых мэтров. То есть человек часто попросту не видит и не замечает того, что должен и может видеть и замечать, в том числе и за собой. Большинство людей, по его мнению, напрочь лишены должного эмоционального реагирования на окружающий нас мир и предметы. Людей поглотило рацио и расчет. Вместо того, что бы жить чувственно, люди стали жить расчетом и логикой, вместо того, что бы переживать объекты, люди теперь их лишь распознают. Эти мысли очень созвучны мыслям философа Николая Бердяева.

Разъясняя разницу творческого и нетворческого взгляда на нечто, Фромм говорит, что в нетворческом подходе заложена абстракция - размытое усреднение или не способность видеть уникальность объекта: дерево как дерево. "И, напротив, при подлинном живом восприятии абстрактный подход невозможен. В этом случае дерево становится совершенно конкретным и неповторимым. Такого дерева не отыскать во всем мире, ибо именно его видит глаз, именно оно находит отражение в сознании человека, и тем самым он оказывается с ним в определенных взаимоотношениях, становясь как бы его творцом".

Творчество человека заключено, в его готовности открыто, без страхов и бегства реагировать на то, что преподносит ему внешний мир через его же внутренний мир. Эти страх и бегство в большей части неосознанны. Психологические защиты срабатывают автоматом, отсекая и перерабатывая "лишнее", а значит, человек не осознает многое, что следовало бы осознавать.

Фромм: "Какие же условия необходимы для того, чтобы человек обрел такое творческое состояние, при котором его восприятие окружающего мира было на уровне интуиции, было бы подобно озарению? Первым таким условием является способность человека удивлятьсяСпособность удивляться - это способность принимать, ожидать и видеть новое.

Способность сосредоточиться это вторая отличительная черта творческой личности, считает Фромм.

Третьей отличительной чертой творческой личности Фромм видит способность человека к самопознанию. Собственная идентификация, целостное ощущение своего "я" необходимы каждому.

Еще одной чертой творческой личности по Фромму является способность правильного отношения к конфликту, имея в виду бегство от всего пугающего и опасного. Он настаивает на встрече с конфликтом "лицом к лицу и умении его разрешить". Фромм: "Конфликты - это источник стремления человека к самосовершенствованию, развития его сил и основа становления его характера". преподносит. У человека есть и должен быть выбор, кроме одного - конформизма. Человек не должен сдаваться на волю собственного бессилия, что-то изменить. Стараться изменить - это и есть творчество. Иначе человек рискует превратиться в вещь.

Похожие страницы:

Деятельность как философская категория

. различие между деятельностью творческой и механической (продуктивной и репродуктивной). Творческая деятельность может существовать . духовный характер. Различие между продуктивной и репродуктивной деятельностью проявляется как различие между .

Продуктивные качества дойных кобыл при использовании кормовой добавки сел-плекс (1)

. состоит в поддержании структурной стабильности и активной деятельности клеточных мембран. Обеспечивая нормальное течение . Л.Ф. Влияние различных доз микроэлементов на продуктивные и репродуктивные функции коров голштинской породы : Автореф .

Деятельность психолога отдела кадров "Центра обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области"

. удовлетворенности работников трудом, результатами собственной деятельности и деятельности подразделения в целом, а также . аспекты деятельности спасателей определяются характеристиками мышления, к числу которых относятся продуктивное и репродуктивное ( .

Социально-культурная деятельность (2)

. , почерпнутые в результате социализации (репродуктивная деятельность) и выработанные самостоятельно (продуктивная творческая деятельность индивидуализирующейся личности). Образованность влияет .

Особенности познавательной деятельности школьников в проблемном обучении

. виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения . учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Все ли обучение .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

670023, г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 19а,


Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения:

1. В зависимости от используемых средств (три группы методов – наглядные: метод наблюдения и его разновидности- экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов, словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал и практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры).

2. В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

3. В зависимости от характера речевой деятельности детей.

В этой характеристике можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы. Репродуктивный ( от лат. Re-опять, вновь; producere -выводить.Воспроизводительный.) [1]

Данные методы основаны на воспроизведении (восстановления) речевого материала, на подражании готовым образцам. В детском саду они применяются, главным образом, при обогащении словарного запаса ребенка, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности:

· рассматривание картин;

· чтение художественной литературы;

· заучивание наизусть;

· игры-драматизации по содержанию литературных произведений;

· многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например, управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы . Продуктивный [от латин. productivus]- способный производить, производительный, плодотворный, дающий прибыль, [2] направлены на построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести

· обобщающую беседу,

· рассказывание,

· пересказ с перестройкой текста,

· дидактические игры на развитие связной речи,

· метод моделирования,

· творческие задания.

Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Соотношение их колеблется. В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.


Творчество бывает для других (для общества) и для себя. Например, для других – квадрат Малевича. Среди детей нет такого творчества. Им трудно создать то, чего нет в этом мире. Мы будем рассматривать творчество для себя (по Лернеру – дидакт). Иногда творчество для других и для себя совпадает - Надя Рушина (девочка-художница: я как бы вижу картинки, просто их обвожу), Бах.

Итак, творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, т.е. важная для создания личности как общественного субъекта. Например, когда сам ребенок нашел для себя геометрический способ решения задачи (без подсказок со стороны учителя).

Характеристики творческой деятельности: доля неопределенности, новизна, оригинальность, отход от шаблона, целесообразность.

Воспроизводящая (репродуктивная) деятельность – это деятельность, заданная по шаблону или образцу, это алгоритмизированная деятельность. Действие, составляющее эту деятельность, выполняется механически.

Цель, структура, задачи, предметные операции репродуктивной деятельности задаются учителем. Мотив репродуктивной деятельности не совпадет с целью репродуктивной деятельности. Например, печатаю лекцию. Мотив – записать лекцию. Цель – сдать хорошо экзамен, получить знания. В творческой деятельности мотив этой деятельности лежит в самой этой деятельности.

Но одна и та же деятельность для одного человека будет репродуктивной, а для другого – творческой. Для ребенка письмо – творческая деятельность. Или пересказ – тоже есть элемент творчества: ребенок что-то припоминает. Нет чисто репродуктивной деятельности и нет чисто творческой деятельности.

  1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. Например, известна формула (a+(-)b)^2. Задача – возвести в квадрат трехчлен (a+b-c)^2=(a+(b-c))^2, т.е. два раза применить формулу.
  2. Видение проблемы в знакомой ситуации. А что будет, если мы изменим. Дети умеют увидеть в хорошо знакомом задачу - это признак креативности.
  3. Видение новой функции объекта. Например, как можно оригинально использовать тот или иной предмет, - это проявление креативности.
  4. Определение структуры объекта (проблемы). Когда ученик может увидеть проблему, сформулировать ее – элемент творчества.
  5. Видение альтернативы решения проблемы.
  6. Комбинирование ранее усвоенных способов деятельности применительно к возникшей проблеме.

(С педагогическойточки зрения) Творческая деятельность – это деятельность, которая состоит в создании субъективно или объективно качественно нового продукта, процесс которого требует проявления одной или нескольких указанных процедур. Она требует отыскания своего пути решения, найти много вариантов решения.

Но нельзя вести обучение только на уровне творческой деятельности, т.к. творчество строится на том, что известно + это не каждому посильно. Репродукция – это основа, базис, на котором строится и развивается творческая деятельность. Должен быть баланс репродукции и творчества. Цель – соблюдать баланс между репродукцией и творчеством.

Иначе при преобладании творчества будут пробелы в знаниях, и творческая деятельность станет непосильной. При преобладании репродукции не будет мотивации учения.


Педагогика – очень тонкая и многогранная научная сфера. В ее рабочем арсенале насчитывается более десятка методов обучения. Применение их направлено на всестороннее развитие человека, воспитание специалиста с необходимым багажом знаний, навыков и личных качеств. В данной статье мы поговорим о том, что такое репродуктивный метод. Каковы его особенности, преимущества и недостатки?

метод репродуктивный

Описание

Скучный и однообразный поток лекций давно уже не оправдывает себя. Специалисты установили, что использование только информационно-рецептивного метода лишь на 30 % помогает усваивать теоретический материал. Остальное либо проходит мимо учащихся, либо наверстывается во время подготовки к экзаменам и зачетам. Однако без подкрепления теории практикой она оказывается побочной, ненужной информацией. Совсем от лекций отказаться невозможно, ведь они несут в себе основу научных знаний. Зато их можно чередовать с беседами и практическими занятиями.

Репродуктивный метод является способом организации учебной деятельности, которая происходит по определенной инструкции с применением (или воспроизведением) полученных ранее знаний и последовательности практических действий. Так как этот метод всегда происходит по определенному алгоритму (или инструкции), то его нередко называют инструктивно-репродуктивным.

репродуктивный метод

Особенности

Такой характер мышления предполагает быстрое, активное запоминание учащимися новой информации, которую сообщает педагог или другой учебный источник и перенесение знаний на практическую почву. Существует несколько условий или средств для реализации репродуктивного метода:

  • Словесные, наглядные и практические приемы обучения. Это могут быть цифры, слова, зарисовки.
  • По аналогии метода строятся и лекции, которые содержат научные сведения и краткие тезисы для записи учащимися.
  • Беседы проводятся по определенной схеме. Преподаватель опирается строго на факты, известные учащимся. Обсуждения гипотез и высказывание самостоятельного мнения не предусматриваются.
  • Репродуктивные упражнения должны содействовать эффективной отработке практических навыков, так как любой опыт требует многократных действий по образцу.

Метод также может использоваться при закреплении изученного материала.

 репродуктивный метод обучения это

Отличие от продуктивного метода

Существует довольно обширная классификация педагогических методов. Выбор их во многом зависит от возраста учащихся и дисциплины. По характеру познавательной деятельности различают метод репродуктивный и продуктивный. Разберемся, в чем их отличия по способу и цели организации.

Репродуктивный метод обучения – это многократное воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата. Преподаватель дает конкретное задание, а учащийся по определенному образцу выполняет его. Такой метод весьма эффективен в следующих дисциплинах: математика, химия, физика, информатика и т. п. То есть осуществляется программированное обучение. Каждая задача и операция имеют определенный алгоритм действий.

В основе приобретения знаний лежат лекции, которые аккумулируют авторитетные мнения. Именно они и формируют инструкцию, которой потом пользуются учащиеся. Это могут быть правила, законы, аксиомы, формулы и т. п.

метод репродуктивный это

Примеры

Как уже упоминалось, точные науки – подходящая почва для педагога, где эффективно работает репродуктивный метод обучения. Примеры его с успехом можно наблюдать в решениях математических, химических задач или повторениях опытов.

Рассмотрим, например, обычное математическое квадратное уравнение. Существует конкретный образец-формула, следуя которой учащийся постепенно приходит к правильному ответу – нахождению неизвестного (или неизвестных).

При этом педагогу важно провести четкий инструктаж. Используя его в будущем, учащиеся смогут успешно выполнять задания различной сложности, усваивать необходимые знания и вырабатывать умения. Метод репродуктивный также поможет сформировать определенный образ мышления, который пригодится для выполнения операций в повседневной жизни.

репродуктивный метод обучения это пример

Эффективность

 репродуктивный метод обучения примеры

Плюсы

Основным и важным преимуществом данной технологии является экономность. Что это значит? Репродуктивный метод обучения предполагает, что учитель за короткое время и без особых усилий передает внушительный объем знаний и умений. При этом учащиеся быстро воспринимают новую информацию, параллельно отрабатывая ее на практике. Такой метод гарантирует прочное усвоение знаний.

Репродуктивный метод великолепно реализуется там, где учебный материал носит больше информативный характер. При этом у учащихся блокируются самостоятельное, творческое мышление и расширяются возможности запоминания и переработки готовых теоретических знаний.

Минусы

Специалисты отмечают, что репродуктивный метод обучения – это пример строгой алгоритмизации действий, который не допускает творческих вольностей, предположений и сомнений. Из-за этого существенно может страдать гибкость, самостоятельность мышления. Данная технология категорически отрицает поисковую деятельность, которая является не менее важной, чем применение ранее сообщенных теоретических знаний. При частом использовании репродуктивного метода обучение может превратиться в чистую формализацию, а усвоение знаний станет просто неосмысленной зубрежкой.

репродуктивный метод обучения означает

Сочетание с другими методами

Репродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. Однако он не может быть единственным орудием в арсенале педагога. Как показывает опыт, монологическая практика давно изжила себя, и требуется комплексный подход. Ведь помимо быстрого усвоения теоретического материала и формирования выполнения действий по инструкции необходимо развитие качеств личности, творческого подхода к делу, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Так, наряду с репродуктивным нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач. Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада – подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога. В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.

Читайте также: