Рекомендации по организации театрализованной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Учебно-методическое пособие раскрывает основное содержание тем курса "Организация театрализованной деятельности в детском саду", включает вопросы на закрепление материала, задания для самостоятельной работы, рекомендации к постановке творческих работ студентов специальности "Дошкольная педагогика и психология", примерный перечень тем контрольных работ, список рекомендуемой литературы. Пособие предназначено преподавателям, аспирантам, студентам, педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Автор: Залипаева Галина Ивановна
Начать работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в ДОУ необходимо с организации предметно-развивающей среды. К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе необходимо подходить творчески, стараясь, разнообразить её компоненты.

Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами театров:

1. Би-ба-бо (набор кукол для обыгрывания 4-5 сказок)

2. Настольный театр. (5 комплектов сказок)

3. Фланелеграф. (6 комплектов, сделан своими руками)

4. Конусный театр. (6-7 комплектов)

5. Пальчиковый театр. (5 комплектов, сделан своими руками из соленого теста, ткани)

8. Теневой театр (5 сказок, сделан своими руками)

9. Театр на трубочках (5 сказок, сделан своими руками, с использованием трубочек, иллюстраций из старых книг)

10. Театр плоскостной деревянный для индивидуальной работы, или игры малыми группами (1 сказка)

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Во время занятий необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

- в заключении различными способами вызывать у детей радость.

В среднем и старшем дошкольном возрасте, во всех видах театра дети становятся самостоятельными, часто придумывают сами сюжет, распределяют роли. Детям этого возраста очень нравится самим показывать представления со всеми видами театра, особенно Би-ба-бо и марионетки. Чувствуя свою самостоятельность, дети многограннее выражают свои эмоции, появляется эмоциональная и образная окраска речи, в новом сюжете дети не теряются, легко видоизменяют сюжет и реплики своих героев. Необходимо оценивать самостоятельно поставленные пьесы, непременно положительно, иначе интерес ребенка угаснет. Положительная мотивация важна во всех видах деятельности детей дошкольного возраста, и в театрализованной деятельности её значение не стоит принижать. Положительный отклик педагога способен помочь преодолеть некоторую застенчивость, помочь поверить в себя, раскрепостить ребенка.

Очень важен и интересен этап подготовки декораций, конечно, можно поставить декорации изготовленные настоящим художником, но процесс создания декораций с привлечением детей очень интересен, познавателен для них, он так же способствует и развитию речи и развитию воображения. После изготовления декораций, разучивания ролей, показа спектакля родителям – дети полны новых идей, предложений.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду:

1. Содержание и разнообразие тематики.

2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности:

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Остановимся подробнее на работе с родителями. Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя.

Основными видами работы с родителями стали:

• Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)

• Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.

Рекомендации по организации театрализованной деятельности с детьми в детском саду

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Рекомендации по организации театрализованной деятельности с детьми в детском саду

Удовенко Ольга Валериевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №10 Калининского района Санкт-Петербурга

Актуальность вопроса.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. В последнее время психологи все чаще уделяют внимание проблемам детских страхов, эмоциональных срывов, отсутствию у детей навыков произвольного поведения, а так же недостаточному развитию памяти и внимания.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития духовно-эмоциональной сферы ребенка. Современная педагогическая наука располагает разнообразными способами образовательного воздействия на ребенка. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.

Теоретическое обоснование

Искусство театрапредставляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка! С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

· сформировать правильную модель поведения в современном мире;

· повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

· познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

· совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

С театрализованной деятельностьютесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

Театрализованная деятельностьсоздаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Михайленко Н. Я., Короткова Н.А.) поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Воспитательные возможноститеатрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей, а так же средством гармонизации отношений ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

От теории к практике

Приведенные ниже рекомендации по организации театрализованной деятельности с детьми в детском саду основаны на обобщении моего опыта и опыта моих коллег. Надеемся, что данные рекомендации помогут молодым педагогам быстро и грамотно организовать свою работу.

1.Необходимо составить план работы, определить цели и задачи, которые вы будете реализовывать в процессе воспитания и обучения дошкольников средствами театрального искусства.

Основной цельювоспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Исходя из этого основного положения, цели и задачи мы сформулировали следующим образом:

· развитие эстетических способностей;

· развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

· активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

· овладение навыками общения и коллективного творчества.

2. Для успешной организации творческого процесса рекомендуем организовать группы с оптимальным количеством 10-12 человек. Количество занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность- 30 минут.

3. Необходимо подобрать удобное для занятий просторное и регулярно проветриваемое помещение. Это может быть музыкальный зал.

4. Позаботиться об оснащении. Например, для выполнения творческих заданий возможно использование мягких объемных модулей различной конфигурации. Хорошо иметь в наличие музыкальный инструмент (фортепиано), аудио и видео технику, интернет ресурсы, набор кукол бибабо, костюмерную и другой необходимый материал.

6. Ожидаемые результаты по окончанию обучения, предполагаемые умения и навыки.

· умеет создавать пластические импровизации под музыку разного характера;

· свободно и естественно выполнять простейшие физические действия;

· владеет комплексом артикуляционной гимнастики;

· умеет произносить скороговорки и стихотворный текст, в движении, разных позах и с разной интонацией;

· умеет читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

· умеет создавать образы живых существ и предметов с помощью пластики, мимики, жестов;

· умеет строить диалог между героями разных сказок;

Показателями результативности вашей работы с детьми будут являться открытые занятия для педагогов и родителей, детские спектакли, театрализованные представления.

Список литературы

1 Выготский Л.С. Психология искусства. - Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Искусство, 1968.

Читайте также: