Реклама адвокатской деятельности кратко

Обновлено: 28.06.2024

Или, например, плохого качества и грубо обрезанный по краям кусок фанеры, с неаккуратными рукописными письменами, размещенный в районе рынка или остановки общественного транспорта, на тротуарных дорожках… А что говорить про многочисленные в наших городах вывески в самых неподходящих для этого местах, позволяющих утверждать, что адвокаты или те, кто ими представляется, ютятся в парикмахерских, аптеках, интим-магазинах и прочее и прочее… Примеры такой гнусности можно приводить до бесконечности.

Проблема, что называется, на виду. Наше сообщество должно понимать, что никакие слова и даже отдельные громкие победы не способны поднять престиж адвокатуры до той поры, пока мы сами не станем уважительно относиться к себе и нашей профессии. А уважительность эта состоит не только в индивидуальной приверженности традициям адвокатской этики, но и переживания за судьбу адвокатуры в целом. Иначе получается, что своя хата с края, а потом по привычке перетираем свое негодование по кухням, вынося на обсуждение вопросы о нелюбви к адвокатуре со стороны общества.

Считаю, что Федеральной палате адвокатов необходимо, если нужно отвлекаясь от иных не менее важных проблем, обратить на указанные проявления неуважительного отношения к адвокатскому статусу и принять соответствующие меры реагирования, которые могут состоять в следующем:

- необходимо предусмотреть создание в адвокатских палатах регионов советов по этике, задача которых должна состоять в фиксации фактов, умаляющих достоинство адвокатуры в целом, и направлять соответствующие запросы для разбирательства возникшей проблемы: в органы антимонопольной службы в случае размещения лицами, не имеющими статуса адвокатов рекламных материалов с указанием на их принадлежность к адвокатуре, в том числе по причине не соответствия формы и содержания рекламы действующему законодательству; в квалификационную комиссию адвокатской палаты, если недопустимая информация размещена адвокатом, что должно влечь за собой самые серьезные дисциплинарные взыскания, связанные с лишением адвокатского статуса; реализация смежных функций в указной сфере. Адвокаты должны быть сами заинтересованы в обнаружении и пресечении фактов неэтичной и недостоверной информации об адвокатской деятельности.

Форма распространения информации об адвокатском образовании и деятельности адвоката не должна умалять честь и достоинство профессионального сообщества адвокатов, не должна быть навязчивой, а должна учитывать сложившиеся нравственные критерии и традиции. Информация об адвокатской деятельности должна быть достоверной и служить целям информирования потенциальных доверителей о доступности квалифицированной правовой помощи, возможности обращения за ней при необходимости. Однако сведения об адвокатском образовании не должны быть результатом конкурентной борьбы внутри адвокатского сообщества либо в скрытой или явно манере свидетельствовать о преимуществе одного адвоката над другим.

Конечно же, поставленная проблема не является для органов управления адвокатскими палатами чем-то принципиально новым. Отдельные ее аспекты ранее были предметом освещения в дисциплинарной практике, что позволяет сегодня систематизировать выработанные подходы и распространить их действие на адвокатское сообщество в целом.

Так, следует приветствовать позицию Федеральной палаты адвокатов, изложенную в Рекомендациях адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденным Советом ФПА от 21 июня 2010 года, согласно которой адвокатам следует воздерживаться от размещения информации о себе на платной основе, независимо от того связана ли такая информация с его профессиональной деятельностью или нет. Исключение составляют случаи размещения справочной информации. Отмечу, что само понятие справочной информации также требует своего уточнения.

Необходимо обратить внимание на Рекомендации по вопросу о допустимости рекламы адвокатской деятельности, утвержденные Решением Совета Адвокатской палаты Республики Хакасия от 16 января 2012 года. По мнению наших коллег, реклама адвокатской деятельности представляющая собой широкое оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечение потребителей, неумеренное расхваливание адвоката или адвокатского образования, информация об адвокате, расклеенная на остановках, столбах, в местах массового нахождения граждан недопустима для адвокатского сообщества, т.к. не согласуется с целями адвокатуры и противоречит ее правовому статусу.

Федеральная палата адвокатов подготовила рекомендации адвокатам по взаимодействию со СМИ, согласно которым адвокату не рекомендуется отказывать журналистам в предоставлении информации, составляющей публичный интерес, за исключением случаев, когда такая информация является профессиональной тайной или может повредить интересам и репутации доверителя.

Адвокат может общаться со СМИ на любые темы, волнующие общество. Адвокатам необходимо тщательно готовиться к выступлениям в СМИ: по возможности обговаривать с журналистами вопросы, на которые он готов отвечать, а также предложить представить окончательный текст выступления на согласование во избежание неточностей и ошибок. При этом адвокатам рекомендуется воздерживаться от радикальных политических заявлений и выступлений в СМИ, однако они могут выступать в защиту интересов различных социальных групп, имеющих целью внести изменения в действующее законодательство, политику управления или привлечь внимание общественности к какому-либо вопросу. В этих случаях адвокат также имеет право комментировать ход развития дела. Адвокаты должны выступать в СМИ с позиций права. При этом адвокату следует излагать свою позицию точно, ясно и кратко, чтобы она была понятна даже не подготовленным в правовом отношении людям.

Использование СМИ как инструмента защиты прав гражданина в конкретном деле является не только морально оправданным, но и необходимым. Применение СМИ в адвокатской деятельности может осуществляться в двух формах: адвокат самостоятельно выступает в той или иной газете, журнале, на телевидении, радио и сотрудничество адвоката с журналистами или СМИ, публикующих информацию, предоставленную адвокатом.

Основными целями общения адвоката со СМИ являются: привлечение дополнительных сил и средств для защиты доверителя; создание общественного резонанса по проблемам доверителя; предупреждение нарушений закона в отношении подозреваемого, обвиняемого, других доверителей и самого адвоката.

Эффективность применения СМИ в адвокатской деятельности, как правило, достигается при: ясно и четко сформулированных целях, профессионально подготовленных материалах.

При освещении в СМИ материалов конкретных дел следует принимать во внимание требования Кодекса профессиональной этики адвоката, касающиеся соблюдения адвокатской тайны. Вопрос о привлечении СМИ к освещению конкретного дела всегда должен согласовываться с доверителем путем включения в соглашение пункта о том, что доверитель дает адвокату согласие на распространение в СМИ любой полученной по делу информации.

Другой аспект использования СМИ в интересах конкретного адвоката – это информирование населения об адвокате и его услугах. Неэтично размещать в СМИ материал, содержащий оценочные характеристики адвоката, отзывы о его работе, сравнение с другими адвокатами и их критику.

Российское законодательство до настоящего времени придерживалось позиции, согласно которой адвокатская деятельность не рекламируется. Например, ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката устанавливает, что информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит: оценочных характеристик адвоката; отзывов других лиц о работе адвоката; сравнений с другими адвокатами и критики адвокатов; заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.

Широкий круг лиц имеет право на получение информации об адвокате, адвокатском образовании, поскольку имеет право обращаться за оказанием юридической помощи к избранному им адвокату.

Тем не менее ни Закон об адвокатуре, ни Кодекс профессиональной этики адвоката не предусматривают такого понятия, как реклама адвокатской деятельности.

В том же Законе содержится более приемлемое к информационному обеспечению адвокатских услуг понятие – социальная реклама, но Закон связывает ее с достижением благотворительных целей.

Вопрос 7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Вопрос 7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Закон об адвокатуре провозгласил адвокатуру профессиональным сообществом

Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Вопрос 10. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры.

Вопрос 10. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры. Справедливое правосудие в

Вопрос 11. Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности.

Вопрос 11. Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности. Следует выделить две основные группы правовых источников, содержащих международные стандарты в области адвокатуры.Первая группа – это различные международные договоры общего

Вопрос 14. Статус адвоката: приобретение, приостановление, возобновление, прекращение. Приобретение статуса адвоката

Вопрос 14. Статус адвоката: приобретение, приостановление, возобновление, прекращение. Приобретение статуса адвоката Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную

Вопрос 15. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений.

Вопрос 15. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений. Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 9 Закона об

Вопрос 29. Особенности правового обслуживания юридических лиц. Правовое положение адвоката при юридическом обслуживании субъектов предпринимательской деятельности.

Вопрос 29. Особенности правового обслуживания юридических лиц. Правовое положение адвоката при юридическом обслуживании субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 3 ст. 23, ст. 50 ГК субъектами предпринимательской деятельности могут являться

Вопрос 31. Этика адвоката в общении с доверителем.

Вопрос 31. Этика адвоката в общении с доверителем. Адвокат при оказании помощи защищает права и свободы доверителя и обязан всегда вежливо и корректно реагировать на обращение за помощью. Адвокат не должен отклонять предложение клиента только потому, что клиент и его

Вопрос 32. Этические правила поведения адвоката при общении с коллегами.

Вопрос 32. Этические правила поведения адвоката при общении с коллегами. Основной принцип поведения и взаимоотношений адвоката с коллегами сформулирован в Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского Сообщества – «адвокат обязан признавать всех других

Вопрос 33. Этика поведения адвоката в судопроизводстве.

Вопрос 33. Этика поведения адвоката в судопроизводстве. Адвокат при осуществлении профессиональной деятельности обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката (подп. 4 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Закона об адвокатуре).Адвокат принимает поручение на ведение дела и в том

Вопрос 41. Неприкосновенность переписки адвоката. Досмотр адвоката. Обыск помещения, занимаемого адвокатом.

Вопрос 41. Неприкосновенность переписки адвоката. Досмотр адвоката. Обыск помещения, занимаемого адвокатом. Адвокат должен держать в тайне всю информацию, касающуюся обстоятельств и фактов, сообщенных ему клиентом или ставших известными адвокату в связи с выполнением

Вопрос 49. Особенности работы с юридическими лицами. Участие адвоката во внесудебных способах урегулирования спора. Принципы организации переговоров по хозяйственным (экономическим) спорам с участием адвоката.

Вопрос 49. Особенности работы с юридическими лицами. Участие адвоката во внесудебных способах урегулирования спора. Принципы организации переговоров по хозяйственным (экономическим) спорам с участием адвоката. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре адвокатской

Вопрос 59. Выступление адвоката – защитника по уголовному делу. Вступительное заявление. Участие защитника в допросе на судебном следствии. Содержание и форма выступления адвоката-защитника в судебных прениях. Структура защитительной речи адвоката.

Вопрос 59. Выступление адвоката – защитника по уголовному делу. Вступительное заявление. Участие защитника в допросе на судебном следствии. Содержание и форма выступления адвоката-защитника в судебных прениях. Структура защитительной речи адвоката. Частью 2 ст. 243 УПК

Вопрос 356. Принципы уголовного судопроизводства: понятие и значение в работе адвоката. Процессуальное положение адвоката-защитника по уголовным делам.

Вопрос 356. Принципы уголовного судопроизводства: понятие и значение в работе адвоката. Процессуальное положение адвоката-защитника по уголовным делам. Принципы уголовного судопроизводства – общие руководящие положения, определяющие наиболее важные стороны

6. Профессиональная этика адвоката

В Совет Адвокатской Палаты Республики Крым поступила информация о размещении адвокатами и адвокатскими образованиями на территории Республики Крым рекламных объявлений о представляемых адвокатами услугах. Объявления публикуются в средствах массовой информации, расклеиваются на автобусных остановках, на автомобилях, в общественных местах городов Республики Крым, содержат рекламное действие, с позиционированием адвоката как лучшего, очень хорошего по сравнению с другими адвокатами. В таких случаях забота адвоката о поиске клиента выходит за рамки адвокатской деятельности и переходит в разряд предпринимательской.

4. Информация должна соответствовать этическим профессиональным нормам:

- Запрещается помещать оценочные характеристики адвоката.

- Запрещается помещать отзывы других лиц о работе адвоката.

- Запрещается сравнение с другими адвокатами и критика других адвокатов: необходимо избегать сравнений с другими адвокатами и адвокатскими образованиями (в том числе с использованием сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий лучший, лучше, самый хороший) и негативных оценок их деятельности.

Данные рекомендации относятся ко всем видам информации об адвокате: на визитных карточках, в средствах массовой информации, на внешних носителях, в интернете и т.д.

Поведение адвоката должно вызывать уважение и уверенность, и, в сочетании с принципом честности, поддерживать независимость и эффективность профессиональной деятельности.

Вы адвокат? У вас нет клиентов? Знакомая ситуация. Именно с ней к нам чаще всего и обращаются.

Действительно, как реализовать свои профессиональные навыки, если у вас просто нет заявок? Подобная проблема может возникнуть даже у опытного адвоката, который не привык заниматься маркетингом, в то время как конкуренция в его сфере сильно возросла.

Таковы новые вызовы времени, и сегодня мы рассмотрим, как привлечь адвокату клиентов.


  • Кодекс профессиональной этики запрещает адвокатам рекламироваться!
  • 1. Персональный сайт адвоката
  • 2. Социальные сети
  • 3. Контекстная реклама в поисковых системах Google и Яндекс
  • 4. Таргетированная реклама
  • 5. Видеоблог на Youtube
  • 6. Публикации в СМИ
  • 7. Холодные звонки

На сегодня есть 2 основные проблемы почему практика конкретного адвоката не развивается: это внутренние убеждения адвокатов, о том, что адвокатская практика это не бизнес, а некая миссия, в которой привлекать клиентов активно не нужно, это даже стыдно. Вторая проблема вытекает из первой — это неприязнь маркетинга.

Как найти клиентов адвокату: маркетинг и внутренние убеждения

Психологические убеждения

Маркетинговая сторона

Итак, чтобы начинать поиск клиентов, адвокату, прежде всего, надо скорректировать свои убеждения. Вы уже сделали это? Отлично! Движемся дальше…

Этические правила поведения адвоката при общении со СМИ: условия и ограничения. Критерии допустимости информации об адвокате и адвокатском образовании. Реклама адвокатской деятельности

Федеральная палата адвокатов подготовила рекомендации адвокатам по взаимодействию со СМИ. Адвокату не рекомендуется отказывать представителям СМИ в предоставлении информации, составляющей публичный интерес, за исключением случаев, когда такая информация является профессиональной тайной или может повредить интересам и репутации доверителя. Адвокат может общаться со СМИ на любые темы, волнующие общество.

Адвокатам необходимо тщательно готовиться к выступлениям в СМИ: по возможности обговаривать с журналистами вопросы, на которые он готов отвечать, а также предложить представить окончательный текст выступления на согласование во избежание неточностей и ошибок. При этом адвокатам рекомендуется воздерживаться от радикальных политических заявлений и выступлений в СМИ, однако они могут выступать в защиту интересов различных социальных групп, имеющих целью внести изменения в действующее законодательство, политику управления или привлечь внимание общественности к какому-либо вопросу. В этих случаях адвокат также имеет право комментировать ход развития дела. Адвокаты должны выступать в СМИ с позиций права. При этом адвокату следует излагать свою позицию точно, ясно и кратко, чтобы она была понятна даже не подготовленным в правовом отношении людям.

Использование СМИ как инструмента защиты прав гражданина в конкретном деле является не только морально оправданным, но и необходимым. Применение СМИ в адвокатской деятельности может осуществляться в двух формах: адвокат самостоятельно выступает в той или иной газете, журнале, на телевидении, радио и сотрудничество адвоката с журналистами или СМИ, публикующих информацию, предоставленную адвокатом.

Основными целями общения адвоката со СМИ являются: привлечение дополнительных сил и средств для защиты доверителя; создание общественного резонанса по проблемам доверителя; предупреждение нарушений закона в отношении подозреваемого, обвиняемого, других доверителей и самого адвоката.

Эффективность применения СМИ в адвокатской деятельности, как правило, достигается при: ясно и четко сформулированных целях, профессионально подготовленных материалах.

При освещении в СМИ материалов конкретных дел следует принимать во внимание требования Кодекса профессиональной этики адвоката, касающиеся соблюдения адвокатской тайны. Вопрос о привлечении СМИ к освещению конкретного дела всегда должен согласовываться с доверителем путем включения в соглашение пункта о том, что доверитель дает адвокату согласие на распространение в СМИ любой полученной по делу информации.

Другой аспект использования СМИ в интересах конкретного адвоката — это информирование населения об адвокате и его услугах. Неэтично размещать в СМИ материал, содержащий оценочные характеристики адвоката, отзывы о его работе, сравнение с другими адвокатами и их критику.

Российское законодательство до настоящего времени придерживалось позиции, согласно которой адвокатская деятельность не рекламируется. Например, ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката устанавливает, что информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит: оценочных характеристик адвоката; отзывов других лиц о работе адвоката; сравнений с другими адвокатами и критики адвокатов; заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.

Широкий круг лиц имеет право на получение информации об адвокате, адвокатском образовании, поскольку имеет право обращаться за оказанием юридической помощи к избранному им адвокату. Тем не менее ни Закон об адвокатуре, ни Кодекс профессиональной этики адвоката не предусматривают такого понятия, как реклама адвокатской деятельности.

Как и во всех иных отношениях, при обращении со СМИ адвокаты должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии, уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к ним за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц, придерживается манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению.

В тех случаях, когда вопросы профессиональной этики адвоката не урегулированы законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре или Кодексом профессиональной деятельности, адвокат обязан соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе. При общении со СМИ адвокат, как и в иных случаях, обязан соблюдать профессиональную тайну.

Правила сохранения профессиональной тайны распространяются на:

  • факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;
  • все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;
  • сведения, полученные адвокатом от доверителей;
  • информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;
  • содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных;
  • все адвокатское производство по делу;
  • условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;
  • любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

Без согласия доверителя адвокат вправе использовать сообщенные ему доверителем сведения в объеме, который адвокат считает разумно необходимым для обоснования своей позиции при рассмотрении гражданского спора между ним и доверителем или для своей защиты по возбужденному против него дисциплинарному производству илиуголовному делу.

Адвокат при общении со СМИ не вправе допускать в процессе разбирательства дела высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников разбирательства, даже в случае их нетактичного поведения.

Адвокат общаясь с представителями СМИ должен воздерживаться от употребления выражений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката в связи с осуществлением им адвокатской деятельности.

Информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит:

1) оценочных характеристик адвоката;

2) отзывов других лиц о работе адвоката;

3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов;

4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.

Если адвокату (адвокатскому образованию) стало известно о распространении без его ведома рекламы его деятельности, которая не отвечает вышеуказанным требованиям, он обязан сообщить об этом Совету.

Совет Федеральной палаты адвокатов РФ утвердил разъяснения по применению ряда проблемных положений Кодекса профессиональной этики адвоката. В частности, уточнен порядок возбуждения дисциплинарного производства при уголовном преследовании адвоката, конкретизированы последствия сотрудничества со следствием и определены критерии качества информации об адвокатских образованиях.

Проекты разъяснений кодекса были подготовлены Комиссией по этике и стандартам по запросу ФПА.

В дисциплинарной практике адвокатских палат по-разному квалифицируются случаи оказания адвокатами содействия органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. Так, квалификационные комиссии и советы адвокатских палат усматривают противоречия между ст. 17 закона "Об оперативно-розыскной деятельности", п. 5 ст. 6 закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и п. 3.1. ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката.

В законе об адвокатуре запрет отнесен только к негласному сотрудничеству адвоката с органами ОРД, кодекс распространяет его на все формы сотрудничества в пределах адвокатской деятельности, а закон об ОРД запрещает конфиденциальное содействие адвокатов по контракту.

В результате, отмечают в ФПА, палаты занимают разные позиции при рассмотрении дисциплинарных производств, в частности когда адвокат участвовал в негласных оперативно-разыскных мероприятиях с согласия своего доверителя, устраняя вред, причиняемый ему преступными действиями. Комиссия ФПА, отмечая расхождения в законодательной регламентации взаимоотношений оперативно-разыскных служб и адвокатов, предложила ввести единые правила поведения адвокатов в таких ситуациях.

Устанавливается, что, столкнувшись с угрозой причинения вреда доверителю, адвокат обязан обсудить с ним меры ее ликвидации помимо обращения в правоохранительные органы. Если без ОРД эффективно решить вопрос нельзя, следует обеспечить участие в ней других лиц, в частности самого доверителя. Если невозможно защитить его интересы без личного участия, адвокат вправе разово содействовать органам следствия на безконтрактной основе. При этом участие в ОРД может быть мотивировано при оказании юрпомощи лишь защитой интересов доверителя, а за ее пределами – устранением угрозы преступных действий в отношении самого адвоката и его близких родственников.

Конфликт производств

Разъясняя п. 3 ст. 21 КПЭА, где содержится перечень обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката, комиссия ФПА отмечает, что ККС и совет АП "не вправе делать выводы о наличии в поведении адвоката признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения". Подчеркивается, что компетенция квалификационной коллегии и советов палат включает лишь установление в действиях или бездействии адвоката признаков дисциплинарного проступка и применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, согласно принятым разъяснениям, органы адвокатской палаты "не вправе отказывать в возбуждении и осуществлении дисциплинарного производства в связи с наличием в жалобе заявителя указания на наличие в поведении адвоката признаков уголовно-наказуемого деяния". Последний вопрос может быть решен только в порядке уголовного судопроизводства, определенном УПК РФ.

При этом наличие признаков уголовно-правового деяния или административного правонарушения в поведении адвоката, установленное компетентными органами (судом, органами прокуратуры, предварительного следствия и дознания), также "не является обстоятельством, исключающим возможность дисциплинарного производства". В ходе дисциплинарной процедуры органы АП руководствуются лишь нормами, содержащимися в законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и КПЭА. При этом исключается применение уголовного права и уголовно-процессуальное законодательство. Таким образом, дисциплинарная процедура не затрагивает полномочия лиц и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Границы саморекламы

Также комиссия ФПА разъясняет применение п. 1 ст. 17 КПЭА, устанавливающего критерии допустимости информации об адвокате и адвокатском образовании.

Отмечается, что указание адвокатом в интернете, в брошюрах и иных информационных материалах сведений о наличии у него положительного профессионального опыта или информации о его профессиональной специализации само по себе не противоречит Кодексу профессиональной этики адвоката.

В ответ на запрос президента Федеральной палаты адвокатов РФ от 27 января 2016 г. Комиссия Федеральной палаты адвокатов РФ по этике и стандартам дает следующее разъяснение по вопросам применения п. 1 ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката:

Указание адвокатом в Интернете, а также в брошюрах, буклетах и иных информационных материалах сведений о наличии у адвоката положительного профессионального опыта, а также информации о профессиональной специализации адвоката само по себе не противоречит Кодексу профессиональной этики адвоката.

Раздел 1. Общие положения

1.1. Право свободно выражать мнение, а также получать, производить, передавать и распространять информацию любым законным способом является одним из основных неотчуждаемых прав человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, и в силу этого в полной мере распространяется на адвокатов.

1.2. Принадлежность к адвокатскому сообществу как институту гражданского общества предполагает наличие у членов этого сообщества активной гражданской позиции, выражаемой ими, в том числе, публично как по правовым, так и по иным социально значимым проблемам. Проявление этой позиции должно осуществляться с неукоснительным соблюдением принципов профессионального поведения адвокатов и традиций российской адвокатуры, способствовать укреплению доверия как к конкретным адвокатам, так и к адвокатскому сообществу в целом, росту их авторитета.

2.1.4. Указанные в п. 2.1.3 ограничения не распространяются на публикации информационного, научного, аналитического, дискуссионного характера об изменениях в законодательстве, судебной практике, юридической науке и прочее.

2.2. Сдержанность и корректность

2.2.2. Не допускается публичное комментирование адвокатами при осуществлении адвокатской деятельности, а равно в качестве личных суждений позиций другого адвоката / представителя по делам, в которых они не участвуют.

2.2.3. При комментировании адвокатами конкретных дел необходимо, чтобы такие комментарии не нарушали положений действующего законодательства и прав третьих лиц, а также отвечали требованиям к адвокатам и адвокатской деятельности, установленным действующим законодательством, Кодексом профессиональной этики адвоката и настоящими Правилами.

2.2.4. Адвокату следует учитывать, что традиции российской адвокатуры несовместимы с публичным порицанием подозреваемых и обвиняемых лиц.

2.3.2. Адвокат обязан вести себя уважительно и не допускать оскорбительного поведения.

2.4.2. Адвокаты должны постоянно проверять свои интернет-ресурсы на наличие посторонней информации.

Раздел 3. Конфликт интересов

Раздел 4. Адвокатская тайна

5.2. Руководители адвокатских образований (подразделений) должны довести настоящие Правила до всех адвокатов и сотрудников, определить ответственных за ведение сайта (страницы) адвокатского образования и контролировать соблюдение настоящих Правил.

Читайте также: