Рефлексия психолого педагогической практики в доу
Обновлено: 04.07.2024
Автор проекта: Спорова Валентина Николаевна.
Согласно ФГОС, одной из основных задач ДОУ является создание
специфики дошкольного возраста. Большое внимание уделяется поддержке
индивидуальности и инициативности детей, умению принимать решения в
различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств. Исходя из
этого, у педагогов-практиков возникла необходимость поиска новых методов
и средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста,
формирования способности к анализу собственной деятельности. Одним из
Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс
материала, ее результативности и развития личности.
Объект исследования: деятельность детей на занятиях.
Предмет исследования: технология рефлексии в структуре занятия.
исследования: изучить
технологий рефлексии в педагогическом процессе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты технологии рефлексии в
современном педагогическом процессе.
3. Разработать педагогические рекомендации по применению приёмов
рефлексии на занятиях.
Гипотеза исследования: применение технологий рефлексии в современном
образов и формированию анализа, если:
будет организована рефлексивная деятельность на различных этапах
индивидуальным особенностям ребенка;
приёмы рефлексии на занятиях будут разнообразными, вариативными
исследования: анализ,
наблюдение, опрос, изучение продуктов
Теоретическая
исследования
рефлексивных приёмов, виды рефлексии, условия успешной организации
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут
быть использованы педагогами в своей педагогической практике в ДОУ.
Сроки: долгосрочный – 2 месяца.
Теоретические аспекты технологии рефлексии в
педагогической науке
Понятие рефлексии в современной педагогике. Классификация
необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятии является
Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.
обращенное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных поступков,
своих состояний и событий, которые уже произошли. При этом степень
образованности субъекта, развитости нравственного чувства.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление,
человека, направленная на осмысление его собственных действий.
педагогике рассматривают с двух сторон:
доминантой педагогического процесса является развитие;
создании условий для развития и саморазвития обучаемого и педагога.
Сущность развития в педагогическом процессе - это последовательные
состояния деятельности, мотивов деятельности, эмоций и чувств, знаний,
умений, качеств личности и т.д. Оценка результативности, продуктивности
развития, саморазвития осуществляется субъектом через самонаблюдение,
саморазмышление, самоанализ, т.е. через рефлексию. Рефлексия в педагогике
предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического
процесса, проникновение педагога во внутренний мир ребенка. Рефлексия в
педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией,
педагогической рефлексии способствует уяснение ее структуры. В структуре
рефлексии выделяют такие компоненты как
рефлексия педагогом деятельности детей;
рефлексия педагогом своей деятельности;
рефлексия педагогом педагогического взаимодействия;
рефлексия обучаемыми своей деятельности;
процесса. К функциям рефлексии в педагогическом процессе относят:
диагностическую
данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную
организаторскую
продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную – рефлексия как условие продуктивного общения
педагога и воспитанника;
смыслотворческую
мотивационную – определение направленности и целевых установок
коррекционную – побуждение участников педагогического процесса к
корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.
развивающего потенциала рефлексии в педагогическом процессе
По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.
По цели выделяют 3 группы рефлексии:
Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить
эмоциональный контакт в начале занятия и в конце. Отражает внутреннее
ребенка; самочувствие (комфортно – дискомфортно); является
Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с
учебным материалом. Этот вид приемлем, чтобы оценить активность каждого
ребенка на разных этапах занятия;
Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания
регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При
обстоятельств) один из видов личностной рефлексии: физическую (успел – не
дискомфортно, интересно – скучно), духовную (стал лучше – хуже, созидал
или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая
личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система
отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность.
затруднения) проявляется в ходе анализа. Это даёт возможность ребенку
понять, осмыслить свою деятельность. Рефлексия различна в зависимости
проведения это
вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.
Виды рефлексии
обозначенном в ФГОС, является целостное развитие личности в системе
обоснованно принимать решения способствует рефлексия.
требования к процессу формирования рефлексивных умений:
рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный
подход к каждому;
рефлексия диалогична, поэтому необходима организация диалога
в процессе занятия;
рефлексия деятельностна, поэтому предполагает субъективность,
т.е. активность, ответственность;
подготовительной
адекватно воспринимать себя;
ставить цель деятельности;
определять результаты деятельности;
соотносить результаты с целью деятельности;
определять наличие ошибок в собственном поведении;
Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в
раскрытии знаний через анализ и обобщение.
Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения.
общением ребёнка с окружающими.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
Эмоционально – художественная рефлексия: предлагается две картинки
с изображением лица. Одна картинка с грустным, печальным лицом, другая –
Эмоционально – музыкальная рефлексия Детям предлагают слушать
спокойная. Здесь выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует
На занятиях уместно использование карточек с изображением лица,
сигналы могут быть использованы в различных учебных ситуациях.
выбранных форм работы ребята оценивают при подведении итогов работы.
Они по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
Рефлексия: (может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Вложение | Размер |
---|---|
refleksivnaya_tehnika.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека рефлексивных упражнений.
Рефлексия: (может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.
Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравилось ли мне занятие? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
Семь цветов радуги – семь характеристик.
Каждый ребенок выставляет или прикрепляет
цветные полоски на трафарет радуги.
Красный – не комфортно, тревожно;
Оранжевый – все раздражало;
Желтый – очень хотелось домой;
Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;
Голубой – интересно, занимательно;
Синий – трудно, но интересно;
Фиолетовый – скучно, не интересно.
(из бумаги, и говорят о том, что получилось на
занятии и о том, над чем еще стоит поработать).
Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех
лент, характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно
коричневая – трудно, волнительно; белая – безразличие, скука, усталость.
- Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.
Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.
На поляне (на полу) растет 3 цветка:
Красная роза (узнал много нового, научился читать);
Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);
Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).
Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места.
Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими
палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного
было на занятии?
Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?
С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла),
чем порадовал (а) л?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё
физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?
По окончании занятия дети прикрепляют на
дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён днём.
Начинать обучение рефлексии необходимо уже с предшкольного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексивные техники в работе педагога-психолога ДОУ
Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ.
Семинар-практикум "Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками"
Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками.
В статье "Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками" описано: 1.Что такое рефлексия; 2.классификация рефлексии; 3.Некоторые приёмы рефлексии в работе с детьми разного возрас.
"Рефлексивные техники в ДОУ"
Картотека рефлексивных упражнений в ДОУ
Картотека комплексов рефлексивных упражнений для дошкольников, помогающих сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы.
"Использование рефлексивных техник в ДОУ"
Мастер-класс: "Использование рефлексивных техних в работе с детьми дошкольного возраста".
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Рефлексивный анализ собственной деятельности в период педагогической практики.
Я считаю, что в целом мне удалась диагностическая деятельность. Были сложности при написании заключения по младшему школьному возрасту, поскольку отсутствовали навыки оформления заключений и мало развиты навыки выдвижения гипотез по проблеме, написания рекомендаций. После консультаций курирующего психолога и группового руководителя я поняла специфику этой работы и в дальнейшем сложностей не возникло. При проведении диагностики мне помогли такие качества личности и умения как, ответственность, умение устанавливать контакт с детьми, эмпатия, дружелюбие, аналитические способности.
Наиболее важным и ценным для моего профессионального роста, я считаю приобретение навыков составления психологического заключения, а также опыт проведения фокус-группы.
Мне сложно судить о своей профессиональной компетентности в силу того, что это будет субъективная оценка своей деятельности. Считаю, что я справилась с теми задачами, которые стояли передо мной в период педагогической практики.
Требования курирующего психолога и группового руководителя сдавать отчетную документацию в указанный срок, позволили мне грамотно распределять свое рабочее время, не откладывать дела.
За шесть недель еще раз убедилась в том, что готова к меняющимся условиям деятельности, то есть обладаю гибкостью поведения. Во время стрессовых ситуаций у меня проявляется способность к мобилизации ресурсов, что дает возможность настроиться на продуктивную деятельность. В своей работе я ориентирована на самостоятельное выполнение заданий.
Для повышения эффективности проводимой педагогической практики студентов-психологов, мне бы хотелось порекомендовать преподавателям кафедры психологии:
Для того, чтобы студенты могли сформировать навык написания психологического заключения, желательно ознакомить их с примерной формой написания заключения, решать практические задания, целью которых будет разбор проблем и выдвижение диагностических гипотез.
Групповым руководителям:
На мой взгляд, немаловажно оценить вклад каждого студента в общегрупповое задания, а поскольку общая оценка выполняемого задания группой дает возможность некоторым студентам не принимать активного участия в нем.
Я, ___________ФИО_____________, проходила тип, вид практики в образовательное учреждение в классе с по год.
Целями данной практики являлись: приобретение опыта и практических умений и навыков деятельности учителя начальных классов и иностранного языка, необходимых для завершения формированию большинства общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности.
Задачами практики выступали: знакомство с базой практики, с администрацией; изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; анализ документации (планов работы школы, ученических организаций); ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов, с режимом работы школы, работой методического кабинета и библиотек; наблюдение и анализ уроков в прикрепленном классе; наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеклассных мероприятиях; подготовка дидактического и наглядного материала к урокам. Разработка планов-конспектов будущих уроков, проведение пробных уроков; участие в текущей воспитательной работе, организация перемен, дежурства по классу, школе и других видов воспитательной деятельности обучающихся; составление психолого-педагогической характеристики на ученика и на класс в целом.
Меня распределили в ______ класс, где классной руководительницей является ____________. Она тепло приняла меня и на протяжении всей практики показывала, как нужно обращаться с детьми, давала полезные советы по проведению уроков, внеклассных мероприятий, и я, в свою очередь, училась правильно организовывать их. Я прислушивалась, наблюдала за занятиями, поведением детей и их активностью.
В период практики участвовала в текущей воспитательной работе, организации перемен, дежурств по классу, сопровождению детейстоловую, также вместе с классным руководителем организовали поход в музей. Мной было проведено наблюдение за одним из обучающихся и классом в целом для дальнейшего составления психолого-педагогической характеристики.
Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса и ученика. Необходимо отметить, что классный руководитель _____________ осуществила систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих учеников, а также проинформировала об интересах и участии в кружках, секциях и о состоянии здоровья обучающихся. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в классе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.
При проведении уроков, внеклассной работы по предмету и внеклассной воспитательной работы я использовала информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся, что помогло мне провести их на позитивной ноте и в подборе упражнений.
В период практики мною были проведены:______________________.
Каждый урок и каждая внеклассная работа были тщательно мною продуманы и организованы, где я подготавливала много различных и познавательных заданий, что помогло мне удержать в классе заинтересованность и стремление узнать что-то новое.
Мероприятия и уроки, которые я проводили, были проведены в доступной, интересной форме. Также обучающиеся были хорошо организованы, на каждом занятии был наглядный материал, видеоролики и т.д. Об эффективности применения наглядных пособий на уроке говорят результаты знаний учеников, которыми я в большинстве случаев была довольна. Качество проведенных уроков и мероприятий я считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним обучающиеся класса. Обучающиеся проявляли активность, дисциплинированность, заинтересованность в работе. Они оказались работоспособными, умеющими работать в группах, внимательными и трудолюбивыми. Показали себя как сложившийся коллектив. Особых проблем с дисциплиной на мероприятиях также не было, поскольку я старалась подбирать интересный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы. Сложным, для меня, оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут, т.к. все дети были активны.
В процессе прохождения практики совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с обучающимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.
Очень важным, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение классного руководителя класса.
Проведение мероприятий было увлекательным и самым интересным моментом во время практики, так как дети активно участвовали и были заинтересованы в предлагаемых мною заданиях.
Особые замечания по организации производственной педагогической практики отсутствуют. Отмечу, что данная практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна.
-80%
Читайте также:
- Почему главными героями древнерусских произведений являются исторические персонажи кратко
- Функциональные компоненты педагогической системы кратко
- Охарактеризуйте черты строения одноклеточных животных какие химические вещества образуют тело кратко
- Термодинамические потенциалы как критерии самопроизвольного протекания процессов кратко
- Чему родители могут научиться у воспитателей детского сада