Рефлексия психолого педагогической практики в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор проекта: Спорова Валентина Николаевна.

Согласно ФГОС, одной из основных задач ДОУ является создание

специфики дошкольного возраста. Большое внимание уделяется поддержке

индивидуальности и инициативности детей, умению принимать решения в

различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств. Исходя из

этого, у педагогов-практиков возникла необходимость поиска новых методов

и средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста,

формирования способности к анализу собственной деятельности. Одним из

Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс

материала, ее результативности и развития личности.

Объект исследования: деятельность детей на занятиях.

Предмет исследования: технология рефлексии в структуре занятия.

исследования: изучить

технологий рефлексии в педагогическом процессе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические аспекты технологии рефлексии в

современном педагогическом процессе.

3. Разработать педагогические рекомендации по применению приёмов

рефлексии на занятиях.

Гипотеза исследования: применение технологий рефлексии в современном

образов и формированию анализа, если:

будет организована рефлексивная деятельность на различных этапах

индивидуальным особенностям ребенка;

приёмы рефлексии на занятиях будут разнообразными, вариативными

исследования: анализ,

наблюдение, опрос, изучение продуктов

Теоретическая

исследования

рефлексивных приёмов, виды рефлексии, условия успешной организации

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут

быть использованы педагогами в своей педагогической практике в ДОУ.

Сроки: долгосрочный – 2 месяца.

Теоретические аспекты технологии рефлексии в

педагогической науке

Понятие рефлексии в современной педагогике. Классификация

необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на занятии является

Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.

обращенное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных поступков,

своих состояний и событий, которые уже произошли. При этом степень

образованности субъекта, развитости нравственного чувства.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление,

человека, направленная на осмысление его собственных действий.

педагогике рассматривают с двух сторон:

доминантой педагогического процесса является развитие;

создании условий для развития и саморазвития обучаемого и педагога.

Сущность развития в педагогическом процессе - это последовательные

состояния деятельности, мотивов деятельности, эмоций и чувств, знаний,

умений, качеств личности и т.д. Оценка результативности, продуктивности

развития, саморазвития осуществляется субъектом через самонаблюдение,

саморазмышление, самоанализ, т.е. через рефлексию. Рефлексия в педагогике

предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического

процесса, проникновение педагога во внутренний мир ребенка. Рефлексия в

педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией,

педагогической рефлексии способствует уяснение ее структуры. В структуре

рефлексии выделяют такие компоненты как

рефлексия педагогом деятельности детей;

рефлексия педагогом своей деятельности;

рефлексия педагогом педагогического взаимодействия;

рефлексия обучаемыми своей деятельности;

процесса. К функциям рефлексии в педагогическом процессе относят:

диагностическую

данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

проектировочную

организаторскую

продуктивной деятельности и взаимодействия;

коммуникативную – рефлексия как условие продуктивного общения

педагога и воспитанника;

смыслотворческую

мотивационную – определение направленности и целевых установок

коррекционную – побуждение участников педагогического процесса к

корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

развивающего потенциала рефлексии в педагогическом процессе

По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.

По цели выделяют 3 группы рефлексии:

Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить

эмоциональный контакт в начале занятия и в конце. Отражает внутреннее

ребенка; самочувствие (комфортно – дискомфортно); является

Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с

учебным материалом. Этот вид приемлем, чтобы оценить активность каждого

ребенка на разных этапах занятия;

Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания

регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При

обстоятельств) один из видов личностной рефлексии: физическую (успел – не

дискомфортно, интересно – скучно), духовную (стал лучше – хуже, созидал

или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая

личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система

отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность.

затруднения) проявляется в ходе анализа. Это даёт возможность ребенку

понять, осмыслить свою деятельность. Рефлексия различна в зависимости

проведения это

вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

Виды рефлексии

обозначенном в ФГОС, является целостное развитие личности в системе

обоснованно принимать решения способствует рефлексия.

требования к процессу формирования рефлексивных умений:

рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный

подход к каждому;

рефлексия диалогична, поэтому необходима организация диалога

в процессе занятия;

рефлексия деятельностна, поэтому предполагает субъективность,

т.е. активность, ответственность;

подготовительной

адекватно воспринимать себя;

ставить цель деятельности;

определять результаты деятельности;

соотносить результаты с целью деятельности;

определять наличие ошибок в собственном поведении;

Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в

раскрытии знаний через анализ и обобщение.

Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения.

общением ребёнка с окружающими.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

Эмоционально – художественная рефлексия: предлагается две картинки

с изображением лица. Одна картинка с грустным, печальным лицом, другая –

Эмоционально – музыкальная рефлексия Детям предлагают слушать

спокойная. Здесь выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует

На занятиях уместно использование карточек с изображением лица,

сигналы могут быть использованы в различных учебных ситуациях.

выбранных форм работы ребята оценивают при подведении итогов работы.

Они по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из

Рефлексия: (может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

ВложениеРазмер
refleksivnaya_tehnika.docx 24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека рефлексивных упражнений.

Рефлексия: (может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.

Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравилось ли мне занятие? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Зелёной – побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

Семь цветов радуги – семь характеристик.

Каждый ребенок выставляет или прикрепляет

цветные полоски на трафарет радуги.

Красный – не комфортно, тревожно;

Оранжевый – все раздражало;

Желтый – очень хотелось домой;

Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;

Голубой – интересно, занимательно;

Синий – трудно, но интересно;

Фиолетовый – скучно, не интересно.

(из бумаги, и говорят о том, что получилось на

занятии и о том, над чем еще стоит поработать).

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех

лент, характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно

коричневая – трудно, волнительно; белая – безразличие, скука, усталость.

- Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.

Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.

На поляне (на полу) растет 3 цветка:

Красная роза (узнал много нового, научился читать);

Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);

Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места.

Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими

палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного

было на занятии?

Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?

С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла),

чем порадовал (а) л?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё

физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?

По окончании занятия дети прикрепляют на

дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.

Начинать обучение рефлексии необходимо уже с предшкольного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Рефлексивные техники в работе педагога-психолога ДОУ

Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ.


Семинар-практикум "Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками"


Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками"
Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками.

В статье "Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками" описано: 1.Что такое рефлексия; 2.классификация рефлексии; 3.Некоторые приёмы рефлексии в работе с детьми разного возрас.


"Рефлексивные техники в ДОУ"


Картотека рефлексивных упражнений в ДОУ

Картотека комплексов рефлексивных упражнений для дошкольников, помогающих сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы.


"Использование рефлексивных техник в ДОУ"

Мастер-класс: "Использование рефлексивных техних в работе с детьми дошкольного возраста".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рефлексивный анализ собственной деятельности в период педагогической практики.

Я считаю, что в целом мне удалась диагностическая деятельность. Были сложности при написании заключения по младшему школьному возрасту, поскольку отсутствовали навыки оформления заключений и мало развиты навыки выдвижения гипотез по проблеме, написания рекомендаций. После консультаций курирующего психолога и группового руководителя я поняла специфику этой работы и в дальнейшем сложностей не возникло. При проведении диагностики мне помогли такие качества личности и умения как, ответственность, умение устанавливать контакт с детьми, эмпатия, дружелюбие, аналитические способности.

Наиболее важным и ценным для моего профессионального роста, я считаю приобретение навыков составления психологического заключения, а также опыт проведения фокус-группы.

Мне сложно судить о своей профессиональной компетентности в силу того, что это будет субъективная оценка своей деятельности. Считаю, что я справилась с теми задачами, которые стояли передо мной в период педагогической практики.

Требования курирующего психолога и группового руководителя сдавать отчетную документацию в указанный срок, позволили мне грамотно распределять свое рабочее время, не откладывать дела.

За шесть недель еще раз убедилась в том, что готова к меняющимся условиям деятельности, то есть обладаю гибкостью поведения. Во время стрессовых ситуаций у меня проявляется способность к мобилизации ресурсов, что дает возможность настроиться на продуктивную деятельность. В своей работе я ориентирована на самостоятельное выполнение заданий.

Для повышения эффективности проводимой педагогической практики студентов-психологов, мне бы хотелось порекомендовать преподавателям кафедры психологии:

Для того, чтобы студенты могли сформировать навык написания психологического заключения, желательно ознакомить их с примерной формой написания заключения, решать практические задания, целью которых будет разбор проблем и выдвижение диагностических гипотез.

Групповым руководителям:

На мой взгляд, немаловажно оценить вклад каждого студента в общегрупповое задания, а поскольку общая оценка выполняемого задания группой дает возможность некоторым студентам не принимать активного участия в нем.


Я, ___________ФИО_____________, проходила тип, вид практики в образовательное учреждение в классе с по год.

Целями данной практики являлись: приобретение опыта и практических умений и навыков деятельности учителя начальных классов и иностранного языка, необходимых для завершения формированию большинства общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности.

Задачами практики выступали: знакомство с базой практики, с администрацией; изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; анализ документации (планов работы школы, ученических организаций); ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов, с режимом работы школы, работой методического кабинета и библиотек; наблюдение и анализ уроков в прикрепленном классе; наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеклассных мероприятиях; подготовка дидактического и наглядного материала к урокам. Разработка планов-конспектов будущих уроков, проведение пробных уроков; участие в текущей воспитательной работе, организация перемен, дежурства по классу, школе и других видов воспитательной деятельности обучающихся; составление психолого-педагогической характеристики на ученика и на класс в целом.

Меня распределили в ______ класс, где классной руководительницей является ____________. Она тепло приняла меня и на протяжении всей практики показывала, как нужно обращаться с детьми, давала полезные советы по проведению уроков, внеклассных мероприятий, и я, в свою очередь, училась правильно организовывать их. Я прислушивалась, наблюдала за занятиями, поведением детей и их активностью.

В период практики участвовала в текущей воспитательной работе, организации перемен, дежурств по классу, сопровождению детейстоловую, также вместе с классным руководителем организовали поход в музей. Мной было проведено наблюдение за одним из обучающихся и классом в целом для дальнейшего составления психолого-педагогической характеристики.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса и ученика. Необходимо отметить, что классный руководитель _____________ осуществила систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих учеников, а также проинформировала об интересах и участии в кружках, секциях и о состоянии здоровья обучающихся. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в классе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

При проведении уроков, внеклассной работы по предмету и внеклассной воспитательной работы я использовала информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся, что помогло мне провести их на позитивной ноте и в подборе упражнений.

В период практики мною были проведены:______________________.

Каждый урок и каждая внеклассная работа были тщательно мною продуманы и организованы, где я подготавливала много различных и познавательных заданий, что помогло мне удержать в классе заинтересованность и стремление узнать что-то новое.

Мероприятия и уроки, которые я проводили, были проведены в доступной, интересной форме. Также обучающиеся были хорошо организованы, на каждом занятии был наглядный материал, видеоролики и т.д. Об эффективности применения наглядных пособий на уроке говорят результаты знаний учеников, которыми я в большинстве случаев была довольна. Качество проведенных уроков и мероприятий я считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним обучающиеся класса. Обучающиеся проявляли активность, дисциплинированность, заинтересованность в работе. Они оказались работоспособными, умеющими работать в группах, внимательными и трудолюбивыми. Показали себя как сложившийся коллектив. Особых проблем с дисциплиной на мероприятиях также не было, поскольку я старалась подбирать интересный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы. Сложным, для меня, оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут, т.к. все дети были активны.

В процессе прохождения практики совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с обучающимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение классного руководителя класса.

Проведение мероприятий было увлекательным и самым интересным моментом во время практики, так как дети активно участвовали и были заинтересованы в предлагаемых мною заданиях.

Особые замечания по организации производственной педагогической практики отсутствуют. Отмечу, что данная практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна.


-80%

Читайте также: