Функциональные компоненты педагогической системы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Функциональные компоненты педагогической системы мы рассматриваем как базовые связи между исходным состоянием структурных элементов системы и конечным искомым результатом. Содержание функциональных компонентов в условиях информатизации также претерпевает изменение, что наглядно представлено посредством выделения совокупности функций:

Интерсоциальная функция — связана с объективными закономерностями макросоциального развития общества (глобализация экономики и культуры, актуализация экологических и демографических проблем), с развитием интерсоциальной активности личности.

Данная функция предусматривает формирование качеств личности, обеспечивающих использование творческого потенциала для решения глобальных проблем человечества, внедрение в сознание человека новых моральных, поведенческих и мировоззренческих стандартов труда, бытового, производственного, управленческого поведения, высокого уровня социальной ответственности,

Социальная функция - обеспечивает престижность и стабильность профессиональной деятельности педагога путем развития системы подготовки и повышения квалификации специалистов.

Системная функция - обеспечивает взаимопроникновение и взаимосвязь всех компонентов модели информатизации образовательного пространства учителя информатики; обеспечивает целостность процесса формирования информационной культуры педагога, взаимосвязь психолого-педагогических, технолого-технических и профессиональных знаний в области ИКТ, умений и навыков использования ИКТ как средства обучения, как средство труда; ценностных ориентации личности. Данная функция проявляется в соединении теоретических и практических знаний, содержательной и процессуальной сторон информатизации педагогической деятельности.

Прогностическая функция - предопределяет стратегию развития системы образования, ее взаимодействие с внешними факторами окружающей среды, с общими социально-экономическими условиями развития общества.

В модели информатизации образовательного пространства учителя информатики прогностическая функция обеспечивает включение прогностической информации для определения долгосрочной перспективы формирования личности педагога в условиях непрерывного образования, корректировку модели его деятельности на основе опережающего решения теоретико-методологических проблем, определяет стратегию информатизации педагогической деятельности.

Научно-исследовательская функция - связана с изучением потребностей личности в подготовке к профессиональной деятельности в условиях со-временной информационной среды; исследованием противоречий между не-обходимым уровнем информатизации педагогической системы и реально существующим; исследованием факторов оптимизации процесса информати-зации.

Информационная функция - направлена на обеспечение трансляции знаний, педагогического опыта учителей и инновационных образовательных учреждений с использованием ИКТ.

Методическая функция - направлена на предоставление учителю информатики современного методического обеспечения, позволяющего повысить профессиональную квалификацию педагога.

Технологическая функция - направлена на реализацию эффективного использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога.

Мотивационная функция - связана с изучением потребностей обучаемых (мотивы, установки, интересы) и стимулированием их к дальнейшему продвижению по образовательному маршруту, т.е. концентрация педагогической системы на конкретном обучаемом.

Управленческая функция — направлена на реализацию эффективного механизма (с наличием обратной связи) управления процессом информатизации образовательного пространства учителя информатики.

Таким образом, совершенствование системы повышения квалификации учителя информатики в условиях информатизации на научных началах возможно, если предметом научно-исследовательского поиска сделать способы разрешения противоречий по всему педагогическому маршруту согласно структурным и функциональным элементам.

В первой главе было показано, что информатизация общества обуславливает необходимость изменения модели специалистов. Формирование готовности к профессиональной деятельности осуществляется, в основном, на этапе получения профессионального образования. Что касается этапа профессионального совершенствования, то уместнее, по нашему мнению, говорить об актуализации готовности к профессиональной деятельности и повышении профессионального мастерства учителя информатики.

Для перехода учителя информатики от состояния готовности выполнять профессиональные задачи в новых условиях к действительному их выполнению, необходим процесс актуализации. Переход от знаний к практике осуществляется не автоматически, знания должны быть переведены на язык практических действий, практических ситуаций, т.е. стать средством решения практических задач. Поэтому успешная реализация знаний предполагает: актуализацию ранее усвоенных знаний, необходимых для работы на основе использования информационных технологий, и синтезирование этих знаний в условиях решения профессиональных задач.

Актуализация и синтезирование знаний обеспечивается: закреплением, углублением и расширением теоретических знаний, формированием необходимых умений и развитием творческих способностей, В то же время стимуляция внутренних, личностных резервов учителя информатики проявляется в мотивации осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях, понимании проблем, возникающих в связи с изменяющимися условиями профессиональной деятельности, формировании эмоционально-волевых качеств, необходимых для ее осуществления в динамичных условиях информатизации социума.

1 Чванова М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов: А втор еф, Дис. доктора педагогических наук,-М., 1999, -С23,

Актуализация возможна лишь при обсуждении теоретических вопросов с опорой на личный опыт учителя информатики, который должен стать инте-гральным образованием опыта, обретенного как в процессе профессиональной деятельности, как во время обучения в системе повышения квалификации, так и в процессе участия учителя информатики в различного рода событиях, так или иначе связанных с информатизацией образовательного пространства.

Возможность и целесообразность информатизации образовательного про-странства учителя информатики определяется структурой разных видов дея-тельности, обеспечивающих процесс актуализации готовности к профессио-нальной деятельности в новых условиях, поэтому для системного рассмотрения процесса информатизации целесообразно использовать деятелыюстный подход. Для этого выделим следующие виды деятельности: учебную; обучающую; управленческую; научно-исследовательскую; воспитательную. Очевидно, что разделение данных видов деятельности условно и применимо только для научного анализа данного процесса. На практике данные виды деятельности взаимосвязаны. Информационную составляющую видов деятельности удобно рассмотреть на этапах: проектирования деятельности; ее осуществления; оценки результатов деятельности.

Рассмотрим понятие "деятельность". СЛ. Рубинштейн полагает, что "целенаправленное человеческое действие является по существу своему решением задачи"1, далее "ход человеческой деятельности обусловлен, прежде всего, объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а ее строение - соотношением этих задач. Единство деятельности создается, прежде всего, наличием больших задач, подчиняющих себе ряд более мелких, частных задач, входящих в них в качестве звеньев". Задача составляет психологическое строение действия, которое является внутренним планом внешнего действия.

Всякое действие исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель, разрешая при этом ту или иную задачу и выражая определенное отношение человека к окружающему.

1 Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии, М.; Госучпедгиз, 1946. - С.542.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что информационная деятельность (в контексте профессиональной деятельности учителя информатики) основывается на решении одна за другой профессиональных задач, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Нашим исходным теоретическим положением будет: все задачи в профессиональной деятельности учителя информатики с использованием средств информационно-коммуникационных технологий так или иначе, являются технологически ориентированными, то есть предусматривающими либо воспроизведение известной технологии решения профессиональной задачи, либо адаптацию известной или использование близкой к известной технологии, либо разработку новой технологии решения.

При информатизации управленческой деятельности необходимо исходить из уровня решаемых задач. Для решения оперативных задач необходимо использовать информационные системы оперативного уровня, они отличаются легкой доступностью, являются постоянно действующими, предоставляющими точную информацию. К системам такого уровня можно отнести электронный журнал, базы данных по обучаемым и педагогическим работникам и другие. Информационные системы оперативного уровня являются связующим звеном между педагогической системой и внешней средой.

Информационные системы тактического уровня (системы специалистов) выполняют функции интеграции новых сведений в педагогическую систему и помощь в обработке бумажных документов. К ним можно отнести систему автоматизированного составления расписания учебных занятий, библиотечный автоматизированный каталог, базы данных по педагогическим технологиям и педагогическим программным средствам и другие.

Педагогическая система может обеспечить себе конкурентное преимуще-ство, если будет учитывать внешние факторы (социальный заказ общества, региональные потребности и особенности, личностные интересы обучаемых и др.) и придерживаться следующих стратегий: создание взаимовыгодных связей с другими образовательными системами, научными институтами и предприятиями.

Информационные системы такого уровня помогают решать неструктурированные задачи, они играют вспомогательную роль. К ним можно отнести информационно-поисковые системы в Internet, серверы образовательных учреждений и Министерства, серверы социальных институтов и предприятий и др.

Принимая во внимание сложность процессов принятия человеком управ-ленческих решений в педагогических системах, сформулируем возможности автоматизированных систем в данном виде деятельности.

Операции приема и восприятия информации человеком зависят от функционирования органов чувств человека и могут быть автоматизированы частично.

Операция принятия управленческих решений при наличии достаточной информации и заданной системы критериев может быть частично автоматизирована с помощью информационно-логических систем. Напротив, при недостатке (или избыточности) информации, отсутствии критериев и алгоритмов сравнения принятие решения полностью не может быть автоматизировано.

Операции информационного характера: связанные с поиском и получением, вводом и передачей первичной информации, хранением, перекодированием информации, решением учетно-плановых задач могут быть переданы полностью автоматизированным системам.

На современном этапе используются, как правило, отдельные программные средства для снятия рутинной нагрузки на управленческие структуры различного уровня. В школах, например, популярны: электронный журнал (при условии наличия школьной компьютерной сети), информационно-поисковые системы педагогической и управленческой информации (например, базы данных "Штатное расписание", "Педагогические программные средства", "Планирование", "Школьная библиотека" и др.), автоматизированные системы составления расписания, системы рейтинговой оценки деятельности преподавателей и др.

Построение автоматизированных систем для автоматизации управления должна опираться, как показала практика, на следующие правила:

Использование единой информационной базы в ситуации обращения к однородной информации различными структурами учебного заведения,

Правило функциональной специализации (использование локальных подсистем различного назначения и различной мощности, обусловленных специализацией).

Правило иерархического построения (необходимость создания многоуровневой структуры с предоставлением должностным лицам возможности использования информации любого уровня в пределах, предусматриваемых системой разграничения доступа).

Правило концентрации информации в базах данных (БД) в объемах, необходимых для конкретной управленческой структуры.

Правило распределенной обработки информации на автоматизированных рабочих местах (обработка данных, хранящихся в распределенных базах данных, и совместное использование ресурсов).

Правило открытости, обеспечивающей дальнейшее развитие функциональных подсистем автоматизированной системы.

Автоматизация управленческой деятельности осуществляется с помощью информационных систем (ИС), которые можно классифицировать следующим образом: ИС исполнителя, ИС руководителя структурного подразделения, ИС вспомогательных служб, ИС коллективного пользования, ИС администратора сети.

кательным для большинства руководителей современных учебных заведений при выборе стратегии информатизации.

Второй - ориентируется на изменение структуры учебного заведения в соответствии с деревом целей, предполагает развитие коммуникаций и разработку новых взаимосвязей. Возрастает "продуктивность" работы организационной структуры за счет рационального распределения информационных ресурсов и потоков. Основные недостатки данного подхода: существенные затраты на первом этапе, связанные с разработкой концепции и изменением структурных подразделений; психологическая напряженность, связанная с изменением структуры и штатного расписания. Достоинства: рационализация организационной структуры учебного заведения; максимальная занятость работников; интеграция профессиональных функций за счет использования компьютерных сетей.

Результатами информатизации образовательного пространства целесообразно считать: уровень информатизации образовательного пространства учителя информатики, уровень образования и квалификации педагога, уровень общей информационной культуры педагога.

В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой (Кузьмина Н.В., 1990;), представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.


Сначала коротко рассмотрим некоторые аспекты педагогической системы, разрабатываемой Н.В. Кузьминой (рис. 9).

Рис.9. Педагогическая система

Система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.
Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.

Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности (рис. 10).


Рис. 10. Функциональные компоненты педагогической системы

Каждая педагогическая система характеризуется структурными и функциональными компонентами. Дадим характеристику этим компонентам по Н.В. Кузьминой.

Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем.

Чтобы вычленить структурные компоненты, следует проанализировать необходимые и достаточные условия создания педагогической системы.

Педагогические системы создаются лишь там и тогда, где и когда налицо осознанная потребность общества в воспитании и обучении, подготовке определённых категорий людей.

Педагогические системы различаются между собой целями (сравним цели детского сада, школы, профлицея, техникума, вуза).

Однако всех их объединяет общая цель: передача знаний, опыта, воспитание определённых качеств личности, поведения, отношений. Таким образом, важнейшим компонентом любой педагогической системы, обусловливающим сам факт её создания, является педагогическая цель.

Педагогическая система возникает только тогда, когда в обществе накоплена определённая информация, которая должна стать предметом усвоения теми или иными людьми.

Учебная и научная информация, ради усвоения которой создаётся система, – важнейший компонент любой педагогической системы.

Педагогическая система может успешно функционировать только тогда, когда найдены способы, технологии достижения целей, т. е. найдены средства, формы и методы педагогического воздействия (средства педагогической коммуникации) на данный контингент обучаемых, позволяющие в отношении их реализовать цели, стоящие перед данной педагогической системой.

Усвоение содержания программы предусмотрено организовать в соответствии с требованиями активного обучения, реализующего принципы связи теории и практики, проблемности, совместной деятельности и диалогического общения педагога и обучающихся, дидактически управляемой самостоятельной работы.

Лекционные занятия призваны раскрыть узловые теоретические вопросы курса, а вместе с семинарскими занятиями – пробудить у аспирантов интерес к проблемам педагогики и психологи, самостоятельному изучению литературы и использованию соответствующих знаний в своей педагогической и научной работе. Наличие средств педагогической коммуникации – обязательный компонент любой педагогической системы.

Любая педагогическая система может возникнуть лишь при наличии контингента людей, испытывающих потребность в определённой подготовке, образовании и воспитании.

До недавнего времени отсутствовали курсы, школы подготовки менеджеров, организаторов, бизнесменов. В связи с переходом к рынку такие курсы и школы открываются повсеместно.

В силу необходимости организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе на научной основе возникла потребность организации школы молодого преподавателя, обучения аспирантов основам педагогики и психологии, повышения педагогического мастерства преподавателей, имеющих в большинстве своём техническое образование.

Следовательно, учащиеся – обязательный компонент любой педагогической системы.

Педагогическая система может возникнуть лишь в том случае, если имеются педагоги, соответствующие целям педагогической системы, владеющие определённой информацией, средствами педагогической коммуникации, вооружённые знаниями об объекте педагогического воздействия.

В зависимости от целей системы, контингента учащихся, своеобразия информации состав преподавателей в разных педагогических системах различен. Общим является наличие педагогов как обязательного компонента любой педагогической системы.

Названные компоненты необходимы и достаточны для создания педагогической системы. При отсутствии любого из них – нет системы (рис. 1.3).

Структура и функции педагогических систем

Чтобы определить, чем одна педагогическая система отличается от другой или что у них общего, нужно провести сравнение одновременно по всем структурным компонентам. Например, звенья системы непрерывного образования отличаются друг от друга целями, содержанием учебно-воспитательной информации, средствами педагогической коммуникации, возрастом, уровнем подготовки и составом учащихся, уровнем квалификации педагогов.

Каждая педагогическая система, в свою очередь, может быть рассмотрена со стороны любого из компонентов, например, со стороны цели:

  • в какой мере цели данной педагогической системы соответствуют общественным интересам и ориентированы на цели педагогических систем более высокого порядка;
  • как реализуется цель в учебной информации (учебных планах, программах, учебниках, дополнительной информации);
  • в какой мере соответствуют целям применяемые в системе технологии, средства, формы и методы педагогического воздействия;
  • в какой мере соответствует целям наличный состав учащихся;
  • в какой мере соответствует целям наличный состав преподавателей.

Между компонентами педагогической системы и внешней средой существуют многосторонние связи и сказываются взаимные влияния.

Педагогическая система является открытой системой. Под влиянием внешней среды уточняются, развиваются и трансформируются цели.

Здесь особенно сильно сказывается влияние социальноэкономических процессов, происходящих в обществе, и изменения в других педагогических системах. Изменяется также учебная и научная информация под влиянием открытий в фундаментальных и прикладных науках.

Изменяются средства коммуникации под влиянием новых учебников, учебных пособий, технических средств обучения.

Среда оказывает значительное влияние на самих учащихся, на систему их взглядов и отношений. Она оказывает также влияние на воспитателей, преподавателей и родителей, на формирование мотивов у молодёжи, на устойчивость педагогических кадров в педагогических системах.

С другой стороны, педагогические системы оказывают влияние на окружающую среду, организуя её в соответствии с собственными целями.

В зависимости от того, на какой элемент педагогической системы в данный момент времени направлены требования социальной системы, происходит соответствующая перестройка и адаптация остальных элементов системы.

Элемент, испытывающий непосредственное воздействие социальной системы, называется системообразующим элементом педагогической системы.

Обычно требование социальной системы руководителями образования локализуется на том элементе системы, на который оно непосредственно воздействует. Этот элемент подвергается соответствующим требованиям социальной системы преобразованиям. Но этой перестройкой не затрагиваются другие элементы системы.

В итоге вновь введенный в систему элемент либо выпадает из системы, либо вступает в противоречие с другими элементами.

Эти противоречия могут привести даже к полному разрушению всей системы. Часто наблюдаемое явление – отторжение вновь введённого элемента системы (система отбрасывает его), изолированно функционирующего в ней.

Если анализировать историко-педагогические факты, то окажется, что почти каждое преобразование, отброшенное традиционной педагогической системой, было не системным, а локальным.

Поэтому каждый раз отбрасывался соответствующий системообразующий элемент в его новой редакции.

Такое явление произошло, например, с программированным обучением. Программированное обучение – это непосредственное изменение средств педагогической коммуникации педагогической системы.

Изменение этого элемента влечёт за собой немедленную перестройку (подстройку) целей и организационных форм обучения.

Организационные формы обучения должны быть более свободными и гибкими, чем лекционное преподавание или классно-урочный канон, а квалификация педагогов – значительно более высокой, чем в традиционной системе.

Определённые изменения должны быть внесены и в учебную информацию, а также в деятельность педагогов и учащихся.

Только при условии введения необходимых изменений в другие компоненты системы преобразованный компонент средств педагогической коммуникации окажется жизнеспособным, а вся педагогическая система получит новое, более высокое качество.

Следовательно, системный подход в педагогике – это учёт всех элементов педагогической системы при внесении каких-либо изменений в один из них в соответствии с требованиями социального заказа и научно-технического развития.

В процессе достижения целей носителями структурных компонентов системы становятся люди, в деятельности которых эти компоненты вступают в сложное взаимодействие, образуя тем самым функциональные компоненты педагогических систем.

Дадим характеристику функциональных компонентов педагогической системы.

Функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость.

В педагогических системах выделяются гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский функциональные компоненты.

Функциональные компоненты характеризуют педагогические системы в действии, когда каждый из выделенных структурных компонентов в коллективной, групповой, индивидуальной деятельности руководителей, педагогов или учащихся входит в новые отношения с остальными и как бы подчиняет их взаимодействие себе.

Гностический компонент включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о целях системы и средствах их достижения, о состояниях объектов и субъектов педагогического воздействия на исходной стадии решения педагогических задач, в процессе их решения и на заключительной стадии решения, о психологических особенностях учащихся, педагогов и руководителей.

Он включает также умения извлекать новые знания из исследования собственной деятельности и перестраивать её на основе освоения новой учебной и научной информации, полученной из разных источников.

Основные гностические умения преподавателя заключаются в следующем:

  • следить за событиями, происходящими в науке, по зарубежным и отечественным источникам и знакомить с ними студентов;
  • принимать самому экзамены и анализировать, как курс усвоен студентами, как восприняты те или иные разделы;
  • анализировать реакцию студентов на своё изложение.

Примеры гностических умений студента:

Проектировочный компонент означает действия, связанные с перспективным планированием заданий/задач (стратегических, тактических, оперативных) и способов их решения в будущей деятельности руководителей, педагогов и учащихся в направлении достижения искомых целей.

Примеры проектировочных умений преподавателя:

  • ставить своей целью, чтобы студенты не просто усвоили программный материал, но умели в дальнейшем применять полученные знания на практике;
  • проектировать систему заданий студентам в области работы над первоисточниками по специальности и самостоятельной работы над курсом;
  • проектировать пути превращения своего курса в средство умственного, нравственного и патриотического воспитания студентов.

Примеры проектировочных умений студента:

  • формулировать цели своего пребывания в учебном заведении и отдавать себе отчет в требованиях профессиональной деятельности к его выпускникам;
  • формулировать цели самостоятельной работы над разными циклами учебных дисциплин; формулировать, к каким результатам и с помощью каких методов самообразования можно к ним прийти;
  • предусматривать, к каким результатам и с помощью каких методов самообразования следует прийти к окончанию учебного года;
  • намечать, к каким результатам и с помощью каких методов можно прийти к окончанию вуза;
  • формулировать задачи, темп и ритм работы в ближайшее время.

Конструктивный компонент предполагает действия по отбору и композиционному построению содержания учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии, собрании, мероприятии, определению особенностей предстоящей деятельности на нём педагогов и учащихся.

Примеры конструктивных умений преподавателя:

Примеры конструктивных умений студента:

Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между руководителями, педагогами и учащимися, подчиняя целям воздействия на учащихся взаимоотношения по вертикали (руководители педагогических систем – педагоги – учащиеся – их окружение) и по горизонтали (взаимоотношения между руководителями системы, между педагогами, между учащимися), мотивированием участников педагогического процесса к занятиям предстоящей деятельностью, проникновением во внутренний мир участников педагогического процесса.

Для примера определим направленность коммуникативных умений заведующего кафедрой: устанавливать на кафедре педагогически целесообразные взаимоотношения, чтобы в коллективе существовала подлинно творческая атмосфера смелого поиска, плодотворных дискуссий, творческой взыскательности; налаживать деловые контакты как с преподавателями кафедр, так и с администрацией вуза; побуждать членов коллектива к ответственному выполнению поставленных задач; предотвращать конфликты.

Характеристика направленности коммуникативных умений преподавателя:

  • возбуждать интерес к своему курсу;
  • показыватьнеобходимость и важность его изучения;
  • доказывать студентам, что они в состоянии усвоить этот курс и в дальнейшем применять знания на практике;
  • развивать у студентов уверенность, что они способны творчески овладеть методами данной науки и внести вклад в её развитие.

Примеры коммуникативных умений студента:

Организаторский компонент определяет действия по реализации педагогического замысла конкретной организацией взаимодействия субъекта деятельности с объектами педагогического воздействия во времени и в пространстве в соответствии с заранее сформулированной системой принципов, правил и предписаний, которым педагогический процесс должен удовлетворять в направлении достижения искомого педагогического результата.

Примерами организаторских умений преподавателя могут служить организация своевременного начала и окончания занятий и насыщенной работы на них, себя и студентов, организация своего времени и своей деятельности, связанной с подготовкой к занятиям и их проведением.

Характеристика направленности организаторских умений студента:

  • уметь организовать своё время, не допускать его пустойтраты, свою деятельность: рабочее место, необходимые средства деятельности, следить за темпом включения в самостоятельную работу;
  • организовать своё поведение: контролировать действия, движения, мимику, эмоции;
  • организовать контакты с другими людьми для достижения искомых целей;
  • организовывать свою общественную деятельность, приобретая в процессе знания, навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;
  • организовать свою научно-исследовательскую деятельность, приобретая качества, необходимые для предстоящей профессиональной деятельности.

Названные функциональные компоненты находятся в тесной взаимосвязи, общей для всех участников педагогического процесса (руководителей, педагогов, учащихся).

Однако конкретное содержание компонентов деятельности этих участников в зависимости от их ролевых функций в педагогических системах, как это видно из приведённых примеров, различно.

Вычленение структурных и функциональных компонентов в педагогических системах способствует единому подходу к организации и управлению педагогическими процессами.

Это позволяет выйти на поиски наиболее общих закономерностей, свойственных деятельности руководителей, педагогов и учащихся, работающих в педагогических системах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическая система

Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Педагогическая система традиционного образовательного процесса состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления.

Педагогический процесс – совокупность специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), с согласованием содержания образования и использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с возможным определением цели решения задач образования, которые направлены на удовлетворение потребностей общества и личности.

Создание педагогической системы сопряжено с постановкой цели. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых зависят внутренние изменения, происходящие в педагогической системе и в субъектах данной системы – педагогах и воспитанниках.

Образование – процесс постоянный, происходит в различных объединениях: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах.

Структурные компоненты – обязательные и постоянные компоненты педагогической системы: субъект деятельности, субъект – объект деятельности, их взаимоотношения.

В различных педагогических системах происходит изменение функциональных компонентов: цели, содержания, способов, средств, организационных форм деятельности.

Такой системный подход дает возможность целостно (во взаимосвязи) изучать, планировать и организовывать различные объединения людей с позиций их взаимодействия, вскрывать связи управления.

Считается, что возникновение педагогической системы происходит тогда, когда проявляется необходимость воспитания, образования и обучения каких-либо групп людей. Поэтому она является сложной, непрерывно изменяющейся социальной системой управления, решающей образовательно-воспитательные задачи, с помощью которой достигаются педагогические цели.

Например, таким образом выглядит структура педагогических систем. Большие педагогические системы образования страны (система высшего и среднего специального образования) подчиняют себе средние педагогические системы, например, государственные и частные школы, внешкольные учреждения. Малые педагогические системы: классы, учебные группы, ученические производственные звенья и бригады, кружки, секции, группы по интересам находятся у них в подчинении.

Малые педагогические системы – совокупность непосредственных участников процесса: учащихся, педагогов, родителей.

Значит, различие педагогических систем проявляется в их целях. В системе явно выражены управляющие подсистемы (учителя, воспитатели) и управляемые подсистемы (воспитуемые).

Уточним, что каждая отдельная личность воспитанника понимается не только как объект педагогической деятельности, но и как субъект собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания. В конкретных видах деятельности проходит учебно-воспитательный процесс.

Саморазвитие и формирование личности происходит реально в них. Решение педагогических задач невозможно представить вне этого.

В связи с этим необходимо рассмотреть понятие педагогической задачи и ее решения.

Л. Ф. Спирин и М. Л. Фрумкин определили задачу как результат осознания субъектом деятельности, цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи).

Под решением задач следует понимать творческую деятельность учителя и ученика, которая в то же время является мыслительной и практической. Разрешить педагогическую задачу – это оказать помощь учащемуся подняться на другой, более высокий уровень развития. Следует помнить, что лучший вариант у учителя решить задачу появляется тогда, когда опорой процесса являются лучшие стороны личности.

Решаются задачи различные: стратегические, тактические и оперативные.

При решении стратегических задач требуется длительное время, это достижение некого педагогического идеала, а также создание жизненной позиции, моральных принципов, знаний о законах и закономерностях развития объективной реальности.

Решение тактических задач – это процесс выработки у ребенка новых качеств, которые проявляются в способности к планированию деятельности, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа). Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.

Оперативные задачи – это процесс поэтапного решения тактических задач. Оперативные задачи отличаются от тактических тем, что их цели реализуются непосредственно после их появления. Эта особенность обоснованна, и потому необходимо применять методические приемы воздействия на сознание, соответствующие учебно-воспитательным ситуациям.

Педагогические задачи разделяются по классам с учетом строения этапов педагогического цикла. Это задачи этапа педагогической диагностики; педагогического проектирования, целеполагания; педагогического планирования (прогнозирования) предстоящей работы (конструирование деятельности, развитие личности); практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка); анализа выполненной работы.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина

§ 2. Педагогическая система и ее виды

В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие "система" (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл. Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление [1].

1 См.: Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 1972. - С. 16.

Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным "контролем" общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Но поскольку взаимодействие по линии метасвязи (внешней для педагогической системы) идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п. Важно заметить, что именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы и является своеобразным ключом для понимания многих типичных ошибок в принятии управленческих решений в сфере народного образования на всех уровнях. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов.

В сложном вопросе о компонентном составе педагогических систем среди исследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, является в известной мере интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс. Для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов) содержания образования и материальной базы (средств).

Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс. Другими словами, она создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Функция педагогической системы - осуществление целей, которые задаются ей обществом.

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Виды педагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система "детский сад", а ее вариантами - педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п.

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).

В специальной литературе термин "педагогическая система" употребляется довольно неоднозначно. Во многих случаях под него подводятся отдельные составные части педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например, кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношеские общественные организации. Широкое хождение и тоже с неоднозначным смыслом наряду с понятием "педагогическая система" в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют понятия "воспитательная система" и "дидактическая система". При этом традиционные понятия "система воспитания" и "система обучения" не тождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий. Если "система воспитания" и "система обучения" относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач. Воспитательная и дидактическая системы не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс. Термины "воспитательная система" и "дидактическая система" выражают те доминирующие задачи, для решения которых они создаются; это, однако, не означает, что в первом случае не предусматриваются элементы обучения, а во втором не предполагается воспитание в процессе обучения.

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

Читайте также: