Рефлексия педагога к своей профессиональной деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

С философской точки зрения рефлексия представляет собой размышление индивида о самом себе, самонаблюдение, анализ продуктов собственной активности и их переосмысление, изучение своих эмоций и мыслей, обращение сознания внутрь себя и размышление о личном внутреннем состоянии. Рефлексию можно определить как формирование нового знания в сознании человека.

Что же такое рефлексия в педагогике? С точки же зрения психологии рефлексия рассматривается в качестве процесса самопознания личностью своих внутренних психических состояний. Социальная психология определяет рефлексию не просто в виде понимания себя самого субъектом, но и как осознание его оценивания и восприятия другими людьми. Такое осознание является следствием наличия способности индивидуума ставить себя на чужое место и понимать позицию другого человека.

Рефлексия представляет собой личностное свойство, являющееся значимым аспектом развития личности и формирования ее цельной психической культуры. Понятие рефлексии начало активно применяться в рамках педагогики только в последние несколько десятков лет. Этот факт обретает дополнительную необычность, если учитывать то, что педагогика по своей сути является понятием, которое носит рефлексивный характер. Это наблюдается в стремлении педагога посмотреть на процесс обучения глазами учащихся, оценить происходящее с их точки зрения и пытаться учитывать ее и внутренний мир воспитанников в дальнейшем.

Взаимодействуя с ребенком, педагог оценивает свои действия в рамках организации процесса в качестве одного из участников данного взаимодействия. В ходе педагогической рефлексии педагог смотрит на происходящее со стороны коллег-педагогов и воспитанников, рассматривает собственную деятельность с точки зрения определенной педагогической ситуации и технологий, а также идентифицирует себя с содержанием педагогического взаимодействия.

Главная цель процесса педагогического воздействия представляет собой достижение развития. Данный процесс является, в основном, внутренним и справедливо оценивать его может лишь непосредственно субъект такого воздействия. Оценивание продукта взаимодействия, действенности способа развития и саморазвития осуществляется субъектом путем погружения в себя, и самоанализа, другими словами с помощью рефлексии.

Рефлексия в педагогике определяется в качестве непосредственного процесса, а также как результат фиксирования субъектами степени своего развития, саморазвития и того, что стало их причиной. Ход педагогической рефлексии подразумевает под собой самооценку и взаимоотражение членов данного педагогического процесса и взаимодействия, осознание педагогом особенных аспектов внутреннего мира и состояния развития ученика и, соответственно, наоборот.

Рефлексивные компоненты

Педагогический процесс в практическом смысле предполагает обмен деятельностью, происходящий между педагогом и воспитанниками, по этой причине существуют так называемые рефлексивные компоненты.

Рефлексивные компоненты — это основные компоненты, которые включает в себя педагогическая рефлексия:

  • рефлексию деятельности учащихся педагогом;
  • рефлексию педагогом собственной педагогической работы;
  • рефлексию педагогического взаимодействия педагогом;
  • рефлексию учащимся собственной деятельности;
  • рефлексию деятельности педагога учащимся;
  • рефлексию учащимся взаимодействия с педагогом.

Педагогический процесс осуществляется педагогом с целью развития воспитанников, по этой причине каждая из составляющих элементов рефлексии в педагогическом процессе основываются на прямой рефлексии воспитанника собственной деятельности в приведенном процессе. Этот факт делает целесообразным процессы рефлексии взаимодействия и рефлексии работы педагога.

Функции рефлексии

Рефлексия в рамках процесса педагогического взаимодействия представляет собой первый по значимости элемент, способствующий обретению максимальной эффективности развития и саморазвития каждого из участников. Рефлексия выполняет перечень приведенных ниже функций:

  • диагностическую функцию, смысл которой заключается в определении уровня развития участников педагогического процесса, а также их взаимодействия и степень его действенности;
  • проектировочную, основывающуюся на проектировании и моделировании деятельности, а также на тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса;
  • организаторскую функцию, дающую возможность организации максимально эффективной деятельности, продуктивного взаимодействия педагога с учащимися;
  • коммуникативную функцию, представляющую собой одно из наиважнейших условий эффективного общения педагога с его воспитанниками;
  • смыслотворческую функцию, которая способствует формированию в сознании участников процесса смысловой основы их собственной деятельности и взаимодействия;
  • мотивационную функцию, которая задает направленность, характер и результативность деятельности, а также взаимодействия педагога и воспитанников;
  • коррекционную функцию, смысл которой заключается в провоцировании участников процесса на корректировку своей деятельности и взаимодействия.

Выделение и осуществление данных функций помогают увеличивать степень развивающего потенциала рефлексии в процессе педагогического взаимодействия, а также способствуют нахождению процедуры максимально рефлексивной деятельности.

Рефлексия – это междисциплинарное понятие, имеющее многовековую историю, подразумевает обращение внимания субъекта на самого себя, свое сознание и продукты собственной деятельности, их определенное переосмысление.

Понятие педагогической рефлексии

Значение рефлексии в профессиональной деятельности, а именно в педагогической, имеет большое значение, это обусловлено следующими причинами:

  1. Рефлексия необходима для овладения педагогической профессией, так как она позволяет понять будущему педагогу, в правильном ли направлении он движется, есть ли у него педагогические задатки.
  2. На основании рефлексии осуществляется контроль и управление педагогическим процессом, а также процессом самообразования и профессионального самосовершенствования.
  3. Рефлексия имеет большое значение при изменении условий в профессионально-образовательной деятельности.
  4. Рефлексия является одним из важнейших механизмов развития педагогической деятельности.

Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.

Рефлексирующий педагог – это педагог, который думает, анализирует и исследует свой опыт.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимоценку и взаимоотображения участников педагогического процесса, отображение педагогом своего внутреннего профессионального мира а также развития учащихся в рамках реализуемой им деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Цель педагогической рефлексии зависит от того, на каком этапе деятельности она реализуется:

Этап определения цели педагогической деятельности.

Цель педагогической рефлексии – осуществит самооценку поставленной цели, в соответствии с требованиями к ней.

Этап выбора способа педагогической деятельности.

Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки выбранных путей деятельности и их возможностей.

Этап определения результатов педагогической деятельности

Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки собственной деятельности и прогнозирование ее конечного результата.

Виды (типы) педагогической рефлексии

Выделяют следующие виды педагогической рефлексии и области ее научного исследования:

Последний, четвертый вид рефлексии является преобладающим, особенно в научных педагогических публикациях, отражающих специфику развития инновационных технологий и методов обучения.

Помимо указанных четырех видов рефлексии, в последнее время выделили три ее типа:

" Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [И з опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выступление на м етодическом объединении учителей начальных классов МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга (школьный уровень ; 10.12.2014 г.)].

Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга.

ВложениеРазмер
professionalnaya_refleksiya_i_ee_mesto_v_formirovanii_professionalnoy_kompetentnosti_pedagogov.docx 25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Докладчик : Чичикина И.В., учитель начальных классов, I квалификационная категория.

По мнению И.И. Семенова, рефлексия – это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.

Рефлексия – мысле-деятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.

Подготовка высококвалифицированных специалистов на современном уровне предполагает не только организацию глубокого, системного и качественного освоения ими фундаментальных знаний, формирование соответствующих практических умений и навыков, но и развитие у них мотивационно-потребностной сферы, способностей к самореализации и творчеству.

К сожалению, современные образовательные стандарты в большей степени нацеливают на оснащение будущего специалиста знаниями, нежели на формирование его профессионально-значимых личностных характеристик. Между тем в современных исследованиях по психологии труда, педагогике и психологии рекомендуется переход к новым образовательным и воспитательным технологиям, в частности, к личностно-ориентированному обучению и воспитанию.

В свете этого подхода важное значение для подготовки специалиста любого профиля имеет развитие у него профессиональной рефлексии как свойства личности, мышления и условия, необходимого для его творческой самореализации и достижения высокого уровня профессионального мастерства.

В ходе развивающего обучения и воспитания будущих педагогов наряду с традиционными технологиями широко применялись методы активного обучения (деловые игры, тренинги, организационно-деятельностные игры), методы психолого-педагогической диагностики, внедряли различные методы научно-исследовательской деятельности учащихся, студентов и преподавателей.

Предварительный анализ качества профессиональной и личностной подготовки будущих специалистов системы образования позволяет нам сделать следующие общие выводы и рекомендации .

1. Целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии на всех уровнях системы непрерывного образования способствует улучшению качества знаний, умений и навыков будущих специалистов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность.

2. Изучение и развитие профессиональной рефлексии будущих специалистов необходимо проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей будущего профессионала и специфики его профессиональной деятельности.

3. Начинать работу по формированию и развитию профессиональной рефлексии целесообразно еще в системе довузовского обучения, а затем продолжить ее на этапах вузовского и послевузовского образования.

4. Наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной рефлексии будущего специалиста следует осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе. При этом студенты должны не только овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, но и познакомиться с "азами" научного творчества, осваивать приемы самообразования и самосовершенствования.

Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач будут способствовать активизации познавательной деятельности студентов и систематической работе по повышению ими своей профессиональной компетентности. Важная роль в развитии профессионально-рефлексивных способностей и умений будущих специалистов отводится вузовским преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому студентов.

Рефлексия как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов.

На современном этапе развития педагогических и психологических наук много внимания уделяется рефлексии. Развитие рефлексии необходимо начинать с самых первых шагов формирования профессиональных качеств, т.к. по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало. Степень её сформированности проявляется в том, насколько педагог оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все иные свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности.

Решение вопроса о развитии профессиональной рефлексии становится особенно актуальным в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

На основании теоретических постулатов была создана модель обучения, развивающая рефлексию студента вуза . В модели мы выделяем три плоскости:

За счет удержания позиции ученика и учителя, становится возможным выход в метапозицию. В рефлексивной плоскости конструируется учебная ситуация, которая рассматривается через учебную и профессиональную деятельность. Развитие рефлексивных способностей в таких условиях происходит не стихийно, а осознано.

Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности , модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.

Основная стратегия должна состоять в создании условий, обеспечивающих приобретение профессиональных рефлексивных знаний , заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом.

Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Рефлексия – не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления .

1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 2001.

2. Акмеология: Методология, методы и технология. – М.: РАГС, 2008.

4. Давыдов В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. – Новосибирск, 2007.

5. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. – М.: РАГС, 2000.

6. Коджасперова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 2004.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 2003.

8. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии //В кн.: Наука о человеке. – М., 2009.

9. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. – М.: МГУ ПП, 2009.

10.Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М.: ИП РАН, 2008.

ФГОС направлены на модернизацию подхода к организации учебной деятельности таким образом, чтобы присутствовала включенность обучающегося в планирование, осознание результатов своей учебы, превращение его из объекта обучения в его субъект, полноправного организатора своей учебной деятельности. Перед педагогом стоит задача освоения инновационной деятельности: разработка новых методов структурирования и управления образовательным процессом (смена видов деятельности, благоприятная атмосфера общения, личностная значимость осуществляемой деятельности, инновационные педагогические технологии и др.). Это обстоятельство определяет возникновение противоречия между имеющимися стереотипами в профессиональной деятельности и выбором средств и способов освоения инновационной деятельности.

Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей:

  • в сфере построения образовательного процесса;
  • в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • в сфере общения;
  • при создании образовательной среды и использовании её возможностей и др.

Как показывает практика, не все упедагоги в полной мере готовы к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями ФГОС.И здесь важную роль играет рефлексия профессиональной деятельности.

Рефлексия от лат. reflexio― обращение назад.

Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.

Рефлексивная компетентность – это профессиональное качество личности, проявляющееся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.

Рефлексивная компетентность педагога включает:

  • готовность и способность учителя творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
  • умение обретать новые смыслы и ценности;
  • умение адаптироваться в непривычных ситуациях.

Рефлексия процесс творческий, результатом которого является появление нового взгляда, новой позиции, рождение нестандартной идеи или действия. Когда мы не можем решить какую-либо жизненную или профессиональную задачу, то реальной причиной этого чаще всего являются не внешние условия, а наш собственный опыт, создавший определенные установки и стереотипы. Понять, что же именно в своем собственном опыте мешает решить ту или иную проблему, что надо поменять в своем отношении к ситуации - это и есть задача на рефлексию. Таким образом, рефлексия несет в себе не толькоаналитический,но и серьезный развивающий потенциал.

Педагогическая рефлексия – инструмент профессионального развития учителя

Проектирование образовательного процесса по учебному предмету требует от педагога понимания, какие необходимы обновления в его профессиональной деятельности по обучению школьников в связи с введением новых стандартов. Освоение новых методов, приемов, технологий и форм организации образовательной деятельности требуют от учителя выхода за рамки привычной для него модели поведения, ее переоценки и переосмысления, преодоления стереотипов своего опыта. Эффективность реализации нового формата профессиональной деятельности существенно определяется степенью развития у педагога рефлексивной культуры.

Процесс рефлексивной деятельности педагога по анализу какой-либо области профессиональной деятельности можно представить в виде следующих этапов (шагов):

  1. выделение в педагогической ситуации принципиально новых условий;
  2. анализ имеющихся профессиональных знаний и умений на предмет соответствия новым условиям (через анкеты, вопросники, swot-анализ и другие формы);
  3. формулирование педагогической задачи, требующей решения, формирование запроса на необходимые элементы новых знаний и умений для решения задачи;
  4. выбор способов решения поставленной задачи.

Рассмотрим содержание этапов.

Этап 1. Анализ педагогической ситуации

Педагогическая ситуация — это совокупность условий, в которых учитель ставит педагогические цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения.

Сделаем обобщение тех изменений, которые должны произойти в деятельности учителя по обучению школьников в связи с введением ФГОС.

Введение ФГОС предполагает:

осуществление нового целеполагания для учителей и учащихся

  • новые требования к подготовке учителя;
  • использование новых технологий обучения;
  • применение новых средств обучения;
  • обновление содержания образования;
  • постановку новых целей образования;
  • осуществление нового целеполагания для учителей и учащихся.

Также необходимы изменения и в деятельности педагога:

 изменения и в деятельности педагога

Этап 2. Анализ имеющихся профессиональных знаний и умений на предмет соответствия новым условиям

Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень - определение проблемы и выбор методического средства её решения.

Рассмотрим примеры некоторых педагогических инструментов и моделей, применяемых для рефлексии:

  • Всевозможные карты, анкеты (Приложение 1).
  • SWOT-анализ педагогической деятельности (Приложение 2).
  • Вопросникдля самоанализа, в котором отражены самые актуальные рефлексивные моменты: Что происходило? Что было важным, существенным для меня? Какую роль это может играть для моих будущих мыслей, действий?
  • ALACT- модель — голландская технология организации рефлексии, разработанная Ф. Кортхагеном под названием ALACT model (по первым буквам слов, обозначающих этапы рефлексии):

Looking back on the action – взгляд назад на произведенное действие; Awareness of essential actions – осознание существенных аспектов;

Creating of alternative methods of action – поиск альтернативных методов действия;

Trial - апробация нового действия.

Рассмотрим содержание каждого этапа данной педагогической рефлексии.

Этапы рефлексии

Характеристика

Вопросы для рефлексии

Выполнение любого педагогического действия учителя в рамках учебно-воспитательного процесса (простое приветствие)

Анализ произведенного действия.

Мысленное возвращение к действию, хода его выполнения в плане достижения поставленных целей.

Что я чувствовал?

Что хотели ученики?

Осознание различных аспектов педагогического действия

Осмысление и анализ действия (ситуации), выделение ее существен-ных черт, противоречий, выявление причинно-следственных отношений.

Что кажется Вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия (например, между ответами на группы вопросов этапа 2 Вы можете выявить)?

Поиск и выбор альтернативных способов действия

Поиск иных, отличных от реализованного способов достижения поставленных целей, оценка их с точки зрения возможностей детей и индивидуальных возможностей педагога.

Какие альтернативы можно предложить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий?

Апробация нового действия

Новая попытка достижения поставленной цели, осуществляемая новыми средствами в новой ситуации

Насколько удалось реализовать поставленную цель, используя другие средства достижения?

В рамках данной рефлексивной модели достигается осмысление достижения поставленных целей в ходе проведенных уроков и внеклассных мероприятий в образовательном учреждении.

Модель состоит из шести шагов:

Данную модель можно использовать для изучения ситуации самим или же при помощи коллеги. Чтобы начать, выберите ситуацию из прошлого для анализа. Выделите хотя бы минуту и вспомните ситуацию, которая дала вам интересный опыт и много пищи для размышлений.

На данном этапе не делайте никаких выводов и не вовлекайте эмоции, вам просто нужно выяснить что случилось.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Когда и где это произошло?
  • Почему вы там были?
  • Кто еще там был?
  • Что случилось?
  • Что вы сделали?
  • Что сделали другие люди?
  • Каков был ваш результат?
  • Каков был результат других людей?
  1. Ощущения.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Что вы чувствовали перед самой ситуацией?
  • Что вы чувствовали во время ситуации?
  • Как вы думаете, что другие люди чувствовали до и во время ситуации?
  • Что вы чувствовали после окончания ситуации?
  • Что вы думаете об этой ситуации сейчас?
  • Как вы думаете, что другие люди думают об этой ситуации сейчас?
  1. Оценка.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Каков позитив от этой ситуации?
  • Каков негатив этой ситуации?
  • Что прошло хорошо?
  • Что прошло не очень хорошо?
  • Какой вклад сделали вы и другие люди для того, чтобы ситуация оказалась хорошей или плохой?
  1. Вывод

Проанализируйте информацию, которую имеете на этот момент. Она поможет вам правильно ответить на следующие вопросы:

Вы тщательно и со всех сторон проанализировали ситуацию и теперь многое вам стало ясно. Отныне, если такая ситуация повторится, вы будете подходить к ней более осознанно.

Вы должны составить подробный план действий и приготовиться к изменениям. Не пускайте все на самотек, а возьмите дело в свои руки и действуйте.

  • Матрица рефлексивной деятельности педагога:

Воспоминания по Блуму: Что я сделал?

Понимание по Блуму: Что было важным в том, что я сделал? Достиг ли я своих целей?

Применение по Блуму: Когда я делал это раньше? Где я смогу это снова использовать?

Оценивание по Блуму: Насколько хорошо я проделал работу? Что сработало? Что мне необходимо улучшить?

Творчество по Блуму: Что мне нужно делать дальше? Каков мой дальнейший план/намерение?

Этап 3. Формулирование педагогической задачи, требующей решения, формирование запроса на необходимые элементы новых знаний и умений для решения задачи.

В результате проведения анализа педагогической деятельности педагог сможет увидеть те направления и области профессиональной деятельности, в которых необходимы изменения или не хватает профессиональных знаний.

Обозначение в результате самоанализа четких позиций профессиональных затруднений (направление, тема) позволяет сформулировать педагогическую задачу, требующую решения, понять необходимость элементов новых знаний и умений для решения данной задачи. Это будет являться основанием для выбора направления самообразования (темы), повышения квалификации.

*Самоанализ готовности учителя к работе в новых условиях - введения ФГОС будет выполнен в практической работе.

Этап 4. Выбор способов решения поставленной задачи

После того, как учитель в результате самоанализа определил проблемную область своей деятельности, направление самообразования, он должен выбрать

способы преодоления выявленных затруднений.

  1. Составление плана по коррекции затруднений педагога.
  2. Осуществление методической подготовки по направлениям:
  • осмысление теоретических аспектов введения ФГОС;
  • изучение и овладение педагогическими технологиями, заложенными в ФГОС и др.
  1. Составление индивидуального плана самообразования.
  2. Участие в работе проблемно-творческих групп.
  3. Посещение уроков коллег.
  4. Посещение семинаров-практикумов по использованию активных и продуктивных технологий и методов обучения, которые дают возможность развивать умения учителей пользоваться широким спектром педагогических технологий, методических приемов и средств.
  5. Участие в сетевых педагогических предметных, проблемных объединениях.

Образовательный процесс настолько динамичен и изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. То, что безотказно действует сегодня, уже завтра оказывается недостаточным или даже непригодным. Профессиональное саморазвитие учителя – сложный и противоречивый процесс самообразования, самосовершенствования личностных и профессиональных качеств, знаний и умений, что требует от учителя способности (умения) хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль своей деятельности и ее результатов.

Рефлексивная компетентность педагога является одним из основных механизмов развития профессиональной деятельности.

Список литературы:

Приложение 1.

Лист самооценки педагогической деятельности педагога

______________________________________________________________(ФИО), ___________________________________________образовательное учреждение, преподаваемый предмет) ____________________________________________________ (имеющаяся квалификационная категория)

Уважаемый педагог!

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 4-х балльную шкалу:

4 – Вы абсолютно согласны с утверждением

3 – Вы скорее согласны с утверждением

2 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефле́ксия - междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознать и любуется им. Франсуа де Ларошфуко

Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознать и любуется им. Франсуа де Ларошфуко

Рефле́ксия - междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Рефле́ксия - междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Требования, предъявляемые к педагогу 1.) способность РАЗМЫШЛЯТЬ над собственной системой ценностей, ПОНИМАТЬ цели и направления развития образовательных систем; 2) умение ПОНЯТЬ внутренний мир учащихся и сложности образовательного процесса, РЕАГИРОВАТЬ на различные потребности учащихся; 3) готовность УЛУЧШАТЬ среду обучения, создавать благоприятный климат; 4) способность УЧИТЫВАТЬ социальные и культурные факторы; 5) готовность НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за качество своей деятельности.

Требования, предъявляемые к педагогу

1.) способность РАЗМЫШЛЯТЬ над собственной системой ценностей, ПОНИМАТЬ цели и направления развития образовательных систем;

2) умение ПОНЯТЬ внутренний мир учащихся и сложности образовательного процесса, РЕАГИРОВАТЬ на различные потребности учащихся;

3) готовность УЛУЧШАТЬ среду обучения, создавать благоприятный климат;

4) способность УЧИТЫВАТЬ социальные и культурные факторы;

5) готовность НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за качество своей деятельности.

Виды (типы) рефлексии Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности.

Виды (типы) рефлексии

Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности.

Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении

Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении

Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

Вопрос №1 Педагогическая рефлексия - это: А. Способность педагога дать себе и своим поступкам объективную оценку понять, как его воспринимают субъекты педагогического взаимодействия В. Оценка своего эмоционального состояния. С. Обращение внимания педагога на продукт собственной деятельности Д. Осмысление своей индивидуальности Материал для справок Педагогическая рефлексия - это умение педагога-исследователя анализировать собственную научную деятельность, размышлять о положительных и. отрицательных моментах.

Педагогическая рефлексия - это:

А. Способность педагога дать себе и своим поступкам объективную оценку понять, как его воспринимают субъекты педагогического взаимодействия

В. Оценка своего эмоционального состояния.

С. Обращение внимания педагога на продукт собственной деятельности

Д. Осмысление своей индивидуальности

Материал для справок

Педагогическая рефлексия - это умение педагога-исследователя анализировать собственную научную деятельность, размышлять о положительных и. отрицательных моментах.

А. Ситуативная рефлексия; В. Ретроспективная ситуация; С. Перспективная рефлексия; Д. Все ответы равны.

Формы рефлексии

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее

Вопрос №3 О какой форме рефлексии идёт речь: Служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, причин собственных неудач и успехов. А. Ситуативная рефлексия; В. Ретроспективная ситуация; С. Перспективная рефлексия; Д. Все ответы равны.

О какой форме рефлексии идёт речь: Служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, причин собственных неудач и успехов.

А. Ситуативная рефлексия; В. Ретроспективная ситуация; С. Перспективная рефлексия;

Д. Все ответы равны.

Вопрос №5 Укажите функцию педагогической рефлексии, которая заключается в моделирование деятельности участников педагогического процесса. А. Проектировочная функция; В. Организаторская функция; С. Коммуникативная функция; Д. Мотивационная функция Мотивационная функция - определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат

Укажите функцию педагогической рефлексии, которая заключается в моделирование деятельности участников педагогического процесса.

А. Проектировочная функция;

В. Организаторская функция; С. Коммуникативная функция; Д. Мотивационная функция

Мотивационная функция - определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат

Авторитарное управление ПЕДАГОГ ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА , в то время как дети являются лишь объектами , которые вынуждены действовать по направлению, указанному педагогом

Авторитарное управление

ПЕДАГОГ ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ,

в то время как дети являются лишь объектами , которые вынуждены действовать по направлению, указанному педагогом

Вопрос № 8 В зависимости от того, какая ведущая идея направляет стратегию педагога – традиционная или гуманистическая, различают авторитарное и рефлексивное управление. При авторитарном управлении: А. педагог является субъектом педагогического процесса, в то время как дети являются лишь объектами, которые вынуждены действовать по направлению, указанному педагогом В. Педагог ставит ребёнка в позицию активного субъекта учения и воспитания С. Педагог развивает способность ребёнка к самоуправлению собственным учением Д. Педагог организует процесс обучения как решение учебно-познавательных и воспитательных проблем на основе творческого диалога с детьми

В зависимости от того, какая ведущая идея направляет стратегию педагога – традиционная или гуманистическая, различают авторитарное и рефлексивное управление. При авторитарном управлении:

А. педагог является субъектом педагогического процесса, в то время как дети являются лишь объектами, которые вынуждены действовать по направлению, указанному педагогом

В. Педагог ставит ребёнка в позицию активного субъекта учения и воспитания

С. Педагог развивает способность ребёнка к самоуправлению собственным учением

Д. Педагог организует процесс обучения как решение учебно-познавательных и воспитательных проблем на основе творческого диалога с детьми

Функциональная позиция педагога в ходе реализации этапов решения педагогической задачи

педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи - «эксперт по коммуникации

педагог как проектировщик

Вопрос №10 Соотнесите функциональную позицию педагога и ее сущность. Укажите правильный ответ. Эксперт по подаче информации Эксперт по коммуникации Педагог как создатель педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи Исследователь - аналитик своего собственного опыта педагог как проектировщик своей собственной деятельности по обучению детей

Соотнесите функциональную позицию педагога и ее сущность. Укажите правильный ответ.

Эксперт по подаче информации

Эксперт по коммуникации

Педагог как создатель

педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи

своего собственного

педагог как проектировщик своей собственной деятельности по обучению детей

ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА : планирующие действия.

  • Рефлексивные процессы сознания обращены на содержание предстоящего урока и приобретают конструирующий характер.
  • Рефлексивную оценку своих проективных действий педагог делает, соотнося их с конкретными индивидуальными особенностями детьми, возможностями их развития.
  • Совершает превращение сложного в простое , неинтересного в увлекательное .

ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА: процесс учебного взаимодействия, дети, их действия, эмоциональные реакции, отношения

  • Рефлексия сопровождает действия, совпадая с ними по времени.
  • Вплетенность рефлексии в практическую деятельность.
  • Необходимость принятия решений в режиме реального времени.
  • Требует от педагога проявления таких качеств практического мышления, как гибкость, критичность, быстрота и осмотрительность.

ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА:

свой опыт и опыт других педагогов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРАКТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ – это решение конкретной педагогической задачи.

Профессиональная деятельность педагога реализуется в конкретных условиях учебно-воспитательной работы. Совокупность этих условий, сложившихся в данный момент времени, принято называть ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ (В.М. Кроль)

Профессиональная деятельность педагога реализуется в конкретных условиях учебно-воспитательной работы. Совокупность этих условий, сложившихся в данный момент времени, принято называть ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ

Этапы решения педагогической задачи Проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые необходимы для достижения поставленной цели; Исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми; Итоговая оценка достигнутых результатов

Этапы решения педагогической задачи

Проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые необходимы для достижения поставленной цели;

Исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми;

Итоговая оценка достигнутых результатов

Вопрос №9 Деятельность педагога в ее практическом смысле – это решение конкретной педагогической задачи. Укажите правильную последовательность этапов решения педагогической задачи. 1) оценка достигнутых результатов; 2) исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми; 3) проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Деятельность педагога в ее практическом смысле – это решение конкретной педагогической задачи. Укажите правильную последовательность этапов решения педагогической задачи. 1) оценка достигнутых результатов; 2) исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми; 3) проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Виды рефлексии в зависимости от функциональной позиции педагога

Вопрос №11 Соотнесите функциональную позицию педагога и вид рефлексии. Укажите правильный ответ. Эксперт по подаче информации обзорная рефлексия Эксперт по коммуникации конструирующая рефлексия Исследователь - аналитик интерактивная рефлексия

Соотнесите функциональную позицию педагога и вид рефлексии. Укажите правильный ответ.

Эксперт по подаче информации

обзорная рефлексия

Эксперт по коммуникации

Исследователь - аналитик

Вопрос №6 В чем заключается организаторская функция педагогической рефлексии? А. выбор и реализация наиболее эффективных способов взаимодействия совместной деятельности участников образовательного процесса В. продуктивное общение участников педагогического процесса С. формирование осмысленности деятельности и взаимодействия Д. побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности

В чем заключается организаторская функция педагогической рефлексии?

А. выбор и реализация наиболее эффективных способов взаимодействия совместной деятельности участников образовательного процесса

В. продуктивное общение участников педагогического процесса

С. формирование осмысленности деятельности и взаимодействия

Д. побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности

А. Планируемые действия; В. процесс учебного взаимодействия; С. оценка и обобщение свое го опыта; Д. осмысление опыта других педагогов

Роль рефлексии в педагогической деятельности: • рефлексия необходима для осознанного отношения к своей профессиональной деятельности; • на ее основании осуществляется контроль и управление профессиональной деятельностью; • рефлексия защищает от личностной деформации и помогает преодолеть стереотипы в деятельности; • рефлексия необходима при изменении условий профессиональной деятельности; • она является одним из основных механизмов развития самой деятельности и личностного самосовершенствования.

Роль рефлексии в педагогической деятельности:

• рефлексия необходима для осознанного отношения к своей профессиональной деятельности;

• на ее основании осуществляется контроль и управление профессиональной деятельностью;

• рефлексия защищает от личностной деформации и помогает преодолеть стереотипы в деятельности;

• рефлексия необходима при изменении условий профессиональной деятельности;

• она является одним из основных механизмов развития самой деятельности и личностного самосовершенствования.

Читайте также: