С какими методами биологических исследований вы уже встречались в своей жизни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Из зародышевых листков формируются ткани и органы. Из эктодермы формируются: нервная система (головной и спинной мозг, нервы, различные клетки органов чувств); эпителиальные покровы тела (кожа, ногти, волосы, сальные и потовые железы);

Тюльпан
Род многолетних травянистых луковичных растений семейства Лилейные.Отдел-Цветковые.Царство-Растений. Класс-однодольные.Порядок-Лилиецветные.
Около 80 видов.
Центр происхождения и наибольшего разнообразия видов тюльпанов — горы северного Ирана.

Обесточиваешь источника тока (выкл. рубильник, выдернуть вилку из розеткии тому подобное), затем отбрасываешь любым деревянным, предметом, который не проводит ток и оттаскиваешь в безопасное место.

Потом проверяешь пульс и дыхание. Если они отсутствуют немедленно начинают сердечно-легочную реанимацию, скорую тоже не забываем вызывать.

Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов: а) корова – человек; б) больш

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Какой бывает адаптация насекомых и как это помогает их широкому распространению?нужно 4 ответа

У человека цветовая слепота (дальтонизм) обусловлена рецессивным геном "с", а нормальное зрение - его доминантным аллелем "С". Г

Дальтонизм у человека наследуется сцеплено с X- хромосомой статью и вызывает рецессивным геном. Человек дальтоник женился на нор

Подскажите)) Какие бывают факторы окружающей среды? Физические, химически и биологические или антропогенные, биотические и абиот

Методы биологических исследований

• почему биологию считают системой биологических наук.

Понятие о методе исследования . Исследование в биологии представляет собой научное изучение того или иного объекта живой природы. На основании исследований открываются интересные факты о свойствах живых объектов природы, определяются границы их распространения, прослеживаются особенности природных процессов и явлений и состояние условий существования организмов в среде обитания. С опорой на обобщение фактов вскрываются закономерности, выстраиваются гипотезы и теории. При выполнении всех этих действий люди используют методы биологических исследований.

Метод исследования — это способ достижения цели.

Любой метод исследования представляет собой совокупность действий, помогающих достижению искомых результатов. В биологии, как и в других науках, применяют общие и частные методы исследования. К общим методам, широко используемым в биологии, относят: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование .

Ранее других в биологических исследованиях стали применять наблюдение и описание. В настоящее время изучение любого живого объекта включает, как правило, все вышеназванные методы.

Многообразие методов биологических исследований .

Наблюдение — активное, целенаправленное слежение за объектом исследования, при котором наблюдатель отмечает внешний вид, различные свойства изучаемого объекта, его поведение и т. д. В полевых условиях, например, орнитологи часами и сутками сидят в укрытии и наблюдают за гнездом, в котором птицы выкармливают птенцов. Ботаники регулярно отмечают сроки появления листьев весной и их опадания осенью, состояние почек возобновления на побегах. В лабораториях учёные также могут проводить разнообразные наблюдения, например следить за тем, как растут и развиваются живые организмы в условиях искусственного содержания.

Описание — это фиксация результатов наблюдения. Описание часто сопровождается применением метода измерения.

Измерение – это установление размеров объекта – его длины ширины, например площади территории, занимаемой биологическим видом. Сюда относится также определение количества параметров, характеризующих изучаемый объект, например листьев на побеге, яиц и птенцов в гнезде, особей в популяции. Описание и измерение требуются для того, чтобы в доступной форме отразить результаты собственных наблюдений. Эти методы особенно важны при открытии нового вида животных, растений или других организмов, когда необходимо опубликовать статью в научном журнале, чтобы присвоить название новому виду, привести подробное описание внешнего или внутреннего строения его особей, дать характеристику их численности и других параметров.

Сравнение позволяет проанализировать степень сходства и различия изучаемых объектов, а также всевозможные изменения их состояния.

Эксперимент, или опыт, — создание искусственной ситуации для изучаемого объекта. При этом важно, чтобы в опыте одновременно участвовали экспериментальные и контрольные организмы одного вида, иначе очень сложно оценить результаты проведённых исследований. Например, перед посадкой картофеля часть клубней (экспериментальные) обрабатывают слабым раствором стимулятора роста (например, янтарной кислотой), а другую часть (контрольные) оставляют необработанной. После сбора урожая все клубни взвешивают и сравнивают их массу. Результат проведённого опыта легко оценить, сравнив массу экспериментальных и контрольных клубней.

При постановке эксперимента необходимо продумать все его детали, чтобы исключить побочное воздействие различных факторов. Например, в первых опытах по изучению поведения Муравьёв учёные пытались выявить, насколько хорошо они помнят пройденный путь. Однако исследователи не учли, что муравьи оставляют на пройденных тропинках запаховые метки и по ним легко находят обратную дорогу. Позже эта ошибка в эксперименте была исправлена.

Моделирование — процесс исследования объектов на их моделях. Этот метод стал особенно востребованным с появлением современных компьютеров, так как появилась возможность создавать компьютерные модели труднодоступных биологических объектов и проводить на них виртуальные эксперименты. Результаты, полученные методами моделирования, обязательно должны быть проверены методами эксперимента, чтобы доказать их достоверность.

В биологии нередко используется исторический метод — изучение процессов развития живой природы, изменения общих биологических явлений во времени, в том числе исследование процесса эволюции на Земле.

К общенаучным методам исследования относят анализ (расчленение целостного на части), синтез (объединение частей в единое целое), обобщение, классификацию (ранжирование фактов, таксонов), систематизацию (упорядочение полученных результатов) и статистику (анализ массовых явлений и фактов, основанный па теории вероятностей).

Современная биология широко использует методы исследования, применяемые в области физики, химии, геологии и других наук, в том числе специальную технику.

Так, для изучения клетки существуют специально разработанные приёмы проведения наблюдений, измерений, выполнения экспериментов и др. Этот метод называют микроскопией. Он предусматривает не только применение световых и электронных микроскопов, но и подготовку материала для исследований — изготовление тонких срезов тканей и клеток, специальное окрашивание препаратов.

Любое биологическое исследование включает наблюдение, сравнение, описание и эксперимент. Наблюдение и описание обеспечивают накопление фактического материала, отражающего объекты и явления природы. Метод сравнения даёт возможность выявлять сходство и различия между организмами, видами, другими биосистемами и их частями. Эксперимент представляет собой воссоздание изучаемого объекта или явления в специально подготовленных и контролируемых условиях. Он позволяет активно изучать природные явления и проверять гипотезы, выдвигаемые в результате наблюдения, сравнения и других методов исследований.

Вопрос 2. Понаблюдайте за поведением серой вороны на улице. Опишите в дневнике наблюдений её повадки.

Серые вороны – это достаточно подвижные и активные пернатые, которые любят неторопливо ходить из стороны в сторону. Также эта птица очень любит разнообразные развлечения, к примеру, ее любимыми аттракционами являются: планирование в воздухе, раскачивание на проводах, скатывание по наклонной поверхности крыш.

Вопрос 3. Понаблюдайте за стайкой воробьев осенью: чем они питаются? Как ведёт себя стая при опасности и при обнаружении корма?

Питаются воробьи в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми. В человеческих поселениях он подбирает семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов. Посещает он также ближайшие поля и сады, поедая здесь хлебные злаки, склевывает ягоды вишни, смородины, винограда, а весной цветочные почки. Там, где поблизости полей нет, вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает насекомых и семена дикорастущих трав. При недостаточном количестве корма воробьи могут затеять драку.

Живой мир и культура

Вопросы для обсуждения

1. Что такое культура?

Культура — это творческое отражение и преобразование природы в человеческой деятельности, ступень общественного сознания.

2. Как отражается взаимодействие человека и природы в различных формах культуры?

Человек берёт из природы нужные материалы, и делает из этих материалов различные предметы. К примеру из дерева делают мебель. Чем выше уровень развития человека, тем больше он преобразовывает природу. Однако, чем выше уровень его культуры, тем больше человек начинает заботиться о природе.

3. Какую роль играет живая природа в развитии культуры?

Природа воздействует на род занятий и разделение труда. Например, суровые климатические условия Севера породили специфическое разделение труда между мужчинами и женщинами: первые занялись изготовлением оружия, охотой, рыболовством, оставив женщинам помимо традиционного приготовления пищи такие занятия, как выделка кожи, изготовление одежды. Природная среда влияет на процесс художественного творчества. Природа не только подсказывает образы художественного творчества, но и представляет сырье для создания тех или иных предметов искусства. Шедевры архитектуры, живописи, музыки, литературы создаются под воздействием впечатлений, полученных их создателями от общения с природой. Природа оказывает сильное воздействие на традиционную народную культуру, что находит выражение в специфических привычках, обычаях, обрядах. Обряды превращают природные объекты в элементы духовной культуры. в соответствии со сменой дня и ночи, времен года совершаются многие циклы производственной деятельности, своеобразно отражаемые в праздниках и обрядах.

4. Как осуществлялась передача достижений культуры новым поколениям в первобытном обществе и как это происходит в настоящее время?

В древнем мире чаще всего передача достижений культуры передавалась с помощью метода : Делай как я.

То есть, мастер учил молодого ученика тому, что он уже успел научиться сам и чему научили его предки.

Кроме личного примера, в качестве культурных ценностей передавались постройки, строения, также, когда появилась письменность, то велись записи о событиях. Дошли до наших времен и поэмы, и письма к возлюбленным из фараонских времен.

Когда появилось книгопечатание, то книги стали одним из способов передачи культурных ценностей.

Не стоит забывать о музыке, кинематографе, картинах и скульптурах, созданных художниками.

Сегодня же буквально любое культурное событие, даже одномоментное, можно записать в цифровом формате и хранить для потомков.

Так, например, каждый спектакль — это новая подача и импровизация — и, если раньше люди могли судить о том или ином спектакле, лишь побывав там лично, то сегодня можно все смотреть в записях.

В наше время созданы хорошие условия для того, чтобы хранить для новых поколений и передавать им все культурные ценности.

5. Какие основные направления можно выделить в развитии современной культуры?

В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX — XX вв. получил название "декаданс", а искусство и литература — декадентские. Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира.

Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В переводе с французского модернизм — "новый, современный".

К понятию "модернизм" близко другое понятие — "авангард" (фр. передовой отряд), объединяющий наиболее радикальную разновидность модернизма.

Модернизм — характерная черта эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов. В своих лучших образцах искусство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых выразительных средств.

Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по — разному себя проявляя, но ярче всего — как неореализм, особенно в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в искусстве (Р. Гуттузо, Э. Уайет), и в литературе (А. Миллер, Э. Хемингуэй, А. Зегерс, Э.М. Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос.

С какими методами биологических исследований вы знакомы, какие умеете применять?

Ответ

Любое биологическое исследование включает наблюдение , сравнение, описание и эксперимент.

Наблюдение и описание обеспечивают накопление фактического материала, отражающего объекты и явления природы.

Метод сравнения дает возможность выявлять сходство и различия между организмами, видами, другими биосистемами и их частями.

Эксперимент представляет собой воссоздание изучаемого объекта или явления в специально подготовленных и контролируемых условиях. Он позволяет активно изучать природные явления и проверять гипотезы, выдвигаемые в результате наблюдения, сравнения и других методов исследований.

Читайте также: