Школа типовой проект 260

Обновлено: 05.07.2024

Средняя общеобразовательная школа на 220 учащихся в с. Филипповка, ул. Лукина, 1а, Кунгурского района, Пермского края

Строительство здания пристройки с переходом к существующему зданию МБОУ СОШ № 1 в г. Вяземский на 250 мест

Здание общеобразовательной организации на 250 учащихся и 50 детей дошкольного возраста для повторного применения

Строительство общеобразовательной школы на 250 мест в д. Чапаево Усть-Абаканского района для включения в реестр типовых проектов Минстроя России

Строительство средней общеобразовательной школы на 250 мест в с.п. Яндаре Назрановского района Республики Ингушетия

. Школа на 264 места, расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, с. им 9 Января

Завершение строительства объекта "Детский сад", расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 17, дом 15

Реконструкция МОУ СОШ в п. Дубки Саратовского района Саратовской области по ул. Октябрьской. Общеобразовательное учреждение на 300 мест

Пристройки к зданию лицея, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Парковая, д. 10

Реконструкция средней общеобразовательной школы № 26 по адресу: Московская область, Раменский район, поселок Ильинский, ул. Первомайская, д. 15

Начальная общеобразовательная школа на 300 мест по адресу: Санкт-Петербург, Шувалово-Озерки, кв. 9, корп. 6 (участок 7); (Санкт-Петербург, улица Композиторов, участок 2, (юго-восточнее дома 19, корпус 1, литера А по Выборгскому шоссе)

Строительство нового корпуса для МБОУ Калманская средняя образовательная школа в с. Калманка Калманского района Алтайского края

Строительство здания школы на 300 мест в с. Хмелевицы городского округа город Шахунья Нижегородской области

Объекты народного образования. Раздел 8. Школы. Школы до 400 мест

Строительство средней общеобразовательной школы № 160 Тайгинского городского округа, расположенной по адресу: Кемеровская область,
г. Тайга, пр. Кирова, 57

Общеобразовательный центр в состве: средняя общеобразовательная школа, детский сад, спортивный блок в микрорайоне "Инорс-4" в Калининском районе ГО г. Уфа Республики Башкортостан

Строительство общеобразовательной школы на 360 мест в с. Катар-Юрт, Ачхой-Мартановский район Чеченской Республики

Средняя общеобразовательная школа в г. Верхняя Тура Свердловской области (шифр 260-01/13-…. от 2014,
с изм. от 11.2014, шифр 260-01/13-СМ, от 2014, с изм. 12.2014)

Общеобразовательная школа на 350 ученических мест по адресу: Тамбовская область, Рассказовский район, село Верхнеспасское, ул. Центральная, 84 «б"

Пристройка к существующей школе № 1 в г. Усть-Джегута, Усть-Джегутинского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики

Средняя общеобразовтаельная школа на 400 мест в с. Помоздино Усть-Куломского района (привязка проекта повторного использования"

Строительство блока начальной школы на 400 мест на территории МОБУ СОШ № 82( поселок Дагомыс, ул. Армавирская, 150), Лазаревского района г. Сочи

Строительство блока начальной школы на территории МОБУ Гимназия №15 на 400 мест (ул. 60 лет ВЛКСМ,12), Центрального района, г. Сочи

Стриотельство пристройки к зданию МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 98", расположенный по адресу: г. Барнаул, с. Власиха, ул. Ракитная, 2

Объекты народного образования. Раздел 8. Школы. Школы до 500 мест

Пристройка к существующей школе № 1 в ст. Зеленчукская, Зеленчукского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики

Школа-детский сад с плавательным бассейном. Ульяновская область, Кузоватовский район,
р.п. Кузоватово, ул. Октябрьская, д. 28А

Строительство общеобразовательной школы на 480 мест в с. Комсомольское Грозненского района Чеченской Республики

строительство Россошинской СОШ на 500 мест по адресу Центральная, 1 п. Степной Городищенского района Волгоградской области

Здание школы МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 14, по адресу: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 131

Объекты народного образования. Раздел 8. Школы. Школы до 600 мест

Строительство нового здания государственного бюджетного общеобразовательного учреждения на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Болотная улица, дом 6, литера А

Строительство общеобразовательной школы на 525 мест на территории по пр. Гагарина (в районе Нижегородской сельскохозяйственной академии) в Приокском районе г. Н. Новгорода

Строительство общеобразовательной школы на 550 мест по ул. Ленина, д. 45 "Б" в п. Ис города Нижняя Тура Свердловской области

Строительство пристройки для размещения учебного блока с капитальным ремонтом существующего здания МОУ "Егорьевская средняя общеобразовательная школа" в с. Новоегорьевское Егорьевского района Алтайского края

Общеобразовательная школа на 550 мест по адресу: Ленинская область, Ломоносовский муниципальный район, Виллозское городское поселение, поселок Новогорелово, участок 12

Школа на 550 мест в поселке Новинки Богородского района, расположенная под адресу: Нижегородская область, Богородский район, поселок Новинки, в границах улиц Магистральной, Суворова, проезд Строителей

Школа на 550 мест, ул. Барклая, вл. 5 (на месте сноса здания школы № 700) с инженерной подготовкой территории

Общеобразовательная школа по адресу: Санкт-Петербург, Поэтический бульвар, участок 1, (севе-ро-западнее пересечения с улицей Руднева) (Шува-лово-Озерки, квартал 25А)

Общеобразовательнпая школа на 550 мест, Рузский район, г.п. Тучково, Западный микрорайон, ул. Лебеденко

Строительство общеобразовательной школы на 600 мест г. Урус-Мартан Урус-Мартанского района Чеченской Республики

Общеобразовательная школа на 600 мест по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Заневское сельское поселение, дер. Кудрово,
уч. 48, ул. Центральная

Общеобразовательная школа по адресу: Московская область, г. Серпухов, мкр. Ивановские дворики, ул. Героев Отечества

Средняя общеобразовательная школа на 600 мест по адресу: г. Тула, Привокзальный район, по просп. Ленина, д. 116 (микрорайон "Зеленстрой-2")

Новый корпус муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 181 по адресу: ул. Краснолесья, 22 в Ленинском районе города Екатеринбурга

Новый корпус муниципального автнонмного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 167 по адресу: ул. Фрезеровщиков, 84а в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга

Объекты народного образования. Раздел 8. Школы. Школы до 700 мест

Объект начального и среднего общего образования с расчетной вместимостью не менее чем 640 мест по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Виллозское городское поселение, поселок Новогорелово, уч. 60

Объекты народного образования. Раздел 8. Школы. Школы до 800 мест

Строительство общеобразовтаельной школы на 720 мест в с. Братское Надтеречного района Чеченской Респблики

Общеобразовательная школа с инженерными коммуникациями, г. Ярославль, Фрунзенский район, МКР № 2 жилого района Сокол, улица Чернопрудная (в районе дома 30)

Здание общеобразовательной школы. Ярославская область, городской округ город Рыбинск, Тракторная улица, 12

Образовательный центр в границах улицы Евгения Савкова – реки Патрушиха – улицы Верхнеуфалейская – улицы Ландау в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга

Школа на 800 мест с организацией отдыха и оздоровления детей по ул. Ландышевая в микрорайоне Мамайка Центрального района Сочи

Реконструкция МОУ СОШ №5 им. 63-го Угличского пехотного полка по адресу: г. Углич,Ярославская область,Ленинское шоссе, д.1а

Средняя общеобразовательная школа на 800 учащихся по ул. Григория Засекина в Кировском районе Волгограда

Объекты народного образования. Раздел 8. Школы. Школы до 900 мест

Общеобразовательная школа по адресу: Санкт Петербург, проспект Космонавтов, участок 228, (севернее дома 61, корпус 1, литера А по проспекту Космонавтов); пр. Космонавтов, участок 1 (напротив дома № 58, литера А, по пр. Космонавтов)/квартал 10 района Восточнее проспекта Юрия Гагарина

Объект начального и среднего общего образования (с расчетной вместимостью не менее чем на 825 мест) по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Янино-Восточный, участок 14

Общеобразовтаельная школа на 825 мест по адресу: Кировская область, Зуевский район, г. Зуевка, ул. Исполкомовская, 174

Строительство средней общеобразовательной школы на 825 мест по адресу: г. Великие Луки, пр-т Гагарина, д. 108

Объекта начального и среднего общего образования на 825 мест по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.Сертолово, микрорайон Сертолово-2, улица Мира, участок 24

Строительство школы на 825 уч. мест в селе Булгаково сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Объекты народного образования. Раздел 8. Школы. Школы до 1000 мест

Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразотельной школы на 990 мест по ул. Федеральная, 25 в г. Ставрополе

Средняя общеобразовательная школа на 1000 мест в новом микрорайоне массойвой застройки "Правобережье" г. Калуга

Строительство общеобразовательной школы на 1000 мест по адресу: Калужская область, Дзержинский район, г. Кондрово. Ул. Советская, д. 13 (Калужская область);

Объекты народного образования. Раздел 8. Школы. Школы более 1000 мест

Средняя общеобразовательная школа на 1600 ученических мест поз. 1.34 в микрорайоне № 1 жилого района "Новый город" г. Чебоксары

Здание общеобразовательной орагнизации на 1000 ученических мест в квартале "Центральный" Заволжского района г. Ульяновска

Муниципальное автомное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 по адресу: ул. Калинина, 26 а в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбура

Общеобразовательная школа на 1000 учащихся с бассейном и поещениями физкультурно-оздоровительного назначения, в мкр. № , жилого района "Чистые пруды"

Здание общеобразовательной школы на 1000 учащихся, расположенное по адресу: г. Белово, квартал "Сосновый" № 8

Строительство школы на 1000 мест по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Старая Станица, 150 м к северу от земельного участка по ул. 40 лет Победы, № 33

Строительство общеобразовательной школы по ул. Артиллерийской в г. Калининграде
Общеобразовательная школа на 1100 учащихся

Строительство общеобразовательной школы на 1100 мест по адресу: город Армавир, проспект Авиаторов, 12

Строительство общеобразовательной школы с количеством учащихся на 1100 человек в микрорайоне № 4 "Солнечный" г. Щелково, Московской области

Средняя общеобразовательная школа на 1100 учащихся по адресу: Московская область, г. Щелково, мкр. "Жегалово"

Строительство общеобразовательного комлекса в г. Сочи в составе: общеобразовательной школы на 1100 мест, плавательного бассейна и детского сада на 260 мест

Объект начального и среднего образования на 1175 мест по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Муринское сельское поселение, участок № 34, ограниченной проспектом Авиаторов Балтики, бульваром Менделеева, Петровским бульваром и улицей Шувалова

Челябинская область, г. Челябинск, р-н Калининский, жилой район № 8, микрорайон № 30,
Школа на 1100 мест

МБОУ СОШ г. Иркутска СОШ с углубленным ищучением отдельных предметов № 19 по ул. Лермонтова, 279 в Свердловском районе г. Иркутска

Муниципальное общеобразовательное учреждение на 1175 учащихся по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, земли САОЗТ "Ручьи"

Объект начального и среднего образования на 1175 мест по адресу: Ленингроадская область, Всеволожский район, Муринское сельское поселение ( на территории квартала 8)

Общеобразовательная школа на 1200 мест по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Мехзавод, квартал 1

Строительство общеобразовательной организации вместимостью 1340 учащихся, по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Галицкого, 49-б

Объект начального и среднего общего образования на 1200 мест по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, участок Янино-1

Строительство школы на 1200 ученических мест в районе улиц Николая Зелинского - Дмитрия Менделеева г. Тюмень

Строительство общеобразовательной школы на 1224 мест в Заводском районе г. Грозном Чеченской Республики

Комплексное освоение в целях жилищного строительства микрорайонаа по ул. Ильюшина, 13 в г. Воронеже, Общеобразовательная школа на 1224 места (поз.59)

Общеобразовательная школа на 1375 мест; Общеобразовательная школа на 1375 мест (спортивное ядро); Санкт-Петербург, Ленинский проспект, участок 12 (северо-западнее пересечения с улицей Доблести); Санкт-Петербург, Ленинский проспект, участок 11 (северо-западнее пересечения с улицей Доблести); Ленинский пр., участок 11 (северо-западнее пересечения с ул. Доблести)/Юго-Западная Приморская часть, квартал 21, участки 11,12

Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1550 мест по ул. Пирогова в г. Ставрополе

Здание общеобразовательной организации на 1500 учащихся для повторного применения в микрорайоне № 55 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 Курчатовского района г. Челябинска

Общеобразовательная школа на 1875 мест по адресу: г. Краснодар, Прикубанский район внутригородской округ, ул. Конгрессная

Давно у меня вышла эта краткая обзорная статья в печатном виде. Вот, наконец, отфоткал все основные здания и представляю ее здесь.

Началом истории типового школьного строительства на территории СССР считаются постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. В них было сформировано окончательное видение на советскую школьную систему, в том числе описана и необходимая для школьного образования инфраструктура.




Ключевым обеспечивающим учебный процесс элементом школьной инфраструктуры являлось здание общеобразовательного учреждения. Данные здания были дифференцированы на три вида: школа на 280 учащихся, школа на 400 учащихся и школа на 880 учащихся. Данное разбиение четко ограничивало территории для их постройки и их внутреннюю структуру. Помимо этого было произведено ограничение кубатуры и использования внутреннего пространства: 65 % внутренних помещений должны были являться учебными, 35 % — вспомогательными.


1. Фрагмент постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22.11.1935.

В течение 1935—1938 гг. архитектурно-проектными мастерскими страны велись поиски наиболее экономичных проектов, при сооружении которых было возможно наиболее полно использовать индустриальные методы строительства, для сокращения смет и уменьшения сроков строительства. Итогом этих изысканий стало утверждение двух вариантов школьного строительства. Первый вариант представлял собой индивидуальное проектирование общеобразовательного здания (с соблюдением всех предъявляемых к нему требований) для строительства в существующих кварталах со сплошной застройкой, когда школьное здание было необходимо встраиваться между уже существующих строений. Второй же вариант предусматривал использование типовых проектов, которые за счет использования стандартизованных конструктивных и архитектурных элементов и схожих объемно-планировочных решений объединялись в серии, привязываемых на свободные участки территорий населенного пункта.

В 1938 г. году архитекторами Джусом К., Леоновым Б., Рогайловым Б. и другими была создана серия типовых проектов для школьного строительства, рекомендованная для применения на всей территории СССР. Особенностью проектов данной серии стали относительно небольшие габариты зданий, улучшенная планировочная структура (на основе сравнения с разными проектами школ, сооружавшихся в предыдущие годы), введение в состав школы специализированных помещений: физкультурного зала, кабинета биологии с лабораторией, комнаты комсомольской организации. За основу планировочного решения архитекторами были положены единый рекреация-коридор, объединяющий шесть-семь классов и двух-, трехстороннее расположение самих классов.


2. Двухкомплектная средняя школа, арх. Джус К.И., отдел проектирования Моссовета, 1936 г., Москва, пл. Горького

Поскольку Курск являлся относительно крупным городом РСФСР, то основным типом зданий для школьного строительства должны были быть двухкомплектные средние школы на 880 учащихся. Территориально данные большие школьные здания должны были охватывать учащихся сразу нескольких кварталов или даже целого района, что при отсутствии хорошо развитой системы общественного транспорта в Курске приводило к большим временным издержкам для школьников, затрачиваемым на путь из дома в школу и обратно.

Примером одной из первых типовых школ на 880 учащихся является здание школы № 17, расположенное на улице Пионеров, д. 64. Здание строилось в 1937—1938 г. по одному из ранних типовых проектов. Это здание с переменной этажность (3-4 этажа), вытянутое вдоль улицы Пионеров, П-образное в плане. На первом этаже здания располагается симметричный вестибюль, на всех этажах также располагается узкий коридор-рекреация, куда выходят классы. Школа имеет весьма простое объемное и композиционное решение с выявлением осей симметрии вдоль 4-х этажного головного корпуса и поперек 3-х этажных боковых корпусов-выступов. Фасады школы были решены в конструктивистском стиле. Поскольку для школы использовался ранний проект, то он имел в себе большое число недостатков: неоправданно увеличенная кубатура лестничных клеток и коммуникационных коридоров, отсутствие стандартизации конструктивных и архитектурных деталей, отсутствие единых архитектурно-планировочных решений для помещений, что увеличило стоимость и сложность строительства общеобразовательной школы.


3. Типовой проект школы на 880 учащихся, Ул. Пионеров, д. 64

По аналогичным ранним типовым проектам были выстроены здания школы № 22 на улице Почтовой, № 7 на улице Дзержинского, здание школы на улице Павлова, которое было полностью разрушено в Великую Отечественную войну. Для строительства школы на улице Радищева (сейчас лицей № 6 им. М. А. Булатова) был выбран уже типовой проект из серии 1938 года.


4. Типовой проект школы на 880 учащихся, Ул. Почтовая, д. 7


5. Типовой проект школы на 880 учащихся № 67, арх. Цыганков, Наркомпрос РСФСР, Ул. Радищева, д. 54

После войны школьное типовое строительство изменяет свой характер. Основное массовое жилищное строительство начинает вестись в рабочих поселках промышленных предприятий. Курским облпроектом в 1947 г. утверждается проект поселка Курского резинового завода (РТИ) в Рышково, архитектор Иванов А.А, 1949 г. — Курского подшипникового завода № 12 (ГПЗ-12), архитектор Гаркуша Д.И., 1951 г. — Курского завода передвижных агрегатов (КЗПА), архитектор Гаркуша Д.И., и другие.


6. Планировка школьного участка в квартале № 2 рабочего поселка завода РТИ

Поскольку проекты рабочих поселков предполагали комплексную застройку территории индустриальными методами с жесткой экономией средств, то при планировании выбор делался на использование исключительно типовых проектов зданий. Застройка разбивалась на несколько очередей и школьное строительство предусматривалось в первую очередь.


7. Титульный список первоочередного строительства завода КЗПА

Основным типовым проектом в послевоенное время становится проект здания школы на 400 учеников № 256 (№ 2-02-05 после пересмотра в 1950 г.), разработанный в 1947 г. архитекторами Вавировским Н.М. и Дилакторской Л.Л. из архитектурно-проектной мастерской Министерства просвещения РСФСР.

По данному проекту были построены здания школ завода РТИ на улице Резиновой, д. 3 и д. 14; школы ГорОНО на улице Павлуновского, д. 99, на улице 1-я Офицерская, д. 29, на улице 2-я Стрелецкая, д. 46; школа завода ГПЗ-12 на улице Сумской, д. 29.


8. Типовой проект школы № 256, ул. Резиновая, д. 3


9. Типовой проект школы № 256, ул. Павлуновского, д. 99


10. Типовой проект школы № 256, ул. 1-я Офицерская, д. 29

Помимо часто используемого 256 проекта в Курске однократно применялся еще другой, но очень схожий тип здания школы на 400 учащихся: типовой проект 222, разработанный также в 1947 г. архитекторами Вавировским Н.М. и Великановым А.П. из архитектурно-проектной мастерской Министерства просвещения РСФСР. Школа по этому проекту была выстроена заводом Аккумулятор на улице Широкая, д. 8. Стоит отметить, что данное здание по итогам Всероссийского конкурса на лучшие жилые и гражданские здания, выстроенные в 1950 г. в городах и рабочих поселках РСФСР, получило третью премию за качество строительных и отделочных работ, а также благоустройства близлежащей территории.


11. Типовой проект школы № 222, Ул. Широкая, д. 8


12. Фото с Всероссийского конкурса на лучшие жилые и гражданские здания, выстроенные в 1950 г.

В послевоенное время в Курске строились школы и других типовых проектов: школа ГорОНО на 960 учащихся на улице Гоголя, д. 10 — проект 260 архитекторов Смышляева В.Я. и Мордвишова Е.Г. из архитектурно-проектной мастерской Министерства просвещения РСФСР; школа завода КЗПА на 400 учащихся на улице Социалистическая, д. 10 — проект 520 (2-02-17) архитекторов Чалдымова А.К., Змеула С.Г., Наумова С.Ф., Великанова А.П. из архитектурно-проектной мастерской Министерства просвещения РСФСР и ряд других.


13. Типовой проект школы № 260, Ул. Гоголя, д. 10


14.Типовой проект школы № 2-02-17, ул. Социалистическая, д. 10


15. Типовой проект школы № 2-02-17, ул. Ильича, д. 31

Принципиальных отличий в архитектурно-планировочных и конструктивных схемах между различными послевоенными типовыми проектами школ не было. Отличались они главным образом объемом и вариантами оформлением главных фасадов.

Общей для большинства школ продолжала оставаться П-образная форма в плане. Основные и вспомогательные помещения также как и в довоенных проектах группировались около коридора-рекреации, который в послевоенных проектах был расширен. Лестничные клетки располагались в торцах зданий.


16. Поэтажные планы с экспликацией помещений типового проекта школы № 256

Существенным недостатком проектов школ этого времени было уменьшение ряда основных помещений: вестибюля, гардероба, санузлов. В типовых проектах школ вместимостью 400 учащихся отсутствовали актовый и физкультурный залы. Во всех без исключения типовых проектах был не решен вопрос разделения учебных групп по возрастному принципу.

В оформлении фасадов часто применялись рустовка, декорирование пилястрами, колоннами. Здания венчались тяжелыми карнизами, фронтонами с лепными барельефами, а входы подчеркивались усложненными порталами.


17. Архитектурные элементы фасадов школ

Среди однообразной и безликой жилищной застройки рабочих поселков по типовым проектам 207, 228 и 204 серий, нашедших в Курске широкое распространение, богатые по декору величественные здания школ становились архитектурными доминантами улиц и кварталов, притягивающих взгляды прохожих.

Несмотря на однотипность и наличие ряда недостатков в большинстве построенных как в довоенный, так и в послевоенный период школ Курска применение типовых проектов позволило быстро осуществлять их строительство с небольшими размерами смет, что было особенно важного для послевоенного восстановления сети общеобразовательных школ города, а также ее развития в связи с ростом жилищного строительства на окраинах. Территориальная разделенность и изменения фасадов при привязке типовых проектов школ к местности местными архитекторами позволили избежать однообразия экстерьеров школьных зданий и придать уникальность общеобразовательным зданиям в разных районах города Курска.

 Школа на Садовой улице, Ленинград. Арх. И. И. Фомин, Е. А. Левинсон, 1938.

Школа на Садовой улице, Ленинград. Арх. И. И. Фомин, Е. А. Левинсон, 1938.

В первой части материала про архитектуру советских школ я рассказала про постройки периода конструктивизма. В то время структуру школьных зданий частично определяла концепция лабораторно-бригадного обучения. Предполагалось, что в школе ребята должны овладевать ремеслом, а потом без дополнительной подготовки вливаться в рабочий процесс. Чтобы детям было недалеко ходить за получением непосредственной практики, школы строились рядом с заводами. А те часто располагались на окраинах города, где пространства для школ было много, следовательно и сами школы были большие по размеру. Это позволяло решить сразу и вторую задачу — сделать школы вместительными по количеству учеников, а это важно, так как школ на тот момент не хватало. Что изменилось в 1935—50-х годах? Какие новшества привнесла сталинская эпоха? Об этом речь пойдёт далее.

Как и в период конструктивизма, в неоклассический период на архитектуру школ влияли педагогическая мысль и законодательство в области образования.

Комплектность школы — параметр, указывающий, сколько учителей приходится на четыре класса одного потока школы. В однокомплектной школе один учитель работает со всеми четырьмя классами, в двухкомплектной — по одному учителю приходится на два класса, в трёхкомплектной — один учитель обслуживает два класса, и ещё два — по одному, и в полнокомплектной школе — на каждый класс потока приходится по одному учителю.

Доля площадей, отведённых под классы, увеличилась с 35 % по сравнению с предыдущей нормой до 60—65 %. В основном это было достигнуто за счёт почти полной ликвидации лабораторных помещений и мастерских.

Из-за массовости разработки и строительства типовых школ, стандартизация комплектующих также шла полным ходом — к 1936 г. были разработаны стандарты на двери, оконные переплёты, наличники, плинтусы, ступени, плиты для лестничных площадок, подоконные доски и т. д., а также введены типовые перекрытия, колонны и перегородки.

Характерно, что изменения в стиле отразили и изменения отношений детей с государством — роль индоктринации повысилась, школьников с самого детства должна была окружать советская символика, что хорошо поддавалось реализации в неоклассицизме.

Рассмотрим следующие факты про школы этой эпохи:

  1. Школы одними из первых в СССР стали строиться по типовым проектам.
  2. Часто окна классов выходили на одну сторону — из-за требований инсоляции.
  3. Во многих школах по первым типовым проектам не было спортзала.
  4. Кубатура, отведённая отведённый на одного ученика, снизилась с 35 м 3 до 15—17 м 3 .
  5. На стенах и фасадах школ появилось пространство для идеологической пропаганды.
  6. Сначала блочные школы в конструкции были дороже кирпичных.

Школы стали одними из первых зданий, строящихся по типовым проектам, потому что школ требовалось много — и довольно в краткосрочной перспективе. Откуда брались эти проекты? Они не разрабатывались специально, а копировались с успешных индивидуальных проектов. Школа на Малой Разночинной как раз и была такой школой, построенной по индивидуальному проекту, который стал впоследствии типовым.

Изображение 1 — Вид на два входа школы по Малой Разночинной.

Изображение 1 — Вид на два входа школы по Малой Разночинной.

Согласно требованию, солнце должно было светить в окна слева, чтобы, когда пишешь правой рукой, тень от неё не падала на тетрадь. Хорошим считалось расположение классов окнами на юг, допустимым — на восток, возможным, но в исключительных ситуациях — на запад (ведь занятия шли в основном в первой половине дня), а северная ориентация классов не допускалась. Есть гипотеза, что левшей переучивали в правшей именно поэтому, но прямых подтверждений тому нет.

12. Школа № 112 Выборгского района, пр. Пархоменко 13, Ленинград (арх. Н. А. Троцкий, А. С. Мартынов, М. И. Чурилин, 1935).

В школе по проекту Троцкого, Мартынова и Чурилина также располагалась квартира директора! В эпоху конструктивизма такое тоже было возможно, иногда рядом со школой строили специальные небольшие домики для поселения там персонала.

Изображение 3 — Школа № 112. В настоящее время здесь находится Налоговая инспекция Выборгского района. Изображение 4 — План школы по проекту Троцкого, Мартынова и Чурилина.

13. Школа № 1384 в Москве (арх. Л. А. Степанова, 1949—1950) построена по проекту, характерной чертой которого были стены из красного кирпича. Такие здания строились преимущественно в Москве.

Классы в этом проекте располагались по две стороны коридора, поэтому последний был слишком тёмным. Этот недостаток Степанова ликвидировала в своём следующем проекте. Появляется также спортзал — на последнем этаже, поэтому на третьем этаже занятия проводились под аккомпанемент стука мячей.

Изображение 5 — Школа по проекту Степановой, вход видоизменён.

Изображение 5 — Школа по проекту Степановой, вход видоизменён.

14. Школа № 171 на ул. Маяковского в Ленинграде (арх. М. Я. Климентов, 1950) имеет в простенках медальоны с портретами Маяковского, Мичурина, Ломоносова и Пушкина.

Далее по улице Маяковского, дом № 26, у школы № 194, на медальонах в простенках изображены дети, занимающиеся спортом и культурой.

Изображение 6 — Декор на школе № 171 на ул. Маяковского. Изображение 7 — Фигуры с медальонов на фасаде Юсина пронзительно смотрят на нас. Изображение 8 — Медальон со школы № 194 в Ленинграде, 1940.

Литература

Алёшин П. Ф., Маринченко А. И., Колесников В. В., Архитектура школьных зданий. Киев : Изд-во Акад. архитектуры УССР, 1952.

Рогачев А. В., Москва. Великие стройки социализма, М. : Изд-во: Центрполиграф, 2014.

Примечание


образование: Имеет два образования — техническое и гуманитарное. В 1997 году получила диплом системного программиста в МГТУ им. Баумана. Затем отучилась на искусствоведа в Институте художественного творчества. В 2002 году защитила диплом о конкурсах на строительство Дворца Советов.

Проектирование школьных зданий в советское время можно примерно разделить на три основных периода — революционные эксперименты до начала 1930-х, поиск оптимальной формы и выработка типовых проектов на базе освоения классического наследия и окончательный переход к типовому проектированию с 1960-х годов с редкими штучными образцами в духе советского модернизма.

Следуя актуальным авангардным принципам, архитекторы 1920-х составляли план школьного здания из отдельных разновысоких функциональных блоков. Как правило получалось здание сложной асимметричной формы, напоминающей буквы Е или Н, где отдельные элементы соединялись между собой переходами. Венцом планировочного решения и символом передовой системы обучения, ориентированной на науку и технику, была школьная обсерватория.

Один из первых осуществленных проектов по такому принципу — школа на 1000 учеников на улице Стачек в Ленинграде (1926-1927) по проекту архитекторов Александра Никольского и Александра Крестина. Школа, напоминающая в плане серп и молот, была составлено из нескольких элементов разной этажности. При этом здание было очень функционально и разработано с учетом лабораторно-бригадного метода обучения.


Школа на 1000 учеников на улице Стачек в Ленинграде (1926-1927). Арх. Александр Никольский, Александр Крестин

Школа на 1000 учеников на улице Стачек в Ленинграде (1926-1927). Арх. Александр Никольский, Александр Крестин

Школа на ул. Стачек (1930) в Ленинграде. Арх. Иван Фомин

Школа на ул. Стачек (1930) в Ленинграде. Арх. Иван Фомин

Школа на Лесном проспекте (1930-1932) в Ленинграде. Арх. Александр Никольский, Владимир Гальперин

Школа на Лесном проспекте (1930-1932) в Ленинграде. Арх. Александр Никольский, Владимир Гальперин

Несмотря на поиски новых форм обучения — от Дальтон-плана, ориентированного на самостоятельного учащегося, до бригадного метода, предусматривавшего коллективное выполнение задания группой ребят с итоговым докладом одного из них, — общая планировочная структура здания в большинстве случаев все равно основывалась на классной системе.

Интересен типовой проект школы-семилетки, сделанный для Москвы архитекторами Иваном Рыбченковым и Алексеем Жаровым в 1928 году. В трехэтажном здании, рассчитанном на 650 учащихся, спроектировано 14 классов, два актовых зала, библиотека, три лаборатории, две мастерские, столовая, физкультурный зал. По этому проекту было построено несколько школ в Москве. К 1929 году тот же Рыбченков разработал для Москвы типовой проект четырехэтажной школы-десятилетки на 890 учащихся, работающей по лабораторно-кабинетной системе с индустриальным уклоном.





Школа на на 2400 учеников на Дровяной площади (Хавская ул., 5) в Москве, 1935. Арх. Анатолий Антонов, Игорь Антипов

Школа на на 2400 учеников на Дровяной площади (Хавская ул., 5) в Москве, 1935. Арх. Анатолий Антонов, Игорь Антипов

В это время советской властью ставится вопрос об активизации и систематизации школьного строительства. Наметился возврат к строго кабинетной системе обучения с четким расписанием и утвержденным набором дисциплин.

Школа на Большой Переяславской улице, построенная в 1930 году по проекту Михаила Мотылева и Бориса Малышева, выделяется простотой плана — прямоугольник с боковыми ризалитами. На фоне сложных планов 1920-х она стала прообразом типовых школ сталинского времени, строившихся до конца 1950-х годов.

Эти же архитекторы построили две школы в начале Комсомольского проспекта и на Усачевской улице. Первая имела ряд недостатков — такие, например, как запроектированная на крыше спортплощадка, практически не используемая в нашем климате, не открывающиеся для мытья окна и переусложненный план, затруднявший школьникам передвижение внутри. Вторая школа оказалась удобнее, тем не менее, нерационально был расположен главный вход, а классы занимали всего треть от общей площади здания, в котором при этом напрочь отсутствовали подсобные помещения.

Это были в целом удобные и обустроенные здания, но огромные, вмещавшие до 1500 учащихся. Чтобы их укомплектовать, приходилось приписывать к ним дома в радиусе нескольких километров, откуда дети были вынуждены приходить пешком. Поэтому со временем большинство этих школ были перепрофилированы под иные нужды, преимущественно административные.

Школа на Большой Переяславской улице в Москве, 1930. Арх. Михаил Мотылев, Борис Малышев

Школа на Большой Переяславской улице в Москве, 1930. Арх. Михаил Мотылев, Борис Малышев

Школа на шоссе Энтузиастов. Арх. Иван Рыбченков

Школа на шоссе Энтузиастов. Арх. Иван Рыбченков

Школа №201 имени Зои и Александра Космодемьянских в Москве, 1933-1935. Арх. Иван Звездин, А. Антонов

Школа №201 имени Зои и Александра Космодемьянских в Москве, 1933-1935. Арх. Иван Звездин, А. Антонов

Школа на Садовнической набережной в Москве, 1935. Арх. Иван Звездин

Школа на Садовнической набережной в Москве, 1935. Арх. Иван Звездин

В школах 1933–1934 годов проявилось стремление архитекторов оживить декоративное оформление, прежде ограниченное скупой серой штукатуркой. Примером здания переходного периода стала московская школа №201 имени Зои и Александра Космодемьянских. Облицовка светлым камнем, выделенная центральная часть, просторный вестибюль с колоннами напоминал фойе театра, а в актовом зале была с настоящая сцена и гигантские люстры.

Другим важным проектом 1930-х стала школа на Садовнической набережной (1935) архитектора Ивана Звездина. Строительство совпало с критикой школьной гигантомании и бригадного метода обучения — и, одновременно, с началом периода освоения классического наследия. Здание, еще контруктивистское по своей сути, с увеличенными окнами третьего этажа, лоджией, крупными круглыми окнами наверху и по бокам крыльца, получило в фасадном оформлении элементы сильно упрощенного классического ордера.

Еще одна большая школа была построена в 1935 году на проспекте Мира, 87 по проекту архитектора Аркадия Аркина. Несмотря на большие площади остекления, здесь мы видим уже строго симметричный план и композицию, напоминающую трехчастное членение классического усадебного дома.

В тот период новые школьные здания строились с большим количеством общественных помещений (мастерские, столовые, залы и т.д.) в ущерб количеству классов для занятий. Полезная площадь классов составляла всего 35% или даже 30 %. В начале 30-х была поставлена задача рационализировать школьные помещения. Появилась компактная школа на 880 учащихся (по два класса с первого по десятый и два подготовительных) с двадцатью двумя классными помещениями. Удобно, что эта же планировочная типология могла использоваться и для школ с тремя классами с пятого по десятый и одним комплектом с первого по четвертый класс. Было установлено требование довести учебную площадь до 62% за счет сокращения вспомогательных помещений.

Были выбраны три типологии школ: двухкомплектная (рассчитанная на две параллели классов) на 880 учащихся с 22-мя классными комнатами, однокомплектная на 400 учащихся с 10-ю классными комнатами и неполная средняя школа на 280 учащихся с семью классными комнатами. В 1938 году провели всесоюзный конкурс на лучший образцовый проект школьного здания. Победил проект школы на 880 учеников архитекторов Леонида Евгеньевича Асса и Александра Соломоновича Гинцберга. Этот проект следующие 20 лет воспроизводился во всех городах Советского Союза.

Здания школ, построенные в 1938—1939 гг. в Москве (Михаил Барщ, Георгий Зундблат, Юрий Емельянов, Даниил Фридман, Алексей Машинский и др.), Ленинграде (Леонид Асс, Александр Гинцберг, Борис Рубаненко и другие) варьируют планировку на основе широких коридоров с двумя входами по бокам, с гардеробами и вестибюлями. Благодаря отсутствию актового и физкультурного залов здания стали более компактными, но это же являлось их недостатком, поэтому в течение последующих лет проекты постоянно совершенствовались.

В 1950 году Лидия Степанова разработала новый типовой проект кирпичной пятиэтажной школы на 880 человек. Узнаваемый фасад для этой шк олы — с медальонами писателей, портиком у входа и картушем над карнизом — создал архитектор Семен Юсин.

Школа на Большой Певческой улице в Ленинграде (типовой проект), 1938. Арх. Леонид Асс, Александр Гинцберг

Школа на Большой Певческой улице в Ленинграде (типовой проект), 1938. Арх. Леонид Асс, Александр Гинцберг

Школа на Авиамоторной улице в Москве, 1935. Арх. Даниил Фридман

Школа на Авиамоторной улице в Москве, 1935. Арх. Даниил Фридман

Школа на ул. Красных зорь в Ленинграде. Арх. Сергей Евдокимов

Школа на ул. Красных зорь в Ленинграде. Арх. Сергей Евдокимов




Школа на Васильевском острове в Ленинграде (Наличная ул., 32 корп.2), 1970. Арх. Сергей Евдокимов

Школа на Васильевском острове в Ленинграде (Наличная ул., 32 корп.2), 1970. Арх. Сергей Евдокимов

С 1954 года типовые проекты разрабатывались уже на основе индустриального домостроения. Школа Т2, созданная в мастерской № 3 САКБ, отличалась большим количеством декора и, соответственно, большим количеством нестандартным бетонных элементов. Ей на смену пришла школа типа МЮ (Моспроект, южная ориентация фасада), где коридоры были заменены залами-рекреациями. В следующем поколении новых школьных зданий (типа 65-426 на 25 классов) дополнительно предусматривались производственные помещения, еще бОльшие актовые и спортивные залы. Использовалось до 50 типовых проектов, но они не отличались большим разнообразием архитектуры.

В Ленинграде новый типовой проект на 920 учеников был разработан в 1957 году архитектором мастерской № 3 Ленпроекта Сергеем Евдокимовым. Эта школа для раздельного обучения младших, средних и старших классов имела три фасада и размещалась в основном в центре кварталов, а не вдоль улицы, как раньше. Она имела симметричный П-образный план и состояла из трех блоков – учебного корпуса и вспомогательных помещений по бокам. Этот проект был использован в Северной столице более 40 раз.

Редкие экспериментальные постройки конца 1960-х — начала 1970-х по своей архитектуре отсылали к конструктивистскому прошлому, с его сложной организацией пространства и обилием стекла. Два авторских проекта для Ленинграда были разработаны Сергеем Евдокимовым — тем самым автором типовых школ. Школа на бульваре Красных Зорь состоит из четырех корпусов: двух учебных для старших и младших классов, спортивного (со спортзалом и бассейном) и клубного со столовой и залом. У каждого из блоков был свой вход, а у начальных классов — отдельный выход с гардеробом из каждого кабинета. Также в школе работала собственная обсерватория. Клубный блок и зимний сад украшала декоративная керамика, а на фасаде был установлен бетонный рельеф и металлические панно.

В школе на Васильевском острове (Наличная ул., 32 корп.2) 1970-го года постройки самым выразительным элементом стал уступчатый объем актового зала, корпус младших классов, где есть выходы из каждого класса, и игровые комнаты. Перед главным входом проходили линейки, а внутренний двор с противоположной стороны был украшен декоративным бассейном и предназначался для прогулок.

Здание физико-математической школы в Черноголовке также вызывает в памяти проекты 20-х годов. Здание (проект разработан авторским коллективом Константина Френкеля, Леонида Газерова, Владимира Толмачева, Анатолия Дубовского и Валерия Степанова) имеет четкое деление по функциям. В четырехэтажном учебном блоке расположены классы, а в корпусе в форме каре находятся гимнастический и актовый залы, школьные мастерские, столовая и помещения интерната. Школа располагает лабораториями физики и химии, обсерваторией с вращающимся куполом и телескопом. Фасады и интерьеры школы украшают панно из металла и мозаичные панно в рекреационных залах.

Произведения монументально-декоративного искусства — отличительная особенность экспериментальных проектов позднесоветского периода. Этот же прием отличает здание средней школы № 1 имени В. И. Ленина, разработанное ЦНИИЭП учебных зданий в Ульяновске. Замкнутый 3-этажный объем с внутренним двором раскрывается через колоннаду первого этажа. Из внутреннего двора в здание ведут два раздельных входа. В школе есть актовый и спортивный залы, а также закрытый плавательный бассейн. В архитектуре школы основной стала идея взаимопроникновения внутреннего и внешнего пространств. На главном фасаде расположено большое мозаичное панно с портретом Владимира Ленина.

Показательно, что сегодня намечается возврат тех тенденций, которые были актуальны в 1920-е годы. Например, использование школ как досуговых и спортивных центров в спальных районах с недостаточно развитой инфраструктурой. Кроме того, сегодня снова наметилась тенденция к укрупнению школ, расположенных в больших жилых кварталах. Даже возводимые по типовым проектам, школьные здания становятся все более сложными по своей структуре.

Читайте также: