Речевое воздействие как наука кратко

Обновлено: 05.07.2024

Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помои слов) и невербальный.

Невербальное речевое воздействие – это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общении я и др.)

Невербальные сигналы – это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения ит.д.

Функциивербальных и невербальных сигналов в общении совпадают:

- передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);

- воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие);

- воздействуют на говорящего (сознательное и бессознательное самовоздействие)

Факторы, правила и приёмы речевого воздействия

Факторы речевого воздействия – совокупность типовых вербальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения. Основными факторами речевого воздействия являются:

1. Внешность говорящего;

2. Соблюдение коммуникативной нормы;

3. Установление контакта с собеседником;

5. Физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы);

7. Стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление);

8. Организация пространства общения;

9. Содержание речи;

10. Языковое оформление;

12. Расположение фактов и аргументов, идей;

14. Коммуникативный жанр (учёт правил эффективности определённого жанра речи – митинговое выступление, критика, замечание, приказ, просьба и т.д.)

Правила общения и речевого воздействия – это сложившиеся в обществе представления и рекомендации по общению.

Коммуникативная позиция.

Коммуникативная позиция – это степень авторитетности отдельного участника общения для собеседников, степень влиятельности его речи в конкретной ситуации общения.

Усиливают коммуникативную позицию следующие приёмы:

- повтор обращения (закон имени) – Ну Анна Петровна, ну Анна Петровна, ну пожалуйста, Анна Петровна…;

- повышенная эмоциональность речи;

- приближение к собеседнику;

- открытые жесты, обращённые к слушателю;

- укрупнение собеседника (когда мы хвалим его, выделяем из других, делаем ему комплименты и т.д.);

- повышение громкости голоса, придание речи авторитетности и уверенности;

- демонстрация доброжелательности мимикой, жестами;

- привлекательность нашего внешнего вида

Защититьсвою позицию можно:

- увеличивая дистанцию между нами и собеседником;

- разместившись за препятствием (столом)

- отклоняясь назад при разговоре;

- принимая закрытые позы (например, скрещивая руки на груди, поворачиваясь боком к собеседнику)

Ослабить коммуникативную позицию собеседника можно, посадив его в низкое кресло, расположив собеседника так, чтобы у него за спиной было движение, чтобы он был хорошо освещён, а вы – в тени и т.д.

Способы речевого воздействия на личность

Задача речевого воздействия – при помощи речи изменить поведение или мнение собеседника либо собеседников в необходимом говорящему направлении.

Основные способы речевого воздействия

Доказывание

Доказывать – это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса.

Убеждение

Убеждать – это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, тезис установлен

Уговаривание

Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего

Клянченье

Клянчить – это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы

Внушение

Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите – без обдумывания, без критического осмысления.




Просьба

Просить – это побуждать собеседника сделать что- либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.

Приказ

Приказать – это побудит человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения

Принуждение

Принудить – значит заставить человека сделать что-либо против его воли.

Способы речевого воздействия

Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помои слов) и невербальный.

Невербальное речевое воздействие – это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общении я и др.)

Невербальные сигналы – это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения ит.д.

Функциивербальных и невербальных сигналов в общении совпадают:

- передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);

- воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие);

- воздействуют на говорящего (сознательное и бессознательное самовоздействие)

Факторы, правила и приёмы речевого воздействия

Факторы речевого воздействия – совокупность типовых вербальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения. Основными факторами речевого воздействия являются:

1. Внешность говорящего;

2. Соблюдение коммуникативной нормы;

3. Установление контакта с собеседником;

5. Физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы);

7. Стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление);

8. Организация пространства общения;

9. Содержание речи;

10. Языковое оформление;

12. Расположение фактов и аргументов, идей;

14. Коммуникативный жанр (учёт правил эффективности определённого жанра речи – митинговое выступление, критика, замечание, приказ, просьба и т.д.)

Правила общения и речевого воздействия – это сложившиеся в обществе представления и рекомендации по общению.

Коммуникативная позиция.

Коммуникативная позиция – это степень авторитетности отдельного участника общения для собеседников, степень влиятельности его речи в конкретной ситуации общения.

Усиливают коммуникативную позицию следующие приёмы:

- повтор обращения (закон имени) – Ну Анна Петровна, ну Анна Петровна, ну пожалуйста, Анна Петровна…;

- повышенная эмоциональность речи;

- приближение к собеседнику;

- открытые жесты, обращённые к слушателю;

- укрупнение собеседника (когда мы хвалим его, выделяем из других, делаем ему комплименты и т.д.);

- повышение громкости голоса, придание речи авторитетности и уверенности;

- демонстрация доброжелательности мимикой, жестами;

- привлекательность нашего внешнего вида

Защититьсвою позицию можно:

- увеличивая дистанцию между нами и собеседником;

- разместившись за препятствием (столом)

- отклоняясь назад при разговоре;

- принимая закрытые позы (например, скрещивая руки на груди, поворачиваясь боком к собеседнику)

Ослабить коммуникативную позицию собеседника можно, посадив его в низкое кресло, расположив собеседника так, чтобы у него за спиной было движение, чтобы он был хорошо освещён, а вы – в тени и т.д.

Способы речевого воздействия на личность

Задача речевого воздействия – при помощи речи изменить поведение или мнение собеседника либо собеседников в необходимом говорящему направлении.

Основные способы речевого воздействия

Доказывание

Доказывать – это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса.

Убеждение

Убеждать – это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, тезис установлен

Уговаривание

Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего

Клянченье

Клянчить – это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы

Внушение

Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите – без обдумывания, без критического осмысления.

Просьба

Просить – это побуждать собеседника сделать что- либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.

Приказ

Приказать – это побудит человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

НАУКА О РЕЧЕВОМ ВОЗДЕЙСТВИИ Презентация подготовлена учителем русского языка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

НАУКА О РЕЧЕВОМ ВОЗДЕЙСТВИИ Презентация подготовлена учителем русского языка.

НАУКА О РЕЧЕВОМ ВОЗДЕЙСТВИИ Презентация подготовлена учителем русского языка Клеменчук С.В.

НАУКА О РЕЧЕВОМ ВОЗДЕЙСТВИИ Речевое воздействие – это воздействие на человека.

НАУКА О РЕЧЕВОМ ВОЗДЕЙСТВИИ Речевое воздействие – это воздействие на человека при помощи речи и невербальных средств. Речевое воздействие – наука об эффективном общении.

НАУКА О РЕЧЕВОМ ВОЗДЕЙСТВИИ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ НАУКА ПСИХО.

НАУКА О РЕЧЕВОМ ВОЗДЕЙСТВИИ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ НАУКА ПСИХОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИКА ПСИХОЛИНГВИСТИКА КОНФЛИКТОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ

Различают два способа речевого воздействия: вербальный и невербальный. Вербал.

Различают два способа речевого воздействия: вербальный и невербальный. Вербальные сигналы – это слова. Невербальные средства – жесты, мимика, внешность говорящего, дистанция общения. Функции всех видов сигналов: 1) передают информацию собеседнику; 2) воздействуют на собеседника; 3) воздействуют на говорящего. СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Нормативные правила общения (Как надо? Как правильно?) Сложившиеся в обществе.

Нормативные правила общения (Как надо? Как правильно?) Сложившиеся в обществе представления и рекомендации по общению называются правилами общения и речевого воздействия ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ Речевые рекомендации (Как лучше? Как эффективнее?)

Степень влиятельности речи участника общения в конкретной ситуации называется.

Степень влиятельности речи участника общения в конкретной ситуации называется коммуникативной позицией. Приемы, позволяющие усилить коммуникативную позицию: повтор обращения (закон имени); повышенная эмоциональность речи; приближение к собеседнику; открытые жесты, обращенные к слушателю; укрупнение собеседника (комплимент и т.д.); демонстрация доброжелательности; привлекательность внешнего вида. КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Доказывание Доказывать – это приводить аргументы, подтверждающие правильность.

Доказывание Доказывать – это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. Аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Убеждение Убеждать – это вселять в собеседника уверенность, что истина доказа.

Убеждение Убеждать – это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана. В убеждении используются и логика, и эмоции. Уговаривание Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника принять точку зрения уговаривающего. Уговаривание основано на просьбе, многократном повторе просьбы. СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Внушение Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на.

Внушение Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном заявлении, часто – на авторитете собеседника. Просьба Просить – это побуждать собеседника сделать что-либо в интересах говорящего. СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Приказ Приказ – это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимог.

Приказ Приказ – это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального положения. Принуждение Принудить – значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается обычно на грубом нажиме, вербальной агрессии. СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Коммуникативная неудача – это отрицательный результат общения, т.е. такое зав.

Коммуникативная неудача – это отрицательный результат общения, т.е. такое завершение общения, когда цель его не достигнута. Причины коммуникативных неудач: а) неправильный выбор способа общения; б) несоблюдение правил бесконфликтного общения; в) отсутствие внимания к собеседнику. Грубая ошибка, допущенная в общении, которая делает дальнейшее общение неэффективным, называется коммуникативным самоубийством. КОММУНИКАТИВНЫЕ НЕУДАЧИ

Коммуникативная грамотность – это умение вести общения эффективно и бесконфли.

Коммуникативная грамотность – это умение вести общения эффективно и бесконфликтно. Не допускайте грубых ошибок в общении: 1) не давайте советы, если вас об этом не просят; 2) не критикуйте людей при свидетелях; 3) не теряйтесь в споре и дискуссии; 4) не бойтесь выступать перед людьми; 5) не делайте замечания незнакомым. КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Чтобы речевое воздействие было эффективным, необходимо соблюдать ряд условий.

Чтобы речевое воздействие было эффективным, необходимо соблюдать ряд условий. Эти условия таковы: 1) коммуникативная грамотность говорящего; 2) реальная достижимость поставленной предметной цели; 3) соблюдение коммуникативной аксиомы – со всеми людьми надо поддерживать коммуникативное равновесие (выполнение принятых в обществе ролевых норм). УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Краткое описание документа:

Данная презентация по теме "Наука о речевом воздействии" предназначена для учителей, интересующихся вопросами эффективного речевого взаимодействия. Может быть использована на заседаниях методический объединений словесников. В презентации затрагиваются нормативные аспекты речевого воздействия, виды коммуникативных позиций.Рассматриваются два способа речевого воздействия: вербальный и невербальный. Также представлены некоторые способы речевого воздействия: внушение, доказывание, убеждение, просьба. Даётся информация по причинам коммуникативных неудач в процессе общения. В презентации рассматривается понятие коммуникативной грамотности. Представлены некоторые условия эффективного речевого воздействия.

Читайте также: