Речевичок в детском саду что это

Обновлено: 30.06.2024

Данная рабочая программа является бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.

Занимательный подбор тем в игровой форме делает дополнительные логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Комплексный подход в процессе коррекции звуков позволяет развивать навыки фонетического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Кружковая логопедическая работа облегчает учителю-логопеду подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Дополнительная коррекционная работа помогает легко овладеть методами и приёмами звукопроизношения, родителям и детям, нуждающихся в логопедической помощи.

Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Рабочая программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, при активном участии родителей.

  • продолжительность занятий - 25 минут;
  • периодичность занятий - 1 раз в неделю;
  • схема организации занятий.
  • дидактическая игра, создающая мотивацию (3-5 мин.);
  • затруднения в игровой ситуации (1-3 мин.);
  • открытие нового знаний и умений (5-7 мин.);
  • воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.);
  • повторение и развивающее задание (3-4 мин.);
  • итог занятия (2 мин.)
  • чистота звукопроизношения;
  • автоматизация звуков в речи;
  • умение строить предложения;
  • умение произносить монолог, чётко высказываться;
  • умение вступать в диалог.

Виды контроля и мониторинг:

Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГТ);

Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;

Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

Ожидаемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков:

  • пальчиковый театр,
  • развлечение с родителями "Мой весёлый язычок",
  • игра-инсценировка "Кто лишний и почему?",
  • открытый показ кружкового занятия по теме "Слова синонимы, антонимы",
  • конкурс чтецов,
  • выступление - рассказывание по ролям,
  • концерт для работников детского сада и родителей.

Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей старшей группы в рамках дополнительного образования.

  • чистота звукопроизношения,
  • автоматизация звуков в речи,
  • умение строить предложение,
  • умение произносить монолог, чётко высказываться,
  • умение вступать в диалог.

Результаты обследования ключевых речевых качеств до начала занятий и после окончания занятий в рамках дополнительного образования:

Календарно-тематическое планирование рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков "Речевичок".

Месяц, тема. Содержание. Контроль и учёт коррекционного воздействия.
Сентябрь.

-Освоить различные движения пальцами рук.

Игра "Собери бусинки в нужные коробочки".

-Уметь расслаблять язык.

-Чередовать движения губ и языка.

Сказка "Как язычок ходил гулять в лес".

-Отрабатывать силу голоса.

Игра "Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков".

-Угадывание предметов по загадке-описанию.

Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).

-Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

Развлечение "Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки"

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

- расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи;

- автоматизация звуков в речи;

- развитие зрительного гнозиса;

- учить устанавливать логические связи между предметами;

- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

- развитие навыков связной речи;

- развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

- развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

- развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.


Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.






Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.


Цель: развитие ориентировки в пространстве.


Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.



Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.


Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.


В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).


Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;


Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.



Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.




Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.



Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.



Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.


Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.


Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.


Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю - логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

    =
  1. Фотографии из архива логопеда Терёхиной Е.А.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

на педагогическом совете

от ___. ___. 20___ г.

____________ (Ф.И.О. руководителя ОУ)

от ___. ___. 20___ г.

Программа дополнительного образования

по коррекции звукопроизношения

у детей от 4 до 7 лет

Возраст детей: 4 – 7 лет

Срок реализации – 1 год

Направленность: социально – педагогическая

Шмелева Ольга Андреевна,

Раздел I . Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка 3

1.2 Планируемые результаты освоения Программы 7

1.3 Характеристика нарушений звукопроизношения 8

Раздел II . Содержательный раздел

2.1 Учебный план 12

2.2 Содержание Программы 12

2.3 Календарно – тематическое планирование 18

Раздел III . Организационный раздел

3.1 Организационные условия реализации Программы 31

3.2 Материально–техническое и методическое обеспечение Программы 31

3.3 Контрольно-измерительные материалы 32

3.4 Список литературных источников 34

Приложение 36

Раздел I . Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребенка (Л.С. Выготский): предметной, игровой, учебно-игровой, учебно-познавательной. Данный процесс предполагает последовательное овладение ребенком всеми функциями речи: номинативной, индикативной (указательной), коммуникативной (функцией общения), когнитивной (познание определенной информации), регулирующей (управление с помощью речи действиями окружающих людей), обещающей (накопление и группирование получаемых ребенком знаний).

Для нормального развития речи ребенка необходима совокупность различных предпосылок психологического, анатомо – физиологического, социального характера, а именно сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения и т.д.)., сохранность анатомо-физиологического строения центральных и периферических отделов речевого аппарата, нормальные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме.

Актуальность Программы в том, что нарушения речи частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов. Логопедическое воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся детей дошкольного и школьного возраста.

Цель Программы: коррекция нарушенного звукопроизношения у детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Задачи Программы:

· выявить индивидуальные речевые нарушения дошкольников;

· определить пути преодоления выявленных нарушений;

· создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепления;

· формировать правильное произношение фонем;

· развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы;

· учить различать оппозиционные фонемы;

· развивать навыки дифференцирования звуков сходных по артикуляционно-акустическим характеристикам;

· развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития дошкольников.

ü Онтогенетический принцип – знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.

ü Принцип системного подхода – предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

ü Принцип подхода к речевым нарушениям с позиций связи речи с другими сторонами психического развития – все психические процессы у ребенка: внимание, память, мышление, восприятие и др. взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций. При анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленные, а также соматическое состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, состояние зрения, слуха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребенка с учетом структуры дефекта.

ü Принцип поэтапности – логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому

ü Принцип деятельностного подхода - коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности.

ü Принцип развития – учета зоны актуального и ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).

Логопедическое воздействие, направленное на коррекцию звукопроизношения, осуществляется с применением различных методов:

1. Практических – дыхательные и артикуляционные упражнения; речевые игры и упражнения; конструирование элементов букв, упражнения для развития мелкой моторики; постановка звуков.

2. Наглядных – рассматривание иллюстраций, пособий.

3. Словесных (сочетаются с практическими и наглядными) – беседа, рассказ.

Категория воспитанников: Программа разработана для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет, неохваченных коррекционной деятельностью, имеющих несложную структуру дефекта.

Срок реализации Программы – 1 год (в течение учебного года – с октября по май).

Форма организации и режим проведения занятий : з анятия проводятся индивидуально или в подгруппе (по 2 человека) 1 (один) раз в неделю во второй половине дня по индивидуальному расписанию, составленному в начале учебного года.

· для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут;

· для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 минут;

· для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Основные планируемые результаты освоения Программы включают в себя умения дошкольников:

ü правильно выполнять все артикуляционные упражнения, направленные на развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

ü правильно пользоваться артикуляционно-акустическим укладом поставленных звуков;

ü правильно произносить поставленные звуки в прямых и обратных слогах, словах (в разных позициях звука в слове), словосочетаниях, предложениях, стихах, текстах, чистоговорках, скороговорках;

ü пользоваться поставленными звуками в самостоятельной речи;

ü дифференцировать на слух оппозиционные звуки, сходные по артикуляционно-акустическим характеристикам;

ü овладеть навыками построения связного высказывания.

1.3. Характеристика нарушений звукопроизношения

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например [м], [н], [т], [п]. Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например [р], [л], свистящих ([с], [з], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]).

1. Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками называется парасигматизмом.

Сигматизмы имеют следующие виды:

· Межзубный сигматизм – при произнесении свистящих и/или шипящих звуков кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами и получается шепелявый звук.

· Губно-зубной сигматизм – свистящие и/или шипящие звуки произносятся близко к звукам [ф] и [в]. Части артикуляционного аппарата располагаются при этом так: нижняя губа подтягиваются к верхним резцам, сужая проход, через который проходит выдыхаемая струя воздуха; язык находится в таком же положении, как и при произнесении звука [с]. При такой артикуляции образуется звук, который содержит в себе элементы звуков [ф] и [с] ([в] и [з]), вследствие чего произношение становится нечётким, непонятным.

· Боковой сигматизм – свистящие и/или шипящие звуки могут произносится двумя способами, а именно:

2. кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке [л].

Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

· Носовой сигматизм – при этом недостатке произношения свистящих и/или шипящих звуков корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, мягкое небо опускается и выдыхаемый воздух проходит через нос, отчего слышится звук, похожий на [х], но с гнусавым оттенком.

2. Недостатки произношения звуков [л] и [лʼ] называются ламбдацизмом, замена звука [л] другими звуками русского алфавита называется параламбдацизмом.

· Звук [л] произносится альвеолярно, корень языка при этом опущен.

· Звук [л] заменяется повторным звуком [г] (украинским).

3. Недостатки произношения звука [р] и [рʼ] называются ротацизмом, замена звука р другими согласными звуками – параротацизмом.

· Велярное [р] – корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает ему специфическое дефектное звучание.

· Увулярное [р] – происходит вследствие вибрации маленького язычка в углублении корня языка. При этом слышится отчетливый рокот.

· Одноударное [р] при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

· Боковое [р] вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами. Тогда вместо р слышится звук, состоящий из быстрого сочетания звуков [р] и [лʼ] (рль).

· Щечное [р] – струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку.

Часто бывают случаи, когда неправильно произносится только твердый [р], мягкий [рʼ] произносится нормально.

Цель кружка: развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; содействие развитию речи детей, усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.

Задачи кружка:

• формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;

• развивать общую и мелкую моторику;

• развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;

• формировать лексико-грамматический строй речи;

• формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;

• формировать познавательную активность детей;

• совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление;

• обучать навыкам эффективной коммуникации.

В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.

В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением

В развитие речевого дыхания: дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха.

В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.

Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.

Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, это в свою очередь повышает результативность занятий.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шариками Су-Джок, массажными ёжиками, песочная терапия и др.).

3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.

5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

Учитывается интеграция следующих областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.

Читайте также: