Речь как средство общения и обобщения психология кратко

Обновлено: 03.07.2024

Современному состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Следует отметить, что речь – это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе.
У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т.е. около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая форма передачи информации с использованием движений тела. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Конечно, общение использовалось и в процессе совместного труда, однако движения общения и движения, связанные с трудом, скорее всего, не имели четкой дифференциации.
Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т.е. превращением их в жесты. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.
Переход к собственно звуковой речи, вероятно, был связан с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно – в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса. Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые выполняла кинетическая речь, и более того, обеспечить развитие человеческой речи. В результате язык и речь перешли на новую ступень развития – на ступень звуков членораздельной речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества, суть которой заключалась в том, что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственного действия. Но речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего. Затем под влиянием труда происходило развитие значений слов. Все это привело к формированию языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом.
Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Со временем, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа [10].
Таким образом, человеческая речь является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.

3.1. Устная речь.
Основным видом устной речи как средства общения между людьми является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т.е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Монологической речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Эта форма речи психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями, т.е. он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией.
Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи – это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек очень хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого .
Передача информации может иметь различную форму – это может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция [13]. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников.
3.2.Письменная речь.
Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологические различия.
Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающим. В письменной речи дело обстоит иначе – как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Письменную речь можно строить наиболее произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного выражения фраз, более точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим – устно.
3.3. Кинетическая речь.
Существует еще один вид речи – кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и т.д. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи – жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность. Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются ввиду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать ил говорить в результате несчастного случая или заболевания. Однако и в данном случае кинетическая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов [14].
3.4. Внешняя и внутренняя речь.
Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внутренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативная, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими. Таким образом, внутренняя речь – это очень сложное с психологической точки явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления [4].

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру. К структуре общения можно подойти по-разному как и к определению его функций. Например, Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной [1].
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмене не только знаниями, идея, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная [9,с.85]. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми [1].

7.4. Период овладения письменной речью и школьное обучение.
Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, но наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Если прежде, на ранних ступенях развития, ребенок овладевал языком практически, в процессе речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: монологической речью, приемами художественной и литературной речи.
Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.
Развитие осознания ребенком языка, происходящее в процессе обучения грамматике, является важным условием формирования более сложных видов речи. Так, в связи с необходимостью дать связное описание, последовательный пересказ, устное сочинение и др. у ребенка формируется развернутая монологическая речь, которая требует более сложных и более осознанных грамматических форм, чем формы, которые ребенок использовал прежде в диалогической речи.
Особое место на данном этапе развития речи занимает письменная речь, которая первоначально отстает от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т.д. Это придает ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи. Таким образом, под влиянием школьного обучения речь ребенка получает дальнейшее развитие [10].
Следует отметить, что помимо четырех указанных этапов можно было бы назвать еще один – пятый этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У большей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и последующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно [11].

Речь - это основное средство человеческого общения. Она имеет познавательное значение. Благодаря речи, индивидуальное сознание человека обогащается опытом других людей. Речь - средство мышления, памяти, информации, управления поведением других людей. Речь является полиморфной деятельностью, исходя из многообразия ее функций.

Вопрос 2. Форма речи.

Внешняя - средство общения.

Внутренняя - средство мышления.

Письменная - средство запоминания информации.

Монолог - процесс одностороннего обмена информацией.

Диалог - процесс двухстороннего обмена информацией.

Вопрос 3. Отличие речи от языка.

Язык - система условных символов, передающих сочетания звуков, имеющих

Речь - совокупность звуков, имеющих тот же смысл, что и соответствующая им

система письменных знаков.

1. Един для всех людей, отражает психологию народа.

1. Выражается психология отдельно взятого человека.

2. Может существовать и развиваться относительно независимо

2. Речь без усвоения языка невозможна.

Вопрос 4. Значение и смысл слова.

Значение: слово - связывающее звено между языком и речью и выражается в единицах языка и речи.

Смысл: слово выражается в мыслях, чувствах, образах, которые данное слово

вызывает у человека.

Роль слова: обобщенно отражает действительность, существующую независимо от индивидуального человеческого сознания и вне его.

Вопрос 5. Слово как понятие.

Слово - понятие, относящееся к целому классу предметов, выделенному по совокупности общих и специфических признаков.

- Оно позволяет нам обобщать и углублять знания об объектах. Владея понятием, мы знаем о предмете многое.

- Понятие выступает важным моментом восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, придавая этим процессам избирательность и глубину.

Вопрос 6. Сокращенная и развернутая речь, их психологические

Развернутый тип: говорящий использует все значения символического выражения

Характеристика типа: большой словарный запас, богатство грамматических форм, частных употреблений, предлогов, местоимений, грамматическое структурирование.

Сокращенный тип: достаточно для понимания среди знакомых людей. Но он

затрудняет выражение и восприятие сложных абстрактных мыслей, связанных с тонкими различиями.

Вопрос 7. Теории усвоения языка и развития речи.

Теория научения: утверждает, что основными механизмами формирования и развития речи являются подражание и подкрепление. (У ребенка врожденная способность к подражанию, получающая подкрепление и ведущая к быстрому усвоению речи.)

Теория Н.Хомского: утверждает, что у человека имеются с рождения специфические задатки к усвоению речи, которые созревают к году и дают возможность для ускоренного развития речи.

Когнитивная теория: утверждает, что развитие речи зависит от врожденной способности ребенка воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Речевое развитие зависит от развития мышления.

Психологическая теория: утверждает, что усвоение речи - это повторяющиеся переходы от мысли к слову и обратно. Этот процесс начинается с выделения речевых сигналов, сигналы объединяются в слова, предложения, фразы.

Вопрос 8. Первоначальная функция речи. Отличия речи человека

- В филогенезе речь была средством общения людей, способом обмена

- У шимпанзе развита человекоподобная речь, но она выражает ограниченные потребности животных. Это система эмоционально-экспрессивных выражений.

Для животных речь - средство психологического контакта с себе подобными.

- Для человека характерно осмысленное речевое высказывание, то есть отнесение

передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов, что требует абстракции и обобщения, связанных с процессом мышления.

Вопрос 9. Проблема врожденности или приобретенности способности человека к усвоению и пользованию речью.

Позиция неврожденности: есть доказательства существования фактов отсутствия признаков членораздельной речи у детей, выросших в изоляции.

Позиция врожденности: дети с рождения отличают речь человека и выделяют ее из разнообразия других звуков, избирательно на нее реагируют и быстро обучаются. Кроме этого есть одинаковая для всех последовательность стадий развития речи.

Вопрос 10. Речь как инструмент мышления.

Речь непосредственно связана с мышлением. Исследование голосового аппарата показали, что в напряженные моменты мышление у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность проявляется в двух формах:

а) физическая - фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, связанных со скрытым проговариванием слов;

б) тоническая - фиксируется как постепенное нарастание амплитуды электромиограммы; связана с повышением речедвигательной активности.

Вопрос 11. Значение слова как единицы мышления и речи.

Слово - средство общения, входящее в состав речи.

Л.С.Выготский писал о взаимоотношении слова, речи и мышления. Слово он представлял как живую клетку с основными свойствами, присущими речевому мышлению. Слово обобщенно характеризует предмет или явление. Л.С.Выготский объединил эти понятия и создал новое, назвав его речевыммышления.

Вопрос 12. Внутренняя речь и ее особенности.

- Внутренняя речь имеет свой синтаксис, ей присущи фрагментарность, сокращенность.

- Существует закон превращения внешней речи во внутреннюю, когда сокращается подлежащее и остается сказуемое и другие части предложения, определяющее последнее.

- Основа внутренней речи - “диалог людей, понимающих друг друга без слов”.

- Внутренняя речь сжимает смысл до высшей точки. В отличие от внешней речи, внутренняя - имеет предикативную форму и обширный смысл.

- Особенность внутренней речи - аггмотинация - слияние слов в одно с их существенным сокращением.

- В работах А.Н.Соколова отмечено, что в процессе мышления внутренняя речь выступает как активный неосознанный артикуляционный процесс.

Вопрос 13. Эгоцентрическая речь.

- Речь, направленная на себя, не предполагающая обратной реакции со стороны другого человека.

- Речь - размышление, обслуживающая само мышление.

- Эгоцентрическая речь имеет внешнюю форму и внутреннюю психологическую функцию.

Вопрос 14. Патология речи.

1) Переход на беззвучную, полностью или частично, речь вызывается нередко заболеванием периферических органов речи.

2) Потеря голоса возникает на почве функциональных нарушений нервной системы. Часто при истерии ( афонии), иногда при переутомлении.

3) Тембр речи меняется при некоторых эндокринных заболеваниях.

4) При неправильном положении органов речи –физиологическое косноязычие (искажение, замещение, смазанность произношения отдельных речевых звуков,шепелявость, картавость, пришепетывание.

5) Дизартрии-( нарушения произношения отдельных речевых звуков ) возникают при нарушениях движений мышц, участвующих в произношении членораздельной речи (мышцы языка, мягкого неба, голосовых связок).

6) Анартрии- характерна смазанность, неясность произношения, носовой оттенок речи, голос теряет звонкость, становится глухим,изменяются тембр и высаота.

7) Семантическая сторона речи нарушается при шизофрении (изменяется значение слов.), При энцефалите говорят очень быстро,. или наоборот, очень медленно.

8) При эпилепсии- обстоятельно.

9) Заикание при некоторых органических и функциональных заболеваниях ( неврозах), возникает страх речи.

10) Болезнь Паркинсона- обеднение интонаций, малая способность пользоваться для выразительной речи голосовыми средствами.

11) Атеросклероз сосудов головного мозга- нарушения называния.

12) Акинетический мутизм- снижение речевой активности вплоть до полного выключения экспрессивной речи.

13) Алексия – нарушения чтения.Виды алексий: вторичные (нарушения речевой зоны коры головного мозга), вторичные ( поражения оптической зоны теменно- затылочной области коры головного мозга), литеральная алексия (нарушение распознавания букв), вербальная алексия ( непонятно значение слов), гемианопсия (выпадение части поля зрения или с неспособностью передвигать взор по горизонтали, переводить его по вертикали, со строки на строку),

14) Аграфии – расстройства письма, обусловленные очаговыми поражениями в различных отделах головного мозга: в оптической зоне, в речевой, в двигательной). Нарушения письма – определяется личностными изменениями. При шизофрении приобретает черты вычурности (непривычное распределение букв и слов, необоснованные подчеркивания).

15) Афазия –нарушения различных видов речи, в особенности устной, а также чтения, письма, внутренней речи. Возникает вследствие поражения речевых зон коры головного мозга.Нарушается правильный выбор слов и составляющих их речевых звуков, грамматическое строение самостоятельной речи и понимание обращенной.

Формы афазий: моторная и сенсорная.

- моторная - нарушения самостоятельной при понимании обращенной речи;

-Сенсорная – расстройства понимания обращенной речи ( нарушения в задних отделах верхней височной извилины слева).

Мышление органично связано с речью и языком. Их возникно­вение и развитие знаменуют собой появление новой особой фор­мы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей опре­деленные значение и смысл. Речьэто совокупность произноси­мых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных зна­ков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речьиндиви­дуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи ха­рактерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относи­тельно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь выполняет ряд функций:

выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;

выступает носителем информации, памяти и сознания;

является средством мышления;

выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;

является средством управления поведением других людей.

Главная функция речи у человека состоит в том, что она явля­ется инструментом мышления. В слове как понятии заключено го­раздо больше информации, чем может нести в себе простое соче­тание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно свя­зано с речью, прежде всего доказывается психофизиологически­ми исследованиями участия голосового аппарата в решении ум­ственных задач. В самые сложные и напряженные моменты мыш­ления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эмоционально-мыслительные вспышки, как правило, вызывают повышение речедвигательной активности. В этих случа­ях мыслительные операции и речедвигательные реакции выпол­няются в единстве и взаимозависимости. В речевом мышлении постоянно объединены слово и мысль.

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Речь как средство мышления и общения выполняет в основном коммуникативную функцию. Все ее виды развивают речевое мыш­ление и интеллект личности. Развитие речи зависит от развития мышления и мотивации человека: оно идет от мысли к внутрен­ней речи, предложениям и фразам, ключевым словам, звукам, и наоборот. В этом состоит суть восприятия речи и ее перевода в мысль. Речь должна быть синтаксически и грамматически струк­турированной, доступной, яркой и доказательной. Освоение речи сводится к научению всем ее элементам: четкой артикуляции зву­ковых сигналов, освоению слов, фраз, простых и развернутых пред­ложений. В этом суть психологической модели порождения и фун­кционирования речи.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информа­цию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые яв­ления, законы и правила). Без письменной речи человек был бы лишен возможности получить информацию о жизни предыдущих поколений, у него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивиду­альное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это могут позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого че­рез органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. С помощью речи психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способ­ствуют их развитию.

Речь как средство общения характеризуется такими качества­ми, как конструктивность, рефлексивность, альтернативность и един­ство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов рук, поз тела). Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимооб­щением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.




Становление и развитие речи происходит в течение трех пери­одов:

фонетического — по усвоению звукового облика слова (до 2лет);

грамматического — по усвоению структурных закономернос­тей организации высказывания (до 3 лет);

семантического — по усвоению понятийной отнесенности (до 17 лет).

В теориях речевого развития Н.Хомского и Л.Выготского рас­крываются механизмы освоения и развития глубинной орфогра­фической грамматики и смыслового синтаксиса. В теориях бихевиористов особая роль в развитии речи отводится среде и подража­нию речи родителей.

Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повыша­ет ее культуру, увеличивает свою эрудицию, а значит, обогащает и развивает свой интеллект.

Одна из главных задач психологии и педагогики состоит в том, чтобы вскрыть у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и само­развития своего творческого интеллекта.

Различают следующие виды речи: устную, внутреннюю и пись­менную.

Устная речь представляет собой общение при помощи языко­вых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на мо­нологическую и диалогическую. Монологическая речь — разверну­тая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. Диалогическая, или разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развер­нутыми прениями двух или более людей.

Внутренняя речь — беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь, проис­ходящая из внешней, специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме. Посредством внутрен­ней речи происходит переработка образов восприятия, их осозна­ние и классификация в определенной системе понятий. Внутрен­няя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Именно здесь наи­более ярко проявляется знаковая функция речи. Кроме того, внут­ренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функ­цию. Так, внутренняя речь является начальным моментом речево­го высказывания, его программированием перед реализацией, средством рефлексивных действий, позволяющих строить само­установки при общении с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки и осознания своего самосознания. Имен­но поэтому, хотя внутренняя речь — это речь про себя и для себя, она также используется при общении человека с человеком.

Письменная речь представляет собой разновидность монологи­ческой речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не толь­ко тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации. Если в устной речи для смыс­лового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания. В письменной речи имеются синтаксические конструкции и сти­ли, особая композиционная структура.

Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом ее порождения одним человеком и восприятия другим. Это дает возможность адресату выбрать стратегию для луч­шего ее восприятия и понимания: прочитывать частями, читать все сразу или возвращаться к прочитанному.

Мышление органично связано с речью и языком. Их возникно­вение и развитие знаменуют собой появление новой особой фор­мы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей опре­деленные значение и смысл. Речьэто совокупность произноси­мых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных зна­ков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речьиндиви­дуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи ха­рактерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относи­тельно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь выполняет ряд функций:

выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;

выступает носителем информации, памяти и сознания;

является средством мышления;

выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;

является средством управления поведением других людей.

Главная функция речи у человека состоит в том, что она явля­ется инструментом мышления. В слове как понятии заключено го­раздо больше информации, чем может нести в себе простое соче­тание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно свя­зано с речью, прежде всего доказывается психофизиологически­ми исследованиями участия голосового аппарата в решении ум­ственных задач. В самые сложные и напряженные моменты мыш­ления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эмоционально-мыслительные вспышки, как правило, вызывают повышение речедвигательной активности. В этих случа­ях мыслительные операции и речедвигательные реакции выпол­няются в единстве и взаимозависимости. В речевом мышлении постоянно объединены слово и мысль.

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Речь как средство мышления и общения выполняет в основном коммуникативную функцию. Все ее виды развивают речевое мыш­ление и интеллект личности. Развитие речи зависит от развития мышления и мотивации человека: оно идет от мысли к внутрен­ней речи, предложениям и фразам, ключевым словам, звукам, и наоборот. В этом состоит суть восприятия речи и ее перевода в мысль. Речь должна быть синтаксически и грамматически струк­турированной, доступной, яркой и доказательной. Освоение речи сводится к научению всем ее элементам: четкой артикуляции зву­ковых сигналов, освоению слов, фраз, простых и развернутых пред­ложений. В этом суть психологической модели порождения и фун­кционирования речи.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информа­цию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые яв­ления, законы и правила). Без письменной речи человек был бы лишен возможности получить информацию о жизни предыдущих поколений, у него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивиду­альное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это могут позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого че­рез органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. С помощью речи психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способ­ствуют их развитию.

Речь как средство общения характеризуется такими качества­ми, как конструктивность, рефлексивность, альтернативность и един­ство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов рук, поз тела). Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимооб­щением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.

Становление и развитие речи происходит в течение трех пери­одов:

фонетического — по усвоению звукового облика слова (до 2лет);

грамматического — по усвоению структурных закономернос­тей организации высказывания (до 3 лет);

семантического — по усвоению понятийной отнесенности (до 17 лет).

В теориях речевого развития Н.Хомского и Л.Выготского рас­крываются механизмы освоения и развития глубинной орфогра­фической грамматики и смыслового синтаксиса. В теориях бихевиористов особая роль в развитии речи отводится среде и подража­нию речи родителей.

Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повыша­ет ее культуру, увеличивает свою эрудицию, а значит, обогащает и развивает свой интеллект.

Одна из главных задач психологии и педагогики состоит в том, чтобы вскрыть у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и само­развития своего творческого интеллекта.

Различают следующие виды речи: устную, внутреннюю и пись­менную.

Устная речь представляет собой общение при помощи языко­вых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на мо­нологическую и диалогическую. Монологическая речь — разверну­тая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. Диалогическая, или разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развер­нутыми прениями двух или более людей.

Внутренняя речь — беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь, проис­ходящая из внешней, специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме. Посредством внутрен­ней речи происходит переработка образов восприятия, их осозна­ние и классификация в определенной системе понятий. Внутрен­няя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Именно здесь наи­более ярко проявляется знаковая функция речи. Кроме того, внут­ренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функ­цию. Так, внутренняя речь является начальным моментом речево­го высказывания, его программированием перед реализацией, средством рефлексивных действий, позволяющих строить само­установки при общении с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки и осознания своего самосознания. Имен­но поэтому, хотя внутренняя речь — это речь про себя и для себя, она также используется при общении человека с человеком.

Письменная речь представляет собой разновидность монологи­ческой речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не толь­ко тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации. Если в устной речи для смыс­лового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания. В письменной речи имеются синтаксические конструкции и сти­ли, особая композиционная структура.

Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом ее порождения одним человеком и восприятия другим. Это дает возможность адресату выбрать стратегию для луч­шего ее восприятия и понимания: прочитывать частями, читать все сразу или возвращаться к прочитанному.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Речь как средство общения

Человек является общественным существом, поэтому его деятельность тоже относится к общественной деятельности, а сознание – к общественному сознанию, которое формируется в процессе общения между людьми. Процесс духовного сознательного общения между людьми осуществляется при помощи речи.

Таким образом, речь это не что иное, как общение людей посредством языка.

Язык необходим для того, чтобы говорить и понимать чужую речь, но языком надо уметь пользоваться.

Человек, в ходе своего развития застает и усваивает уже готовый язык, на котором говорят окружающие. Став носителем данного языка, он становится потенциальным источником его развития и модернизации. Любой язык, являясь достаточно сложным образованием, прежде всего, имеет систему значащих слов, получившую название лексического состава языка. Помимо этого он имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, т.е. грамматику языка и определенный звуковой или фонетический состав. Получается, что язык, являясь системой знаков, обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.

В общей теории речи Рубинштейн выделяет два основных положения:

  1. Речь, слово это не условный знак и значение его не вне его, речь имеет смысловое содержание, которое является обобщенным обозначающим определением своего предмета;
  2. Обозначающее отражение предмета в значении слова процесс не пассивный. Осознавая действительность, человек воздействует на неё и познает предметное значение уже в слове. Слово возникает в общении и служит для общения.

Для передачи информации с помощью речи, необходимо не только подобрать слова с определенным значением, но и конкретизировать их. А поскольку каждое слово есть обобщение, то и речь должна быть сужена до определенного смысла, что можно достичь введением слова в определенный контекст. Например, слово машина обобщает все их виды и в центре внимания стоит сам предмет, а если спросить – кто хозяин машины? – то станет понятно, что в центре внимания будет стоять принадлежность данного предмета, а не он сам.

Речь выражает не только содержание, но и эмоциональное отношение к тому, что человек говорит – это будет эмоционально-выразительная её сторона, которая обуславливается тоном звучания слов. Речь может содержать и смысловой подтекст, а это говорит о том, что она имеет и психологическую сторону. В качестве определенной информационной нагрузки смысловой подтекст используется не везде и в ряде случаев может нести характер скрытого смысла.

Всякий акт речи А.Н. Леонтьев сравнивает с решением своеобразных психологических задач и, считает речевое общение сложным и многосторонним процессом.

Функции речи

Благодаря своим функциям – коммуникативной, сигнификативной, функции выражения и функции побуждения, речь будет не только средством общения, но и формой существования сознания. В каждом слове основным будет являться его значение, его семантическое содержание. Внимание человека обычно сосредоточено на смысловом содержании речи:

Сформировавшись в труде, речь возникла из острой необходимости людей согласовывать трудовые действия, а позже обмениваться мыслями и хранить познавательный опыт для новых поколений.

Речь и мышление

Человеческая речь включается в определенные отношения со всеми психическими процессами, но основным для речи является её отношение к мышлению. Между речью и мышлением существует единство, но, не тождество. Хотя надо сказать, что поведенческая психология пыталась это тождество установить, сведя по существу мышление к речи.

Отсутствие тождества между мышлением и речью и наличие единства выступают в процессе воспроизведения. Отвлеченные мысли воспроизводятся в словесной форме, которая оказывает иногда положительное, иногда тормозящее влияние на запоминание мысли. Запоминание смыслового содержания мысли не зависит от словесной формы. Память на мысли намного прочнее, чем память на слова. Как показал эксперимент, часто бывает так, что мысль сохраняется, а её словесная форма выпадает и заменяется новой. Обратное тоже бывает – словесная формулировка сохраняется в памяти, а её смысловое содержание выветривается. Получается, что сама по себе речевая словесная форма еще не есть мысль, хотя может её восстановить. Чисто в психологическом плане данные факты подтверждают то положение, что единство мышления и речи не должно истолковываться как их тождество.

Единство мышления и речи конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

obshenie

Людям нужно общаться друг с другом и с собой, а также получать информацию из общечеловеческого социально-исторического опыта. Все эти функции обеспечивает речь. Речь как средство общения – тема сегодняшнего разговора.

Речь – это результат перекодировки мыслей в звуковые или графические структуры. Во время общения с помощью речи функционируют три основных элемента:

Значит, успех зависит от трех факторов:

Речевой процесс связан не только с мыслительными манипуляциями психики, но затрагивает также сферы межличностных отношений и личностных. Через речь передается и отношение к ситуации.

Рассмотрим, что помогает передавать речь:

  • тон;
  • громкость голоса;
  • нацеленность взгляда;
  • определенные телодвижения.

Тон речи – своеобразный индикатор психического состояния говорящего. Собеседник очень точно улавливает, верит ли говорящий сам в собственные слова, какое значение придает сказанному, как относится к тому, с кем общается.

Громкость голоса. Тоже показывает намерения говорящего и его отношение к тем, кто его слушает. Например, если хотят оказать давление или влияние, говорят громче. В Европе если возмущаются, также увеличивают силу голоса. а вот на Востоке в таких случаях переходят на шепот.

Нацеленность взгляда. Показывает истинное настроение говорящих, служит каналом связи между ними. При смущении глаза обычно опускаются, а отведенный в сторону взгляд может рассказать о неискренности говорящего.

Телодвижения. Усиливают самовыражение говорящего. В разных культурах есть свои нормы телодвижений, дистанции между собеседниками и жестикуляции. Более подробно мы говорим о языке телодвижений в европейской культуре и о его влиянии ЗДЕСЬ.

Форма. Даже самое яркое содержание потеряется, не окажет должного воздействия на слушателей, если облечь его в невыразительную или неподходящую форму.

Так, если чувства, которые мы передаем в стихах, изложить в виде информационной заметки, то не только потеряется смысл сказанного или написанного, но текст покажется высокопарным и неискренним.

Построение речи по законам речевой коммуникации:

  • оцениваем (определяем) ситуацию;
  • определяем свое отношение к ситуации (т.е. реакцию на ситуацию);
  • разъясняет то, что хотелось бы сделать (побуждение к деятельности).

Если же говорящий теряет контроль над эмоциями, то эта структура меняется. Часто в ход прежде всего идут высказывания, не подтвержденные адекватной оценкой ситуации, например, оскорбительные. А когда, успокоившись, выполняем пунктик по оценке ситуации, становится стыдно. Мало того, такое поведение может сильно испортить отношения с людьми.

Обычно в таких случаях собеседник либо отвечает в том же духе, либо молчит. Отрицательные эмоции говорящего порождают отрицательные эмоции у собеседника (по закону порождения эмоций в процессе общения).

Определение ситуации. Говорящий создает картину происходящего, фиксирует события и свое к ним отношение. При этом, если хотим, чтобы речь оказывала большее воздействие, ищем яркие, сочные выражения, как живописец, рисуем картинки, только словами:

Реакция на ситуацию. Уместны высказывание озабоченности, переживания, удивления. Сарказм, негодование можно применять только если вы намерены расстаться с человеком.

Однако ярости и оскорблений, тем более с нецензурной бранью лучше избегать в любых случаях. Такое отношение может временно простимулировать только безынициативных исполнителей и угодников. Людей самостоятельных, творческих и самодостаточных подобное негативное отношение дезорганизует.

Побуждение к деятельности. Говорящий конкретно, четко, ясно формулирует свой совет, рекомендацию, просьбу или рассуждение.

Читайте также: