Реализуемый проект специалистами доу

Обновлено: 05.07.2024

Являясь много лет экспертом по аттестации педагогических работников, сталкиваюсь с проблемой в разработке и оформлении педагогических проектов у педагогов детского сада, поэтому хочу поделиться моделью написания педагогического проекта, которая является методической разработкой по его написанию. Надеюсь, что она будет полезной в работе.

1. Титульный лист.

  • Полное наименование образовательного учреждения
  • Название проекта
  • По доминирующей деятельности: (игровой, познавательный,творческий, исследовательский, практико-ориентированный).
  • По количеству участников: (групповой, коллективный, парный, индивидуальный)
  • Характер контактов: (среди детей одной группы, среди детей нескольких групп, среди детей дошкольного образовательногоучреждения).
  • По продолжительности: - краткосрочный (1или несколько занятий-1-2 недели); - среднесрочный (1 или 2 недели-месяц);

- долгосрочный (1 месяц- полугодие и дальше).

  • Заявитель: дети (возрастная группа).
  • Автор проекта: должность Ф.И.О.
  • 20… год

2. Структура проекта.

  • Проблема: описывается проблема, затронутая данным проектом.
  • Актуальность темы:

Не сформированы представления о том, для чего нужна мама

Дать представление о маме, ее важности и нужности, зачем она нужна

(проблема, целеполагание – организационный этап)

Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов:

Все ответы, которые дали дети

Что мы хотим узнать?

С помощью чего узнаем?

  • Цель проекта: ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в( педагоге) детях, появившихся благодаря реализации проекта.
  • Задачи проекта:действия или шаги по достижении промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

3. Этапы проекта.

1. Организационный.

1. Педагог (воспитатель)- раскрывает проблему.

2. Педагог - определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.

3. Дети - вхождение в проект.

4. Родители - вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.

2. Планирование деятельности.

1. Педагог - изготовление пособий для проекта;

- беседы (например, о геометрических фигурах);

- беседы (например, о цветах);

- изготовление игр; подбор имеющихся игр;

- обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки,

- продумывание практической, экспериментальной деятельности;

- чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события, занятия и т.д.

2. Дети - разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

3. Родители – ищем информацию, работаем по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), изготовление с детьми газет, листков, сочинялок и пр..

3. Заключительный

То, что можно подержать в руках:

  • программа
  • методические рекомендации
  • методическая разработка
  • анкеты и пр.

На какие результаты вы рассчитываете?

Что будет являться продуктом вашего проекта?

Результаты диагностики, анкетирования, экспересс опроса и т.д.

4. Паутинка проекта.

По образовательным областям. (например)

Рифмопластика и т.д.

Чтение худож. литературы.

5. План осуществления проекта. (основной этап)

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

(заключительный этап)

6. Ожидаемый результат:

Критерии оценки результатов по диагностике……

(прописывается конкретные знания и умения детей, которые вы хотите получить в результате работы над проектом и в соответствии с этим выставляете уровни развития: высокий, средний, низкий).

7. Продукт проекта:

8. Диагностика детей на начало работы по проекту.

Знание 8 цветов

Знание 8 форм

Диагностика детей на конец работы по проекту.

Знание 8 цветов

Знание 8 форм

9. Презентация проекта.

Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть презентация.

10. Рефлексия.

- Узнали ли вы что-нибудь новое?

- Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?

- Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Рефлексия по теме проекта организуется не только с детьми. но и с воспитателями. Воспитатель должен отвечать на вопросы:

Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач?

Что нужно изменить или учесть в следующий раз?

Что удалось, что не удалось и почему?

(Описываются ответы на поставленные вопросы).

11. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.

Желаю всем успехов в педагогической деятельности!

Комментарии

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.


Комментарии

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Проектная технология сейчас успешно реализуется во многих ДОУ, т.к. она способна увязать неслишком веселый учебный процесс с реальными событиями, происходящими в жизни ребенка. Внедрение данной технологии будет наиболее успешным, если весь коллектив работает как сплоченная команда. Хочц поделиться своим опытом по данному вопросу.

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_metod._obedinenie.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология в настоящее время реализуется во многих ДОУ.

Дело в том, что именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач.

Успех в реализации технологии проектной деятельности зависит от многих составляющих. Несомненно, важно заинтересовать всех детей идеей, вопросом, проблемой, взволновавшей может быть только одного ребёнка. Но, самое сложное на начальном этапе создания проекта - заинтересовать тематикой, проблемой проекта своих коллег. Ведь особенно ценными являются те идеи, которые разные специалисты привнесут в ваш проект. Совместная деятельность со специалистами, родителями посредством сотрудничества активизирует и создает условия для поиска новых, интересных форм деятельности, инноваций и коллективного творчества. Нами была создана модель взаимодействия специалистов ДОУ № 29.

Воспитатель сформулировал общеразвивающие цели и задачи. А музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, как носители специализированных знаний и способностей, поставили свои цели. Таким образом, педагоги распределили обязанности и определили зоны деятельности.

Музыкальный руководитель познакомил детей с возникновением первых музыкальных инструментов, дети узнали о том, что их тело хранит много разных звуков и тоже является своеобразным музыкальным инструментом.

Родители с удовольствием и интересом предлагали свою помощь в организации развивающей предметно-пространственной среды (в подборе познавательной литературы, изготовлении макетов жилища).

Вместе с детьми искали интересную информацию о жизни динозавров и древних людей. Одни родители предложили организовать экскурсию в местный зоопарк и показать детям ящериц, тигра, льва, обезьян. Другие - проявили желание участвовать в различных мероприятиях с детьми, что тоже отмечали в таблице планирования. Участвуя в подготовке к событиям проекта, родители оказывали помощь в подготовке атрибутов и костюмов для детей, участвовали в конкурсах-выставках совместных работ, производили съемку и готовили видеоматериалы о прошедших событиях проекта.

После проживания проекта специалисты ДОУ провели анализ проделанной работы, подвели образовательный результат, выявили наиболее эффективные формы работы с детьми.

Результаты проживания проекта:

  • У детей сформированы первоначальные знания о жизни первобытного человека, представления о возникновении первых музыкальных инструментов.
  • Дети проявляли самостоятельность в поиске информации и инициативу при выборе вида и участников совместной деятельности.
  • Дети проявляли любознательность, задавали вопросы и делились своими знаниями со сверстниками.

При проживании этого проекта с другой группой возник интерес у детей к изготовлению барабанов. Проект дополнился мастерской по изготовлению барабанов детьми совместно с родителями. Затем эти барабаны использовались детьми и родителями на праздниках.

Другая группа детей, проживая данный проект, решили в зимнем саду построить жилище древнего человека. Ребята соорудили шалаш из подручного материала: веток, палок, коробок, кусков ткани.

Этот проект продолжает жить и каждый раз усовершенствуется, т.к. проводится с новыми детьми, а с ними возникают и новые идеи.

позволяет конструктивно решать вопросы воспитания и развития детей, строить партнерские отношения с родителями и реализовывать другие проекты.

Считаю, что именно проектная деятельность позволяет осуществлять бережное, деликатное, ненавязчивое, трепетное и, одновременно, максимальное раскрытие способностей, таланта, индивидуальности каждого ребенка. Кроме того, способствует его эмоционально-нравственному, духовному обогащению, его познавательно-речевому и социально-коммуникативному развитию, что, без сомнения, соответствует ФГОС ДО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект поможет организовать работу всех педагогов ДОК в решении коррекционных задач.

Актуальность стр 2

Цель проекта стр 2

Результат проекта стр 3

Теоретические идеи стр 3

Сроки проекта стр 4

Этапы работы стр 4-5

Организация взаимодействия логопеда и воспитателей стр 5-9

Организация взаимодействия логопеда и психолога стр 9-11

Организация взаимодействия логопеда и муз. руководителя стр 12-13

Организация взаимодействия логопеда и инструктора по физической культуре стр 14-15

Организация взаимодействия логопеда с семьей стр 16-18

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в детских садах, очень заметным стало повышение количества детей, имеющим отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой культурой речи. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно- речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи и нервной симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Необходимость слаженной работы специалистов также обусловлена особенностями работы в логопункте нашего детского сада, не имеющего специализированных речевых групп.

Автор проекта: учитель логопед Буценик М.Г.

Цель проекта: усиление коррекционной направленности образовательного процесса в ДОУ, создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно- развивающей деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задачи: 1. Создание команды единомышленников из всех педагогов ДОУ и повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно- развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Разработка слаженной работы педагогов по устранению речевых нарушений у детей, построенной на основе комплексной диагностики.

Результат проекта: добиваться у детей с нарушениями речи соответствия показателей речевого развития возрастной норме, сформированности предпосылок учебной деятельности.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры- социальные и психологические характеристики личности ребенка, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция. Речь включается в целевые ориентиры:

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договориться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

-может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

-проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

-обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

Для достижения целевых ориентиров необходима слаженная система работы всех педагогов ДОУ.

Теоретические идеи: 1. У детей до 7 лет речь как еще несформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам.

2. Речевое развитие опосредуется рядом условий: развитием интеллектуальных процессов и общения. В основе потребности говорить находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.

3. Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребенка под влиянием эмоционального переживания воспринятого.

4. Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребенком при ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей дошкольного возраста.

Принципы: принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно- деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. Так же реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно - педагогического процесса.

Срок проекта: 2017-2018 учебный год.

Этапы работы: 1. Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ.

2. Создание комплексной системы коррекционно - развивающей деятельности специалистов.

3. Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.

1 ЭТАП: Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно – развивающий процесс с учетом личностно – ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика помогает корректировать все имеющиеся у ребенка отклонения на основе всестороннего обследования. На основе ее составляется представление о каждом ребенке с речевой патологией. Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, корректировки поставленных образовательных задач.

2 ЭТАП: Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно- образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты. Учитель логопед осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности специалистов строится с учетом ведущих линий речевого развития- фонетики, лексики, грамматики- что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического и художественно- эстетического развития ребенка.

3 ЭТАП: Основное направление: создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребенка.

Организация взаимодействия учителя логопеда и воспитателей.

Условия для оптимального речевого развития ребенка:

1.речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

2. организация таких форм детской деятельности, в которой активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;

3. обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

4. систематическое развитие предпосылок речевого развития;

5. развитие предпосылок учебной деятельности: умения выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия, следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:

1.закрепление речевых навыков;

2.преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1.Понятие, цели и задачи проектного метода………………………………………. 4

1.2. Цели и задачи проектного метода…………………………………………………5

2. Классификация и виды проектов……………………………………………………7

3. Внедрение проектного метода в ДОУ……………………………………………..13

Список информационных источников………………………………………………23

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом саморазвития ребенка.

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

1.Понятие, цели и задачи проектного метода

1.1.Понятие проектного метода

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность [1, c .6].

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов [3, c .19].

Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат [5, c .20].

Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования [6, c .80].

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи [6, c .81]. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшего возраста, в ДОУ планируются и реализуются ролево-игровые и творческие проекты, что подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.

1.2.Цели и задачи проектного метода

Специалисты ДОУ, по утверждению Е.С. Евдокимовой, сталкиваются с необходимостью решения двух типов проектировочных задач: психолого-педагогических и социально-педагогических [4, c .120].

Психолого-педагогическое проектирование касается образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала (в данном случае дошкольного): обучения (освоения способов деятельности); формирования (освоения совершенной формы действия); воспитания (взросления и социализации).

Психолого-педагогические задачи решаются методом проектов, который составляет основу проектного обучения, развития и воспитания дошкольников. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое методическое и материально-техническое обеспечение.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста [9, c .9]:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте [10, c .124]:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте [10, c .125]:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

2.Классификация и виды проектов

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов [12, c .16]:

исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как [12, c .17]:

Другими признаками классификации являются [11, c .81]:

- состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Е.С. Евдокимова предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования [4]:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

По мнению Е. Полат, исследовательские проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата [14, c .10]. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Цели информационных проектов - собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта [14, c .12].

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация) [14, c 15].

Игровые (приключенческие) проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая [14, c .16].

Практико-ориентированные проекты - их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта) [18, c .144].

Открытые проекты. Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения [19, c .146].

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности [16].

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом [14, c .20].

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект . Выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской) [14, c .146].

Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику), путешествию; сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами [14, c .148].

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Читайте также: