Реализация проекта эффективная школа

Обновлено: 05.07.2024

Обучение в этом классе идет не по специальной программе, разработанной на три года, а по той же самой четырехлетней программе обучения, только в первом классе она ужимается сразу до двух лет: в первом полугодии проходят программу 1 класса, во втором - 2-го класса. Иностранный язык начинается в первый же год обучения, после новогодних каникул.

Что говорят родители:

Что говорят учителя:

Вот ЗДЕСЬ можно посмотреть пример диагностической работы для первоклассников по программе 1-3, то есть, примерные знания и умения детей к концу первого (!) полугодия, не к концу года.

(О том, есть ли в вашей школе набор в трехлетний класс, нужно узнавать у руководства школы. О том, какие школы в вашем городе набирают классы по трехлетней программе, лучше узнавать в местном комитете по образованию).

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено день назад

ПРОЕКТ "ЭФФЕКТИВНАЯ ШКОЛА"

Цель Проекта:

создание в каждом муниципальном образовании Хабаровского края инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи общеобразовательным организациям с низкими результатами обучения и (или) функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее также – ШНРО, ШНСУ соответственно), увеличение доли общеобразовательных организаций, реализующих школьные программы повышения качества образования на основе лучших практик.

Основные задачи Проекта:

- проведение регулярных мониторинговых исследований, направленных на выявление ШНРО и ШНСУ, в том числе с учетом анализа оценки качества учебных достижений, анализа школьного контекста и характеристик контингента: социально-экономического и культурного статуса семей обучающихся, кадровых и образовательных ресурсов общеобразовательных организаций (школ), категорий детей с проблемами обучения и поведения;

- создание организационных структур, осуществляющих функции экспертного и информационно-методического сопровождения реализации программ улучшения результатов и перевода общеобразовательных организаций в эффективный режим работы;

- осуществление информационно-методического сопровождения, направленного на совершенствование предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

- организация сетевого взаимодействия школ через создание профессиональных сообществ, в которых педагогические работники обмениваются профессиональным опытом, через партнерство со школами-стажировочными площадками;

- поддержка программ улучшения образовательных результатов ШНРО и ШНСУ (диссеминация лучших практик).

С сентября по декабрь ученики осваивают программу 1 класса, в декабре проводится независимая диагностика и с января обучающиеся становятся второклассниками, т.е. к концу учебного года обучающиеся заканчивают программу сразу двух лет обучения. Еще одна независимая диагностика проходит в апреле.

В третьем и четвертом классах, когда формируются основные предметные и метапредметные компетенции для достижения успешных результатов по ФГОС начального общего образования, дети обучаются уже в общем режиме.

Поступление в данный первый класс регламентируется возрастом от 6,6 лет и до 8 лет на 1 сентября.

Установление готовности к освоению образовательной программы начального общего образования по ускоренному обучению и зачисление в первый класс по данной программе осуществляется на основании результатов независимой педагогической диагностики, которая состоится в апреле 2020 года. Диагностика проводится среди будущих первоклассников по личному заявлению родителей (законных представителей).

За родителями (законными представителями) остается право перехода на обучение по программе 1-4 по личному заявлению в течение всего периода обучения.

1.Заявление родителей (законных представителей) на проведение независимой диагностики для установления готовности к ускоренному обучению.

2. Заявление родителей (законных представителей) на обучение по индивидуальному учебному плану.

Загрузить презентацию (881 кБ)

Слайд 1

Не секрет, что период начальной школы - это время интенсивного интеллектуального развития ребенка, становления его учебной деятельности. И от условий образовательной среды напрямую зависят дальнейшее успешное образование и профессиональная деятельность во взрослой жизни.

Одна из задач педагогического сообщества сегодня - увидеть, спрогнозировать и помочь каждому ребенку реализовать свой образовательный сценарий, свой путь плодотворного развития. Ведь любая московская семья имеет свои образовательные приоритеты, в том числе в вопросах выбора эффективной траектории развития своих детей.

Слайд 2

Уже в группах детского сада ребенок проявляет свои особенности, уникальность, потребности и возможности. Есть ребята, которые активно двигаются вперед и имеют свой темп познавательного развития. Такие дети испытывают потребность в ином количестве и качестве информации, и нужно искать новые подходы и форматы для реализации их жизненных целей и планов.

Слайд 3

Известно, что при поступлении в 1 класс не проводится никакого тестирования – в 1 класс записывают всех ребят. Но этот класс особый. Не каждый ребёнок способен освоить курс начального общего образования в ускоренном режиме, поэтому в мае на основании письменных заявлений родителей прошла независимая педагогическая диагностика, на основании которой и были зачислены обучающиеся.

Слайд 4

Слайд 5

Важным является и психолого-физиологическая готовность ребенка к ускоренному обучению (обязательное достижение ребенком 7-летнего возраста на 1 сентября, основная группа здоровья, высокий уровень мотивационной готовности будущего первоклассника).

Слайд 6

Познакомимся с учебным планом класса ЭНШ. Для сравнения внизу даны часы обычного класса. Мы видим, что уже с первого класса увеличивается количество часов. За счёт чего? Во-первых, это 2 часа английского языка. Все мы знаем, что в нашей школе изучение иностранного начинается со 2 класса. А у данных ребят 2 класс начнётся со 2 полугодия. Чтобы не перенагружать детей ещё больше, уроки иностранного языка начались с сентября, как и во 2 классах. Во-вторых, это дополнительный урок математики. В начальной школе математика 4 раза в неделю. Где взять дополнительный час? Пришлось пожертвовать третьим уроком физ-ры, который перенесли во внеурочную деятельность – это обязательный час для посещения.

Слайд 7

Слайд 8

Познакомимся с основными этапами ЭНШ:

1 полугодие – 1 класс:

  • 1 триместр – уроки по 35 мин.
  • День Знаний
  • Посвящение в первоклассники
  • Спасибо тебе, Азбука!
  • 2 триместр – уроки по 45 мин.
  • декабрь - независимая диагностика по предметам за 1 кл., МЦКО

2 полугодие – 2 класс:

  • Праздник первой отметки
  • Выставление первых итоговых отметок за 2 триместр.
  • 3 триместр
  • апрель - независимая диагностика по предметам за 2 кл., МЦКО

Ускоренное обучение сопровождается независимой диагностикой образовательных результатов, проводимой ГАОУ ДПО Московский центр качества образования Департамента образования города Москвы.

Сроки диагностик – декабрь / апрель.

Промежуточная аттестация результатов ускоренного обучения по образовательной программе начального общего образования проводится с учетом полного объема результатов, утвержденных в образовательной программе начального общего образования на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Логические задачи, английский язык, дециметры, упражнения по математике - оптом. Школа для одаренных? Частный пансион? Нет. Так выглядит первый класс в обычной московской школе, которая участвует в проекте "Эффективная начальная школа". Сразу подчеркнем: проект чисто столичный. Однако за тем, как школы уже четвертый год живут по принципу "год за два" и как программу первых четырех классов ребята проходят за три года, с интересом наблюдает вся страна. В чем изюм такого экспресс-метода и зачем он нужен?

Есть семилетние дети, которые успешно решают задачи для 6‑го класса. Не надо их искусственно тормозить. Фото: doble-d / istock

Есть семилетние дети, которые успешно решают задачи для 6‑го класса. Не надо их искусственно тормозить. Фото: doble-d / istock

Каша из букваря

Главное отличие: первый год обучения включает в себя два класса. С сентября по декабрь ты первоклассник, а после новогодних каникул - уже ученик второго класса. Конечно, если перед началом учебного года пройдешь собеседование, а потом, в декабре, справишься с заданиями независимой диагностики. Проще говоря, сдашь мини-экзамен.

Ребенку, может, и легкотня, а вот у меня от скорости обработки учебного материала уже глаз дергается, - признается мама

- По уровню знаний нас определили в класс, который учится по программе "1-3", - рассказывает Анастасия, мама Сережи, которому этим летом исполнится 7 лет. - В нашей школе можно учиться и по обычной четырехлетней программе: выбор за родителями. Вся нужная информация есть на школьном сайте. Я не против. Сын уже прошел собеседование. Проверяли умение читать, писать, считать, английский язык, а еще дали несколько логических задач.

Вот что говорят официальные сайты школ: "Эффективная начальная школа позволяет освоить программу начального образования за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональные образовательные маршруты младших школьников". Эффект - не за счет увеличения учебных часов, а за счет интенсификации учебного процесса. То есть если в обычном первом классе за урок походят две страницы учебника, то в классе "1-3" - четыре, а то и шесть. Правда, учебных часов больше. Если в обычной началке предельная учебная нагрузка на ученика в неделю - от 19 до 21 часа, то в эффективной может доходить и до 23. Кому подходит такой темп?

- Есть дети, которых, образно говоря, нельзя держать на манной каше, - говорит заслуженный учитель РФ, директор школы N 109 Евгений Ямбург. - У таких ребят прекрасная память, великолепное развитие, с ними сидеть на одном букваре бесполезно - заскучают, потеряют интерес к учебе. У них уже есть "мускулы", если их не тренировать - ослабнут.

Фото: iStock

Домашка для мамы

Но как понять, насколько "накачан" ребенок? Кто-то ходит на подготовишки и к детсадовскому выпускному уже вовсю читает, кто-то занимается с родителями. Кто-то вовсе в сад не ходит, но играет с папой в шахматы. Кому будет легко? И нужно ли делить детей на условно одаренных и обычных?

Учитель начальных классов Ирина Королева предупреждает: эффективная началка может вернуть нас к делению детей на сильных и слабых, причем в самом начале школы.

- Мы забываем, что ребенок не всегда раскрывается сразу. Вроде и не читал, не писал до школы, а вместе со всеми научился и даже обогнал в развитии, - комментирует Ирина Николаевна.

Бывает так, что ребенок от уроков в восторге, а вот родители еле дышат: как ни крути, а домашку приходится делать вместе. - Моя семилетка после новогодних каникул как раз пошла во второй класс, - делится Елена Скобеева. С дочкой они до школы занимались дома самостоятельно. - На мои вопросы Аня только отмахивается: "Легкотня, мам!". Ей, может, и легкотня, а вот у меня от скорости обработки учебного материала уже глаз дергается.

Еще бы: к началу февраля маме вместе с Аней пришлось изучить распространенные и нераспространенные предложения, метры-дециметры, решать математические задачи на 2-3 действия и искать в стихах средства изобразительной речи.

- У нас по пять уроков в день, а в пятницу - четыре. На дом задают: одно упражнение по русскому, одно - по математике, по литературе - сказку прочитать или выучить стих, - у мамы второклассника Саши голос бодрый, настрой боевой. - Окружайка (предмет "Окружающий мир") - без всяких проектов и дневников о погоде. Английский ребенок делает сам - на выходные учитель практически ничего не задает. Все тридцать учеников с удовольствием бегут в школу.

А вот в другой школе, где тоже работают по трехлетней программе, дети учат уроки до ночи. "Задают писать по пять страниц, упражнения по математике - оптом. В день 6-7 уроков - это в первом-то классе! А учитель говорит: иначе не успеем освоить программу", - возмущаются родители на форуме. По словам этих пап и мам, дети не всегда выдерживают такую нагрузку.

Главное - учитель

Для некоторых педагогов, работающих по программе "1-3", действительно проблема - вовремя переключить скорость. Это понятно: по официальным данным, учителя работают 40 часов в неделю, а тут еще надо ускоряться, чтобы программу четырех лет упаковать в три года. Ведь до последнего времени специальных учебников для эффективной начальной школы не было: как хочешь, а за второе полугодие 1-го класса нужно дать уже и таблицу умножения, и сочинение с изложениями.

Фото: Photoxpress

Все родители, и сторонники, и противники эффективной началки, сходятся в одном: главное - учитель. Если он сильный, то и дети спокойно освоят программу в ускоренном темпе.

- Дочке было тяжело в первый год, я даже хотела перевести ее на четырехлетку, но она отказалась. Не хочу, говорит, к другому учителю! Сейчас учимся уже второй год - все в порядке, - рассказывает Ольга, мама третьеклассницы.

В любом случае выбор за родителями. Эксперты уверены: отдавать ребенка в эффективную началку просто ради экономии времени - неразумно и негуманно по отношению к ребенку.

Важно: все дети, которым предлагают пойти по программе "1-3" после тестирования, должны пройти также собеседование с психологом. И только после этого можно принимать решение. Кроме того, надо помнить две вещи. Первая: у мальчишек, поступивших в эффективную началку и успешно ее прошедших, будет запас по времени между окончанием школы и призывным возрастом.

Второе: если вдруг малыш не потянет школьный экспресс, не пройдет диагностическую работу, то его могут перевести в обычную четырехлетку, где он будет на год младше одноклассников. Психологи считают, что в этом возрасте такая разница существенна, и об этом нужно помнить.

Наталья Виноградова, завлабораторией начального общего образования РАО:

- Ребенок младшего школьного возраста может все. В нем можно сформировать любое знание и умение. Но каких нервно-психических затрат это ему будет стоить? И когда настанет "расплата"? Дело не в скорости обучения, а в том, чтобы ребенок "созрел". Поэтому я категорически против массовой трехлетней началки, какой бы эффективной ее ни называли. Все трудности вылезут классе в 6-7-м. Это доказано.

Фото: Александр Корольков/РГ

Ведь был у нас уже период, когда в начальной школе учились три года. И было большое исследование на эту тему с участием физиологов, психологов, дефектологов, логопедов. Оно показало: для ребенка более успешна и комфортна именно четырехлетняя началка. Можно ли открыть отдельные ускоренные классы для одаренных? Безусловно. Некоторые дети и правда очень бегут вперед. Не надо их искусственно тормозить. Но, на мой взгляд, даже здесь ускорение лучше отложить на несколько лет. И еще момент. Как только ребенок попадает в особые условия, пропадает так называемый интеллектуальный фон. Когда неуспевающий ученик тянется за отличником, а отличник помогает условному двоечнику. Так у детей развивается критическое мышление. Это важно.

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор школы N 548 "Царицыно":

- Хорошо, что есть такая опция - получить начальное образование за три года. У нас были такие случаи в школе, при том, что у нас четырехлетка. А был случай, когда девятиклассник сдал полный курс средней школы по математике. Все индивидуально. И, конечно, в идеале, каждому ученику желательно держать свой персональный темп. Есть 7-летние дети, которые успешно решают задачи для 6-го класса. Бывает, паспортный возраст не совпадает с возрастом биологическим и психосоматическим. Появление подобных программ позволит сделать более комфортным и более эффективным образовательный процесс для тех, кто несколько опережает сверстников. Время - это ресурс, и жалко его терять. Ведь когда мы говорим про учебный план школы, забываем, что он в первую очередь адресован детям. Это их временной ресурс мы расходуем на уроках.

Сегодня между ребенком и школой появился мощный и могущественный посредник - интернет. Я недавно подарил своему другу - третьекласснику Севе книжку Даниеля Дефо "Робинзон Крузо" в переводе Чуковского. Потом спрашиваю: а ты знаешь, что автор был английским разведчиком? "Конечно, - отвечает Сева. - Я в Википедии посмотрел". И в начальной школе, тем более эффективной, учителям нужно об этом помнить.

"По закону школы автономны и самостоятельны в определении содержания образования, - сообщили "РГ" в пресс-службе московского департамента образования и науки. - Школы сами разрабатывают и утверждают образовательные программы и выбирают образовательные технологии. При этом они несут ответственность за качество образования и обязаны обеспечивать реализацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами".

Читайте также: