Психолого педагогическое сопровождение егэ в помощь школьному психологу
Обновлено: 06.07.2024
Педагогу-психологу отводится важная роль в подготовке всех участников учебно-воспитательного процесса итоговой аттестации. Педагог-психолог проводит психолого-педагогическую работу в рамках подготовки к ГИА с учащимися, родителями, педагогами.
Цель психологической подготовки - организовать психолого-педагогическую поддержку всем участникам образовательного процесса при подготовке и сдаче ГИА.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Основными задачами организации психолого-педагогического сопровождения учеников в рамках подготовки к экзаменам являются:
1. Ознакомление с процедурой проведения экзамена.
2. Формирование адекватного реалистичного мнения об итоговой аттестации.
3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
4. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Остановимся более подробно:
1. Ознакомление с процедурой проведения экзамена.
Для достижения задачи применяются следующие формы работы:
- просмотры видеозаписей с последующим обсуждением, игра-драматизация (проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном).
2. Формирование адекватного реалистичного мнения об итоговой аттестации.
Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия с целью свободного обсуждения обучающимися собственных позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу, что позволит выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и, в конечном счете, найти ресурсные моменты в новой форме экзамена.
Шкалы рисуются на бумаге, а участников просят обозначить свою позицию в виде точки. Затем ведущий предлагает участникам различные утверждения и просит занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с эти утверждением. Далее ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.
Варианты утверждений для выражения степени согласия и несогласия:
- Я много знаю о процедуре проведения ГИА.
- ГИА предоставляет школьникам новые возможности.
- Сдать ГИА мне по силам.
3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Работу по данному направлению рекомендуется строить в несколько этапов:
- анализ особенностей учебной деятельности ученика (включает в себя психолого-педагогическую диагностику, самоанализ ученика, экспертные оценки педагогов);
- разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов. Адресность предполагает, что рекомендации даются не о подготовке к экзаменам вообще, а с учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности ребенка.
Реализация третьей задачи решает преодоления личностных трудностей, формирования адекватной стратегии поведения во время экзамена и снятия эмоционального напряжения
4. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Четвертая цель решает трудности, связанные с когнитивными особенностями деятельности выпускников.
Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.
При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Психолого-педагогическое сопровождение учеников реализуется по четырем направлениям: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование, просвещение.
1. Психологическая диагностика.
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Проведение фронтальной диагностики обучающихся выпускных классов позволяет выявить детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА.
Вашему вниманию предлагаю перечень диагностического материала, который я использую в своей работе.
Рекомендуемый диагностический материал
Выявление уровня тревожности выпускников.
Тест стрессоустойчивость личности
Оценка стрессоустойчивости выпускников
Тест определение репрезентативных систем (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)
Определение доминирующих информационных каналов
Определение доминирующего полушария
Определение типа мышления
Определение осведомлённости учеников о процедуре ГИА\ОГЭ
Определение уровня психологической готовности выпускников к сдаче выпускных экзаменов
По результатам диагностики определены группы выпускников:
- с высоким уровнем тревожности;
- с низким уровнем стрессоустойчивости;
- с высоким уровнем самооценки
Далее составляю программу коррекционной работы со всеми участниками образовательного процесса. Особое внимание уделяю детям, у которых могут возникнуть психологические трудности в подготовке к экзаменам (это как раз дети группы риска с высоким уровнем тревожности, низким уровнем стрессоустойчивости, с высоким уровнем самооценки). Работа с этой категорией может вестись в рамках индивидуальных или групповых консультаций.
2. Коррекционно-развивающая работа.
Мною разработана программа "Психологическая подготовка к ГИА" разработана на основе программ: "Психологическая подготовка к ЕГЭ" Михеевой М.В., Кусакиной С.Н., и Чибисовой М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009. – 184с
Цель программы: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Коррекционно-развивающая работа ведется по четырем основным направлениям:
1.Развитие познавательной сферы обучающихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.
2.Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки.
3. Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля.
4.Ознакомление с процедурой сдачи экзаменов, выработка индивидуального стиля работы.
Одной из наиболее распространенной формой проведения коррекционно-развивающей работы является проведение цикла занятий с элементами тренинга. В количестве 9 часов.
3. Психологическое консультирование.
Целью консультаций является: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей.
4. Психологическое просвещение.
Задачи психологического просвещения в рамках психолого-педагогической подготовки к ГИА можно охарактеризовать следующим образом:
- вооружение обучающихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;
- информирование обучающихся о процедуре проведения ГИА.
Для реализации этих задач можно использовать следующие формы: составление и выпуск буклетов, памяток, брошюр, оформление информационного стенда по данной тематике. Проведение классных часов, лекториев, деловых игр и т.д.
Организация работы педагога-психолога с родителями выпускников
Еще одним направлением моей работы является взаимодействие с родителями (законными представителями) выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.
Цель: создание стабильной благоприятной атмосферы для уменьшения вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышения функциональных возможностей школьников в период подготовки к ГИА.
- психологическое просвещение по вопросам подготовки обучающихся к ГИА;
- обучение способам поддержки ребенка в период подготовки к сдаче ГИА
- совместное предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии;
- совместное формирование навыков саморегуляции психического состояния.
Основные направления работы с родителями выпускников.
1. Просвещение. При реализации данного направления можно использовать различные формы:
А). Участие в родительских собраниях.
Во-первых, выступление на родительских собраниях позволит психологу рассказать о работе, приводящейся школой в рамках сопровождения выпускников.
Кроме того, собрание дает ряд дополнительных возможностей:
1.Предоставить родителям необходимую информацию по следующим темам:
• психологические особенности возраста;
• оптимальные условия подготовки к экзамену;
• способы работы с учебным материалом;
• организация режима дня.
2. Провести анкетирование родителей с целью выявления:
• отношения родителей к ГИА;
• родительской оценки способностей своих детей;
• родительских установок относительно экзамена.
3. Обсудить результаты проведенного анкетирования.
2. Коррекционно-развивающая работа.
Занятия для родителей проводятся с целью оптимизации их эмоционального состояния, снижению уровня тревожности с использованием различных психологических техник, поскольку как уже было сказано родители не меньше детей испытывают волнение по поводу предстоящих экзаменов.
3. Психологическое консультирование.
Это могут быть консультации с родителями выпускников по интересующим их темам.
Система работы с педагогами по психологической подготовке выпускников к ГИА
Для реализации этой работы школьным может быть использовано несколько направлений:
1. Индивидуальное и групповое консультирование. Рекомендации по поддержке учеников на уроках, особенности работы с детьми группы риска, способы создания благоприятной и рабочей атмосферы в классе и т.п.
2. Информационная поддержка. Как и в случае работы с учениками, информационная поддержка учителей заключается в выпуске материалов в печатном, электронном виде ориентированных на педагогов: памятки, буклеты и другой литературы. Содержание информационных материалов может раскрывать следующие темы: создание благоприятной атмосферы в классе во время урока, методы эффективного взаимодействия с детьми группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т.п.
3. Проведение занятий с педагогами, направленных на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания.
Заключение: Таким образом, процедура прохождения ГИА является сложным этапом в жизни всех участников образовательного процесса, требующая от всех серьезной подготовки. Именно поэтому необходима целенаправленная, хорошо продуманная и организованная система работы по подготовке к экзаменам. Огромную роль в этом процессе играет педагог-психолог, которому очень важно систематизировать свою работу по сопровождению подготовки и сдачи ГИА.
Программа психолого–педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА направлена на выработку психологических качеств, умений и навыков у всех участников образовательного процесса, которые способны повысить эффективность подготовки и прохождения ГИА. Психологическая подготовка к итоговой аттестации формирует положительное отношение к ГИА, способствует развитию определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА. Формирование психологической готовности к ГИА включает в себя актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена, а так же формирование положительного эмоционального настроя.
Настоящая программа разработана на основе анализа процессов и обобщения опыта преподавательской и воспитательной деятельности педагогического коллектива и администрации МБОУ СОШ №105 в направлении подготовки учащихся выпускных классов к ЕГЭ и ОГЭ.
Программа психолого – педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА определяет содержание, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура психолого-педагогической программы сопровождения участников образовательного процесса при ГИА
Структура программы:
-План работы педагога-психолога по формированию психологической готовности выпускников.
-Психологические занятия по формированию психологической готовности выпускников.
В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся:
Профилактика.
Цель – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах готовности к ОГЭ и ЕГЭ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Диагностическое направление (скрининг).
Цель – информационное обеспечение процесса психологического сопровождения готовности к ОГЭ и ЕГЭ.
Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
Цель – создание условий для психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ и решения психологических проблем.
Консультирование (индивидуальное и групповое) учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
Цель – оказание психологической помощи и поддержки субъектам ОГЭ и ЕГЭ, обучение их навыкам саморегуляции.
Профилактическая работа.
Цель – проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий ОГЭ и ЕГЭ.
Организационно-методическая работа.
Цель – разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.
Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Основными направлениями психологической подготовки субъектов образовательного процесса к сдаче ОГЭ и ЕГЭ являются: диагностическое – определение уровня психологической готовности у выпускников и ее коррекция; информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ОГЭ и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку.
Диагностическое направление
Методику изучения уровня психологической готовности у выпускников составляют две группы методов.
Первая группа методов направлена на оценку психологической готовности к ЕГЭ с позиций самих выпускников и их родителей.
Вторая группа методов направлена на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников. Рекомендуем использовать следующие методики:
Возможное содержание групповых занятий с выпускниками включает:
- ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ОГЭ в аспекте психологической подготовленности учащихся;
- освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.) для снятия эмоционального напряжения во время ОГЭ.
Работа с учащимися
Выделяют следующие цели организации психологического сопровождения учеников в рамках психологической подготовки к экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ:
1.Ознакомление с процедурой.
2.Формирование адекватного реалистичного мнения о ОГЭ и ЕГЭ.
3.Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
4.Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Психологическое сопровождение учеников реализуется следующими способами:
1.Психологическая диагностика. Проведение фронтальной диагностики учащихся выпускных классов: выявление детей группы риска, диагностика уровня тревожности. По результатам проведенной диагностики составляется программа коррекционной работы и программа психологического сопровождения. Работа с группой поддержки ведётся в рамках индивидуальных или групповых консультаций, проведения тренинговых занятий корректирующей направленности.
2.Индивидуальное и групповое консультирование учащихся. Проведение консультативной работы с выпускниками по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче ОГЭ и ЕГЭ: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей;
3.Тренинговые занятия с учащимися. Групповые занятия по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (личностные трудности), ознакомлении с процедурой сдачи экзаменов, проведение встреч с выпускниками прошлого учебного года, уже сдавших экзамены (процессуальные трудности), выработка индивидуального стиля работы (когнитивные трудности).
Работа с учителями
Успешность программы психологического сопровождения подготовки к экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ зависит от комплексного подхода к решению данной проблемы в рамках не столько именно психологической работы, сколько в рамках психолого-педагогического взаимодействия школы и выпускника. Особенно важным следует считать блок психологической поддержки учителей, выпускающих своих учащихся на экзамены. От знания психологических особенностей развития и трудностей, возникающих у выпускников в процессе подготовки к экзаменам, зависит выбор стратегии их поддержки не только школьным психологом, но и учителем.
В реализации данного направления используются следующие формы работы:
1.Индивидуальное и групповое консультирование. Использование данной формы работы позволяет раскрыть перед учителями важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ.
2.Участие в педсоветах.
3.Составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.
4.Информационная поддержка. Выпуск материалов в печатном, электронном виде ориентированных на педагогов: памятки, буклеты и другой литературы. Содержание информационных материалов раскрывают следующие темы: создание благоприятной атмосферы в классе во время урока, методы эффективного взаимодействия с детьми группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т.п.
Работа с родителями (законными представителями) учащихся
Еще одним направлением работы является взаимодействие с родителями выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.
К тому же, родители могут служить транслятором психологического воздействия на детей в рамках создания благоприятной атмосферы во время подготовки к экзаменам, снижению стрессовых состояний, преодолении трудностей различного происхождения. Родители могут помочь детям правильно организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное состояние.
Основные направления работы с родителями выпускников:
2.Участие в родительских собраниях.
Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении ОГЭ и сдаче ЕГЭ. Кроме развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом полученные выпускниками психологические знания и умения в дальнейшем могут применяться и в их дальнейшей службе и личной жизни.
Принципы формирования программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГИА
В основу формирования программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в МКОУ СОШ №105 положены следующие принципы:
- приоритет интересов ребенка,
-согласованная работа всех специалистов сопровождения - педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, учителей-предметников и др.
Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.
1.Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка.
Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка: информировать членов семьи об адекватных условиях прохождении ОГЭ и сдаче ЕГЭ ребенка, то есть способствовать созданию условий на уровне семьи и образовательного учреждения.Успешность помощи ребенку часто зависит от нескольких специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель, то есть как реализуется принцип мультидисциплинарности (стереогнозиса). Это означает тесное взаимодействие, согласованность работы "команды" специалистов в ходе изучения ребенка (явления, ситуации): педагогов, психологов, и других специалистов, использование каждым специалистом научных методов исследования, что позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются частью целостного изучения особенностей развития и состояния ребенка.
2.Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблем при прохождении ОГЭ и сдаче ЕГЭ. Специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или когда найдет подход к ее решению. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.
3. Принцип системности сопровождения реализуется через единство диагностики, коррекции и развития - определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку, которые должны основываться на комплексной, качественной диагностике, позволяющей выявить не только его проблемные, но и сильные стороны - резервные возможности, на которые можно будет опираться при проведении работы с обучающимися 9, 11 -х классов.
Программа направлена на достижение следующих целей:
-Обеспечение психолого-педагогической поддержки учащимся, педагогам и родителям в период подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников;
-Координация взаимодействия преподавателей выпускных классов для равномерного распределения интенсивности учебной нагрузки на всем протяжении учебного года;
-Достижение стабильно высоких результатов аттестации, отражающих качество знаний в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
-Анализ, оценка и внедрение в практику наиболее эффективных методических приемов, обмен педагогическим опытом.
В процессе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и методические задачи:
-Достижение уровня информированности участников о процедуре и особенностях ЕГЭ, обеспечивающего сознательное и ответственное отношение к итоговой аттестации;
-Выбор, применение и отработка наиболее успешных приемов подготовки с учетом общих тенденций в освоении предмета и индивидуальных особенностей выпускников;
-Обучение учащихся навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах; понижение уровня тревожности у всех участников образовательного процесса, преодоление экзаменационных страхов.
Общая характеристика программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при ГИА
Актуальность и сложность подготовки к государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) выпускников 9 и 11 классов обусловлена тем, что она проводится в новой, отличной от традиционной формы, и является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. Она обеспечивает независимую и объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами.
В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к её прохождению. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) учащихся.
- согласие сделать что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);
-определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);
- момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта (А.А. Бодалев).
В школе психологическая готовность обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ организуется на уровне всех субъектов образовательного процесса: учащихся 9- 11 классов, учителей-предметников, классных руководителей и родителей.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ОГЭ и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ОГЭ и ЕГЭ.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
Для решения этих задач педагогом-психологом Уфимцевой В.А. разработана Программа психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ.
Методологическое обоснование программы:
- Когнитивно-феноменологическая модель совладания со стрессом Р. Лазаруса и С. Фолкман;
- Теории личностно-деятельностного подхода к пониманию развития психики П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.;
- Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского;
- Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, В Франкл, Б.С. Братусь и др.).
Практическая значимость программы: разработанная программа может быть использована в практике психологов других образовательных учреждений, осуществляющих психологическую помощь выпускникам в подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Субъекты программы: педагог-психолог, классные руководители, выпускники 9 и 11-х классов, их родители (законные представители), учителя.
Основные формы работы: наблюдение за обучающимися на уроках и во внеурочное время, первичная диагностика, проведение итоговой диагностики, занятия с элементами тренинга, деловые игры, психологические практикумы, дискуссии, индивидуальные консультации, формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально), оформление тематического стенда, выпуск буклетов, памяток, информационных листов.
Учебно-методические материалы: презентации, видеофильмы, кейсы, творческие задания.
Условия проведения: класс, кабинет педагога-психолога, актовый зал.
Планируемые результаты и система оценки внедрения программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при ГИА
Ожидаемые результаты:
Критерии оценивания
Сформированность адекватного, реалистичного мнения об экзамене.
Позитивная установка на успешную сдачу экзамена.
Улучшение показателей внимания и памяти, интеллектуальной лабильности, УУД.
Наблюдение, тестирование, анкетирование.
Наблюдение, беседа, пробный экзамен.
Снижение уровня тревожности и напряжённости в экзаменационный период.
Наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Этапы и сроки реализации программы
Работа по психологической готовности к ЕГЭ и ГИА осуществляется в три этапа:
1.Этап подготовительный (декабрь – февраль). Информационно – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей (групповая консультация в форме родительского собрания, индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети могут испытывать трудности в период подготовке к экзаменам). Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ГИА и ЕГЭ – процессуальный компонент).
2.Этап основной (март – май). Этот этап — самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа предполагается:
- формирование групп учащихся, имеющих проблемы в обучении и психологической готовности к ГИА и ЕГЭ;
-проведение цикла психологических занятий для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности;
-обучение учащихся релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции;
3.Этап аналитико-обобщающий (май — июнь). Составление аналитических материалов об особенностях, обучающихся с целью формирования рекомендаций учителям — предметникам, классным руководителям 9 -11-х классов. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА и ЕГЭ у выпускников. Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению (будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции).
План работы педагога-психолога по формированию психологической готовности выпускников
На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Сопровождение учащихся в период подготовки к ЕГЭ
Сопровождение учащихся в период подготовки к ЕГЭ |
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу |
В связи с этим одна из задач школьной психологической службы - создание социально-психологических условий для успешной подготовки и сдачи экзаменов. Реализация психологического сопровождения подготовки выпускников к экзаменам в форме ЕГЭ ведется по трем основным направлениям: работа с учениками, учителями и родителями.
Психологическое сопровождение учащихся реализуется следующими способами: В реализации психологического сопровождения педагогов могут быть использованы следующие формы работы: Основные направления работы с родителями: Реализуя психологическое сопровождение участников образовательных отношений в период подготовки к сдаче ЕГЭ, педагог-психолог оформляет следующую документацию: Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании. Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов. Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Главный принцип организации психологической службы – системность: психолог, реализовывает все 5(6) функций и делает это систематически. Хотелось бы подчеркнуть, что все положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Кто же такой психолог? Психолог – это тот специалист по психолого-педагогическому сопровождению, который обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) с целью успешного обучения ученика и как следствия успешного сдачи ЕГЭ, окончания школы и органичного вхождения во взрослую жизнь. Психологическую подготовку учащихся к сдачи ЕГЭ нужно считать одним из приоритетных направлений работы психолога, потому, что подготовка ученика к успешной сдачи ЕГЭ, есть результат не последних двух лет работы, месяцев, дней, а это работа должна проводиться на протяжении всего периода обучения. Данная форма сдачи экзамена, достаточно новая для нашего общества и здесь надо говорить о том, что не только психологу надо обращать на это внимание, но и учителям, родителям и самим детям. А роль психолога заключается в психологическом сопровождении учебного процесса и всех его участников. Цель психологической службы – формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника. Основная идея психологической службы – идея сопровождения, которая направлена на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.
Таким образом, можно сформулировать цель данного исследования следующим образом: разработка и апробация модели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения. 1. Психодиагностическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ЕГЭ можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах. В начальной школе с помощью различного психодиагностического инструментария. Проводятся диагностика в начале года с целью выделения группы детей, испытывающих трудности. После чего происходит формирование групп для развивающей работы, разработка системы работы и рекомендаций. В конце года проводится итоговая диагностика с целью определения эффективности работы. В своей работе мы используем следующий блок методик. (Приложение 1) Проведение диагностики позволяет оценить результативность работы педагога-психолога, как в течение года, так и на протяжении всего времени обучения отдельного ученика, класса, параллели. 2. Консультативная работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:
В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе. Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Особенностью консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ является то, что целью таких консультаций является формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей знаний о проблемах, возникающих у учащихся при подготовке к ЭГЕ, и желания преодолевать трудности обучения; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. В целом задача консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ составляет контроль за возникновением трудностей обучения ребёнка. Указанная задача включает следующие конкретные составляющие: 1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка; Перспективной формой организации консультативной работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения. 3. Коррекционно-развивающая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
4. Психопрофилактическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Целью психологической профилактики в работе школьного психолога является предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работника, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Психопрофилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и, естественно, при проведении психологической диагностики. 5. Психопросвещение в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Данный предмет учит взаимодействовать не только с окружающей действительностью, но и с людьми и самим собой. Способствует развитию эффективных способов этого взаимодействия. Следовательно, способствует полноценному развитию личности ребёнка. Таким образом, нами была разработана и апробирована модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения. Такая форма является эффективной для успешной психологической подготовки учащихся к ЕГЭ. В своей работе мы показали, как с помощью решения задач психологического сопровождения личности, реализуя все направления работы школьного психолога, можно организовать психологическую подготовку школьников к сдаче ЕГЭ. Данная модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ позволяет организовать такую систему работы психологической службы, которая способствует: развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся; снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся; составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности ребенка и позволяющих как педагогу-психологу, так и учителям, разработать как индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, так и планы работы с классом или группой учащихся в целом. Нами разработана система работы психолога с учащимися по психологической подготовке к ЕГЭ на всех ступенях обучения, с 1 по 11 класс. Так как считаем, что такая модель работы будет более эффективна. Кроме этого, мы рассматриваем психологическую подготовку учащихся к ЕГЭ ни как отдельное направление работы психолога, а как неотъемлемый компонент всей системы работы психологической службы школы. Читайте также:
|