Психолого педагогическое сопровождение егэ в помощь школьному психологу

Обновлено: 06.07.2024

Педагогу-психологу отводится важная роль в подготовке всех участников учебно-воспитательного процесса итоговой аттестации. Педагог-психолог проводит психолого-педагогическую работу в рамках подготовки к ГИА с учащимися, родителями, педагогами.

Цель психологической подготовки - организовать психолого-педагогическую поддержку всем участникам образовательного процесса при подготовке и сдаче ГИА.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Основными задачами организации психолого-педагогического сопровождения учеников в рамках подготовки к экзаменам являются:

1. Ознакомление с процедурой проведения экзамена.

2. Формирование адекватного реалистичного мнения об итоговой аттестации.

3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

4. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Остановимся более подробно:

1. Ознакомление с процедурой проведения экзамена.

Для достижения задачи применяются следующие формы работы:

- просмотры видеозаписей с последующим обсуждением, игра-драматизация (проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном).

2. Формирование адекватного реалистичного мнения об итоговой аттестации.

Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия с целью свободного обсуждения обучающимися собственных позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу, что позволит выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и, в конечном счете, найти ресурсные моменты в новой форме экзамена.

Шкалы рисуются на бумаге, а участников просят обозначить свою позицию в виде точки. Затем ведущий предлагает участникам различные утверждения и просит занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с эти утверждением. Далее ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.

Варианты утверждений для выражения степени согласия и несогласия:

- Я много знаю о процедуре проведения ГИА.

- ГИА предоставляет школьникам новые возможности.

- Сдать ГИА мне по силам.

3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

Работу по данному направлению рекомендуется строить в несколько этапов:

- анализ особенностей учебной деятельности ученика (включает в себя психолого-педагогическую диагностику, самоанализ ученика, экспертные оценки педагогов);

- разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов. Адресность предполагает, что рекомендации даются не о подготовке к экзаменам вообще, а с учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности ребенка.

Реализация третьей задачи решает преодоления личностных трудностей, формирования адекватной стратегии поведения во время экзамена и снятия эмоционального напряжения

4. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Четвертая цель решает трудности, связанные с когнитивными особенностями деятельности выпускников.

Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.

При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение учеников реализуется по четырем направлениям: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование, просвещение.

1. Психологическая диагностика.

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Проведение фронтальной диагностики обучающихся выпускных классов позволяет выявить детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА.

Вашему вниманию предлагаю перечень диагностического материала, который я использую в своей работе.

Рекомендуемый диагностический материал

Выявление уровня тревожности выпускников.

Тест стрессоустойчивость личности

Оценка стрессоустойчивости выпускников

Тест определение репрезентативных систем (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)

Определение доминирующих информационных каналов

Определение доминирующего полушария

Определение типа мышления

Определение осведомлённости учеников о процедуре ГИА\ОГЭ

Определение уровня психологической готовности выпускников к сдаче выпускных экзаменов

По результатам диагностики определены группы выпускников:

- с высоким уровнем тревожности;

- с низким уровнем стрессоустойчивости;

- с высоким уровнем самооценки

Далее составляю программу коррекционной работы со всеми участниками образовательного процесса. Особое внимание уделяю детям, у которых могут возникнуть психологические трудности в подготовке к экзаменам (это как раз дети группы риска с высоким уровнем тревожности, низким уровнем стрессоустойчивости, с высоким уровнем самооценки). Работа с этой категорией может вестись в рамках индивидуальных или групповых консультаций.

2. Коррекционно-развивающая работа.

Мною разработана программа "Психологическая подготовка к ГИА" разработана на основе программ: "Психологическая подготовка к ЕГЭ" Михеевой М.В., Кусакиной С.Н., и Чибисовой М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009. – 184с

Цель программы: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

Коррекционно-развивающая работа ведется по четырем основным направлениям:

1.Развитие познавательной сферы обучающихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.

2.Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки.

3. Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля.

4.Ознакомление с процедурой сдачи экзаменов, выработка индивидуального стиля работы.

Одной из наиболее распространенной формой проведения коррекционно-развивающей работы является проведение цикла занятий с элементами тренинга. В количестве 9 часов.

3. Психологическое консультирование.

Целью консультаций является: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей.

4. Психологическое просвещение.

Задачи психологического просвещения в рамках психолого-педагогической подготовки к ГИА можно охарактеризовать следующим образом:

- вооружение обучающихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;

- информирование обучающихся о процедуре проведения ГИА.

Для реализации этих задач можно использовать следующие формы: составление и выпуск буклетов, памяток, брошюр, оформление информационного стенда по данной тематике. Проведение классных часов, лекториев, деловых игр и т.д.

Организация работы педагога-психолога с родителями выпускников

Еще одним направлением моей работы является взаимодействие с родителями (законными представителями) выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.

Цель: создание стабильной благоприятной атмосферы для уменьшения вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышения функциональных возможностей школьников в период подготовки к ГИА.

- психологическое просвещение по вопросам подготовки обучающихся к ГИА;

- обучение способам поддержки ребенка в период подготовки к сдаче ГИА

- совместное предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии;

- совместное формирование навыков саморегуляции психического состояния.

Основные направления работы с родителями выпускников.

1. Просвещение. При реализации данного направления можно использовать различные формы:

А). Участие в родительских собраниях.

Во-первых, выступление на родительских собраниях позволит психологу рассказать о работе, приводящейся школой в рамках сопровождения выпускников.

Кроме того, собрание дает ряд дополнительных возможностей:

1.Предоставить родителям необходимую информацию по следующим темам:

• психологические особенности возраста;

• оптимальные условия подготовки к экзамену;

• способы работы с учебным материалом;

• организация режима дня.

2. Провести анкетирование родителей с целью выявления:

• отношения родителей к ГИА;

• родительской оценки способностей своих детей;

• родительских установок относительно экзамена.

3. Обсудить результаты проведенного анкетирования.

2. Коррекционно-развивающая работа.

Занятия для родителей проводятся с целью оптимизации их эмоционального состояния, снижению уровня тревожности с использованием различных психологических техник, поскольку как уже было сказано родители не меньше детей испытывают волнение по поводу предстоящих экзаменов.

3. Психологическое консультирование.

Это могут быть консультации с родителями выпускников по интересующим их темам.

Система работы с педагогами по психологической подготовке выпускников к ГИА

Для реализации этой работы школьным может быть использовано несколько направлений:

1. Индивидуальное и групповое консультирование. Рекомендации по поддержке учеников на уроках, особенности работы с детьми группы риска, способы создания благоприятной и рабочей атмосферы в классе и т.п.

2. Информационная поддержка. Как и в случае работы с учениками, информационная поддержка учителей заключается в выпуске материалов в печатном, электронном виде ориентированных на педагогов: памятки, буклеты и другой литературы. Содержание информационных материалов может раскрывать следующие темы: создание благоприятной атмосферы в классе во время урока, методы эффективного взаимодействия с детьми группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т.п.

3. Проведение занятий с педагогами, направленных на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания.

Заключение: Таким образом, процедура прохождения ГИА является сложным этапом в жизни всех участников образовательного процесса, требующая от всех серьезной подготовки. Именно поэтому необходима целенаправленная, хорошо продуманная и организованная система работы по подготовке к экзаменам. Огромную роль в этом процессе играет педагог-психолог, которому очень важно систематизировать свою работу по сопровождению подготовки и сдачи ГИА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психолого–педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА направлена на выработку психологических качеств, умений и навыков у всех участников образовательного процесса, которые способны повысить эффективность подготовки и прохождения ГИА. Психологическая подготовка к итоговой аттестации формирует положительное отношение к ГИА, способствует развитию определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА. Формирование психологической готовности к ГИА включает в себя актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена, а так же формирование положительного эмоционального настроя.

Настоящая программа разработана на основе анализа процессов и обобщения опыта преподавательской и воспитательной деятельности педагогического коллектива и администрации МБОУ СОШ №105 в направлении подготовки учащихся выпускных классов к ЕГЭ и ОГЭ.

Программа психолого – педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА определяет содержание, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Структура психолого-педагогической программы сопровождения участников образовательного процесса при ГИА

Структура программы:

-План работы педагога-психолога по формированию психологической готовности выпускников.

-Психологические занятия по формированию психологической готовности выпускников.

В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся:

Профилактика.

Цель – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах готовности к ОГЭ и ЕГЭ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Диагностическое направление (скрининг).

Цель – информационное обеспечение процесса психологического сопровождения готовности к ОГЭ и ЕГЭ.

Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.

Цель – создание условий для психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ и решения психологических проблем.

Консультирование (индивидуальное и групповое) учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

Цель – оказание психологической помощи и поддержки субъектам ОГЭ и ЕГЭ, обучение их навыкам саморегуляции.

Профилактическая работа.

Цель – проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий ОГЭ и ЕГЭ.

Организационно-методическая работа.

Цель – разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.

Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Основными направлениями психологической подготовки субъектов образовательного процесса к сдаче ОГЭ и ЕГЭ являются: диагностическое – определение уровня психологической готовности у выпускников и ее коррекция; информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ОГЭ и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку.

Диагностическое направление

Методику изучения уровня психологической готовности у выпускников составляют две группы методов.

Первая группа методов направлена на оценку психологической готовности к ЕГЭ с позиций самих выпускников и их родителей.

Вторая группа методов направлена на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников. Рекомендуем использовать следующие методики:

Возможное содержание групповых занятий с выпускниками включает:

- ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ОГЭ в аспекте психологической подготовленности учащихся;

- освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.) для снятия эмоционального напряжения во время ОГЭ.

Работа с учащимися

Выделяют следующие цели организации психологического сопровождения учеников в рамках психологической подготовки к экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ:

1.Ознакомление с процедурой.

2.Формирование адекватного реалистичного мнения о ОГЭ и ЕГЭ.

3.Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

4.Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Психологическое сопровождение учеников реализуется следующими способами:

1.Психологическая диагностика. Проведение фронтальной диагностики учащихся выпускных классов: выявление детей группы риска, диагностика уровня тревожности. По результатам проведенной диагностики составляется программа коррекционной работы и программа психологического сопровождения. Работа с группой поддержки ведётся в рамках индивидуальных или групповых консультаций, проведения тренинговых занятий корректирующей направленности.

2.Индивидуальное и групповое консультирование учащихся. Проведение консультативной работы с выпускниками по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче ОГЭ и ЕГЭ: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей;

3.Тренинговые занятия с учащимися. Групповые занятия по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (личностные трудности), ознакомлении с процедурой сдачи экзаменов, проведение встреч с выпускниками прошлого учебного года, уже сдавших экзамены (процессуальные трудности), выработка индивидуального стиля работы (когнитивные трудности).

Работа с учителями

Успешность программы психологического сопровождения подготовки к экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ зависит от комплексного подхода к решению данной проблемы в рамках не столько именно психологической работы, сколько в рамках психолого-педагогического взаимодействия школы и выпускника. Особенно важным следует считать блок психологической поддержки учителей, выпускающих своих учащихся на экзамены. От знания психологических особенностей развития и трудностей, возникающих у выпускников в процессе подготовки к экзаменам, зависит выбор стратегии их поддержки не только школьным психологом, но и учителем.

В реализации данного направления используются следующие формы работы:

1.Индивидуальное и групповое консультирование. Использование данной формы работы позволяет раскрыть перед учителями важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ.

2.Участие в педсоветах.

3.Составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.

4.Информационная поддержка. Выпуск материалов в печатном, электронном виде ориентированных на педагогов: памятки, буклеты и другой литературы. Содержание информационных материалов раскрывают следующие темы: создание благоприятной атмосферы в классе во время урока, методы эффективного взаимодействия с детьми группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т.п.

Работа с родителями (законными представителями) учащихся

Еще одним направлением работы является взаимодействие с родителями выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.

К тому же, родители могут служить транслятором психологического воздействия на детей в рамках создания благоприятной атмосферы во время подготовки к экзаменам, снижению стрессовых состояний, преодолении трудностей различного происхождения. Родители могут помочь детям правильно организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное состояние.

Основные направления работы с родителями выпускников:

2.Участие в родительских собраниях.

Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении ОГЭ и сдаче ЕГЭ. Кроме развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом полученные выпускниками психологические знания и умения в дальнейшем могут применяться и в их дальнейшей службе и личной жизни.

Принципы формирования программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГИА

В основу формирования программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в МКОУ СОШ №105 положены следующие принципы:

- приоритет интересов ребенка,

-согласованная работа всех специалистов сопровождения - педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, учителей-предметников и др.

Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.

1.Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка.

Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка: информировать членов семьи об адекватных условиях прохождении ОГЭ и сдаче ЕГЭ ребенка, то есть способствовать созданию условий на уровне семьи и образовательного учреждения.Успешность помощи ребенку часто зависит от нескольких специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель, то есть как реализуется принцип мультидисциплинарности (стереогнозиса). Это означает тесное взаимодействие, согласованность работы "команды" специалистов в ходе изучения ребенка (явления, ситуации): педагогов, психологов, и других специалистов, использование каждым специалистом научных методов исследования, что позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются частью целостного изучения особенностей развития и состояния ребенка.

2.Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблем при прохождении ОГЭ и сдаче ЕГЭ. Специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или когда найдет подход к ее решению. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

3. Принцип системности сопровождения реализуется через единство диагностики, коррекции и развития - определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку, которые должны основываться на комплексной, качественной диагностике, позволяющей выявить не только его проблемные, но и сильные стороны - резервные возможности, на которые можно будет опираться при проведении работы с обучающимися 9, 11 -х классов.

Программа направлена на достижение следующих целей:

-Обеспечение психолого-педагогической поддержки учащимся, педагогам и родителям в период подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников;

-Координация взаимодействия преподавателей выпускных классов для равномерного распределения интенсивности учебной нагрузки на всем протяжении учебного года;

-Достижение стабильно высоких результатов аттестации, отражающих качество знаний в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

-Анализ, оценка и внедрение в практику наиболее эффективных методических приемов, обмен педагогическим опытом.

В процессе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и методические задачи:

-Достижение уровня информированности участников о процедуре и особенностях ЕГЭ, обеспечивающего сознательное и ответственное отношение к итоговой аттестации;

-Выбор, применение и отработка наиболее успешных приемов подготовки с учетом общих тенденций в освоении предмета и индивидуальных особенностей выпускников;

-Обучение учащихся навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах; понижение уровня тревожности у всех участников образовательного процесса, преодоление экзаменационных страхов.

Общая характеристика программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при ГИА

Актуальность и сложность подготовки к государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) выпускников 9 и 11 классов обусловлена тем, что она проводится в новой, отличной от традиционной формы, и является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. Она обеспечивает независимую и объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к её прохождению. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) учащихся.

- согласие сделать что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);

-определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);

- момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта (А.А. Бодалев).

В школе психологическая готовность обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ организуется на уровне всех субъектов образовательного процесса: учащихся 9- 11 классов, учителей-предметников, классных руководителей и родителей.

Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ОГЭ и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ОГЭ и ЕГЭ.

Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Для решения этих задач педагогом-психологом Уфимцевой В.А. разработана Программа психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ.

Методологическое обоснование программы:

- Когнитивно-феноменологическая модель совладания со стрессом Р. Лазаруса и С. Фолкман;

- Теории личностно-деятельностного подхода к пониманию развития психики П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.;

- Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского;

- Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, В Франкл, Б.С. Братусь и др.).

Практическая значимость программы: разработанная программа может быть использована в практике психологов других образовательных учреждений, осуществляющих психологическую помощь выпускникам в подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Субъекты программы: педагог-психолог, классные руководители, выпускники 9 и 11-х классов, их родители (законные представители), учителя.

Основные формы работы: наблюдение за обучающимися на уроках и во внеурочное время, первичная диагностика, проведение итоговой диагностики, занятия с элементами тренинга, деловые игры, психологические практикумы, дискуссии, индивидуальные консультации, формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально), оформление тематического стенда, выпуск буклетов, памяток, информационных листов.

Учебно-методические материалы: презентации, видеофильмы, кейсы, творческие задания.

Условия проведения: класс, кабинет педагога-психолога, актовый зал.

Планируемые результаты и система оценки внедрения программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при ГИА

Ожидаемые результаты:

Критерии оценивания

Сформированность адекватного, реалистичного мнения об экзамене.

Позитивная установка на успешную сдачу экзамена.

Улучшение показателей внимания и памяти, интеллектуальной лабильности, УУД.

Наблюдение, тестирование, анкетирование.

Наблюдение, беседа, пробный экзамен.

Снижение уровня тревожности и напряжённости в экзаменационный период.

Наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Этапы и сроки реализации программы

Работа по психологической готовности к ЕГЭ и ГИА осуществляется в три этапа:

1.Этап подготовительный (декабрь – февраль). Информационно – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей (групповая консультация в форме родительского собрания, индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети могут испытывать трудности в период подготовке к экзаменам). Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ГИА и ЕГЭ – процессуальный компонент).

2.Этап основной (март – май). Этот этап — самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа предполагается:

- формирование групп учащихся, имеющих проблемы в обучении и психологической готовности к ГИА и ЕГЭ;

-проведение цикла психологических занятий для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности;

-обучение учащихся релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции;

3.Этап аналитико-обобщающий (май — июнь). Составление аналитических материалов об особенностях, обучающихся с целью формирования рекомендаций учителям — предметникам, классным руководителям 9 -11-х классов. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА и ЕГЭ у выпускников. Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению (будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции).

План работы педагога-психолога по формированию психологической готовности выпускников

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Сопровождение учащихся в период подготовки к ЕГЭ

Сопровождение учащихся в период подготовки к ЕГЭ
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

В связи с этим одна из задач школьной психологической службы - создание социально-психологических условий для успешной подготовки и сдачи экзаменов. Реализация психологического сопровождения подготовки выпускников к экзаменам в форме ЕГЭ ведется по трем основным направлениям: работа с учениками, учителями и родителями.


Цели психологического сопровождения:

  • ознакомление учащихся с психотехническими навыками, повышающими эффективность подготовки к экзаменам;
  • формирование и развитие умения мобилизоваться в стрессовой ситуации;
  • развитие навыков мыслительной деятельности;
  • развитие психологической компетентности педагогов и родителей.

Психологическое сопровождение учащихся реализуется следующими способами:
1. Психологическая диагностика.
Цели - выявление детей группы риска, диагностика уровня тревожности. Что дает: по результатам проведенной диагностики педагог-психолог составляет программу коррекционной работы и программу психологического сопровождения, формирует группу поддержки, состоящую из детей, у которых могут возникнуть трудности в подготовке к экзаменам.
2. Индивидуальное и групповое консультирование.
Цели - снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей. Что дает: преодоление трудностей и развитие навыков, способствующих эффективной сдаче ЕГЭ.
3. Тренинговые занятия.
Цели - преодоление стрессового состояния, ознакомление с процедурой сдачи экзаменов, выработка индивидуального стиля работы.
4. Информационная поддержка.
Включает составление буклетов, памяток, брошюр, информационных стендов.

В реализации психологического сопровождения педагогов могут быть использованы следующие формы работы:
1. Индивидуальное и групповое консультирование.
Цель - раскрыть перед учителями важные вопросы психологической подготовки выпускников к ЕГЭ. Используя данную форму работы, педагог-психолог может дать советы педагогам по контролю стрессовых состояний для поддержки учащихся на уроках, раскрыть особенности работы с детьми из группы риска, рассказать о способах создания благоприятной и рабочей атмосферы в классе и т. п.
2. Составление совместно с педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении для учащихся, педагогов и родителей,
3. Информационная поддержка.
Выпуск материалов в печатном, электронном виде, раскрывающих следующие темы: создание благоприятной атмосферы в классе во время урока, методы эффективного взаимодействия с детьми группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т. п.

Основные направления работы с родителями:

Реализуя психологическое сопровождение участников образовательных отношений в период подготовки к сдаче ЕГЭ, педагог-психолог оформляет следующую документацию:

Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.

Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

  • обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте);
  • привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);
  • изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы,
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. разработки индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов.
  1. Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).
  2. Консультирование (индивидуальное и групповое).
  3. Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
  4. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры.
  5. Профилактика.
  6. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды).

Главный принцип организации психологической службы – системность: психолог, реализовывает все 5(6) функций и делает это систематически.

Хотелось бы подчеркнуть, что все положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Кто же такой психолог?

Психолог – это тот специалист по психолого-педагогическому сопровождению, который обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) с целью успешного обучения ученика и как следствия успешного сдачи ЕГЭ, окончания школы и органичного вхождения во взрослую жизнь.

Психологическую подготовку учащихся к сдачи ЕГЭ нужно считать одним из приоритетных направлений работы психолога, потому, что подготовка ученика к успешной сдачи ЕГЭ, есть результат не последних двух лет работы, месяцев, дней, а это работа должна проводиться на протяжении всего периода обучения.

Данная форма сдачи экзамена, достаточно новая для нашего общества и здесь надо говорить о том, что не только психологу надо обращать на это внимание, но и учителям, родителям и самим детям. А роль психолога заключается в психологическом сопровождении учебного процесса и всех его участников.

Цель психологической службы – формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.

Основная идея психологической службы – идея сопровождения, которая направлена на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.

  • ресурсно-ориентированная стратегия – поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене;
  • технологически-ориентированная стратегия – освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.

Таким образом, можно сформулировать цель данного исследования следующим образом: разработка и апробация модели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения.

1. Психодиагностическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.

Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ЕГЭ можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах.

В начальной школе с помощью различного психодиагностического инструментария. Проводятся диагностика в начале года с целью выделения группы детей, испытывающих трудности. После чего происходит формирование групп для развивающей работы, разработка системы работы и рекомендаций. В конце года проводится итоговая диагностика с целью определения эффективности работы. В своей работе мы используем следующий блок методик. (Приложение 1)

Проведение диагностики позволяет оценить результативность работы педагога-психолога, как в течение года, так и на протяжении всего времени обучения отдельного ученика, класса, параллели.

2. Консультативная работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ

  1. Оказание помощи при трудностях в обучении, общении или психическом самочувствии.
  2. Обучение навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития.
  3. Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:

1. Консультирование и просвещение педагогов.
2. Консультирование и просвещение родителей.
3. Консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе. Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Особенностью консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ является то, что целью таких консультаций является формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей знаний о проблемах, возникающих у учащихся при подготовке к ЭГЕ, и желания преодолевать трудности обучения; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

В целом задача консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ составляет контроль за возникновением трудностей обучения ребёнка. Указанная задача включает следующие конкретные составляющие:

1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными трудностями обучения и их психологическое сопровождение;
3) составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
4) коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;
5) психологическое просвещение всех участников учебного процесса с помощью лекционной и других форм работы.

Перспективной формой организации консультативной работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.

3. Коррекционно-развивающая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ

  1. Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;
  2. Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;
  3. Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля;
  1. Обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
  2. Повышение сопротивляемости стрессу;
  3. Актуализация внутренних ресурсов.

4. Психопрофилактическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ

Целью психологической профилактики в работе школьного психолога является предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работника, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

  • обучение психической саморегуляции;
  • формирование уверенности в своих силах;
  • выработка навыков мобилизации в стрессе;
  • развитие творческого потенциала.

Психопрофилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и, естественно, при проведении психологической диагностики.

5. Психопросвещение в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Данный предмет учит взаимодействовать не только с окружающей действительностью, но и с людьми и самим собой. Способствует развитию эффективных способов этого взаимодействия. Следовательно, способствует полноценному развитию личности ребёнка.

Таким образом, нами была разработана и апробирована модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения. Такая форма является эффективной для успешной психологической подготовки учащихся к ЕГЭ. В своей работе мы показали, как с помощью решения задач психологического сопровождения личности, реализуя все направления работы школьного психолога, можно организовать психологическую подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.

Данная модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ позволяет организовать такую систему работы психологической службы, которая способствует: развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся; снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся; составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности ребенка и позволяющих как педагогу-психологу, так и учителям, разработать как индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, так и планы работы с классом или группой учащихся в целом.

Нами разработана система работы психолога с учащимися по психологической подготовке к ЕГЭ на всех ступенях обучения, с 1 по 11 класс. Так как считаем, что такая модель работы будет более эффективна. Кроме этого, мы рассматриваем психологическую подготовку учащихся к ЕГЭ ни как отдельное направление работы психолога, а как неотъемлемый компонент всей системы работы психологической службы школы.

Читайте также: