Развитие внутреннего потенциала школы как условие повышения образовательных результатов

Обновлено: 05.07.2024

- наличие психолого-педагогической и социальной служб, сложившаяся система дополнительного образования.

Слабые стороны:

- недостаточное учебно-лабораторное оборудование кабинетов;

- отсутствие в штате школы специалистов, способных обеспечить сетевое администрирование, формирование локальной сети школы, качественное руководство процессом информатизации;

- недостаточная мотивация всех участников образовательного процесса к самостоятельной, исследовательской деятельности;

- низкий уровень маркетинговых исследований в школе.

2. Оценка перспектив развития школы в соответствии с изменениями внешнего окружения

Благоприятные возможности:

- расширение сферы влияния школы: население и общественность микрорайона, привлечение контингента обучающихся, выпускников школы;

- повышение качества обучения;

- совершенствование образовательной информационной среды школы, включение дополнительных ресурсов информатизации;

- высокий уровень квалификации педагогических работников;

- расширение возможностей школьной образовательной среды, переход на новую стратегию развития образовательного процесса;

- интеграция предметных областей, расширение новых методик освоения учебных предметов;

- расширение системы внеурочной деятельности на основе реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования;

- выделение в педагогической среде учителей, курирующих вопросы самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся, повышение их квалификации по проблеме, стимулирование этой деятельности администрацией школы;

- формирование системы внутреннего школьного мониторинга с включением вопросов востребованности образовательных услуг.

Угрозы (опасности):

- угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс;

- отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной среды у ряда педагогических работников;

- регидность, стереотипность мышления педагогов.
3. Образ желаемого будущего состояния школы

Цель деятельности школы: создать условия для осуществления образовательного процесса, направленного на формирование гармонично развитой личности, ее мировоззрения, способности к самообразованию, творческой самореализации, самоопределению и адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни, готовой и способной нести личную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность и за благополучное, устойчивое развитие общества.

Миссия школы: создание условий для развития учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов и склонностей. Образование, полученное в школе должно обеспечить самореализацию учащихся сегодня и в будущем.

Принимая во внимание цель деятельности школы, и ее миссию, а также выявленные в результате анализа проблемы, была сформулирована цель Программы развития школы на период 2015-2019 годы – создать условия в образовательной среде школы для интеллектуального и личностного развития каждого школьника, обращая при этом особое внимание на учащихся с признаками одаренности; сформировать систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

- разработать, апробировать и внедрить педагогические условия, обеспечивающие возможность самореализации и раскрытия одаренности школьников на основе удовлетворения и развития их исследовательской активности;

- создать обогащенную, развивающую среду, отвечающую познавательным потребностям и возможностям одаренных детей и подростков, обеспечивающую их личностное развитие;

- реализовать систему педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся;

- развивать профессиональную компетентность педагогического коллектива школы с учетом новых тенденций в образовании;

- совершенствовать процесс информатизации и валеологизации образования в школе;

- развивать взаимодействие школы с родителями (законными представителями) обучающихся, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями и партнерами образовательной сети в работе по созданию творческой, развивающей образовательной среды школы;

- апробировать и внедрить диагностический инструментарий, позволяющий выявлять и отслеживать качественные и количественные изменения, происходящие в процессе работы с одаренными детьми.

Основные идеи, лежащие в основе Программы:

1. Общую методологическую основу инновационной деятельности составляет системно-деятельностный подход к обучению как субъектно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, в результате чего развиваются не только предметная и коммуникативная компетентность обучающегося, но и он сам как личность.

2. Сущностными характеристиками системно-деятельностного подхода являются: системность; признание ученика субъектом учебной деятельности; организация преподавателем учебной деятельности, способствующей личностному развитию учащихся. Деятельностный компонент системно-деятельностного подхода опирается на положения психологической теории деятельности и предполагает понимание личности как субъекта деятельности, признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности и обеспечение в познании и преобразовании окружающей действительности его деятельностного самопроявления. Исследовательская деятельность рассматривается в качестве внешне задаваемой деятельности, которая обеспечивает переструктурирование внутренней деятельности обучающегося и формирование внутренней мотивации.

3. Учащийся выступает как субъект учения, своей деятельности. Объектом образовательного процесса является образовательный материал (предметы, явления, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения и т.д.).

4. Учитель занимает позицию педагога-фасилитатора, стимулирующего осмысленность учения и сопровождающего ученика в процессе его развития, выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.

5. Педагогическое сопровождение рассматривается как возможная модель взаимодействия педагога и учащегося при осуществлении исследовательской деятельности. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности определено как профессиональная деятельность учителя, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации обучающихся в процессе осуществления ими исследовательской деятельности.

6. Исследовательская деятельность представляет собой творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование мировоззрения. Проектирование является процессом разработки и создания проекта. Организация проектирования и исследовательской деятельность учащихся рассматривается не как цель обучения, а как средство их личностного развития.

8. Одной из основных задач психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является развитие творческих и интеллектуальных способностей, формирование целостной личности.

9. Учитывая значительные психические и физические нагрузки, не менее важной задачей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является сохранение физического и психического здоровья учащихся в условиях школьного обучения.

Принципы современного образования, обеспечивающие реализацию Программы:

- природосообразности: раскрытие природного потенциала учащегося, актуализация его природных способностей; обучение в зоне ближайшего развития обучающегося, не выходя за пределы сензитивных периодов;

- культуросообразности: раскрытие природного потенциала учащегося в принятых в обществе формах и тенденциях культуры;

- гуманистической психологии: отношение к человеку как к уникальной и целостной личности (гуманизм, толерантность к индивидуальным особенностям другого человека, поддержка, безопасность и др.); реализация системы отношений между участниками образовательного процесса на основе создания оптимальных условий для развития творческих способностей и учета возможностей каждого учащегося в практике обучения вне зависимости от степени одаренности и ограниченности возможностей по здоровью;

- доступности: учебная нагрузка, проблематика и объем работы должны соответствовать возможностям обучающегося;

- свободосообразного образования: защита ученика от подавления, угнетения, создание условий для творческой самореализации;

- преемственности: создание единого образовательною пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию; связь программы работы с одаренными детьми с другими разделами программы основного общего образования;

- субъектности: признание приоритета индивидуальности, самоценности сопровождаемого, который изначально является субъектом профессионального процесса;

- самодеятельности: ориентация на способность учащегося самостоятельно преодолевать препятствия, обращенность к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации и саморазвитии;

- рефлексивно-аналитического подхода к процессу и результату: анализ и самоанализ ценностей и отношений;

- индивидуальности и неповторимости каждого ребенка, что определяет необходимость индивидуального подхода к развитию потенциала каждого школьника;

- системности: обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития одаренного ребенка, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении личностных проблем школьника;

- вариативности: создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими выраженную индивидуальность;

- взаимодействия школы и семьи: необходимость интеграции усилий семьи и школы в развитии каждого ребенка.

- профессиональной психолого-педагогической подготовки учителей для работы с одаренными детьми предполагает развитие личностных и профессиональных качеств учителей, работающих с одаренными детьми, включая чуткость, доброжелательность, высокий уровень интеллекта, креативность, способность к индивидуализации процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей своих учеников.
5. Стратегия и тактика перехода к желаемому будущему,

конкретный план действий

Путь в будущее школы проходит через изменения.

Актуальными направлениями дальнейшего развития школы являются:

- модернизация содержательных и технологических сторон образовательного процесса;

- развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива школы с учетом новых тенденций в образовании; изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта;

- создание обогащенной, развивающей среды, соответствующей запросам учеников с выраженными познавательными интересами, направленной на поддержку и раскрытие различных видов одаренности школьников, их личностное развитие, удовлетворение потребностей учащихся, родителей, социума;

- развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся;

- валеологизация образовательного пространства школы;

- совершенствование процесса информатизации образования;

- обновление воспитательной системы школы;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;

- развитие материально-технической базы школы;

- психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности.

программы развития школы

- совершенствование процесса информатизации образования;

- обновление воспитательной системы школы;

- психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности

- развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся;

- совершенствование процесса информатизации образования;

- обновление воспитательной системы школы;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;

- психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности

- совершенствование процесса информатизации образования

- взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся

- взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;

Направление: Модернизация содержательных и технологических сторон образовательного процесса

Направление: Развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива школы с учетом новых тенденций в образовании; изучение, обобщение и внедрение в практику

Предлагаю вниманию педагогической общественности выступление на педагогической конференции. В данном материале представлен опыт работы по формированию творческой позиции учителя в системе методической работы школы. Думаю, редставленный материал будет интересен администрации школ. Буду благодарна за отклики. Автор.

ВложениеРазмер
Развитие педагогического потенциала школы как фактор обновления качества образования. 44.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие педагогического потенциала школы как фактор обновления качества образования

Заместитель директора школы по методической работе

( выступление на традиционной августовской конференции педагогических работников)

Вопрос совершенствования качества образования является актуальным как для российского образования в целом, так и для каждой конкретной школы в частности.

Система оценки качества образования в школе ставит определённые целевые ориентиры, которые являются планируемым результатом:

  • если речь идёт о материально- технической базе, то она должна быть достаточной и совершенной,
  • если кадры, то отличающиеся высокой квалификацией и мобильностью, умением находить такие способы воздействия на своих учеников, которые непростого современного школьника могут привести к пониманию важности процесса обучения.

Насколько же МКОУ СОШ № 20 г.Пласта соответствует выбранным критериям качества условий образования?

Эффективная организация учебного процесса опирается на прочную материально - техническую базу. Условия, которые созданы в нашей школе для осуществления образовательного процесса, позволяют организовать образовательный процесс на современном уровне.

Мы любим свою школу и стараемся не только приобрести новое, но и сохранить имеющиеся мебель и оборудование,

Каков собирательный портрет педагога в нашем учреждении?

Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. В коллективе 51 педагог. Средний возраст – 40,5 лет, это возраст ответственных, зрелых, серьезных решений.

Образовательный ценз высок: 48 педагогов имеют высшее педагогическое образование (94%)

Уровень квалификации достаточно высок: 76% педагогов аттестованы на квалификационные категории.

Необходимо отметить, что количество педагогов, желающих повысить свою квалификационную категорию, возрастает.

Педагогических работников, прошедших повышение квалификации в течение последних 5 лет – 98%

Педагоги имеют награды и звания:

Профессиональный уровень коллектива позволяет осуществлять активную инновационную работу в содержании образования, в организации учебного процесса, в педагогических технологиях

Однако как в любом большом коллективе возникают проблемы

14 % педагогов - молодые специалисты со стажем работы до 5 лет, следовательно, априори они не могут быть аттестованы, что влияет на данный показатель.

32 % педагогов в возрасте до 35 лет, то есть в репродуктивном возрасте, это правильно, это счастье, но педагог на определенный период времени просто отстраняется от работы, потом опять проходит адаптацию на рабочем месте.

Важнейшим средством развития педагогического потенциала , соединяющим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа, которая решает задачи всего педагогического коллектива и каждого конкретного учителя.

Задачи методической работы:

  • формирование ценностных установок и созидательной творческой педагогической среды;
  • создание инновационного поля и мотивационной среды учителя;
  • углубление и расширение знаний учителя, его профессиональных компетенций;
  • развитие креативного мышления педагога, его профессиональных ценностей

В школе через систему методических мероприятий проходит каждый педагог. Используются традиционные формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, методические семинары, педсоветы, работа в методических объединениях.

Перестройка содержания образования вносит достаточно серьезные изменения в обучение и воспитание школьников, что в свою очередь требует изменений деятельности учителя.

Мы уверены, что данная процедура позволит повысить результаты ЕГЭ. В нашей школе они стабильные, мы ежегодно вручаем аттестаты всем учащимся, но результаты ЕГЭ могут быть более высокими.

В методической работе активно участвуют молодые учителя, которые находят поддержку администрации, коллег.

Опытные педагоги оказывают помощь молодым, система наставничества, которая действует школе, дает свои результаты. Мы убеждаемся, что конкурентоспособным может быть учитель любого возраста.

Важным условием повышения эффективности работы педагогов является сотрудничество с педколлективами других школ.

Теперь каждый педагог сетевого сообщества, с одной стороны, является уникальным ресурсом сети, с другой - имеет возможность развивать свою профессиональную компетенцию за счет общих ресурсов.

Большое количество изменений, происходящих в образовании, настоятельно требует от педагога готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях. Ученые считают, чтобы адекватно реагировать на изменения, нужно свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость .

Одна ведущая международная консалтинговя компания провела исследование, суть которого состояла в том, чтобы выявить, какие факторы напрямую влияют на успешность системы образования. Оказывается, в успешных системах образования работают учителя, которые могут что-то ещё, кроме того, что учить детей. Именно дополнительное увлечение или хобби ( туризм, дайвинг, цветоводство, рыбки и т.д.) делает учителя специалистом в ещё одной области, а это в свою очередь вызывает дополнительный интерес к личности педагога. Во время подготовки к районному семинару для руководителей школ, администрация предложила педагогам подготовить выставку изделий, выполненных ими на досуге. Экспонатов оказалось столько, что под выставку пришлось освободить целый класс. Учитель может все!

А участие педагогов в смотре художественной самодеятельности помогает выявить талантливых в исполнительском мастерстве. Таким образом, подтвердились слова, что талантов нам учительских не счесть. Поэтому я советую нам всем найти время для своих увлечений, чтобы легче перенести все сложные моменты повседневности.

Школа, обеспечивающая качественное образование, имеет две устойчивые характеристики, определяющие ее привлекательность:

– сильный высококвалифицированный педагогический состав, способный обеспечить высокий уровень обученности и качества знаний, конкурентоспособность выпускников.

– творческая доброжелательная атмосфера, в которой комфортно чувствуют себя все участники учебно-воспитательного процесса.

Успех образовательной организации и её образовательные результаты зависят от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе.

Педагогический коллектив состоит из администрации школы (директор школы и 2 заместителя) и 28 педагогических работников.

Характеристика педагогических кадров образовательной организации:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Ключевой фигурой, призванной решать задачи развития образования является Учитель. Именно Учитель является ресурсом повышения качества образования. В связи с этим одной из важнейших задач современного образования является развитие профессионализма педагогов как фактора повышения качества образования.

Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности- высокого качества образования не достичь.

«Развитие педагогического потенциала

Сегодня к школе приковано особое внимание.

Модернизация современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Ключевой фигурой, призванной решать задачи развития образования является Учитель. Именно Учитель является ресурсом повышения качества образования. В связи с этим одной из важнейших задач современного образования является развитие профессионализма педагогов как фактора повышения качества образования.

Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности- высокого качества образования не достичь.

Наша школа обладает необходимым и достаточным педагогическим потенциалом для осуществления учебно-воспитательного процесса.

63% учителей имеют высшее образование, 31 %- средне-специальное. Два педагога получают высшее образование заочно.

56% учителей имеют высшую и первую категории.

Необходимо продолжать работу над ростом профессиональной компетентности педагогов, чтобы вызвать у большинства учителей желание затрачивать дополнительные усилия и время на повышение квалификации и овладение современными технологиями.

Для развития кадрового потенциала необходимо наличие комфортной образовательной среды учреждения, которая является своеобразной стартовой площадкой.

Сегодня школа оснащена компьютерной и интерактивной техникой. Подключен и работает Интернет, создан школьный сайт.

От того, каков современный учитель, во многом зависит, будет ли наше общество высококультурным, гуманистическим, какие люди будут жить в нем, с какой душой и сердцем.

В своей деятельности мы стремимся реализовывать главную задачу– не ослаблять работу по уравниванию шансов детей на получение качественных услуг, так как от образования во многом зависят и личная и профессиональная судьба человека, и прогресс общества в целом.

Важным показателем результативности процесса обучения является количество выпускников, награждённых золотыми и серебряными медалями. Эти показатели в нашей школе стабильны на протяжении нескольких лет.

Выпускники поступают для продолжения обучения в ВУЗы, занимая в них бюджетные места наряду с выпускниками гимназий и лицеев, выбирают востребованные на сегодняшний день специальности.

Получить высокую профессиональную оценку педагогам позволяет участие в профессиональных конкурсах разного уровня. А ведь именно участие педагогов в профессиональных конкурсах способствует развитию учительского потенциала.

Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников.

Педагоги стремятся создать для своих учеников ситуацию успеха!

Учащиеся нашей школы принимают участие в конкурсах, научно-практических конференция разного уровня и занимают призовые места.

Что ещё должно быть на высшем уровне в работе учителя? Конечно же, уроки.

Лучшие уроки наших педагогов становятся достоянием родителей, общественности, педагогов не только школы, но и района.

Педагоги понимают, чтобы достичь профессионального успеха, недостаточно однажды окончить вуз. Новая школа требует нового учителя. Поэтому одно из ключевых направлений развития системы образования является переход к новым моделям повышения квалификации учителей.

- расширение круга организаций, имеющих право реализовывать образовательные программы дополнительного профессионального образования;

- изменение видов дополнительных профессиональных образовательных программ;

- срок освоения образовательной программы повышения квалификации определяется образовательной организацией самостоятельно с учётом потребностей заказчика;

-исключаются программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации, поскольку, по сути они представляют собой получение второго высшего образования.

Новый законопроект поможет выстроить систему переподготовки учителей согласно требованиям Новой школы.

Сегодня востребован педагог, умеющий самостоятельно осуществлять поиск новых технологий, анализировать собственную деятельность, выстраивать стратегию образовательного процесса в соответствии с требованиями времени, эффективно реализовывать задуманное, решать нестандартные задачи, осознанно изменять и развивать свою профессиональную деятельность.

Пусть станет он годом исполнения поставленных задач, творческих свершений и побед, годом целенаправленной работы в соответствии с выбранными приоритетами!

Поздравляю вас с наступающим Днем знаний! Здоровья, профессионального роста, успехов!

Пусть будут мечты, желания, планы и, конечно, их реализация и исполнение!

Читайте также: