Развитие связной речи через театрализованную деятельность в доу

Обновлено: 05.07.2024

Описание материала. Предлагаю вам материал по организации театрализованной деятельности в детском саду, направленной на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал будет полезен воспитателям всех возрастных групп детей дошкольного возраста.

Результат. К концу года наши дети
• умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
• умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
• умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
• умеют взаимодействовать с партнером по сцене; изготавливают и используют театрализованные образные игрушки из разных материалов;
• знают некоторые виды театров;
• владеют некоторыми приемами манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
• выступают перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества.
Итогом работы на всех этапах обучения является показ спектакля. Дарите детям радость театра!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Доклад из опыта работы на тему:

«Развития связной речи дошкольников посредством

Тарасова Ольга Викторовна

Доклад из опыта работы на тему:

«Развития связной речи дошкольников посредством

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако центральным является обучение на занятиях. На занятиях в комплексе решаются задачи разных сторон речевой деятельности. Речевые занятия педагог проводит в комплексном подходе к умственному и речевому развитию. Для этого в речевые занятия воспитатель включает дидактические игры, творческие задания, словесные игры, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, создает условия для развития связной речи посредством театрализованной деятельности.

Цель: - обогатить речевой опыт детей через театрализованную деятельность; - научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли;

Образовательная деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО, по развитию речи в детском саду проводится один раз в неделю. На каждом занятии, состоящем из двух частей, решаются несколько речевых задач: воспитание звуковой культуры сочетается со словарной работой, развитие связной речи находится в тесной связи с формированием грамматического строя речи.

Особое место при планировании занятий занимают театрализованные игры, в которых участвуют дети и взрослые, что позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи дошкольников.

В дошкольном возрасте процесс познания ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, художественно - театральная и другие виды деятельности.

Театрально игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно – эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы, обобщения. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь, тоже пополняется.

Речь ребенка во многом зависит от развития мелкой моторики рук. Для этого воспитатель использует пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковый, перчаточный театр. Развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи, на формирование творческих способностей.

Начиная работать с детьми младшей группы, воспитатель стимулирует их речевую активность, выразительность речи, расширяет словарный запас. Для развития связной речи с детьми этого возраста педагог использует пересказ детьми хорошо знакомых им литературных произведений (сказки, рассказы), рассматривает и дает словесное описание картин, игрушек.

Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов и других произведений. Рассказывая сказки, слушая произведения, дети постепенно учатся слушать текст, отвечать на вопросы.

Задачи развития речи решаются и во внеурочное время. Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. Работая с малышами, воспитатель обращает внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Постепенно начинает формироваться интерес к театрализованным играм. Работа начинается с просмотра небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Воспитатель начинает знакомство с театральной игрой через имитацию: игра – имитация отдельных действий человека, животных, птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Большое внимание в этом возрасте воспитатель уделяет чтению потешек, колыбельных, прибауток, стихотворных сказок. Сказки детям читают каждый день, при чтении воспитатель следит за тем, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным. Потешки и колыбельные помогают детям запомнить слова и формы слов и словосочетаний, способствуют развитию фонематического слуха.

В средней группе происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка. В этом возрасте работа над развитием связной речи занимает значительно больше места. На занятиях дети учатся пересказывать литературные произведения, рассказывать по картине, описывать характерные особенности игрушек, передавать своими словами впечатления из личного опыта, участвовать в драматизации, инсценировках.

При рассказывании об игрушках воспитатель предлагает детям составить небольшие сюжетные рассказы. Для этого подбирает несколько игрушек, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка, елочка, корзинка, грибок, ежик). Воспитатель спрашивает детей, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она могла встретить, что принесла домой? Сначала воспитатель дает образец придумывания рассказа, а затем предлагает детям самостоятельно придумать свой рассказ, постепенно уходя от подражания.

Дети средней группы уже могут рассказывать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте и делают это выразительно. Воспитатель предлагает детям вспомнить событие, в котором вместе недавно участвовали. Например, как мы ходили в лес на прогулку, как прошел утренник, как мы отмечали чей – то день рождения. С помощью таких упражнений у детей прививаются не только социальные навыки, а также развивается диалогическая речь, обогащается словарный запас детей.

С родителями воспитатель проводит беседы, консультации о том, как работать с детьми дома, чтобы сказка была интересней. Регулярно организовываются по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам.

Кроме того, дети осваивают разные виды кукол (сначала пальчиковые, затем перчаточные и т.д.), а также водят кукол за настольной ширмой. Игра ребенка за ширмой позволяет ему спрятаться и раскрываться одновременно. Если ребенок боится говорить, стесняется, то за ширмой он начинает говорить уверенно – это же не он говорит, а его герой.

Дети учатся создавать сказки с помощью сюжета из игрушек, фигурок на фланелеграфе, переносить игры и игровые ситуации в самостоятельную деятельность.

Регулярность проведения театрализованных занятий способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Так как детям нравятся повторения, иногда повторяем игры-драматизации, особенно направленные на словесное комментирование ситуации.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Речь старших дошкольников достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки, в общении со сверстниками и взрослыми могут регулировать силу голоса, темп речи.

В работе с детьми воспитатель большое внимание уделяет отгадыванию и загадыванию загадок. Отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы.

В работе с детьми воспитатель старается использовать разнообразные методы и приемы для развития у детей навыков связной речи. Это дидактические игры, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов, сказок; игры-драматизации по сказкам.

Работа в течение трех лет по развитию у детей связной речи посредством театрализованной деятельности дала хорошие результаты. У детей в самостоятельной деятельности активно стало проявляться творческое воображение, обогатился словарный запас слов, усовершенствовалась монологическая речь, ее интонационная выразительность. Таким образом, театрализованная деятельность позволила решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Характерное для игры – драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, знакомило детей с окружающим миром во всем его многообразии.

Таким образом, методы театрализованной деятельности обеспечивали естественные условия для развития связной речи и личности дошкольников.

Библиографический список:

1. Алексеева, М.М.,В.И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. /М.М. Алексеева – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 400 с.

2. Белая, К. Ю., Зимонина, В.Н. Познавательно – речевое развитие дошкольника. /К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. – М.: Школьная Пресса, 2007.- 96 с.

3. Белая, К. Ю., Зимонина, В.Н. Художественно – эстетическое воспитание дошкольника. /К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина.–М.:Школьная Пресса, 2007.- 80 с.

4. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению. – М.: линка – Пресс, 2003. – 176 с.

6. Петрова, Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 1. Младшая и средняя группы. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 128 с

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Год от года растёт число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и другие её качества: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врождёнными неплохими данными, но если не создавать условия для того, чтобы речевое развитие шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка будет отставать от нормы с каждым годом всё сильнее. Навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируется самостоятельно. Именно речь взрослого и сам взрослый является запускающим механизмом детской любознательности.

Воспитатель должен помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе (а это одна из важнейших задач, стоящая перед воспитателем), для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Также необходимо помнить и об обратной зависимости: мозг развивается, если в процессе речевого общения ребёнок тренирует свой речевой аппарат, т.е. если с ребёнком говорят, выслушивают его.

Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом, роль речи в развитии ребёнка огромна.

На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период с рождения до 8 -9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно, связно , последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Существует два типа связной речи: монологическая и диалогическая. Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребёнка. Не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию, существуют проблемы в данном разделе. Исследователи А.Шахнорович, К.Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

С 3-5 лет развивается ситуатично – познавательная форма общения. В этот период быстро развивается воображение, фантазия – благодатная почва для коммуникативного общения. Малыши могут искренно верить в свои фантазии, делиться ими со своими сверстниками, взрослыми. Младший возраст сензитивен для возникновения общения вокруг игрушки, предмета. Начинают формироваться межличностные связи друг с другом в сюжетно- ролевой игре. Значит, развивать диалог нужно с младшего возраста. Диалог – это самая естественная , природная форма речи. Это реактивная, ситуативно– непроизвольная речь, которая часто жестко подавляется в условиях организованных занятий. Следовательно, для детей нужны способы работы, включающие игры и игровые упражнения для развития диалога.

Многие исследователи подчёркивают первичную роль диалога в развитии монологической связной речи (Л.Леонтьев, О.Ушакова, Е.Струмина, А.Шахнорович и др.)

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка.(Л.С.Выготский)

Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка- дошкольника виды деятельности игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня связной речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. Вступая в мир детства – игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

С социально – педагогической точки зрения театрализация многофункциональна:

· Функция социализации(приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту)

· Креативная функция(способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление)

· Галаграфическая функция(пространственно – временное и чувственное содержание(место и время, сюжет и образ))

· Развивающая терапевтическая функция(лечебный эффект, сказкотерапия)

· Лексико – образная функция(активизирует и развивает слухо- речевую память ребёнка)

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две группы:

o Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей

o Ролевые диалоги на основе текста

o Инсценировки произведений

o Постановки спектаклей

o Игры –импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

o Настольный театр

o Плоскостной и объёмный театр

o Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности( поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знаменитый советский психолог Л. С. Выготский отмечал, что театр - самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности детей дошкольного возраста. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Развитие речи детей – одна из основных задач образовательного процесса. Для развития связной и выразительной речи детей дошкольного возраста необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которую надо проводить каждый день.

Театрализация – это в первую очередь игра, импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, исполнительством, творчеством, необходимо систематизировать ее в едином процессе.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны.

  • Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
  • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
  • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
  • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
  • В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Основные направления речевой работы в театральной деятельности:

- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Значение театрализованной деятельности

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
  • совершенствует артикуляционный аппарат;
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
  • дети получают эмоциональный подъём;
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
  • позволяет формировать опыт социального поведения;
  • стимулирует активную речь.

Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач:

  • дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться;
  • определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание);
  • уметь пригласить зрителей и показать им спектакль;
  • речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Достигнуть положительных результатов возможно организуя образовательный процесс с детьми: прежде всего в совместных видах деятельности (на занятиях, в общении, в игровой, художественной и познавательной практической деятельности).

На занятиях, а так же в нерегламентированной деятельности используются различные виды театрализованной деятельности:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • упражнения на развитие интонационной выразительности речи;
  • логоритмические упражнения;
  • театральные этюды;
  • игры – драматизации;
  • режиссёрские игры.
  • Артикуляционная гимнастика

У каждого артиста должна быть хорошо развита дикция и поэтому мы сейчас проведем разминку со скороговорками: произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.

Утром, присев на зеленом пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики
  • Упражнения для эмоционального развития.

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не . (Найдёшь? Кушаешь? Млеешь?)

Головой . (Трясет? Вертит? Мотает?)

  • Логоритмические упражнения. Все знают, что это за упражнения? Я буду читать, а вы выполнять движения по стокам стихотворения.

Листья

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

Вывод:

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Читайте также: