Развитие способностей детей как условие подготовки к школе

Обновлено: 04.07.2024

Бархатова Зоя Николаевна, воспитатель высшей категории
д/с №1, п.Новозавидовский, Конаковский р-н, Тверская обл.

Известно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и др.

При подготовки детей к школе очень важно:

  • развивать творческие способности, фантазию, внимание, память;
  • готовить руку к письму задолго до поступления в школу, начиная с раннего возраста, (ребенок должен к 3-ем годам научиться правильно держать карандаш),
  • формировать способность оценке пространственных различий; (право-лево, вверх-низ, ближе-дальше, около-внутрь, под-над).

В результате специализированного изучения было установлено, что в настоящее время в большинстве семей не созданы условия для полного развития детей в изобразительной деятельности. Кроме того, многие родители считают, что для развития ребенка - дошкольника вполне достаточно занятий продуктивными видами деятельности в условиях детского сада, а дома рисовать, конструировать и мастерить вовсе необязательно. Но это неверная точка зрения, потому что в дошкольном учреждении, решаются одни задачи, а в семье - другие.

В семье ребенок может сам себя занять полезным и интересным делом, что способствует его личному развитию и особо для него значительным является понимание и поощрение его усилий именно со стороны родителей.

Не все родители охотно посещают с ребенком выставки, исторические памятники, музей, коллекционирование репродукций произведений изобразительного искусства.

Если будут развиты пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в 1 классе, но и в дальнейшем.

Все это важно для воспитания творческой личности при подготовке к школе для воспитания нравственного культурного человека.

В работе с детьми принципы развития определяют исходную позицию по отношению к ребенку:

  • опираюсь, на имеющийся природный потенциал;
  • ищу и раскрываю его дарования;
  • стимулирую внутренние духовные силы.

Главная цель этой работы создавать условия и подготавливать детей к непрерывному саморазвитию.

Особое место в работе занимают дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, прежде всего игры, направленные на усвоение детьми таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Если дидактическая игра включена в процессе изобразительного творчества, то она:

  • способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов, позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты и детали);
  • увеличивает его привлекательность для детей;
  • совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).

Игры с чтение загадок, потешек, стихов помогают детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы. Понимать их эстетический характер, способствуют развитию образного мышления, воображения.

Наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать, наслаждаться в окружающем мире важный фундамент развития детского творчества.

Необычные сказочные герои побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т. п.)

Все это поможет детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствовать развитию познавательных процессов, иметь необходимый уровень развития мелкой моторики, связанной речью, научатся логически рассуждать, делать простейшие выводы и обобщения и др.

Если ребенок получит и усвоит разнообразные знания, то сможет развиваться как творческая личность, что очень важно при подготовке к школе.

  • развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • помочь развить у детей мелкую моторику руки, преодолевая трудности при овладении навыком письма в школе.

Для успешного выполнения в работе поставила задачи:

  • развитие творческих способностей посредством изобразительной, игровой, театральной, музыкальной деятельности, познавательной активности;
  • овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков;
  • воспитывать культуру деятельности;
  • формировать умение оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными задачами.

В процессе рисования создаю возможность выбора художественного материала, где будет жить образ, созданный воображением ребенка. Не ставлю перед ребенком задачу научить рисовать что-либо. А помогаю ему понять, почувствовать что такое цвет, линия, пространство и при помощи этих понятий выразить свое настроение свои мысли, чувства по отношению к какому - либо предмету или явлению в окружающем нас мире.

Главное заключается в том, чтобы помочь дошкольнику в нахождении подхода к выполнению работы, сохраняя любовь детей к рисованию.

Творческий характер деятельности, требует творческой, непринужденный обстановки.

Доброе, внимательное, заинтересованное отношение к детям способствует дальнейшему развитию творческих способностей. Тем кто затрудняется, не знает, как продолжить работу, помогаю не только словами - карандашом или краской делаю рисунки - наброски на листах - пробниках. Дети неохотно возвращаются к доработке своих рисунков-эскизов. Но если систематически приучать ребенка к мысли, что за один раз невозможно сделать хороший рисунок (краске надо дать высохнуть, а руке отдохнуть), а тем более, превратить его в картину в рамке (как у настоящих художников) да еще полюбоваться законченной работой, то в итоге все дети будут доводить свои работы до конца.

Изобразительная деятельность с точки зрения японских педагогов - это средство всестороннего развития личности, подготовки к жизни.

Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий воспитателя и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания. Предлагаю родителям приобрести ручки с гранями, так как грани способствуют развитию мышц пальцев. Прошу родителей читать детям художественную литературу, чтоб были иллюстрации, приобретать книжки-раскраски, в которых использовался штриховой рисунок, вместе с детьми рассматривать рисунки В. Сутеева и тех художников, которые в книжках -раскрасках довольно часто предлагают приемы рисовании птиц, рыб, зверей и т. д.

Советую родителям привлекать детей к процессу приготовления еды (перебирать крупу, лепить пельмени, растирать, размешивать, взбалтывать и др.), учить навыкам самообслуживания.

Среди главных составляющих понятие «готовность к школе - развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Все это очень важно для воспитания творческой личности при подготовке к школе.

Красивые образы, запечатленные в душе, в раннем детстве, способствуют возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить красивую жизнь, как считал великий Платон. Это особенно необходимо всем нам сегодня, когда дети так редко видят что-то прекрасное, благородное в окружающем его мире.

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей в домашних условиях.

- Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

- Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.

- Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

- подбор дидактических игр, пособий, книг для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения; оформление выставки;

- подбор упражнения для сплочения родителей; способствующей осознанию отношений между родителями и детьми, к окружающему миру;

- изготовление буклета для родителей.

Ход семинара

Воспитатель: - Дорогие мамы и папы, сегодня на нашем онлайн семинаре рассмотрим вопрос формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Школа. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, и мы, воспитатели детских садов, с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений. У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни каждого ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, главным в его жизни становится учеба, образовательная деятельность.

Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.

Исходя из вышесказанного, сегодня будем обсуждать с вами очень интересные и необходимые вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Как вы понимаете выражение познавательная деятельность?

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.

(Слайд №2) Составляющие познавательной деятельности это- восприятие, память, внимание, мышление, речь.

Как развить у ребенка составляющие познавательной деятельности? Ведь все дети разные, и как найти способ подходящий именно моему ребенку. Психологи и педагоги в этом вопросе единодушны: ребенок развивается в игре.

(Слайд №3) Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Недооценивать значение игры в развитии ребенка дошкольного возраста нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

Хочется остановиться на таком психическом процессе, как внимание развитие и совершенствование которого, как и обучение, письму, счету, чтению, это главное условие осуществления познавательной деятельности.

(Слайд №4) Состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка. Поэтому данная проблема является одной из актуальных проблем в наше время.

И сегодня мы предлагаем вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

(Игры на слайде)

(Слайд №5) Найди чем отличаются картинки. Сколько отличий ты нашел?

(Слайд №6) Что общего? (в двух разных картинках необходимо найти одинаковые элименты.

(Слайд № 7-8) Найди и зачеркни предмет

(Слайд № 9) –Игра сыщики

1. (Играем с родителями). Игра "Бывает - не бывает" (Летает-не летает)

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

Папа ушел на работу

Поезд летит по небу

Кошка хочет есть

Человек вьет гнездо

Почтальон принес письмо

На березе выросли шишки

Волк бродит по лесу

Волк сидит на дереве и т. д.

(Слайд 10) Итог: Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию.

(Слайд 11) Важное место в подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста отводится развитому логическому мышлению. Мышление – одна из высших форм деятельности человека.

Ло гика (др. -греч.)— наука о правильном мышлении, искусство рассуждения.

Овладев логическими операциями, ребенок старшего дошкольного возраста станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте

Несформированность логической сферы первоклассника уже в первый год обучения создаст ему большие трудности, и трудности будут расти, поскольку материал будет усложняться. Практика показывает, что если простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) формируются стихийно, то составные логические операции (построение отрицания, доказывание, рассуждение с использованием различных схем) имеют более сложный комплексный характер, их формирование требует целенаправленной методической работы.

(Слайд № 12). Многие методисты сегодня отмечают, что низкий уровень логической культуры старшеклассников – закономерное следствие отсутствия систематической работы над формированием логического мышления с детьми более младшего возраста.

- Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

Логические игры для детей, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для собственного развития человека. Современной истории доподлинно неизвестна история возникновения первых логических игр в человеческой цивилизации, историю логических игр оставим историкам и перейдем к полезным фактам. Когда вы решаете логические игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, вы начинаете быстрее находить решения поставленных задач, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Логические игры незаменимы для развития детей школьного и дошкольного возрастов. Все логические игры имеют ярко выраженную математическую направленность, это математика, геометрия. Разнообразие логических игр очень велико:

(Слайд 16-17)Палочки Кюизенера

Подробнее хочу рассказать о логический игре- Блоки Дьенеша.

• Как ваше настроение?

• Было ли вам интересно на нашем мероприятии?

• Что интересного вы узнали? (Высказывания родителей).

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что развитие познавательных процессов составляет фундамент общего умственного развития ребёнка в период подготовки к школе. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонично, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом и психологическом отношениях.

Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы познакомили Вас с дидактическими играми, научили, как методически правильно их проводить. А закончить я хочу стихотворением:

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)

- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания!

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.


Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, но была сформулирована как проблема несколько десятилетий назад. Понимание этого вопроса постоянно уточняется и конкретизируется. Подготовка к школе – процесс сложный и многослойный, включающий в себя разнообразные компоненты . Сначала основное внимание было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, в настоящее время на первое место выдвинут вопрос - какие условия нужно создать для обеспечения эффективного поступательного развития ребёнка, его осознанного умения использовать разные способы и приёмы познания. Это не только формирование умственных способностей дошкольников, но и развитие познавательной активности, умения целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность. Основой является развивающее обучение, то есть такое обучение, содержание, методы и формы организации которого ориентированы на закономерности развития ребенка, в частности на его самостоятельность и активность. Чтобы помочь ребенку подогнать не его индивидуальность под школьную норму, а наоборот, нужен веер допустимых образцов в пределах данной нормы. При этом условии ребенок обретает чувство собственного достоинства, уверенность, избавляется от излишней тревоги. Развивая у ребенка навыки общения и сотрудничества, попутно решаются проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации к школе. Соединение привычной дошкольной и школьной среды облегчает и обеспечивает ребенку переход от дошкольной жизни к школьной. Практика показала, что перспективным и важным является проблемно – поисковый метод обучения дошкольников. В процессе решения проблемной ситуации происходит обучение ребенка путем использования известных способов действия, перенесенных в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе ) и мыслительными ( обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности.

Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу , а потому усваиваются легче , быстрее.

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальной нагрузки.

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Дифференциальный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

Опора на жизненный опыт ребенка.

создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;

включение в работу системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции. Интеграция – процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредством синтеза объединяются в целостную систему;

формирование психологической готовности к школе;

развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию размышлению;

При выборе способов воздействия необходимо учитывать следующие рекомендации по развитию познавательной активности:

1. Предоставление ребенку возможности свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.

2. Позитивная мотивация для той или иной деятельности. Для ее формирования необходимо постоянное подтверждение правильности действий ребенка, а так же создание ситуации успеха.

3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.

4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия ( выделен цветом, графически обозначен т.д.)

5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону ( предметные действия, манипуляции ) и внутреннюю ( процессы, происходящие в сознании ).

6. Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не взрослого.

8. Показателем успешного обучения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами), в развивающих играх, головоломках.

Немаловажно стабильное использование в работе с детьми развивающих заданий и игр, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения, целенаправленных и произвольных форм поведения, дидактических игр на конструирование. Существенным условием развития познавательной активности ребёнка, самостоятельности его мышления является умение отстаивать своё мнение в спорах с другими детьми. Эти споры должны носить конструктивный характер и не сводиться к выяснению межличностных отношений. Главное в них – обсуждение возможных решений общей задачи.

Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребёнку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учёбе, способности к самостоятельному поиску.

Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников,/Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова.— М.:2006.

Баркан А.И. Практическая психология для родителей , или как научиться понимать своего ребенка.—М.: АСТ-ПРЕСС,1999.

Мир детства. Дошкольник/ Под ред. А.Хрипковой–М.:1989..

Алябьева Е.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М.,2001.

Дубровина И.В. Готовность к школе.— М.,2001.

Успешность ребенка дошкольного возраста и детского коллектива в целом на этапе подготовки воспитанников к школе - приоритетная задача, стоящая перед педагогами современных дошкольных учреждений. В соответствии с ФГОС ДО необходимо создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка [1,п.п 4п.1.6].

Дошкольники с ОВЗ — это дети, имеющие всевозможные отличия психологического или же физиологического характера. Проблемы особых детей, как правило, становятся заметными для родителей и педагогов уже в дошкольном возрасте. Вот почему в современном дошкольном образовательном обществе организация инклюзивного образования через создание ситуации успешности становится все более распространенной. По систематизации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к одной из категорий особенных (аномальных) детей относятся дети с нарушением речи (логопаты). За недостаточным развитием языка следует низкий уровень общения. Это способствует появлению поведенческих особенностей (изоляция, беспокойство, незащищенность, застенчивость, смущение, тревожность); создает особые характеристики речевого поведения (ограниченный контакт, задержка вовлечения в историю общения, невозможность поддерживать разговор, слышать звучащий язык), приводит к снижению энергии общения (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.).

С.Н. Шаховская, основываясь на данные экспериментальных исследований, утверждает, что дошкольники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Вышеперечисленные выводы стимулировали решать еще одну задачу, поставленную перед педагогами в образовательном стандарте: обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) [1, п.п 4 п.1.3].

В нашем дошкольном учреждении функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с речевыми патологиями. Педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности, имеют высшую квалификационную категорию, достаточный опыт работы; транслируют собственный опыт на семинарах, вебинарах, конференциях.

Особое место занимает методическая работа в ДОУ: показ открытых занятий, выступление на педсоветах, накопление практического опыта через самообразование педагогов, обобщение передового педагогического опыта. Педагоги в работе с детьми используют методы сотрудничества и личностно-ориентированный подход, а также развивающие игры и задания, принимают во внимание возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, учитывают зону актуального и ближайшего развития. Умение педагогов найти эмоциональное взаимодействие с воспитанниками, предложить детям реализовать себя в разных образовательных областях, вызвать мотивацию благополучия и уверенности в себе позволяет раскрывать скрытый потенциал ребенка, вызывая чувство успешности. Педагоги создают дружескую атмосферу в группах, что является условием для позитивного отношения и готовности посещать детский сад у детей с нарушениями речи. Ребенок должен видеть в педагоге доброго человека, всегда готового прийти на помощь и интересного партнера по игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождающихся улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы о каждом ребенке.

Для создания ситуации успеха воспитатели опираются на психологическую и педагогическую точки зрения. Психологи рассматривают ситуацию успеха как душевный порыв, чувство удовлетворения от результата, полученного в процессе деятельности. Педагогическая составляющая ситуации успеха – это адресное, систематизированное сочетание условий и стратегии группы педагогов , при которых для детей дошкольного возраста создаются условия достичь более значимых, чем запланированные результаты в деятельности.

Организация работы в группе компенсирующей направленности строится по формуле от ребенка к педагогическому процессу. Первым этапом которой становится сбор данных, диагностические исследования, рекомендации специалистов. На следующем этапе происходит выявление проблемы, осмысление, постановка задач и планирование работы с каждым ребенком индивидуально или в подгруппах детей с общими проблемами. Практическим этапом - работа во всех образовательных областях по выявлению и развитию способностей воспитанников.

Отправной точкой раскрытия социально-коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями стала сказкотерапия, помогающая поддерживать общение, проявлять инициативу, снять зажатость и развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, ощущения, фантазии). В последнее время сказкотерапия представлена как терапевтический элемент практической психологии ( Н. А. Сакович , Л.П.Стрелковой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева , О.В. Хухлаевой и др.), нам интересна научно-исследовательская работа с классической сказкой, которая синтезирует речевые игры и упражнения, задатки актерского мастерства (интонацию, высоту голоса, темп речи и т.д.).

В процессе работы по данной теме детьми изучены настольные и дидактические игры сказочной тематики, общая цель которых: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать интонационность и эмоциональность речи детей. Особое место в работе со сказками занимает психогимнастика, пантомимические упражнения и игры-этюды. Основная их цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения (это способствует психоэмоциональной устойчивости, созданию возможностей для самовыражения.) В системе работы со сказкой представлены сюжетные игровые ситуации (сюжетно-ролевая игра +элементы драматизации), театрализованная деятельность (во всех ее видах и формах), которую предвосхищает создание атрибутов, костюмов, продумывание характера героя, изготовление афиши, пригласительных билетов и т.д.

Воспитатель, владеющий современными образовательными технологиями, организовывает работу воспитанников в микрогруппах, где ребята самостоятельно учат друг друга рисовать, обсуждать, видеть мир в своих красках, додумывать сюжет картины, создавать собственный художественный мир.

Одно из направлений реализации адаптированной образовательной программы - развитие познавательных способностей воспитанников . Полноценное развитие высших психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти воображения проходит через дидактическую игру . Дошкольники с удовольствием играют в игры “Найди пару”, “Найди отличия”, “Геометрическое лото”,“Посмотри и запомни”,“Чего не стало?”, “Что изменилось?”, “Создай такой же узор”, “Цифры в ряд”, “Сложи по образцу”, “Внимание”, “Хлопни, если услышишь” и т.д. Особый интерес вызывают у детей игры занимательного характера: ребусы, головоломки, пазлы, строительство из геометрических фигур, рисование по клеточкам. Задания подбираются воспитателем индивидуально, по уровню сложности и этапности.

В детском саду проводится работа по знакомству детей с шахматами. Дошкольники, играющие в шахматы, умеют логически мыслить, концентрируют внимание, планируют свои действия на несколько шагов вперед, более выдержаны и усидчивы. Дети группы компенсирующей направленности владеют элементарными основами шахматной игры. Интерес воспитанников к игре, где можно командовать шахматным войском, а результат войны зависит от собственных знаний и стратегии, позволил им участвовать в Международном дне шахмат, проводимом на базе нашего дошкольного учреждения.

Значимость системы работы по развитию познавательных способностей доказывают результаты диагностики будущих первоклассников по тесту Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе и получения результатов (уровень развития выше среднего и средний).

Педагогический эффект образовательной деятельности с детьми зависит от активного взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей, достижения целевых ориентиров, обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие и способствует проявлению творческого потенциала будущих первоклассников. Таким образом, дошкольное образование – первая ступень выявления одаренных детей, выстраиваемый мостик по преемственности между детским садом и школой.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.

Шаховская, С.Н Логопатопсихология. [Текст] /С.Н. Шаховская/– М.: Просвещение, 2010. – 269с.

Читайте также: