Социальная педагогика как наука кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Педагогика как наука

Развитие педагогики определяется развитием общества. Первоначально она формируется в рамках философии, но в XVI–XVII вв. становится самостоятельной наукой, суть которой заключается в передаче опыта от одного поколения другому в процессе обучения и воспитания как детей, так и взрослых.

В. Е. Гурман называет предметом педагогики сознательно организованный процесс воспитания, происходящий в семье, обществе и государстве в соответствующих природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.

Наука педагогика изучает педагогический процесс, методы, методики и приемы педагогической деятельности, способы передачи знаний, навыков, накопленных старшим поколением, подрастающему поколению.

Педагогика имеет как теоретические, так и практические функции. Теоретические функции дают обоснование процессу обучения и воспитания, рекомендации по профессиональному совершенствованию и самосовершенствованию. Практической функцией является разработка конкретных методов обучения и воспитания.

Рассмотрим подробнее систему педагогических наук, представленную Ю. В. Васильковой и Т. В. Васильковой.

Теоретическая система педагогических наук есть общая педагогика. В рамках общей педагогики осуществляются педагогические исследования, разрабатываются методы и функции, определяется место педагогики в ряду других наук.

Частью общей педагогики является дидактика (теория обучения), задачей которой является изучение процесса обучения как средства воспитания и развития, его влияния на личностное становление ребенка. Еще одна задача, стоящая перед дидактикой, – разработка целей, содержания, принципов, методов и средств обучения. Она имеет тесную связь с конкретными методиками.

Другой частью общей педагогики является теория воспитания, которая занимается процессом развития личности, ее убеждений, исследует организацию межличностного общения, различные стороны воспитательного процесса (трудового, учебного, спортивного, художественного и т. д.).

Следующая часть общей педагогики – школоведение. Изучает проблемы управления народным образованием, организацию учебно-воспитательного процесса в отдельных школах и педагогических коллективах.

История педагогики изучает возникновение и развитие обучения и воспитания в ходе становления человеческого общества, исследует развитие различных педагогических теорий и концепций, методов обучения и воспитания в различные исторические периоды и у разных народов.

Дошкольная педагогика исследует процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

История развития педагогики как науки

В Древней Индии господствовал буддизм, в основе которого лежали страдания личности и освобождение от этих страданий. Идеалом человеческих качеств являлась доброта, а в основе воспитания лежало понимание психологии личности как свободного, независимого человека. В качестве учебников использовались словари по различным знаниям, а читать и писать учились по букварю, который содержал свод законов.

Древнекитайский философ Конфуций (551–479 до н. э.) полагал, что идеальный человек должен соотносить свое поведение со следующим принципом: чего не желаешь себе – не делай другим. Им были разработаны принципы семейного воспитания: почитай родителей, не бросай их, будь почтителен, не выражай досады на них.

Софисты периода расцвета Афин за отдельную плату обучали молодежь логике и философии, риторике, умению убеждать и вести политические дискуссии. Они полагали, что главное – это познание, впервые поставили вопрос о важности воспитания.

Сократ считал, что безнравственное поведение является результатом незнания, поэтому знание есть высшая добродетель.

До наших дней дошли идеи Платона о необходимости воспитания детей в государственных учреждениях, о том, что государство должно регулировать деторождение. От Платона берет начало программа обучения в школе, состоящая из семи свободных искусств (грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки).

Аристотель выдвигал основной целью воспитания развитие заложенных природой способностей человека.

В основе воспитания, по Демокриту, лежит труд, а само воспитание должно исходить из природных особенностей человека.

Большой вклад в становление педагогики как науки внесли французские и английские мыслители: Т. Мор, Д. Локк, К. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье.

В России во времена Петра I была создана светская школа, профессиональная школа, развернута сеть закрытых сословных учебных заведений.

Основные педагогические понятия

Рассмотрим основные понятия педагогической науки.

Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Педагогическая энциклопедия дает следующее определение образования – это в буквальном смысле формирование образа мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования – обучение в различных учебных заведениях.

В. И. Андреев определяет образование как индивидуальную культуру различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, на определенных этапах своего развития переходящую в самообразование, т. е. образование – это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни, овладение культурой различных видов деятельности и общения.

В таком подходе В. И. Андреев высказывает солидарность с определением почти забытого русского педагога С. И. Гессена (1887–1950), который рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики, полагая, что это основа развития личности. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова в качестве основных понятий педагогики предлагают рассматривать воспитание, обучение, систему образования, содержание образования, педагогический процесс. В их курсе лекций даются следующие определения указанным понятиям.

Воспитание – это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.

Обучение – двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности.

Система образования – это общее и специальное образование. Общее – это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые человеку.

Содержание образования – система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Педагогический процесс – воспитание личности в единстве обучения и воспитания. Представляет противоречия и закономерности каждого из элементов.

Предмет социальной педагогики

В настоящее время проблемы, решаемые социальной педагогикой, очень обострены. По мнению А. В. Мудрика, идет активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правового воспитания, что и является социальным воспитанием.

В качестве отраслей социальной педагогики выступает ряд отраслей общей педагогики: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, воспитание в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогика среды, педагогика клубной работы, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика социальной работы, педагогика временных объединений [Мудрик А. В., 1997].

А. В. Мудрик отмечает тесную междисциплинарную связь социальной педагогики с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией, психологией управления. В связи с кризисным состоянием нашего общества социальная педагогика становится одной из ведущих отраслей знаний. Современную социальную педагогику отличают ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка [Василькова Ю. В., Василькова Т. А., 2001].

Задача гуманного социального воспитания состоит в том, чтобы помочь личности проявить себя, при этом не оказывая давления, показать уникальность и неповторимость каждого человека, научить быть ответственным за свою жизнь, понимать поступки других людей, поддержать оступившегося.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что социальная педагогика является самостоятельным разделом педагогики, имеющим свои особые методы социальной воспитательной и образовательной деятельности.

Основные понятия социальной педагогики

Социальную среду можно рассматривать в двух аспектах. Согласно первому это общество, государство, т. е. вся широкая социальная действительность. С другой стороны, это то ближайшее окружение ребенка, которое и определяет процесс его формирования и развития.

Социальное воспитание – понятие многогранное. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова определяют его как заботу общества о поколении будущего, поддержку человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятие правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.

Указанные выше авторы определяют социальную работу как профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улучшить их социальное положение. В основе социальной работы лежат такие нравственные ценности, как альтруизм, благотворение, благотворительность, взаимопомощь, милосердие.

С. Батрим выделяет принципы социальной работы: принятие, неосуждающее отношение, индивидуальный подход, осознание своих чувств и контролируемое эмоциональное включение, конфиденциальность, самоопределение. Центральным принципом является принцип уважения к личности.

Современное российское общество характеризуется многими негативными тенденциями, поэтому социализация ребенка часто принимает обостренный характер.

Исследования психологов показывают, что школьников отличает постоянная тревожность, вызванная школьными перегрузками, несправедливостью учителей и сверстников, неустроенностью в семье, криминальной обстановкой ближайшего окружения (наркомания, токсикомания). Все это вызывает необходимость создания государством системы экономических, организационных и правовых мер, которые должны помочь гражданам, прежде всего детям, преодолевать трудные жизненные ситуации. Такая система мер называется социальной защитой.

Государство также должно оказывать своим гражданам социальную поддержку, которая может выражаться в виде материальной, пенсионной, кредитной, протезно-ортопедической помощи и оказываться в форме денежных пособий, кредитов, возможности обучения и переобучения, предоставления полезной информации и т. п.

Социальная педагогика — отрасль педагогической науки, которая исследует социальное воспитание людей, независимо от их возраста и положения в обществе.

По мнению Л. Е. Никитиной, социальная педагогика отражает процесс социализации, в результате которого человек приобретает определенные жизненные установки и модель поведения.

Наука изучает социально-педагогические процессы в обществе и ставит перед собой задачи:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • исследование условий и конечного результата социализации личности;
  • рассмотрение структурной схемы социально-педагогической деятельности (компетентность и мастерство).

Основы социальной педагогики

В социальной педагогике выделяют три стороны:

  • теоретическая база;
  • практический опыт;
  • социальная педагогика как дисциплина.

Предпосылками возникновения науки в России стали теоретические и практические изыскания К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Первыми социальными педагогами можно назвать А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого, деятельность учреждений которых была направлена на помощь трудным детям. С установлением социализма общественные проблемы замалчивались или считались пережитками царских времен. Как следствие, практика и теория не могли опереться друг на друга, так как не имели под собой базы. Часто отечественная наука обращается к зарубежной, для переосмысления накопленного опыта и поисков истоков.

  1. Первая функция проявляется при взаимодействии ребенка с семьей и кругом близких людей.
  2. Развитие второй функции связано со школой, проявлением воли и способствует формированию эмоциональных и социальных навыков.
  3. Третья функция представлена разумом и раскрывается в целостности.

Согласно мнению Е. Борнеманна, социальная педагогика ­­— принцип воспитания. Герман Ноль являлся представителем второго подхода и определял целью данной науки оказание экстренной помощи. Его теории получили отражение в первом документе Германии о воспитании вне школьных стен ­­— законе о благотворительной деятельности молодежи. В 70-х годах в Германии появились первые социальные педагоги с высшим образованием.

Проблемами воспитания в социуме, как категории социальной педагогики, занимались такие ученые: В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов. В их работах акцент делался на воспитании, которое признавалось составляющей частью жизни общества.

Под социальным воспитанием понимают процесс формирования личностных качеств ребенка, которые в дальнейшем помогут ему социализироваться в обществе.

Социализация ­­— многосторонний процесс формирования нравственных установок, моральных качеств, путем интеграции в общество.

Взаимодействие с другими науками о человеке

Социальная педагогика (СП) использует данные других наук и применяет их для своих исследований.

Философские методологии выступают базовыми для многих общественных наук. Философия дает ответы на вопросы человеческого существования, разрабатывает системы мировоззрения и выделяет в них роль и место человека. Социальная педагогика основывается на мировоззрении человека, его воспитании. Базой для этого часто выступают положения философии.

Многие категории являются общими для СП и социальной работы. Объект изучения социальной работы ­­— взаимодействие и регулирование групп и личности в обществе.

Психология существует на границе с различными отраслями: медицинскими, инженерными, педагогическими, экологическими, юридическими. СП использует психологические исследования человеческой психики, дополняя их своими компонентами: социальными условиями, системой межличностных групповых отношений.

Данные социальной психологии дают возможность выявить структуру социальных групп и процесс их развития.

Для правильного выбора направления СП изучает данные возрастной психологии.

Психология общения необходима любому участнику социально-педагогического процесса. Задачей социального педагога является найти подход к каждому человеку, независимо от его темперамента, характера.

Психология семьи, психология девиантного поведения ­­— обе психологические ветви дают базу для изучения СП.

Неотрывно социальная отрасль педагогической науки связана с социологией, которая изучает законы становления и развития общества. Социология воспитания опирается на сведения социологических отраслей: социологии досуга, социологии молодежи, социологии преступности, социологии семьи, социологии религии.

Исследования этики ориентированы на нравственные представления и установки, моральную деятельность человека. Изучая суть воспитания и его методы, социальная педагогика берет во внимание убеждения, выработанные этикой.

Этнография раскрывает специфику народов на бытовом и культурном уровнях. Этнопсихология акцентирует внимание на особенностях психики, нравственных положений определенных этнических формирований и их влиянии на развитие индивида. В процессе изучения социализации СП основывается на этнических положениях обеих наук.

Демография, которая рассматривает вопросы рождаемости, предоставляет свои данные для изучения социальной педагогической отраслью.

Дефектология связана с изучением особенностей физиологии и психологии детей с нарушениями. Она включает такие разделы: сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, тифлопедагогика. Социальная педагогика использует исследования данных разделов.

Особенности науки социальная педагогика

Структура социально-педагогической науки имеет следующий вид:

  • социология воспитания;
  • философия социального воспитания;
  • социально-педагогическая виктимология;
  • теория воспитания в обществе;
  • психология воспитания в социуме;
  • методика социального воспитания;
  • управление воспитанием в социуме на различных уровнях (областном, городском, местном и общенациональном).

Среди особенностей СП выделяют:

  • гуманистическая направленность ­­— взаимодействие ребенка с учителем;
  • в случаях кризиса социума, социально-педагогическая ветвь становится ведущей отраслью.

Предмет исследования социальной педагогики

В любой науке выделяют предмет и объект изучения.

Предметом социальной педагогики выступает социальный воспитательный процесс, анализ и способы реорганизации воспитательной роли общества.

Объектом ­­— дети и взрослые, которым необходима социализация и развитие в обществе.

Основные задачи и функции науки

Социальная педагогика, развиваясь как наука, ищет пути решения следующих задач:

  • проведение социально-педагогической экспертизы с целью оценить деятельность общественных организаций, коллективов, общностей и в целом, государства;
  • изучение роли воздействия окружающей среды на формирующуюся личность или группу;
  • изучения воздействия на становление и развитие личности семьи и близкого окружения.

Содержание СП отражают её функции:

  1. Теоретико-познавательная. Социально-педагогическая наука накапливает, анализирует знания для полноты исследований общественных процессов и явлений.
  2. Прикладная. Данная функция отражает поиск оптимальных методов, путей и условий для улучшения эффективности педагогического воздействия на социальные процессы.
  3. Гуманистическая. Проявляется в проектировании процессов, которые будут способствовать гармоничному развитию и реализации личности.

Некоторые исследователи (Мардахаев Л. В.) выделяют дополнительные функции:

Итак, вернемся к объекту и предмету социальной педагогики. Их мы будем определять в сравнении с педагогикой, из которой выделилась эта новая научная отрасль. Мы помним, что объектом изучения педагогики является ребенок, а предметом исследования — закономерности воспитания и образования
ребенка. Тогда объектом изучения социальной педагогики тоже является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка.
По сравнению с педагогикой ее предмет несколько сужается в том смысле, что в таких сложных, многогранных социальных явлениях, как воспитание и образование, выделяются только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом социализации ребенка. Но в то же время предметом специального изучения социальной педагогики становятся такие процессы и явления, которые традиционно изучаются другой наукой — социологией. Именно эта наука исследует общество и социальные отношения в нем, пытается выяснить, как люди взаимодействуют между собой, почему они объединяются в те или иные группы, как возникают социальные связи и многие другие вопросы социальной жизни общества. Социальная педагогика начинает исследовать эти проблемы в несколько ином, отвечающем ее научным задачам ракурсе.

Таким образом, социальная педагогика фактически является междисциплинарной областью научных исследований. Она рождается из педагогики, пользуется ее богатейшим историческим наследием, использует педагогические методы и средства, С другой стороны, поскольку явление социализации как часть общества и общественных отношений изучается социологией, социальная педагогика использует и некоторые социологические теории, некоторые методы и средства, используемые в социологии. Но при этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства и технологии.
Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.
Если говорить о социальной педагогике как области практической деятельности, то необходимо четко разграничивать социально-педагогическую деятельность как официально признанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных, граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.
Социально-педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие исторические корни. Надо сказать, что на протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным—от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией, т. е. системой устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.

Особенности развития социальной педагогики в России.
Когда мы говорим о социальной педагогике, мы должны четко различать две ее взаимосвязанные стороны — научно-теоретические знания в этой области и собственно социально-педагогическую деятельность, т. е. непосредственную работу социального педагога с конкретным ребенком или группой детей, с той или иной конкретной средой, в которой живет и развивается ребенок и которая способствует или препятствует его социализации. Иначе говоря, необходимо различать социальную педагогику как науку и как сферу практической деятельности, которые неразрывно связаны между собой.
Кроме того, социальная педагогика может выступать в качестве учебной дисциплины. Учебная дисциплина — это предмет, изучаемый в общеобразовательных или профессиональных учебных заведениях. Учебная дисциплина исходит из соответствующей области науки, в ней обычно находят отражение факты и явления, которые доподлинно известны науке.

Религия как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Вечные нравственные ценности, которые проповедует церковь (любовь и забота о ближнем, честность, терпение и пр.), религиозные праздники и традиции, религиозная музыка и др. могут оказывать большое влияние на усвоение ребенком моральных норм общества, правил поведения в нем. Поэтому для ребенка религия может играть важную роль в процессе его социализации.
Исторически значение различных социальных институтов в социализации ребенка изменяется.

Социальная педагогика — отрасль педагогики.

Варианты определений

  • Социальная педагогика (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.
  • Социальная педагогика (А. В. Мудрик) — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (воинские части, предприятия).
  • Социальная педагогика (В. Д. Семенов) — наука о воспитательных влияниях социальной среды.
  • Социальная педагогика (Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова) — это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация.
  • Социальная педагогика (Ф. А. Мустаева) — теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения.
  • Социальная педагогика (И.А. Липский) - теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействию.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Социальная педагогика" в других словарях:

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально этическими мотивами, а осн. задачей является воспитание из детей граждан. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитат. учреждениях, так и в разл орг циях, для к рых оно не является ведущей функцией Предмет С и исследование… … Российская педагогическая энциклопедия

Социальная педагогика — отрасль педагогического знания, исследующая проблемы взаимоотношения человека и общества в их правовом, психологическом, экономическом, медицинском и педагогическом аспектах. Конкретно социальная педагогика изучает связи школы и среды, семьи и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

социальная педагогика — socialinė pedagogika statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pedagogikos mokslo disciplina, tirianti aplinkos veiksnių valdymą asmenybės visuomeninio auklėjimo tikslais. Pagrindinės socialinės pedagogikos kategorijos – profilaktika ir kompensacija … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Социальная педагогика — отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Термин С.п. введён в 19 в. Ф.А. Дистервегом. Как… … Педагогический терминологический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально этическими мотивами, а основной задачей является воспитание граждан … Профессиональное образование. Словарь

Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия

Педагогика — (от греч. paidagogike детоводство) это наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами и методами. В настоящее время П. представлена системой… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Педагогика социальная — см. Социальная педагогика … Педагогический терминологический словарь

Педагогика социальная — педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Читайте также: