Развитие системы образования и науки во второй половине xx века план урока

Обновлено: 02.07.2024

Одним из факторов, во многом определивших историю современного общества, стала научно-техническая революция (НТР). Достижения науки и техники не только существенно изменили характер производственных процессов, но и кардинально повлияли на всю человеческую жизнь. Новейшие технологии проникли в самые отдаленные уголки планеты, сближая пути развития отдельных стран и народов.

Развитие науки и образования.

Современная НТР началась в индустриально развитых странах мира сразу же после окончания Второй мировой войны. Она предполагала широкое применение в промышленности новейших технологий, их внедрение не только в производственный, но и в управленческий процесс, использование новых видов энергии и материалов. Важнейшей предпосылкой НТР стали научные открытия в области ядерной физики и квантовой механики, достижения кибернетики, микробиологии, биохимии. Наука превращалась в непосредственную производительную силу.

В послевоенный период поразительных успехов достигла медицина: были изобретены новые антибиотики, вакцины, новой областью исследований стала генная инженерия. Но в связи с тем, что инновационные разработки в области медицины были очень дорогостоящими, ими могли воспользоваться только обеспеченные люди.

Во Франции период экономического роста (1945—1974) привел к послевоенному демографическому всплеску. Кроме того, пришедшие к власти социалисты сделали среднее и высшее образование более доступным. В результате уже в 1950-х гг. во Франции началось увеличение количества студентов, вторая волна пришлась на 1987—1990-е гг.

Однако в целом система западного образования состояла из двух частей: элитной, предназначенной для верхушки общества, и неэлитной — для основной массы людей. Более 80 % населения не получало хорошего, классического образования. В связи с деколонизацией и появлением в Европе огромного количества иммигрантов идеи сегрегации в системе университетского образования еще больше актуализировались, как и идеи практической направленности обучения.

Формирование информационного общества.

В 1940-х гг. появились первые компьютеры, а спустя 30 лет — персональные. В 1980-е гг. была создана всемирная сеть — интернет. В систему государственного управления, здравоохранения и образования и иные сферы стали внедряться цифровые технологии. Компьютеризация привела к информационной революции. Новые технологии произвели огромное воздействие на все сферы жизни общества, очень быстро создали так называемый новый — виртуальный — мир.

Таким образом, информационное общество — это стадия в развитии цивилизации, когда средства коммуникации оказывают определяющее влияние на все стороны жизни людей.

Элитарная и массовая культура.

В послевоенный период на Западе сложились две разновидности культуры — элитарная и массовая. Элитарная культура — это закрытая культура для узкого, привилегированного круга людей. Для массовой культуры характерны такие признаки, как упрощенность, зрелищность и доступность. Она ориентирована на развлечение людей и массовое потребление. Ее цель — формирование пассивного, некритически мыслящего члена общества, легко поддающегося контролю и манипулированию.

Неотъемлемыми элементами современной массовой культуры стали лотереи, игровые автоматы, компьютерные игры, кино, телевидение, шоу-бизнес, комиксы, индустрия спорта, глянцевые журналы и т. д.

В 1950—1960-е гг. началась интернационализация, глобализация массовой культуры. Движущей силой этого процесса были США. Английский язык стал основным языком международного общения и образования.

Кинематограф.

В послевоенные годы кино стало самым массовым видом искусства. Мировое лидерство в кинематографе принадлежало Италии, Франции, США.

В итальянском киноискусстве возникло новое прогрессивное направление — неореализм. Фильмы неореалистического направления основывались на документальных фактах. Съемки были натуральными, и, как правило, в них участвовали непрофессиональные исполнители. Итальянский кинематограф подарил ценителям этого искусства выдающихся режиссеров Р. Росселлини, Ф. Феллини, Л. Висконти, М. Антониони, всемирно известными актерами стали М. Мастроянни и С. Лорен.

Французский кинематограф характеризовался разнообразием жанров. Комедийный жанр представлен такими прекрасными актерами, как Л. де Фюнес, Ж. П. Бельмондо, П. Ришар и Бурвиль. Всему миру известны имена французских актеров Ж. Габена, Ж. Маре, А. Жирардо, А. Делона, Ж. Филипа и др.

Социальные мотивы в художественной литературе и изобразительном искусстве.

Ведущими направлениями литературы второй половины XX в. стали реализм и экзистенциализм.

Крупнейшими представителями реализма были знаменитые американские писатели У. Фолкнер и Э. Хемингуэй, а также французские писатели старшего поколения А. Жид и Ф. Мориак, получившие в послевоенные годы Нобелевскую премию по литературе. Еще при жизни был причислен к классикам один из самых крупных британских сатириков ХХ в. И. Во, описавший упадок и разрушение колониальной Великобритании. В своих произведениях он язвительно высказывался в отношении американского образа жизни, считая, что у американцев отсутствуют настоящая культура и подлинная духовность. В первое послевоенное десятилетие тема войны и преодоления фашистского прошлого стала главной для немецких писателей-реалистов: Г. Бёлля, Т. Манна, Э. М. Ремарка.

В основе экзистенциализма лежали идеи абсурдности (нелепости и бессмысленности) окружающей действительности, отсутствия смысла и порядка в реальном мире. Наивысшей ценностью для человека экзистенциалисты считали свободу. Ведущую роль в этом литературном направлении играли французы Ж. П. Сартр и А. Камю.

Начался новый этап развития художественной культуры, получивший название постмодернизм. Его характерные особенности — стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры, в рамках одного произведения объединить мотивы и приемы, присущие различным эпохам, регионам и субкультурам.

В те же годы большой популярностью на Западе пользовался сюрреализм. Наиболее известным представителем этого направления был испанский художник С. Дали.

Архитектура.

После войны продолжала развиваться органическая архитектура. Получили дальнейшее развитие принципы функционализма, зародившиеся еще в 1920-е гг., когда архитектурная форма определялась практическим назначением сооружения. Известными архитекторами, представляющими это направление, были Ле Корбюзье (Франция), Якобус Оуд (Нидерланды). Пытаясь придать функционализму новое дыхание, некоторые архитекторы стали возводить здания, обнажая их первооснову — коммуникации, систему инженерного оборудования. Самым известным таким сооружением стал Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду в Париже.

В середине 1970-х гг. на смену функционализму пришел постмодернизм. Он основывался на контрастном соединении архитектурных форм прошлых веков (античные ордера, готическая устремленность ввысь, декоративность барокко) с элементами функционализма.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана:

9.2 Культура Советского Казахстана

Участвовали:

Отсутствовали:

Развитие системы образования во второй половине XX века.

Каковы были цели реформ советской системы образования?

Цели обучения для достижения на этом уроке

9.2.3.2 - оценивать политику государства в сфере образования и науки

Все : оценивают содержание реформ советского руководства в сфере образования и науки.

Большинство: объясняют и оценивают цели и последствия реформ советского руководства в сфере образования и науки.

Некоторые : сравнивают развитие системы образования и науки во второй половине ХХ века с положением образования и науки в 20-30-е годы

Критерии оценивания

1. Делает вывод о роли государственных реформ в сфере образования.

2. Характеризует цели и последствия государственных реформ в сфере образования

3. Высказывают собственное мнение об изменениях в сфере образования по сравнению с 20-30-ми годами.

Языковые задачи

Составляют постеры на основе изучения текста учебника.

Озвучивают вывод на основе постеров.

Составляют разноуровневые вопросы

Пишут эссе по итогам изучения нового материала

Приучение к ценностям

Формирование ценностей светского общества и высокой духовности, а также ценностей образования

Межпредметная связь

Всемирная история – через развитие системы образования во второй половине ХХ века в СССР.

География – через демографические процессы и процесс урбанизации в Казахстане

Предшествующие знания

Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Казахсой ССР во второй половине ХХ века

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Организационный момент. Приветствие.

Учащиеся выстраиваются по росту, а затем рассчитываются на первый-четвертый. Первые номера объединяются в группу № 1, вторые – в группу № 2, третьи – в группу № 3, четвертые – в группу № 4.

Целеполагание.

Учащимся предлагается синквейн с пропущенной первой строчкой, которую учащиеся должны угадать

1) ____________________

2) всеобщее, бесплатное

3) учиться, получать, заниматься

4) Ученье – свет, а не ученье – тьма

Ключевое слово: образование

Учитель предлагает ученикам записать на стикерах и озвучить свои идеи о том, что они будут изучать на уроке.

Ф.О. Словесная похвала

Смайлики с улыбкой

Стикеры, изображение корзины на доске

Каждая группа получает карточки с периодом времени, который они будут исследовать, и с вопросами, которые должны быть освещены на постере.

Критерии: КО 1 и КО 2

1 группа – 40-е годы

2 группа – 50-е годы

3 группа – 60-70-е годы

4 группа – 80-е годы

Вопросы для составления постера

1) Цели реформ.

2) Содержание реформ.

3) Последствия реформ

После окончания выступления групп с защитой постера учащиеся делают вывод о роли реформ государства в сфере образования.

Дескрипторы для группы № 1.

1) Читают текст учебника на страницах 74-77.

2) Читают дополнительный материал с интернет ресурсов.

3) Определяют и записывают на постер цели реформ в 40- е годы.

4) Определяют и записывают на постере содержание реформ в 40-е годы.

5) Определяют и записывают на постере последствия реформ в 40-е годы

6) Оформляют постер.

7) Готовят выступление на защиту постера

8) Представители групп защищают постер у доски

9) Оценивают по критериям выступления групп

Дескрипторы для группы № 2.

1) Читают текст учебника на страницах 74-77.

2) Читают дополнительный материал с интернет ресурсов.

3) Определяют и записывают на постер цели реформ в 50- е годы.

4) Определяют и записывают на постере содержание реформ в 50-е годы.

5) Определяют и записывают на постере последствия реформ в 50-е годы

6) Оформляют постер.

7) Готовят выступление на защиту постера

8) Представители групп защищают постер у доски

9) Оценивают по критериям выступления групп

Дескрипторы для группы № 3.

1) Читают текст учебника на страницах 74-77.

2) Читают дополнительный материал с интернет ресурсов.

3) Определяют и записывают на постер цели реформ в 60-70- е годы.

4) Определяют и записывают на постере содержание реформ в 60-70-е годы.

5) Определяют и записывают на постере последствия реформ в 60-70-е годы

6) Оформляют постер.

7) Готовят выступление на защиту постера

8) Представители групп защищают постер у доски

9) Оценивают по критериям выступления групп

Дескрипторы для группы № 4.

1) Читают текст учебника на страницах 74-77.

2) Читают дополнительный материал с интернет ресурсов.

3) Определяют и записывают на постер цели реформ в 80- е годы.

4) Определяют и записывают на постере содержание реформ в 80-е годы.

5) Определяют и записывают на постере последствия реформ в 80-е годы

6) Оформляют постер.

7) Готовят выступление на защиту постера

8) Представители групп защищают постер у доски

9) Оценивают по критериям выступления групп

Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины, плеч. Потом попробуйте, как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи — свободными, легкими.

Учащимся предлагается заполнить концептуальную таблицу, сравнив состояние образования в 20-30-е годы и во второй половине ХХ века и высказав свое мнение по изменениям. Затем

1) Сравнивают состояние школьного образования.

2) Сравнивают состояние профессионального образования.

3) Сравнивают состояние высшего образования.

4) Сравнивают проблемы образования

5) Делают вывод об изменениях, произошедших в образовании

6) Проверяют работу других групп

7) Делают отметки о выполнении задания в лист оценивания

Карточки с заданиями, учебник, листы А3, маркеры.

Дополнительный материал интернет ресурсов

лист оценивания (приложение 4)

Учащимся предлагается 3 темы для написания эссе.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация по заданиям. Кажой группе предполагается свой хронологический период для составления постера

Дифференциация по поддержке. Предполагается, что учитель будет оказывать помощь учащимся с низкой мотивацией при написании эссе, путем подсказок и наводящих вопросов.

Диференциация по оцениванию. На уроке присутствует самоооценивание, взаимоооценивание, оценивание групп, оценивание учителем.

Уровень освоения материала проверяется с помощью приемов:

3. Опрос

Работа с презентацией на интерактивной доске на уроке не более 10 минут.

Напоминание правил работы в группе.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?1:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Вторая половина ХХ века

Состояние школьного образования

Состояние профессионально-технического образования

Состояние высшего образования

Проблемы в развитии образования

Отметка о выполнении

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 284 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.05.2021 809
  • DOCX 122 кбайт
  • 67 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Радионов Алексей Евгеньевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каковы достижения и недостатки в сфере науки и образования?

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

8.2.3.2 Определять положение казахского языка в советский период;

8.2.3.3.Анализировать изменения в сфере образования и науки в первой половине ХХ века.

Все характеризуют положение казахского языка в советский период, основные направления развития науки и образования в 20-30е годы ХХ века, определяют достижения и недостатки в сфере науки и образования.

Большинство выявляют изменения в сфере образования и науки в 20-30е годы ХХ века.

Некоторые делают аналитическое сравнение развития науки и образования в 20-30-е годы ХХ века и современного образования.

Критерий оценки

- оценивают положение казахского языка в советский период

- характеризуют основные направления развития науки и образования в начале ХХ века;

- выявляют изменения в сфере образования в 20-30е годы ХХ века;

- выявляют изменения в сфере науки в 20-30е годы ХХ века;

- дают аналитическое сравнение развития науки и образования в 20-30-е годы ХХ века и современного образования

Языковые задачи

Реализация языковых задач осуществляется через работу с текстом учебника, обсуждение материала в парах, группах;

Знакомство с новыми понятиями: культурная революция, ликвидация неграмотности, система образования, школьное образование, средне-специальное образование, высшее образование

Воспитание ценностей

Межпредметная связь

Предыдущие знания

Объясняют особенности развития образования и просвещения во второй половине XIX века, вклад Ы. Алтынсарина.

Каково научное наследие А.Байтурсынова как основоположника казахской лингвистики, общественного деятеля

Уровень мыслительных навыков

Исторический анализ, сравнение, объяснение

Исторический концепт

- причина и следствие, значимость

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Организационный момент: Приветствие.

Интерпритация притчи

Определить цели и задачи культурной революции -

Рассмотреть основные направления развития образования и науки в 20-30е годы ХХ века

Выявить изменения в системе образования и науки

Сделать аналитическое сравнение систем образования 20-30 гг. о современности

Каково научное наследие А. Байтурсынова?

- общественный деятель, основоположник казахской лингвистики.


Видео

Слайд 1. Тема урока


С лайд 2. На доске ключевые глаголы, по которым ученики определяют цели урок

Середина урока

Деление класса на группы (сформированные до начала урока)

Обратная связь

Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом становления единой трудовой школы и ликвидацией неграмотности взрослого населения. Узнаем о процессе перевода арабского алфавита на латинский и введения нового алфавита на основе русской графики.

1 группа – Первые мероприятия по ликвидации неграмотности (стр.155-156)

2 группа – Изменения в алфавите(стр.157-158)

3 группа – Система политического просвещения (стр.159-160)

Дескрипторы:

Называют документы первых мероприятий по ликбезу

Определяют проблемы проведения ликбеза

Раскрывают сущность изменений в алфавите

Определяют достижения и недостатки в сфере науки и образования

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

ФО похвала учителя

Слово учителя

Для того чтобы проанализировать изменения школьного и вузовского образования в первой половине ХХ века нам необходимо ознакомиться с текстом.

Задание 2. Школьное образование. ВУЗы

Работа в группах с текстом .

Ученики изучают текст и создают постеры. Защищают работы у доски. Делятся полученными знаниями в ходе обсуждения.

Дифференциация: Смешанные группы, определятся роли, осуществляется взаимообучение и учет потребностей каждого ученика.

2 группа – высшее образование (приводят примеры трудностей высшего образования и пути их решений )

Дескрипторы

выявляют изменения в сфере образования в 20-30е годы ХХ века

определяют трудности в сфере образования и пути их решений

Слово учителя: С чего же начинается возрождение науки Казахстана?

Задание 3. Наука Казахстана. Изучение данного вопроса в группах методом PEST анализа (текст стр. 169-170)

P (Political)

T (Technological)

Дескрипторы

определяют направления развития науки и в 20-30-е годы ХХ века;

сравнивают образование в 20-30-е годы ХХ века и современного образования.


дать знания о развитии науки и культуры Казахстана во второй половине ХХ века.

научить учащихся выделять важное и существенное в тексте учебника. Развитие навыков поиска и мышления

воспитание человеколюбия, патриотизма, трудолюбия. Научить ценить культурные ценности

Тип: изучение нового материала

Метод: словесный, наглядный

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Постановка цели.

IV. Изучение нового материала.

1. Казахское кино.

1. Становление и развитие казахстанского кинематографа связано с именем Шакена Айманова (1914-1970гг).

Родился на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Ш. Айманов в 1933 году по приглашению писатели Г.Мусрепова приехал в Алма-Ату и был принят на работу в Казахский театр драмы в городе Алматы, где позже стал, режиссером Ш.Айманов снял такие фильмы, как:

Такие писатели, как:

прославились своими произведениями на тему казахской истории

V. Рефлексия.

1. Кто такой Ш.Айманов?

2. Назови главные архитектурные достопримечательности столицы Казахстана – города Астаны.

Читайте также: