Развитие речи посредством театрализованной деятельности в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Михайлова Ирина Владимировна

Населенный пункт: Новгородская область, г. Старая Русса

Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи.

Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего содействовать развитию речи детей в процессе театрализованных игр. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный текст. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Цель работы: речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Я наметила следующие задачи, которые постаралась решить в процессе работы с детьми:

  • Вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.
  • Создание естественной среды для развития фантазии, воображения, творчества, развитие коммуникативных навыков.
  • Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
  • Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
  • Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).
  • Учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
  • Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

Полностью разделяя общепринятые методические направления, свою работу я построила по следующим направлениям:

  • выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития;
  • создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;
  • проведение системной работы по речевому развитию детей посредством театрализованной деятельности.

Как показали результаты исследования речевого развития детей, речь детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития (из 19 детей у 16,что составило 84,3%). Речь детей характеризуется бедностью словарного запаса, интонационной невыразительностью, замедленным темпом речи. Подавляющее большинство детей не могут отчетливо произносить слова и короткие фразы, не понимают обобщающие слова и противоположные значения слов. Трудности у детей возникают также при ответах на вопросы воспитателя по картинам, иллюстрациям, прочитанным литературным произведениям. Только у троих ребятишек присутствуют в речи разнообразные слова, обозначающие признаки и качества предметов, выраженные именами прилагательными, эти дети допускают неточности при употреблении слов, а также неточно употребляют в речи обобщающие слова.

Анализируя полученные данные можно судить, что 20% детей могут с помощью взрослого называть слова, обозначающие предмет, признаки и качества предмета, употреблять в речи обобщающие слова. Они активно участвуют в составлении совместного рассказа по схеме или же сюжетной картинке, заканчивают все предложения, начатые взрослым. 75% детей речь ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Эти дети не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним слова, демонстрируют непонимание задания. На основе полученных результатов диагностики следует отметить, что благополучными с точки зрения речевого развития являются лишь несколько детей, все же остальные нуждаются в коррекционной поддержке. В результате диагностики выяснилось, что только 23% детей проявляют способность вступать в разговор со взрослым, отвечать на поставленный вопрос и составлять рассказ из личного опыта. 66% детей общаются со взрослым, но не очень активно, затрудняются в выполнении описательного рассказа, словарный запас у них скуден. 11% детей вообще не изъявили желание вступать в контакт со взрослым. Все эти данные еще раз подчеркивают необходимость коррекционной работы с детьми, у которых наблюдается слабая речевая активность. Главная задача воспитателя – помочь этим детям перебороть стеснение, малоактивность, замкнутость, а также способствовать налаживанию контактов со взрослым, развить чувство уверенности в своих силах и обогатить их речь.

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые буду использовать в целях речевого развития:

  • Называние (или образец произношения) нового или трудного слова;
    • Вопросы;
    • Индивидуальные дидактические игры на развитие речи;
    • Прием речевой игры с продолжением;

    Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-либо роли. Для этого мною использовались:

    • Выбор детьми роли по своему желанию;
    • Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
    • Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
    • Проигрывание ролей в парах.

    На своих занятиях я стараюсь заинтересовать детей содержанием поэтического произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и для этого выразительно прочитываю его. Затем спрашиваю у детей, понравилось ли оно им или нет. Получив положительный ответ, предлагаю разыграть его в ролях.

    Работая над ролью с детьми:

    Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Таковы исходные теоретические положения.

    Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

    Ступени работы следующие:

    Так как, важное место в педагогическом процессе речевого развития детей мною отводится театрализованной деятельности, в группе я создала соответствующую предметно-развивающую среду. В ходе организации группового пространства мною созданы разные виды театра (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, театр картинок и т.д.) В распоряжении детей наборы кукол (пальчиковые и плоскостные фигуры, куклы-марионетки, варежковые, перчаточные, платковые куклы, резиновые игрушки, гонзики) для разыгрывания сюжетов. В группе имеются коврограф, фланелеграф, ширмы настольная и напольная, готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы, маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы, медальки, аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, игрушки – шумелки, музыкальные игрушки.

    Успех работы зависит от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. Задачи такого взаимодействия я вижу следующие:

    • объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
    • сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
    • уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка.

    Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого в группе мною проводилась следующая работа:

    • участие родителей в семинарах по обмену опытом.

    На таких семинарах родители имели возможность познакомиться с играми, в которые могут поиграть с ребенком дома, пальчиковые игры, игры со сказкой. А впоследствии сами поделиться накопление опытом.

    • участие родителей в речевых традициях группы.

    Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии ребенка.

    В ходе реализации деятельности по речевому развитию детей значительное место отводилось мною индивидуальной работе с детьми, в ходе которой я стремилась показать свою заинтересованность, доброжелательность в каждом, без исключения ребенке. Особое значение имела такая работа в отношении малоактивных, неразговорчивых, замкнутых детишек.

    Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

    • предложенная система разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята;
    • отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на театрализованную деятельность;
    • возросла речевая активность детей;
    • удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.

    Повторно проведённая диагностика показывает положительные результаты: малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаются со сверстниками. А по свидетельству родителей все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, инсценируют сюжеты из знакомых сказок, озвучивают игрушки, любят рассматривать книжки с картинками.

    Таким образом, в результате проведенной работы у детей значительно повысился уровень речевого развития. В ходе освоения театрализованной деятельности происходило совершенствование речи, непринужденно и легко активизировался словарный запас у детей, происходило становление интонационной и звуковой структуры речи. Дети освоили простейшие навыки разговорной речи, научились выражать свои мысли простыми и сложными предложениями, а также научились составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера. Стоит отметить, что в театрализованную игру включались все дети, речевую активность стали проявлять и неразговорчивые, малоактивные дети.

    Игры-драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

    Описание материала. Предлагаю вам материал по организации театрализованной деятельности в детском саду, направленной на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал будет полезен воспитателям всех возрастных групп детей дошкольного возраста.

    Результат. К концу года наши дети
    • умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
    • умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
    • умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
    • умеют взаимодействовать с партнером по сцене; изготавливают и используют театрализованные образные игрушки из разных материалов;
    • знают некоторые виды театров;
    • владеют некоторыми приемами манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
    • выступают перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества.
    Итогом работы на всех этапах обучения является показ спектакля. Дарите детям радость театра!

    Знаменитый советский психолог Л. С. Выготский отмечал, что театр - самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности детей дошкольного возраста. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

    Развитие речи детей – одна из основных задач образовательного процесса. Для развития связной и выразительной речи детей дошкольного возраста необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которую надо проводить каждый день.

    Театрализация – это в первую очередь игра, импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, исполнительством, творчеством, необходимо систематизировать ее в едином процессе.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны.

    • Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
    • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
    • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
    • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
    • В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

    Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

    Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

    Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

    Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

    Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

    Основные направления речевой работы в театральной деятельности:

    - Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
    - Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.
    - Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

    Значение театрализованной деятельности

    • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
    • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
    • совершенствует артикуляционный аппарат;
    • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
    • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
    • дети получают эмоциональный подъём;
    • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
    • позволяет формировать опыт социального поведения;
    • стимулирует активную речь.

    Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач:

    • дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться;
    • определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание);
    • уметь пригласить зрителей и показать им спектакль;
    • речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

    Достигнуть положительных результатов возможно организуя образовательный процесс с детьми: прежде всего в совместных видах деятельности (на занятиях, в общении, в игровой, художественной и познавательной практической деятельности).

    На занятиях, а так же в нерегламентированной деятельности используются различные виды театрализованной деятельности:

    • артикуляционная гимнастика;
    • упражнения на развитие мелкой моторики;
    • упражнения для эмоционального развития детей;
    • упражнения на развитие интонационной выразительности речи;
    • логоритмические упражнения;
    • театральные этюды;
    • игры – драматизации;
    • режиссёрские игры.
    • Артикуляционная гимнастика

    У каждого артиста должна быть хорошо развита дикция и поэтому мы сейчас проведем разминку со скороговорками: произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.

    Утром, присев на зеленом пригорке,

    Учат сороки скороговорки.

    Жук, над лужею жужжа,

    Ждал до ужина ужа.

    • Упражнения на развитие мелкой моторики
    • Упражнения для эмоционального развития.

    Воробей, чего ты ждешь?

    Хлебных крошек не . (Найдёшь? Кушаешь? Млеешь?)

    Головой . (Трясет? Вертит? Мотает?)

    • Логоритмические упражнения. Все знают, что это за упражнения? Я буду читать, а вы выполнять движения по стокам стихотворения.

    Листья

    Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в стороны.

    Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

    И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

    Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

    Вывод:

    Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

    Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

    -Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
    -Содействовать развитию творческих способностей и коммуникативных навыков детей.
    -Воспитывать любовь к прекрасному.
    Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и воспитателя, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах оформлены уголки и центры:
    театральный уголок
    - универсальная ширма, которая выступает как декорацией-фоном, и занавесом;
    - театр игрушек;
    - игрушки для настольного театра (конусный, игрушки-топотушки);
    - театр на палочках;
    - пальчиковый театр;
    - перчаточный театр;
    - куклы бибабо;
    - театр масок;
    - костюмы и элементы костюмов для выступления детей.







    центр книги
    - с детской художественной литературой (сказки, произведения детских писателей) в соответствие с возрастными особенностями, составляющий репертуар театрализованной деятельности детей;
    - картотеки портретов детских писателей с краткой биографией.
    В своей работе я использую театрализованную деятельность, которая побуждает в детях желание, познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку.





    центр музыки
    - магнитофон и набор программных аудиозаписей и диски (танцевальная музыка, песни, звуки живой и неживой природы, животных, птиц, и т.д.);
    - баян;
    - игрушки- инструменты.





    Также в своей работе, для развитию речи детей, я использую:
    - картотеки, которая с каждым годом постепенно дополняется: (цветные картотеки сюжетно-ролевых игр, бесед, логические игры, пальчиковых игр, подвижных игр; картотеки стихов, скороговорок, чистоговорок, присказок, потешек, антонимы, пословиц, поговорок, считалочек и мирилок, театрализованных игр и упражнений.)





    - яркие фигурные плакаты сказочных персонажей для оформления тематического уголка в группе детского сада. Создания сказочной и праздничной атмосферы и привлечение детского внимания на развивающих занятиях.




    Такая игрушка может "ходить", "бегать" и "прыгать" на столе, при этом ножки топают, отбивая любой ритм. Интересно строить диалоги, отвечать на вопросы, выполнять команды. Дети учатся выполнять движения указательными и средними пальчиками.
    Театр на палочке – способствует развитию мелкой моторики руки, благодаря которым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.


    Читайте также: