Развитие речевого слуха в доу это что

Обновлено: 05.07.2024

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

В амбулаторно-поликлинических учреждениях Кировского района Санкт-Петербурга проводится бесплатная вакцинация граждан для профилактики инфекции, вызванной новым короновирусом SARS-CoV-2 (COVID-19)

Все желающие могут записаться на вакцинацию от короновируса круглосуточно по номеру единой региональной информационно справочной службы "122"

Звонки бесплатные для стационарных и мобильных телефонов на территории города. За его пределами служба "122" доступна по телефону (812) 246-5-122

В целях обеспечения безопасных условий в связ с распространением коронавирусной инфекции в ГБДОУ детском саду № 40 установлены требования к посещению учреждения на 01.09.2021 :

  • Утренний прием осуществляет медицинский работник или дежурный администратор , охрана с обязательным измерением температуры тела родителей (законных представителей) воспитатнников;
  • Санитарная обработка рук при входе в детский сад родителей и посетителей;
  • В ГБДОУне принимаются детис признаками катаральных явлений, повышенной температуры (37,1 и более) и принаками заболеваний;
  • С момента выявления лиц с признаками заболеваний администрация детского сада в течении 2-х часов должна уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти , уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Все посетители должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (маска, перчатки) и соблюдать социальную дистанцию 1,5-2 метра

Прием воспитатнников будет осуществляться с 7.00 до 8.45 через главный вход.

Обращаем Ваше внимание, что нахождение посторонних лиц на территории образовательного учреждения запрещен.

По всем вопросам обращаться по телефону:

(812) 750-26-57 заведующий

(812) 620-83-41 медицинская сестра с 30.08.2021

Спасибо за понимание! Администрация ГБДОУ 40

с 01.09 2020 года

1. Пребывание воспитанников возможно только в закрепленном за группой помещении.

2. Исключение общения воспитанников из разных групп во время проведения воспитательно-образовательного процесса и при проведении прогулок.

3. Исключение проведения массовых мероприятий с участием различных групп лиц, а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций.

5. Обеспечение в течение 2 часов уведомления о выявленных лицах с признаками респираторных заболеваний территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6. Обеспечение незамедлительной изоляции воспитанников с признаками респираторных заболеваний, до прихода родителей (законных представителей) или приезда бригады скорой помощи.

7. Организация (с учетом погодных условий) максимального пребывания детей на открытом воздухе и проведения непосредственно-образовательной деятельности на прогулочных и спортивной площадках с сокращением количества занятий в залах и помещениях.

8. Проведение во время перерывов между занятиями и по окончании работы текущей дезинфекции помещений и рабочих поверхностей, игрушек и игрового и иного оборудования.

9. Обеспечение дезинфекции воздушной среды с использованием приборов для обеззараживания воздуха.

10. Обеспечение после каждого занятия в отсутствии воспитанников сквозного проветривания залов и групповых помещений.

11. Обеспечение обработки обеденных столов до и после каждого приема пищи с применением моющих и дезинфицирующих средств; столовой и чайной посуды, столовых приборов после каждого использования путем погружения в дезинфицирующий раствор.

12. Организация работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания, а также перчаток.

13. Обеспечение постоянного наличия мыла, дозаторов с антисептическим средством для обработки рук для детей и сотрудников.

14. Усиление педагогической работы по гигиеническому обучению воспитанников и их родителей (законных представителей).

15. Обеспечение контроля за соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и сотрудниками.

16. Обеспечение допуска к посещению образовательного учреждения детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, только при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в образовательном учреждении.

17. Организация режима свободного посещения для воспитанников на основании письменного заявления родителей (законных представителей) воспитанников.

18. Обеспечение допуска к посещению образовательного учреждения воспитанниками после 5-ти дневного перерыва только при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в образовательном учреждении.

19. Обеспечение родителям (законным представителям), иным посетителям, сотрудникам входа в здание образовательного учреждения (как общественного места массового пребывания людей) только при условии использования средств защиты органов дыхания и рук (маски, перчатки).

График прихода обучающихся в детский сад в условиях распространения

COVID-19

При входе в учреждение будет осуществляться утренний фильтр (термометрия). Воспитанники и родители (законные представители) с повышенной температурой (37,1°С и более) или с признаками заболеваний в учреждение не допускаются.

С момента выявления лиц с признаками заболеваний администрация детского сада в течение 2 часов должна уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Для посещения детского сада необходимо принести справку от педиатра, о том, что ребенок здоров.

На территории детского сада родители (законные представители) должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (маска, перчатки) и соблюдать социальную дистанцию 1,5-2 метра.

«О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Администрация ГБДОУ № 40 уведомляет Вас:

ВНИМАНИЕ! Если Ваши дети не посещают образовательные учреждения (детский сад, школу, колледж и т.д.), то настоятельно рекомендуем строго следить за тем, чтобы ребенок находился дома, а не на улице, в кинотеатре, парке или других общественных местах. Это важно, прежде всего, для здоровья самого ребенка.

Внимание! Доступ в детский сад № 40 ограничен!

Нарушения речевого слуха

Речевой слух и фонематический слух

Слух – это способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде.

Принято различать:

Речевой слух – сложная способность, которая формируется при жизни. Звучащая речь состоит из фонем (звуков), интонаций, пауз, ударений. Он позволяет улавливать их и различать. Например, с его помощью человек отличает замОк от зАмка, миШку от миСки, коЗу от коСы и т. д.

Полушария мозга

Какое полушарие отвечает за речевой слух?

Человек воспринимает звуки с помощью кортиева органа – лабиринта, в котором плавают в лимфе звуковые клетки. Отсюда начинается сложный путь звуков от уха в височную часть коры больших полушарий – 41 поле. Эту зону также называют слуховой.

В зависимости от частоты звуковых колебаний в отдельных частях кортиева органа возбуждаются разные клетки. Они воздействуют на нервные окончания, и колебания преобразуются в нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга. Звуки разной высоты направляются в разные области коры.

Вся информация с левого и правого уха сначала попадает в оба полушария мозга. Однако обрабатываются звуки по отдельности в специальных зонах коры. Левое полушарие мозга отвечает за распознавание фонем. Но и правое полушарие в речевом слухе участвует – анализирует разные голоса и интонации.

Новорожденный трогает себя за ушко

Особенности развития

Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше.

По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.

Дети играют в испорченный телефон

Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи

Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.

Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:

Развитие произносительной стороны речи заканчивается к 4–5 годам. В 5 лет органы артикуляции достаточно сформированы, чтобы ясно воспроизводить все звуки, за исключением [р], [р‘]. В норме пятилетний ребенок также способен регулировать громкость речи, правильно произносить слова, строить предложения, использовать разные интонации.

Ребенок выступает на сцене

Речевой слух и культура речи

Культура речи – это умение правильно использовать все языковые средства: звуки, интонацию, лексический запас, грамматические формы. Высокая культура речи свойственна ораторам, актерам, поэтам, журналистам. Дети овладевают ею в процессе общения, слушания сказок и стихов. Речевой слух обеспечивает правильное произношение, улавливание интонаций, пауз и т. д.

Для поднятия культуры речи необходимо вырабатывать:

  • правильное речевое дыхание,
  • контроль над силой голоса, скоростью речи, интонацией.

Упражнение на развитие речевого дыхания

Развитие речевого слуха и дыхания

Для формирования фонематического слуха проводятся занятия, в том числе на развитие речевого дыхания. Пример упражнения:

В норме ребенок 2–3 лет может на выдохе произнести 2–3 слова, 3–4 лет – 3–5 слов, 4–6 лет – 5–6 слов.

Занятие с ребенком с нарушением речевого слуха

Нарушение речевого слуха

В раннем детстве ребенок слышит слова нечетко и с искажением. До 2–3 лет он еще не полностью понимает обращенную речь. Поэтому говорить о нарушении речевого слуха можно только по достижении 3 лет. Устанавливает его специалист – логопед. В столь раннем возрасте на отклонение главным образом указывает неправильное толкование отдельных слов. Например, взрослый просит показать на картинке мошку, а ребенок показывает кошку.

Явные признаки нарушения речевого слуха обнаруживаются после окончательного формирования артикуляционного аппарата. В 5 лет ребенок уже физиологически способен воспроизводить фонемы. Если он допускает грубые ошибки, это может быть признаком нарушенного фонематического слуха. Примеры таких ошибок:

  • замена и смешивание звуков;
  • перестановка букв, слогов;
  • пропуск или вставка лишних букв;
  • неверное ударение в словах.

Причиной нарушенного речевого восприятия может быть как педагогическая запущенность, так и всевозможные патологии: тугоухость, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга.

Особенности речевого развития детей с нарушением слуха

Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового.

Логопедическая работа включает 3 этапа:

  1. Развитие способности выделять звук на фоне слова.
  2. Вырабатывание навыка на вычленение звука в начале, конце и середине слова.
  3. Формирование сложного фонематического анализа: количество, последовательность звуков, местоположение и т. д.

Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист. В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память.


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопрозношению и по обучению грамоте. Некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи.

Под фонематическим слухом (основным компонентом восприятия речи) понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т.е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Он необходим для того, овладеть фонематической системой, так сказать "кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными.

Фонема (греч. “звук”) – минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений .

Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух – способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух – способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Некоторые советы на определение развития фонематического слуха

В первую очередь необходимо проверить физиологический слух детей:

1. Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: ухо, муха, нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит – отметить, на каком расстоянии.

2. Слышит ли он шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха? Слова для проверки даются те же.

3. При проверке слуха взрослый поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ.

4. Психологический тест "Изображение человека”. Если на детском рисунке человек изображен без ушей – то у юного художника имеются проблемы со слуховым восприятием.

Проследив закономерности формирования фонематического слуха, установили, что ребёнок при переходе к овладению фонематической системой языка должен научиться употреблять слово как название определённой вещи. Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, фонематический слух ребёнка оказывается сформированным.

Зная особенности формирования слухового восприятия и речевого слуха у дошкольников, а так же проблемы, которые могут возникнуть в результате формирования фонематического восприятия, педагог должен грамотно организовать работу по формированию у детей фонематического восприятия и речевого слуха. Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6 месяцев ребенокпутем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают вес тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой. Так формируется фонематический слух способность воспринимать звуки человеческой речи.

От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

К З-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).

Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

Различение звука в слове.

Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).

Придумывание слов на определённый звук.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже — учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы (глухонемоте). Таков нормальный ход формирования родного языка.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – М.: Акцидент, 2005. – 64с.

Даркулова К.Н.О преподавании фонетики в вузе (В поисках оптимального варианта курса)// Современное образование в Казахстане: состояние и пути реформирования: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Независимости РК. – Тараз: ТарГУ, 2001. -С. 67-69.

Даркулова К.Н.Лекции по фонетике современного русского языка: Учебное пособие //Шымкент: ЮКГУ им. М. Ауезова, 2007 г. – 192 с.

ЖуроваЛ.Е., ЭльконинД.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 2010. - С.213-227.

Кириллова Е.В.Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.

Презентация по логопедии на тему

Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Первая форма – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного.

Презентация по логопедии на тему "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по логопедии на тему

Презентация по логопедии на тему "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по логопедии на тему

• РЕЧЕВОЙ СЛУХ ДЕЛИТСЯ НА: • фонематический – различение фонем в речи; • физический – умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости; • • звуковысотный – умение улавливать мелодику речи; тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса; • ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.

Презентация по логопедии на тему "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по логопедии на тему

Презентация по логопедии на тему "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по логопедии на тему

В фонематическом слухе включены 3 речевые операции: • Умение распознавать наличие конкретного звука в слове; • Умение различать слова, где есть одинаковые фонемы, что расположены в разном порядке; • Умение различать слова, разные по значению, но с одинаковым или близким звучанием

Презентация по логопедии на тему "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по логопедии на тему

У развития речевого слуха есть несколько задач: • Воспитание звуковой культуры речи; • Расширение словарного запаса и его активизация; • Формирование грамматического построения речи; • Привитие навыков связной речи.

Презентация по логопедии на тему "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по логопедии на тему

Читайте также: